Праведный василий павлово-посадский. Праведный василий павлово-посадский Святой праведный Василий Павлово-Посадский

Живы традиции дел богоугодных

Виталий Попов

В августе 1999 года был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии старец Василий (Грязнов), мощи которого ныне покоятся в крипте Покровско-Васильевского мужского монастыря в Павловском Посаде.

Василий Грязнов родился 21 февраля 1816 года в деревеньке Евсевьево Богородского уезда Московской губернии. Родитель его, Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием сынов и дочерей.

В середине XIX века Василий Грязнов стал купцом 2-ой гильдии и завел в Павловском Посаде мануфактурное дело - стал производить шерстяные платки и ситцы с набивным рисунком. Фабрикант стал пользоваться в округе авторитетом среди местного люда и просвещенных современников. И снискал уважение Василий Иванович своими миссионерскими и богоугодными делами.

Духовник Берлюковской пустыни отец Венедикт благословил Василия Грязнова на борьбу с раскольниками разных «толков и согласий», которые в изобилии населяли в то время Богородский уезд. По некоторым сведениям Грязнову удалось вызволить из раскола более семи тысяч человек. Однако немало скорбей, печалей и всевозможных гонений понес Василий Иванович на этом поприще. Не раз был оклеветан злобными языками, неоднократно писались на него доносы, и тайная полиция занималась его делами, заводила следствие. На одном из допросов в тайной полиции Василию Грязнову выбили два зуба и «учинили пролом головы». Эти мучения не останавливали Грязнова, не ослабляли его веру в Бога. Упечь фабриканта в тюрьму не удалось. Одно из последних следствий вынесло такой вердикт: «Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин».

Религиозная душа Василия Грязнова алкала жизни иноческой. Он собрал вокруг себя общину с монашеским уклоном. Члены общины вели аскетический образ жизни и ежедневно посещали церковные богослужения. По совету и благословению Московского митрополита Филарета (Дроздова) Василий Иванович организовал в округе мужской монастырь из 11 человек и женскую общину, в которую входило около 60 православных христианок. Митрополит Филарет с любовью и уважением относился к Василию Ивановичу. По его благословению фабрикант наблюдал за строительством Гуслицкого Свято-Преображенского мужского монастыря. Василий Иванович являлся церковным старостой Павлово-Посадского Воскресенского собора, который благодаря его стараниям вельми украшен и расширен был. За эту деятельность Грязнов был удостоен от епархиального начальства памятной золотой медали.

Сестра Василия Ивановича Акулина вышла замуж за известного в округе благочестием и благотворительностью фабриканта Якова Лабзина. В 1855 году Грязнов и Лабзин решили объединить свои усилия и капиталы. Они учредили торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». Они стали основателями предприятия, где было поставлено на промышленную основу производство известных ныне во всем мире павловопосадских шалей и платков.

Став купцом 1-ой гильдии, Василий Иванович остался верен религиозному образу жизни. Он всячески помогал бедным людям, предоставляя им возможность зарабатывать себе на жизнь и хлеб насущный. Со всех сторон округи стекались к нему страждущие люди, прося духовной и материальной поддержки. Грязнов не щадил ни себя, ни своего состояния. При фабрике Лабзина и Грязнова существовала богадельня на 60 человек и больница для бедных на 20 коек. За счет фабрики содержалось несколько школ, в которых обучалось не менее четырехсот местных детишек.

Василий Иванович умер 1 марта 1869 года. Его имя осталось в памяти благодарных потомков. На павловопосадской земле сохранились предания о благих делах Грязнова, возродились традиции благотворительности.

Традиции не возникают на пустом месте, а формируются долгим укладом жизни. Основанное Василием Грязновым промышленное дело достойно продолжает ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Это акционерное общество относится к предприятиям народных художественных промыслов. Усилиями многих здешних поколений на предприятии ревностно сохраняются художественные традиции уникального производства. Руководство этого предприятия бережно относится не только к традиции производства платков и шалей, но и чтит традиции богоугодных дел, заложенных в городе Василием Грязновым и Яковом Лабзиным.

Генеральный директор этого акционерного общества Владимир Стулов активно занимается благотворительной деятельностью. Частые гости в его кабинете – священнослужители близлежащих церковных приходов и монастырей. Владимир Сергеевич многим из них материально помогает. При его поддержке проведены работы по изготовлению нового иконостаса для возрожденной церкви Первосвятителя Николая Чудотворца в деревне Васютино. Новый иконостас украсили лики Спасителя и православных святых, над которыми в течение шести лет работал ногинский художник Александр Хопкин. Иконостас состоит из восьмидесяти пяти икон. Его высота – 11 метров, ширина – 8 метров.

7 августа нынешнего года на территории Покровско-Васильевского мужского монастыря пройдут торжественные богослужения, приуроченные к 10-летию со дня причисления к лику местночтимых святых Василия Грязнова. В этой обители почивают мощи святого старца Василия и не прекращается его почитание.

В этот день генеральный директор ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Владимир Стулов преподнесет в дар монастырю икону святого преподобного Василия Павлово-Посадского. Ее написал по благословению настоятеля монастыря отца Андрея заслуженный художник России Александр Хопкин. Эта работа - знаковая и этапная в творчестве художника и иконописца. По своему письму и содержанию – она уникальна. Это не список с другой иконы. Это новое изображение праведного Василия с его житием. На иконе не только изображение лика преподобного. Она украшена по периметру 16-ю клеймами, раскрывающими праведную жизнь Василия Павлово-Посадского. 7 августа икона преподобного Василия Павлово-Посадского в обители будет освящена.

Александр Хопкин утверждает, что эта работа изменила его не только в профессиональном плане, но и в духовном. Он стал гораздо требовательнее относиться к себе и к тем произведениям, которые выходят из-под его кисти. Духовная тема давно интересовала и влекла к себе художника. В последнее десятилетие, пожалуй, она стала доминирующей в его творчестве. В настоящее время Александр Хопкин приступил к работе над иконостасом для церкви Покровско-Васильевского монастыря. Иконостас будет состоять из 53-х икон, расположенных в три ряда.

Может ли стяжать благодать не монах, не высокородный князь, - обычный мирянин, тем более - купец или предприниматель? Ведь, по Евангелию, "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". (Лк., 18, 25). В наши дни для многих верующих это вопрос далеко не праздный. И потому так безценны для нас примеры высокой подвижнической жизни в миру, увенчавшейся от Господа Небесной наградой. Такой пример являет житие святого Василия Павлово-Посадского - выходца из крестьянской семьи, фабричного рабочего, а впоследствии купца первой гильдии и совладельца крупной фабрики в Павловском Посаде.

Василий родился 21 февраля 1816 года в деревне Евсевьево Богородского уезда Московской губернии, что в пяти верстах от Павлова Посада. Выучился грамоте по Часослову и Псалтири, сызмала жил в трудах и молитве. Но в жизни среди фабричной молодежи было так много соблазнов - и юноша поддался им, стал пить вино. Совесть обличала его, и Василий горько оплакивал свою греховность, каялся - и вновь согрешал… Сам он за эти падения прозвал себя Грязным, или Грязновым. Но однажды Василий получил такой урок, что вразумил юношу раз и навсегда. Один его товарищ стал хулить святую икону Божией Матери - и тут же скончался. И словно гром небесный, в душе Василия прозвучали слова: "Если ты вполне не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть".
Василий твердо решил исправиться. В ночной молитве он слышит голос, повелевающий идти в Николаевскую Берлюковскую пустынь, и отправляется в святую обитель. Здесь он исповедуется и причащается - и радостно ощущает, что пагубные страсти больше не имеют над ним прежней власти. Настоятель пустыни благословил Василия вернуться в мир и обращать к Православию раскольников.

Василий много читает, напитывает душу святоотеческим словом и Евангельской истиной. Многих раскольников ему удалось вернуть в лоно Святой Православной Церкви. Вскоре в нем стали проявляться дары прозорливости. Как-то он принес найденный на дороге узелок со сдобным пирогом: "Пирог отравлен и специально подброшен на дорогу!" Пирог бросили курам - и те, склевав угощение, подохли.
К Василию потянулись люди, видевшие его нелицемерную любовь к Богу. Они ходили в Божий храм, усердно молились, вместе читали Священное Писание и духовные книги. Купец Широков не простил Василию то, что праведник обличил его как тайного раскольника, - и стал распространять слухи, будто Грязнов - опасный сектант. И Василия Ивановича арестовали по обвинению в организации "фармазонской секты". Но как ни усердствовали клеветники, правда восторжествовала, Василий Иванович был оправдан.
Василий при жизни сподобился посещения великих святых: Преподобного Сергия Радонежского, священномученика Харлампия, мучениц Веры, Надежды и Любови. В 1848 году Павловский Посад охватила эпидемия холеры - и все, кто обратился к молитвам Василия Ивановича, остались живы. Немало чудесных исцелений произошло по его молитвам - глухие обретали слух, горбатая девочка избавилась от горба, многие недуги отступали перед силой его молитвы.
Сестра Василия вышла замуж за владельца платочной фабрики в Павловском Посаде Якова Ивановича Лабзина, и Лабзин обрел себе в Василии не только родственника, но верного друга, молитвенника, помощника и советчика. Со временем Яков Иванович убедил Грязнова стать совладельцем ставшей известной на всю Россиию платочной фабрики - и с тех пор дела на фабрике шли успешно, в рабочем люде не было обычного ропота и недовольства. Василий Иванович не щадил ни себя, ни своего состояния. К нему приходили совершенно незнакомые люди из отдаленных селений - и никто не уходил с пустыми руками и неутешенным сердцем.
Высоко ценивший Василия Грязнова Святитель Московский Филарет поручил ему наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители совместно с первым ее настоятелем игуменом Парфением. А в 1860-е годы по благословению Митрополита Филарета Василий Иванович основал в Павловском Посаде мужское общежитие для ищущих постнического жития. Рядом с двухэтажным зданием общины Василий Иванович устроил себе отдельную келью. Незадолго до своей кончины Василий Иванович вместе с Яковом Лабзиным подал прошение о дозволении устроить на свои средства мужской общежительный монастырь с каменной трехпрестольной церковью. Василий Грязнов желал вступить в этот монастырь. Но прошение было отклонено. В воскресенье 16 февраля 1869 года, приняв Святые Тайны, Василий Иванович отошел к Богу. Через пять лет тело почившего праведника было перенесено в храм, воздвигнутый Яковом Ивановичем Лабзиным на кладбище. При перезахоронении были отделены два нетленных перста, их поместили в серебряном ковчеге.
В Павловском Посаде свято чтили память Василия Грязнова. К нему на могилку шли и ехали недугующие - и получали исцеления. У многих жителей в домах были его портреты и иконописные изображения, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым. Прославлению праведника в лике святых помешала только революционная смута.

Даже почивший, праведник был страшен безбожной власти. Неслыханное дело: 17 октября 1920 года над ним устроили суд! На выездной сессии Московского народного суда был разыгран судебный фарс. Умерший праведник был представлен как "хитрый плут и прожженный пройдоха", "пьяница и разбойник с большой дороги", "покровитель капиталистических акул текстильной промышленности". Грязнову ставили в вину то, что он якобы "исполнял сыскные и жандармские обязанности по придушению как местных раскольников, так и совершенно отошедших от религии". Мерзкая клевета изливалась со многих страницах сфабрикованного дела и на Покровско-Васильевский женский монастырь, у истоков основания которого стоял Василий Иванович. Мало того: был снят атеистический фильм "Василий-разбойник", в котором святой образ праведника подменили образом злодействовавшего в тех краях настоящего разбойника, Василия Чуркина.
Но пришел час, и эта кривда развеялась. 7 августа 1999 года святой праведный Василий Павлово-Посадский причислен к лику святых. А еще одним достойным "памятником" Василию Грязному - молитвеннику и фабриканту - стало с успехом действующее до сих пор Павлово-Посадское производство по изготовлению красивых, пестрых, словно сошедших с полотен Палеха женских платков. Ведь у этого дела есть благословение Святого.

На снимках: икона святого праведного Василия Павлово-Посадского; Покровско-Васильевская обитель, где покоятся нетленные мощи святого; рака с благоуханными нетленными мощами святого праведного Василия Павлово-Посадского.

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова, на средства его и Я. И. Лабзина был украшен интерьер храма, создавался новый иконостас. За эту деятельность В. Грязнов получил от Московской Епархии золотую медаль. Став купцом 1-й гильдии, В. Грязнов не изменил своему образу жизни - служению Богу и ближнему. Он сумел в себе соединить высокое духовное и богатое материальное. В. Грязнов считал своим долгом помогать бедным людям. При фабрике имелась богадельня на 60 человек и больница. За счет фабрики содержалось несколько школ.

В. И. Грязнов был знаком с митрополитом Московским Филаретом, состоял с ним в переписке, по его просьбе участвовал в устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители (в Куровском). Василий Грязнов сам хотел уйти в монастырь - в разгар своего торгово-промышленного дела. Устроил келью при фабрике, молился в ней, читал церковные книги, привечал убогих богомольцев. На своей фабричной земле они с Лабзиным решили устроить монастырь. Василий Грязнов написал монастырский устав и предполагал стать игуменом в сей обители.

Этим планам не суждено было осуществиться. 16 февраля (1 марта) 1869 года В. И. Грязнов умер. На похороны его стеклись тысячи людей. Спустя непродолжительное время в окрестностях распространяется почитание его как святого, на его могиле происходят исцеления… При жизни Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. По силе молитв его сравнивали с отцом Иоанном Кронштадским, а местное духовенство надеялось, что после смерти мощи его будут прославлены. Известно, что готовилась его канонизация в лике праведников Православной церкви, но свершилась Октябрьская революция 1917 года.

Фабрика Лабзина-Грязнова была национализирована. В стране развернулись пропагандистские компании. В 1920 году в городе по решению московских властей состоялся показательный суд над «святошами» и «эксплуататорами» - бывшими владельцами фабрики. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

Много пересудов будет вызывать впоследствии имя Василия Грязнова, появится несколько газетных и журнальных статей об этом человеке, снимут фильм, напишут житие. Безусловно одно: этот человек оказал огромное влияние на жизнь города - не только в ХIХ веке, но и в последующем времени.

В. И. Грязнов совместно с Я. И. Лабзиным создал уникальное производство платков и шалей, прославивших не только город, но и всю Россию. И сегодня в Павловском Посаде стабильно работает и выпускает прекрасные шали платочная мануфактура, до сих пор стоит выстроенная фабрикантами школа.

В августе 1999 г. В. И. Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.

(ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры , и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому .

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири . Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост .

Искушения и исправление

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя "Грязным", это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова : «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15 -16).

Клевета

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного Писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн , памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Кор. 14, 40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный миллионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу , стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для Православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Возведенное на Василия Ивановича обвинение было опровергнуто.

Служение и духовные дарования

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом , ни священником , ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священномученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Почитание

На похороны праведника стеклись тысячи людей. Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Церковь. В - годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича. 16 октября года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

  • "Василий Грязнов", сайт Павловопосадской платочной мануфактуры:
  • Василий Грязнов


    икона святого праведника Василия Павлово-Посадского
    имя в миру Василий Иванович Грязнов
    родился 21 февраля ст.ст.
    умер 16 февраля Ст.ст.
    в Павловском Посаде
    почитается в Русской Православной Церкви
    прославлен 7 августа
    в лике праведного
    главная святыня мощи праведного в Павловском Посаде
    день памяти 1 марта н.ст.
    покровитель простых людей и бизнесменов
    труды возвращение старообрядцев в лоно Церкви
    подвижничество монашеский образ жизни в миру

    Святой праведный Василий Павлово-Посадский

    Грязнов, Василий Иванович

    Место рождения

    Детство

    Отец Василия, Иван Семёнович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна занималась воспитанием детей. Образование мальчик получил домашнее, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири , унаследовав от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

    Юность и искушения

    Поступив работать на фабрику, неокрепший духовно, деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей. Общаясь с фабричной молодежью, Василий начал пить вино. Пороки завладевали душой, а добродетели ослабевали. Но он осознавал своё падение и оплакивал свои грехи. Однако снова падал под воздействием дурной компании и слабой силой воли. Каясь в своих грехах, Василий называл себя грязным, и это прозвище укоренилось за ним. С тех пор его стали называть Василий Грязнов. Составительница жития будущего праведника Ольга Яковлевна Лабзина так описывала его состояние:

    «…Но враг нашел, чем его искусить: сотоварищество с порочными фабричными мальчишками внушило ему, что теперь он может и свои заработанные деньги употребить, как он хочет сам, и он стал пить вино, и благое рассуждение стало его по временам оставлять… …он плакал, но невольно опять падал; при падении вновь плакал, вновь рыдал, вновь просил прощения у Бога и у родителей своих, -- и тогда, в порыве сознания и огорчения, он сам прозвал себя Грязным. Почему он впоследствии сам себя прозвал Грязновым, и это прозвище осталось у него навсегда.»

    Исправление

    Видя стремление к исправлению Василия, Господь направил его на путь спасения, вернул заблудшую овцу в ограду церковную. Однажды один из его фабричных товарищей стал хулить икону Божией Матери и внезапно скоропостижно скончался. Василий услышал голос, сказавший ему: «если ты не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть». С этого момента он усилил покаянные молитвы и вскоре исправил греховный образ жизни. Одной ночью во время молитвы он услышал голос, повелевающий ему отправиться в Николаевскую Берлюковскую пустынь.
    Настоятелем монастыря был последователь учеников Паисия Величковского отец Венедикт. Попостившись и причастившись в монастыре, Василий получил духовное наставление от отца Венедикта в духовном делании. После этого он коренным образом изменился. Он стал регулярно посещать храм Божий. Часто исповедоваться и причащаться. Избегать увеселительных сборищ и проводить свободное время в обществе благочестивых людей.

    Духовные дарования

    прижизненный портрет

    Помощь ближним

    Благочестивая жизнь усилила его религиозные чувства и любовь к ближним. Вскоре у Василия стали проявляться духовные дары, знание вещей невидимых. К нему стали обращаться люди со своими скорбями бедами. Василий утешал их и помогал перенести трудности. Видя греховные немощи других, он сам плакал и других плакать заставлял. Василий стал добрым другом и помощником бедным, защитником притесненных, опытным советником в трудных делах.

    Обращение старообрядцев

    В XIX веке в окрестностях Павловского Посада жили старообрядцы в большом количестве. Открытость и искренность Василия, его праведная жизнь и любовь к ближнему привлекали внимание старообрядцев. Василий вёл миссионерскую деятельность среди них. Его проповедь приносила обильные плоды. Около 7 тысяч раскольников вернулись в лоно церкви благодаря праведнику.
    За это ему пришлось пострадать от влиятельных купцов-староверов. Они распространяли лживые слухи о причастности Василия к ереси . Но Господь сохранил своего угодника от нападок врагов.

    Явление святого Харлампия

    Василий имел желание к тихой созерцательной жизни. Но миссионерская деятельность рассеивала внимание. Он скорбел и желал оставить это дело.
    Однажды на пути в одно село ему явился

    Статьи по теме: