Критический реализм во французской живописи ХIХ века. Оноре домье Оноре домье презентация история


Оноре Викторен Домье (фр. Honoré Victorin Daumier ; 26 февраля февраля 1879) французский художник - график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.


Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий - иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 г. за карикатуру на короля (« Гаргантюа », 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.


Составил себе в х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи - Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Это были сцены из « Похождений Робера Макера » (с подписями Филипона).


За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.


Из живописных произведений Домье известны: « Восстание » (1848), « Мельник, его сын и осел » (1849), « Дон - Кихот, отправляющийся на свадьбу » (1851) и « Прачка » (1861). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом


« Восстание » (1848) « Мельник, его сын и осел » (1849) « Груши ». Карикатура на Луи - Филиппа (1831) Виктор Гюго. (1849) « Дон Кихот » (1868) « Прачка » е гг. Лувр. Париж « Вагон третьего класса ». Ок гг. Метрополитен - музей. Нью - Йорк « Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.». Литография г. Антракт







Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство.

В статье рассматриваются вопросы о значении интеграции содержания различных предметов в современном образовании, особенностях процесса и сферах реализации, приводятся конкретные направления рабо...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...

Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о

Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....

«Импрессионизм и постимпрессионизм» - Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК. Максимально яркие художественные образы. Клод Моне «Впечатление. Ван Гог «Дорога в Провансе». В поэзии – недосказанность. Яркие краски. Европейская культура XX века. Поль Гоген «Таитянские пасторали». Клод Моне «Лондонский туман». Пьер Ренуар «У моря». Последняя треть XIX – начало XX века, Франция.

«Искусство в 20 веке» - Динамизм собаки на поводке. 1912. Художники русского модерна. 25.10.1881- 08.04.1973 - испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер. Франц Марк. 13.05.1882 - 31.08.1963 - французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Женщина с Гитарой. 1913. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

«Культура XX XXI» - Философ Освальд Шпенглер «Закат Европы». США,1931г. «Толпа» США,1928г. The Beatles на шоу Эда Салливана. Фридрих Вильгельм Мурнау. Проследить развитие культуры во второй половине XX-начале XXI века. Первый полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп». Братья Луи Жан и Огюст Люмьер - Создатели кинематографа.

«Импрессионизм» - Техника письма художников – импрессионистов – беглые пятна, мазки. Цель урока: К. Дебюсси, как и художники импрессионисты, накладывают штрихи то одной краской, то другой. Цикл для фортепиано «Детский уголок». «Кэк –уок» 1. Какой «кит» звучит? 2. Какое настроение музыки? Мир искусства прекрасен и удивителен!

«Художественная культура 19-20 веков» - Художественная культура 19- 20 века. 20 век. Русская художественная культура. Европейское искусство 19-20 века. История культуры 20 века – в Великой французской революции. Мировая художественная культура двух веков. Идеи светлого будущего Идеал свободной личности.

«Клеопатра» - Джованни Баттиста Тьеполо Антоний и Клеопатра. Реджинальд Артур. Вивьен Ли - "Цезарь и Клеопатра", 1945. Смерть Клеопатры, 1874. А.Кабанель. Юлий Цезарь и Клеопатра. Смерть Клеопатры, 1892. Клеопатра и Цезарь. Жан-Леон Жером (1866 г.). Введение. Клеопатра и Юлий Цезарь. Жан Андре Риксен. Рени Гвидо.

Всего в теме 20 презентаций


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация по МХК «Оноре Домье». 11 классСинебрюхова Татьяна ВладимировнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богдановская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области п.Чистоозерный Оноре Домье 1808–1879 В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. Статья начиналась так: «Я хочу поговорить о художнике, занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, но и вообще в современном искусстве, о художнике, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя их потребности в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья. И скромный обыватель, и делец, и мальчишка, и женщина - все смеются и - о неблагодарные! - проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись к нему с должной серьезностью. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье». Оноре Домье родился на юге Франции, в Марселе, в семье потомственного стекольщика. Отец, Жан Батист, с юных лет увлекался литературой и даже опубликовал поэму «Весеннее утро», принесшую автору несколько похвальных отзывов со стороны членов марсельской Академии.В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них - Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. Многие часы юный Домье проводил в Лувре, где особенно долго задерживался в залах античной скульптуры, Рембрандта и Рубенса. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. Мусорщик. 1842 Прекрасный Нарцисс. 1842 С февраля 1832 г. Домье стал постоянным сотрудником журнала «Карикатура», где и появились его первые шедевры: «Законодательное чрево», «Свобода печати», «Попался, Лафайет! Получай, старина!», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Свобода печати. 1834. Биографы художника рассказывают, что еще в детстве Домье лепил человечков из замазки отца-стекольщика. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты. Сохранились тридцать шесть бюстов, представляющие сатирические портреты политических деятелей Июльской монархии. Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, после возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, где он мог присутствовать в ложах для прессы. Как вспоминал один из друзей художника, Домье работал над бюстами в течение нескольких минут, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. Эти скульптуры Домье были близки работам французских романтиков Рюда и Бари динамизмом форм, свободой и умением обобщать, выделяя главное. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера. Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Их лица выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Они бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности». А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит… Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки… Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Он сделал картину, которая, будучи лишь черно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках. Рисунок, о котором идет речь, - это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей…» Улица Транснонен 15 апреля 1834 года. 1834 В период 1835–1848 гг. художник, вынужденный по цензурным причинам отказаться от политической карикатуры, обращается к социально-бытовой карикатуре и иллюстрации. Появляются одна за другой его замечательные серии: «Современные филантропы», «Парламентские сцены», «День холостяка», «Супружеские нравы», «Пасторали» и многие другие, которые еще современники сравнивали с бальзаковской «Человеческой комедией», - настолько ярко, выпукло и правдиво изображены люди всех профессий тогдашнего французского общества.К середине 1830-х годов относятся первые живописные произведения Домье. Некоторые исследователи считают, что развитие Домье-живописца шло, несомненно, под значительным влиянием его графики. Первые живописные работы художника напоминают по своему построению литографии. Цвет не играет активной роли в воплощении замысла. Это особенно заметно в его картине «Два адвоката», выполненной параллельно с серией литографий «Служители правосудия». Два юриста пожимают руки «Домье обладал изумительной, почти божественной памятью, которая заменяла ему модель», - писал Бодлер. «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы - вот грани призмы, которая носит имя Домье», - писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. В мастерской Домье всегда было множество набросков, но это были не этюды, а в большинстве своем варианты, поиски композиции. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. Домье любил, сопоставляя освещенные и затененные поверхности, подчеркивать контуры фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. В 1860-е гг. его манера письма становится более темпераментной. Светлые и темные извилистые мазки, соединяясь и расходясь, лепят форму, подчеркивают движение, экспрессию. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно.Художник любил темную, несколько приглушенную цветовую гамму: глубокие коричневые, черные, темно-серые, красновато-коричневые тона. Часто он добавлял к этим тонам несколько пятен зеленого, синего, красновато-оранжевого. Свободными мазками он наносил контуры фигуры, подчеркивал объемность, а затем уже начинал работать в цвете.Понимание рисунка как способа передачи цвета и является методом Домье. Это чутко уловил Бодлер, когда говорил, что «в его карандаше живет не только черный тон, пригодный для контуров, он позволяет угадывать краску, так же как и мысль художника… Все художники, обладающие тонким пониманием искусства, почувствовали это в его работах».Это своеобразный синтез света и тени, идущий от Рембрандта, которого Домье глубоко изучил. Представление. Ок. 1860-х В живописи Домье можно выделить гротесково-сатирическую, лирическую, героическую, эпическую линии. Недаром современные исследователи творчества Домье сравнивают его с Рубенсом, Рембрандтом, Делакруа, Констеблем, Гойей, Йордансом. «Надо быть человеком своего времени», - любил повторять Домье. И он доказывал это своими живописными полотнами. Так, после июньской расправы над участниками революции 1848 года, когда было произведено двадцать пять тысяч арестов, множество людей отправлено в ссылку, когда тысячи рабочих, спасаясь от расправы, бежали из Франции, Домье создал несколько картин, изображающих эмигрантов.В одной из них представлена толпа быстро движущихся по пустынной местности людей. Диагональное построение композиции, контрастное освещение, насыщенный колорит с резкими вспышками синих, красных, белых пятен вносят в картину ощущение тревоги и драматизма. Художники перед Нотр-Дам. 1860-е Видное место в творчестве Домье занимает тема театра. Художника привлекал театр, его интересовали контрасты театрального света, таинственного и поэтического, меняющего и искажающего привычный облик людей и предметов. Покидая школу Ок. 1853–1855 В картине «Мелодрама» зрители кажутся массой, слитой в полутьме, их жесты становятся как бы общим жестом толпы, объединенной единым порывом. Великолепно передано пространство зрительного зала. Лаконично изображены герои, застывшие в напряженно-драматической позе. Художник мастерски пользуется валёрами. Здесь только два цвета: коричневый и белый. Но между ними столько оттенков коричневого разной цветовой силы, что появляется ощущение многоцветности. Собиратели гравюр. Ок. 1878 Любопытные перед витриной торговца картинами. 1850-е Большую роль в картинах Домье играют поза и жест человека, позволяющие создать характерный образ. У Домье есть ряд произведений, посвященных художнику-творцу и любителям искусства: «Художник», «Советы начинающему художнику», «Любитель эстампов». Любитель эстампов. Ок. 1860 Он изображает художника в момент творчества и ценителей прекрасного, любующихся произведениями искусства. Контрастное, но гармоничное освещение и сдержанный, спокойный колорит, присущие этим работам, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии. Свет объединяет все в единую среду, световая озаренность становится здесь адекватной духовному озарению, охватившему людей искусства. Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, применяет рыжую, коричневую, зеленую эмаль, на фоне которой выступают желтый и голубой тона. Художник у мольберта. Ок. 1868 Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье - народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди - я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль».Слова видного архитектора можно отнести к знаменитой картине «Вагон третьего класса» (1863). Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Вагон третьего класса. 1863 Семья на баррикаде. 1848–1849 Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Персональная экспозиция Домье на Всемирной выставке 1882 года привлекла к нему всеобщее внимание. Так, именно в это время Ван Гог пишет в одном из писем брату: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо они - открыватели новых путей». Сцена из комедии (Мольера?), или Скапен. Ок. 1860-х А еще раньше, в 1865 году, Шарль Бодлер создает проникновенные стихи «Подпись к портрету Оноре Домье»:Художник мудрый пред тобой,Сатир пронзительных создатель.Он учит каждого, читатель,Смеяться над самим собой.Его насмешка не проста.Он с прозорливостью великойБичует Зло со всею кликой,И в этом сердца красота.………………………………..И смех его лучист, сердечен, И добр, и весел, и широк.И это самая глубокая оценка творчества великого Мастера.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация по МХК «Оноре Домье». 11 класс Синебрюхова Татьяна Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богдановская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области п.Чистоозерный

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. Статья начиналась так: «Я хочу поговорить о художнике, занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, но и вообще в современном искусстве, о художнике, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя их потребности в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья. И скромный обыватель, и делец, и мальчишка, и женщина - все смеются и - о неблагодарные! - проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись к нему с должной серьезностью. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье».

4 слайд

Описание слайда:

Оноре Домье родился на юге Франции, в Марселе, в семье потомственного стекольщика. Отец, Жан Батист, с юных лет увлекался литературой и даже опубликовал поэму «Весеннее утро», принесшую автору несколько похвальных отзывов со стороны членов марсельской Академии. В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них - Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. Многие часы юный Домье проводил в Лувре, где особенно долго задерживался в залах античной скульптуры, Рембрандта и Рубенса. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

С февраля 1832 г. Домье стал постоянным сотрудником журнала «Карикатура», где и появились его первые шедевры: «Законодательное чрево», «Свобода печати», «Попался, Лафайет! Получай, старина!», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Свобода печати. 1834.

8 слайд

Описание слайда:

Биографы художника рассказывают, что еще в детстве Домье лепил человечков из замазки отца-стекольщика. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты. Сохранились тридцать шесть бюстов, представляющие сатирические портреты политических деятелей Июльской монархии. Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, после возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, где он мог присутствовать в ложах для прессы. Как вспоминал один из друзей художника, Домье работал над бюстами в течение нескольких минут, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. Эти скульптуры Домье были близки работам французских романтиков Рюда и Бари динамизмом форм, свободой и умением обобщать, выделяя главное. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера.

9 слайд

Описание слайда:

Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Их лица выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Они бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности».

10 слайд

Описание слайда:

А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит… Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки… Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Он сделал картину, которая, будучи лишь черно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках. Рисунок, о котором идет речь, - это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей…»

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

В период 1835–1848 гг. художник, вынужденный по цензурным причинам отказаться от политической карикатуры, обращается к социально-бытовой карикатуре и иллюстрации. Появляются одна за другой его замечательные серии: «Современные филантропы», «Парламентские сцены», «День холостяка», «Супружеские нравы», «Пасторали» и многие другие, которые еще современники сравнивали с бальзаковской «Человеческой комедией», - настолько ярко, выпукло и правдиво изображены люди всех профессий тогдашнего французского общества. К середине 1830-х годов относятся первые живописные произведения Домье. Некоторые исследователи считают, что развитие Домье-живописца шло, несомненно, под значительным влиянием его графики. Первые живописные работы художника напоминают по своему построению литографии. Цвет не играет активной роли в воплощении замысла. Это особенно заметно в его картине «Два адвоката», выполненной параллельно с серией литографий «Служители правосудия».

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

«Домье обладал изумительной, почти божественной памятью, которая заменяла ему модель», - писал Бодлер. «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы - вот грани призмы, которая носит имя Домье», - писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас.

15 слайд

Описание слайда:

В мастерской Домье всегда было множество набросков, но это были не этюды, а в большинстве своем варианты, поиски композиции. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. Домье любил, сопоставляя освещенные и затененные поверхности, подчеркивать контуры фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. В 1860-е гг. его манера письма становится более темпераментной. Светлые и темные извилистые мазки, соединяясь и расходясь, лепят форму, подчеркивают движение, экспрессию. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно. Художник любил темную, несколько приглушенную цветовую гамму: глубокие коричневые, черные, темно-серые, красновато-коричневые тона. Часто он добавлял к этим тонам несколько пятен зеленого, синего, красновато-оранжевого. Свободными мазками он наносил контуры фигуры, подчеркивал объемность, а затем уже начинал работать в цвете. Понимание рисунка как способа передачи цвета и является методом Домье. Это чутко уловил Бодлер, когда говорил, что «в его карандаше живет не только черный тон, пригодный для контуров, он позволяет угадывать краску, так же как и мысль художника… Все художники, обладающие тонким пониманием искусства, почувствовали это в его работах». Это своеобразный синтез света и тени, идущий от Рембрандта, которого Домье глубоко изучил.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

В живописи Домье можно выделить гротесково-сатирическую, лирическую, героическую, эпическую линии. Недаром современные исследователи творчества Домье сравнивают его с Рубенсом, Рембрандтом, Делакруа, Констеблем, Гойей, Йордансом. «Надо быть человеком своего времени», - любил повторять Домье. И он доказывал это своими живописными полотнами. Так, после июньской расправы над участниками революции 1848 года, когда было произведено двадцать пять тысяч арестов, множество людей отправлено в ссылку, когда тысячи рабочих, спасаясь от расправы, бежали из Франции, Домье создал несколько картин, изображающих эмигрантов. В одной из них представлена толпа быстро движущихся по пустынной местности людей. Диагональное построение композиции, контрастное освещение, насыщенный колорит с резкими вспышками синих, красных, белых пятен вносят в картину ощущение тревоги и драматизма.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Видное место в творчестве Домье занимает тема театра. Художника привлекал театр, его интересовали контрасты театрального света, таинственного и поэтического, меняющего и искажающего привычный облик людей и предметов. Покидая школу Ок. 1853–1855

20 слайд

Описание слайда:

В картине «Мелодрама» зрители кажутся массой, слитой в полутьме, их жесты становятся как бы общим жестом толпы, объединенной единым порывом. Великолепно передано пространство зрительного зала. Лаконично изображены герои, застывшие в напряженно-драматической позе.

21 слайд

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Большую роль в картинах Домье играют поза и жест человека, позволяющие создать характерный образ. У Домье есть ряд произведений, посвященных художнику-творцу и любителям искусства: «Художник», «Советы начинающему художнику», «Любитель эстампов». Любитель эстампов. Ок. 1860

Статьи по теме: