Лесков странник краткое содержание по главам. Очарованный странник

  1. Иван Северьянович Флягин . На момент повествования ему 52 года. Добрый, честный и ответственный человек. Прожил интересную и насыщенную жизнь. Мать вымолила его у Бога и ему пророчествовали, что к нему сам он и придет.

Другие герои

  1. граф ;
  2. барин-поляк ;
  3. хан ;

Начало путешествия и истории Ивана Северьяновича

Путешественники посетили поселок Корела во время своего путешествия по Ладожскому озеру. Когда поездка продолжилась, путешественники начали дискутировать об этом довольно бедном городке
Один из собеседников, предрасположенный к философии, предложил, что неудобных государству людей требуется отправлять не в Сибирь, а именно в Корелу. Это выгодней для страны, чем отправлять за Урал.

Иной заявил, что проживавший тут в изгнании дьякон недолго выдержал царящую в поселке атмосферу апатии и скуки - взял и повесился. За самоубийцу вступился одинокий пассажир, безмолвный, громоздкий, седой человек лет 50 в одеянии послушника.

По внешнему виду он напоминал богатыря Илью Муромца. Герой поведал о священнике из столичного духовенства, который молился за самоубийц и тем самым «исправляет их положение» в аду. По причине пьянства Филарет желал расстричь попа, но за такого заступился сам преподобный Сергий, два раза появившийся перед патриархом во сне.

Вслед за тем пассажиры начали расспрашивать богатыря в черной рясе о его жизни, и узнали, что работал он в армии конэсером - подбирал и укрощал армейских лошадей, к коим имел определенный подход. По всему было видать, что монах прожил длинную и интересную жизнь. Пассажиры упросили его поведать о себе.

Начало жизни и пророчество

Иван Северьяныч Флягин был рожден крепостным в Орловской губернии в имении. Граф разводил лошадей, а Иван работал при нём кучером. У мамы Ивана длительное время не было детей, и она буквально вымолила ребёнка у бога, а сама погибла при рождении первенца. Мальчишка появился с большой головой, в следствие этого прислуга прикрепила к нему прозвище Голован.

Раннее детство герой провёл на конюшне, где и полюбил лошадей. В 11 лет его посадили форейтором на шестёрку, которой управлял его отец. Иван обязан был шуметь, прогоняя с дороги людей. Задремавшихся требовалось стегать кнутом.

Как-то Иван вместе с отцом везли графа мимо подворья монастыря. Мальчишка стегнул кнутом заснувшего монаха. Тот ужаснулся, свалился с тележки, лошади понесли, и монаха затоптали. Ночью Ивану явился убитый монах, заявил, собственно Иванова матушка не только вымолила его, но и сулила богу, и велел направляться в монастырь.

Монах пообещал, что будет Флягин большое количество раз гибнуть и ни разу не погибнет, пока же придёт его истинная смерть, и он за это время вспомнит материно обязательство за сына и сходит в черное духовенство.
Иван не придал смысла речам мёртвого монаха, но в скором времени произошла его «первая погибель». По проезжей части в Воронеж упряжка графа совместно с экипажем чуть не обрушилась в основательную бездну.

Иван смог приструнить лошадей, а сам свалился, но чудом остался живЗа спасение собственной жизни граф принял решение вознаградить Ивана. Мальчишка захотел обыкновенную гармошку, с которой обращаться так и не научился.

В скором времени Иван завёл для себя пару голубей, от их пошли птенцы, коих повадилась трепать кошка. Иван кошку застал, высек и убил. Кошка принадлежала приближенной горничной графини. Женщина прибежала к Ивану браниться, что ударил её «метлою по талии», за собственно, что был выпорот на конюшне и отправлен на тяжелую работу.

Иван дробил гранит, длительное время, собственно, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть издевки - мол, осудили его за кошкину смерть - и принял решение повеситься в ближнем осиновом леске. Лишь только навис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану податься с ним в грабители. Флягин согласился.

Поступление в няньки

Дабы Иван не скрылся теперь от него и оказался у него на крючке -цыган принудил его похитить лошадей из графской конюшни. Жеребцов реализовали задорого, но Иван получил лишь только рубль серебром, поругался с цыганом и принял решение идти сдаваться властям. Но попал к ушлому писарю.

За рубль и нательный крест из серебра тот сделал Ивану пропуск и порекомендовал направляться в Николаев, где было в достатке работы.В Николаеве Иван попал к барствующему поляку. Его жена убежала с военным, бросив свою маленькую еще грудную дочь, которую Иван обязан был нянчить, в том числе кормить козьим молоком.

За год Иван привязался к девочке. Однажды он обнаружил, что ножки у девчонки «колесом идут». Лекарь заявил, что это последствия «аглицкой болезни» и порекомендовал закапывать ребёнка в тёплый песок.Иван начал носить девочку на берег залива. Там ему вновь показался монах, манил его куда-то, демонстрировал большущий белоснежный монастырь, степи, «диких людей».

Очнувшись, Иван заметил, как незнакомая женщина целует его воспитанницу. Женщина оказалась ее матерью. Забрать ребёнка Иван не позволил, но дал добро встречаться им на этом месте, в тайне от поляка.Женщина поведала, что мачеха против воли выдала её замуж за барина.

Когда женщине пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку огромные средства, но Иван Северьянович категорически отказался, потому что был человеком «должностным и верным».За это время явился сожитель женщины, улан. Иван предпочел с ним подраться и плюнул на все деньги, которые ему предлагали. «Ничего, не считая телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги подымать не стал, и этим жестом приглянулся Ивану.

Попробовал улан дитя схватить, Иван сначала не дал, а затем заметил, как мать к нему тянется, и сжалился. В это же время был замечен барин-поляк с оружием, и Иван успел уехать с дамой и уланом, оставив у поляка свой паспорт.

В Пензе улан заявил, собственно что он, человек военный, содержать у себя беглого крепостного не имеет возможность, отдал Ивану деньги и отпустил. Иван принял решение в полицию пойти, но в начале зашёл в трактир, напился чаю с кренделями. Там хан Джангар, «первый степной коневод» продавал хороших лошадей. Два татарина принялись бороться за породистую кобылицу.

Плен у татар

В битву за надлежащего жеребца встрял улан. Иван вступил взамен него в битву с татарином и до смерти застегал его плетью. Татары, дабы не загремел герой в тюрьму забрали его собой

Прожил Иван в степи 10 лет, был у кочевников за лекаря. Соскучившись по родине, желал уволиться, но татары его поймали и «подщитинили»: сделали надрез на коже ступней, затолкали туда конского волоса, так и зашили. Когда всё зажило, Ивану очень больно было ходить: кололась щетина внутри, нарывала и гноилась.

Несколько лет Иван прожил в орде с татарами. У него была своя кибитка, даже две жены и дети. Затем другой хан попросил полечить супругу и оставил лекаря у себя. Но за 10 лет жизни с кочевниками к степи он так и не привык, и тосковал по дому.
В ночное время он неслышно уходил в степь и молился.

Однажды в орде появились двое православных священников - приехали обращать татар в христианство. Попросил Иван попов высвободить его, но те в дела кочевников ввязываться категорически отказались. Вскоре Иван нашел одного из нх мертвым, похоронил по-христиански.

Через год были замечены в орде двое в чалмах и ярких одеждах. Приехали они из Хивы жеребцов закупать и настраивать татар против русских. Дабы татары не ограбили их и не уничтожили, они начали страшить людей пламенным богом Талафой, который отдал им личное пламя.

Однажды

ночью незнакомцы сделали пламенное светопредставление. Жеребцы испугались и разбежались, а татары кинулись их ловить. В стане остались только дряхлые старики, дети да женщины. Иван вылез из своего жилища и понял, что пугали кочевников обычными фейерверками. Флягин нашел их большой запас, запустил, тем самым напугал татар и те дали согласие креститься в православную веру.

Иван нашел и «едкую землю»: приложил он ее к коже и прикинулся, что вставать не может с кровати. За несколько дней ступни разъело, и зашитая щетина вышла с гноем. Когда ноги зажили, Ивану удалось сбежать от татар. Долгими путями, но Иван Флягин оказался у своего барина. Тот его выпорол дважды и отпустил, вручив паспорт на все четыре стороны.

Обустройство у князя

Ушёл Иван из родного усадьбы и попал на ярмарку, где заметил, как цыган пробует продать мужчине больную лошадь Будучи на цыган в обиде, Иван несомненно помог крестьянину. Так и начал он бродить по ярмаркам, мешая цыганам и барышникам наживаться на простом люде. Один граф все выпытывал у Флягина, как он распознает лошадей – но тот секрета барину не открыл. Пришлось князю звать его к себе работать конэсером.
Три года Иван исполнял свою работу, берег и деньги графа от излишних трат (тот давал ему их на сохранение, когда пьянствовал). Но однажды в трактире Флягина обворожила цыганка Груша, тот и кинул к ее ногам все казенные деньги.

Цыганка Груша

Протрезвев, Иван сознался князю:растратил казну на цыганку.
Позже Флягину стало известно — его князь заложил свои богатства для покупки из табора той самой цыганки.

Груша полюбила князя, а он со временем стал тяготиться ее любовью. Иван жалел цыганку и постепенно сдружился с ней.

Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его беднота. Его предприятия не увенчивались успехом, шли одни убытки. Груша заподозрила, что у князя есть возлюбленная.
Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным очевидцем их беседы. Князь желал взять в долг у Евгении Семёновны средств, арестовать в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и повенчаться на богатой наследнице. Грушу же он намеревался выдать замуж за Ивана.

Всё еще любившая князя дама заложила подаренный им же дом, и в скором времени князь посватался к завидной невесте. Возвратившись с ярмарки, где закупал «у азиатов» ткани и брал заказы, Иван понял, что дом убран к свадьбе, а былой возлюбленной цыганки нет. Князь убил Грушу? Флягин стал искать, и у рек нашел ее живую. Предложил жить вместе, но она отказалась. Сама Груша опасалась, что может сгубить новую жену князя берет клятву с героя – убить ее. Иван скинул влюбленную женщину с обрыва в реку.

Служба в армии

Иван сбежал и длительное время скитался, пока же Груша, явившаяся в облике крылатой фигуры не показала ему дорогу. В пути ему встретился дом, из которого у двух стариков забирал в армию единственного сына. С согласия Ивана родители сделали нужные бумаги: он стал теперь Петром Сердюковым. И отправился служить вместо него

Попав на службу, Иван попросился на Кавказ – шансы погибнуть там были высоки, чего герою хотелось больше всего. Но прослужил он там больше 15 лет. Но его берегли высшие силы. Был эпизод, когда его оберегала Груша. После этого эпизода Иван рассказал историю своей жизни полковнику.

Выяснилось, что по документам убийства цыганки не было. Иван Флягин погиб в крестьянском доме Сердюковых.
После прояснения этих обстоятельств полковник подумал, что от службы у героя помутился рассудок. Произвел его в офицерское звание и отправил к важной персоне в Петербург. Там ему поспособствовали, сделали справщиком, но карьера его в этой должности не пошла. Дохода от этой службы практически не было.

В кучера офицера Ивана офицера, не брали, и он пошёл в уличный балаган. Там Иван заступился за молодую актрису, и его выгнали.

Исполнение пророчества

После всех этих скитаний пошел Иван Флягин в монастырь. Стал отцом Измаилом, заботился о лошадях и был доволен монашеским укладом жизни. Старцы научили изгонять бесов из своей души – молиться, стоя на коленях. Под конец жизни ему стало казаться, что есть у него дар пророчества. Он предрекал скорую войну. Он так в нее уверовал, что вновь намеревался пойти в армию служить.

Н.Лесков пишет о себе, что он знает глубину характера русского человека. Но повесть выстроена таким образом, что непонятно отношение писателя к герою. Иван Флягин – странник не только по внешним житейским обстоятельствам, но и по внутреннему миру. С каждым шагом он все дальше продвигается в глубь себя, открывая Бога внутри своей души. «Очарованный» — находится под действием чар жизни, поддается под их влияние и тем самым находит свое предназначение.

Тест по повести Очарованный странник

ГЛАВА I
Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму, по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из любопытства едут на лошадях в этот пустынный и бедный, хотя и очень старый русский поселок. Отправившись дальше, пассажиры рассуждают, зачем “неудобных в Петербурге людей” ссылать далеко, когда совсем рядом есть такое место, где апатия населения и скупая, невзрачная природа одолеют всякое свободомыслие. Кто-то из пассажиров, путешествующий здесь часто, рассказывает, что в раз- ное время сюда действительно ссылали, да только все ссыльные долго тут не выдерживали. Один, например, повесился. “И прекрасно сделал”, — заметил пассажир, “склонный к философским обобщениям и политической шутливости”. Другой, по всей видимости купец, человек религиозный, возражает — ведь самоубийцы целый век будут мучиться. За них даже никтомолиться не может.
И тут против обоих оппонентов выступил пассажир, на которого как-то не обращали внимания, что было странно. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в по-слушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке... Этому новому нашему сопут-нику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого”.
Видно было, что это человек бывалый, много повидавший. Держался он смело и самоуверенно, хотя и несколько развязно. Он заявил, что есть такой человек, который облегчает положение самоубийц. Это попик-пьяница в одном селе московской епархии, который молится за самоубийц. Его было чуть не расстригли. Говорят, что уже было решение лишить его места. Попик от горя даже перестал пить и решил покончить с собой — в таком случае владыко сжалится над его семьей и даст дочери жениха, который и займет его место.
А епископ однажды после трапезы задремал и видит, будто к нему в келью входит преподобный Сергий и просит пожалеть недостойного попика. Епископ решил, что это был просто сон, и ничего делать не стал. Вот он снова ложится спать, и снится ему, как воинство под темным знаменем волочет за собой толпу скучных теней, и все они кивают грустно владыке и просят: “Отпусти его! — он один за нас молится”. Епископ призывает к себе этого самого попика, и тот сознается, что да, действительно молится за самоубийц. Владыко благословил попика и опять его на место отправил. В процессе разговора выяснилось, что разговорчивый пассажир всего лишь инок, а когда-то был конэсером, то есть он знаток лошадей и состоял при ремонтерах для их руководствования, отобрал и отъездил не одну тысячу коней. Пассажир говорит, что в своей жизни многое испытал, ему довелось быть и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и его увечили. А в монастырь пришел всего несколько лет назад. “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”, — говорит он. Тут все подступили к нему с просьбой рассказать о своей жизни. Тот согласился, но только рассказывать он будет с самого начала.
ГЛАВА II
Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин начал свой рассказ с того, что он происходит из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Мать его умерла при родах, отец его был кучером, и вырос мальчик при отце на кучерском дворе. Вся его жизнь проходила на конюшне, он полюбил лошадей и хорошо их изучил. В одиннадцать лет его стали использовать как форейтора, а поскольку физически он был еще довольно слаб для дальней дороги, то его привязывали ремнями к седлу и к подпругам. Это было очень тяжело, в дороге, бывало, он даже терял сознание, но постепенно привык. У форейторов была дурная привычка — стегать кнутом того, кто загораживает дорогу. Вот так однажды Иван, когда вез графа в монастырь, убил одного старика, спавшего на возу. Граф уладил дело с игуменом, отправив осенью в монастырь обоз с овсом, мукой и сушеными карасями. А ночью приходит к Ивану во сне тот монах, которого он засек, и плачет. Он сообщает Ивану, что тот был у матери моленып сын и обещанный. То есть мать обещала его Богу. “Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и тогда ты вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”, — сказал монах и исчез.
Через некоторое время граф с графиней решили повезти дочь в Воронеж к врачу. В селе Крутом остановились покормить коней, и снова появился тот монах и посоветовал Ивану поскорее проситься у господ в монастырь — они его отпустят. Иван не захотел. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, а там была очень крутая гора, сбоку обрыв, где погибало много народу. При спуске лопнул тормоз, и весь шестерик понесся вниз к обрыву. Отец спрыгнул с козел, а Иван бросился на дышло и повис на нем. Передовые лошади сгинули в пропасти, а экипаж остановился, упершись в коренников, которых Иван дышлом подавил. Тут вдруг он опомнился и от страха и сам полетел вниз. Но чудом остался в живых — сорвался на глиняную глыбу и скатился, как на салазках. Граф предложил Ивану, у которого прозвище было Голован, просить все, что захочет, а он по глупости попросил гармошку, да тут же и бросил ее.
ГЛАВА III
У себя в конюшне Голован завел парочку голубей. Появились птенчики. Одного Голован сам случайно задавил, лаская, а второго съела кошка, которая повадилась лазать к голубям. Он ее поймал и отрубил ей хвост. Оказалось, что это кошка графининой горничной, Голована повели в контору к немцу-управителю, велели высечь и поставили бить камешки молотком для дорожек в саду. Этого он уж стерпеть не мог и решил повеситься. Пошел с веревкой в лес, все наладил, соскочил с сука — и упал на землю, а над ним стоит цыган, который и перерезал веревку. Тот позвал его с собой. “А вы кто такие и чем живете? Вы ведь небось воры? ...А при случае вы, пожалуй, небось и людей режете?” Именно все так и было. Иван подумал-подумал, махнул рукой, заплакал и пошел в разбойники.
ГЛАВА IV
Хитрый цыган, чтоб не дать парню опомниться, и говорит, что для того, чтобы он ему поверил, пусть он выведет из графской конюшни пару лучших коней. Они скакали всю ночь, потом коней продали, и цыган обманул Голована, дав ему почти что ничего. Парень пошел к заседателю объявиться, что он беглый крепостной, а писарь, которому он рассказал свою историю, и говорит ему, что за плату сделает ему отпускной вид. Пришлось отдать все: серебряный целковый, серьгу из уха и нательный крест. Голован пришел в город Николаев и стал там, где собирались искавшие работу. Огромный-преогромный барин, больше самого Ивана, всех от него оттолкнул, схватил за обе руки и поволок за собой. Дома расспросил его, кто он и что, и, узнав, что он жалел голубят, очень обрадовался. Оказалось, он нанимает Голована в няньки. От него убежала жена и осталась маленькая дочка, а ухаживать некому. “А как я в этой должности справлюсь?” — Пустяки... Ведь ты русский человек. Русский человек со всем справится”, — говорит новый хозяин. Купили козу, и Иван стал нянькой и очень привязался к ребенку. Так продолжалось до лета. Иван заметил, что у девочки кривоватые ножки — он стал носить ее к лиману и по совету лекаря закапывать ножки в песок. Но однажды вдруг появляется дама, мать девочки, и начинает просить, чтобы Иван отдал ей дочь. Голован ни в какую. На следующий день он снова берет с собой козу и ребенка и отправляется к лиману. А барыня уже там. И так изо дня в день, довольно долго. И вот наконец она приходит последний раз — прощаться и говорит, что ее ремонтер сам сейчас придет. Он очень много выиграл в карты и
хочет дать Ивану тысячу рублей в обмен на ребенка. Иван не соглашается. И вот видит Иван — идет по степи улан-ремонтер, такой осанистый, руки в боки... Поглядел Иван на улана и думает: “Вот бы мне отлично с ним со скуки поиграть”. И решает он, если только улан скажет что-то не то, Иван ему нагрубит, а там, может, и до драки дело дойдет, чего Ивану очень хотелось.
ГЛАВА V
Стоит Иван и думает, как бы ему лучше этого офицера раздразнить, чтобы он сам стал на него нападать? А барыня жалуется, что, мол, ребенка не отдают. Ремонтер гладит ее по головке и говорит, что, мол, ничего, сейчас он деньги покажет, у Ивана глаза и разбегутся, а если нет, то он просто силой отберет ребенка. Он подает Ивану пучок ассигнаций, а тот вырвал бумажки, поплевал на них да и бросил — мол, поднимай сам. Ремонтер покраснел и бросился на Ивана, но с ним разве кто справится при такой комплекции. Он только слегка пихнул ремонтера, тот и полетел. Этот ремонтер хоть и был физически слаб, но характером горд и благороден. Он не стал подбирать с земли своих денег. Иван кричит ему, чтобы подобрал, но он не поднял, а бежит и хватается за дитя. Иван взял девочку за вторую ручку и говорит: “Ну, тяни его: на чью половину больше оторвется”. Ремонтер выбранился, плюнул Ивану в лицо, отпустил ребенка и тянет за собой барыню, а та рыдает, повернулась лицом к дочери и тянет к ней руки, “точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти”... И тут от города бежит барин, отец девочки, палит из пистолета и кричит: “Держи их, Иван! Держи!” А Иван вместо этого догнал барыньку с уланом и отдал им ребенка; попросил только, чтобы и его с собой увезли, потому что барин его правосудию сдаст, у него паспорт поддельный.
Приехали в Пензу, а офицер и говорит Ивану, что не может его при себе держать, ведь у него нет паспорта. Дал он ему двести рублей. Ивану очень не хотелось никуда идти, он очень девочку любил, но делать нечего. Попросил только, чтобы улан ударил его за то, что там, у лимана, побил его. Офицер лишь рассмеялся. Решил Иван идти и сдаться в полицию, а прежде выпить чаю в трактире. Долго пил, потом пошел походить. Перешел реку Суру, а там стоят конские косяки и при них татары в кибитках. Вокруг самой пестрый толпится народ: штатские, военные, помещики. Посереди сидит на пестрой кошме длинный степенный татарин в золотой тюбетейке. Это был, как узнал Иван, хан Джангар, первый степной коневод. Его табуны ходили от самой Волги до самого Урала. Хотя вся эта земля и принадлежит России, но царит там хан Джангар. В это время татарчонок пригнал к хану необыкновенной красоты и стати белую кобылку. Начался торг. Вскоре все отказались, кроме двоих — эти уже начали предлагать не только деньги, но и седло, и халат, и даже дочь. Тут все татары стали кричать, чтобы до разорения друг друга не довели. Русский, стоявший рядом с Иваном, объясняет ему, как будет дело решено. Хану Джангару дадут, сколько он просит, а кому коня взять, с общего согласия наперепор пустят. Объяснять, что это такое, сосед не стал, сказал, что увидит сам. Оба соперника, раздевшись до пояса, сели на 304
землю друг против друга и взялись левой рукой за левую, ноги растопырили и уперлись ступнями. Каждому подали по нагайке, и они стали цруг друга хлестать. Сосед Ивана между тем объяснял ему тонкости — как надо бить, чтобы продержаться дольше соперника. Кто победит, тот возьмет кобылу. Победивший, весь в крови, положил кобылице на спину свой халат и бешмет, сам животом на нее вскинулся и уехал. Иван хо-ел уже уходить, но его новый знакомый задержал его — должно случиться что-то еще.
ГЛАВА VI
Все так и вышло. Прискакал татарчонок на караковом жеребце, какого и описать нельзя. Снова начался горячий торг. Среди толпы был и знакомый ремонтер, но он даже и не надеялся получить этого коня. Иван предложил ему заполучить его — он будет пороться с соперником. И победил. Он запорол соперника до смерти, о чем сообщил пораженным пассажирам добродушно и бесстрастно. Увидев ужас у них в глазах, счел нужным дать пояснение. Этот татарин считался первым батыром во всех Рунь-песках, поэтому не хотел уступить ни за что, а Ивану очень помог грош, который он сунул в рот. Он его все время грыз, чтобы боли не чувствовать, а “для рассеянности мысли” в уме удары считал, хотя потом и сбился со счета. Ивана русские решили вести в полицию. Он бросился бежать, скрылся в толпе, а татары помогли ему. И вместе с татарами Иван ушел в степи, где и пробыл одиннадцать лет не по собственному желанию. Татары обращались с ним хорошо, но чтобы он не убежал, произвели над ним жестокую операцию: срезали пласт кожи на пятках и набили туда рубленого конского волоса, потом раны закрыли и зашили. После такой манипуляции человек не мог ступить на пятку, мог ходить только враскоряку или на коленях. И при этом татары обращались с ним хорошо, дали ему жену, потом еще одну, а у другого хана, у Агашимолы, который украл Ивана у Отучева, ему дали еще две жены. Этот Агашимола был из дальней орды и позвал Ивана полечить его ханшу, за что обещал хозяину Ивана много голов скота. Тот его и отпустил. А Агашимола его обманул — поскакал с Иваном совсем в другую сторону. Пассажиры поинтересовались, что еще произошло с Иваном. Тот продолжил рассказ.
ГЛАВА VII
Агашимола больше уже не отпустил Ивана. Он дал ему еще двух жен. Иван их не любил. Все жены нарожали ему детей, которых он своими не считал, потому как не крещены. Родительских к ним чувств никаких не испытывал. Очень тосковал по России. Кругом степь и степь... Иногда чудился монастырь или храм, тогда Ивану вспоминалась крещеная земля, и он плакал. Иван описывает жизнь и быт татар на солончаках над Каспием. Вспоминает, как молился — так молился, что “даже снег инда под коленами протает и где слезы падали — утром травку увидишь”. “А все прошло, слава богу!” — молвил он, сняв свой монастырский колпачок и перекрестясь.
Всех интересовало, как же Ивану Северьянычу удалось выпрацить свои пятки, каким образом он убежал из татарских степей и попал в монастырь? И тот продолжил свой рассказ.
ГЛАВА VIII

Несколько путешественников, плывя по Ладожскому озеру, разговорились с недавно севшим на их корабль пожилым человеком огромного роста и богатырского телосложения. Судя по одежде, он готовился к поступлению в монахи. По характеру незнакомец был простодушен и добр, однако замечалось, что он много повидал на веку.

Он представился Иваном Северьянычем Флягиным и сказал, что прежде много странствовал, добавив: «Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». Собеседники уговорили его поведать о том, как это было.

Лесков. Очарованный странник. Аудиокнига

Лесков «Очарованный странник», глава 2 – краткое содержание

Иван Северьяныч родился в Орловской губернии и происходил из крепостных людей графа К. Отец его был господским кучером, и сам Иван вырос в конюшне, с юных лет узнав о лошадях всё, что только можно о них узнать.

Когда он подрос, то тоже стал возить графа. Раз во время такого пути ему не уступил узкую дорогу воз с заснувшим сверху на сене старым монашком. Обгоняя его стороной, Иван вытянул этого монаха по спине кнутом. Продирая глаза, тот спросонок свалился под колесо своей телеги – и был раздавлен насмерть.

Дело замяли, однако погибший монашек в тот же день явился Ивану во сне. Он с укором предрёк ему в будущем тяжёлую жизнь. «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, а потом пойдёшь в чернецы».

Предсказание тут же стало сбываться. Вёз Иван своего графа по дороге у крутой горы – и в самом опасном месте спуска у экипажа лопнул тормоз. Передние кони уже свалились в страшную пропасть, но задних Иван удержал, бросившись на дышло. Господ он спас, но сам, провисев немного, полетел с той горы вниз – и уцелел лишь неожиданным счастьем: упал на глиняную глыбу и на ней до дна как на салазках скатился.

Лесков «Очарованный странник», глава 3 – краткое содержание

Вскоре завёл он у себя в конюшне голубя и голубочку. Но голубят, у них рождавшихся, повадилась воровать и есть одна кошка. Иван поймал её, высек кнутом и хвост ей отрубил.

Кошка эта оказалась господской. Прибежала бранить за неё Ивана графинина горничная и по щеке его ударила. Тот погнал её грязной метлой. За это Ивана жестоко выпороли и послали на нудную работу: стоя на коленках мелкие камешки для дорожек графского английского сада молотком бить. Так невмоготу стало Ивану, что решил он повеситься. Пошёл в лес и уже с петлёй на шее с дерева прыгнул, как вдруг перерезал верёвку невесть откуда взявшийся цыган. Со смехом предложил он Ивану от господ убежать и заняться вместе с ним конокрадством. Не хотел Иван по воровской стезе идти, но иного не оставалось.

Лесков «Очарованный странник», глава 4 – краткое содержание

В ту же ночь вывел он из барской конюшни двух лучших лошадей. Ускакали они с цыганом в Карачев и там коней дорого продали. Но цыган из всей выручки дал Ивану лишь рубль, сказав: «Это потому, что я мастер, а ты еще ученик». Обозвал его Иван подлецом и разошёлся с ним.

За последние деньги сделал он себе через писаря отпускной вид с печатью в Николаев, приехал туда и поступил на работу к одному барину. У барина того жена с ремонтёром (армейским скупщиком лошадей) бежала, а дочь маленькая осталась. Поручил он Ивану её нянчить.

Дело это было лёгкое. Водил Иван девочку на морской берег, сидел с ней там целый день и козьим молочком попаивал. Но раз явился ему в дремоте монах, которого он на дороге убил, и сказал: «Пойдем, Иван, брат, пойдем! тебе еще много надо терпеть». И показал ему в видении степь широкую и диких конников, по ней скачущих.

А к девочке на морской берег стала мать её тайком ходить. Уговаривала она Ивана, чтобы он дочку ей отдал, сулила за это тысячу рублей. Но Иван не хотел своего барина обмануть.

Лесков «Очарованный странник», глава 5 – краткое содержание

Новый муж девочкиной матери, улан-ремонтёр, тоже на берег пришёл. Сначала они с Иваном подрались, ту самую тысячу рублей по берегу разбросав, а потом Иван, сжалившись, дочку матери и так отдал, да и бежал от хозяина вместе с этой матерью и уланом. Доехали они до Пензы, а там улан и с женой дали Ивану двести рублей, и побрёл он нового места искать.

За рекой Сурой тогда торг конями шёл. Татарская орда хана Джангара целые табуны из своих Рынь-песков пригнала. На последний день торга выгнал Джангар на продажу белую кобылку необычайной резвости и красоты. Стали спорить за неё два знатных татарина – Бакшей Отучев и Чепкун Емгурчеев. Ни один другому уступить не хотел, и под конец они из-за кобылы наперепор пошли: сняв рубахи, сели друг против друга и начали один другого со всей силы по спине плетью пороть. Кто первый сдастся, тот сопернику кобылу уступит.

Столпились вокруг зрители. Победил Чепкун, ему и кобыла досталась. А Иван-богатырь раззадорился, и захотелось ему самому в таком состязании поучаствовать.

Лесков «Очарованный странник», глава 6 – краткое содержание

А хан Джангар теперь вывел каракового жеребца, ещё лучше той кобылы. Иван сел за него пороться с татарином Савакиреем. Бились плетьми долго, оба кровью истекали, и в конце концов Савакирей мёртвым упал.

Татары претензий не имели – поролись добровольно. Но русская полиция хотела Ивана арестовать за то, что он азиата убил. Пришлось ему бежать с татарами Емгурчеева далеко в Степь, в Рынь-пески. Татары сочли его за лекаря, хотя знал Иван из снадобий только сабур и калганный корень.

Скоро стала мучить его страшная тоска по России. Пробовал Иван убежать от татар, но они его поймали и «подщетинили»: разрезали стопы и набили туда под кожу рубленой коневьей гривы. Стать на стопы стало невозможно: жёсткий конский волос колол, как иглы. Двигаться кое-как удавалось, лишь вывернув ноги, «на щиколотках». Но больше татары русского странника никак не обижали. Дали ему двух жён (одну – девочку лет 13-ти). Через пять лет Ивана послали лечить в соседнюю орду Агашимолы, а та украла «искусного доктора», откочевав далеко в сторону.

Лесков «Очарованный странник», глава 7 – краткое содержание

У Агишимолы дали Ивану двух других жён. От всех них у него были дети, но он их, как некрещёных, своими почти не считал. Посреди степного однообразия тоска по родине мучила всё сильнее. Жуя жёсткую татарскую конину, вспоминал Иван свою деревню: как там на Божий праздник щипят уток и гусей, а пьяненький священник, отец Илья, ходит по домам, выпивает по рюмочке и собирает угощения. У татар же приходилось жить невенчанным, и умереть мог неотпетым. Часто выползал несчастный странник за юрты и потихоньку молился по-христиански.

Лесков «Очарованный странник», глава 8 – краткое содержание

Раз услышал Иван, что пришли в их орду два православных проповедника. Доковылял он до них, упал к ним в ноги и просил выручить от татар. Но те сказали: выкупу дать за тебя у нас нет, а пугать неверных царской силой нам не позволено.

Одного их этих проповедников Иван вскоре неподалёку убитым увидал: с рук и ног кожа содрана, а на лбу крест вырезан. Потом татары и жида так же убили, который пришёл у них иудейскую веру распространять.

Лесков «Очарованный странник», глава 9 – краткое содержание

Вскоре пришли к татарам невесть откуда два странных человека с какими-то ящичками. Стали они пугать орду «богом Талафой», который может вызвать небесный огонь – и «сею же ночью свою силу вам покажет». И той же ночью в степи вправду сначала что-то зашипело, а потом сверху стал разноцветный огонь сыпаться. Иван смекнул, что это фейерверк. Приезжие убежали, но один свой ящик с бумажными трубками бросили.

Иван подобрал эти трубки и сам стал из них огни пускать. Татары, салютов никогда не видавшие, в страхе попадали перед ним на колени. Иван заставил их креститься, а потом заметил, что «едкая земля», из которой были сделаны фейерверки, обжигала кожу. Притворившись больным, стал он тайком эту землю к стопам прикладывать, пока они не загноились, и конская щетина оттуда с гноем не вышла. Дав для острастки новый фейерверк, Иван сбежал от татар, которые гнаться за ним не осмелились.

Прошёл русский странник всю степь и добрался в одиночку до Астрахани. Но там запил, попал в полицию, а оттуда был доставлен к своему графу в имение. Поп Илья отлучил Ивана от причастия на три года за то, что он в Степи многоженствовал. Граф не захотел беспричастного при себе терпеть, велел Ивана высечь и пустить на оброк.

Лесков «Очарованный странник», глава 10 – краткое содержание

Пошёл Иван на ярмарку и стал, как знаток, помогать мужикам, которых обманывали в конской торговле цыгане. Вскоре снискал он большую славу. Один ремонтёр, благородный князь, взял Ивана к себе помощником.

Три года странник отлично жил с князем, зарабатывал на лошадях большие деньги. Князь доверял ему и свои сбережения, потому что часто проигрывался в карты, а Иван в случае проигрыша деньги ему переставал давать. Мучили Ивана лишь повторявшиеся у него время от времени «выходы» (запои). Перед тем как запить, он сам отдавал свои деньги князю.

Лесков «Очарованный странник», глава 11 – краткое содержание

Один раз особенно потянуло Ивана на «выход» – и в момент самый неудобный: князь как раз уехал торговать на другую ярмарку, и отдать деньги было некому. Долго Иван крепился, но во время чаепития в трактире пристал к нему один пустейший завсегдатай. Человечек этот всегда у всех на выпивку клянчил, хоть и уверял, что раньше был дворянин и раз даже к губернаторше голый приехал.

Завёл он с Иваном витиеватый разговор, всё время выпрашивая водки. С ним и сам Иван начал пить. Пропойца этот стал уверять Ивана, что обладает «магнетизмом» и может его от страсти к вину избавить. Но до вечера оба они напились так, что едва себя помнили.

Лесков «Очарованный странник», глава 12 – краткое содержание

Иван боялся, что «магнетизёр» его обворует, и всё щупал большой свёрток денег у себя за пазухой, но он лежал на месте. Когда оба они вышли из трактира, проходимец и на улице бормотал какие-то заклинания, а потом довёл Ивана до дома с освещёнными окнами, откуда доносилась гитара и громкие голоса – и куда-то исчез.

Лесков «Очарованный странник», глава 13 – краткое содержание

Войдя в дом, Иван увидел краем глаза, как какой-то цыган «магнетизёра» через заднюю дверь выводил со словами: «Вот тебе пока полтинник, а если нам от него польза будет, мы тебе за его приведение еще прибавим». Повернувшись к Ивану, тот же цыган пригласил его «песен послушать».

В большой комнате увидел пьяный Иван много народа, немало было там и городских богачей. Между публики ходила неописуемой красы цыганка Груша с подносом. Угощала она гостей шампанским, а те взамен клали на поднос ассигнации. По знаку старшего цыгана девушка эта с поклоном подошла и к Ивану. Богачи стали носы морщить: зачем мужику шампанское. А Иван, выпив бокал, кинул на поднос больше всех: сторублёвку из-за пазухи. Тут же несколько цыган бросились к нему и посадили в первый ряд, рядом с исправником.

Цыганский хор плясал и пел. Груша томным голосом исполнила жалобный романс «Челнок» и опять пошла с подносом. Иван бросил ещё одну сторублёвку. Груша его за это поцеловала – как ужалила. Вся публика плясала с цыганами. Вокруг Груши стал увиваться какой-то молодой гусар. Иван выскочил между ними и стал одну за другой метать сторублёвки Груше под ноги. Потом загрёб из-за пазухи всю оставшуюся кучу – и тоже бросил.

Лесков «Очарованный странник», глава 14 – краткое содержание

Он сам не помнил, как домой добрался. Утром вернулся с другой ярмарки проигравшийся в пух и прах князь. Стал он просить у Ивана денег на «реванж», а тот в ответ рассказал, как целых пять тысяч спустил на цыганку. Князя был ошеломлён, но не стал корить Ивана, сказав: «я и сам такой же, как ты, беспутный».

Попал Иван в больницу с белой горячкой, а выйдя оттуда, поехал каяться к князю в деревню. Но тот ему рассказал, что сам, увидев Грушу, отдал не пять тысяч, а пятьдесят, чтобы её отпустили к нему из табора. Князь для цыганки всю свою жизнь перевернул: в отставку вышел и имение заложил.

Груша уже жила у него в деревне. Выйдя к ним, она запела под гитару грустную песню про «печаль сердечную». Князь рыдал, сидя на полу и обняв цыганский башмачок.

Лесков «Очарованный странник», глава 15 – краткое содержание

Ветреному князю Груша скоро наскучила. Затосковала она и часто рассказывала Ивану, как её мучит ревность.

Обедневший князь искал способа возместить свои убытки. Он часто ездил в город, и Груша волновалась: нет ли у него там новой пассии. В городе жила прежняя любовь князя – благородная и добрая Евгенья Семёновна. У неё была дочь от князя, который купил им двоим доходный дом для обеспечения, но сам к ним почти не ездил.

Будучи раз в городе, Иван заехал к Евгенье Семёновне. Вдруг приехал и князь. Евгенья скрыла Ивана в гардеробной, и он слышал оттуда весь их с князем разговор.

Лесков «Очарованный странник», глава 16 – краткое содержание

Князь уговаривал, чтобы Евгения заложила дом, чтобы достать для него тысяч двадцать денег. Он объяснял, что хочет разбогатеть, купив суконную фабрику и развернув торговлю яркими тканями. Но Евгения сразу догадалась: князь просто собирается дать за фабрику задаток, прослыть от этого богачом, жениться на дочери предводителя – и разбогатеть не от сукон, а от её приданого. Князь сознался, что его план именно таков.

Благородная Евгения согласилась дать на дом закладную, но спросила у князя: а куда же он денет свою цыганку? Князь ответил: Груша дружит с Иваном, я поженю их и построю им дом.

Князь приступил к покупке фабрики, а Ивана послал доверенным на ярмарку в Нижний, набрать заказов. Однако, вернувшись, Иван увидел, что Груши уже нет в деревне. Говорили: князь её куда-то увёз.

Уже готовили свадьбу князя с дочерью предводителя. Иван, тоскуя по Груше, не находил себе места. Раз он в волнении вышел на крутой речной берег и в отчаянии начал звать цыганку. А она вдруг появилась откуда ни возьмись и повисла у него на шее.

Лесков «Очарованный странник», глава 17 – краткое содержание

Вся оборванная, находясь при конце беременности, Груша дрожала от исступлённой ревности. Она всё повторяла, что хочет убить невесту князя, хотя сама признавала: та ни в чём не виновата.

Лесков «Очарованный странник», глава 18 – краткое содержание

Груша рассказала, что когда Иван был в Нижнем, князь однажды пригласил её покататься в коляске – и завёз на какую-то пчельню в чаще леса, сказав: ты теперь будешь жить не у меня, а здесь, в доме под присмотром трёх девок-однодворок.

Но Груше вскоре удалось бежать оттуда: она обманула девок во время игры в жмурки. Ускользнув от них, цыганка пошла к дому князя – и вот, встретила Ивана.

Груша просила, чтобы Иван убил её, иначе она сама погубит невинную невесту князя. Вынув из иванова кармана складной нож, она совала его ему в руки. Иван в ужасе отпихивал нож, однако Груша в ярости сказала: «не убьёшь, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Ножом он её ударить не смог, но спихнул с крутизны в реку, и цыганка утонула.

Лесков «Очарованный странник», глава 19 – краткое содержание

Иван в отчаянии побежал, куда глаза глядят. Ему чудилось, что рядом летит грушина душа в виде девочки с крыльями. Случайно он встретил старичка со старушкой, ехавших на телеге. Узнав, что их сына хотят забрать в рекруты, Иван согласился, сменив имя, пойти вместо него в армию. Так он думал хоть отчасти искупить свои грехи.

Более пятнадцати лет он провоевал на Кавказе. В сражении у одного ущелья, где внизу текла река, несколько солдат пытались под выстрелами мятежных горцев переплыть на другой берег, но все погибли от пуль. Когда других охотников не осталось, сделать то же самое вызвался странник-Иван. Под градом выстрелов он добрался до другого берега реки и навёл мост. Плывя, Иван имел видение: над ним летела Груша и загораживала его крыльями.

За этот подвиг он получил офицерский чин, а вскоре – и отставку. Но офицерство не принесло с собой достатка. Отставник Иван помыкался некоторое время то на мелкой конторской должности, то актёром балагана, а потом решил ради пропитания пойти в монастырь. Там его определили кучером.

Лесков «Очарованный странник», глава 20 – краткое содержание

Так закончились мытарства очарованного странника. Правда, в монастыре Ивану поначалу часто докучали бесы, но он противостоял им постами и усердными молитвами. Иван Северьяныч стал читать духовные книги, а от этого – «пророчествовать» о скорой войне. Игумен отправил его богомольцем в Соловки. В этой поездке странник и встретился на Ладоге со слушателями своего рассказа. Повествования собственной жизни он исповедал им со всею откровенностью простой души.

  1. Краткое содержание
  2. Краткое содержание по главам
  3. Главные герои

Описание повести и главная мысль

Повесть была написана в 1872-1873 годах. Но все-таки мысль о написании появилась в 1872 году, после того как писатель побывал в Валаамском монастыре, которой находится на Ладожском озере. В повести встречаются описания жизни святых и народный эпос. По своей сути произведение – это биография героя, которая состоит из нескольких эпизодов. Житие святых так же представлены как отдельные фрагменты. Все это характерно для авантюрного романа или же приключений. Самое первое название также было стилизовано

Главный персонаж обычный представитель народа и он раскрывает всю силу русской нации. Показывает, что человек способен совершенствоваться духовно. Этим произведением автор утвердил, что рождались, и будут рождаться русские богатыри, которые не только способны подвиги совершать, но и пойти на самопожертвование.

Краткое содержание Лесков Очарованный странник

Во время путешествия на Ладожском озере, путешественники завели разговор с пожилым мужчиной высокого роста и телосложением, напоминающим настоящего богатыря. По внешнему виду человека видно, что он монах. Его имя Флягин Иван Северьяныч, повествует он о своей биографии. Иван родился и жил в Орловской губернии в простой семье. С самого детства имеет хорошие способности по обращению с лошадьми. Но это не один его талант. Также Флягин рассказывает о своем бессмертии: никак он не погибает.

Как-то раз будучи еще ребенком, Иван задел плетью монаха. Последний погиб и его душа явилась Флягину во сне. Служитель монастыря предвидел мальчику, что тот будет умирать и не умрет, и в конце станет монахом. В скором времени мальчишка повез барина по делам. Ни с того, ни с сего, лошади набрали скорость, так что Иван упал в обрыв. Но каким-то образом уцелел.

Повздорив с хозяевами, Флягин переводится на другую работу. Измученный Иван решается на самоубийство, но в это время появляется цыган, который спасает жизнь Флягину. Иван уходит с цыганом, покидая своих хозяев. При этом похищает двух коней барина, которых потом продаст цыган, а выручкой толком не поделится с Флягиным. По этой причине Иван прекращает путешествовать с цыганом. Герой попадает в город Николаев, где устраивается нянькой у одного барина. Дело в том, что барыня бросила мужа и дочь, а сама ушла к другому. Но Иван разрешает в тайне встречаться барыне с дочерью. Об этом узнает барин. И Флягину приходится бежать вместе с барыней.

Иван оставляет барыню с семьей, а сам отправляется в Пензу. Флягин сражается за жеребца и убивает татарина. Попадает в плен на пять лет. Потом его забирает в плен Агашимола. Ему дают жен, от которых у него рождаются дети. Но они чужие для Флягина. В душе он мечтает вернуться на Родину.

Спустя десять лет в заключении Ивану удается сбежать с плена и вернуться в Астрахань, а затем в свои родные края.

Флягин встречает цыганку Грушу, от которой сходит с ума. Он растрачивает все деньги, который дал ему князь на девушку и остается ни с чем. Князь его понимает и прощает, так как признается, что тоже был влюблен в нее. Но сейчас он решил жениться на знатной особе, богатой девице. Груша безумно влюблена в князя и ревнует его к другой девушке. Он убегает от крестьянок, которые наблюдали за ней. Флягин находит ее в лесу. Цыганка умоляет его убить ее, потому что опасается, что может совершить грех убив князя или его возлюбленную. Заканчивается это тем, что Иван скидывает ее с обрыва.

Герой уходит в другие места. Под чужим именем служит в армии около 15 лет. Во время одной военной операции, он чудом остается живым. Возвращается Иван в Питер, где работает чиновником. И в конце концов уходит служить в монахи. Служители монастыря всячески пытаются излечить нечистую силу из Ивана, но им это не удается, и тогда его отправляют в святые места.

Краткое содержание Очарованный странник по главам подробно

Глава 1

Судно, которое шло по Ладожскому озеру от Ковевца до Валаама, причаливает у Кораллы и уже отсюда все продолжают движение на лошадях в этот старинный поселок. По пути люди рассуждают, зачем высылать неугодных людей в Петербурге высылать в такую даль. Ведь рядом тоже есть такое место, где человеком завладеет апатия. И кто – то рассказывает, что когда – то ссылали сюда, но вот только никто не мог вынести долгого пребывания здесь. А один из ссыльных и вовсе повесился, но кто-то из пассажиров сказал, что он правильно сделал. Но вмешался в разговор другой пассажир, который был верующим, он был возмущен «ведь за самоубийц даже не может никто молиться». Но тут против этих двух выступает мужчина. Он был высокого роста, с густыми волосами светового цвета, со смуглым лицо. На нем был послушнический подрясник с широким поясом, а на голове был высокий колпак из сукна. Ему примерно было лет за 50, но он походит на настоящего русского богатыря и даже чем-то напоминал Илью Муромца. По его виду можно сказать, что видел он не мало. Он был смелый и самоуверенный, сказал, что есть мужик, который способен облегчить участь самоубийцы. Его зовут попик-пьяница. Его из-за этого даже хотели выгнать, но он бросил пить и хотел наложить на себя руки, поэтому владыка пожалел его и семью. А для его дочки найти жениха, который будет, служит вместо него.

Но как – то раз епископ прилег после трапезы и задержал, ему приснилось, что к нему пришел преподобный Сергий и попросил пожалеть попика. Но проснувшись, он решил, что это. И когда он лег спать еще раз, то уже увидеть, как войско под темными знаменами ведет за собой теней, которые кивают головой и грустно просят пожалеть его, потому что он за них молится. Тогда он позвал к себе попика и спросил, действительно ли он молиться за самоубийц. Тогда он его благословляет и возвращает на место. За беседой узнали, что этот пассажир инок, но был конэсером. Он поведал о том, что очень многое пережил, был в плену, а вот на службу в монастырь пришел не так давно. Конечно, всем стало интересно, и они попросили рассказать о свое жизни. Он согласился и пообещал начать сначала.

Глава 2

Нашего героя зовут Иван Северьяныч Флягин. Он начал рассказывать со своего происхождения от дворцовых особ графа К. из Орловской губернии. Так сложилось, что матушка умерла при родах, а отец его работал кучером и рос он вместе с ним. Большая часть его жизни прошла в конюшне, поэтому он полюбил так сильно лошадей. В одиннадцатилетнем возрасте он уже служил форейтором, но так как был физически слаб, то его привязывали к седлу и подпругам. Но это было крайне неудобно, и иногда он даже терял сознание, но потом привык. Но у него была очень плохая привычка, он бил кнутом тех, кто стоял у него на пути. И как-то он вез графа в монастырь и убил, таким образом, старика. Но граф все разрешил. Но Ивану является этот старик и плачет. Он говорит Ивану, что был у матери моленный и обещанный сын.

Его мать когда-то обещала его Господу, сказав: «Ты будешь много раз погибать и не погибнешь, пока не придет твое время, и вспомнишь обещание матери, и пойдешь в чернецы». Через какое – то время граф, его жена собираются отвезти дочь в Воронеж к врачу. По пути они остановились накормить лошадей, но снова Ивану явился старик и сказал, чтобы он отпроситься у господ в монастырь. Но он проигнорировал. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, но там была крутая гора. Когда они спускались, лопнул тормоз, и кони понеслось к обрыву. Отец успел прыгнуть, а вот Иван повис. Первые лошади упали с обрыва, а экипаж остановился. Тут вдруг он пришел в себя и упал вниз, но остался жив. Граф предложил Ивану просить все, что он пожелает, а он попросил гармошку, но также скоро ее бросил.

Глава 3

Он завел в конюшне пару голубей. Появились птенчики. Одного он по не осторожности задавил, когда таскал, а второго съела кошка. Он поймал ее и отрубил хвост. Но так оказалось, что кошка принадлежит горничной графини, за это его отвели в контору, чтобы его высекли и заставили бить камни молотком для строительства садовых дорожек. Но он не мог этого стерпеть и принял решение повеситься. Он отправился в лес, взяв веревку. Попытался все устроить, но что-то пошло не так, и он сорвался с сучка, свалился на землю, а над ним уже стоял цыган и отрезал веревку. Он позвал Флягина с собой. Иван стал выспрашивать: "Кто они такие? Воры или нет? Режут ли они людей?" Но недолго думал Иван и подался в разбойники.

Глава 4

Но цыган оказался хитрым, он говорил все, что хотел слышать парень, потому что знал, что он работает на конюшне графа и выведет для него пару самых лучших коней. Они проскакали почти всю ночь, затем продали коней. Но Иван ничего не получил, потому цыган его просто обманул. Затем он пошел к заседателю и поведал историю о том, как его обманули, а тот сказал, что за определенную плату сделает ему отпускной вид. Ну, Иван и отдал все, что у него было. Парень приходит в город Николаев и пошел на то место, где собираются люди, которые ищут работу.

Тут появился огромный барин, который просто сразу ухватился в него и повел за собой. А когда узнал, что он жалел голубят, то вообще обрадовался, как оказалось, он хотел его нанять на работу, чтобы тот нянчил дочку. От барина сбежала жена и оставила маленькую дочь, а сам он не может за ней присматривать, потому что работает. Но Иван стал переживать, как он справится с этим делом. Но барин ответил, что русский человек со всем справиться. Так он стал нянькой для маленькой девочки, он очень полюбил ее. Но приходит мать девочки и просит вернуть ее ребенка, но Иван не отдает. Когда он приходит с ребенком к лиману, мать уже сидит, ждет их и начинает снова упрашивать.

И так продолжалось очень долго. И вот она последний раз приходит к Ивану и говорит, что придет ремонтер. Он хочет ему дать 1000 рублей в замен на ребенка, но Иван остается не преклонным. Но когда он видит этого ремонтера, то у него промелькнула мысль, неплохо было бы сыграть с ним. Но так как могут начаться между ними разногласие, то возможно произойдет драка, которой очень желал Иван.

Глава 5

Тут Иван стал придумывать, как ему раздразнить офицера, чтобы тот напал на него. А барыня плачется офицеру, что ей не отдают ребенка. А он ей в ответ говорит, что только покажет деньги Ивану и он сразу же обменяет девочку. Он дает Ивану ассигнации, а он их вырвал, наплевал и бросил на землю. Ремонтер был в ярости и напал на него. Но Иван только толкнул его, так он сразу же и отлетел. Ремонтер оказался гордым и благородным и не стал поднимать их. Он ухватился за ребенка, а Иван взял вторую ручку девочки, сказав: "На чью сторону оторвется, тот и заберет ребенка". Но ремонтер не стал этого делать, плюнул Ивану в лицо и стал уводить барыню. Но тут из города бежит отец девочки с пистолетом, палит из него и кричит, чтобы он держал их. Но он наоборот догоняет барыню и отдает ей девочку, только попросился с ними.

Приехали они в Пензу. Но офицер сказал, что не может оставить его при себе, так как нет документов, и дал ему 200 рублей. Тут он принимает решение пойти в полицию и повиниться, но прежде зайдет в трактир, чтобы выпить. Пьет он долго, потом все - таки пошел. А перейдя реку, встретил коляски, а в них татары. Он видел, что народ топиться, а в центре сидит на цветной кошме татарин в золотой тюбетейки. Он его, конечно, сразу узнал это хан Джангар. Не смотря на то, что земли российские, но владел ими хан. Тут ему привили белую кобылу и начали торг. Многие предлагали, что могли и даже чуть ли не до разорения доводили. Тут вышли два мужика сели друг против друга, им принесли нагайки. Они должны были хлестать друг друга. Кто продержится дольше и заберет кобылу. О тонкостях соревнования рассказал рядом стоящий мужчина. Тот к то выиграл весь окровавленный лег животом на лошадь и уехал. Иван хотел уйти, но его задержал новый знакомый.

Глава 6

Тут опять начался торг, только уже выставили каракового жеребца. В толпе он увидел знакомого ремонтера. Иван с ним стал пороться и выиграл спор, запоров его до смерти. Пассажиры были в ужасе от услышанного, но пояснил, что этот татарин был первым батыром и ни как не хотел уступать Ивану. Но ему помог грош, который он грыз, чтобы не чувствовать боли, а чтобы не думать считал удары. Русские хотели отдать его полиции, но татары помогли скрыться, так и ушел он с ними в степи. Пробыл он там 11 лет. Татары относились к нему не плохо, но чтобы он не убежал, вырезали ему кожу на пятках и вшили рубленный конский волос. Человек после таких процедур не может наступить на пятку и способен ползать только на коленях. Но, тем не менее, отношение было хорошим, ему даже дали жену. А другой хан, который его выкрал, дал ему две жены. Агашимол позвал Ивана вылечить жену, но обманул. Пассажиры слушали, раскрыв рот, и очень ждали продолжения. А Иван продолжил.

Глава 7

Конечно, Агашимол не отпустил, Но дал жен, правда, он их не любил. Они ему родили детей, но отцовских чувств он не питал к ним. Скучал по России. Иногда даже видел монастырь и крещеную землю. Он рассказал пассажирам о быте и жизни татар. Но всех интересовала, как же он справился со своими пятками и убежал от татар.

Глава 8

Он, было, потерял надежду на возвращение, но как- то раз увидел миссионеров. Но когда подошел ближе увидел, что это русские. Он стал просить забрать его из плена. Но те его не слушали. Но он подкараулил, когда священники остались одни и стал просить их опять. Но они сказали, что не вправе пугать неверных и должны быть вежливыми по отношению к ним. А ему нужно молиться и просить Бога о помощи. Они сказали, что заботятся о тех, кто пребывает во тьме, и показали книгу с татарами, которые были присоединены к христианству. Он ушел.

Как-то раз приходит его сын и говорит о том, что на озере найден мертвец, им оказался проповедник. Иван же его схоронил по всем христианским обычаям. Татары убили и миссионера иудейского. Но тогда у его слушателей возник вопрос, как же он сам остался в живых. На что он ответил чудом.

Глава 9

После того как были убиты миссионеры прошел год, но в скором времени привели еще двоих. Но они разговаривали на непонятном языке. Оба были черные с бородой, одетые в халатах. Они стали требовать возвращения коней или в противном случае татары узнают силу Талафа, который пообещал сжечь их. Ночью все и свершилось. Кони от испуга ринулись вперед, а татары, забыв про страх, побежали догонять. Но не тут - то было их и след простыл, оставили только ящик. Когда к нему подошел Иван, то понял, что это просто напросто фейерверк. Стал пускать их в небо и окрестил всех татар в речке. Походу он нашел в них едкое вещество, которое прикладывал к пяткам в течение двух недель, чтобы волосы вышли с гноем. Так пятки и зажили, но он притворялся, что ему еще хуже и наказал, чтобы никто за юрты не выходил в течение трех дней. Запустил большой фейерверк и ушел. Затем ему встретился чуваш, у которого было пять лошадей. Он предложил сесть ему на одну из них, но теперь Иван никому не доверял, поэтому отказался.

Тут он встречает людей, но сначала проверяет кто это. Замечает, что креститься и водку пьют, значит, русские. Это были рыбаки. Они его приняли, а он поведал им о своей жизни. Затем он пошел в Астрахань, заработал рубль и запил. Проснулся в остроге, его отправили в родную губернию, там его высекли в полиции и отдали графу, который высек еще два раза и отдал ему паспорт. Теперь Иван, спустя столько лет свободный человек.

Глава 10

Он попал на ярмарку и заметил, как цыган продает мужику плохую лошадь. Так он помог выбрать и стал зарабатывать таким образом. Он сходил в церковь, и стало много легче.

Глава 11

Тогда он пошел в трактир попить чай, но встретил там человека, которого вроде бы знал. Он когда - то был офицером, но все промотал. И теперь заседал в трактирах и просил кого-нибудь угостить водкой. Он же пристал и к Ивану, также попросил угостить и сказал, что отучит его пить. В итоге их вывели на улицу, потому что время уже подходило к закрытию.

Глава 12

Когда Иван оказался на улице, он проверил пачку денег за пазухой. И сразу успокоился. И тут его собутыльник отводит к цыганскому притону, а сам уходит. Как потом выяснилось, цыгане ему за это платили. Он входит в дом, чтобы спросить дорогу к своему дому.

Глава 13

Иван оказался в большой комнате, где пела красавица - цыганка по имени Груша. Когда она закончила петь, то стала обходить всех с подносом и собирала деньги. Она обошла всех, но цыган сказал, чтобы она подошла к Ивану. Он был очарован ее красотой и положил ей в поднос 100 рублей. А цыганка коснулась его губ. Затем Ивана вывели в первый ряд и обобрали до нитки.

Глава 14

Он даже не мог вспомнить, как пришел домой. А утром вернулся князь с другой ярмарки, где также потратил все деньги. И стал выпрашивать их у Ивана, но он сказал, что все деньги отдал на цыганку. Князь был в недоумении, но не стал заниматься нравоучениями, сказав, что когда - то и сам так делал. Иван попадает в больницу с белой горячкой, а когда выздоравливает, идет к князю виниться. Но тот сказал, что увидев Грушу, вместо 5000 отдал 50000 рублей, чтобы ее отпустили. Князь всю жизнь изменил для цыганки: ушел в отставку и заложил имение. Она жила в деревне с ним. А когда запевала песни под гитару, то князь просто рыдал.

Глава 15

Но вскоре она наскучила князю. Стала и Груша тосковать, она говорила Ивану, что она мучается от ревности. Князь обеднел и искал разные способы, чтобы разбогатеть. Он частенько уезжал в город, и Груша задумывалась, нет ли у него кого. А в городе жила прежняя любовь князя - Евгения Семеновна. У нее была от него дочь, у них было два дома, которые он им собственно и купил. Но как-то раз Иван приехал к ней, а следом же заехал князь. Евгения Семеновна спрятала Ивана в гардеробной, и он услышал весь их разговор.

Глава 16

Князь упрашивал ее заложить дом, чтобы найти для него деньги. Он говорил, что хочет стать богатым, открыть суконную фабрику и торговать тканями. Но Евгения сразу сообразила, что он хочет только задаток дать и прослыть богатым человеком, а на самом деле жениться на дочери предводителя фабрики и стать богатым за счет ее приданного. Он быстро признался. Она все - таки согласилась заложить дом, но поинтересовалась, что же будет с цыганкой. Он сказал, что поженит их с Иваном. Князь стал заниматься фабрикой, а Ивана отправил на ярмарку. По возвращению в деревню Иван цыганку больше не увидел. Он не мог найти место себе от тоски по ней. Как-то он вышел на берег реки и стал звать ее, а она и появилась.

Глава 17

Она была уже беременная на последнем месяце. Дрожала от ревности и ходила в каких-то лохмотьях. Она твердила одно и то же, что желает убить невесту князя. Хотя прекрасно знала, что та девушка тоже не причем.

Глава 18

Она поведала Ивану, что князь позвал ее на прогулку, сам завез ее в какую-то чащу, сказав, что она будет здесь под присмотром трех девок-однодворок. Но она смогла убежать оттуда, пошла к дому князя, а нашла Ивана. Она просила убить ее, потому что в противном случае они погубит невесту. Вынув из его кармана нож, совала ему в руки. Он всячески отбрасывал его, но она сказала, что если ее он не убьет, то станет самой стыдной женщиной. Он столкнул ее с обрыва берега, и она утонула.

Глава 19

Он бежал сломя голову, и все время ему казалось, что душа Груши летит рядом. По дороге встретил старика со старухой, их сына хотели забрать в армию, он согласился пойти вместо него. Он воевал на Кавказе больше 15 лет. В одном сражении нужно было перебраться на другой берег реки, но все солдаты погибли от пуль горцев. Тогда выполнить это задание решил он и под пулями он переплыл реку и навел мост. В этот момент ему казалось, что его закрывала Груша. За это ему дали офицерский чин и был отправлен в отставку. Но это не принесло достатка, и он решил уйти в монастырь. Там он стал кучером.

Глава 20

Так и закончились все его странствия и беды. Поначалу ему виделись бесы, но он боролся с ними, соблюдая пост и читая молитвы. А когда стал читать книги, то стал предсказывать скорую войну. Поэтому его отправили в Соловки. И как раз он встретил своих слушателей на Ладожском озере. Он им рассказал все честно и откровенно.

Главные герои повести Очарованный странник Лескова:

Груша – молодая цыганка. Она гордая и страстная. К тому же она очень красивая девушка. В повести она выступает как «чаровница-колдунья», которая смогла оспаривать Флягина. Она первая женщина, которую он полюбил, но к сожалению она ему взаимностью не ответила.

Флягин Иван Северьяныч является основным рассказчиком. Он напоминает героя из сказок, который неуязвим, постоянно преодолевает с легкостью все трудности. Он наивный и где- то даже глупый. Он спасает жизнь графа К., его жены и дочерей и за это он берет только гармонь и отказывается от денег и записи в купеческое сословие. В него нет собственного дома, он ищет лучшую долю. Он видит красоту природы, у него есть чувство собственного достоинства, прямодушие.

  • Краткое содержание Шолохов Чужая кровь

    Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына.

  • Краткое содержание Лесков Приведение в Инженерном замке

    Поговаривали, что в здании, где ранее располагался Павловский дворец живут приведения. Сейчас этот дворец именуют Инженерным замком, который обжили кадеты.

  • Краткое содержание Антонович Асмодей нашего времени

    В своём произведении Антонович описывает собственное видение известного, наверное, каждому, романа «Отцы и дети». Так в данной работе автором приводиться некоторое недовольство по поводу

  • На пароме по пути к Валаамскому монастырю встречаются несколько путников. Иван Флягин, послушник этого монастыря, рассказывает, что он умеет прекрасно ладить с лошадьми, а затем рассказывает и всю историю собственной жизни.

    Однажды в юности он убил монаха, а потом стал его постоянно видеть во сне. Убитый монах ему предсказал, что жизнь его будет полна опасностей, и он много раз избежит гибели, но, в конце концов, должен пойти и принять постриг.

    Он был крепостным и однажды был несправедливо наказан, и хотел повеситься, но был спасен цыганом, с которым затем крал лошадей. Затем попал в плен к татарам и долго жил у них на положении пленного раба. Через несколько лет сумел бежать и вернуться вновь к хозяину, но убил там женщину- цыганку Грушу, а потом ушел на войну, где получил орден. После этого он ушел послушником в монастырь и теперь живет в ожидании скорого конца.

    Вывод (мое мнение)

    Жизнь главного героя испытывала его по всякому, он перешел через многие испытания, но не потерял главного - любви к жизни, уважения к людям, силы духа.
    Статьи по теме: