Презентация на тему рене декарт философия. Презентация на тему «Рене Декарт» по философии. Доказательство существования Бога

1 слайд

2 слайд

Латинизированное имя - Рене Картезий (Cartesius) Место рождения: Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) (Франция) Место смерти: Стокгольм, Швеция Основные интересы: метафизика, эпистемология, математика 31 марта 1596 – 11 февраля 1650

3 слайд

Школа/традиция: картезианство, рационализм Направление: Европейская философия Основной вклад в философию: идея Cogito ergo sum; метод радикального сомнения; картезианский дуализм; онтологическое доказательство бытия Божия. Период: философия XVII века (философия Нового времени)

4 слайд

Признан основателем Новоевропейской философии. Последователи: Б. Спиноза, А. Арно, Н. Мальбранш, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль и др.

5 слайд

Биография. О детстве и юности известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из «Рассуждения о методе», переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась чрезмерной критике. Родился в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани; Учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет; В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права (где занимался ещё и изучением медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой; В 1617 Декарт поступает добровольцем на службу в протестантскую армию и много путешествует по Европе;

6 слайд

В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом; В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства; В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи; В1649 году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим (королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.

7 слайд

Основные философские труды. 1619 год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Именно в это время, как Рене сам писал в дневнике, ему открылись основания новой «удивительнейшей науки». «Мир, или Трактат о свете» (1633, опубликовано только в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; Работа «Рассуждение о методе» (1637), с которой и началась новоевропейская философия; Главное философское сочинение «Размышления о первой философии» (1641); «Первоначала философии» (1644) - компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора; Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г.

8 слайд

9 слайд

Рене Декарт - великий философ. Рене Декарт был не только гениальным естествоиспытателем, математиком, физиологом, но и великим философом. Основная цель его философии: устранение препятствий на пути объективно-достоверного познания. Его вклад в философию получил название картезианской революции, от Картезий – латинизированное имя философа.

10 слайд

Дуализм. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: При этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе – человеке - оказалась в принципе не разрешимой в его философии. протяжённая (res extensa) мыслящая (res cogitans)

11 слайд

Учение о субстанциях. Изучая проблему бытия, Декарт выводит базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия: Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

12 слайд

13 слайд

Доказательства существования Бога. 1. Наиболее известным является так называемый «онтологический аргумент»: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие. 2. В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо. 3. Основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы.

14 слайд

Классификация идолов. Как и у Ф. Бэкона, у Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждения:

15 слайд

Опорные точки рационализма. Центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину. До Декарта методология развивалась только в одном направлении – индуктивно (метод Ф. Бэкона): от единичного и частного ко все более общему. Декарт же на примере физических знаний отправлялся от самых общих положений и от них переходил к более частным положениям физики, достигая затем максимально конкретных наук. Благодаря его математическому складу ума определился путь от общего к частному – методология начала развиваться дедуктивно (метод Р. Декарта).

16 слайд

Рационалистический метод. Декарта не устраивала традиционная логика, более пригодная к рассмотрению уже известного, чем к открытию ещё нам неизвестного. Этими соображениями он руководствовался при разработке правильного метода: Самое важное правило требует считать истинным только то, что познается с очевидностью и отчетливостью (это правило требует избегать «опрометчивости и предвзятости»). Мысленно делить любое из «исследуемых мною затруднений» на предельно простые элементы. Придерживаться «определенного порядка мышления», отправляясь от предметов простых к познанию наиболее сложного. Пользоваться всегда полными перечнями, общими обзорами, в которых ничего не было бы упущено.

17 слайд

Понятие «ясного и внимательного ума». Главный принцип рационализма: Она также является важнейшим положением его методологии и гносеологии. Интуицию необходимо рассматривать в качестве естественного и одновременно интеллектуального света: интуиция отделяется от чувственных восприятий. Она есть прочное, отчетливое понятие «ясного и внимательного ума» - интуиция непосредственна. интуиция

18 слайд

Три класса идей. В познавательной деятельности Декарт усматривал: Идеи, который каждый человек получает извне; Образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме; Врожденные идеи, независимые от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличают: ясность, отчетливость, простота.

19 слайд

Помимо врожденных идей имеются и Пример: положение о невозможности того, чтобы одновременно одно и то же было и не было. Врожденность представляет собой предрасположенность, склонность к проявлению в определенных условиях. врожденные аксиомы

Лидерами научной революции 17 веке становятся уже не столько философымыслители, сколько выдающиеся учёныеноваторы. Один из них - Рене Декарт (Descartes, латинизированное имя – Картезий; ; Renatus Cartesius) (1596 - 1650), французский философ, математик, физик, представитель классического рационализма, дуалист.

ТРУДЫ ДЕКАРТА В 1629 -1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644). Декарт – один из родоначальников «новой философии» и новой науки. Но в отличие от Бэкона, апеллировавшего к опыту, он обращается к разуму и самосознанию. В основе философского мышления – принцип очевидности, или непосредственной достоверности, что требует проверки всякого знания с помощью естественного света разума.

ЕДИНСТВО НАУК Декарт считал, что «все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-нибудь одну из них в отдельности от всех прочих» . Единство наук Декарт отождествлял с философией. Основу, базис этой целостности Декарт находит во всеобщем методе.

COGITO ERGO SUM Декарт считал, что в мире нет ничего, что нельзя подвергнуть сомнению. Можно сомневаться даже в бытии Бога. Нельзя, однако, сомневаться в том, что ты сомневаешься, в том, что ты мыслишь. «В момент, когда мы отвергаем все то, в чем можем усомниться мы не можем в равной мере предположить, что мы сами, сомневающиеся в истинности всего этого, не существуем» . Cogoto ergo sum (мыслю следовательно существую). Если все иллюзорно, то мышление реально. Мышление существует. Мышление есть первая реальность (первая субстанция), которая очевидна из нее самой.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ ПРИРОДЫ Существование материальной субстанции (природы) следует доказать. У меня есть идеи, не зависящие ни от моей воли, ни от меня самого и не являющиеся «врожденными» . Эти идеи (благоприобретенные) происходят от материальных тел, от природы вне меня. Наши неразумные действия, желания, страсти не могут исходить ни от Бога, ни от мышления, следовательно они могут происходить только от природы. Поэтому природа должна существовать.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 1. Если у меня есть идея Бог, ясная и отчетливая, то должен существовать и сам Бог, как носитель этой идеи. 2. Мы либо должны признать наличие Бога, либо объявить себя критерием совершенства. 3. Бог как совершенная сущность должен обладать максимумом положительных признаков, в числе которых должен быть признак существования; а если что-то обладает признаком существования, то оно существует. 4. Только Бог мог соединить во едино (в человеке) две противоположные субстанции (душу и тело).

ЧЕЛОВЕК Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления). Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность. Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), движется или покоится, существует во времени (т. е. является смертной).

ДУША Душа находится в голове человека, в шишковидной железе, откуда она управляет телом: посылает сигналы конечностям тела и получает сигналы от них. На основе этих представлений Декарт открыл рефлекторную дугу. Душе присущи три вида идей: Врожденные идеи (идея Бога, идея cogito ergo sum, идеи математики, идеи логики, идеи моральных норм, философские идеи). Благоприобретенные идеи, образованные в результате взаимодействия человека с миром (идея теплого, твердого, идея тела, идея движения и т. п.) Идеи придуманные мной самим или идеи фантазии (тысячиугольник, химера, домовой и т. п.)

ДУАЛИЗМ Таким образом, существует две субстанции: мышление и природа, которые, существуют независимо друг от друга, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Такая философская позиция получила название дуализма.

РАЦИОНАЛИЗМ Декарт является основателем классического рационализма. Рационализм – это философское направление, согласно которому разум является основой нашего познания и поведения в обществе. Согласно Декарту, разум всесилен. Идеи разума ясны, просты, отчетливы и очевидны, чего нельзя сказать о вещах. Идеи необходимо истины. Логика нашего разума и логика мира, в котором мы живем, необходимо совпадают. Кредо рационализма было чуть позже сформулировано Б. Спинозой «Порядок и связь идей в разуме соответствуют порядку и связи вещей в мире, а потому мы можем равно вероятно идти в нашем познании либо от идей к вещам, либо от вещей к идеям» .

МИР КАК МАШИНА Декарт – представитель классической механики. Весь мир он представлял как огромный механизм, а отдельные предметы как небольшие механизмы (части огромной механической системы). Растения, животные можно объяснить законами механики, это тоже механизмы. Человек – механизм, наделенный душой.

ФИЗИКА Физика – это наука о телах. Судить о природе (телах) по чувственным данным невозможно, т. к. тела сложны, а наши чувства нас часто обманывают (пример с воском). Нужно начинать изучение тел с простого понятия – пространственного протяжения. По сути своей объекты (материя) есть просто протяжение (твердость, разряженность, форма, цвет, запах, вкус – иллюзорные характеристики).

ФИЗИКА Протяжение бесконечно (пустоты нет) и бесконечно делимо. Другая важнейшая характеристика мира – движение, которое вносится в мир Богом. Движение относительно, оно может рассматриваться только относительно какого-либо тела отсчета (центра системы координат). Движения вообще не существует. Каждая точка Вселенной – это маленький вихрь. В первоначальных хаос материи Бог внес силу, вследствие чего в материи складывались различные типы движения, которые взаимодействовали друг с другом, образуя звезды, планеты, кометы и др. космические тела.

МЕТОД Метод – это совокупность правил, следование которым приводит наш разум к истинному пониманию. Для построения своего философского метода Декарт берет дедукцию, то есть он идет в познании от общего – наиболее простого очевидного к частному, конкретному - наиболее сложному. Проблема состояла в выборе начального пункта рассуждения. Таким пунктом для Декарта является мышление, как простейшая субстанция, не требующая доказательства (в чем нельзя сомневаться).

ПРАВИЛА МЕТОДА Первое правило (правило очевидности). Истинным мы будем считать то, что ясно и отчетливо и в чем нельзя сомневаться. Формой утверждения истины является интуиция. «Очевидность заключается в ясности и отчетливости. Очевидность достигается посредством интуиции» – Декарт «Рассуждения о методе» .

ПРАВИЛА МЕТОДА Второе правило (правило анализа). Сложную проблему надо расчленить на части, которые были бы ясными и отчетливыми. «Для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного на простое» Декарт. Третье правило (правило дедукции). Восходить к частному, сложному от простого, ясного, общего. Каждый шаг к сложному должен проверяться интуитивно.

ПРАВИЛА МЕТОДА «Осознание движения имеет в качестве исходного пункта мысль о движении, а не его самого» Декарт. интуиция дедукция

ПРАВИЛА МЕТОДА « Первое (анализ) – это грубый факт, второе (дедукция) – это знание как он сделан; между ними посредник – разум» Декарт. Четвертое правило (правило энумерации). Это выявление полноты условий решаемой проблемы. При восхождении от простого к сложному мы не должны пропустить ни одной ступени. «Познать нечто значит рассечь его на простые элементы, сделав объектом прямой интуиции, потом снова соединить при помощи связей, выявленных непосредственно интуитивно» Декарт.

ИНТУИЦИИ РАЗУМА Истины, обладающие безусловной ясностью и отчётливостью – это интуиции разума; положения, которые разум непосредственно, без помощи вывода или доказательства, усматривает как достоверные. Рационализм и гуманизм Декарта – один из источников философии Просвещения.

Декарт стал самым влиятельным мыслителем 17 века. Его учение получило широкое распространение во Франции, Нидерландах, а затем и во всей Европе, несмотря на то, что в 1663 году работы Декарта были запрещены Ватиканом, а в 1671 году Людовик XIV запретил преподавание картезианства по всей территории Франции. Влияние этой философии отразилось на многих философских школах и направлениях.

Список терминов: ЭМПИРИЗМ (от греч. – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Материалистический сенсуализм утверждает, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоположность ему субъективноидеалистический эмпиризм признаёт единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм).

СПИСОК ТЕРМИНОВ: СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. К стоикам и к Аристотелю восходит классическая формула сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» .

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира (Гассенди, Гоббс, Локк – ХVII век; Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах – ХVIII век; Фейербах – ХIХ век). Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юм) видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Уже Протагор, провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные относительно только их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Дж. Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал сенсуализм идеалистически.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. rationalis, ratio – разумный, разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Термин «рационализм» используется, начиная с Х 1 Х века. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм ХVII-ХVIII вв. (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц). Рационализм – один из источников идеологии Просвещения, утверждавшей определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. Культ разума характерен и для французских материалистов ХVIII века, стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений фактический опыт всегда незакончен и неполон.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Эта особенность опыта входит в содержание индукции, делая её проблематичной. Поэтому индукция есть предвосхищение основания, на которое идут ради обобщений, принимая индукцию как источник предположительных суждений – гипотез, которые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных» принципов.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: ДЕДУКЦИЯ (от лат. deduction – выведение), переход от общего к частному. В более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, часто называют аксиоматико-дедуктивным. Хотя термин «дедукция» впервые употреблён, по-видимому, Боэцием, понятие дедукции фигурирует уже у Аристотеля («Первая Аналитика»).

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Декарт противопоставлял дедукции интуиции, посредством которых человеческий разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio – пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле – вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком – о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т. д.), с другой – способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение (психофизическое взаимодействие) было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга как с идеалистической (Лейбниц), так и материалистической (Гартли) позиций.

СПИСОК ТЕРМИНОВ: ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала. Термин «дуализм» был введён немецким философом Х. Вольфом.

Литература: Антология мировой философии. В 4 -х т. Т. 2. М. : Мысль, 1970. С. 192 -222, 231 -29 Субботин А. Л. Френсис Бэкон. – М. , 1974 («Мыслители прошлого). Асмус В. Ф. Декарт. – М. : Политиздат, 1956. Ляткер Я. А. Декарт. – М. , 1975. Чернов С. А. Начала философии. Ч. 1: Учебное пособие. – СПб. ГУТ – СПб. , 2002. С. 5864.

Текст слайда: Латинизированное имя - Рене Картезий (Cartesius) Место рождения: Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) (Франция) Место смерти: Стокгольм, Швеция Основные интересы: метафизика, эпистемология, математика 31 марта 1596 – 11 февраля 1650

Текст слайда: Школа/традиция: картезианство, рационализм Направление: Европейская философия Основной вклад в философию: идея Cogito ergo sum; метод радикального сомнения; картезианский дуализм; онтологическое доказательство бытия Божия. Период: философия XVII века (философия Нового времени)

Текст слайда: Признан основателем Новоевропейской философии. Последователи: Б. Спиноза, А. Арно, Н. Мальбранш, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль и др.

Текст слайда: Биография. О детстве и юности известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из «Рассуждения о методе», переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась чрезмерной критике. Родился в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани; Учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет; В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права (где занимался ещё и изучением медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой; В 1617 Декарт поступает добровольцем на службу в протестантскую армию и много путешествует по Европе;

Текст слайда: В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом; В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства; В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи; В1649 году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим (королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.

Текст слайда: Основные философские труды. 1619 год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Именно в это время, как Рене сам писал в дневнике, ему открылись основания новой «удивительнейшей науки». «Мир, или Трактат о свете» (1633, опубликовано только в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; Работа «Рассуждение о методе» (1637), с которой и началась новоевропейская философия; Главное философское сочинение «Размышления о первой философии» (1641); «Первоначала философии» (1644) — компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора; Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г.

Текст слайда: Основатели философии Нового времени.

Текст слайда: Рене Декарт — великий философ. Рене Декарт был не только гениальным естествоиспытателем, математиком, физиологом, но и великим философом. Основная цель его философии: устранение препятствий на пути объективно-достоверного познания. Его вклад в философию получил название картезианской революции, от Картезий – латинизированное имя философа.

Текст слайда: Дуализм. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: При этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе – человеке — оказалась в принципе не разрешимой в его философии. протяжённая (res extensa) мыслящая (res cogitans)

Текст слайда: Учение о субстанциях. Изучая проблему бытия, Декарт выводит базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия: Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Текст слайда: Доказательства существования Бога. 1. Наиболее известным является так называемый «онтологический аргумент»: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие. 2. В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо. 3. Основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы.

Текст слайда: Классификация идолов. Как и у Ф. Бэкона, у Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждения:

Текст слайда: Опорные точки рационализма. Центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину. До Декарта методология развивалась только в одном направлении – индуктивно (метод Ф. Бэкона): от единичного и частного ко все более общему. Декарт же на примере физических знаний отправлялся от самых общих положений и от них переходил к более частным положениям физики, достигая затем максимально конкретных наук. Благодаря его математическому складу ума определился путь от общего к частному – методология начала развиваться дедуктивно (метод Р. Декарта).

Текст слайда: Рационалистический метод. Декарта не устраивала традиционная логика, более пригодная к рассмотрению уже известного, чем к открытию ещё нам неизвестного. Этими соображениями он руководствовался при разработке правильного метода: Самое важное правило требует считать истинным только то, что познается с очевидностью и отчетливостью (это правило требует избегать «опрометчивости и предвзятости»). Мысленно делить любое из «исследуемых мною затруднений» на предельно простые элементы. Придерживаться «определенного порядка мышления», отправляясь от предметов простых к познанию наиболее сложного. Пользоваться всегда полными перечнями, общими обзорами, в которых ничего не было бы упущено.

Текст слайда: Понятие «ясного и внимательного ума». Главный принцип рационализма: Она также является важнейшим положением его методологии и гносеологии. Интуицию необходимо рассматривать в качестве естественного и одновременно интеллектуального света: интуиция отделяется от чувственных восприятий. Она есть прочное, отчетливое понятие «ясного и внимательного ума» — интуиция непосредственна. интуиция

Текст слайда: Три класса идей. В познавательной деятельности Декарт усматривал: Идеи, который каждый человек получает извне; Образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме; Врожденные идеи, независимые от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличают: ясность, отчетливость, простота.

Текст слайда: Помимо врожденных идей имеются и Пример: положение о невозможности того, чтобы одновременно одно и то же было и не было. Врожденность представляет собой предрасположенность, склонность к проявлению в определенных условиях. врожденные аксиомы

Текст слайда: Методическое сомнение. Главный вопрос философии: Исследование возможности достоверного научного знания и метод, посредством которого можно достичь такого знания. ? Существует ли достоверное знание, которое могло бы служить фундаментом, опорой для всей науки?

Текст слайда: Решение этих задач имело своей предпосылкой преодоление философского скептицизма. Первый шаг в его опровержении: всеобщее и полное сомнение. А сомнение – это мыслительная деятельность.

Текст слайда: Непосредственная достоверность сознания. В качестве мыслящего я наверняка существую: Достоверное знание существует, т.к. существует сам мыслящий человек. «Я мыслю, следовательно, я существую». (Cogito ergo sum…)

Текст слайда: Этические взгляды. идея совершенного существа как истинного объекта любви; идея противоположности духа материи, предписывающая нам удаляться от всего телесного; идея бесконечности вселенной, предписывающая "возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью; идея солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу.

Текст слайда: Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире. (с) Здравый смысл — самая распространенная вещь на свете потому, что каждый думает, будто наделен им в полной мере. (с) Одиночество нужно искать в больших городах. (с) Чему завидуют больше всего, так это славе. (с) Жажда отличий при недостатке характера сгибает одного человека перед другим. (с)

Текст слайда: Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. (с) Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды и желания. (с) Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. (с) Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (с) Ничто из ничего не получается. /Ex nihilo nihil fit/. (с) Мы можем давать себе отчет о состоянии здоровья нашего тела, но о состоянии ума — никогда. (с)

Текст слайда: Спасибо за внимание!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Рене Декарт" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Рене Декарт

Слайд 2

Слайд 3

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился в городе Лаэ, ныне Декарт, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

Биография

Слайд 4

В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, занимался математическими исследованиями. Затем он поступил на службу (1617) - сначала в Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу. В Париже, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем - ещё несколько лет участия в войне. По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет. Он ведёт переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. В 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.

Бюст Рене Декарта украшает библиотеку Университета Ла Флеш.

Слайд 5

Появляются книги Декарта: «Рассуждение о методе…» (1637) «Размышления о первой философии…» (1641) «Начала философии» (1644)

Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции. В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни. В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году).

Королева Кристина беседует с Рене Декартом

Слайд 6

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции. Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре. В честь учёного назван кратер на Луне.

Слайд 8

Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

Научная деятельность

1637 - главный математический труд, «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках» В книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике. Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - нуль).

Символическая алгебра - «Всеобщая математика», объясняющая «всё относящееся к порядку и мере».

Слайд 9

Создание аналитической геометрии (перевод исследования геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, анализирование уравнения кривой в некоторой системе координат) нужно аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). открытие множества положений, неизвестных древним и современным ему математикам. Приложение «Геометрия» методы решения алгебраических уравнений, классификация алгебраических кривых. новый способ задания кривой - с помощью уравнения. формулировка точного «правила знаков» для определения числа положительных корней уравнения.

Слайд 10

Формулировка основной теоремы алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке.

Слайд 11

Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости, формулировка закона сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664). Исследование законов удара, чёткая формулировка закона инерции (1644). «Диоптрика» (1637), где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Первый математически вывел закон преломления света на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • «Философия Возрождения» - Николло Макиавелли. Доблести принципса. Аргументы рационалистов. Идолы разума. Методологическая доминанта в исследованиях. Жан Боден. Философия Нового времени. Гуманизм эпохи Возрождения. Научная и техническая революции. Развитие техники. Критерий сравнения. Антропоцентризм. Философия Возрождения. Возрождение.

    «Немецкая классическая философия» - Критика способности суждения. Основные идеи. Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию. Иммануил Кант. Механика Ньютона. Кант выступает как эмпирик. Гипотетические императивы. Учение о явлениях. Критика практического разума. Характер долженствования. Знание. Знаменитый вопрос. Знания, предшествующие опыту.

    «Западная философия 19-20 веков» - Материалистическое учение. Неопозитивизм. Философия. Марксистская философия. Философия жизни. Идея материалистического понимания истории. Философская антропология. Изменения. Основные направления. Культура XIX и XX веков. Западноевропейская философия XIX-XX века.

    «Философия 20 века» - Люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов. Герменевтика. Сны. Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины. Изменения в экономической жизни западных стран. Главные труды З.Фрейда. Основная идея неотомизма. Карл Густав Юнг. План. Новейшая история. Роль науки нельзя оценить однозначно.

    «Неокантианство» - Веберовская типология социального действия. Вебер. Участники жертвовали собственным комфортом. Релятивизм. Модель поведения. Предположительное объяснение. Познание. Действия и высказывания. Содержание знания. Неокантианцы. Доказательное установление истины. Неокантианство. Прагматизм. Стартовые наборы наших субъективных ценностей и культурных образцов смыслополагания.

    «Немецкая философия» - Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Фейербах убеждён, что чувственность - единый источник истинного знания. Философия Фейербаха. Такой категорией является бытие. Иммануил Кант. Этика Иммануила Канта. Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом.

    Всего в теме 17 презентаций

    Статьи по теме: