Лидеры казанских опг. Казанская организованная преступная группировка. Подарок для милиции

На прошлой неделе в «Штабе» прошла лекция «Бандитский Татарстан: история татарских ОПГ». Одним из ее спикеров стал Роберт Гараев - основатель паблика «Казанский феномен» . Сейчас он исследует 90-е и группировки как явление, общается с участниками ОПГ, а также пишет книгу, посвященную событиям тех лет.

Enter поговорил с экскурсоводом Еврейского музея, диджеем и исследователем Робертом Гараевым о пике преступности, пацанских понятиях и клубной жизни Казани.

Выступление Александра Буйнова на заседании «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год

Истории-агонии и еврейские музыканты

Я вожу экскурсии в Еврейском музее в Москве и периодически читаю там лекции. Один из курсов был посвящен музыкантам-евреям в поп-музыке XX века. Это было что-то среднее между лекцией и ютуб-вечеринкой: я рассказывал про своих любимых артистов вроде Lou Reed и Beastie Boys и показывал их клипы. Было много заинтересованных людей и я решил, что формат интересный. После чего стал думать: «А что бы я такого уникального мог исследовать и показать?» Копнул в свое детство и вспомнил про участие в ОПГ - в Казани никого не удивишь, а живя вдалеке от нее, понимаешь - в этом что-то есть. Работая в музее, посвященном древнему народу, начинаешь задумываться о своей идентичности.

В позапрошлом году меня пригласили на проект «За скобками», где я в течение 15 минут должен был рассказывать о каком-то личном опыте. Тогда я понял, что этого времени мне не хватает и нужно все переводить в формат лекции на полтора-два часа. Необходимо рассказать обо всех нюансах, потому что без них история не такая интересная. Я начал анализировать что происходило в стране во времена группировок, используя мировой контекст: английские и американские банды, в которых все было по-другому из-за территориальных отличий. Именно из-за них я стал заниматься темой «казанского феномена», чтобы выяснить, чем группировки в Казани были не похожи на остальные.

Зашел во «ВКонтакте», чтобы создать группу «Казанский феномен» - не нашел ни одного паблика с аналогичным названием. Вроде бы тема известная и я думал, придется с кем-то бороться за наименование, изобретать другое. Зато увидел сообщества, посвященные группировкам «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», но они не очень активные. На курсах SMM меня учили, что нужно выкладывать по три-пять постов в день, иначе группа потеряется среди других. В моем паблике первые сто подписчиков набирались с большим трудом, но у меня не было цели привлекать фейковые страницы. Сейчас все полторы тысячи человек в сообществе - настоящие.

В шапке группы я написал что-то вроде «Если кто-то готов дать интервью - будьте добры, напишите мне, пожалуйста». Люди, которые состояли в ОПГ, делятся на две большие группы: те, кто вообще не хочет об этом говорить и пытается забыть; и те, кому хочется донести правду. Последние считают, что вся информация о группировках неправдивая, а на самом деле было так и вот так. Некоторые не готовы на интервью по телефону или скайпу, но могут обо всем рассказать в личной переписке. Это истории-агонии. Бывает такое, что кто-то даже оказывается с литературными задатками и пишет как сценарист. Часто после интервью со мной собеседники отправляют сообщения: «Ну вообще, знаешь, Роберт, я жалею о том времени, и что я так поступал с людьми. Я бы не хотел такого своим детям, но это не означает, что я не хотел бы высказаться». Мое личное мнение - забывать нельзя ничего, и пока есть живые свидетели, нужно сделать достоверное исследование о том, что происходило.

Пацанские понятия и противостояние города с деревней

Меня рэкетировал мальчик из параллельного класса - чтобы избежать этого, я вступил в группировку «Низы» в 14 лет и провел там два года. Больше всего запомнилось, как меня отшивали (исключали, - прим. Enter). Дико и страшно, когда десять человек, которые были твоими приятелями, пытаются тебя избить. Ты с ними только на той неделе здоровался, болтал - вот так легко можно было стать изгоем. Формально я понимал, что не самый подходящий участник для группировки: я не спортсмен, и особо коммуникативными навыками не обладал, чтобы разрулить по понятиям. Зато увлекался искусством и книжками. Тогда все это было для меня травмирующими воспоминаниями, которые я яростно пытался забыть.

По версии казанского социолога Александра Салагаева, одна из причин появления ОПГ - теневая экономика 70-х годов и цеховики (подпольные предприниматели в СССР, - прим. Enter). Это еще надо проверить: по крайней мере, «тяп-ляповцы» утверждают, что их группировка не была нацелена на теневиков и цеховиков. Другое предположение того же ученого - начало противостояния города и деревни. На окраинах начали появляться многоэтажки с их новыми жителями, а рядом все еще частный сектор, где сильны деревенские традиции. Обитатели последнего идут знакомиться к новичкам из высоток - естественно, возникают стычки.

Когда в одном быстрорастущем городе сталкиваются такие разные слои населения, это неизбежно приводит к конфликтам. И тем, кто из многоэтажек, приходится объединяться против деревенских - вспомним примеры с поселками Борисково, Мирный, тот же район завода «Теплоконтроль». Там все это, возможно, еще с 60-70-х годов началось, и, конечно, они были прародителями «казанского движения». Возможно, во время исследования появятся еще причины его возникновения.

В 70-х и 80-х еще не было кооперативов и свободного рынка, но, думаю, был рэкет. В какой-то из публикаций было написано, что первое зарегистрированное в Казани дело о рэкете относится к 1988 году. Кажется, кого-то рэкетировала группировка «Дом обуви». Тогда только появился свободный рынок - люди были растеряны. В сознании народа те, кто начинает торговать - все еще спекулянты, в глазах милиции - тоже: вот вчера их ловили и сажали, а теперь мы должны их защищать. Тут появляются представители группировок и предлагают «крышу». Чем 90-е отличались от предыдущих двух десятилетий? Помимо войн между ОПГ, начались распри внутри группировок: одни оказались внутри прибыльного дела, а другие нет. И последние могли применить огнестрельное оружие и любые незаконные методы, чтобы отобрать прибыль.

Казанские группировки отличались от остальных тем, что они были территориальными. Даже социологи называют ОПГ в других регионах «созданными по казанскому типу» - подразумевается разделение по территориям и существование возрастной иерархии: «скорлупы», «суперы», молодых, старших. Где-то их по-другому называли: в «Хади Такташ», например, ребята помладше были «п****ками» [малолетками]. Еще одна из основных характеристик группировок в Казани - свод понятий, он был как некий морально-духовный кодекс. Интересно, что один из моих информантов говорил: «Да что вы, какие понятия? Их не было, старшие нас просто использовали!» То есть в некоторых организациях отношения внутри были не очень - молодых ребят просто эксплуатировали.

Так или иначе пацанский кодекс был очень силен - это как сетка, наброшенная на твое сознание: ты можешь не понимать, что все твои действия исходят из понятий, но это именно так. Те же императивы «пацан сказал - пацан сделал», «слово пацана» или «следи за базаром». Они оставляют следы на всю жизнь. Я спрашивал у бывших участников ОПГ, остались ли на них эти отпечатки, и один из них рассказал, что до сих пор заходит в незнакомое помещение и рассматривает людей: кто из них опасен, с кем может возникнуть конфликт, с кем надо рамсить. Это уже выработалось как безусловный рефлекс. Я, наоборот, противился понятиям - у меня была панк-идеология. К примеру, меня не устраивало принятое в среде пацанов патриархальное отношение к сексу - запрет делать девушкам кунилингус. Ну это как вообще? Моя жена меня не поймет, если я такое заявлю.

Последствия «казанского феномена» и романтизация ОПГ

Как-то общался с подписчиком своей группы про творчество и сказал ему, что, похоже, в Казани эта ниша процветает, а он ответил: «Ну нет, у нас даже хипстеры все такие аккуратненькие и собранные». Имеется в виду, что в Москве и Питере они на расслабоне, а казанские, наоборот, подтянутые - внешний вид, стиль одежды и вообще, в целом. Даже во время моей лекции про ОПГ в Казани во время обсуждения кто-то из ребят сказал фразу «пояснить за шмот» - откуда у хипстеров в голове такие слова? Это, конечно, субкультурная вещь: панки, металлисты, хиппи и эмо тоже должны пояснять за шмот. Но все равно здесь, в столице Татарстана, есть осторожность, она чувствуется. Куда бы ты ни пошел - везде найдешь бывшего группировщика. Отголосок того времени ощущается в менталитете: к примеру, ездил по делам в такси, а водитель был такой борзоватый, говорил, что всегда прав не клиент, а тот, кто за рулем. Случай рассказывал, как он «наезжал» на девушек из-за непристегнутого ремня. Мне кажется, водитель такси в Москве или Питере не стал бы так себя вести. Но это то, что мне бросилось в глаза в первое время после приезда, нужно пристальнее вглядеться.

А вот насчет футболок с названиями группировок (имеется в виду бренд «Сухая река» дизайнера из Казани Анастасии Ярушкиной, - прим. Enter) я не могу сложить однозначного мнения. Они мне очень нравятся визуально. Шрифты делала моя старая казанская приятельница и они выглядят идеально. Когда мои московские товарищи, которые не знают контекста этих слов, увидели футболки, то сказали, что названия классные. «Сухая река» звучит даже немного по-японски, а «Теплоконтроль» само по себе красивое слово. Я могу носить эту одежду в Москве, а вот надеть ее в Казани - совсем другое дело.

В любом случае, я против романтизации тех лет. Подростки, увлеченные темой криминала, будут всегда. Государство существует нормально, если их процент таков, что они чувствую себя маргиналами. Опасно, когда они превращаются в основную силу: у тебя проблемы, а ты предпочитаешь идти не в полицию, а к авторитетам на улице. Как раз это происходило в Казани в 80-х. И к движению «АУЕ» я тоже не могу серьезно относиться - опасность существует, но не превышает норму. Подростковые увлечения вроде рэперов Face и Pharaoh - интересно, но не «АУЕ». В конце концов, уличные пацаны всегда противостояли блатным.

Модель Инна Переведенцева по прозвищу «Челюсть» в ресторане «Акчарлак»

Радикальный ислам и государство в роли ОПГ

Не думаю, что классические группировки вернутся в том виде, в каком существовали тогда. Если что-то подобное случится, то примет другую форму. Например, меня тревожит проникновение в Татарстан радикальных видов ислама. В Москве меня спрашивают, как обстоят дела с национализмом в Казани, я отвечаю, что когда уезжал, все было хорошо. А теперь задаю вопросы сестренке из республики, и она говорит, что татарский национализм и радикальный ислам немного поднимают голову, начинает появляться и в организованной преступности.

Если раньше зоны делились на черные и красные, где в одних существовали по блатным законам, а в других верховодили администраторы, то сейчас появились тюрьмы, в которых исламисты «держат шишку». Это какая-то еще не изученная новая сила, к ней нужно присмотреться. Но мне по-прежнему нравится в Казани, есть ощущение безопасности, а не как в 80-90-х - идешь по улице нарядный и обязательно с кем-нибудь конфликт случается. Сейчас такого нет.

В настоящее время у государства есть контролирующие силовые структуры. Мы существуем по следующему принципу: ФСБ, МВД и ряд организаций по сути выполняют роль ОПГ. Если тебе нужна «крыша», то сейчас самая надежная - ментовская и ФСБ-шная. Сейчас гораздо опаснее быть активистом, и меня такая тенденция тревожит. Причем касается она не только Казани, а страны в целом. Вебер (немецкий социолог, - прим. Enter) писал, что государство предоставляет услугу «обеспечения безопасности граждан» в обмен на налоги. А что такое ОПГ и рэкет? Защита в обмен на ренту.

Сейчас такой обмен кажется легитимным, но когда эта система появилась в XVI-XVII веках, люди пытались ей противиться. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно - легитимный монополист насилия. Почему разворачивается яростная борьба с группировками? Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно - только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось.

Обвинения в пиаре на крови и книга-интервью

Про группировки Казани книгу написала одна журналистка, а еще целый пласт литературы создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из Следственного комитета республики. Но нигде не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование как раз состоит из интервью с ними - там будут мысли и адвокатов, и оперов, но основу составляют истории людей - участников тех событий. Я думаю, что книга имеет право на существование. В договоре с издательством Individuum, возглавляемым Феликсом Сандаловым, она называется «Казанский феномен». У меня рабочее название издания «Пацаны. Как я был участником ОПГ». Изначально я хотел написать его в виде моих воспоминаний, но потом понял, что их недостаточно и есть куда более глубокие истории.

С одной стороны это нон-фикшн, но с другой - я сам до конца не могу понять жанр. Ближайший аналог - книга об истории панк-движения «Прошу, убей меня!», история в которой складывается из маленьких интервью: некоторые друг другу даже противоречат. Таковы свойства памяти - люди запоминают события по-разному. Когда я общался с героями своей книги, часто у них были совершенно полярные мнения, и я хочу привести оба варианта. Я не отвечаю за правду, но пытаюсь отразить все точки зрения, и, надеюсь, у меня получится. Поэтому мне нужно привлекать людей к этой теме, давать интервью - так появляется вероятность, что со мной свяжутся все, кому есть что рассказать. Меня обвиняют в том, что я пиарюсь на крови татарских мальчиков, но чтобы рассказ об этом явлении был полным, мне нужно собрать как можно больше информации и мнений. Вот и приходится быть на виду.

Погружение в тему «казанского феномена» на меня уже повлияло: я начинаю размышлять о пацанских понятиях, накладывать их на кодекс своих моральных жизненных принципов, сверять и находить плюсы-минусы. Для чего они существовали? Чтобы ограничить беспредел. По понятиям ты должен представляться на улице, когда тебя просят назвать группировку, даже если это опасно. Иначе по району могут ходить заезжие, и делать что вздумается.

Жена говорит, что я занимаюсь гештальт-терапией. Я сам совершал нехорошие поступки: отнимал мелочь у подростков, и мне действительно стыдно. Наверно, так и есть: я проговариваю случившееся - это действительно похоже на терапию.

Вечеринка в ресторане «Акчарлак». Казань, 1993 год

Казанские панки и клубная жизнь города

Уже через несколько лет после выхода из группировки я вошел в казанское панк-движение: на музыку я плотно подсел тогда, когда меня исключили из ОПГ. Переехал к папе в другой район, чтобы не встречаться с бывшими приятелями, а он был старым меломаном. Он менял пластинки и учил меня некоторым приемчикам: сначала ищешь нужную, а если нашел, ни в коем случае нельзя показывать свой интерес, наоборот, вяло спрашиваешь про цену. Мы ездили менять пластинки по воскресеньям - это был глоток свежего воздуха, всегда ждал с нетерпением. В какой-то момент начал сам что-то на кассеты записывать и продавать, плюс тогда еще была «Сковородка» (популярное среди студентов место встречи, - прим. Enter), где проходил обмен кассетами.

Тусовались мы тогда громко и ярко - по этому поводу у меня куда более интересные воспоминания. Например, в 95-м мы повадились ездить в Москву и Санкт-Петербург на электричках - до сих пор помню все станции. Без копейки денег жили в арбатских подъездах, было крайне весело. Помню, в Москве, идем по улице и видим: играет настоящая группа в модных косухах - в Казани на тот момент ничего подобного не было, и ей до этого было еще очень-очень далеко. Я был под диким впечатлением. Увлечение субкультурой, кстати, не мешало мне учиться на истфаке в КГУ.

Сейчас Казань для меня как любовница - я приезжаю и беру от нее самое хорошее. Тусуюсь же здесь редко, но метко: каждый раз попадаю на классную вечеринку, благодаря местным ребятам. Мне очень нравится «Соль», и я всегда стараюсь написать Тимуру (Птахин, арт-директор бара, - прим. Enter), когда еду сюда. Иногда играю там, если успеваю. Здорово, что Профсоюзная превратилась в локальный аналог питерской улицы Рубинштейна - когда из одного бара можно попасть в другой по соседству, и так ходить без привязки к месту. Это то, чего мне раньше не хватало в городе, хоть я и не употребляю алкоголь. Могу выпить безалкогольного пива, но в любом случае классно, что есть такой выбор баров. Еще симпатизирую ребятам из Ozonе Pro.

Клубная жизнь Казани отличается от московской тем, что она нарядная. Я был гастролирующим диджеем, путешествовал по России: в некоторых городах приходишь в клуб и видишь, что девочки много времени провели перед зеркалом. Они при параде: на каблуках, с завитыми волосами, в платье. В столице Татарстана такое тоже есть: я не хочу сказать, что это минус, просто в Москве все проще, совсем другое отношение. Для меня это тоже исследование - мне интересна клубная жизнь других городов. Где бы я ни оказался, стараюсь зайти в местный бар и посмотреть, какие там диджеи и какую музыку ставят. В Казани любят техно - не знаю, смог бы я изменить к нему отношение, живя здесь. Я его долго принимал, но чтобы понять техно, нужно оказаться на крутых рейвах.

Недавно играл в московском клубе «16 тонн», а после решил заехать на афтепати какой-то молодежной вечеринки. Я был в диком восторге - оказалось, я люблю техно, просто его надо слушать в том месте, где большая тусовка. Еще прикольно, что в Москве можно прийти в клуб в возрасте за сорок или под пятьдесят, и никто не будет смотреть на тебя с вопросом «че приперся, старик?» Не знаю, как с этим обстоят дела в Казани. Хотя она всегда была продвинутым городом: например, в 98-99 годах у меня в прайм-тайм на местном радио вышла программа про easy listening (термин, объединяющий различные виды традиционной эстрадной музыки: шлягер, шансон или мелодии эстрадных оркестров, - прим. Enter). Мы даже первее Москвы и Питера открыли для себя направление UK garage - жанр урбанистической электронной музыки середины 1990-х из Лондона. С товарищем покупали пластинки с такой музыкой. Мы тогда назывались Versus Crew и делали вечеринки в баре «Грот» - все было на подъеме.

Я считаю, что в барах должна звучать околодиско и околохаусная танцевальная музыка. Мне нравится, когда в клубе с двумя танцполами на одном - меломан играет эклектику: постпанк, диско и что-то бразильское. А на другой площадке звучит что-то качающее - я как диджей на это подсажен. Хочу, чтобы все цветы расцветали. А когда был в , то поразился: там совсем другая энергетика, нежели в остальных барах на Профсоюзной. Ставили треки на русском и я подумал: «Здорово, что это больше не зашквар» - не могу представить такого в нулевых.

Заседание «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год

Хипстерские татарские вечеринки и локальный Стиви Уандер

В 80-х все татарское было немодным: если увлекаешься этой культурой или говоришь на татарском языке, то, скорее всего, ты из деревни. Пока живешь в Казани, это фон твоей молодости - с утра тебе радио на татарском объявляет, что время семь часов пятнадцать минут. Зимой ждешь, когда оно скажет, что на улице минус 32 градуса и в школу можно не идти. Включаешь татарский канал, а там сборная солянка из исполнителей, которых невозможно отличить друг от друга. А уезжая из города, начинаешь осознавать себя татарином, поэтому мы с товарищем решили делать хипстерские татарские вечеринки в Москве.

Набрали забавную татарскую музыку для диджей-сетов, чтобы можно было сводить треки «СуперАлисы» и «Исхак-хана», запустили это все в баре «Лисица» - владелицы сказали, что классно, но не их формат. Была еще возможность сделать коммерческую татарскую вечеринку, но мы отказались, не захотели. Потом я нашел Радифа Кашапова и сделал микс на песню «Рэхэт Бэхет» - одну из моих любимых у него. Когда я его только услышал, был очень взволнован и попросил прислать композицию. Потом наткнулся на исполнителя Said Olur и сделал несколько ремиксов на его песню Jide - у меня семья дома выла, конечно. Как по мне, трек замечательный, и сам Said Olur что-то вроде татарского Стиви Уандера. А еще в прошлый приезд в Казань я играл в «Соли». Поставил ремикс трека «Между нами тает лед» на татарском: девушки на танцполе переглядывались, мелодии-то знакомы, а на каком языке поют - непонятно. Так на родном же! Зашло, кстати, хорошо.

В 2005 году Казань отметила тысячелетний юбилей. К этой дате город отмыли, отполировали до блеска – как в прямом, так и в переносном смысле. В 2002 году завершился суд над криминальной группировкой Хади Такташ, которая больше 20 лет «работала» в городе. Это сегодня Казани – пример благочестивого города, жители которого чувствуют себя в безопасности. Но еще 40 лет назад ситуация была обратная.

«Ты из Казани!»

В начале 70-х годов в Казани стали появляться уличные банды, которые организовывали по территориальному типу. В милицию поступала информация о драках на улице в формате «стенка на стенку». Так началась история знаменитого «Казанского феномена».

Про организованные преступные группировки (ОПГ) известно стало в конце 70-х годов, когда на улицах появились участники группы «Тяп-Ляп». Казанская банда стала первой ласточкой в мире ОПГ, организованной в микрорайоне завода «Теплоконтроль». Банда состояла из 200 парней, возраст – от 17 до 20 лет. 4 года участники банды совершали тяжкие преступления – грабежи, нападения, рэкет, убийства.

«Тяп-Ляп» - не просто сборище малолетних бандитов без определенной задачи и цели. Группа была построена четко: шелуха (9-13 лет), супера (14-16 лет), молодые (17-19 лет), старшие (20-30 лет) и дед (король, от 30 лет). Шелуха и супера не знали, как выглядит король, это была конспирация. У тяп-ляповцев были свои законы жизни:

  1. Не курить, не пить, не бросать в беде
  2. Перед вступлением в банду проверять силу воли (если после первого удара кандидат не падал с ног, его принимали)

Банда делилась «верхушку» и мелкие банды. Верхи ставили перед собой задачу навести ужас на людей, понемногу подчинять себе улицы и микрорайоны, и сверхзадача – подчинить себе Казань. Главные люди банды – Сергей Скрябин, Сергей Антипов и Завдат Хантимиров. Скрябин организовывал операции, был «мозгом» группировки. Антипов имел судимости и собирался стать депутатом. Хантимиров был самым хладнокровным, и даже на суде спокойно и твердо парировал показания товарищей «Я не совершал. Он врет».

Антипов организовал сеть мелких групп для небольших операций. Небольшие банды подростков обворовывали квартиры, дачи, угоняли автотранспорт, перебивали номера. Также нападали на граждан, отнимали деньги, ценные вещи, даже одежду.

Тяп-Ляп, как осьминог, тянул в свои щупальца все, что было можно. Был знакомый госчиновник, офицер, чтобы «отмазывал» от армии, хирург для того, чтобы вынуть бандитскую пулю. Администраторы ресторанов держали лучшие столики для членов группировки и предупреждали в случае, если в ресторане были милиционеры или сотрудники КГБ.

Идея «тяп-ляповцев» была простой – социальная справедливость. Нарушая закон, подростки были уверены, что для них существует только собственный справедливый закон. Они не понимали, что «заработанные» деньги верхушка банды тратила на свои развлечения.

Для поимки и разоблачения ОПГ создали специальную группу уголовного розыска. Дела возбуждали медленно: за вымогательство, за хранения оружие, за убийства и рэкет. Действия «тяп-ляповцев» были аккуратными, доказать вину было трудно. Член ОПГ Степин вымогал куртку прохожего следующим образом: подходил, шептал на ухо просьбу и продаже куртки и сыпал мелочь в руку испуганному гражданину. Позже жертвы говорили: продали куртку, ничего не знаем.

Суд над бандой «Тяп-Ляп» состоялся в 1980 году. Всего осудили 28 человек за 4 убийства, 15 покушений на жизнь, 36 грабежей. Члены банды получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима, а Хантимиров, Каюмов, Масленцев и Тазетдинов были приговорены к смертной казни через расстрел.

«Хади Такташ – весь город наш»

Хади Такташ – еще одна из ОПГ Казани. Большинство банды проживало на улице Хади Такташа, отсюда название группы. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств.

Расцвет группировки пришелся на 90-е, после развала Советского союза. Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку.

Руководство Хади Такташ – Рауф Шарафутдинов, Ренат Фархутдинов и Радик Галиакберов – «старики» группировки. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани – особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех.

Почему так происходило

В 70-е, 80-е, 90-е годы ОПГ в Казани было много: Тяп-Ляп, Хади Такташ, Перваки, Мебелька, Жилка, Обувка, Суконка. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу (Тяп-Ляп, Хади Такташ) либо по отличительному месту (Мебелька – на районе был магазин мебели). Преступления разнообразны, методы – понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников?

В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева – журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена.

Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ.

Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани.

Еще одна проблема – в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности – в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест.

Правоохранительные органы задержали в Казани 12 участников организованной преступной группы “Суконка”, подозреваемых в покушении на убийство. ОПГ «Суконка» – самое крупное преступное формирование города, насчитывающее около 1300 бойцов
“6 декабря оперативники задержали 12 молодых людей, подозреваемых в покушении на убийство”, – сказал представитель в МВД Татарстана.

Он уточнил, что преступление было совершено ночью 7 ноября. В полицию поступило сообщение о нападении на трех молодых людей 22, 26 и 27 лет.

“Полицейские установили, что в момент нападения потерпевшие находились возле одного из заведений быстрого питания по улице Ломжинской в Казани. Наружные камеры видеонаблюдения зафиксировали, что толпа неизвестных, держа в руках предметы, похожие на палки, подбегают к группе молодых людей, которые стоят на улице, избивают их и скрываются в неизвестном направлении”, – отметил собеседник агентства Интерфакс.

797

У ОПГ “Сукрнка” есть своё кодовое обозначение – число 797. По первым буквам цифр расшифровывается как «Суконка - долина смерти»

Спецоперацию против группы предполагаемых участников преступного сообщества «Суконовские» оперативники провели под прикрытием СОБРа. Молодых людей брали одновременно по разным адресам. Накануне суд продлил четверым из подозреваемых задержание в ИВС до 72 часов, чтобы дать время следствию, а одного из них сразу отправил в СИЗО. Источники утверждают, что внезапная облава должна поставить точку в нашумевшем деле о погроме в ТЦ «Алтын». Впрочем, возможны и новые задержания.

Облава была устроена по заранее подготовленному списку адресов. Одного из подозреваемых даже ловили на «живца» - сотрудники полиции эвакуировали его автомобиль, после чего организовали дежурство рядом, чтобы схватить молодого человека при возвращении за машиной. Пятеро задержанных после допроса были доставлены в изолятор временного содержания на ближайшие 48 часов.

Расследованием дела занимается ГСУ УВД Казани. Срок пребывания в ИВС, положенный законом, истек, после чего накануне все задержанные были доставлены в Вахитовский районный суд для продления сроков задержания.

Пятерых задержанных, среди которых оказались Дмитрий Самохин, Марат Гимадеев, Андрей Габидуллин, а также некие Грицков, Карапетян, доставили в суд вчера в режиме строжайшей секретности поздно вечером - буквально за 5 минут до конца рабочего дня сотрудников суда.

Слуги Фемиды и их помощники то и дело неодобрительно поглядывали на нерасторопных следователей и конвойных, которые то ли случайно, то ли намеренно привели задержанных и передали дела в отдел судопроизводства слишком поздно, продлив рабочий день суда еще на 1,5 часа.

Примечательно, что каждого из подозреваемых приводили в суд по одиночке - видимо, чтобы те не имели возможности общаться друг с другом. Еще одной интересной деталью стало то, что для продления срока задержания, то есть, казалось бы, почти формальной процедуры, был задействован не один дежурный на этот случай судья (позавчера им был Айрат Галлямов), а сразу четверо, а сами заседания проходили одновременно в разных кабинетах, а не одно за другим. Такая схема привела к тому, что сразу двум следователям Илье Резнику и Андрею Залялееву пришлось бегать во время заседаний из кабинета в кабинет.

Как выяснилось на судебных заседаниях, все пятеро подозреваются в совершении группового преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство группой лиц»).

По версии следствия, подозреваемые днем 20 августа прошлого года совершили нападение на некоего Адиева, гражданина Узбекистана, торговавшего на Вьетнамском рынке. Подозреваемые вымогали у него деньги, а после того как тот отказался платить, жестоко избили, используя подручные предметы.

Адиев отправился в полицию и написал заявление, по которому 24 августа было возбуждено уголовное дело, но его расследование впоследствии приостановилось. Вспомнили о нем только 21 июня уже этого года, когда и задержали пятерых подозреваемых. По словам Залялеева, у следствия есть неопровержимые доказательства в виде видеозаписи с места происшествия, а также показания свидетелей и самих подозреваемых.

Накануне в здании Вахитовского суда адвокат Гимадеева Альберт Рогачев не стал отрицать участия своего клиента в драке. «Он [Гимадеев] занимается мелким бизнесом, торговля. Ну вот в жизни все бывает. Он приехал на рынок как раз закупать товар. А там работают люди, которые не совсем понимают наш менталитет… Кто-то чем-то остался недоволен… Там драка была по сути, а не хулиганство», - рассказал Рогачев.

«Ну извините, почти год прошел с того момента, ни в какой другой преступной деятельности его не подозревают. Не то что заключение под стражу, а продление-то по сути не уместно», - критиковал тезисы следствия во время прений адвокат.

Следователь Залялеев заметил, что у него есть информация, которую он не может огласить в рамках данного дела. Защитник попытался надавить: «На основании каких действий вы решили, что он может скрыться? Он имеет место жительства, работает».

Следователь вяло парировал: «Предположить можно все что угодно».

Защищая клиента, адвокат указал на то, что ни он, ни его подзащитный не знают, по какой причине приостановлено дело о драке и по какой причине возбуждено снова. «Мой подзащитный не получил ни протокола задержания, ни протокола возбуждения уголовного дела. Он не знает, за что его задержали и в чем обвиняют», - адвокат обжаловал эти действия следователей.

В какой-то момент в необходимости задержания засомневался и судья: «Его, получается, по административному делу задержали?» «Я, ваша честь, не могу ничего сказать, потому что нам вообще ничего не вручали», - съязвил защитник.

«Участники занимаются практически всеми видами криминального бизнеса в зависимости от возрастной категории. Есть „кодекс чести“ - можно работать, но запрещено „прислуживать“, например трудиться официантом или автомойщиком»,- говорят в МВД Татарстана.

Примечательно, что в материалах дела, которое поступило в суд вчера вечером, находилось ходатайство следствия не о продлении срока задержания до 72 часов, то есть до вечера пятницы 23 июня, а уже и на определение меры пресечения в виде ареста в СИЗО. Однако следователь, отвечая на вопросы всех судей о том, не хотел бы он сразу арестовать подозреваемых, отвечал, что нет, сейчас достаточно только задержания.

В итоге суд пошел навстречу следствию и прокурору Андрею Наумову, продлив всем задержание до 72 часов, за исключением Самохина - судья отправил его в СИЗО сразу до 12 августа. Ожидается, что сегодня состоятся повторные слушания уже по вопросу определения меры пресечения для всех остальных задержанных.

По данным источников, всех задержанных следствие считает активными участниками ОПГ «Суконовские» («Суконка»), которые подозреваются в дерзком нападении на торговые точки «Алтына».

С учетом того, кто уже находится в СИЗО по делу о погроме, схваченными остаются пока не все. Тем не менее, как утверждают источники нашей газеты, среди задержанных вчера оказался и один из лидеров преступного сообщества.

Сами задержанные причастность к ОПГ «Суконка», безусловно, отрицают. Однако, как рассказал Рогачев, следователи его подзащитному Гимадееву все-таки задавали наводящие вопросы о «Суконке», но уже после допроса по основному делу. «Суд сейчас - это состязательность. Мы не знаем, что у них есть. Они это приберегают, чтобы потом на очных ставках ошарашить. Посмотрим…» - отметил адвокат.

https://youtu.be/9bFzunhKCyw?t=48

Смотреть видео. Погром в ТЦ «Алтын»

Дело о погроме в ТЦ «Алтын» и нападении на Вьетнамском рынке объединяют, как утверждают источники, общие участники преступления. Не исключено, что на основе показаний задержанных погромщиков и состоялся позавчерашний утренний рейд по предполагаемым участникам преступного сообщества.

Собеседники в правоохранительных органах также утверждают, что руководством МВД по РТ было дано четкое указание - наказать и закрыть распоясавшееся ОПГ за их резонансное шоу в торговом центре. Именно по этой причине облава, проведенная накануне, якобы и была организована на основе «старых» грехов участников сообщества в виде «хулиганского» дела на Вьетнамском рынке, которое вышло на свет из «запасников» полиции.

Напомним, погром в ТЦ «Алтын» произошел 16 марта этого года под конец рабочего дня. Тогда, примерно за час до закрытия торгового комплекса, в помещение ворвались 11 человек в спортивных костюмах, которые сметали все на своем пути, не используя при этом никакого оружия. Лица их были закрыты медицинскими масками.

Результатом набега стало то, что менее чем за минуту практически весь первый этаж здания был разгромлен. Никто из сотрудников торгового комплекса тогда не пострадал, разве что товар и витрины. Ущерб от нападения был оценен в 100 тыс. рублей.

В городе был объявлен план «перехват» и возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 213 («Хулиганство») и ч. 2 ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение или повреждение имущества»). Уже через сутки МВД по РТ официально сообщило, что удалось установить личности четверых нападавших, один из которых - Игорь Старостин - был сразу же задержан. Он признался в содеянном и даже сдал некоторых своих подельников. На следующий день трое подозреваемых пришли с повинной, позже пришли еще двое. Соучастников Старостина - Игоря Потапова, Илью Спиридонова, Тимура Вафина, Аделя Гафарова, Ильназа Тайшибаева - суд оставил в СИЗО до 16 июля. Еще один подозреваемый - Марс Юсупов - был отпущен.

СПРАВКА

ОПГ “Суконка” – одна из старейших преступных группировок Казани. Появилась еще в 1970-е годы. Получила название по месту возникновения – Суконная слобода. Нужно напомнить, что казанские группировки («конторы») охватывали целые улицы, поселки или районы, по имени которых часто именовались – Тукаевские, Адельковские, Осьмовские, Скверовские, Суконовские, Халевские и др.

“Суконка” имеет свои традиции и свою историю – еще в 19 веке жители Суконной и Ново-татарской слобод сходились “стенка на стенку” на льду озера Кабан. В советское время “Суконка” была известна уголовному розыску Казани своими карманниками, работавшими в общественном транспорте. Ветераны МВД Татарстана говорят, что карманные кражи были своеобразной “визитной карточкой” Суконки.

В начале 1990-х участники группировки на стороне ОПС “Жилка” воевали с ОПС “Драконы”. Один из тогдашних лидеров “Суконки” вор в законе Марсиан Якупов (Марсик) был в дружеских отношениях с “жилковским” “вором в законе” Радиком Хуснутдиновым (Ракоша). После убийства последнего в 1996 году Марсик возглавлял московский филиал. Однако после разгрома “жилковских” “Суконка” оказалась под влиянием “Драконов”. Более того, по слухам, именно “Драконы”, желая повысить свое криминальное влияние, организовали коронацию Марсика в “воры в законе” в конце 1990-х гг. В 2006 году Марсиан Якупов был осужден на 7,5 лет колонии за мошенничество, в 2012 году он скончался от инфаркта в колонии.

В конце 1990-х в рамках программы ликвидации ветхого жилья жителей Суконной слободы расселили по всем районам Казани. В результате участники ОПГ разделились на несколько бригад. Сейчас эти бригады существуют в разных районах: Приволжском, в том числе в Азино, Авиастроительном, Высокогорском и других. По данным МВД Татарстана, численность группировки составляет порядка 1,3 тыс. человек. Группировка периодически пополняется.

«В настоящее время сотрудники подразделения по борьбе с организованной преступностью проводят все необходимые мероприятия по разобщению формирования „Суконка“», – заявляют в республиканском МВД.

2018-12-08T13:31:08+05:00 kreg_74 Люди, факты, мнения Татарстан Казань,криминал,ОПГ,смотреть видео,суд,Татарстан Спецоперация в Казани против крупной ОПГ "Суконка" Правоохранительные органы задержали в Казани 12 участников организованной преступной группы "Суконка", подозреваемых в покушении на убийство. ОПГ «Суконка» - самое крупное преступное формирование города, насчитывающее около 1300 бойцов "6 декабря оперативники задержали 12 молодых людей, подозреваемых в покушении на убийство", - сказал представитель в МВД... kreg_74 Евгений Красноперов kreg_74 [email protected] Author Посреди России

Марсиан Якупов длительное время возглавлял организованную преступность в Татарстане. Являясь вором в законе, он считался смотрящим в регионе, и плотно контролировал все сферы бизнеса и , предпочитая действовать грубыми методами в попытке поставить как можно большую территорию под свой контроль.

Марсиан Якупов

Якупов Марсиан Мавлетович родился 14 января 1964 года в Казани. Он не походил на старую плеяду преступников, которые пытались следовать воровским законам и поддерживать . Марсик Казанский скорее принадлежал к авторитетам новой формации, занятыми сугубо делами . Несмотря на то, что воровской титул в начале девяностых Якупов не имел, у него был большой авторитет в преступной среде. Во времена СССР он успел отсидеть незначительный срок за хищение госсобственности, к которому приплюсовали год за нападение на конвоира колонии.

Уже в , Марсик был лидером местной преступной группировки Суконка. На фоне другой крупной бригады под названием «Драконы», группировка Якупова была незначительной. Поэтому он встретился с лидерами мощной банды и договорился о том, что его структура войдет в состав «Драконов». На том лидеры и порешили. В скором времени «Драконы» поставили под контроль крупные предприятия области, а лидеры бригады купили себе квартиры в Москве, куда и переехали, открыв в столице легальный бизнес. В планах авторитетов была полная легализация, и они решили, оставаясь в «тени» перед силовиками, поставить смотрящим за криминальными делами Якупова, который полностью устраивал их.

Вор в законе Марсиан Якупов — Марсик Казанский

Несмотря на то, что Марсик Казанский также уже жил в Москве, ему пришлось часто наведываться в Казань, где он стал непосредственно руководить бандой. Но авторитетам этого было мало, им также требовалось влияние на изоляторы и тюрьмы Татарстана. Но для этого необходимо было иметь в союзниках . Недолго думая, они встретились с кавказскими законниками, которые и «преподнесли» воровскую корону их протеже Якупову. Во сколько обошелся этот договор доподлинно неизвестно.

Став полноправным , Марсик Казанский начал призывать объединяться другие преступные группировки области с «Драконами». Получив союзников, в лице влиятельных авторитетов, Марсиан заполучил и долгожданный контроль над тюремными учреждениями Республики. Даже лидеры « » не скрывали, что крупные дела всегда согласовывали с «Драконами». И лишь « » не стала идти на контакт со смотрящим, оставляя за собой нейтралитет.

Условный срок

Правоохранительные органы тщетно пытались найти на Якупова. Агентурные связи и постоянная слежка за смотрящим не приносила плодов. Тогда в дело вступила республиканская прокуратура. Сотрудники быстро нашли случай мошенничества со стороны Якупова, который числился директором казанской фирмы «Улис». Именно от лица этой фирмы вор в законе пообещал Чапаевскому ОАО «Средневолжский завод химикатов» (СВЗХ) взыскать долг с «Татсахарпрома» в размере 480 тысяч рублей за непоставленный ими сахар для СВЗХ в обмен на удобрения. Буквально за неделю «Улис» получил сахар, но вот СВЗХ остался ни с чем. Тогда руководство приехало в Казань по юридическому адресу фирмы, но на месте офиса стояло разрушенное здание. Бизнесмены сразу же обратились в милицию, и в июле 2000 года татарская прокуратура приняла дело о мошенничестве к производству.

Противодействие следствию со стороны криминального мира началось сразу же. Странным образом общаться с сотрудниками прокуратуры отказалось руководство пострадавшей СВЗХ, а найденные свидетели стали оказываться от прежних показаний, которые обличали Марсиана Якупова. Руководство Заинского сахарного завода и вовсе не приехало на опознание вора в законе, который выбил у них и сахар и деньги.

На СВЗХ началась служебная проверка, кто-то хотел найти того человека, который подал заявление о мошенничестве со стороны «Улиса» в милицию. Ситуация настолько обострилась, что силовики собирались задействовать бойцов СОБРа, которые бы могли обеспечить безопасность свидетелям и пострадавшим во время следствия. Но в этот момент руководство СВЗХ и вовсе отказалось от своих претензий к «Улису».

Между тем, прокуратура признала наличие ущерба, причиненного СВЗХ, нашла свидетелей, опознавших по фотографиям Якупова, а также раздобыла несколько документов «Улиса» с подписями Марсика. После этого смотрящий был объявлен в розыск. Нашли Якупова в Москве, но пока казанская группа захвата ехала в столицу, вор был оповещен об этом, и снова улизнул. В итоге Якупова арестовали в Казани. «Смотрящий» за изолятором встретил Марсика с максимальным почетом: сразу сложил с себя полномочия и передал бразды правления «вору в законе».

Впрочем, приговор за мошенничество, несмотря на такую проделанную прокуратурой работу, был пять лет условно с испытательным сроком.

Тюремный срок

В 2003 году Марсика Казанского пытались обвинить в убийстве 34-летнего авторитета ОПГ «Суконка» (Салях), которому нанесли 5 ножевых ранений. Вора задержали уже через несколько дней после совершения убийства. Якупов не стал отпираться, а сразу заявил следователям, что на дне рождения поссорился с Саляхом и ударил его кулаком. Именинник, падая, разбил своим телом оконное стекло, об осколки которого, возможно, порезался. Больше, по словам Марсика, он авторитета не видел и про ножевые ранения ничего не знает. В итоге смотрящего отпустили из-под стражи.

В 2004 году против Якупова возбудили очередное уголовное дело. По версии следствия, в 2003 году от имени подставной фирмы Марсик заключил договор с московскими коммерсантами на поставку полиэтилена с ОАО “Казаньоргсинтез”. Ни о чем не подозревавшие коммерсанты перевели на счет фирмы около двух миллионов рублей, но полиэтилен так и не получили. После этого они вынуждены были обратиться в правоохранительные органы. Главное следственное управление МВД Татарстана возбудило против беглеца уголовное дело по факту мошенничества. Однако Марсика и след простыл.

Тогда же, поскольку Якупов нарушил порядок наказания (согласно которому должен был регулярно отмечаться в органах уголовно-исполнительной инспекции), условный срок для него заменили на реальный. Правда, заочно, поскольку Марсик находился в розыске.

Арестовать Якупова смогли только в начале 2006 года в Казани в ходе оперативной работы. В июле 2006 года Советский райсуд Казани признал Марсиана Якупова виновным в мошенничестве и с учетом предыдущего приговора назначил ему наказание в 7 с половиной лет лишения свободы.

Раскоронация

Отбывать наказание Марсик отправился в одну из колоний Томска ИК-3, считающейся «красной» зоной. Говорят, он не смог доказать свое право на ношение воровского «имени». Законники должны были сразу идти в «отрицалово», что очень сильно каралось администрацией. Таких арестантов помещали в карцера, создавали невыносимые условия в тюрьме. И Марсик Казанский, ни разу не сидевший в реальных условиях на правах вора в законе, к тому в колонии, где власть принадлежит активистам, дал слабину. Видимо, он понимал, что столь большой срок не сможет провести, являясь законным вором, и чувствуя на себе все невзгоды тюремной жизни. Помимо того, что его не поддерживали заключенные, он подвергался постоянным избиениям с их стороны.

В итоге Марсиан Якупов выступил по тюремному радио, и сказал, что осознал все ошибки, встал на путь исправления и желает того же и другим. Кроме того, он вошел в отряд поддержания дисциплины. После этого в Казань даже привезли фотографию, на которой бывший генерал криминального мира стоит с повязкой «дежурный». В общем, на Марсике как «воре» был поставлен жирный крест.

Вор в законе Марсиан Якупов — Марсик Казанский в ИК-3 Томска

С уходом от воровских дел, и постоянному гноблению в тюрьме, Марсиан сильно сдал в здоровье. У него начались проблемы с сердцем. Когда он вышел на свободу, то уже не представлял никакой силы и не имел авторитета. Да и скончался бывший вор в законе, буквально через непродолжительное время после освобождения — 31 октября 2012 года в Казани от инфаркта. Как говорят знавшие его люди, Марсиан очень сильно переживал те моменты, из-за которых ему пришлось отказаться от воровского.

Бывший участник организованной преступной группировки «Низы» - одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. Роберт Гараев, ныне диджей, рассказал о том, что заставляло детей и подростков вступать в банды, заниматься рэкетом и биться с конкурирующими группировками стенка на стенку. С развалом СССР Гараев и его сверстники попали в кровавый водоворот, из которого немногим удалось вырваться. Корреспондент побывала на выступлении экс-бойца «Низов» и послушала его рассказы о кровавой летописи Казани 90-х, которые вошли в еще не опубликованную книгу.

Тайна «казанского феномена»

Лекция Роберта Гараева проходила в небольшом андеграундном баре в центре Москвы. Маленький зал, пара диванов, несколько кресел - сотрудникам бара пришлось принести дополнительные лавки для слушателей, которых оказалось довольно много. Там была и московская молодежь в рваных джинсах и со стаканами пива, и публика постарше - друзья Гараева, уроженцы Татарстана, заставшие так называемый «казанский феномен».

Лекция началась с просмотра документального фильма с одноименным названием. Собственно, сам «феномен» в том, что в 80-е - 90-е годы Казань, как и другие города региона, была поделена между несколькими группировками, контролировавшими отдельные районы. Среди них были очень серьезные, куда входили взрослые, но были и молодежные, костяк которых составляли подростки и даже дети, начиная с учеников младших классов. Каждая улица, каждый микрорайон имели своих хозяев.

Уличные бойцы позиционировали себя либо как спортсмены, либо как люди с «правильными понятиями». В их среде строго-настрого запрещалось пить, курить и употреблять наркотики, они много тренировались и во всем слушались старших товарищей. В группировках существовала строгая иерархия: «шелуха» или «скорлупа» (школьники от 9 до 13 лет), далее - «супера» (подростки 14-16 лет), которые считались боевым ядром команды, ходили в набеги на вражеские территории и отбирали деньги у «чушпанов» (тех, кто не входил в группировки).

Затем шли «молодые» (17-19 лет) - они имели право голоса при принятии решений с кем воевать, а с кем мириться. И, наконец, высшее звено - «авторитет», он же «дед» или «король». Как правило, это был мужчина за тридцать, с уголовным прошлым. Именно он распоряжался общаком - деньгами, которые собирали ребята для своей группировки.

Банды гопников постоянно конфликтовали между собой, их противостояния переходили в массовые драки с жестокими избиениями и убийствами. Самая массовая драка в истории казанских группировок произошла на льду озера Глубокое зимой 1983 года: там собрались около 400 подростков. Представители группировок «Жилка» и «Грязь» сошлись стенка на стенку, вооруженные кольями, цепями и монтировками. После таких драк многих увозили в больницы с тяжелыми травмами и увечьями, некоторые ребята становились инвалидами и даже умирали, не приходя в сознание.

На кривую дорожку

По статистике, львиную долю - почти половину молодежных группировок - составляли учащиеся ПТУ. Потом шли школьники, работающая молодежь и безработные, которых было не более пяти процентов. Все были из разных семей - бедных и состоятельных, рабочих и интеллигентных. Роберт Гараев был как раз из последних: его мама работала в НИИ, а отец был кооператором. Сам он прилежно учился, ходил в художественную школу, так что преступные сообщества до определенного времени его не интересовали.

14-летний Роберт вступил в группировку «Низы» из-за проблем в школе, а точнее - из-за громилы из параллельного класса по имени Искандер, состоявшего в группировке «Чайники». Искандер подошел к Гараеву и сказал, что теперь будет трясти с него деньги: «Принеси завтра три рубля, иначе изобью!» Сумма для школьника оказалась неподъемной: в неделю на обеды ему выдавался всего один рубль двадцать копеек.

Сдавать обидчика милиции было не принято - это привело бы к бойкоту и всеобщему презрению. Выход нашелся сам собой: парни из параллельного класса, Макс и Дима, предложили Гараеву вступить в группировку «Низы».

Новое положение в корне поменяет все, - рассуждал школьник. - Искандер сразу перестанет быть для меня угрозой. По уличному закону, за меня впишутся парни из «Низов», если участники других группировок имеют ко мне какие-то претензии...

После недолгих раздумий Гараев принял предложение ровесников. Шел 1989 год.

Свой среди своих

Первый сбор «Низов», на который я попал, был окружен дворовой романтикой, - пишет в своих мемуарах Гараев. - На полянке посреди заросшего канадским кленом пустыря горел костер, в который мы кидали картошку. Человек десять моих сверстников должны были провести на этом месте полтора часа. Больше всего мне запомнились двое: Бисприк (от слова «беспредельный») - маленький юркий и авантюрный добряк, обматывающий ноги пластинами свинца, чтобы «удар был», и Малыш - наш «крайний» (что-то вроде старосты среди бойцов нашего возраста).

Малыш был голубоглазым блондином с пухлыми губами, косой челкой и в моднейших «шмотках». Его штаны-«широчи» были не меньше 35 сантиметров в ширину - тогдашний писк пацанской моды. Он носил импортную олимпийку, а главное - рамсовал (общался) не хуже взрослого уголовника. По словам Гараева, Малыш «был по-настоящему дик и опасен».

Основных опасностей для молодых гопников было две: милиционеры, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успел убежать, и старшие, приходившие с проверками. Они проверяли количество пацанов и соблюдение правил. Если кого-то заставали за курением - избивали.

В моей юной голове бушевали мысли по поводу того, что было написано в газетах и рассказано по поводу «казанского феномена» по телевизору, - вспоминает Гараев. - Я отчетливо помню статью, в которой рассказывалось, как дрались две группировки, с каждой стороны человек по тридцать с монтажами (металлическими прутьями) и металлическими шарами. И в этой статье были проломленные черепа, смертельные исходы и милицейские машины. А в том, что я увидел тем сентябрьским вечером, была романтика, мужская дружба и плечо к плечу. Забегая сильно вперед, надо сказать, что я жестоко ошибался...

Жизнь по понятиям

Члены подростковых ОПГ Казани жили по своим понятиям, будто в отдельном государстве: у них была своя территория, своя улица, свой квартал. Гражданами в нем считались пацаны, и у них был свой социальный и экономический ресурс - их собственная сила. Силу они могли применять в отношении «чушпанов», членов других группировок и бизнесменов, отказавшихся платить дань.

Понятий было много, но основные каждый должен был знать обязательно. «Если тебя назвали лохом или чертом - ты обязан драться»; «Если тебя послали на …, и ты не встал в отмах [нанес хотя бы один удар без предупреждения], то тебя отшивают [выгоняют] с санкциями [с побоями]»; «Если в тебя плюнули - ты загашенный, никто не имеет права здороваться с тобой, даже «чушпан», но самое страшное - если тебя опустили, то есть обоссали».

Пацан не мог сдавать своих или чужих милиции и обязан быть предельно честным со своей группировкой. Слово пацана считалось чем-то вроде клятвы: «пацан сказал - пацан сделал».

В случае нарушения правил старшие могли выгнать пацана из группировки. В лучшем случае - просто с побоями, в худшем - с побоями и вымогательством денег.

Законы улиц

По словам Гараева, членство в группировке чем-то напоминало работу. В обмен на новый статус ребята были обязаны трижды в неделю посещать сборы и вести здоровый образ жизни. В случае нарушений их ждали санкции - побои.

Получить можно было по нескольким поводам, - вспоминает Гараев. - Чаще всего за сигареты и алкоголь. Считалось, что мы - боевая бригада физически крепкой молодежи. Даже когда мы писали на стенах название нашей «конторы», то пользовались аббревиатурой НСО - «Низовское спортивное общество». То есть идеальный член группировки - это непьющий и некурящий спортсмен, что на деле, конечно же, было не так.

На сборах старшие определяли лимит минимального количества присутствующих - 15-20 человек. Если количество пацанов было меньше положенного, к отсутствующим отправлялись гонцы и всеми правдами и неправдами их притаскивали. В противном случае - «санкции».

Экзекуция происходила следующим образом, - рассказывает бывший член «Низов». - Старшие выстраивались в линейку, и все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу. Важным нюансом было то, что уворачиваться нельзя. Ты должен был принять эти удары в полную силу. Иногда старшие проверяли: размахиваясь, останавливали кулак перед самым твоим лицом.

Если ты пытался увернуться - отшивали [выгоняли]. Однажды после такой экзекуции я очнулся в снегу, помня только искры в глазах, а дальше - черный экран. На половине моего лица был огромный синяк, губы не слушались, и ближайшие два дня сигарета постоянно выпадала изо рта. Когда ко мне на следующий день зашел одноклассник, чтобы поинтересоваться, почему я не пришел на уроки, он не узнал меня и спросил: «А Роберт дома?»

Били нечасто - раз в два-три месяца. Когда провинившихся «суперов» били молодые, те потом приходили отрываться на младших, припоминая им все пропуски на сборах и выкуренные сигареты.

Умирали молодыми

Помимо Малыша за новичками «Низов» присматривал еще один «крайний» - Куян. Оба были невысокого роста и очень агрессивные. В обязанности «крайних» входило общение со старшими и дисциплина среди пацанов.

Внешность Малыша была обманчива: голубоглазый блондин с лицом ангелочка был неуравновешенным психопатом, злить которого было опасно для жизни, - вспоминает Гараев. - Он был любимчиком старших и грозой не только для «чушпанов», но и для своих пацанов. Стоило появиться в модном, на его взгляд, прикиде на сборах, Малыш был тут как тут с фразой: «Дай заносить». Эта его фраза значила одно: больше ты этой вещи не увидишь. Куян был тоже по-своему стильным. В отличие от разговорчивого и компанейского Малыша, он был немногословен и строг.

«Крайние» наравне с обычными пацанами участвовали в войнах с другими группировками. И били их наравне со всеми - в подворотнях, в подъездах домов. Расчлененное тело Куяна нашли возле озера Кабан после работы с какой-то дальней «конторой». А Малыш умер от остановки сердца после удара кого-то из своих во время популярной в пацанской среде игры «обмен ударами». Каждому из них было не больше 20 лет.

Пацанские войны

Политика группировок была такова, что к преступной деятельности пацанов никто не принуждал. И все же, вступив в ту или иную банду, они могли пользоваться привилегиями - то есть собирать дань с районных бизнесменов, трясти деньги со школьников или отбирать у них модную одежду. Если какой-то «чушпан» выходил на улицу в новом спортивном костюме, высока была вероятность, что домой он вернется уже без него. Иногда пацаны обкрадывали дачи, в основном брали еду из холодильника: многие росли в бедных семьях, где есть было нечего.

Внешняя политика группировок была довольно простой. Чаще всего воевали с ближайшими соседями - просто потому, что было нечего делать. С дальними заключались «абсолютно бесполезные союзы».

Ареал обитания казанского подростка, вне зависимости от принадлежности к группировке, был весьма ограничен, - вспоминает Гараев. - Ездить в другой конец города было опасно - в центре бушевали новотатарские и [члены крупных ОПГ «Новотатарская» и «Хади Такташ»], на кварталах были свои авторитеты, и в одиночку ты мог нарваться на неприятности. Но главными врагами «Низов» была соседняя «Грязь»: их территория была значительно больше нашей - соответственно, и боевых единиц там проживало больше, и были они брутальными и яростными.

Конфликт, как правило, начинался из-за драки старших либо проникновения пацанов на чужую территорию. После этого назначалась «стрелка», и если парни на ней не договаривались, объявлялась война. Во время войны у группировок были две обязанности: патрулировать свою территорию на предмет врагов и совершать набеги.

На память приходит один драматический момент, когда во время «войны» к нам на сборы пришли «супера» и объявили, что мы сейчас побежим на «Грязь», потому что те готовят набег на нас, - вспоминает Гараев. - Нас привели к высотному дому на улице Серова, за которым была наша граница, и раздали оружие. Это были металлические прутья арматуры, украденные на стройке, и металлические шары. От одного сильного удара такой монтажкой по голове проламывался череп. Первая моя мысль была: «Ну все, нам ****** [конец]».

И вот мы встали на позицию - и началось томительное ожидание. Ужас читался на лицах всех пятнадцатилетних бойцов. Он сопровождался звенящей тишиной. Почему-то не было никакой бравады, обычно сопутствующей предстоящей драке. Все, даже смотрящие на нас с сочувствием старшие, понимали бессмысленность предстоящего кровопролития. В этом подвешенном состоянии мы простояли там минут 40, прислушиваясь к посторонним звукам. Бегущей толпы слышно не было, а в какой-то момент вернулись дозорные и сообщили, что «грязевские» ушли. Все вздохнули с облегчением и пошли по домам...

Отступники

Для борьбы с подростковыми группировками в регионе работал ОКОД - оперативный комсомольский отряд. По сути, такая же группировка, только под прикрытием местной милиции, работавшая в сговоре с сотрудниками. Со слов Гараева, в нее вступали либо «отшитые» из других бригад, либо «соискатели» с неподходящей, порой драматичной биографией.

Как-то к нам пришился [присоединился] паренек, который за короткое время стал для всех своим, - вспоминает рассказчик. - Коммуникабельный, всех знавший на короткой ноге и к тому же лихой хулиган. Где-то через месяц или два его отшили с жестокими побоями и опустили. Малыш хвастался, как с разбега, с ноги разбил ему ***** [лицо]. Выяснилось, что в глубоком детстве, когда парню было лет семь, над ним надругался какой-то педофил. И то, что он утаил это от пацанов, было серьезным проступком. Тот факт, что парнишка был тогда ребенком и не мог ответить педофилу, в расчет не брался. Дорога таким ребятам была только в презираемый нами ОКОД.

В «окодовцы» шли и простые школьники, которых задевали дворовые гопники. Вступив в группу, боролись с обидчиками вместе с милицией. Выезжали на облавы во время сборов, ловили пацанов и забирали в отделение.

В отделении милиции они вели себя нагло и по-хозяйски, один из их старших как-то запер меня в туалете и бил по почкам кирпичом, засунутым в валенок, - вспоминает Гараев. - На мое возмущение он отвечал, что ему это сойдет с рук, так как его «конструкция» не оставляет синяков и вообще каких-либо следов на теле жертвы. ОКОД был хитроумной выдумкой тогдашней неповоротливой милиции, он мог бы стать панацеей в борьбе с «казанским феноменом», но так и не смог решить проблему. Наши группировки брали массой и количеством.

В новую жизнь

Роберт вышел из «Низов» в 1991 году, проведя в них два года. Со временем пребывание в организации перестало казаться ему интересным - и он начал пропускать сборы. К нему приняли обычную для того времени меру - «отшили». Пытались опустить, но парень дал отпор, плюнув в обидчика. С группировкой было покончено.

Для того чтобы жить спокойно, молодому человеку пришлось переехать к отцу в другой район. Он получил образование историка в казанском университете, в «нулевые» переехал в Москву. Сейчас он известный диджей, музыкант, гид Еврейского музея и Центра толерантности.

Судьбы других членов казанских ОПГ сложились по-разному. Кто-то из ребят был убит, кто-то стал инвалидом, а кто-то отбывает наказание в колониях. Некоторые из вчерашних уличных бандитов, по словам Гараева, стали уважаемыми в регионе людьми - чиновниками, депутатами и бизнесменами.

Статьи по теме: