Кто такой чарушин евгений иванович. Некролог евгению чарушину. Годы жизни Евгения Чарушина

Чарушин Евгений Иванович – советский писатель, а также график и скульптор.

Родился в 29 октября (11 ноября) 1901 году в семье архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина в Вятке (ныне город Киров).

Отец Евгения Чарушина – был губернским архитектором и одним из лучших архитекторов Урала. По проектам Ивана Аполлоновича было возведено более 300 зданий в Вятке, Сарапуле, Ижевске. Будучи архитектором отец Евгения умел хорошо рисовать. И с самого детства отец учил своего сына этому мастерству.

В доме Чарушиных часто собирались художники и музыканты. В те же времена Евгений познакомился с художником Юрием Алексеевичем Васнецовым, с которым был дружен на протяжение всей жизни.

Кроме создания творческой среды родители с самого детства прививали сыну любовь к природе. Он часто бывал на охоте вместе с отцом, где они бродили по лесам и полям. Евгений выучил повадки птиц и зверей, научился приручать их.

Интересно, что любимая книга Чарушина – А.Э Брем «Жизнь животных», которую он хранил и перечитывал на протяжении всей жизни.

В 1918 году Евгений Чарушин закончил среднюю школу. В этом же году его призвали в Красную Армию. Там он стал работать помощником декоратора в кульпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

1922 год – окончание службы. Чарушин вернулся в Вятку и стал учиться в декоративных мастерских Вятского губвоенкома. Осенью того же года он переезжает в Петроград и поступает на живописный факультет в Петербургской Академии художеств, где учится 5 лет.

В 1927 году после окончания Академии художеств Чарушин начал работу в Детском отделе Госиздата, где трудился под руководством В.В. Лебедева, который оказал на него сильное влияние и помог сформировать его личный стиль.

Первой его книгой, иллюстрированной Чарушеным, стал рассказ Виталия Бианки «Мурзик».

Также он был иллюстратором «Детки в клетке» — С.Я. Маршака, изданном в 1935 году.

И благодаря помощи Маршака в 1930 году Чарушин начал работать в детской литературе – писать небольшие рассказы о жизни животных для детей.

Первая книга, которая была напечатана авторства Евгений Чарушин «Вольные птицы» с его рисунками привлекла внимание не только юных читателей, но и знатоков книжной графики. Иллюстрация из этой книги была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей.

До начала великой отечественной войны в 1941 создал около двух десятков книг: «Разные звери» 1930, «Птенцы», «Волчишко и другие », «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран», при этом он продолжал иллюстрировать произведения- С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Кроме того, Евгений иллюстрировал и собственные книги, в числе которых: «Волчишко и другие » 1931; «Никитка и его друзья», 1938, «Про Томку», 1957.

Из под его руки вышли рассказы: «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку.

Во время войны Чарушин был эвакуирован в Киров, где продолжал работать: рисовал плакаты, писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

После войны он вернулся в Ленинград, где продолжил работать в книге. Кроме этого, он занимался скульптурой, мелкой пластикой, делал эскизы росписи для чайных сервизов, ведь не зря говорят, что талантливый человек, талантлив во всем.

Евгений Иванович Чарушин (1901 - 1965) - советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

Биография

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.

В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

В 1922 году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.

Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова.

В 1922-1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, формально не будучи его студентом.

В 1927 году закончил ВХУТЕИН.

С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой - сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).

В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов - С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы: «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Постоянный автор журнала "Чиж" как писатель и художник.

Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.

Творчество Евгения Чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей, учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, - художник-график и писатель. Годы его жизни - 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин. Фото его представлено ниже.

Отец Евгения Ивановича - Чарушин Иван Аполлонович - губернский архитектор, один из лучших архитекторов Урала. Более 300 зданий в Ижевске, Сарапуле, Вятке было построено по его проектам. Как и любой архитектор, он был хорошим рисовальщиком. Очень дружно жила семья Ивана Аполлоновича. В доме часто собирались художники, музыканты. Родители с детства прививали сыну

Любимая книга Чарушина

Любимым чтивом Евгения были книги о братьях наших меньших. "Жизнь животных" А. Э. Брема являлась для него самой дорогой и любимой. Он ее берег и всю жизнь перечитывал. В том, что начинающий художник изображал все больше птиц да зверей, есть значительная доля влияния Брема. Чарушин рано стал рисовать. Начинающий художник ходил в чучельную мастерскую, которая находилась неподалеку, или же наблюдал за животными дома.

"Сопохуд"

В 14 лет он со своими товарищами организовал союз художников и поэтов "Сопохуд". Евгений с юных лет желал запечатлеть увиденное для того, чтобы сохранить быстро меняющийся мир. И рисование пришло на помощь. Евгений Иванович говорил, что художник родился в нем раньше, чем писатель. Несколько позже пришли и нужные слова.

Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств

В 1918 году Евгений Чарушин окончил среднюю школу в Вятке. Он учился в ней вместе с Затем Евгения Ивановича призвали в армию. Здесь его решили использовать "по специальности" - назначили помощником декоратора в Политотдел штаба. Отслужив 4 года, почти всю гражданскую войну, Евгений Иванович только в 1922-м возвратился домой.

Он решил учиться на художника. Зимой обучался в мастерских Вятского губвоенкомата, а в этом же году, осенью, поступил в ВХУТЕИН (Петроградскую Академию художеств), на живописный факультет. Пять лет занимался здесь Евгений Чарушин, в период с 1922 по 1927 гг. Учителями его были А. Караев, М. Матюшин, А. Савинов, А. Рылов. Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде. По воспоминаниям Валентина Курдова, его близкого друга, он ходил в пестрых чулках и гольфах, носил и короткую пеструю шубу собачьего меха.

Путешествие, работа в ленинградском Госиздате

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

В 1926 году Чарушин поступил на работу в ленинградский Госиздат, в детский отдел, заведовал которым знаменитый художник. Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам

Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в "Мурзилке", детском журнале. Чуть позже он начал работать в "Еже" (с 1928 по 1935 год) и в "Чиже" (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата - оформить рассказ "Мурзук" В. В. Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей.

Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: "Вольные птицы", "Дикие звери", "Как мишка большим медведем стал". В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами... Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году ("Щур"). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович - художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла - животные всегда делают то, что им свойственно.

Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним

Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: "Разные звери" (1930 год), "Волчишко и другие", "Никитка и его друзья", "Про Томку", "Про больших и маленьких", "Моя первая зоология", "Васька", "Медвежата", "Про сороку" и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике "Птенцы" (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное - показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году - "Птенцы"; в 1931 - "Волчишко и другие", "Цыплячий город", "Облава", "Джунгли - птичий рай"; в 1935 - Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

Военные годы

Чарушина во время войны эвакуировали из Ленинграда в Киров (Вятку), на родину. Здесь он создавал картины на партизанскую тематику, рисовал плакаты, оформлял спектакли, расписывал стены детского сада и фойе Дома школьников и пионеров, учил детей рисованию.

Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет

Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Последняя иллюстрированная им книга - "Детки в клетке" Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.

18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.

1 слайд

2 слайд

Биография Чарушин – художник Е.И. Чарушин – писатель и художник Жизнь и творчество писателя

3 слайд

Детские годы Родился будущий писатель и художник в Вятке в семье губернского архитектора. В формировании личности мальчика огромную роль сыграла мать. Вместе с ней он ходил в лес, приносил оттуда различные интересные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо. Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще - ну, хотя бы жирафа или тапира. БЛАГОДАРЯ МОЕМУ ДЕТСТВУ!»

4 слайд

Чарушин рос, по собственному определению, "с карандашом и кистью в руках". Лет в четырнадцать Чарушин своими друзьями организовал союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). Правда, с поэзией у него не заладилось. Другое дело - рисунки. Чарушин рос, по собственному определению,"с карандашом и кистью в руках". А на рисунках его чаще всего были все те же собаки, медведи и прочие замечательные звери.

5 слайд

Годы учебы Очень рано почувствовал будущий писатель желание сохранить убегающий миг увиденного-"на помощь пришло рисование... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин поступил в Петроградскую Академию художеств, которую закончил в 1926г. по живописному факультету.

6 слайд

В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. А еще расписал один из детских садов города, превратив его в настоящее сказочное царство. В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. Уже известный художник-иллюстратор - он пробовал себя в скульптуре. И чарушинский фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, мягким и как нарисованные "зверенки". ТВОРЧЕСТВО В ГОДЫ ВОЙНЫ

7 слайд

Чарушин Е.- ХУДОЖНИК Его влекло тогда многое: музыка и поэзия, театр и живопись. А за постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого художника прозвищем "Евгеша-изобретатель". Вместе с этими друзьями "Евгеша" отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.

8 слайд

Иллюстрации Чарушина И, конечно, рисовал. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея. В 1928 г. выходит первая книга с иллюстрациями Чарушина (рассказ В.Бианки " Мурзук"). За ней последовал ряд других, среди которых были две собственные книжки-картинки "Вольные птицы" и "Разные звери".

9 слайд

Е.И.Чарушин - писатель и художник Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ "Щур" (1930). Чарушин стремился "понимать животное - понимать его движения и мимику". И передавать это в рисунке и слове. В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Чарушина Евгения Ивановича

Несмотря на то, что Советского Союза давно уже нет, творчество писателей тех лет пользуется популярностью и в наши дни. Евгений Чарушин, безусловно, относится к их числу, благодаря своим рисункам и рассказам о животных, в которых их характерные черты были переданы с необычайной яркостью, точностью и любовью к ним.

Детство и юность

Будущий советский писатель, художник и скульптор родился в Вятке 11 ноября (29 октября по старому стилю) 1901 года в семье главного губернского архитектора. Его отец Иван Аполлонович являлся автором более трех сотен зданий не только в Вятке, но и в Ижевске, Сарапуле. Мать Любовь Александровна была садоводом-любителем. Оба родителя любили природу, и это отношение они прививали сыну с самого раннего детства. Отец брал его в свои поездки по Вятской губернии. В них он много времени проводил с лесниками, бывалыми охотниками, ремесленниками. Это общение обогатило его память их шутками, сказками и смешными историями. Они невероятно разнообразили его творчество, очень точно передававшее всю прелесть и красоту народного быта и языка.

В свою очередь, мать привлекала Евгения к своей работе. Вместе с ней он ходил в лес за семенами растений, которые затем выращивались в домашнем саду. Кроме того, семья держала множество животных. Это были не только козы, кролики и куры, но и дикие утки и тетерева, а также певчие птицы – от чижей до свиристелей.

Любовь к природе едва не привела к гибели Евгения. В 6-летнем возрасте он заболел брюшным тифом после того, как решил питаться тем, что едят птицы. К счастью, болезнь удалось вылечить. Годом спустя он пошел учиться в местную гимназию. Он окончил ее в 1918 году. К этому времени у него проявились способности не к литературе, а к изобразительному искусству. По словам самого Евгения Чарушина, «художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель» . Он рисовал с юных лет, предпочитая изображать карандашом и кистью зверей, птиц, «да индейцев на лошадях» . В качестве «моделей» он использовал животных из домашнего «зоопарка» либо их чучела из местной мастерской, расположенной неподалеку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В Красной Армии

После окончания средней школы в Вятке Евгений отправился служить в Красную Армию. Избежать отправки на фронт ему удалось благодаря своему умению рисовать. Его отправили на Восточный фронт, где он почти до окончания Гражданской войны прослужил помощником декоратора при штабе.

Карьера в живописи

Вернувшись в 1922 году домой, он решил стать профессиональным художником. Служба в армии позволила ему поступить в декоративные мастерские при Вятском губвоенкомате. Осенью 1922 года он продолжил обучение живописи в Петрограде, в Академии художеств, где его учителями были Рылов, Матюшина, Савинова, Карев. Он окончил это уважаемое заведение в 1927 году, охарактеризовав обучение в нем как «самые бесплодные для меня годы» . Евгению показались неинтересными поиски нового в живописи, а рисование в академическом стиле, по его мнению, было попросту скучным. Он предпочитал этому писать картины с животными, увиденными на птичьем рынке и зоомагазинах.

Параллельно с обучением в Академии художеств он работал в детском журнале «Мурзилка», куда устроился в 1924 году. Двумя годами позднее он начал сотрудничать с Детским отделом ленинградского Госиздата. Его руководителю, известному в то время художнику Владимиру Лебедеву очень понравились рисунки зверей Евгения, который в его лице получил всяческую поддержку.

В 1928 году он начал сотрудничать с журналами «Еж» и «Чиж», а также оформил по заказу ленинградского Госиздата рассказ Бианки «Мурзук». Эти иллюстрации привлекли внимание профессионалов книжной графики. Один из его рисунков был приобретен в коллекцию «Третьяковки». Годом позднее иллюстрации Чарушина появились в целом ряде других книг не только Бианки, но и , и , посвященных тематике мира животных. Его популярность как художника была обусловлена талантом очень выразительно, лаконично и ярко передавать образ животного со всеми характерными для него чертами.

Приход в литературу

По совету талантливый художник попробовал себя в литературе, начав с небольших детских рассказов о жизни животных. Его первое произведение «Щур» было написано в 1930 году и отличалось не только ярким и точным описанием звериных характеров, но и отличным чувством юмора. При этом он был по-доброму снисходительным, мягким и озорным. Вслед за первым рассказом последовали и другие, которые были иллюстрированы их автором. По его собственному признанию, рисовать для своих произведений ему было значительно сложнее, чем для чужих. К тому времени он стал одним из лучших в стране художников-иллюстраторов детской литературы, который создал стиль, позднее оформившийся в особое направление в живописи. В свою очередь, его рассказы отличались самобытностью, изящностью и лексической простотой в изложении.

Во время Великой Отечественной войны

С началом войны Евгений Чарушин на время сменил тематику своего творчества, которым он продолжил заниматься в эвакуации у себя на родине – к тому времени город переименовали в его современное название Киров. Он занимался созданием плакатов для «Окон ТАСС», оформлением декораций для спектаклей в местном театре, а также написанием картин, посвященных партизанской войне. В свободное от работы время он вел уроки рисования у детей в Доме пионеров и школьников.

Послевоенный период

В 1945 году Евгений Чарушин вернулся из эвакуации в Ленинград, снова занявшись теперь уже двумя любимыми делами, заодно освоив новый для себя вид творчества. Еще до войны он пробовал себя в росписи на фарфоре, после ее окончания начал сам создавать фарфоровые фигурки.

Еще одним изменением в его творчестве стал обновленный стиль рисования. В нем много внимания уделялось не только зверям, но и окружающему их пространству. Кроме того, изменилась техника – пропали широкие мазки, тщательно прорабатывались мелкие детали, а к акварели добавилась гуашь. В том же году государство отметило вклад художника, наградив его званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Последним произведением, оформленным иллюстрациями Евгения Чарушина, стало одно из поздних изданий книги

Статьи по теме: