Презентация на тему проблемы конфликтов в психологии. Презентация по психологии на тему "конфликт". Конфликты в обществе

Cлайд 1

Cлайд 2

План 1. Понятие и классификация конфликта 2. Модель конфликта, причины его возникновения 3. Методы управления конфликтами

Cлайд 3

Конфликт Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие субъектов взаимодействия противоречие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое

Cлайд 4

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент Конфликтная ситуация - период скрытого нарастания противоречий инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

Cлайд 5

Типы конфликтов Между фирмой и правительственными органами, между фирмами Конструктивные и деструктивные деловые и личностные внутриличностный, межличностный, личность - группа, межгрупповой кратковременные и затяжные лихорадящие и разрушительные

Cлайд 6

Два подхода к конфликтам Конфликты - нежелательное явление (школа научного управления. Конфликты разрушают ресурсы, прежде всего, человеческие) - дисфункциональные конфликты желательные. Позволяют выявлять альтернативы и находить наилучшие решения. Функциональные конфликты

Cлайд 7

Позитивные и негативные стороны конфликта Разрядка напряженности выявление разных точек зрения получение новой информации об оппоненте стимулирование к изменениям и развитию сплочение коллектива против внешнего врага Большие эмоциональные и материальные затраты увлечение процессом в ущерб работе увольнение сотрудников снижение дисциплины ухудшение СПК уменьшение степени сотрудничества сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта)

Cлайд 8

Модель конфликта Конфликт не происходит Управленческая ситуация Источник конфликта Возможность разрастания конфликта Реакция на ситуацию Конфликт происходит Управление конфликтом Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта

Cлайд 9

Причины конфликтов Распределение властных полномочий ограниченность ресурсов различия в целях и их противоречивость (снабженцы и финансисты) взаимозависимость заданий плохая коммуникация психологическая несовместимость (М и Х травмируют друг друга) различия в манере поведения и жизненном опыте различия в оценке ситуации и мнениях

Cлайд 10

Сотрудников с руководством несоразмерность прав и ответственности невыполнение своих должностных обязанностей брак в работе плохие условия труда неэффективное использование рабочего времени отсутствие творческой инициативы

Cлайд 11

Признаки проявления личностного конфликта Снижается заинтересованность в работе работник становится критически настроенным, ворчливым повышается защитная реакция работник больше ошибается работник начинает пить, принимать наркотики

Cлайд 12

Конфликтогены Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту стремление к превосходству (снисходительная позиция, хвастовство, категоричность, навязывание своих советов и т.п.) проявление агрессивности проявление эгоизма

Cлайд 13

Стадии регулирования конфликта Определение сущности проблемы определение основной причины анализ предшествующих взаимоотношений участников поиск возможных путей разрешения конфликта принятие совместного решения о выходе из конфликта реализация совместно намеченного способа оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта

Cлайд 14

Управление конфликтами Это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей Способы разрешения конфликтов: Административные педагогические структурные межличностные

Cлайд 15

педагогические убеждение, взаимное примирение сторон признание вины одним из участников нормативный метод разделяй и властвуй метод «козла отпущения» Выбор наименьшего из двух зол дайте человеку возможность высказаться посредничество третьего лица увеличение дистанций между участниками

Cлайд 16

Структурные Разъяснение требований к работе использование специальных координационных и интеграционных механизмов для конфликтующих сторон установление комплексных целей, объединяющих конфликтующие стороны использование системы вознаграждения. Не поощрять неконструктивное поведение отдельных групп или лиц

Cлайд 17

Стратегии управления конфликтом Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

"Конфликты в обществе"

«Плохой мир лучше хорошей ссоры»


  • Сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

План:

  • Конфликт
  • Типы конфликтов
  • Способы протекания
  • Пути выхода из конфликта

Понятие «конфликт»

спор, столкновение.

Что такое «конфликт»?

Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах.

Истинная причина + повод = КОНФЛИКТ


Социальное

неравенство.

Несовпадение ценностей индивидов в обществе.

Религиозные различия.

Эгоистичность людей.

Противоположность интересов.

Несовершенство человеческой психики.


По участникам

По сферам

По характеру

  • Внутриличностные

1)Подлинные

2)Случайные

1)Экономические

2)Политические

3)Культурные

4)Религиозные

5)Бытовые

2)Межличностные

3)Социальные

4)Межгосударственные


Способы протекания

  • Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов
  • Компромисс – взаимные уступки
  • Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон
  • Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её
  • Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции

Пути выхода из конфликта

  • Компромисс – решение проблемы через взаимный уступки сторон.
  • Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
  • Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
  • Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
  • Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Подумайте:

1.Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при решении конфликта?

2. Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт - это хорошо или плохо?


Позитивная

Негативная

1.Вскрывают назревшие проблемы.

2.Стимулируют исправление недостатков.

3.Способствуют обновлению жизни.

4.Снимают напряженность в обществе.

1.Создают стрессовые ситуации.

2.Могут дезорганизовать жизнь людей.

3.Могут разрушить социальные связи.

4.Могут вызвать раскол общества.


Домашнее задание:

  • Прочитать п.23, ответить на вопросы.
  • Составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями, знакомыми»

Презентация по управленческой психологии на тему: «Конфликты в организации» Основу конфликтных ситуаций на предприятии составляет столкновение интересов, мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов… Этапы конфликта: Первый этап конфликта – конфликтная ситуация (открытого столкновения еще нет). На втором этапе целенаправленно или случайно происходит инцидент, действие, направленное на обострение конфликтной ситуации. Третьим этапом (стадией) конфликта считаются кризис и разрыв отношений между оппонентами (этап состоит из двух фаз – конструктивной, когда еще сохраняется возможность совместной деятельности, и деструктивной, когда никакое сотрудничество между оппонентами уже невозможно). На четвертом этапе происходит завершение конфликта (если же конфликт затягивается, то он из объективного превращается в субъективный) Классификация конфликтов. Они различается по: -способу разрешения (антагонистические, компромиссные); -по природе возникновения (социальные, организационные, эмоциональные); -по направлению воздействия (вертикальные, горизонтальные); -по последствиям (конструктивные, деструктивные); -по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные); -по количеству участников (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые). Основные группы причин, способствующих возникновению конфликтов в организации: – – – Причины, порожденные процессом деятельности (технологическая взаимозависимость; перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень; невыполнение функциональных обязанностей; несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и ценностям) Причины, порожденные психологическими особенностями человеческих отношений (взаимные симпатии и антипатии; неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе, нарушение принципа территориальности и т.д.). Причины, порождаемые личностным своеобразием членов коллектива (неумение контролировать себя; низкий или слишком высокий уровень самоуважения; повышенная тревожность; агрессивность; чрезмерная принципиальность в сочетании догматизмом и др.). Пути предупреждения и разрешения конфликтов: -Взаимное примирение сторон, при котором конфликтная ситуация прекращается. (Сложность – поиск объективной стороны примирения). -Путь компромисса, при котором частично удовлетворяются притязания всех сторон, осуществляются взаимные уступки. -Разрешение конфликта на принципиальной деловой основе. Способы регулирования конфликтов: - Соревнование (конкуренция) – стремление - - добиться своего в ущерб другим. Избегание – отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденций к достижению собственных целей. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов других. Сотрудничество – альтернативное решение, полностью удовлетворяющее интересы всех сторон. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок. Принимается вариант, снимающий возникшее противоречие. Основные правила бесконфликтного общения (на личностном уровне): - Не использовать конфликтогены (слова, действия, способствующие возникновению и развитию конфликта). - Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген. - Проявлять эмпатию к собеседнику. - Делать как можно больше положительных посылов. Карта конфликта. Из схемы видно, что центральное место в ней отводится констатации той проблемы, которая вызвала противостояние конфликтующих сторон и требует своего решения. Затем отмечаются стороны, непосредственно участвующие в конфликте, их интересы и опасения относительно возможных потерь. Остается на карте место и для указания сторон, причастных к конфликту, который так или иначе затрагивает их интересы и вызывает озабоченность своими последствиями. Составление такой карты позволит: - ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций; - создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания; - конкретизировать собственную точку зрения и понять точку зрения других; - создать атмосферу эмпатии, т. е. даст возможность сторонам конфликта увидеть проблему глазами оппонента и признать его мнение; - выбрать новые пути разрешения конфликта. Несмотря на то, что вы стараетесь строить свои взаимоотношения с другими людьми на принципах доброжелательности и гармонии, конфликты, увы, случаются. Поэтому очень важно обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы трудовые взаимоотношения не рвались с каждым конфликтом, а наоборот, развивались и крепли.

Способы разрешения конфликтных ситуаций

Слайд 2: Конфликт

одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. Неужели конфликты - это необходимый атрибут человеческого общества? Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт - это хорошо или плохо?

Слайд 3: Типы конфликтов

В реальных конфликтах имеет место противоречие, разногласие в интересах, желаниях, стремлениях, нарушающее нормальное взаимодействие людей, мешающее достигать цели и приводящее к противоборству. Разрешение такого конфликта направлено на достижение определенного результата - устранение противоречия.

Слайд 4

В надуманных (нереалистических) конфликтах целью конфликтующих сторон является выражение отрицательных эмоций, выяснение отношений, а не устранение реального препятствия, противоречия. Конфликт здесь лишь повод обидеть, уязвить, унизить собеседника; зачастую, если спросить у конфликтующих: «Что вы реально хотите выяснить, чего добиться?», то они сами не могут ответить на этот вопрос: «Да так, просто - чего она лезет, когда голова болит?!».

Слайд 5

Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения

Слайд 6: Основные структурные элементы конфликта

1. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящихся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих

Слайд 7

2. Предмет конфликта – то из-за чего он возникает 3. Образ конфликтной ситуации - отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей – может существенно отличаться у разных сторон конфликта.

Слайд 8

4. Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей 5. Позиции конфликтующих людей - то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют

Слайд 9: Причины возникновения конфликтов

Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях Частные: связанные с конкретными видами конфликтов

10

Слайд 10

Возможность возникновения конфликта без реально существующих противоречий, в ситуации «слово за слово»

11

Слайд 11: Конфликтогены – слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта

Незаслуженные или унизительные упреки Негативные обобщения, «навешивание « ярлыков» Настойчивые советы, предписания по поводу того как другому человеку следует себя вести Указания на факты, которые не имеют отношения у теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения Неуместная ирония, сарказм Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие цель «выпустить пар»

12

Слайд 12

Рветесь в спор 765432 1 Уклоняетесь от спора Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений 765432 1 Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать 765432 1 Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов 765432 1 Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента 765432 1 Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента Тест «Самооценка конфликтности»

13

Слайд 13

Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку 765432 1 В напряженной обстановк(чувствуете себя неловко Считаете, что в споре надо проявлять свой характер 765432 1 Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции Не уступаете в спорах 765432 1 Уступаете в спорах Считаете, что люди легко выходят из конфликта 765432 1 Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя 765432 1 Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

14

Слайд 14

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов - на высокую; 50 баллов - на выраженную конфликт­ность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций

15

Слайд 15: Стратегии поведения в конфликте

16

Последний слайд презентации: Конфликты и причины их возникновения

Избегание - стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Часто уклонение предполагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. Линия поведения типа «ни да, ни нет» (стратегия «проигрыш/проигрыш»). Приспособление – подстройка под собеседника, отказ от своих интересов. Один собеседник уступает другому. При этом приспосабливающийся часто делает вид, что ничего не произошло, скрывая свои негативные эмоции (стратегия «проигрыш/выигрыш»). Компромисс – решение конфликта через взаимные уступки. Разрешая конфликт, таким образом, оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся получить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отношений (стратегия «частично проиграть/проиграть» и «частично выиграть/выиграть») Соперничество – это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера. Конкуренция, стремление к доминированию (стратегия «выигрыш/проигрыш»). Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта. Иногда для этого необходимо отложить получение желаемого результата на некоторое время (стратегия «выигрыш/выигрыш»).

Слайд 1

Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения. Задачи: 1) Выявить причины конфликтов. 2) Исследовать конфликтную ситуацию в гимназии 3) Показать способы разрешения конфликтов (видеоролик) 4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе. Актуальность: Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком. План работы: 1. Что такое конфликт и его типы. 2. Причины конфликтов. 3. Конфликтная ситуация и его участники. 4. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
Социально значимый проект «Мое место в обществе»

Слайд 2

Конфликт и способы его решения
В опросе участвовали: 5-8кл.

Слайд 3

Опрос учащихся 5-8 классов гимназии

Слайд 4

Как вы понимаете, что такое конфликт?

Слайд 5

Считаете ли вы себя конфликтным человеком?

Слайд 6

Как часто вы становитесь участником конфликта?

Слайд 7

Что на ваш взгляд является более частой причиной конфликта?

Слайд 8

Выберите положения, которые помогут вам выйти из конфликта?

Слайд 9

Как вы считаете, есть ли победители в конфликте?

Слайд 10

Результаты опроса: В гимназии 50 % учащихся – конфликтные люди или склонны к нему; 40 % не знают эффективные способы выхода из конфликта; 43 % основной причиной конфликта называют разногласие в мнениях и вкусах, что говорит об отсутствии толерантности
Вывод:

Слайд 11

наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликт - это

Слайд 12

Субъект Субъект Предмет конфликта Оппонент- противоборствующая сторона в конфликтной ситуации Причина конфликта – обстоятельства, которые связаны с потребностями конфликтующих сторон. Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться.

Слайд 13

Позитивные Снятие напряженности между конфликтующими сторонами, происходит выход негативных эмоций; Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников, и тем самым способствует решению возникающих проблем; Конфликты позволяют выявлять проблемы в отношениях, способствует изменениям, которые необходимо провести;
Функции межличностных конфликтов
Негативные Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте, переживания. Конфликт может привести к ухудшению взаимоотношений в группе, с другими людьми. Чрезмерное увлечение конфликтом вредит учебе, делам. Сложное восстановление межличностных отношений («шлейф конфликта»)

Слайд 14

Стадии конфликтов

Слайд 15

Стили поведения в конфликтной ситуации

Слайд 16

Стили поведения
Стиль поведения Характеристика
Конкуренция, соперничество («акула») Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
Сотрудничество («сова») Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон
Компромисс («лиса») Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет
Избегание, уклонение («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей
Приспособление («медвежонок») Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Слайд 17

Рассмотрите конфликтные ситуации, определите причины их возникновения

Слайд 18

Самые распространённые причины

Слайд 19

Рассмотрите конфликтные ситуации, определите причины их возникновения.
1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе. 2. Два мальчика поссорились: один считает, что друзья должны рассказывать друг другу все секреты, а второй утверждает, что и у друзей могут быть тайны друг от друга. 3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что лучше бело-золотое, другая – что чёрно-синее. 4. Девочка сказала маме, что пошла на тренировку, а вместо этого ушла гулять с друзьями.

Слайд 20

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... . 2. Будьте ……. и …… . В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого. 3. Думайте не только о своих ……., заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен. 4. Не …… другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто……. 6.Помните: «…… в конфликте нет!»
Правила «неконфликтных людей»

Слайд 21

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить. 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого. 4. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен. 5. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 6. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. 7.Помните: «победителя в конфликте нет!»
Правила «неконфликтных людей»

Слайд 22

1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить. 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. 3. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен. 4. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. 6.Помните: «победителя в конфликте нет!»
Правила «неконфликтных людей»

Статьи по теме: