Национальные традиции и обычаи адыгов. Адыгейский народ: культура, традиции и обычаи. Национальная одежда и кабардинская порода лошадей

АДЫГИ. ФОРМИРОВАНИ Е НАРОДНОСТИ Работу выполнил учитель истории МБОУ СОШ №10 ст. Новосвободной Мартынов Алексей Георгиевич

Среди адыгов бытуют разные сказания, в которых повествуется о том, будто бы еще за 4000 лет до н.э. сильные пра- меотские племена с побережья Меотского (Хы Мыут1э) и Черного (Хы Ш1уц1э) морей совершали военные походы в Переднюю Азию.

БОЛЕЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД В АНАТОЛИИ ХАТТЫ, ГОВОРИВШИЕ НА ЯЗЫКЕ, РОДСТВЕННОМ АДЫГО- АБХАЗСКИМ, СОЗДАЛИ САМУЮ ПЕРЕДОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МАЛОЙ АЗИИ. БУДУЧИ ПОДЧИНЕНЫ ПРИШЕЛЬЦАМИ-ХЕТТАМИ, ОНИ СЫГРАЛИ, ВИДИМО, РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ХЕТТСКОГО ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СТОЛЕТИЙ РАЗРОСЛОСЬ ДО ГРАНИЦ ЕГИПТА.

 Xъатитэуи тятэжъхэр Лъэпкъыжъмэ ащыщхэу Тхыдэжъмэ къаIуатэ. Хетты - наши деды Из древнейших племен (являющимися) Былины рассказывают. Хьатитмэ япщыгъошхо, Хышхо кIыбым щынаIоу, ЦIэрыIоу зеубгъу. Царство хеттов огромное, За большим морем известное, Славясь, расширяется. Ягъупапкъи Мысырым Хьэтит нагъэсы. Рамсэсэуи япачъыхьам Ар ымыдэу зао къешIы.  Свою границу до Египта Хетты доводят. Рамзес - король Египта, Недовольный этим войну начинает. Хьэтитмэ яшIэныгъэ Бгъу пстэумкIи лъагъэкIуатэ. Ешит (Мысыр) пачъыхьэу фираунэ Рамсесэри, Хьэтитмэ яр къакIуи, ЗэлIу тхыльи зэдаш Благъэ тIури зэрэщIыгъ. Хеты свои знания Во все стороны продвигают Король Египта, Фараон Рамзес, К хеттам прибывает. Соглашение (договор) заключают вместе, Обе стороны породнились. ПОРАЖАЕТ УПОМИНАНИЕ В ЭТОЙ АДЫГСКОЙ ПЕСНЕ ФАРАОНА РАМСЕСА (РАМЗЕСА) II, ЖИВШЕГО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ В 1317-1251 ГГ. ДО Н.Э. СКОЛЬ ЖИВУЧА СИЛА ПАМЯТИ НАРОДНОЙ!.

 Практически общепринятой сегодня является гипотеза о том, что черкес есть экзоэтноним, фиксируемый впервые в монгольской хронике "Сокровенное сказание" в 1240 году, в форме серкесут, происходит с тюркских языков и означает "отрезающий путь". Менее распространено мнение, озвученное когда-то кабардинским князем Мисостовым, о том, что "слово чиракес есть фарсиское [персидское] головорез". Обе эти точки зрения игнорируют, фиксируемый на Черкесском побережье, еще с античности, этноним "керкет", на что обращает свое внимание третья группа исследователей, в том числе, Авторы АЧЭ- Адыгской (Черкесской) Энциклопедии, считающие, что именно от него происходит современное "черкес", "сиркэсс", "шэрджэс". ХЕТТСКИЙ САРКИСАТИ ("ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ") ТУТХАЛИЯС IV (КАРАБЕЛ БЛИЗ ИЗМИРА, ТУРЦИЯ). ЕСТЬ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА ЧЕРКЕС.

 Император царства Хатти, при котором держава достигла максимальных размеров: - на юге захвачен остров Аласия (Кипр), крупнейший производитель меди (стратегическое сырье Бронзового века) в регионе и единственное заморское владение Хеттской империи за всю ее историю; с Египтом продолжает действовать мирный договор (кстати, первый в мире), заключенный еще царем Хаттусилисом III; ТУТХАЛИЯС IV СЫН ХАТТУСИЛИСА III. ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ: 1244-1220, ИЛИ 1250-1220, ИЛИ 1260-1230.

 - на западе Анатолии  - на севере каски (кас-кас, именно по завоевана Ассува (Азия) и, имени этого народа, по одной из версий, на протяжении всего его назван Кавказ), остававшиеся царствования, федератами Хатти, со времен царствования Муваталлиса - великого продолжается война с соперника великого египетского царством Арцава, а также с фараона Рамзеса II в великой битве при царством Аххиява - Кадеше (1290-75 гг до нэ - точнее последняя известна как сказать сложно) и его брата и Троянская война за вассала соправителя - могущественного вице- короля севера империи вышупомянутого Хатти - Вилуссу/Тарупсу Хаттусилиса - в будущем, совершившего (Илион/Трою), в "Одиссее" переворот и занявшего трон, свергнув Гомера упоминается герой царственного брата; каски особенно кетейцев (хеттов) Эврипил интересны нам тем, что это хатто-абхазо- сын Телефа ("Телепинус" по- адыгский народ - последние хатты (протохетты) Анатолии хеттски) и сестры Приама неассимилированные индоевропейскими Астиохи, убитый хеттами (неситами); Неоптолемом; - НА ВОСТОКЕ ПЕРМАНЕНТНАЯ ВОЙНА С АССИРИЕЙ.

 В правление Тутхалияса IV процветало около 1400 городов Хатти (археологи сегодня не нашли и дюжины). Его эпоха это время расцвета хеттского искусства. ТУТХАЛИЯС ПРИНЯЛ ТИТУЛ САР КИСАТИ, Т.Е. "ЦАРЬ ВСЕГО", "ЦАРЬ ОБИТАЕМОГО МИРА", "ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ". ЭТОТ ТИТУЛ - КАЛЬКА С АССИРИЙСКОГО ТИТУЛА, КОТОРЫМ НАЗЫВАЛ СЕБЯ ЦАРЬ АССИРИИ АДАД-НИРАРИ I (1290-1265 ГГ).

 Значение флага, в частности 12 звезд и 3 перекрещенных стрел, желто-зеленое сочетание его цветов трактуется по-разному. 12 звезд - это 12 основных черкесских субэтносов или 12 административных округов Черкессии, 3 перекрещенные стрелы - это 3 главных княжеских рода или символ единства и миролюбивых намерений, поскольку 3 стрелы в колчане черкесского воина свидетельствовали именно о них. Впрочем, важнее не то значение, которое вкладывалось создателями флага изначально, а его дальнейшая судьба, роль в истории черкесского народа. Мы знаем не так много об истории создания черкесского флага. По одной из версии его сшила своими руками турецкая султанша-черкешенка по эскизу шотландского дипломата и писателя Дэвида Уркварта в 30-е годы XIX века, когда черкесский народ боролся за свое выживание, за свою землю, за свою свободу. ЧЕРКЕССКИЙ ФЛАГ - ОТКУДА ОН?

 Изначально был хеттский штандарт. Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлым. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца Ра: греки, хетты, египтяне. АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. НО ДАВАЙТЕ ОКУНЕМСЯ В ПУЧУ ИСТОРИЧЕСКИХ И












Уважение к старшим «Не только сын перед отцом, но и меньший брат перед старшим сесть не смеет и не вступает в разговор в присутствии посторонних лиц. Равно и в беседах, где случаются старейшие летами, молодые люди не смеют говорить громко или смеяться, но обязаны отвечать скромно на делаемые им вопросы» (русский историк Броневский, 1823)




Вопросы для групп: Как называется специальное помещение для гостей? Что является украшением гостевого дома? Сколько времени мог оставаться в качестве гостя путник? Что было важнейшей обязанностью хозяина по отношению к гостю?




Основные пункты адыгского гостеприимства: Гость-священное, неприкосновенное лицо. Обычай гостеприимства распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния Долг каждого адыга пригласить к себе в дом тех, кто, возможно, нуждается в пище и ночлеге. Правом гостеприимства пользуются стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, враг и друг. Наибольшим почетом пользуется гость из дальних краев - Дальний гость почетней (дороже) ближнего. Этим объясняются пышные встречи и проводы иностранных путешественников, которые затем восторженно отзывались об адыгском гостеприимстве.


«Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих, отмечал Хан- Гирей, сберегаема для приема гостей». «Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих, отмечал Хан- Гирей, сберегаема для приема гостей». Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное», писал Ш. Ногмов. Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное», писал Ш. Ногмов.






Куначество старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. «Обычай куначества свято соблюдался черкесами. Взять кунака из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли».




Домашнее задание: параграф – 12 Творческие задания по выбору: Нарисовать гостевой дом, убранство кунацкой. Подобрать пословицы, поговорки разных национальностей (русские, армянские, грузинские и др.) о гостеприимстве, почтении старших. Найти в литературе описание обычая гостеприимства у адыгов А.С. Пушкина, Лермонтова и др.


Пословицы О почитании старших: 1.Старшего почитай сам станешь почитаемым. 2.К старшему прислушивающийся в делах преуспевает. 3.Старшему принадлежит почетное место. 4.Там где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи. 5.Кто не уважает старших, сам не заслуживает уважения. 6.В своих родителях не сомневайся. 7.Молодого наставляют, старого не поучают. О гостеприимстве: 1.Адыгский гость, словно в крепости сидит. 2.Путник не застревает в дороге. 3.От хорошего человека гости не выходят.

Презентация на тему: История черкесского народа
Презентацию подготовил:
Студент группы №12а
Белимготов Ислам Бесланович
Руководитель проекта: Ерёмин
Владимир Николаевич

«Хабзэ»
-
неписаным
сводом
моральных и социальных правил, которые
соблюдались при всех обстоятельствах.
Именно эти правила определяли права и
обязанности каждого человека, группы или
класса
людей.
Все,
независимо
от
положения, должны были придерживаться
их, так как любое отклонение от них
считалось позорным и непозволительным.
Однако эти правила дополнялись или
изменялись согласно обстоятельствам.
«Адыгэ Хабзэ – это мера поведения
людей, в результате многократного и
довольно
продолжительного
времени,
дающий положительный результат обществу
и семье-это и есть обычай».

Национальная одежда и кабардинская порода лошадей

Красивая и удобная одежда адыгов состоит
из бешмета или архалука, черкески, пуговиц,
чувяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с
башлыком, напоминающим фригийскую шапку.
Существовали строгие правила ее ношения.
очень важна была и манера носить черкеску. Ее
носили застегнутой и подпоясанной узким
ременным поясом, на котором висел кинжал,
иногда
пистолет
и
шашка.
Наиболее
бросающейся в глаза деталью были газырницы
- нагрудные карманы с мелкими отделениями, в
которых хранились трубочки с зарядами для
оружия - газыри.
Кабардинская порода лошадей (адыгэш) - одна из старейших пород верхово-упряжного типа. Вошла во все
мировые справочники по коневодству. Отличительной чертой кабардинских лошадей были крепкие ноги и
особая форма копыт "стаканчиком". "У таких лошадей мышечная часть подошвы залегала глубоко, как бы на дне
перевернутого стакана, и она почти кругом обрастала роговым образованием, крепким, как кость" (С. Мафедзев).
И поэтому кабардинскую породу лошадей не ковали.

Как и у других народов, в черкесской кухне
преобладали злаковые культуры. Этим можно и
объяснить такой интересный факт, что все блюда,
готовящиеся из злаков, начинались на «хьа» - в
переводе с черкесского «злак»: хьэлыуэ, хьэтыкъ,
хьэгулывэ и многие другие.
Самый популярный злак у черкесов - кукуруза
(нартыху). До адыгов кукуруза дошла в XVI веке из
Северной Америки. Адыгам настолько понравился
этот злак, что они дали ему собственное название нартыху («еда нартов»).
Когда речь заходит о черкесской кухне, нужно
обязательно обратить внимание на такой
немаловажный факт, что подсолнечное масло
черкесы начали использовать в XX веке, а до этого
времени все блюда готовились исключительно на
сметане, масле, бараньем жире, которое они
изготавливали в домашних условиях.
Черкесский стол и все те правила, которые строго нужно было соблюдать за столом, твердо укоренились и не
поддаются никаким изменениям, мало того - они доведены до совершенства. Туда входит посадка за столом, делёж
пищи между присутствующими, и глава стола Тхьэмадэ, который следит за проведением трапезы. У него есть
помощник унэут или щхьэгэрыт, который следит, чтобы не было грязи на столах, они приносят и уносят посуду с пищей.
Статьи по теме: