Освещение цвет и тень презентация. Учимся видеть свет и тень. Оборудование и материалы

В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.

Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.

Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.

01. Разделяйте свет и тень

Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.

Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.

02. Используйте шкалу значений

Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.

03. Рассматривайте относительные значения


Какой квадрат кажется темнее?

Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?

Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.

04. Изучайте эффекты освещения

  • Полутона (halftones) – основной свет разделен на полутона, которые темнеют с удалением от источника света.
  • Внутренняя тень (core shadow) – тень, которая образуется там, куда не доходит отраженный свет.
  • Основная тень (form shadow) – часть предмета в тени.
  • Пенумбра или полутень (penumbra) – мягкий контур вокруг падающей тени.
  • Падающая тень (cast shadow) – тень от границы, спроецированная на поверхность.
  • Окклюзия (occlusion shadows) – тени, которые возникают там, где две поверхности приближаются друг к другу.
  • Отраженный свет (reflected light) – свет, который попадает на основную тень.
  • Граница света и тени (terminator) – собственно, граница.
  • Основной свет (form light) – часть, которая получает прямой свет.
  • Светлое пятно или «зайчик» (highlight) – отражение от источника света. Заметно только на световозращающих материалах.
  • Центральный свет (centre light) – область, которая расположена непосрественно перед источником.

05. Не забывайте об отраженном свете

Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.

Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.

06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения

Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.

07. Проведите исследование значений

Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.

08. Проверьте свое понимание


Эксперимент с созданием тени по памяти на новых объектах.

Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?

На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.

09. Попробуйте ограниченный диапазон


Контраст, который встречается в натурном рисунке, очень трудно передать в искусстве.

Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.

10. Используйте образец

Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.

В этом уроке я расскажу вам, как правильно использовать свет так, чтобы ваши работы выглядели максимально реалистично, ведь свет - это то, что создаёт атмосферу. Мы можем представить объект как более простую форму, а дальше - дело техники. Правда в том, что если бы света не было, мы бы попросту ничего не видели.

В первом уроке из этой серии, я расскажу вам, как правильно видеть свет, тени, отражения. Мы должны научиться понимать, как это работает .

Как я вижу?

Вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос, как художник? Если нет, то это ваша большая ошибка. Ведь все, что вы рисуете, это только представление того, что и как вы видите, также как и законы физики - это только представление того, как это происходит на самом деле. Я даже больше скажу - то, что мы рисуем это не реальное изображение, это всего лишь интерпретация картинки, которая конструируется из информации, полученной от глаз. То есть, мир, который мы видим есть лишь интерпретация реальности, одна из многих, и не обязательно самая правдивая или идеальная из них, - лишь оптимальная для выживания нашего вида.

Почему я говорю об этом в уроке рисования? Само по себе рисование есть искусство затемнения, высветления и окрашивания определённых частей бумаги (или экрана) для создания реалистичного изображения. Другими словами, художник пытается передать изображение созданное в нашем воображении (что, собственно делает это лёгким для нашего восприятия, так как воспринимаем мы все в текстурах - ищем знакомые формы в абстрактных рисунках).

Если рисунок похож на то, что мы себе представляем, мы считаем его реалистичным. Он может выглядеть реалистично несмотря на отсутствие знакомых форм и линий, - все, что нам нужно, это несколько мазков краски, свет и тень, чтобы сделать его реалистичным в нашем восприятии. Здесь представлен хороший пример подобного эффекта:

Чтобы создать убедительный рисунок - то есть, схожий с тем, что сотворило наше воображение, нам нужно понять, как это делает мозг. В процессе чтения этой статьи, большинство материала покажется вам вполне очевидным, но вы будете удивлены, насколько наука может быть близка к рисованию. Мы воспринимаем оптику, как часть физики, а рисование - как часть метафизического искусства, но это грубая ошибка - искусство есть ни что иное, как отражение реальности, увиденной нашими глазами. Итак, чтобы имитировать реальность, в первую очередь нам нужно разобраться, что же наше воображение считает реалистичным.

Так что же такое видение?

Давайте вернёмся к основам оптики. Луч света попадает на предмет и отражается на сетчатку глаза. Затем сигнал обрабатывается мозгом и, собственно, формируется изображение. Общеизвестный факт, верно? Но понимаете ли вы все последствия, вытекающие из данного процесса?

Итак, здесь мы вспоминаем о самом главном правиле рисования: свет - это единственное, что мы можем видеть. Не объект, не цвет, не проекцию, не форму. Мы видим исключительно световые лучи, отражённые от поверхности, преломлённые в зависимости от ее особенностей и особенностей наших глаз. Финальная картинка в нашей голове есть совокупность лучей, попадающих на сетчатку глаза. Изображение может меняться в зависимости от особенностей каждого луча - каждый из них падает из разных точек, под разным углом, и каждый из них мог преломиться по несколько раз, прежде чем коснуться нашего глаза.

Это именно то, что мы делаем во время рисования, мы имитируем лучи, попадающие на различные поверхности (цвет, консистенция, блеск), расстояние между ними (количество диффузного цвета, контрастность, края, перспективы), и, безусловно, не рисуем мы те вещи, которые для наших глаз ничего не отражают и не излучают. Если вы «добавляете свет» после завершения рисунка, вы поступаете совершенно неправильно, так как главное в вашем рисунке - свет.

Что такое тень?

Простыми словами, тень является областью, на которую не попадают прямые световые лучи. Когда вы находитесь в тени, источник света вы видеть не можете. Вполне очевидно, верно?

Длину тени можно легко вычислить, рисуя лучи.

Тем не менее, рисование теней может быть достаточно непростым. Давайте взглянем на эту ситуацию: у нас есть предмет и источник света. Интуитивно мы рисуем тень следующим образом:

Но постойте, ведь эта тень создана лишь одной точкой на источнике света! А что, если мы возьмём другую точку?

Как вы могли заметить, лишь точечный свет создаёт чёткую, легко различимую тень. Когда же источник света больше, или, иными словами, свет более рассеян, тень приобретает нечёткие, градиентные края.

Феномен, который я только что объяснил, является также причиной появления якобы нескольких теней из одного источника света. Такой вид тени более естественен, поэтому фотографии, снятые со вспышкой выглядят столь резкими и ненатуральными.

Хорошо, но это был лишь гипотетический пример, стоит разобрать сей процесс на практике. Это фото моей карандашницы, снятое в солнечный день. Видите странную двойную тень? Давайте взглянем поближе.

Грубо говоря, свет исходит из левого нижнего угла. Проблема в том, что это не точечный источник света, и мы не получаем хорошую чёткую тень, которую легче всего нарисовать. И тут даже рисование таких лучей совсем не помогает!

Давайте попробуем кое-что другое. Согласно тому, о чем я говорил выше, рассеянный свет создаётся из множества точечных источников, и будет намного понятнее, если мы нарисуем их подобным образом:

Чтобы объяснить более понятно, давайте закроем некоторые лучи. Видите? Если бы не эти рассеянные лучи, мы бы получили вполне себе чёткую, нормальную тень:

Без света нет и зрения

Но, постойте, если тень есть участок нетронутый светом, то как же мы видим предметы, находящиеся в тени? Как мы видим все вокруг в пасмурный день, когда все вокруг в тени от облаков? Это результат рассеянного света. Мы ещё поговорим о рассеянном свете в этом уроке.

Уроки рисования обычно описывают прямой свет и свет отражённый как вещи абсолютно разные. В них может говориться о существовании прямого света, освещающего предметы, и о возможности появления света отражённого, добавляющего немного освещения в теневую область. Вы можете увидеть диаграммы, подобные приведённой ниже:

На самом деле, все не совсем так. В основном все, что мы видим, есть отражённый свет. Если мы что-то видим, по большому счёту это потому, что свет отразился от этого чего-то. Прямой свет мы можем увидеть только если мы смотрим, собственно, прямо на источник света. Так что, диаграмма должна выглядеть следующим образом:

Но, чтобы сделать это ещё более точным, стоит внести несколько определений. Световой луч, падающий на поверхность, может вести себя по-разному в зависимости от самой поверхности.

  1. Когда луч отражён поверхностью полностью под тем же углом, это называется зеркальным отражением.
  2. Если часть света проникает в поверхность, эта часть может быть отражена ее микроструктурами, создавая нарушенный угол и результирующий в нечёткое изображение. Это называется диффузным отражением .
  3. Некоторая часть света может быть поглощена предметом.
  4. Если поглощённый луч может пройти насквозь, это называется проходящим светом .

Итак, давайте сосредоточимся только на диффузном и зеркальном видах отражения, так как для рисования они очень важны.

Если поверхность отполирована, и имеет правильную, светоблокирующую микроструктуру, то луч отражается от неё под тем же углом, под каким падает. Таким образом создаётся зеркальный эффект - так происходит не только с прямыми лучами света непосредственно из источника, но и с лучами, отражёнными от какой-либо поверхности. Почти идеальная поверхность для такого отражения - конечно, зеркало, однако некоторые другие материалы тоже в достаточной степени подходят для этого, например, металлы или вода.

Зеркальное отражение создаёт идеальную картину из лучей, отражённых от объекта под правильным углом, с диффузным же отражением все намного интереснее. Оно освещает объект более мягким образом. Другими словами, оно позволяет нам видеть объект, не причиняя вреда вашим глазам - попробуйте разглядеть солнце в зеркале (я шучу, не делайте так никогда).

У материалов могут быть разные факторы, влияющие на отражение. Большинство из них поглощают большую часть света, отражая только небольшую его часть. Как вы знаете, глянцевые поверхности больше склонны к зеркальному отражению, чем матовые. Если мы ещё раз взглянем на предыдущую иллюстрацию, мы сможем нарисовать более правильную диаграмму.

Глядя на эту диаграмму, вы можете подумать, что тут лишь одна точка на поверхности, отражающая лучи зеркально. Это не совсем так. Свет отражается зеркально на всей поверхности, просто только в одной точке он отражается точно в ваши глаза.

Вы можете провести несложный эксперимент. Создайте источник света (например, телефон или лампа) и расположите его так, чтобы он зеркально отражался от какой-либо поверхности. Необязательно, чтобы отражение было идеальным, достаточно того, что вы его можете видеть. Теперь сделайте шаг назад, продолжая смотреть на отражение. Вы можете видеть, как оно двигается? Чем ближе вы к источнику света, тем острее угол отражения. Видеть отражения непосредственно под источником света невозможно, только если вы не есть этот источник.

Как это относится к рисованию? Это и есть второе правило - позиция наблюдателя влияет на тень . Источник света может быть статичным, объект может быть статичным, но каждый наблюдатель видит его по-своему. Это очевидно, если мы думаем о перспективе, но мы редко думаем таким образом о свете. Ответьте предельно честно - думали ли вы когда-либо о наблюдателе, когда работали над освещением вашего рисунка?

Вы задумывались, почему мы рисуем белую сетку на глянцевых объектах? Теперь вы можете ответить себе на этот вопрос, теперь вы знаете, как это работает.

Чем больше яркость, тем лучше мы видим

Мы пока не говорим о цвете - пока для нас лучи могут быть светлее или темнее. 0% яркости = 0% видим мы. Это не значит, что объект чёрный - мы не знаем, какой он. 100% яркости - и мы получаем 100% информации об объекте. Некоторые объекты отражают большинство лучей и мы получаем много информации о них, а некоторые поглощают часть лучей и отражают меньше, мы получаем меньше информации - такие объекты кажутся нам темными. А как объекты выглядят без света? Ответ: никак.

Эта интерпретация поможет нам понять, что такое контраст. Контраст определяется разностью между точками - чем больше расстояние между ними в шкале яркости или цвета, тем больше контраст.

Контраст серого

Посмотрите на иллюстрацию ниже. Наблюдатель на расстоянии х от объекта А и на расстоянии у от объекта В. Как вы видите, х = 3у. Чем больше расстояние до объекта, тем больше информации об объекте теряется, поэтому чем объект ближе, тем он для нас больше .

Так будет видеть эти объекты наблюдатель.

Но подождите, почему ближние объекты темнее, а дальние светлее? Больше яркости, больше информации, ведь так? И мы только что выяснили, что с ростом дистанции теряется информация.

Мы должны объяснить эту потерю. Почему свет далёких звёзд доходит до нас почти неизменным, а многоэтажку в нескольких милях от нас мы уже видим хуже? Все дело в атмосфере. Вы видите также тонкий слой воздуха, когда смотрите на что-либо, а воздух этот полон частиц. Пока лучи доходят до ваших глаз, они проходят сквозь множество частиц и теряют часть информации. В то же время эти самые частицы и сами могут отражать лучи в ваши глаза - поэтому мы видим небо синим. В конце концов, вы получаете лишь остатки изначальной информации, да ещё и смешанные с отражениями частиц - очень некачественная информация.

Вернёмся к иллюстрации. Если мы нарисуем потерю информации градиентом, мы наглядно продемонстрируем себе, почему ближние объекты выглядят темнее. Также это объяснит нам, почему контраст между ближними объектами больше, чем контраст между дальними. Теперь для нас очевидно, почему с ростом расстояния теряется контрастность.

Наш мозг воспринимает глубину и объем путём сравнения информации, полученной от каждого глаза. Поэтому дальние объекты выглядят плоскими, а ближние объёмными.

Видимость краёв на картинке зависит от дальности объекта. Если ваш рисунок выглядит плоским и вы обводите края объектов, чтобы их выделить - это неправильно. Линии должны появляться сами по себе как границы между контрастирующими цветами, так что они основаны на контрасте.

Если вы используете одни параметры для разных объектов, они будут выглядеть как один.

Искусство затенения

После прочтения теоретической части, я думаю, вы достаточно хорошо усвоили, что же происходит, когда мы рисуем. Сейчас же давайте поговорим о практике.

Иллюзия объёма

Наибольшая сложность во время рисования заключается в создании трёхмерного эффекта на простом листе бумаги. Тем не менее, это мало чем отличается от рисования в 3Д. Можно долго избегать эту проблему, фокусируясь лишь на так называемом мультяшном стиле, но чтобы прогрессировать, художнику нужно встретиться лицом к лицу с главным врагом - перспективой.
Так что же общего имеет перспектива с тонированием? Наверняка больше, чем вы думаете. Перспектива помогает изображать трёхмерные предметы в 2Д измерении так, чтобы при этом они не утрачивали свой объем. И, так как предметы трёхмерные, свет падает на них под разными углами, создавая блики и тени.
Давайте проведём небольшой эксперимент: попробуйте затенить
объект, приведённый ниже, используя данный источник света.

Получится примерно так:

Выглядит плоско, да?

А теперь попробуем так:

Получится что-то такое:

Совсем другое дело! Наш объект выглядит трёхмерным благодаря тем простым теням, что мы добавили. И как же это происходит? Первый объект имеет одну видимую стену, то есть для наблюдателя это лишь плоская стена, ничего более. У другого объекта стенки три, а у двумерного объекта их три быть не может быть в принципе. Для нас зарисовка выглядит трёхмерной, и представить части, которых свет касается или не касается, достаточно легко.

В следующий раз, подготавливая зарисовку, не используйте одни только линии. Нам не нужны линии, нам нужны трёхмерные формы! А если вы даёте формам верную дефиницию, то не только ваш объект будет выглядеть трёхмерным, но и затенение покажется вам удивительно лёгким.

Когда основное плоское затенение будет готово, вы можете закончить рисунок, но не добавляйте никаких деталей прежде. Основное затенение определяет освещение и позволяет держать все в соответствии.

Терминология

Давайте взглянем на корректную терминологию, которую мы будем использовать, говоря о свете и тени.

Полный свет - место прямо под источником света

Блик - место, где зеркальное отражение попадает на сетчатку наших глаз. Это ярчайшая часть формы.

Полусвет - затемнение полного света в направлении терминатора

Предел - виртуальная линия между светом и тенью. Он может быть чётким или мягким и размытым.

Теневая зона - место, расположенное против источника света, и, следовательно, им не освещённое.

Отражённый свет - рассеянное отражение, падающее на мёртвую зону. Никогда не бывает ярче полного света.

Тень - место, в котором объект преграждает путь световым лучам

И хотя это и выглядит вполне очевидным, главный урок, который из этого вам нужно извлечь - чем сильнее свет, тем более ярко выражен предел. Следовательно, чёткий предел является в некотором роде индикатором искусственного источника света.

Трёхточечное освещение

Если понять, что же такое видение, то фотография уже не выглядит столь отличной от рисования. Фотографы знают, что именно свет создаёт изображение, и используют его, чтобы показать что-то определённое. Часто в наше время говорят, что фотографии чересчур "отфотошеплены", на самом же деле, фотографы редко снимают что-то таким, какое оно есть. Они знают, как работает свет, и используют это знание для создания более привлекательного изображения, - именно поэтому вряд ли вы станете профессиональным фотографом просто купив дорогую камеру.

Вы можете использовать два разных подхода, подбирая свет для вашего рисунка - имитировать натуральный, изображая свет таким, какой он есть, или же "играть" с ним, создавая свет, показывающий объект наиболее привлекательным.

Первый подход поможет вам создать реалистичное изображение, в то время, как второй подход поможет реальность улучшить. Это как воин в поношенных доспехах с булавой в руках против красивой девочки-эльфийки в сияющих одеждах и с волшебной палочкой.

Легко сказать, что более реально, но что действительно более завораживающее и красивое? Решение ваше, но всегда помните, что принимать его нужно до рисования, и никак не во время, или менять потому, что что-то пошло не так.

Чтобы уточнить - мы говорим именно о свете, а не о предмете рисунка. Можно нарисовать единорога или дракона в свете натуральном, а можно при помощи света облагородить истомлённого воина. Играть со светом значит располагать его источники так, чтобы наилучшим образом показать рельеф мышц или блеск оружия. В природе так происходит редко, и все объекты сцены мы воспринимаем в целом.
Поэтому, метод натурального света я советую для пейзажей, а улучшающий метод - для персонажей, но путём смешения двух подходов можно создать даже лучший эффект.

О реалистичном затенении мы можем узнать лишь непосредственно от природы. Поэтому, не берите за основу рисунки других или даже фотографии, - они могут обманывать так, что вы и не заметите. Просто посмотрите вокруг, не забывая о том, что все, что мы видим есть свет. Расположите зеркальное и рассеянное отражения, проследите за тенями, и создайте свои собственные правила. Тем не менее, не забывайте, что на фото или рисунке людям свойственно обращать больше внимания на детали, чем на обстановку вокруг них. Рисунки и фотографии легче "впитать", так они передают только ощущения автора, на чем можно сфокусироваться. Последствие же в том, что работу будут сравнивать с другими изображениями, а не с реальностью.

Если вы все-таки решили использовать иной подход, я покажу вам небольшой трюк. Фотографы называют это трёхточечным освещением. Вы так же можете использовать двухточечный метод для наиболее натурального эффекта.

Давайте поместим источник света напротив мишки. Используйте его, чтобы добавить свет и тень, и растушуйте их. Этот источник света есть ключевой.

Чтобы вытащить мишку из темноты, положим его на некоторую поверхность. На поверхность будет падать свет и на неё мишка будет отбрасывать тень. Поскольку лучи, падающие на поверхность, будут диффузными , они будут отражаться и на мишку. Поэтому и появляется чёрная линия между поверхностью и мишкой - и она будет появляться под объектом всегда, только если объект не объединён с поверхностью.

Положим мишку в угол. Так как лучи света падают и на стену, появляется много диффузных отражений повсюду. Таким образом, даже самые тёмные участки немного освещены и контраст получается сбалансированным.

Что если мы уберём стены и заполним пространство плотной атмосферой, которую будет видно? Свет будет рассеиваться и мы снова получим много диффузных отражений. Мягкий свет и диффузные отражения слева и справа ключевого источника света называется заполняющим светом - он и будет освещать тёмные участки и тем самым сглаживать их. Если вы остановитесь здесь, вы получите освещение, которое обычно получается в природе, где солнце выступает ключевым источником света, а диффузные отражения от атмосферы создают заполняющий свет.

Но мы можем добавить и третий вид света - обрамляющий свет . Это задний свет, расположенный так, что сам объект загораживает большую его часть. Мы видим только ту часть, которая освещает края объекта сзади - так что этот свет отделяет объект от фона.

Обрамляющий свет не обязательно должен создавать эту обводку.

Ещё один совет: даже если фон вы не рисуете, рисуйте объект так, как будто фон есть. Так как вы рисуете в цифровом режиме, вы всегда можете подставить фон временно, чтобы рассчитать все нюансы освещения, а потом убрать его.

Заключение

Свет формирует все, что мы видим. Лучи света падают на сетчатку глаза, неся с собой информацию об окружающей среде, об объектах. Если вы хотите рисовать реалистично, забудьте о линиях и формах - все это должно формировать освещение. Не разделяйте науку и искусство - без оптики мы не могли бы видеть, и уж тем более рисовать. Сейчас для вас это может выглядеть как куча теории - но посмотрите вокруг, эта теория везде! Используйте это!

Этот урок - только начало серии. Ждите второй урок, где мы поговорим обо всем, что связано с цветом.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Вид урока : Рисование с натуры.

Цели урока:

  • изучение начальных сведений о светотени (свет, собственная тень, блик, рефлекс, падающая тень), выявление объёма геометрических тел при помощи светотени;
  • развитие наблюдательности, внимания, графических навыков;
  • воспитание целеустремлённости, стремления к получению положительного результата.

Планируемые результаты :

Предметные : научиться передавать объём геометрических тел при помощи светотени.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные : анализировать предлагаемое задание, рассматривать и анализировать картины художников, обобщать, делать выводы.
  • Коммуникативные : использовать речь для регуляции своего действия.
  • Регулятивные : действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности.

Оборудование и материалы:

  • Для учителя : доска, наглядные пособия, геометрические тела из гипса, источник света.
  • Для учащихся: альбом, уголь или чёрная акварель, банка, кисти.

Зрительный ряд : репродукции картин И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники», Ж.Б.С.Шардена «Натюрморт», В.Серова «Девочка с персиками», И.Хруцкого «Плоды».

Сценарий урока

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.
2. Повторение пройденного.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Итоги урока. Рефлексия. Анализ работ.
6. Домашнее задание.

Ход урока

Ребята! Давайте вспомним основные положения предыдущего урока. Откройте, пожалуйста, свои альбомы на странице, где вы выполняли упражнение по изображению куба с учётом угловой перспективы. Кто желает выйти к доске и изобразить куб с использованием линии горизонта и точек схода?

Вызываются 2-3 учащихся по желанию.

Вопросы для повторения :

  1. Для чего необходимо изучать законы перспективы?
  2. Как проявляются законы линейной перспективы в картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»?
  3. Дайте понятие линии горизонта и точки схода.

Проверим и проанализируем, как ребята на доске выполнили упражнение по изображению куба с использованием угловой перспективы.

Тема сегодняшнего урока – «Освещение. Свет и тень». Нашей задачей является изучение начальных сведений о светотени. Кроме того, мы должны, проверив конструктивное построение натюрморта, состоящего из геометрических тел, перейти к выявлению объёма геометрических тел.

Видеть и рассматривать предметы окружающего мира мы можем только с помощью источников света. Это могут быть естественные источники – солнце и луна или искусственные – электрический свет, свет свечи или костра.

Рассмотрим геометрическое тело, например, шар. Мы видим, что свет, распространяясь по форме, имеет различные градации – от самого светлого до самого тёмного. Для того чтобы научиться изображать эти градации, надо усвоить понятие светотени.

Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.

Образование светотени на предмете зависит от положения этого предмета по отношению к источнику света и от его силы. Светотень составляют такие отношения, как свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.

Свет – освещённая поверхность предмета.

Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета.

Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. На круглых предметах полутень показывает плавный переход освещённой части формы в затемнённую – тень.

Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности.

Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета, имеющего гладкую, глянцевую поверхность.

Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены или на других предметах.

Рассмотрите, пожалуйста, предметы округлой формы на натюрморте Ж.Б.С.Шардена и фрагменте картины В.Серова «Девочка с персиками». Определите в каждом случае, где находится источник света, и понаблюдай, как постепенно свет переходит в тень. Обратите внимание, наиболее глубокая тень находится не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько отодвинута в сторону освещённой части.
На картине И.Хруцкого «Плоды» мы видим, что предметы находятся на разном расстоянии от источника света. Сравните морковь, лежащую возле блюда с рыбой, и морковь в корзине. Очень хорошо видно, что освещённые поверхности предметов, расположенных дальше от источника света, теряют свою светосилу. Напротив, на переднем плане натюрморта контрасты света и тени на моркови усиливаются, свет и блики становятся ярче.

Давайте рассмотрим наш учебный натюрморт.

Определите на геометрических телах градации светотени (свет, собственную тень, падающую тень, рефлексы, блики, полутени).

Вопросы для закрепления:

  1. Какие градации светотени вы знаете? Назовите их в порядке уменьшения интенсивности света.
  2. Назовите на предмете самое светлое место и самое тёмное.
  3. Что такое рефлекс ?

Перейдём к практической работе, выполнять которую будем углём или акварелью.

  1. Проверим конструктивное построение и компоновку геометрических тел.
  2. Приступим к выявлению объёма предметов при помощи светотени:
    а) изобразим фон;
    б) проложим собственные тени и свет;
    в) выделим блики;
    г) проложим полутени и рефлексы на предметах;
    д) определяем тон падающих теней от предметов.

Самостоятельная работа учащихся.

Итоги урока. Рефлексия.

  • Выставка детских работ у доски и их обсуждение.
  • Анализ работ.
  • Выявление вопросов, затруднений и недостатков.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Освещение. Свет и тень.

Выполнила:

учитель ИЗО

МБОУ Рождественская СОШ

Громова Ирина Юрьевна

Урок изобразительного искусства в 6 классе

Направленное освещение

Комбинированное освещение

Рассеянное освещение

Виды освещения

Виды освещения

Фронтальное освещение

Боковое освещение

Контражурное освещение

Картина «Лютнист»

Микеланджело Караваджо

(1571-1610 гг.)

Картина «Лютнист»

(около 1595 г.)

Освещённость предметов

Собственная тень – неосвещенные или слабо освещенные участки объекта.

Полутень – место перехода от света к тени.

Рефлекс – оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отраженными от близко лежащих объектов.

Свет – поверхность наиболее ярко освещенная источником света.

Блик – самое светлое пятно на освещенной части предмета.

Падающая тень – тени, отбрасываемые объектом на другие поверхности.

Пейзаж: борьба света и тени

Вопросы для повторения

2. Что такое светотень?

3. Какие бывают типы освещения?

4. Что такое контражурное освещение?

5. Какую роль играет свет в живописи?

  • Соотнесите цифры и градации светотени на рисунке:
  • Собственная тень.
  • Полутень.
  • Рефлекс.
  • Свет.
  • Падающая тень.
Я всё понял на уроке

Я всё понял на уроке, но у меня остались вопросы

Используемая литература

        • Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.
        • 2. Гинзбург Н. Как нарисовать натюрморт / Н. Гинзбург. – Москва: АСТ, Асрель, 2004. – 34 с.

          3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2011. – 176 с.

Спасибо за урок!

Данный урок позволяет закрепить понятия: точка зрения, перспектива, точка схода, названия геометрических тел, а также в игровой форме познакомиться с понятиями света, тени, рефлекса и т.д., и выполнить задания на передачу объема геометрических тел, соединяя индивидуальную работу и работу в группах.


«Открытый урок. Освещение. Свет и тень.»

Конспект открытого урока в 6 классе.

Предмет : изобразительное искусство

Тема : «Освещение. Свет и тень».

Тип урока : урок-формирование новых умений.

Продолжительность : 45 минут.

Класс : 6 класс.

Технологии : компьютерная, игровая, групповая

Оборудование:

для учителя : мультимедийный проектор, экран, презентация «Освещение. Свет и тень» (собственная разработка); карточки для учеников; 3 листа цветного фона для групповых работ; лист белого картона; геометрические тела: цилиндр, параллелепипед, конус, призма, куб; 4 листа бумаги А-4 для выполнения демонстрационной работы; уголь; полоска белого картона;

для учеников : объемная геометрическая фигура из белого картона; фигура нарисованного на листе и вырезанного геометрического тела; полоска белого картона; альбом для рисования; карандаш, уголь.

Цели :

Актуализация знаний учащихся;

Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного мышления, внимания;

Формирование навыков передачи объема при изображении геометрических тел.

Задачи :

Образовательные:

Закрепить правила объемного изображения в перспективе геометрических тел;

Закрепить знание понятий: точка зрения, перспектива, точка схода; знание геометрических тел: куб, параллелепипед, цилиндр, конус, призма, шар, пирамида;

Познакомить с понятиями: свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень;

Выполнить задания на передачу объема геометрических тел;

Формировать художественно-графические навыки.

Развивающие:

Развивать психические процессы: воображение, внимание; развивать ассоциативное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к графическому изображению; аккуратность при выполнении задания; коммуникацию, взаимопонимание.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством игры в «испорченный телефон».

2) Деление класса на 3 группы.

3) Актуализация знаний.

4) Введение в тему урока.

5) Работа по теме урока (объяснение с показом на доске задания по передачи объема геометрических тел).

6) Постановка художественной задачи.

7) Физкультминутка.

8) Практическое выполнение работы.

3. Рефлексия.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Основная часть.

1) Мотивация учащихся к учебной деятельности – раскрытие темы урока посредством игры в «испорченный телефон».

Все вы, конечно, знаете игру «Испорченный телефон». Вот «по нему» я сейчас и передам тему нашего урока.

Гоша, подойди сюда. Я по секрету скажу тебе учебную тему, ты передашь её на ушко Кристине, Кристина – сидящему на второй парте, тот – своему соседу. И так далее по цепочке. Последний, кто примет информацию, запишет её на доске. На выполнение задания – 1,5 минуты.

Ученики по очереди передают информацию, последний ученик выходит и записывает тему урока на доске.

Слайд 1 с темой урока.

Проверяем, правильно ли была передана тема урока.

При необходимости учитель исправляет тему, записанную на доске

2) Деление класса на 3 группы.

Для дальнейшей работы вам надо разделиться на команды. На первых партах лежат фрагменты открыток. Каждый возьмёт себе один кусочек и из них сложится 3 открытки – 3 команды. На складывание открытки – полторы минуты.

Ученики подходят, берут фрагмент открытки, находят недостающие фрагменты, т.о. сформировывается команда

3) Актуализация знаний.

Прежде, чем перейти к новой теме урока, мы должны вспомнить пройденный материал.

Сейчас посыльные от каждой команды получат конверт, в котором лежит разрезанная на отдельные слова фраза из пройденной темы (см. Приложение 1). Вы должны сложить фразу и прочитать нам ее вслух. Время, отведенное на выполнение задания – 1, 5 минуты.

и зачитывают вслух полученные фразы

Следующее задание на знание геометрических тел.

Перед вами геометрические тела. Сколько разновидностей геометрических тел вы видите? Представитель команды должен выйти и написать количество разновидностей.

Слайды 2-3.

Ученики выполняют задание, представитель команды выходит и записывает количество разновидностей

Следующее задание называется «Найди и исправь ошибку» (см. Приложение 2). Каждый учащийся получает листок с графическим изображением, в котором есть ошибка. Ее надо исправить и передать листок для проверки правильности выполнения задания своему соседу по группе, который проверяет и оценивает вашу работу. Таким образом, каждый из вас будет и учеником, и учителем. Время на выполнение задания: 1 минута на исправление ошибок и 1 минута на проверку. Всего 2 минуты.

Ученики выполняют задание

4) Введение в тему урока посредством рассказа сказочной истории.

Слайд 4

Жил-был на свете один мальчик, который очень любил рисовать. Он всегда ходил с большим альбомом для рисования, а из кармана куртки выглядывали карандаши. Жители городка, в котором он жил, даже завидовали ему немножко. А мальчик был очень несчастным человеком. Чтобы он ни пытался нарисовать, у него ничего не получалось. Начнет он рисовать яблоко, на бумаге его правильно разметит, линии аккуратно проведет, раскрасит, а яблоко все равно получается плоское, словно из картонки вырезанное. Расстроился юный художник, порвал все рисунки и пошел с горя, куда глаза глядят. Шел, шел, устал, прилег отдохнуть.

Слайд 5

А вокруг так красиво: птички летают, бабочки порхают, всюду цветы, облака по небу плывут белые, пушистые. Увидел все это художник и расплакался. Обидно ему стало, что такая красота вокруг, а нарисовать он ее не может. Вдруг увидел, что на стебельке искорка сверкает, да так ярко, словно солнце маленькое. Протянул он к ней ладонь, а она сама к нему на ладошку прыгнула.

Здравствуй, - говорит, - почему у тебя на глазах слезы? Мужчина не должен плакать.

Кто ты? – спросил мальчик.

Меня зовут Блик.

Откуда ты?

С солнца. Я маленький осколочек солнца. А ты кто и почему плачешь?

Поведал мальчик Блику о своих неудачах. Все как есть рассказал.

Не вешай голову. Я помогу твоему горю. Я познакомлю тебя со своими друзьями. С их помощью твои рисунки оживут.

Слайд 6

Друзья Блика жили одной семьей. Самым главным в этой семье был папа. Его звали Свет. Маму звали Тень. Папа и мама очень любили друг друга и никогда не расставались ни на одну минуту. У Света с Тенью была дочь – Полутень. Очень тихая и скромная девочка. Она всегда держалась за мамину юбку и никуда не ходила. С подружками не играла. Бывало все между папой и мамой вертится.

Вскоре появился в семье и сын. Папа с мамой были очень рады. Они считали, что их сын особенный, ни на кого не похожий. Раз так, то и имя ему нужно выбрать не простое, а особенное. И назвали мальчика по-иностранному – Рефлекс. Рос Рефлекс как в сказке. Вырос и зазнаваться стал. Решил, что он действительно особенный и неповторимый. Но это ему только так казалось. В действительности он был бесхарактерным и безвольным. Мнения своего ни о чем не имел. Скажут ему: «А ты голубоватый», - «И верно, голубоватый», - говорил Рефлекс. Скажут ему: «А ты желтый». – «Желтый», - соглашается Рефлекс. Но несмотря на это, он всюду лез вперед, никого не слушал. Неизвестно, чем бы это кончилось, но появился Блик. Он всем очень понравился. А папа Свет в нем просто души не чаял. Взялся Блик за воспитание Рефлекса, да так строго, что Рефлекс сразу притих и стал послушным.

Блик представил мальчику своих друзей, поставил перед ним обыкновенную кружку. И сказал: «Рисуй».

Слайд 7

Что ты делаешь, возмутился Блик. – Ты повторяешь свои ошибки. Неужели ты не видишь, что кружка не везде одинаковая. В одном месте она светлее, в другом темнее.

Нет, не вижу.

Ну-ка, друзья по местам! – скомандовал Блик.

Слайд 8

Когда на кружке расположились Свет, Тень и Полутень, Блик подпрыгнул и очутился рядом со Светом.

А теперь вижу, - закричал мальчик, сначала кружка светлее, потом темная, потом совсем темная, потом опять немножко светлее. А еще вижу, что там, где Блик самое светлое место.

Юный художник быстро изобразил все на рисунке и не поверил своим глазам: у него получился рисунок.

У тебя всегда будут получаться рисунки, - сказал Блик, - если ты будешь следить за тем, как на вещах располагаемся мои друзья и я. Без нас на бумаге ни один рисунок не будет как настоящий.

А я всегда там, куда попадает мало Света, - добавила Полутень.

К вашим услугам – на самом светлом месте, - поклонился Свет. – И если там, где буду находиться я, вы увидите сверкающие лучики солнца, то знайте - это шлет вам привет наш дорогой Блик.

Простите, а где мне искать вас? – обратился мальчик к Рефлексу.

Позади всех.

Что же вы там делаете?

Он отражает свет и цвет других предметов, - сказал Блик.

Вот такая история произошла с вашим ровесником, который очень хотел научиться рисовать.

5) Работа по теме урока (объяснение с выполнением на доске задания по передаче объема геометрических тел)

Слайд 9

Давайте же посмотрим на этот цилиндр и выясним, где же располагаются герои нашей истории.

Ученики называют, где какой герой истории располагается

Учитель показывает на доске выполнение объемного изображения цилиндра.

Граница светотени у цилиндра проходит по вертикальной линии. Форма меняется плавно, поэтому границы размыты. Штрих кладём по форме, в вертикальном направлении. Удаляющиеся поверхности от света становятся темнее. Верхнее основание оказывается в полутоне, если освещение преимущественно сбоку. Передний край падающей тени берёт своё начало от точки границы светотени в основании цилиндра, а дольний край тени начинается от аналогичной точки на невидимой стороне.

На завершающем этапе работы уточняем форму штрихом в горизонтальном направлении. Верхняя часть чуть ближе к свету, она будет светлее. Теневая часть подсвечена снизу, а сверху тень в контрасте с верхним основанием. Поэтому самая тёмная часть тени окажется вверху.

Слайд 10.

Посмотрите на изображение куба. Как здесь располагаются наши герои?

Ученики называют, где располагается свет, тень, полутень, рефлекс

Учитель показывает на доске выполнение объемного изображения куба.

Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета. Линия границы в данном случае проходит по ребру куба или параллелепипеда. На теневую поверхность падают отраженные лучи, называемые рефлексом. Рефлекс по силе тона темнее полутени.

Слайд 11.

Перед вами изображение конуса.

Находим границу света и тени. Граница представляет собой прямую линию, идущую от вершины к точке в основании. Постарайтесь верно определить, каково соотношение части, видимой на свету и части в тени. В верхней части линия немного чётче, в нижней части конуса она более плавно размыта к краям. Связано это с тем, что ближе к вершине конуса форма заворачивается сильнее, она почти приближается к угловой форме, какую мы видим на примере куба. Теневая поверхность удаляется от нас, дальний край по закону воздушной перспективы будет светлее.

Освещённая часть удаляется от зрителя, поэтому, в соответствии с законами воздушной перспективы, она будет темнее. На границе света и тени мы видим полутон, промежуточную поверхность между светом и тенью, он относится к свету, но темнее, чем освещённая часть предмета, т. к. угол падения лучей света здесь небольшой. Падающая тень темнее тени собственной. Она лежит на горизонтальной поверхности, передняя часть тени темнее. Штрих кладём по форме, сначала в направлении лучей, идущих от вершины к основанию.

Для лучшей передачи формы введём горизонтальные линии штриховки, показывающие сечение формы по горизонтали. Особенно важно показать, как форма заворачивается по краям. На завершающем этапе работы уточняем тональные отношения и форму. Освещённая часть чуть темнее снизу, сверху выше контраст света и тени. Теневая часть конуса снизу подсвечена рефлексом от поверхности стола, также имеется рефлекс, проходящий по дальнему краю формы.

Слайд 12

Геометрическая форма шара самая простая из всех фигур, но для рисунка эта форма является самой сложной. Свет, тень, полутень, рефлекс располагаются по овалу.

Слайд 13

Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко, не были чрезмерно усилены.

Слайд 14

6) Постановка художественной задачи.

У вас на партах ваши заготовки нарисованных геометрических тел, которые вы сделали дома. Ваша задача выявить объем фигуры, т.е. показать расположение Света, Тени, Полутени, Рефлекса, Блика (если он есть).

Следующая часть задания состоит в том, чтобы составить композицию из своих ранее выполненных объемных геометрических тел. Поставить ее перед собой и приклеить в необходимой последовательности ваши готовые рисованные изображения тел на цветной фон, который располагается на доске.

7) Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Все у нас пойдет на лад.

Повернулись вправо, влево,

Поклонились, тихо сели.

8) Практическое выполнение задачи (работа в группах).

Самостоятельная работа учащихся

3. Рефлексия.

Молодцы, ребята, все справились с заданием. Давайте же вспомним, о чем мы сегодня говорили. Я начинаю фразу, а вы быстро должны закончить.

Слайд 11

Освещенная поверхность предметов называется… (свет);

Всегда там, куда не попадает свет, располагается… (тень);

Отражает свет и цвет других предметов … (рефлекс);

Она всегда там, где мало света, располагается между светом и тенью … (полутень);

Лучик солнца на светлом месте предмета… (блик);

Тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности (поверхности стола, стены и т.д.) называется… (падающая).

4. Домашнее задание.

Слайд 12

У вас есть полоски белого картона. Согните их в произвольной форме, чтобы были и ребра и цилиндрическая поверхность. Сделайте зарисовки того, как распределяется светотень на полученной полоске картона.

Перед вами пример такого изображения.

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение 1

Сложи фразу.

1) Точка схода – это точка на линии горизонта, в которой сходятся изображения параллельных линий при построении перспективы

2) Перспектива – это правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве

3) Точкой зрения называется точка, из которой предполагается взгляд на вещи при перспективном изображении

Просмотр содержимого презентации
«Освещение. Свет и тень.»

Освещение. Свет и тень

Презентацию подготовила:

Голубева И.В.,

учитель ИЗО

МБОУ «Покровская СОШ»






  • Самым главным в семье был папа. Его звали Свет .
  • Маму звали Тень .
  • У Света с Тенью была дочь – Полутень .
  • Сына назвали по-иностранному – Рефлекс .







  • Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко, чтобы края формы вызывали впечатление закругленности.
  • Все шары выполнены в тоне в равной степени, а воспринимаются различно.
  • а и б чрезмерно усилены края формы, а на рисунке в – края формы умеренно подчинены ей


  • Освещенная поверхность предмета называется…
  • Всегда там, куда не попадает свет, располагается…
  • Отражает свет и цвет других предметов …
  • Она всегда там, где мало света, располагается между светом и тенью …
  • Лучик солнца на светлом месте предмета…
  • Тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности (поверхности стола, стены и т.д.) называется…

Домашнее задание: Согнуть полоску в произвольной форме, чтобы были ребра и цилиндрическая поверхность. Сделать зарисовки того, как распределяется светотень на полученной полоске картона

Статьи по теме: