Презентация на тему типы христианских храмов базилика. Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Русская деревянная архитектура

Ранняя христианская архитектура включает большинство европейских сооружений, которые были построены между 350 и 525 годами нашей эры, хотя некоторые историки полагают, что строительство ранних христианских церквей началось даже раньше, в 100 годах нашей эры. Среди элементов украшения, используемых древними христианами в конструкциях зданий того периода, были фрески, мозаики и скульптуры. Ранняя христианская Архитектура почти подобна романской, но отличается более импрессионистским представлением пространства. В этом списке собраны 25 невероятных примеров этого типа архитектуры.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе находится в Италии и является одной из ключевых достопримечательностей Равенны, Италия, построенной в 538 году. Широко признанная, как один из самых выдающихся примеров самых ранних христианских базилик, эта структура известна простотой и чистотой ее дизайна. Уникальная базилика имеет неф и всего два прохода.

Сан Марко в Риме

Базилика Сан-Марко находится в столице Италии и была построена в 336 году. Эта небольшая базилика в Риме была построена для св. Марка Евангелиста, чьи останки расположены под ее главным алтарем. Святилище являет собой древний формат базилики, а интерьер имеет элементы ранней христианской архитектуры, с деревянным потолком и мозаиками.

Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово также находится в Равенне и была построена в 504 году. Установленная в 5-м веке королем остроготов Теодором Великим, эта базилика была посвящена Спасителю. Апсида и атриум этой структуры подверглись нескольким реконструкциям, но мозаики ее боковых стен и 24 колонны хорошо сохранены по сей день.


Санта-Констанца

Санта-Констанца находится в Риме и была построена в 350 году. Эта церковь 4-го века в Риме была построена во время господства Константина I, как мавзолей для его дочери. Церковь имеет круглую форму и амбулаторий, который окружает центральный купол. Оригинальная структура украшена узорами из камня на своих стенах. Это сооружение считают главным примером ранней христианской архитектуры.


Базилика Ульпия

Базилика Ульпия находится в Риме и была построена в 98-117 годах. Это старое римское гражданское сооружение, которое является одной из самых важных древних базилик в Риме. В отличие от большинства христианских церквей, Ульпия не служила никаким религиозным функциям, а была администрацией торговли и юстиции в течение древних времен. Она выделяется большим центральным нефом, с четырьмя проходами по сторонам, а также рядами колонн и полукруглых апсид.


Храм Св. Марии Сионской

Этот храм был основан в Эфиопии в 4 столетии. Считающийся самой важной церковью в Эфиопии, Храм Св. Марии Сионской, по легенде, хранит Ковчег Завета. Оригинальная структура была построена во время господства первого христианского императора Эфиопии, Изана. Сегодня храм служит центром паломничества для эфиопских христиан.


Базилика Апарана

Базилика находится в Армении и была основана в 390 году. Расположенная в провинции Арагацотн, Базилика Святого Креста - одна из самых ранних армянских церквей в Апаране. Оригинальная структура была разрушена, но частично восстановлена в ее оригинальной форме в 1877.


Эль Джубайль

Эль-Джубайль был основан в Саудовской Аравии в 4 столетии. Это старая несторианская церковь, которая была обнаружена только в 1986. Правительство Саудовской Аравии скрывает это здание от туристов и даже местных жителей, чтобы минимизировать повреждения и максимально сохранить такое важное историческое наследие.


Ротонда Святого Георгия

Построенная римлянами в 4 столетии, ротонда Св. Георгия в Софии, Болгария - Ранняя христианская ротонда из красного кирпича. Она является самым древним зданием в городе. Ротонда расположена в центре древнего города Сердика, имеет цилиндрическую куполообразную структуру с квадратным фундаментом и знаменита своими фресками 12 - 14-го века.


Базилика Сант-Эусторджо

Сант-Эусторджо - базилика 4 столетия в Милане. Она является популярной остановкой для паломников, путешествующих к Святой земле, местом могилы Трех Волхвов. У базилики выдающийся интерьер с нефом и двумя проходами с крестовыми сводами. Восстановленная базилика построена в романском стиле, но первоначально это было раннехристианское здание.


Базилика Сан-Назаро

Полное название сооружения - Сан-Назаро в Броло, сооружение было построено в 382 году в Милане. Известная, как самая старая церковь латинского креста во всей Европе, Сан Назаро была первоначально построена, как подарок апостолам. План этой церкви являет собой греческий крест, с апсидами на руках. Под его алтарем находятся реликвии апостолов, а потолок нефа сделан из деревянных секций.


Сен-Пьер-о-Нонен

Базилика Сен-Пьер-о-Нонен была построена в 380 году в Метце, Франция. Эта структура была первоначально построена, как часть римского банного комплекса, но была позже преобразована в часовню. Известная, как самая старая церковь во Франции, она теперь является одной из самых популярных часовен бенедиктинского монастыря в Европе.


Сан-Симплисиано

Базилика 374 года в Милане, Сан-Симплисиано расположена в самом центре города и является второй старейшей базиликой Италии, построенной в форме латинского креста. У фасадов есть галереи, представляющие из себя порталы с окнами и арками в верхней части. Колокольня также украшена характерными окнами со средниками.


Сан-Лоренцо

Сан-Лоренцо в Милане - базилика 364 года. Крупнейшая церковь с ротондой для своего времени, Базилика Сан-Лоренцо - один из самых важных храмов в городе. Она расположена около парка Базилик на искусственном холме вдоль Виа Тичинезе, окружена каналами с водой и состоит из квадратного зала с четырьмя апсидами.


Монастырь Святого Антония

Монастырь Святого Антония расположен в западной пустыне Египта и был построен в 356 году. Коптский православный монастырь находится в египетском оазисе, скрытый глубоко в Горах Красного моря. Его считают одним из самых старых монастырей в мире. Монастырь также является одним из самых видных в Египте из-за его структуры, с отдельными садами, мельницей и картинами рыцарей в ярких цветах.


Трирский собор

Трирский собор был построен в 340 году в городе Трир, Германия. Это самая старая Римско-католическая церковь в Трире, известная своей богатой историей и продолжительностью жизни. Центр главной часовни собора сделан из римского кирпича и имеет пять симметричных секций. Он также имеет апсидальный полуцилиндр на своем внешнем фасаде.


Церковь Петра и Павла, Сербия

Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в 4 столетии в городе Нови-Пазар, Сербия. Это сербская Православная церковь - самая старая церковь в Сербии. Основанная во время римского правления, она является самым духовным местом сербской церкви. Сооружение имеет крупные колонны и восьмиугольную башню, скрывающую внутренний купол.


Санта-Мария-ин-Трастевере

Римская церковь Санта-Мария-ин-Трастевере была построена в 340 году. Базилика является одной из самых старых церквей во всем Риме. В архитектурном облике сооружения сразу же выделяются 22 гранитные колонны, посвященные коринфским и ионическим столицам. Интерьер базилики заполнен мозаиками Пьетро Каваллини.


Собор Святого Петра

Собор Святого Петра - легендарное сооружение в Ватикане, датирующееся 333 годом. Известный, как крупнейшая церковь в мире, собор Святого Петра - самая популярная христианская церковь на сегодня. Это одно из самых главных мест паломничества, особенно среди католиков, одно из самых святых католических мест. Церковь также считается величайшим строением ее возраста с точки зрения архитектуры.


Панагия Экатонтапулиани

Панагия Экатонтапулиани расположена в Парикии, Греция. Сооружение было построено в 326 году и также известно, как церковь 100 Дверей - историческая церковь на острове Парос. Главную часовню окружают две другие часовни, которые в общей сложности имеют сто дверей - отсюда и название.


Базилика Сант-Амборджо

Базилика Сант-Амборджо находится в Милане и ведет свою историю с 313 года. Самая старая базилика в Милане, с фасадом в форме хижины и лоджиями на нескольких уровнях. У самой низкой лоджии есть три галереи, в то время как верхняя лоджия раньше была местом, где епископы благословляли граждан. Галереи поддерживаются столбами и полуколонками.


Церковь в Антиохии

Церковь Святого Петра находится в Антиохии, Турция. Она была построена в период между 3 и 4 столетиями. Считается одной из самых старых церквей христианского мира, с пещерой, вырезанной в склоне горы Горы Стариус. У церкви есть напольные мозаики и фрески на правой стороне алтаря. Каменный алтарь расположен в самом центре, с каменной платформой на вершине.


Эчмиадзинский собор

Эчмиадзинский собор находится в городе Вагаршапат в Армении и был основан в период с 301 по 303 года. Главный собор армянской Апостольской церкви, Эчмиадзин - один из самых старых соборов в мире. Здание было построено после принятия Арменией христианства в течение третьего века. У него деревянные двери и фрески сцен из Ветхого Завета, а также крестообразный план с центральным куполом, пирсами и четырьмя апсидами.


Церковь Мегиддо

Мегиддо - церковь в Израиле, построенная в 300 году на одноименном холме. Это одна из самых старых церквей на Святой земле, а ныне археологический памятник. Сооружение было построено в период, когда христиане преследовались Римской империей. Среди наиболее достойных внимания особенностей этой церкви ее большая мозаика, которая содержит греческую надпись и несколько геометрических фигур и христианских символов.


Дура-Европос

Церковь Дура-Европос была построена в Сирии в период между 233 и 256 годами. Она известна, как самая ранняя идентифицированная христианская церковь в Сирии. Дура-Европос была преобразована в храм после завоевания персов. Она представляет из себя дом с отдельной залоподобной комнатой и фресками, которые служат ее баптистерием. Интерьер также заполнен древними христианскими картинами. В продолжение, читайте о самых необычных церквях и соборах мира.


Слайд 2

Храм Ирода в Иерусалиме (19 г. до н.э. – 70 г. н.э.) Многие события земной жизни Иисуса Христа связаны с Иерусалимским храмом

Слайд 3

В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм для посвящения Богу.Дева Мария и Иосиф были бедны, поэтому принесли в качестве полагающейся жертвы двух голубей. Старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя встретил в храме Деву Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира». В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.

«Сретение Господнее» (современная русская икона)

Слайд 4

Ежегодно на праздник Пасхи родители Иисуса посещают Иерусалим для участия в храмовом богослужении. В одно из таких посещений двенадцатилетний отрок Иисус остается в храме, родители ищут Его и затем находят сидящим среди учителей и спрашивающим их. На упрек Матери Иисус отвечает: Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?«Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». (Евангелие от Луки, гл. 2)

«Двенадцатилетний отрок Иисус в храме» (Современная коптская икона) «Преполовение» (Современная греческая икона)

Слайд 5

Во время своей земной жизни Иисус Христос посещал Иерусалимский храм, заботился о порядке в нем и его благолепии. «Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». «И говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

Своим примером Иисус Христос освятил обычай совершать богослужения в храме, освятив саму идею храма и необходимость в нем. «Изгнание торгующих из Храма» (Современная русская икона) «Изгнание торгующих из храма» (Мануил Панселин. XIII в. Фреска собора Протата в Карее, Афон)

Слайд 6

В беседе с самарянкой Иисус Христос сказал, что наступит время, когда Богу будут поклоняться не в одном только Иерусалимском храме, но и в других местах.

«Христос и самарянка» Современная коптская икона

Слайд 7

Молился Иисус Христос не только в храме. Тайную вечерю со своими учениками Он совершил в частном доме –Сионской горнице. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница называется матерью всех христианских церквей.

Иерусалим

Слайд 8

Одно из помещений перистильного дома представляла собой продолговатую комнату, разделенную рядами колонн на три части и являлась главной в гостевой части дома - называвшуюся«икос» или «экус». «Сионская горница» относилась к этому типу комнат перистильного дома.

Иерусалим, «Сионская горница» Наиболее распространенным типом богатого жилого дома начала I в. н.э. был перистильный тип.

Слайд 9

Перистильный тип жилого домаПланировочная система перистильного дома включала в себя две части: жилую и гостевую. В гостевую (парадную) часть дома имелся изолированный вход со стороны улицы. Центром композиции гостевой (парадной) части являлся открытый внутренний двор – перистиль – окруженный по периметру колоннами. Все помещения, окружавшие двор, имели выход в него и через него же освещались. Экус являлась одной из комнат в гостевой части дома и его пространство разделялось колоннами на 3 части.Среднее пространство экуса иногда бывало выше и шире боковых.

1 – Атрий (внутренний двор жилой части дома); 2 – Таберна (торговая лавка или мастерская); 3 – Крылья атрия; 4 – Переход (отдельный вход в гостевую часть дома; 5 – Перистиль (двор гостевой части); 6 – Экседра (комната или столовая, служившая местом отдыха, собраний, бесед) 7 –Таблинум (Помещение главы семьи - предназначалось для деловых встреч и приема клиентов, а также для хранения документов (табличек с записями). 8 – Экус (икос). Иерусалим. «Сионская горница»

Слайд 10

Гонения на христиан со стороны иудеев и принятие в христианскую общину язычников (без обрезания) прервали связь апостолов и их учеников с Иерусалимским храмом.

Общинный христианский дом в Дура - Европос, Сирия. 231 г. В период гонений появляются первые здания, построенные специально для совершения христианских богослужений, но внешне не отличающиеся от жилых домов. А – Вход; В – Двор – атриум; С – Вход на уровень баптистерия; D – Баптистерий; Е – Купель; F – Помещение для оглашенных (притвор); G – «Церковь». Лишь войдя внутрь, можно было - благодаря настенным изображениям и предметам церковного обихода - понять, что человек оказался в храмовом помещении. G F B D А

Слайд 11

Гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений.

Ниши –локулы; Кубикулы; Крипта; Капелла. 3 1 2 4 2 Б В Г Д А А. Алтарь; Б. Амвон; В. Солея; Г. Апсида; Д. Престол; Е. Притвор Катакомбные церкви(II – нач. IV вв.) Е 1 1 1

Слайд 12

Римские катакомбы(II – нач. IV вв.)

Катакомбы Присциллы в Риме

Слайд 13

По своему устройству катакомбы представляют собой сеть переплетающихся коридоров или галерей, на протяжении которых встречаются более или менее обширные комнаты: малые, средние и большие.

Ниши – локулы Кубикулы

Слайд 14

Согласно описанию крипт и капелл те и другие имели в плане форму четырехугольникас колоннами для поддержания потолка. Применительно к потребностям христианского богослужения передняя часть крипт и капелл предназначалась для духовенства, а остальная для мирян. В стенах крипт и капелл могли устраиваться специальные углубления для погребения усопших, а сами стены украшались священными изображениями. Для перекрытия крипт и капелл применялись как плоские, так и сводчатые, и арочные конструкции

Место для духовенства Место для верующих Крипта Схема принципиального решения Катакомбы св. Себастьяна в Риме Крипта

Слайд 15

РимКатакомбы св. Себастьяна Крипты(Реконструкция)

  • Слайд 16

    Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним решением.В глубине капеллы находилась полукруглая экседра (апсида). В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом для приготовления Таинства Евхаристии. По сторонам престола располагались места для священнослужителей. Аспидная часть крипт и капелл, как правило, приподнята над их средней частью. Если крипта или капелла строились близко к поверхности земли, то в средней части храма вырезался люминарий - колодец, выходящий на поверхность, откуда проникал дневной свет. Перед входом в капеллы устраивались небольшие тамбуры – притворы – для нахождения в них оглашенных (готовящихся принять крещение) и кающихся.

    Капелла Схема принципиального решения А Б В 1 2 3 4 5 А – Алтарь; Б – Церковь (место для молящихся); В – Притвор (место для оглашенных и кающихся); 1 – Апсида; 2 – Престол; 3 – Амвон; 4 – Солея; 5 – Люминарий; 6 – Алтарная преграда. 6 Рим, катакомбы Домитиллы

    Слайд 17

    Рим, катакомбы Домитиллы

  • Слайд 18

    Планировочное решение катакомбных церквей традиционно связано с планировкой «Сионской горницы»: их внутреннее пространство разделено рядами колонн на части – нефы.

    Перистильный дом («Сионская горница») Катакомбные церкви (крипты, капеллы) Крипта Капелла

    Слайд 19

    Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет законченный тип церкви, разделенной на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Но при сформированности объемно – пространственного решения катакомбного храма не решен его внешний облик. Иерусалимский храм I II III I II III Деление на три части внутреннего пространства катакомбного храма аналогично делению Иерусалимского храма

    Слайд 20

    С момента принятия Римом христианства как государственной религии (391 г.), встал вопрос о создании христианского храма, олицетворяющего в своем образе идею христианства.При этом объемно – пространственное решение храма должно сохранять уже сформировавшиеся в катакомбных церквах традиции и вмещать большое количество молящихся.В III – IV веках в Римской империи самыми красивыми и вместительными зданиями были базилики.Слово «базилика» - происходит от «базилевс» - «Царь и судья». В античном Риме базилики не имели религиозной функции и выполняли судебно-административным учреждением. Здания базилик были построены по плану продолговатого четырехугольника, внутреннее пространство которого делилось рядами колонн на три части (нефы), имели экседры и портики.

    Базилика Максенция – Константина (308 – 312 гг.)

    Слайд 21

    После принятия Римом христианства здания базилик после определенных изменений были отданы под первые христианские храмы.

    1 2 1 2 Римская базилика – судебно – административное здание Римский христианский храм - базилика

    Слайд 22

    Раннехристианские храмы – базиликиАрхитектурная традиция сформировавшаяся в катакомбных храмах и Сионской Горнице (четырехугольная форма плана, деление пространства на части колоннами, наличие экседры – апсиды), была причиной того, что христиане могли безбоязненно, не опасаясь разлада с церковной древностью и духом христианской веры, строить свои храмы по типу базилик.

    1 2 3 1 – базилика Сан-Джованни ин Латерно в Риме (~313 ~318 гг.); 2 – базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа (~333 г.); 3 – базилика монастыря Курси (Палестина). Кон. V в. С В

    Слайд 23

    Базилика Рождества Христовав Вифлееме (~ 333 г.)

  • Слайд 24

    Христианские храмы III – IV вв. имели определенные внешнюю и внутреннюю форму и вид, а именно: форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство этого четырехугольника разделяется рядами колонн на три, а иногда и пять частей, называемых «нефами» или «кораблями». Центральный неф, а иногда и боковые оканчивались полукруглым выступом (апсидой). Средний неф был больше и выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны выхода находилось преддверие, называемое «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо).

    В С Отличительными чертами планировочного решения и архитектуры такого христианского храма, начиная с IV века, являются: Ориентация алтаря на восток; Разделение внутреннего пространства на нефы рядами колонн; Обилие света, направленного сверху; Наличие открытого двора - атриума со стороны входа. Этот тип храма носит название церковной базилики или продольного храма. Атриум – двор перед христианской церковью – «райский сад» Римский христианский храм - базилика

    Слайд 25

    Базиликальный храм был единственной формой культового христианского здания вплоть до переноса столицы Римской империи в Византию (324 г.). Начиная с этого периода, и в особенности с момента официального разделения Империи на Западную и Восточную (395 г.), образуются новые типы храмов соответствующих различной стилистике и объемно – пространственным решениям.

    Римский христианский храм – базилика (продольный храм) Рим Базилика св. Петра 324 г. (Реконструкция)

    Слайд 26

    395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную Развитие формы Средневековой базилики 3 1 – Средокрестие; 2 - Апсида; 3 – Ориентализирующие капеллы; 4 – Лучевые капеллы; 5 - Нартекс Трансформация планировочного решения Римской христианской базилики Конец IV - X вв. Западная Римская империя Восточная Римская империя Византия Конец IV в. V в. VI в. VII в. Разрез А - А

    Слайд 27

    988 г.Крещение Руси Принятие христианства от Византии

    Приняв христианскую веру, священнослужителей и систему богослужения, Русь позаимствовала из Византии крестово-купольную систему решения каменных храмов. Крестово-купольная система на Руси была серьезно переработана, и таким образом, изначально приобрела существенные отличия в объемно – планировочном решении русских храмов от византийских. Церковная архитектура начинается на Руси с утверждением христианства. «Крещение Руси» Современная икона, Россия Киевская Русь (X – XI вв.)

    Слайд 28

    Отличия русских и византийских крестово-купольных храмов

    Монастырь Осиос Лукас в Фокиде (Конец X – 1-я пол. XI в.) Церковь Успения Богоматери (Десятинная церковь) в Киеве 989 – 996 гг. Первый каменный христианский храм Руси

    Слайд 29

    Церковь Панагии Горгоэпикоос в Афинах (X в.) Церковь Успения Богородицы в Дафни (пер. пол. XI в.) Византийские и русские крестово-купольные храмы X – перв. пол.XI вв. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (~1036 г.) Храм св. Софии в Киеве (1017 – 1034 гг.) Храм св. Софии в Новгороде (1045 г.) Храм св. Софии в Полоцке (~ 1050 г.) Византия Русь

    Слайд 30

    Византийские, русские и западно - европейские храмы XI – XIV вв. Западная (католическая) церковь Разделение христианской церкви на: Западную (католическую) – центр в Риме и Восточную (православную) – центр в Константинополе I II III Византия Планы романских соборов (XI - перв. пол XII вв..) План готического собора (Вт. пол XII- XIV вв.) 1054 г. Романский и готический стили Церковь Богородицы Паммакаристы (Радующейся) в Константинополе (вт. пол. XIII – нач. XIV вв.) Церковь Апостолов в Фессалониках1312-1315 гг. Русь 1 2 Собор Кирилловского монастыря. Киев, (1146 г.); Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском (1152 – 1157 гг.); Собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке (сер. XII в.); 4. Собор Федора Стратилата «на ручью» в Новгороде (1360 – 1361 гг.); 5. Храм Покрова на Нерли (1165 г.); 6. Собор Перынского скита в Новгороде (XIII в.); 7. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1347 г.) Восточная (православная) церковь) 5 1 2 3 4 6 7

    Слайд 31

    29 мая 1453 г.Взятие турками - османами Константинополя - столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению.

    Жан-Жозеф Бенжамен-Констант «Султан Мехмед II в покоренном Константинополе» Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей Османской империи. Османская империя

    Слайд 32

    После гибели Византии новым оплотом Православия стала Русь.

    «Константинополь пал, потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, – Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь – Церковь Русская» Филипп I, митрополит Московский, 1458 г. 1 2 Церковь 3 4 5 Дьяконник (ризница) 6 Алтарь; Средняя часть храма (церковь); Красные врата; Притвор или трапезная; Колокольня, звонница; Паперть. в В Иконостас Притвор или трапезная

    Посмотреть все слайды

    Надземные христианские храмы получили распространение только начиная с 4 века, когда император Константин сделал христианство господствующей религией, но первые дошедшие до нас сооружения датируются 2 веком. Основным типом раннехристианского наземного храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных архитектурных форм поздней античности. Прототипом христианского храма в форме базилики послужили гражданские постройки античного Рима с протяженным планом и нишей для президиума в торцовой стене. Такие сооружения предназначались для судебных заседаний. Собственно, само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь и судья. Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток, в восточной стороне которого установлен алтарь. Со стороны алтаря базилика завершается полукруглой пристройкой, получившей название апсиды, а с западной стороны расположен вход. Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых наиболее велик.Базилика ранних христиан уже содержит все основные элементы христианской церкви, которая традиционно делится на три части, имеющие как утилитарное значение для организации христианского культа, так и символические значение в религиозных представлениях о здании церкви. Эти части – пресвитерий, средняя часть храма и притвор или нартекс. Область пресвитерия служит для проведения служб и ее занимают только священнослужители; здесь расположен алтарь церкви (или главный алтарь, если их несколько). Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Притвор служит для так называемых оглашенных, то есть, людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать. Вместе с тем апсида является местом осуществления основного христианского таинства евхаристии, которое напоминает о воплощении Христа, о человеческой его природе. Например, среди наиболее знаменитых церквей, построенных Константином – три знаменитых базиликальных храма: у Гроба Господня, на Масличной горе и в Иерусалиме. Все три постройки имеют одну общую особенность – они завершаются пещерой, в которой произошел какой-то эпизод из жизни Христа. Базилика в Вифлееме заканчивалась пещерой, где родился Спаситель; храм на Масличной горе – пещерой, где Христос беседовал с учениками. Иерусалимский комплекс состоял из базилики Константина на Востоке и ротонды Воскресения на западе, которая обрамляла пещеру Гроба Господня. Таким образом, апсида этих храмов совмещается с местами, символически связываемыми с евхаристией. Кроме того, апсида всегда обращена на восток, так как здесь восходит дающее жизнь солнце и с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. Христиане считали, что рай находится на востоке, что восток – символ добра, а запад – символ зла и обитель дьявольских сил. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение.Апсида раннехристианской базилики, как правило, имела вид цилиндра со сводом в форме полусферы, который символизировал небесный свод. Такая конструкция апсиды стала, пожалуй, самой распространенной и воспроизводилась во многих типах христианских храмах последующих эпох. В раннехристианских базиликах интерьер церкви делился на нефы. Их могло быть три или пять, центральный неф всегда был шире и выше. В верхней части стен базилики делались освещающие интерьер окна. Во времена Константина особое распространение получила пятинефная базилика. Колоссальные базилики константиновской эпохи с обилием мощных колонн, покрытые деревянными крышами и позолоченными изнутри, не дошли до нашего времени и об их внешнем виде можно судить лишь по описаниям. Хотя большие кафедральные храмы с пятью апсидами продолжали строиться в течение всей истории церковного искусства, постепенно пятинефную базиликальную церковь вытеснила трехнефная. Кроме продольных нефов, в раннехристианских базиликах встречались поперечные нефы, образующие трансепт. Трансепт возник из-за необходимости вместить больше верующих вблизи алтаря церкви и завершал здание в алтарной ее области, образуя в плане букву «Т». Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, и план храма приобрел форму латинского креста. Кроме нефа и трансепта в раннехристианских базиликах был еще один архитектурный элемент – деамбулаторий. Это крытый проход вокруг пресвитерия, который служил продолжением нефа и позволял верующим продвигаться вокруг алтаря, не нарушая ход богослужения. В раннехристианских базиликах деамбулаторий встречался редко, и получил распространение в романских и готических церквях, начиная с 11-13 века. В раннехристианских базиликах мужчины и женщины находились отдельно в специально отведенных для них местах. Разделение по половому признаку было перенято из иудейской традиции: в синагогах женщины помещались наверху на специальных хорах. Также и в базиликах в боковых нефах существовали специальные галереи-эмпоры или так называемые «матронеумы», предназначенные для женщин.Одним из самых знаменитых храмов-ротонд является церковь в Риме под названием Сан Стефано ротондо. Также центрической конструкцией пользовались для возведения баптистериев и мартириев, которые строили в память о мучениках. Классическим примером для первого типа здания является Латеранский баптистерий, который построил еще Константин Великий, придав ему форму октагона. Второй тип храма был очень похож на ротонду Гроба Господня, которая доныне расположена в Иерусалиме на месте предположительной гробницы Христа. В 8-9 веках европейцы начинают строить еще один тип ротондовых церквей - дорцовые, например, «Королевская капелла», возведенная в Аахене. А когда множество стран устраивают крестовые походы, их участники строят так называемые обетные церкви или рыцарские, которые выглядят как палатиум с ротондой.
    На местах, где крестоносцы останавливались, они возводили часовни, мавзолеи, капеллы, которым придавали форму ротонды. Согласно идеям писателей Средневековья, ротонда являлась сооружением, имеющим идеальную форму. Согласно легенде, поведанной Шарфенбергом в поэме «Титурель» одноименный король нашел на месте, на котором задумал строительство храма, подробный план, как он должен был выглядеть. Это была ротонда. Такие храмы строили в Польше, Чехии, Венгрии и других центральноевропейских странах. Это связывают с действиями Кирилла и Мефодия в этом регионе.
    На Руси ротонды не прижились, так как их ассоциировали с чуждой религией. Но все же можно встретить ротонды с апсидами и башнями, ротонды-квадрифолии, многогранные церкви. Во время Ренессанса архитектором Д. Браманте была построена античная ротонда в Темпьетто. Случилось это благодаря влиянию Леонардо да Винчи и прочих просветителей, воспевающего великое Солнце и желающего построить ему храм.

    Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

    Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианскойвере , и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкамДревнего Рима , – ротонде и базилике.

    В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Копстапции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферическихтреугольников – парусов.

    Христианская базилика, к примеру Сапта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляетхристиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам – плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis – корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых.


    Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс – помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой – полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннеепространство , перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума.

    Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке.Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка.

    Архитектурные Типы христианских храмов Автор Солодкова Т.М. преподаватель Санкт-Петербургского музыкального колледжа. Цели работы

    • 1. Познакомить с историей становления архитектурных стилей христианского храма.
    • 2. Показать различные стили христианских храмов.
    • 3.Проследить логику развития архитектурной мысли.
    • 4. Понять единство многообразия христианских храмов, как зримое воплощение церковного символизма.
    Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир

    Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

    История создания стилей

    • Поскольку христианское богослужение в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое число людей. В те времена строительная техника не обладала возможностями сооружения конструкций, которые перекрывали бы значительные пролеты. Поэтому при необходимости создания обширного внутреннего пространства применяли компромиссные решения. В архитектуре арабских стран плоская крыша зала мечети опиралась на лес внутренних колонн. Иначе поступали строители христианских храмов. Они использовали с этой целью объединение нескольких меньших пространств.
    План и схема христианской базилики Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.
    • Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. В Греции базиликальный тип применялся длительное время - в упрощенной, и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Примеры: церковь св. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Анаргиры и св. Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.

    В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

    Крестово-купольный храм. Разрез

    Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Интерьер храма Софии в Фессалониках. Начало VIII века. Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
    • Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
    Церковь Катаполиани в Паросе. VI век. План храма Звартноц в Армении. 643-652 гг. Уникальный пример креста вписанного в ротонду. Храм святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. На боковом фасаде хорошо видна выступающая между двух ниш апсида. Храм святой Гаянэ в Эчмиадзине. 630 год. Армения Грузия. Грузинский монастырь Джвари в Мцхете известен своим великолепным собором, возведенным в 590-604 годы. Джвари относится к типу тетраконха. В храмах данного типа для перехода к барабану купола использовались не паруса, а тромпы. Джвари. Грузия. 590-604 гг. Собор Светицховели. Чертеж. Поперечный разрез здания.

    Главный собор Грузии - Светицховели - был построен в 1010-1029 гг. Он решен в виде трехнефного храма с рядами столбов в интерьере, но в отличие от собора Эчмиадзина имеет сильно вытянутые с запада на восток пропорции. В нём нет аллюзии на тетраконах. Здесь больше сходства с собором Ани, имеющим такой же вытянутый базиликальный план. Интересной особенностью обладают несущие купол столбы. С внутренней стороны они имеют большее число уступов, как бы обступая подкупольный квадрат.

    Византийские крестовокупольные храмы

    Мирелейон. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе. X век.

    Церковь Богородицы Паммакаристы в Константинополе. 1292-1294 гг. Интерьер храма на четырёх колоннах. Вид на алтарную апсиду. Капитель колонны и боковые своды церкви. Монастырь Пантократора в Константинополе. XII век. Из истории архитектурной мысли

    Номендантская дорога. Мавзолей Констанции

    Композиция центрического здания у Леонардо да Винчи "Храм в городе" из трактата Аверлино

    Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV.

    Церковь Троицы Гринёво Центричность здесь поглощается базиликальными Проверь себя

    • 1. Какие архитектурные сооружения называются храмами?
    • 2.Назовите основные типы христианских храмов, дайте краткую характеристику.
    • 3.Приведите примеры центрических храмов.
    • 4. приведите примеры крестово-купольных храмов
    ответы
    • 1. Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
    • 2. Базиликальный (Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.), центрический (Это центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии - постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий) , крестово-купольный типы (Квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.)
    • 3. Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Церковь Сан-Витале в Равенне.
    • 4.Церковь св. Ирины в Константинополе. Храм Софии в Фессалониках. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе.
    Литература
    • : «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) :
    • «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
    • Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,"АЗБУКА-КЛАССИКА", 2004.
    • А. И. Комеч ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА Х - НАЧАЛА XIIВ. ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
    • История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007
    • А.Ю. Казарян. Реконструкция Эчмиадзинского собора 620 г.
  • Статьи по теме: