Презентация на тему "огюст конт - основоположник научной социологии". Огюст Конт. Основоположник научной социологии Идеи социальной философии в трудах конта презентация

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, основоположник социологии как науки. В своих трудах он провозгласил позитивизм как новое направление научного мышления, обосновал место социологии в системе позитивных наук, представил ее методологию, предложил статистический и динамический аспекты анализа общества, рассмотрел стадии общественного прогресса, а также соответствующие им политические и духовные процессы. Социологические воззрения О. Конта формировались под влиянием работ французских философов и историков Р. Декарта, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А. Тюрго, Ж. Кондорсе и Ж. Местра, непосредственного общения с К. Сен-Симоном. К числу своих "духовных наставников" О. Конт причислял английских философов Ф. Бэкона и Д. Юма, итальянского ученого Г. Галилея, немецкого философа Г. Лейбница. Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, основоположник социологии как науки. В своих трудах он провозгласил позитивизм как новое направление научного мышления, обосновал место социологии в системе позитивных наук, представил ее методологию, предложил статистический и динамический аспекты анализа общества, рассмотрел стадии общественного прогресса, а также соответствующие им политические и духовные процессы. Социологические воззрения О. Конта формировались под влиянием работ французских философов и историков Р. Декарта, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А. Тюрго, Ж. Кондорсе и Ж. Местра, непосредственного общения с К. Сен-Симоном. К числу своих "духовных наставников" О. Конт причислял английских философов Ф. Бэкона и Д. Юма, итальянского ученого Г. Галилея, немецкого философа Г. Лейбница.

Слайд 3

Описание слайда:

Из произведений А. Тюрго и Ж. Кондорсе он заимствовал идеи о том, что прогресс разума человека есть причина изменения общества и о грех стадиях прогресса. Главный лозунг социологического учения Конта о социальной статике и социальной динамике: "Порядок и прогресс" восходит к идее порядка у Ж. Местра. Первенство употребления терминов "позитивная философия" и "социальная физиология" принадлежало К. Сен-Симону, также как и идея о необходимости подходить к изучению социальных явлений, используя методологию наук естественных. Как писал Ф. Энгельс: "Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона". Из произведений А. Тюрго и Ж. Кондорсе он заимствовал идеи о том, что прогресс разума человека есть причина изменения общества и о грех стадиях прогресса. Главный лозунг социологического учения Конта о социальной статике и социальной динамике: "Порядок и прогресс" восходит к идее порядка у Ж. Местра. Первенство употребления терминов "позитивная философия" и "социальная физиология" принадлежало К. Сен-Симону, также как и идея о необходимости подходить к изучению социальных явлений, используя методологию наук естественных. Как писал Ф. Энгельс: "Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона".

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

В качестве главного закона социократии французский мыслитель провозгласил: "Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель". В социократическом государстве будут установлены такие порядки, при которых каждый имеет обязанности по отношению ко всем, но никто не имеет никакого права кроме права исполнять свой долг. Высшим органом светской власти должен стать триумвират - власть трех диктаторов, выдвинутых из состава богатых землевладельцев, промышленников и представителей торгово-байкового капитала. Высшим органом духовной власти станут "жрецы" - выдающиеся философы, ученые, представители искусства и религии. Возглавлять высшие органы политической власти будет "Великий пастырь", на месте которого О. Конт видел самого себя. В качестве главного закона социократии французский мыслитель провозгласил: "Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель". В социократическом государстве будут установлены такие порядки, при которых каждый имеет обязанности по отношению ко всем, но никто не имеет никакого права кроме права исполнять свой долг. Высшим органом светской власти должен стать триумвират - власть трех диктаторов, выдвинутых из состава богатых землевладельцев, промышленников и представителей торгово-байкового капитала. Высшим органом духовной власти станут "жрецы" - выдающиеся философы, ученые, представители искусства и религии. Возглавлять высшие органы политической власти будет "Великий пастырь", на месте которого О. Конт видел самого себя.

Слайд 10

Описание слайда:

Итог. Социологические воззрения О. Конта первоначально оказались незамеченными, однако, в конце XIX - начале XX в. его взгляды стали популярными среди обществоведов как на Западе, так и в России. Некоторые идеи О. Конта получили развитие в современной неопозитивистской социологии. Позитивизм О. Копта был признан в качестве официальной идеологии Бразилии, а на ее государственном флаге запечатлена его знаменитая формула: "ПОРЯДОК И ПРОГРЕСС".

Слайд 11

Описание слайда:

Cлайд 2

В истории философии и науки Конт выступает основателем Позитивизма. Значение термина он определяет в пяти смыслах: реальное в противовес химерическому полезное в противовес негодному достоверное в противовес сомнительному точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному

Cлайд 3

Возникновению духа позитивизма Конт придавал характер особой стадии исторического процесса. По его убеждению история осуществляется в виде эволюции идей, способных изменять условия материального существования человечества. В этом процессе можно выделить три стадии: теологическая метафизическая позитивная

Cлайд 4

Суть позитивного мышления заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные естественным законам. Единственным источником изучения этих законов является наблюдение. При этом разного рода теоретические абстракции теряют познавательный статус. Ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений, рассуждать можно лишь только на тему, как то или иное явление происходит

Cлайд 5

До сих пор, по мнению Конта, так изучались лишь такие науки как: математика астрономия Физика химия биология.

Cлайд 6

Чтобы завершить позитивную философию необходимо устранить пробел существующий в области общественных наук, т.е. создать своего рода социальную физику.

Cлайд 7

Социология Конта состояла из двух разделов: социальной статики социальной динамики

Cлайд 8

1. Социальная статика должна была заниматься исследованием конкретных социальных явлений (семья, крестьянская община или рабочий коллектив). Предметом изучения становились условия установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.

Cлайд 9

2. Социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии и сосредотачивает свое внимание на причинах происходящих изменений

Социолог Огюст Конт Подготовила: студентка 4 курса, группы С10403 Дворянкова Мария. Содержание: Биография Этапы в творчестве Огюста Конта Учение Огюста Конта Общество третьей стадии Первая социально - научная концепция Государство и право Список источников Биография Огюст Конт (1798 - 1857) родился во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807 - го по 1814 г. учится в лицее этого города. В последние годы учебы, несмотря на юный возраст, увлекается либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, одним из лучших проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу (где получает систематическое образование в области естественных наук) . Следующий важный этап в жизни Конта - 1817 - 1824 гг. , когда он работает секретарем Сен - Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем. С 1829 - го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни "Курс позитивной философии" в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. Отметим, что в последних трех томах "Курса" излагаются основы "социальной физики" (социологии) . В четвертом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом И шестом формулируется главный (по Копту) из них - закон трех стадий. В 1844 г. социолог публикует " Рассуждение о духе позитивной философии", В 1848 - 1851 гг. - "Рассуждение о позитивизме в целом", в 1851 г. - "Позитивистский катехизис" (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов), в 1851 - 1854 гг. - "Систему позитивной политики" . В 1848 г. Конт создает "Позитивистское общество", задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступает с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждает революционные действия парижского пролетариата. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье - ле - Прэнс. Этапы в творчестве Огюста Конта Основная статья: Позитивизм Огюста Конта. Первый период (1819 - 1828 , почти полностью совпадает со временем его сотрудничества с Сен - Симоном), характеризующийся изданием шести небольших программных сочинений - «опускулов»: Конт развивает последние идеи Сен - Симона, обозначает наиболее важные свои собственные идеи, которые будет разрабатывать впоследствии: идея об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической) ; понятие и принципы «позитивной политики» ; «закон трёх стадий» . Второй период (1830 - 1842) : Издаётся 6 - томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки. Третий период (1845 - 1857) : Издаются «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез» . Позитивизм рассматривается Контом, как доктрина, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека. Учение Огюста Конта Научное знание, по мнению Конта - высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) - достоверное, точное, полезное. Метафизика - наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришёл к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а только ограничиваться описанием того, как оно происходит. Общество третьей стадии Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно - идеологическими проблемами этого общества занимаются философы - позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию. Основной закон социологии Конта - «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». Первая социально - научная концепция По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития. Он делит социологию на: социальная статика - раздел позитивной науки об обществе - изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты - семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия - семья, разделение труда, кооперация … , которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной) ; изучает законы порядка. социальная динамика - теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества - законы прогресса, смены эволюционных стадий. Государство и право Назначение государства - «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества. Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви). Список источников О. Конт: краткий биографический очерк//Социология Конт, Огюст//Материал из Википедии - свободной энциклопедии КОНТ, ОГЮСТ//Энциклопедия Кругосвет ОГЮСТ КОНТ (1798 - 1857)// Великие мыслители

«Социальное взаимодействие» - Формы социального взаимодействия. Стадии прохождения конфликта. Социальные интересы и формы социального взаимодействия. На что направлены социальные интересы. Социальные интересы. Типы конфликтов. Девиантное поведение. Стратегия и тактика в конфликте. Современное общество. Социальный конфликт. Разногласия.

Брак. Основные комплексы социальных институтов. Правоохранительные органы. Армия. Банки. Выполняются скрыто или непреднамеренно. Собственность. Закрепляются законодательно. Явные. Власть. Музеи. Удовлетворение социальных потребностей. Политические институты. Биржи. Социальный институт представляет собой:

«Понятие социологии» - Иерархия наук по Конту. Социологическая система. Идеальные типы социальных действий. Типология обществ. Социально-исторические теоретические предпосылки. Социологическая концепция марксизма. Эволюционистская социология Г.Спенсера. Психологические концепции. Категории социологии. Наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей.

«Роль женщины в современном мире» - Взгляд на женщину. Роль женщины в современном мире. Женский день. След в истории. Положение женщины в обществе. Ислам. Социальная дискриминация женщин. Сосредоточенность на отношениях между людьми. Положение. Потолок. Женщины.

Термин «социальный институт». Престиж. Институционализация. Научный оборот. Уровень активности личности. Процессы институциализации. Социальные институты. Потребность. Парсонс. Утилитарные культурные черты. Институт политики. Признаки социальных институтов. Структурные элементы основных институтов. Установки и образцы поведения.

«Дисциплина социология» - Проработка проблемы. Исследователь. Эмпирическая социология. Анкетирование. Респондент. Теоретический анализ. Тематический план учебной дисциплины. Определения социологии. Методический раздел программы. Интервьюирование. Определение социологии. Честность выборов. Предмет социологии. Приоритет эмпирического подхода.

Всего в теме 21 презентация

Подготовила: студентка 101, социология
ВШССН
Стрелец Мария

Огюст Конт

Годы жизни: 1798-1857
Французский мыслитель,
основатель социологии
Основные труды: «Курс
позитивной философии»
(фр. «Cours de philosophie
positive», т. 1-6, 1830-1842) и
«Система позитивной
политики, или Трактат по
социологии, устанавливающий
религию
Человечества» (. Système de
politique positive ou Traité de
sociologie instituant la religion de
l"Humanité) (т. 1-4, 1851-1854).

Политехническая школа. Париж

Афоризмы из сочинений Огюста Конта

«Порядок и прогресс»;
«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы
мочь»;
«Знать, чтобы мочь, думать, чтобы
действовать»;
«Жить для других»;
«Жить при ясном свете»;
«Любовь как принцип, порядок как основание,
прогресс как цель»;
«Мы разрушаем только то, что заменяем»

Говоря о личности Конта, можно сделать
вывод, что этот выдающийся человек был
маргиналом, человеком «на грани», на краю
во многих отношениях. Он находился на
грани между академическим и
неакадемическим мирами, между семейным
и холостым состоянием, между здоровьем и
болезнью, между наукой, религией, утопией
и т. п. Все это, безусловно, не могло не
сказаться на его социологическом мышлении.

Творческая деятельность Конта

Первый период (1819-1828),
характеризующийся изданием шести небольших программных
сочинений - «опускулов»: обозначает наиболее важные свои
собственные идеи: об особой роли учёных в новом обществе; различение
двух главных эпох в развитии человечества (критической и
органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх
стадий».
Второй период (1830-1842):
Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются
философские и научные основы позитивного мировоззрения,
обосновывается ориентацию социологии на естественные науки.
Третий период (1845-1857):
Издаются «Система позитивной политики, или Социологический
трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский
катехизис», «Субъективный синтез».
Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и
деятельности человека.

Клод Анри Сен-Симон

«Позитивизм» Огюста Конта

Что же такое «позитивное» в истолковании
основателя позитивизма? Он указывает пять значений
этого слова:
1) реальное в противовес химерическому;
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному

К этим значениям Конт
добавляет такие черты
позитивного мышления, как
тенденция всюду заменять
абсолютное относительным, его
непосредственно социальный
характер, а также тесная связь с
всеобщим здравым смыслом

По его мнению, истинная наука
характеризуется тем, что отказывается от
«неразрешимых» вопросов, т. е. таких,
которые нельзя ни подтвердить, ни
опровергнуть, опираясь на факты,
устанавливаемые при помощи наблюдений.
Такими «метафизическими», ненаучными
вопросами Конт считал вопросы о сущности
вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту,
является открытие законов, понимаемых как
постоянные, повторяющиеся связи между
явлениями. Такое ограничение задач науки
объяснялось стремлением достигнуть точного,
определенного знания, которое могло бы
создать базу для предвидения будущего

Иерархия наук

1) На теологической, или фиктивной, стадии
человеческий разум стремится найти либо
начальные, либо конечные причины явлений,
он «стремится к абсолютному знанию».
Теологи-ческое мышление, в свою очередь,
проходит три фазы развития: фетишизм,
политеизм, моно-теизм. Эта стадия была
необходимой для своего времени, так как
обеспечивала предваритель-ное развитие
человеческой социальности и рост умственных
сил. Но притязания теологии про-никать в
предначертания

«Закон трех стадий» или «трех состояний»

2) На метафизической, или абстрактной, стадии
человеческое мышление также пытается объяснить
внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение,
главный способ их образования. Но в отличие от теологии
метафизика объясняет явления не посредством
сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или
абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная
часть очень велика «вследствие упорного стремления
аргументировать вместо того, чтобы наблюдать» [там же, 16].
Метафизическое мышление, составляя, как и тео-логическое,
неизбежный этап, по своей природе является критическим,
разрушительным. Его черты в значительной мере
сохраняются и в современную эпоху.

«Закон трех стадий» или «трех состояний»

3) Основной признак позитивной, или
реальной, или научной стадии состоит в том,
что здесь действует закон постоянного
подчинения воображения наблюдению. На
этой стадии ум отказывается от недоступного
определения конечных причин и сущностей и
вместо этого об-ращается к простому
исследованию законов, т. е. «постоянных
отношений, существующих между
наблюдаемыми явлениями» .

Социология как наука

Социология(по Конту)- единственная наука,
которая изучает, как совершенствуется разум
человека и его психика под влиянием
общественной жизни.
Индивидабстракция
Общество-социальная
действительность

Методы социологии

«Объективный»
1)Наблюдение
2)Эксперимент
3)Сравнительн
ый метод
4)Исторический
метод
«Субъективный»
Первый признак этого метода
соответственно состоит в том,
что это общечеловеческая или
социальная точка зрения на
изучаемый объект.
Второй признак метода
заключается в том, что в
отличие от «объективного»,
рацио-нального подхода, он
является эмоциональноальтруистическим по своей
сути. Это метод «сердца»,
которому должен быть
подчинен ум

Методы социологии

Первый и главный метод социологии – это наблюдение. Оно
дает социологии объективную базу для теоретических
утверждений о социальных явлениях, научного предвидения
о будущем течении этих явлений, и контроля за ситуацией.
Но при этом из социологии полностью исключаются все
принципиально не наблюдаемые явления. Для Конта
принципиально важно утверждение, что социолог как
ученый не открывает причин явлений. Скрытые причины
явлений – это дело метафизики, ученый же устанавливает
(открывает) законы как повторяемое, регулярное в явлениях
и все. Этого достаточно.

Методы социологии

Эксперимент – наблюдение за явлениями в искусственно созданных
условиях. Однако прямой, непосредственный эксперимент, как он
применяется в физике и химии, в социологии практически неприменим.
В социологии вместо прямого эксперимента может и должен
применяться эксперимент косвенный, то есть наблюдение за обществом в
ситуациях общественных катаклизмов, вызванных революционными
событиями. Они демонстрируют болезненные состояния общества, его
патологии. И изучение этих патологий способствует постижению
закономерностей, управляющих общественными организмами в
нормальном состоянии. Точно также, к примеру, в медицине эпидемии
или войны чрезвычайно способствуют изучению природы человеческого
организма, его возможностей и продвигают медицину вперед.

Методы социологии

Сравнительный метод. Он позволяет делать
классификации, группировки, обобщения
явлений, чтобы выявить правила, законы
сосуществования их друг с другом. Для этого
полезно сравнивать человеческие общества с
обществами у животных, а также различные
общества друг с другом, и состояния разных
социальных классов.

Методы социологии

Исторический метод (метод исторического сравнения).
Он необходим для выявления закономерностей
последовательных состояний социальных процессов. Он
должен открывать в историческом процессе логику
социальной трансформации, логику изменения
социальных процессов. Это и делает социологию
истинной философией истории. Научное значение, смысл
истории придает именно социология, которая изучает
статику и динамику социальных процессов. Обычная
история есть просто собрание материалов для научного
изучения, которое совершает социолог, и ход истории в
результате обретает смысл, закономерность,
необходимость.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела:

Социальная статика - это
теория общественного
порядка, организации,
гармонии. Общество
рассматривается Контом
как органическое целое,
все части которого
взаимосвязаны и могут
быть понятны только в
единстве
Социальная динамикаэто «теория прогресса».

Социальная статика

Социальная статика - выделяет «структуру
коллективного существа» и исследует условия
существования, присущие всем человеческим
обществам, и соответствующие законы гармонии
Эти условия касаются индивида, семьи, общества
(человечества)
Индивид, естественным и необходимым образом
предназначен жить в обществе; но и эгоистические
склонности у него также носят естественный характер
«Подлинный социологический элемент» - не
индивид, а семья
24

Социальная статика

Общество - образуется из совокупности семей
стадия семейного существования перерастает в
стадию политического существования
Семья, племя, нация, государство - все это фазы
ассоциации в последовательном стремлении к
человечеству
Но семья - это «союз», основанный на
инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а
не «ассоциация»
Собственно социальные образований предполагают преимущественно кооперацию,
основанную на разделении труда

Социальная статика

Разделение труда - не только экономический, но
фундаментальный социальный факт
«самое главное условие нашей социальной жизни»
лежит в основе социальной солидарности, а также
увеличения размера и растущей сложности социального
организма
развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье
чувство зависимости от всех других и своей собственной
значимости, так что каждая семья может считать себя
выполняющей важную и неотделимую от всей системы
общественную функцию

Социальная статика

Разделение труда
содержит изъяны и опасности для социального
организма
грозит обществу разложением на множество
изолированных групп
делает человека умелым в одном отношении и
«чудовищно неспособным» во всех других
сосредоточиваясь на выполнении своей частной
задачи, человек думает лишь о своем частном
интересе и смутно воспринимает социальный
интерес
.

Социальная статика

Солидарность - присущая всем живым объектам, в
обществе достигает наивысшей степени
Для обозначения этой степени и специфики социальной
солидарности в человеческом обществе - понятие
социального консенсуса (согласия)
Консенсус – «основная идея социальной статики»

Социальная динамика

Понятие прогресса характерно только для
человеческих обществ, составляет их специфику и
позволяет отделить социологию от биологии
Прогресс возможен благодаря тому, что, в отличие от
обществ животных, одни поколения могут передавать
другим накопленные материальные и духовные
богатства
Вследствие не различения общества и человечества и
включения социологии в "позитивную теорию
человеческой природы" теория прогресса Конта в
основе своей является антропологической

Социальная динамика

Социальный прогресс
проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего
человека «непрерывно улучшать во всех отношениях
любое условие своего существования»,
развивать «в целом свою физическую, моральную и
интеллектуальную жизнь...»

Социальная динамика

Прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и
человеческого совершенства (развитие по Конту)
«Социальная динамика лишена оптимизма, так как она
признает возможность и даже необходимость
отклонений. В истории "органические" периоды
чередуются с "критическими", когда преемственность
нарушается»
И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта
изображается как совершенствование, улучшение, прогресс

Социальная динамика

Главный закон социального прогресса у Конта закон трех
стадий
Все общества раньше или позже проходят в своем развитии
теологическую, метафизическую и позитивную стадии
В теологическую эпоху люди верят
сначала в фетиши (фетишистский период)
затем - в богов (период политеизма)
наконец - в единого Бога (период монотеизма)
Основным мирским занятием являются завоевательные
войны. Соответственно, духовная власть принадлежит
священникам, мирская - военным.

Социальная динамика

В метафизическую эпоху люди
Обладают правом свободной дискуссии и основываются
только на индивидуальных оценках
Духовная власть, принадлежащая метафизикам и
литераторам, поглощена мирской, принадлежащей
законодателям и адвокатам
Значение военной деятельности сохраняется, но она
становится преимущественно оборонительной
В позитивную эпоху
духовное управление осуществляется «учеными»
мирское – «индустриалами»
Основным видом деятельности становится индустрия,
которая носит мирный характер

Социальная динамика

Позитивная стадия в развитии человечества
должна была начаться сразу после Великой
Французской революции, но Революция осуществила
лишь разрушительную задачу и уклонилась от
нормального пути
С духовной точки зрения позитивная стадия
начинается с «Курса позитивной философии»
Сначала Конт избегал указания точной даты начала
позитивной фазы в мирском, или политическом,
аспекте, но в «Системе позитивной политики» он ее
указывает: это 1860 - 1865 гг.

Социальная динамика

Позитивный, высший этап предсказывается как неизбежный,
но дальнейшая его судьба характеризуется довольно
туманно
пройдет «еще много веков, прежде чем подлинное Великое
Существо (т. е. Человечество) должно будет заняться
своим собственным упадком...»
Золотой век, одновременно неизбежный и желанный,
означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо
новый цикл развития, который начинается с новой
«теологической» стадии

Список использованной литературы

1)История социологии в Западной Европе и США.



с.
2) История социологии в Западной Европе и США.
Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик
И 90 РАН Г. В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. - 576
с.
3) Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие
для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет»,
2001. - 216 с., ил.
Статьи по теме: