Презентация по обществознанию долг и совесть. Презентация на тему " долг и совесть". «Долг – это уважение к праву другого»
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Долг и совесть ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА. Жизнь, не освещенная чувством долга, не имела бы, в сущности, никакой цены. С. Смайлс
Как появился долг? Искра Божья (дан от Бога) Врожденный закон (общественный инстинкт) Формируется по мере развития общества Проанализируйте учебник стр.45. Долг – внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом.
Долг Моральный Общественный человек превращает требования морали в личную задачу, сам предъявляет к себе требования и следует им в жизни. все объективные обязанности, которые человеку в жизни необходимо выполнять.
Как мы можем охарактеризовать долг самаритянина? Ответ аргументируйте. Зависит ли исполнение долга от национальности, социального статуса? В каком значении мы сегодня употребляем словосочетание «добрый самаритянин»? Прочитайте притчу о добром самаритянине и ответьте на вопросы:
Назовите ваши обязанности: В учебе; На отдыхе; В семье; По отношению к друзьям.
Контроль исполнения долга:
Прочтите текст и заполните пропуски Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным ________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг – значит следовать по пути ________(2), делать по возможности ________ (3), не допускать в себе порочности, противостоять ________ (4). Но порой в долге усматривают лишь ________(5). Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою ________ (6). а) добро б) добродетель в) идеал г) ответственность д) зло е) принуждение ж) независимость
Виды санкций
Выделите ключевые слова синонимы к слову «совесть». Составьте схему. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества. М. А. Савицкий Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь. Шопенгауэр Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д. С. Лихачев Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. С. Моэм Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен
Домашнее задание Параграф 6 – пересказ. Подберите примеры из художественной литературы, кинофильмов о долге и совести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по основам духовно-нравственной культуры в 5 классе, учебник Н.Ф. Виноградовой, тема "Плод добрых трудов славен"
Презентация содержит материал к уроку №6 "Плод добрых трудов славен". В материал включены вопросы для проверки домашнего задания, сформулирована проблемная задача, даны задания для самостоятельной раб...
Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"
Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...
Презентация для 8 класса "Образование" раздел "Сфера духовной культуры"
Для актуализации знаний предложены задания из ГИА, на этапе освоения новых знаний применяются приемы технологии развития критического мышления: фишбоун и кластер. Предусмотрена работа с ФЗ "Об образов...
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Обществознание 9 кл. ДОЛГ И СОВЕСТЬ
Одной из основ духовного мира общества и человека является_____ (А). Она является ____(Б) и нормой оценки поведения людей в обществе. Она основана на _____(В). Она складывается из моральных норм и _____(Г).Они служат оценкой поступков, слов и ___(Д) людей. К аждый человек имеет моральную ___(Е), которая способствует выбору личного решения. 1. Мораль 7. Нормы 2. Намерения 8. Ответственность 3. Правила 9.Система ценностей 4. Свобода 5. Нравственность 6. Моральные ценности Заполните пропуски в тексте: 135624
общественный моральный Долг – независимая от желания самого человека обязанность необходимость выполнения обязанностей перед обществом, государством, народом, коллективом, семьёй и отдельным человеком. выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений.
Контроль за исполнением долга
санкции - меры воздействия на человека со стороны общества или государства
социальные санкции
Совесть способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков;
Собери пословицу Долг не ревёт, а честь смолоду. Сам погибай, а спать не даёт. Береги платье снову, товарища выручай
У высоконравственного человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите свое мнение, согласны ли вы?
§ 35, составить план по теме « Долг и совесть». Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности....
Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"
В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; о...
ДОЛГ И СОВЕСТЬ
Категории долг и совесть. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ – ЭТО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОРАЛИ. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ – НЕ ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. ТО, ЧТО ОБРАЗУЕТ ФОРМАЛЬНЫЙ АППАРАТ ТЕОРИИ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ В СТИХИЙНО ФОРМИРУЮЩЕМСЯ СОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА. К ПРИМЕРУ, КАТЕГОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРОЙ ПОЛУЧИЛО ИСТОЛКОВАНИЕ ЕЩЕ У АРИСТОТЕЛЯ, СУЩЕСТВУЕТ В СОЗНАНИИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИИ ЛЮБОГО ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ.
ПРИ ВСЕМ РАЗНООБРАЗИИ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ КАТЕГОРИИ: – добро и зло; – благо; – справедливость; – долг; – совесть; – ответственность; – достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства. Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу, а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности другими людьми,выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко обществом, перед апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.
Долг и совесть.
Ботяшина О.В.
Ученые считают, что моральный долг – это врожденный закон и общественный инстинкт. Атеисты: чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории. Верующие: чувство долга – это искра Божья, данная людям от Бога, вместе с разумом и голосом. Зима 1988 года. Землетрясение в Армении – стихия. Тысячи погибших. Специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности могут сократить число жертв. 1989 год. Землетрясение такой же силы в Сан – Франсиско. 67 человек погибли. 1986 год. Авария на Чернобольской АЭС. Причиной стало грубое нарушение правил эксплуатации и обслуживания оборудования станции.
Что такое долг.
- Долг связывает человека с другими людьми.
- Когда человек вступает в отношение с окружающими он приобретает объективные обязанности.
- На нас ложиться ответственность.
- Долг связывает нас с ними:
- Родители.
- Семья.
- Друзья.
- Одноклассники.
- Сослуживцы.
- Окружающие люди.
- Наш дом.
- Город.
- Родина.
Общественный.
Объективные обязанности, которые человек необходим в жизни выполнять. Обязанности существуют везде: На работе, на отдыхе, в учебе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, к окружающем людям, природе, самому себе.
Моральный.
Человек превращает требования морали в личную задачу.
Уметь преодолеть внутренний разлад и сомнения.
Твердо идти к поставленным целям.
Моральный долг как бы регулирует общественными домами.
Общественные обязанности регулируются правом, законами и имеют преимущественный характер.
- Исполнение долга контролирует внешний контроль и внутренний контроль человека.
- Януш Корчак (1879 – 1942) – польский педагог и детский врач. Перед войной стал директором дома сирот. Был приказ немцев об уничтожении всех детей, все они были евреями. На Януша Корчака приказ не распространялся. Януш Корчак поехал вместе с детьми в лагерь смерти.
- Самопожертвование – это моральный долг.
Самооценка человека.
Ответственность, осознание своего долга.
Внутренний моральный самоконтроль.
Глубокое и личное чувство.
Внутренние око.