Организация спортивных игр и спортивных упражнений в условиях доу. Спортивные игры для дошкольников
Младший дошкольный возраст
«Кати мяч в ворота!»
Цель:
Правила: По очереди прокатывать мяч, чтобы он прокатился в ворота
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Посередине площадки делают ворота (воспитатель ставит два стульчика). Напротив ворот с каждой стороны на расстоянии 1 - 1,5 м начертить по линии. Воспитатель зовет кого-нибудь из детей на одну из этих линий, сам встает напротив ребенка на второй линии и катит мяч через ворота. Ребенок ловит мяч, катит его назад воспитателю и садится на место. Дальше выходит следующий ребенок. Игра заканчивается, когда все дети перекатят мяч через ворота.
Пособия: Ворота
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: Дети должны прокатить мяч одной рукой
Литература:
Младший дошкольный возраст
«Принеси мяч!»
Цель: Обучить детей метанию одной рукой из-за головы
Правила: Догонять мяч и бросить его как можно дальше
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках, поставленных с одной стороны
площадки; на расстоянии 2 -3-ёх шагов нарисована линия. Воспитатель вызывает 5
- 7 детей, которые встают на линию на определенном расстоянии один от другого.
Рядом с ними встает воспитатель, у которого в корзине мячики по количеству
вызванных детей.
На слова воспитателя: "Раз, два, три, бегите!" и бросает вперед все
мячи из корзины. Дети бегут за мячами, каждый догоняет определенный мяч, поймав
его, подходит к воспитателю и кладёт мяч в корзину. Затем дети садятся на свои
места. На линию выходит следующая группа детей. Игра заканчивается, когда все дети принесут
мячи воспитателю.
Пособия: Стульчики по количеству играющих, мячики небольшого диаметра
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: Дети должны бросать поочерёдно правой и левой рукой.
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Младший дошкольный возраст
«Передай мяч»
Цель: Подготовить мускулатуру детей для такого основного движения, как метание из-за головы
Правила: Передавать мяч в указанном направлении
Ход игры: Дети вместе с воспитателем стоят в кругу. У воспитателя в руках большой цветной мяч, он поднимает его вверх и говорит: "Яна" (свое имя), поворачивает туловище вправо или влево (за договоренностью) и, передавая мяч ребенку называет ее имя (например Андрей). Ребенок, который получает мяч, поднимает его вверх, говорит свое имя - "Андрей", и, передавая мяч своему соседу, называет его имя - "Сережа" и т. д. Игра заканчивается, когда мяч снова попадет к воспитателю.
Пособия: Большой цветной мяч
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: При повторении игры мяч передается в другом направлении.
Литература:
Младший дошкольный возраст
«Цыпленок мяча»
Цель: Обучить детей горизонтальному метанию (прокатыванию) двумя руками Правила: Догонять мяч и бросить его как можно дальше
Ход игры:
Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель встает на расстоянии 1 - 2 м от детей и катит мяч каждому игроку по очереди. Дети ловят мяч обеими руками и катят мяч обратно воспитателю.
Пособия: Мяч
Место проведения: В группе, спортивном зале ДОУ
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Младший дошкольный возраст
«Маленький мяч догоняет большой»
Цель: Подготовить мускулатуру детей для такого основного движения, как метание двумя руками снизу
Правила: Передавать мячи в указанном направлении двумя руками между ног
Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель стоит рядом с ними и подает большой мяч ребенку, который стоит с правой стороны. Дети передают мяч по кругу. Когда мяч будет приблизительно у пятого ребенка, воспитатель дает детям мяч, но уже маленький. Дети его тоже передают по кругу. Игра заканчивается только тогда, когда оба мяча будут у воспитателя. Воспитатель отмечает детей, которые правильно и быстро передавали мяч. При повторении игры воспитатель дает мячи с левой стороны.
Пособия: Один большой мяч и один маленький мяч
Место проведения: В спортивном зале, группе ДОУ
Усложнение: При повторении игры мячи передаются в другом направлении
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Средний дошкольный возраст
«Попади в предмет»
Цель: Обучить детей метанию поочерёдно правой и левой рукой из-за головы
Правила: Попасть в мишень
Ход игры:
Дети сидят вдоль комнаты. В
центре комнаты нарисован круг (диаметром (1,5 - 2 м). В середину круга
поставить ящик (высотой 40 см).
В ящик положить по два мяча или два мешочка (наполненных писком) на каждого
ребенка. Воспитатель берет 4 - 5 детей, которые подходят к ящику, берут по два
мяча и встают на линию круга на расстоянии 1 м от ящика и на определенном расстоянии один
от другого.
На сигнал "раз" дети все вместе бросают мячи правой рукой в ящик
(цель). На сигнал "два" - бросают мячи левой рукой. Игра
заканчивается, когда дети бросят по два мяча каждый.
Пособия:
Место проведения: В спортивном зале ДОУ Усложнение:
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Средний дошкольный возраст
Цель: Обучить детей метанию поочерёдно правой и левой рукой из-за головы
Правила: Догонять мяч и бросить его как можно дальше
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках на расстоянии 1- 2 м от данной линии.
Воспитатель заранее кладет на линии, для каждого из детей, по два мешочка
одного цвета (вес мешочков 100 - 200
г). Дети, которых зовет воспитатель (можно звать по 5 -4
человека), взявши в руки по мешочку, встают на линию на расстоянии вытянутых
рук один от другого. По сигналу воспитателя дети бросают мешочек вперед правой
рукой, а второй левой.
Воспитатель отмечает детей, которые кинули дальше. Дети подбирают мешочки и
кладут их на места. За ними бросают мешочки другие дети. Игра заканчивается
после того, как все дети примут участие в игре. Место проведения:
В спортивном зале ДОУ Усложнение:
Дети должны не просо бросить, а попасть в крупную
мишень
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Средний дошкольный возраст
«Попади в обруч!»
Цель: Обучить детей метанию поочерёдно правой и левой рукой из-за головы, развитие меткости
Правила: Попасть в вертикальную цель - обруч
Ход игры: Поделить детей на колоны и посадить на противоположных концах вдоль комнаты. Посередине комнаты поставить две цели (вертикальные). Перед каждой целью положить на линию по два мешочка (весом 150 г). Расстояние от цели до линии 1,5 - 2 м. К линии выходят дети с двух колонок, берут мешочки в правую руку и на определенный сигнал воспитателя "раз" бросают мешочки в цель. Затем берут мешочки в левую руку и на повторный сигнал "раз" бросают мешочки в цель левой рукой. Затем мешочки собирают и кладут на линию, садятся на свои места. Воспитатель отмечает, кто из детей попал в обруч. Дальше идут бросать остальные дети с обеих колон и т. д. Игра заканчивается, когда все дети бросят мячи в цель.
Пособия: По два мешочка одного цвета, для каждого ребёнка, весом 100 - 200 г
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: Дети должны бросить мешочки с закрытыми глазами
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Средний дошкольный возраст
«Кому катить мячик?»
Цель: Обучить детей горизонтальному метанию (прокатыванию) двумя руками
Правила: Сбить мячом прокатанные кубики
Ход игры: Дети делятся на четыре группы. Каждой группе выбирается определенный цвет: красный, зеленый, синий, желтый. По середине площадки начертана линия, на которой лежат мячики по два на каждого ребенка. На расстоянии одного метра от этой линии начерчена вторая, параллельная линия, на которой стоят кубики (на расстоянии 10 - 20 см один от другого). На поднятый воспитателем флаг, например, красного цвета, дети, которым определил воспитатель красный цвет, берут мячики в правую руку и встают напротив своих кубиков. На сигнал воспитателя "раз" дети катят мячики в направлении кубиков, на сигнал "два" катят левой рукой. Воспитатель отмечает детей, попали по кубику. Дети собирают мячики и кладут их на линию, затем садятся на свои места. На поднятый флаг другого цвета, например, зеленый, выходят дети, у которых зеленый цвет, и игра продолжается. Игра заканчивается, когда все группы детей прокатят мячики к кубикам. Воспитатель отмечает группу детей, у которой было больше попаданий и сбито кубиков.
Пособия: Мяч, кубики
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: Вводиться соревновательный момент на время между командами
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Средний дошкольный возраст
«Два мяча»
Цель: Подготовить мускулатуру детей для такого основного движения, как метание двумя руками из-за головы
Правила: Передавать мячи в указанном направлении двумя руками над головой
Ход игры: Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого. Воспитатель дает два мяча детям, которые стоят рядом. На команду "раз" дети начинают передавать мячи, по верху, один с правой стороны от себя, а другой - с левой. Когда мячи встретятся у детей, которые стоят рядом, эти дети выходят на середину круга, бросают мяч в мишень, догоняют его, с мячом подходят к детям, которые стоят в кругу рядом, и дают им мяч, а сами встают на свои места. Игра продолжается. Воспитатель отмечает детей, у которых мяч при передачи другому ни разу не упал.
Пособия: Два мяча одинакового размера
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: При повторении игры мячи передаются в другом направлении.
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Старший дошкольный возраст
«Метание дисков»
Цель: Обучить детей приёму метания вдаль с разворотом, развитие меткости
Ход игры: Детей поставить в шеренгу перед линией. Перед каждым ребенком на линию положить несколько картонных дисков. На сигнал "раз!" дети правой рукой бросают диски как можно дальше и быстрее. На сигнал "два!" дети бросают диски левой рукой. Воспитатель отмечает детей, которые лучше справились с заданием.
Пособия: Несколько картонных дисков
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: При повторении дети должны броском диска сбить игрушку
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Старший дошкольный возраст
«Докати обруч до флажка»
Цель: Обучить детей горизонтальному метанию (прокатыванию) поочерёдно правой и левой рукой
Правила: Докатить обруч до флажков ни разу не уронив его.
Ход игры: Дети делятся на 3 - 4 колоны. На линии напротив каждой колоны лежит по обручу. Первые из колон выходят на линию, берут обручи и становятся в исходное положение.: обруч и левую ногу ставят на линию, пальцами левой руки слегка поддерживать обруч, палочка - подгонялочка в правой руке. На сигнал воспитателя "раз!" дети катят обручи к флажкам, которые установлены на противоположной линии (на расстоянии 15 - 20 шагов). Тот, у кого обруч ни разу не упадет по дороге к флажку, выигрывает. Игра заканчивается, когда все дети докатят обручи к флажкам.
Пособия: Обручи, ориентировочные флажки
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: При повторении игры вводиться соревновательный момент на время между командами, меняют руки
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Старший дошкольный возраст
«Попади в ямку!»
Цель:
Правила: Попасть в ямку каштаном
Ход игры:
Дети поделены на 2 группы. Из каждой колоны выходит
ребенок и становится на линию. Перед ребенком сделано 5 ямок (15 см в диаметре, расстояние
между которыми 0,5 м).
Ямки расположены в один ряд и пронумерованы в определенном порядке. Ребенок
стоит на расстоянии 0,5 м
от первой ямки. Воспитатель говорит номер ямки, например 2, и два ребенка
бросают по каштану в названую ямку - сначала правой рукой, а затем левой.
Дальше выходит следующая пара и кидает каштаны в другую ямку, например 4, и т.
д.
Игра заканчивается, когда одна из колон наберет определенное количество очков,
например 10. В конце игры отметить колону, в которой дети набрали наибольшее
количество очков.
Пособия: Плоды каштана, лопатка
Место проведения: На участкеДОУ
Усложнение:
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Старший дошкольный возраст
«Попади в мяч!»
Цель: Развитие глазомера, меткости, точности броскалевой и правой рукой
Правила: Попасть в ямку каштаном
Ход игры:
Дети сидят с одной стороны площадки. Посередине площадки стоит стол, по краям которого лежат большие мячи. Дети парами выходят на линию (на расстоянии 1 м от стола), где лежат маленькие мячи напротив больших, которые лежат на столе. На сигнал воспитателя: "Приготовились!" дети поднимают мячики, на сигнал "раз!" бросают их в большие мячи, стараясь их сбить со стола. Выигрывает тот ребенок, который попадет в мяч правой и левой рукой.
Пособия: Большие и маленькие мячи по количеству играющих детей
Место проведения: В спортивном зале ДОУ
Усложнение: При повторении игры вводиться соревновательный момент на время между участниками
Литература: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Смена позиций
Цель: развитие памяти.
Количество игроков : 6—25
Правила и основное содержание: Из числа участников выбираются водящий и координатор. Остальные игроки рассредоточиваются по комнате и принимают некоторые позы. Водящий в течение нескольких минут пытается запомнить местонахождение и позы всех игроков. После этого водящий поворачивается спиной к остальным игрокам, а они совершают несколько изменений в своих позах. Задача координатора — следить, сколько изменений было сделано (общее число изменений должно быть оговорено перед началом игры), и запоминать эти изменения. После того, как перемещения игроков закончены, водящий оборачивается лицом к игрокам и пытается назвать все изменения.
В качестве смены позиций можно использовать перемещения игроков по залу, изменения их поз.
Варианты усложнения: Сложность игры можно варьировать, меняя количество игроков от 5 до 20 и количество изменений от 3 до 10.
Новое назначение предмета
Цель: развитие памяти
Количество игроков: любое
Необходимые пособия: любые предметы
Основное содержание: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.
Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.
Варианты усложнения: в соответствии с новым назначением, придумать новое название.
Имитация действий
Цель: развитие памяти
Основное содержание: Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.
Варианты усложнения: допускать ошибки в последовательности; придумавать более сложные темы для имитирования.
Давай придумывать
Цель: развитие памяти
Количество игроков: любое
Необходимые пособия: набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.
ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.
Основное содержание: дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:
У кого предмет похож на такой карандаш?
Ребенок, у которого палочка, отвечает:
И получает карточку с изображением карандаша.
Варианты усложнения: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.
Движение
Цель: развитие памяти
Количество игроков: двое
Основное содержание: Два игрока чертят сами для себя на полу или на земле линию в виде зигзага. Один игрок чертит линию на два метра, другой продолжает эту линию еще на два метра. Они могут несколько минут ее изучать, чтобы ее лучше запомнить. И после этого они должны пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один двигается по линии, а другой считает, сколько раз тот выйдет за линию. Затем они меняются ролями.
Правила игры: не выходить за линию.
Варианты усложнения: проходить ту же дистанцию на время.
Цепочка действий
Цель: развитие памяти , упражнение в последовательности действий.
Основное содержание: Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола". Если он запутался, кладет фант.
Правила игры: соблюдать последовательность.
Варианты усложнения: выполнение действий с закрытыми глазами.
Кто где
Цель: развитие памяти
Количество игроков: десять и более человек
Основное содержание: Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.
Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.
Правила игры: не подсказывать водящему.
Варианты усложнения: меняются более двух игроков.
Повторяйка
Цель: развитие памяти
Количество игроков: любое
Основное содержание: Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д. Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое.
Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры.
Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшийся последним.
Правила игры: не повторяться при показе своего действия.
Варианты усложнения: Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу.
Эхо
Цель: развитие памяти, упражнение в последовательности действий.
Количество игроков: семь и более человек
Необходимые пособия: мяч
Основное содержание: Игроки запоминают несложное забавное стихотворение. Проверяется усвоение: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую. Потом дети говорят первую половину фразы, а водящий — вторую.
Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.
Если игрок не может продолжить или произносит фразу с ошибкой, он кладет в круг фант, а после игры «выкупает» его — рассказывает любое стихотворение.
Варианты усложнения: увеличение темпа, добавление новых строк.
Младший дошкольный возраст
«Прыгай к флажку!»
Цель: обучение детей прыжкам на двух ногах.
С окончанием слов малыши поднимают флажки вверх, машут ими, кладут и идут обратно. Выходят следующие 5—6 детей.
Правила : продвигаться к флажку прыжками на двух ногах, бежать нельзя; в прыжках соблюдать направление, брать свой флажок; выигрывает поднявший флажок первым.
Пособия : 5—6 флажков.
Усложнение: выполнять игру в парах, тройками, командами.
Литература:
Младший дошкольный возраст
«Лошадки»
Цель: обучение детей подпрыгиванию
«Цок! Цок! Цок! Цок!
Я лошадка серый бок.
Я копытцами стучу.
Если хочешь, прокачу».
И. Михайлова
С окончанием слов дети ходят по площадке и присаживаются на скамеечки, пеньки, деревья. После небольшого отдыха игра повторяется.
Правила : в галопе стараться приближать одну ногу к другой; согласовывать шаги галопа с ритмом песенки.
Пособия : лошадки на палочке.
Усложнение: прыжки «лошадки», можно выполнять в звеньях по 3-4 ребенка
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Младший дошкольный возраст
«Не отдам!»
Цель: обучение детей подпрыгиванию.
Правила : прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь; прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.
Пособия : палочка, шишка, снежок, листок.
Усложнение: перенос предметов двумя ногами(прыжки)
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Младший дошкольный возраст
«Не замочи ног»
Цель: обучение детей подпрыгиванию
содержание: На площадке выкладывают из палок, камешков, шишек ручеек. В лесу или на лугу можно использовать узенькую тропинку (шириной 20—30 см). Дети встают к ручейку и по сигналу «прыг» перепрыгивают его, отталкиваясь двумя ногами, расходятся по площадке; по сигналу «домой» снова перепрыгивают. Если все дети сразу справились с заданием, воспитатель делает ручеек пошире (до 30—40 см), говоря:
«Много воды в ручейке, стал он широкий». Напоминает, что отталкиваться надо энергично.
Правила: отталкиваться одновременно двумя ногами, приземляться мягко также на обе ноги; кто оступился, остается в ручейке на 1—2 повторения.
Пособия: палки, камешки, шишки.
Усложнение: сделать еще один широкий ручеек (40—50 см) для тех, кто справился с предыдущим заданием.
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Младший дошкольный возраст
«Птички в гнездышках»
Цель: обучение прыжку через предмет (на двух ногах).
Правила: по сигналу выпрыгивать на двух ногах; задевший обруч остается в нем до следующего повторения игры; после бега можно занимать любой обруч.
Пособия: обручи.
Усложнение: прибежав к обручу, надо остановиться и впрыгнуть в него толчком двух ног; сделать обручи побольше, в каждом — два птенчика.
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Средний дошкольный возраст
Лягушки.
Цель: обучить детей прыжку в длину с места.
Содержание : На земле чертят небольшой квадрат — дом. Вокруг него четыре картонных (фанерных) пластинки — листики вперемежку с четырьмя кочками — пруд. Играют 4—6 ребят. Один — лягушка, остальные — лягушата. Лягушка учит лягушат прыгать. Она стоит справа от пруда, лягушата — слева. Каждый лягушонок становится в дом и, внимательно слушая команды, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь на обе ноги. Лягушка четко подает команду: «Кочка, листик, листик, дом, листик, кочка, кочка!» Прыгает один лягушонок, остальные следят за тем, правильно ли он это делает.
Правила: Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он научился прыгать и встает рядом с лягушкой, а если ошибся, то возвращается к лягушатам.
Усложнение: могут одновременно участвовать несколько «лягушек»
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Средний дошкольный возраст
«Кто соберет больше лент?»
Цель: обучение детей прыжку высоту с места.
Правила : подпрыгивать вверх на двух ногах; снимать во время прыжка только одну ленточку.
Пособия: веревка, небольшие ленточки.
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Средний дошкольный возраст
« Пробей мяч»
Цель: обучение детей прыжку высоту с места.
Правила: подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно двумя руками.
Пособия: веревка, мяч в сетке.
Усложнение: поднять мяч выше, повесить два мяча, детей разделить на команды.
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Средний дошкольный возраст
«Прыгни — повернись!»
Цель: обучение детей подпрыгиванию
содержание : Дети, свободно располагаясь на площадке, прыгают на месте под счет «один, два, три», на счет «четыре» поворачиваются направо на 45°. Снова делают три прыжка на месте, на четвертый поворачиваются направо. Вернувшись в исходное положение, дети выполняют прыжки в левую сторону. Между повторениями надо сделать небольшой перерыв — походить по площадке.
Усложнение: пытаться повернуться на 90°.
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Средний дошкольный возраст
«Не боюсь!»
Цель: обучение детей подпрыгиванию.
Правила: как только ловишка отходит от игрока, тот должен развести руки в стороны.
Усложнение: прыгать ноги в стороны-вместе, салить можно того, кто находится в стойке ноги врозь.
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Старший дошкольный возраст
«Лошади»
Цель: обучение детей подпрыгиванию
содержание : На «конюшне» стоят «лошади», недалеко от них сидят на скамейках конюхи с вожжами. Старший конюх—воспитатель подходит к дощечке, подвешенной на дерево, и отбивает примерно 15—18 ударов. За это время конюхи быстро выводят лошадей, запрягают их и выстраиваются друг за другом. На сигнал «поехали» скачут галопом. По сигналу «лошади испугались» разбегаются в разных направлениях. Конюхи ловят и отводят лошадей в конюшню. Дети меняются ролями, игра повторяется.
Старший дошкольный возраст«Прыгни — присядь!»
Цель: обучить детей прыжку через веревку
содержание : Играющие стоят в колонне на расстоянии одного шага один от другого. Двое водящих с веревкой в руках (длина 1,5 м) располагаются справа и слева от колонны. По сигналу дети проносят веревку перед колонной (на высоте 25—30 см от земли). Играющие в колонне поочередно перепрыгивают через веревку. Затем, миновав колонну, водящие поворачиваются обратно, неся веревку на высоте 50—60 см. Дети быстро приседают, принимая положение группировки (обхватывают колени руками, приближают голову к коленям), чтобы веревка их не задела. При повторении игры водящие меняются. Выигрывают те, кто, не задев веревки, сумел выполнить прыжки и приседания.
Цель: закрепить навык детей прыжку на двух ногахсодержание : Дети стоят в 4—5 звеньях. Напротив каждого звена (на расстоянии 4—5 м) ориентир — высокий кубик, палочка. Первые в звеньях получают мячи (резиновые, волейбольные, мягкие матерчатые). Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждой к своему звену и передают мяч следующему. Когда все прибегут, прыгают другие 4—5 детей.
Правила: прыгать, не теряя мяча; потерявший должен снова зажать мяч ногами и начинать прыжки с того места, где был потерян мяч.
Пособие: высокий кубик, палочка, мячи (резиновые, волейбольные, мягкие матерчатые).
Усложнение: прыгать с мячом до ориентира и обратно; играть командой — выигрывает та, игроки которой быстрее сумели закончить дистанцию.
Литература: Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать».
Старший дошкольный возраст
«Будь ловким»
Цель: обучить детей прыжку в длину с места, с последующим перекатыванием на всю стопу.
Содержание : Дети стоят лицом в круг, у ног каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Через 30—40 с воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирают нового водящего из тех, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.
: ориентирование на местности, развитие памяти, наблюдательности, взаимодействие в паре.
Необходимые пособия: предметы, которые игроки будут прятать и находить.
Содержание игры: Участники игры собираются на поляне и делятся на пары. Руководитель вручает игрокам, например, с первыми номерами предметы: флажок, кеглю, мяч и т. д. После этого они вместе с судьей уходят в лес на расстояние 200- 300 метров. Каждый прячет свой предмет и возвращается к руководителю, запомнив путь по ориентирам. Судья следит за тем, чтобы предметы были спрятаны примерно на одинаковом расстоянии от поляны и были видны не далее чем за 2- 3 метра. Игрок, прятавший предмет, сообщает игроку своей пары место расположения и путь следования до него. По команде все вторые номера отправляются на поиски предметов. Кто раньше и быстрее это сделает, тот и побеждает.
Затем первые и вторые номера меняются ролями и поиски предметов проводятся еще раз. Победителя определяют по результатам игры.
Правила: Делать записи не разрешается.
Усложнение: первый игрок сообщает напарнику только половину пути.
Найди предмет
подготовительная группа
Цель игры : ориентирование на местности, развитие памяти, наблюдательности, умение работать с картой, ловкость.
Необходимые пособия : карта местности, какой-нибудь предмет.
Содержание игры : Руководитель игры рассказывает ребятам, что неподалеку в лесу спрятан предмет (флажок или кегля) и, чтобы найти его, нужно изучить карту, указывающую дорогу к предмету. Она спрятана недалеко в кустах. Руководитель объясняет ребятам, как добраться до этого места. Карту можно изучить, но не брать с собой. Далее игрок отправляется на поиски. Выигрывает тот, кто раньше других принесет найденный предмет. Руководитель должен находиться в районе спрятанной карты и разрешать все конфликты, возникающие в ходе игры.
Усложнение: Карту могут охраняют два сторожа, которые находятся в двух-трех шагах от нее. Тот из игроков, который сумеет незаметно подползти к сторожам ближе чем на десять шагов и его не окликнут, получает право взглянуть на карту. На это дается 40 секунд, после чего сторож снова прячет карту. Если же сторож заметит приближающегося и окликнет его, игрок выбывает из игры.
Цветной маршрут
Для детей 5 лет
Цель игры : ориентирование на местности, развитие памяти, наблюдательности, умение работать с картой.
Необходимые пособия : размещены знакомые детям предметы или игрушки четырех цветов, карты-схемы, чистые листы, фломастеры.
Содержание игры
: Площадка условно делится
на 4 маршрута: например, красный, синий, желтый, зеленый. В качестве ориентиров
на маршрутах размещены знакомые детям предметы или игрушки указанных четырех
цветов. На карте-схеме маршруты изображены цветовыми знаками, соответствующими
размещенным ориентирам, которые одновременно являются сигналами поворотов на
пути следования.
Каждому
члену команды (команда состоит примерно из четырех детей) выдается карта, на
которой нанесен предстоящий маршрут. Дети должны пройти по своему маршруту,
запомнить ориентиры, а затем нарисовать их фломастерами на общей карте. Можно
также проехать по маршруту на велосипеде.
Усложнение: Самостоятельные игры типа «Казаки-разбойники»: одна из команд убегает, отмечая свое направление стрелками, другая ищет ее.
Охота на зверей
Для детей 6 лет
Цель игры : ориентирование на местности, развитие памяти, наблюдательности, умение работать с маршрутным листом.
Необходимые пособия: картинки с изображением разных хищных зверей, маршрутные листы.
Содержание игры : На маленькие картонки прикрепляются картинки с изображением разных хищных зверей. Картинки размещаются на территории детского сада, служа отметками маршрута. Перечень зверей на том или ином маршруте зарисовывается воспитателем на контрольной карточке. По мере прохождения маршрута дети собирают картинки с изображением зверей и отдают их взрослому для оценки выполнения задания.
Усложнение: ввести карточки с домашними, например, животными. Для запутывания.
Ночное ориентирование
Цель игры : ориентирование на местности, развитие памяти, наблюдательности
Количество игроков : четное
Необходимые пособия: табуретка, 2 повязки на глаза
На расстоянии 10 метров от старта устанавливается табуретка, и первым участникам завязываются глаза. По сигналу они должны дойти или добежать до табурета, обойти его и, вернувшись к команде, передать эстафету следующим участникам, которые уже стоят с завязанными глазами! И так вся команда. Во время движения команда может помогать своим участникам возгласами: «правее», «левее», «вперед», «назад». А поскольку кричат одновременно все команды, игрок должен разобрать, какие призывы относятся именно к нему.
Польза подвижных игр в детском саду
Включение спортивных игр в детском саду в общую программу развития ребенка позволяют малышу укрепить крупные группы мышц, развить психофизические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу. Спортивные игры помогают повысить умственную активность, ориентировку в пространстве, развить сообразительность, быстроту мышления, оценочное осознание собственных действий. В момент таких игр ребенок приобретает навык командного действия: происходит воспитание сдержанности, самообладания, решительности.
Возьмем хотя бы командные игры с мячом. Именно этим играм отводится огромное место среди развлечений в детском саду. Эти спортивные игры с данным инвентарем способствуют развитию таких качеств как атлетичность, ритмичность, ловкость и командные действия. Эти игры с раннего детства помогают в развитии моторики, формирование навыков схватить и бросить мяч, рассчитав свои возможности. Схожие игры отлично развивают видение перспективы и анализ игровой ситуации и даже способствуют правильному принятию решений ребенком.
Не лишним будет сказать и о нравственно-волевых качествах ребенка, которые присущи спортивным играм. Эти игры направлены на формирование межличностных отношений со сверстниками. Ребенок на ранней стадии учится придерживаться правил игры и обретает волевые качества к победе.
В возрасте 3-х лет такие игры для малыша больше носят развлекательный характер, чем спортивный. Лучшие игры для такого возраста - это «догонялки», игры, включающие в себя прыжки, ползанье. Эти игры должны иметь максимально легкий сюжет. Детишкам в возрасте от 4-х до 6-ти лет в детском садике можно предложить простые подвижные игры с усложнениями. В этом возрасте отлично подойдут спортивные игры на меткость, равновесие, скорость. Например, к традиционным простым играм можно присоединить какие-то «запрещающие» правила: бегать только до определенной черты, нельзя забегать в определенное место и т. д.
Варианты игр в детском саду
«Рыбачок и рыбки»
На площадке необходимо начертить большой круг. В середину круга, на корточки, посадить игрока (рыбака). Остальные играющие дети (рыбки), обступив круг, в один голос говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай-ка нас на крючок». В момент произнесения детьми последнего слова, «рыбак» должен выбежать из круга и поймать «рыбку». Пойманный ребенок занимает его место.
«Совушка»
Малыши должны стать в круг, а один из ребят занимает место в его центре. Ребенок в средине круга - совушка, остальные дети - птички, бабочки, жучки. После чего воспитатель произносит слова: «День наступает - все оживает!» - детишки в этот момент начинают бегать по кругу, а «совушка» спит. Затем воспитатель должен сказать: «Ночь наступает - всё замирает!» - дети должны замереть на месте, а «совушка» пойти на охоту, если кто-то из детишек шевельнется - он занимает место совы.
«Колобок»
Дети садятся на корточки, образовывая круг. В середине круга находится игрок - «лиса». Малыши начинают перекатывать мяч (Колобок) друг другу. Главное, чтобы «лиса» не поймала мяч. Тот, чей мяч был пойман, становится новой «лисой».
«Воробьи-попрыгунчики»
Чертим круг, чтобы в его окружности свободно могли поместиться все играющие. После чего делим играющих на «кота» (он в центре круга) и «воробьев» (за кругом у самой черты). По команде воспитателя детишки начинают выпрыгивать из круга и впрыгивать обратно, «кот» тем временем, в момент, когда кто-либо из «воробьев» находится внутри круга, должен кого-то из них поймать. «Пойманный» ребенок занимает место «кота».
«Попади в квадрат»
Детишки становятся в круг и пытаются при помощи мячика попасть в квадратик, нарисованный в центре круга. Победитель тот, кто больше всего попадет в квадратик.
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ подбираются с учетом возраста͵ состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На базе этих, разученных детьми, элементов, бывают организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как ʼʼракеткаʼʼ, ʼʼволанʼʼ, ʼʼстойкаʼʼ (бадминтониста или теннисиста), ʼʼгородкиʼʼ, ʼʼкеглиʼʼ, ʼʼбитаʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
Бадминтон
Баскетбол
Настольный теннис
В дошкольном учреждении в постоянном распоряжении детей должны быть кегли, городки, крокет, серсо, бадминтон.
Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду крайне важно применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр.
Размещено на реф.рф
С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Врачебно-педагогический контроль показывает, что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно большое внимание игры с мячом оказывают на воспитание быстроты реакции, ловкость, подвижность и т.п.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис.
Спортивные игры для детей дошкольного возраста - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Спортивные игры для детей дошкольного возраста" 2017, 2018.
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
Бадминтон (мяч с перьями) - спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры - не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке, лужайке, пляже и т.п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: ее дер-Жат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой Подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не Давая ему упасть (см. рис. 13).
Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспитатель должен подготовить их по следующим показателям:
1) выработать соответствующую осанку; ■ 2) сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.;
3.
выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;
4.
сформировать у ребенка умение играть в мяч;
5.
разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;
6.
подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;
7.
отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).
После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем. Дети становятся друг против друга на расстоянии 4-5 м. Ребенок, у которого волан в левой руке, в правой - ракетка, подбрасывает волан перед собой и ударом ракетки направляет его партнеру. Партнер отбивает волан ракеткой первому игроку.
Вариантом игры является игра через натянутую на уровне головы ребенка сетку или шнур. Играющие стремятся так ударить по волану, чтобы он упал на стороне противника. Если один ребенок допустил ошибку (волан упал на его стороне, или он не перебросил его через сетку), то другой получает очко.
Баскетбол 1 - это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре (см. рис. 14).
Исследование Н. Шашковой показало, что если ребенок владеет навыками различных манипуляций с мячом («Школой мяча»)> то это облегчает освоение игры в баскетбол.
1 Подробно об организации игры в баскетбол см. в кн.: Адашкевичене 3.»" Баскетбол для дошкольников. - М., 1983.
Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:
1.
обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча;
2.
бросание мяча в корзину.
Техника перемещения
Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки.
Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руми согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
\ Упражнения:
| 1. Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правильную стойку.
2. Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу принимая правильную стойку.
Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега Ребенок должен ставить ногу на всю стопу.
3. Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середи
не, на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Они передвигаются
приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспи
татель часто меняет направление передвижения.
4.
Дети встают в 2-3 колонны на расстоянии 2-3 м одна от другой. Колонны медленно движутся вперед обычным шагом; после сигнала воспитателя стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становятся последними.
5.
Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, после быстрого бега и внезапная остановка.
Техника удержания мяча
От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с
Формирование чувства мяча. При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им.
Задача первого этапа обучения - выработка у детей определенных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.
Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска - от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражнениях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.
Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение: держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены; большие пальцы направлены друг к другу, остальные - вверх-вперед.
Правила держания мяча:
1.
Мяч держать на уровне груди.
2.
Руки согнуты, пальцы широко расставлены.
3.
Локти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.
Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.
Правила ловли мяча:
1.
Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.
1.
Не задерживая мяч в руках, быстро передавать его.
Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем - в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз - на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги.
Правила передачи мяча:
1.
Локти опустить вниз.
2.
Бросать мяч на уровне груди партнера.
3.
Сопровождать мяч взглядом и руками.
Упражнения:
1.
Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2-3 м. Дети в парах передают мяч друг другу.
2.
Построение то же. Мяч держит один ребенок из первой шеренги. Он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвращает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив, и т.д. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится первым в своей шеренге.
3.
Трое детей встают треугольником. Они поочередно бросают Мяч друг другу.
4.
Трое детей встают треугольником, у них один мяч. Дети передают мяч друг другу. После передачи ребенок перемещается на место Того, кому бросил мяч.
Ведение мяча. На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.
При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно.
Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает передвижению вперед.
Правила ведения мяча:
1.
Не бить по мячу, а толкать его вниз.
2.
Вести мяч спереди - сбоку, а не прямо перед собой.
3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.
При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение "на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.
Упражнения:
1.
Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.
1.
Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.
2.
Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и выполняет то же самое. Последний - возвращается на место
Первого.
4. Дети строятся в колонны по 4-6 человек. Напротив каждой
колонны выставляются кегли на расстоянии 1-2 м друг от друга-
После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю
справа, вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают
следующему и становятся в конец колонны.
Бросание мяча в корзину. Движение при передаче мяча и броска* его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину можно также ограничить привй"
тием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног.
Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросании мяча в корзину с места. Бросок мяча в корзину. после ведения или после ловли его, когда ребенок получает мяч, выбегая к центру, чаще всего производится одной рукой от плеча. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставля-| ется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.
Правила броска мяча в корзину:
1.
Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.
2.
Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита - прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.
Упражнения:
1.
Дети строятся в две колонны по 4-6 человек в каждой, напротив одной корзины. Одна колонна занимает место с левой стороны корзины, другая - с правой. Стоящие первыми выполняют бросок, ловят мяч и становятся в конец своей колонны. То же повторяют следующие дети.
2.
5-6 детей свободно располагаются напротив корзины, каждый с мячом. После сигнала воспитателя дети бросают мяч, стара-
; ясь как можно чаще попасть в корзину.
Сначала воспитатель показывает и объясняет детям правила прицеливания, потом предлагает им добросить мяч до щита, затем дает задание перебросить мяч через высоко подвешенную сетку, веревочку и т.д. (150-170 см). Когда они научатся просто добрасывать мяч до корзины, надо предложить попасть в нее любым способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту. Удобна стойка с изменяющейся высотой кольца.
Интересна игра рингбол 1 . Это разновидность мини-баскетбола, она описана В. Титовым. Эта игра воспитывает выносливость, прыгучесть, ловкость, быстроту реакции, способность хорошо ориентироваться на площадке.
1 См.: Физкультура и спорт. - 1999. - № 4.
Площадь большого круга является игровым полем, площадь малого - зоной штрафного броска. Средняя линия разделяет игровое поле на две зоны - тыловую и передовую.
От наружной части ограничительной линии игрового поля через равные промежутки наносятся восемь маркировочных линий длиною 15 см каждая. Ширина всех маркировочных линий - 5 см.
В соревнованиях по рингболу дриблинг (ведение мяча) не предусмотрен правилами, поэтому помимо баскетбольного мяча может быть использован волейбольный, футбольный или резиновый ватерпольный мяч.
Правила игры.В каждой команде по 6 игроков (2 полевых и 4 связующих). Полевые игроки выполняют роль защитников и нападающих и, находясь на игровом поле, непосредственно участвуют в бросках по кольцу соперников. Связующие игроки находятся в своих секторах за пределами площадки и участвуют только в приеме и передаче мяча полевым игрокам своей команды.
Игра состоит из трех периодов, каждый из которых продолжается до тех пор, пока полевым игроком одной из команд не будет реализован бросок по кольцу. После этого полевые игроки обеих команд занимают места связующих, а те в свою очередь становятся полевыми и т.д.
Технический элемент - повторяющиеся шаги игрока с мячом в руках вперед, назад, влево, вправо, при которых опорная нога не отрывается от площадки, - включен в правила игры.
Все остальные продвижения и перемещения полевых игроков по площадке осуществляются без мяча.
Получив мяч, полевой игрок для дальнейшего продвижения в переднюю зону (половину площадки, на которой находится кольцо соперника) должен выполнить передачу связующему игроку своей команды. В свою очередь связующий, получив мяч, старается сделать точный пас одному из полевых игроков своей команды.
Передача мяча между полевыми игроками осуществляется только через связующих игроков, между связующими - только через полевых.
Игра останавливается, мяч передается команде соперников либо назначается штрафной бросок при следующих нарушениях:
а) при приеме, передаче мяча связующий игрок наступил либо
[ пересек линию ограничения площадки или своего сектора;
б) прямая передача между связующими игроками одной ко-
| манды;
в) прямая передача между полевыми игроками одной команды;
г) касание в игровой ситуации рукой мачты;
■ д) нападающий находится в зоне штрафного броска соперника I, более трех секунд;
е) связующий игрок осуществляет вбрасывание либо свобод-В.ный бросок;
ж) преднамеренное касание соперника (задержка, толчки, уда-
| ры, блокировка руками и ногами).
По мере освоения игры рингбол в соревнования может быть * включено правило зоны (атакующая команда не может возвращать мяч на свою половину площадки). Для детей младшего возраста рекомендуем проводить соревнования по рингболу с одним полевым и четырьмя связующими игроками. В этом случае игра будет состоять из 5 периодов.
Теннис - спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по небольшому резиновому мячу массой 56,7-58,5 г, диаметром 6,35 - 6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, перебрасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы противник не смог отразить мяч.
Предваряет обучение игре в теннис система подводящих упражнений. Исследование Л. Коровкиной показало целесообразность проведения обучению техники основных ударов.
Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, любят подвижные игры. Высшей формой обыкновенных подвижных игр являются спортивные игры – хоккей, футбол, баскетбол, настольный теннис, городки, бадминтон. Спортивные игры имеют огромное значение в решении образовательных и воспитательных задач. Они способствуют развитию точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. В игре детям приходится быстро принимать решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы. В ходе спортивных игр у детей формируются положительные нравствен-новолевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими.
Дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры между собой. Учитывая физиологические особенности детей, с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется проводить лишь спортивные упражнения, а детей старшего дошкольного возраста знакомить с элементами спортивных игр. Предлагаем вашему вниманию спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста.
Кто вперед
Оборудование: санки.
Возраст : 3–4 года.
Ход игры: санки ставят параллельно друг другу на расстоянии 2–3 шагов. Каждый из детей становится рядом со своими санками. По сигналу воспитателя дети обегают свои санки вокруг. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
Гонки
Оборудование: санки, кегли.
Возраст: 3–5 лет.
Ход игры: дети становятся в две колонны друг за другом, держа санки за веревку. Впереди на расстоянии 10 м ставят кеглю. По сигналу воспитателя дети везут санки до кегли, огибают ее и возвращаются на свое место. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.
Гонки тройками
Оборудование: санки.
Возраст: 3–5 лет.
Ход игры: Рядом с одними санками – трое детей. Один ребенок везет санки, второй садится на них, третий сзади подталкивает санки. По сигналу воспитателя начинаются гонки. Дети доезжают до установленного ориентира и возвращаются назад. Игра заканчивается, когда каждый ребенок из тройки побывает во всех ролях. Выигрывают те дети, которые быстрее выполнят задание.
На санки!
Оборудование: санки.
Возраст: 3–5 лет.
Ход игры: санки расставляют параллельно друг другу на расстоянии 3 шагов, при этом санок меньше, чем играющих. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя «На санки!» дети бегут к санкам и садятся на них. Опоздавшие остаются без места.
Регулировщик
Оборудование: санки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети с санками поднимаются на гору. Внизу стоит регулировщик с флажками в руках. Дети по очереди скатываются с горы на санках. Регулировщик флажками указывает направление поворота – вправо или влево
Кто первый
Оборудование: санки, лыжные палки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети, стоя на санках, отталкиваются лыжными палками, чтобы быстрее доехать до определенного места и вернуться назад. Кто вперед выполнит это задание, тот и победит.
Быстрые санки
Оборудование: санки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети поочередно спускаются на санках с ледяной горки. Чьи санки проедут дальше всех, тот и победитель. Игра проводится отдельно для девочек и мальчиков.
Гонки на санках
Оборудование: санки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: на каждые санки садится по трое детей. Они передвигаются вперед до определенного места, отталкиваясь ногами от снега. Побеждает та команда, которая раньше всех достигнет линии финиша.
Собери флажки
Оборудование: санки, флажки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: на склоне горы ставят флажки в один ряд друг за другом. Спускаясь с горы на санках, дети должны собрать флажки. Побеждает тот, кто наберет больше флажков.
Спуск в ворота
Оборудование: санки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: спускаясь с горы на санках, дети должны проехать через обозначенные ворота, не сломав их.
Черепахи
Оборудование: санки, флажок.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети по два человека садятся на санки спиной друг к другу. По сигналу воспитателя, они отталкиваются ногами, стараясь как можно быстрее проехать расстояние в 5 м до флажка. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Достань игрушку
Оборудование: игрушка.
Возраст : 6–7 лет.
Ход игры: во время скольжения по ледяной дорожке ребенок должен достать игрушку, подвешенную на веревке.
Паровозик
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети парами встают друг за другом, держась за пояс впереди стоящего ребенка, и скатываются вниз по ледяной дорожке.
Через ворота
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети скользят по ледяной дорожке, стараясь проехать через ворота, не задев их.
Мячом в цель
Оборудование: мяч.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: во время спуска по ледяной дорожке дети бросают мяч в условленное место.
Кто лучше проскользит
Оборудование: лыжи.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: ребенок должен проскользить на лыжах дистанцию 20–25 м с наименьшим количеством шагов.
Кто дальше
Оборудование: лыжи.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: дети по сигналу воспитателя разбегаются и скользят на двух лыжах до полной остановки. Выигрывает тот, кто просколь-зит дальше всех.
Догони
Оборудование: лыжи.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: дети на лыжах выстраиваются в одну шеренгу. По сигналу воспитателя они должны догнать воспитателя. Воспитатель бежит так, чтобы дети смогли его догнать.
Бег на одной лыже
Оборудование: лыжи.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: каждый ребенок встает на одну лыжу (с палками) у линии старта. По сигналу все устремляются вперед, отталкиваясь свободной ногой. Побеждает тот, кто первый достигнет финиша.
Через воротца
Оборудование: лыжи.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: на пути лыжников ставят несколько маленьких ворот. Дети должны проехать под ними, стараясь не сбить.
Лыжные пары
Оборудование: лыжи.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети встают парами, держась за руки, у линии старта. По сигналу дети бегут вперед. Побеждает та пара, которая вперед всех придет к финишу, не разъединив руки.
Слалом
Оборудование: лыжи. Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети на лыжах проезжают змейкой между расставленными флажками. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша и не собьет ни одного флажка.
По узкой дорожке
Оборудование: велосипед, кегли.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: дети на велосипедах строятся у стартовой линии. По сигналу они должны поехать по дорожке шириной 80 см, которая ограждена с двух сторон кеглями. Побеждает тот, кто проехал по дорожке, не сбив кегли.
Кто проедет быстрее
Оборудование: велосипед.
Возраст : 5–7 лет.
Ход игры: дети на велосипедах выстраиваются у линии старта. По сигналу они наперегонки мчатся к обозначенному месту. Побеждает тот, кто первым придет к финишу.
Кто придет последним
Оборудование: велосипед.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: по сигналу воспитателя дети устремляются вперед. Но проехать путь до финиша они должны самым медленным ходом. Останавливаться нельзя. Побеждает тот, кто придет к финишу последним.
Эстафетные гонки
Оборудование: велосипед.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети на велосипедах должны проехать между кеглями, расставленными зигзагообразно, до обозначенного места. Возвратившись назад по прямой, они передают велосипед следующему ребенку. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Со стаканом воды
Оборудование: велосипед.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: проезжая мимо стола, ребенок должен взять стакан с водой и переставить его на другой стол, поставленный на расстоянии 4–5 м.
Достань предмет
Оборудование: велосипед, игрушка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: проезжая на велосипеде по дорожке, ребенок должен достать одной рукой игрушку, подвешенную на веревке на высоте вытянутой руки ребенка, сидящего на велосипеде.
Возьми мяч
Оборудование: мячи по количеству игроков.
Ход игры: дети становятся на берегу в одну шеренгу. На воде располагаются мячи по количеству играющих детей. По сигналу воспитателя дети бегут в воду, каждый берет один мяч, быстро возвращается на берег. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее всех.
Лошадки
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: дети ходят, бегают, прыгают по воде, поднимая ногами брызги.
Аист
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: дети ходят в воде, высоко поднимая ноги.
Кто ловкий
Оборудование: резиновые игрушки.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в воде плавает много игрушек. Дети находятся на берегу. По сигналу воспитателя дети бегут в воду и начинают собирать игрушки. Побеждает тот, кто больше всех соберет игрушек.
Крокодилы
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: дети передвигаются на мелком месте, опираясь о дно руками, ноги выпрямлены и вытянуты назад.
Ловец
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети, стоя в воде, образуют круг. В центре круга стоит выбранный водящий. По сигналу воспитателя дети разбегаются на мелком месте. Ловец старается поймать убегающих.
Бой на море
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети стоят в воде по пояс в две шеренги друг против друга. По сигналу воспитателя они ударами ладоней по воде начинают «обстрел» соперников, направляя на них брызги и стараясь заставить их отступить. Во время игры нельзя касаться друг друга рукой.
Делай так, как я
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: дети стоят в воде по пояс. Воспитатель выполняет какое-либо движение (приседание, погружение в воду до подбородка и т. д.) и просит детей повторить это движение.
Фонтан
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: несколько детей становятся на мелком месте в круг. Затем они садятся на дно и, опираясь на руки, вытягивают ноги. По сигналу все одновременно начинают движения ногами вверх-вниз, поднимая фонтан брызг.
Кого назвали, тот ловит мяч
Оборудование: мяч.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: дети свободно передвигаются по площадке. Воспитатель держит мяч в руках. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный ребенок должен поймать мяч и бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Мяч нельзя бросать слишком высоко.
Борьба за мяч
Оборудование: мяч.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети делятся на две команды и располагаются на площадке в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу воспитателя дети начинают передавать мяч игрокам своей команды. Соперники пытаются перехватить мяч. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.
Передай мяч
Оборудование: мяч.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: играющие стоят в кругу. В центре – водящий. Дети начинают перебрасывать мяч друг к другу, не давая возможности водящему коснуться мяча. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который бросал мяч.
Гонка мячей
Оборудование: мячи по количеству игроков.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: все дети свободно располагаются на площадке. У каждого ребенка – по мячу. После сигнала воспитателя все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.
Игра в футбол вдвоем
Оборудование: мячи.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети становятся парами. Каждый игрок чертит вокруг себя круг диаметром 2–3 м. Игроки передают мяч друг другу, отбивая его то правой, то левой ногой, стараясь попасть в круг соперника. Выигрывает ребенок, забивший мяч в круг противника.
Забей мяч в ворота
Оборудование: мячи.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети становятся против ворот – они нападающие. Двое детей – защитники. Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи и возвращают обратно нападающим. Затем дети меняются ролями. Побеждает тот ребенок, который забил большее количество мячей.
У кого удар сильнее
Оборудование: мяч.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: играющие по очереди делают 3 удара левой и правой ногой, стараясь как можно дальше послать мяч. Выигрывает тот, у кого мяч укатится дальше всех.
Игра с мячом
Оборудование: мяч, клюшки для хоккея.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: дети с клюшками в руках становятся в круг. В центре стоит водящий. Перед ним небольшой мяч. Ударом клюшки он старается выбить его за пределы круга. Дети, стоящие в кругу, препятствуют этому и отбивают мяч назад. Тот, кто пропустил мяч, сменяет водящего и становится в центр круга.