Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (8 класс). Роль государства в экономике презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему Обществознание 8 кл роль государства в экономике












Какой тип системы характеризует текст? «…Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу.»


Какой тип системы характеризует текст? «…В октябре 1922г. В нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право … выбора форм землепользования. Строгая централизация … была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции.»


Функции государства Контроль за использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды. Помощь бедным, решение социальных проблем. Охрана интересов потребителей и предпринимателей. Защита собственности. Создание законов по вопросам экономики. Регулирование денежной массы в стране. Предотвращение экономических кризисов.











Домашнее задание Прочитать § 14. Выучить: традиционная система, рыночная система, командная система, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика. В Рабочей тетради: стр, 4.

При классической модели государство не вмешивается в развитие экономических секторов. А. Смит считал, что экономике не нужен контроль государства. Основная роль правительства — управление внешними и внутренними долгами, защита границ страны. Оно может осуществлять программы поддержки малого и среднего бизнеса. При регулирующей модели государство влияет на развитие экономики страны частично. Оно выступает в качестве регулятора, контролирует распределение финансовых потоков. Модель встречается в развивающихся странах, например, в Беларуси и Казахстане. Командная модель предполагает полный контроль государства над экономическими процессами страны. Правительство определяет схему экономического развития. При этом все природные ресурсы принадлежат государству. Например, страна с подобным типом экономики — Китай.

Экономические функции государства

Государство выполняет следующие экономические функции:

  • разрабатывает правовую базу функционирования частного бизнеса;
  • перераспределяет доходы через систему трансфертных платежей (пособия, пенсии) и налогообложения;
  • контролирует антимонопольную деятельность, поддерживает здоровую конкуренцию;
  • регулирует уровень цен, занятость населения, темпы экономического роста;
  • финансирует развитие фундаментальных наук;
  • реструктурирует производство для корректировки распределения ресурсов.

Стратегия государственного регулирования экономики опирается на следующие принципы:

  • при одинаковых условиях следует отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики. Государство должно финансировать отрасли, не интересующие индивидуальных предпринимателей из-за невысокой прибыльности;
  • финансовая, налоговая и кредитная политика государства должна способствовать установлению социальной стабильности и экономическому росту;
  • усиление государственного контроля направлено на предотвращение хозяйственных кризисов и оптимизацию межгосударственных экономических отношений;
  • государственные предприятия стимулируют развитие частного бизнеса, а не конкурируют с ним.

Прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую сферу

Способы воздействия государства на экономику делят на:

  • прямые — основываются на административно-правовых методах влияния на деятельность субъектов хозяйствования;
  • косвенные — подразумевают использование кредитно-денежной и финансовой систем страны для решения экономических вопросов. Вмешательство государства ограничено и осуществляется частично посредством налогообложения и установления пошлин.

Для регулирования государство использует следующие инструменты:

  • налоговая система;
  • кредитно-денежная государственная система;
  • административно-правовые нормы.

Собственности?

Подумай: Можно ли управлять экономикой? Кто оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь? Зачем мы платим налоги? Сколько денег требуется государству?

Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. Еще в восемнадцатом столетии А. Смит определил следующие основные функции правительства: обеспечение Национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства. Эти функции и сегодня никто не оспаривает. Но появляются и новые функции, во многом связанные с тем, что XX в. принес такие сложные и масштабные проблемы, с которыми по силам справиться лишь государству, способному объединить экономические ресурсы и усилия всех граждан.

Зачем экономике государство . До XX в. господствовало мнение, что государство лояльно как можно меньше «править" экономикой. Правда, ему все же отводилась некоторая роль как «попечителя общественного интереса. Но лишь в двадцатом столетий государство стало рассматриваться не только как важный субъект национальной экономики, но и как один из основных регуляторов экономической жизни общества.

Как быть с усиливающимся загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, экономическими кризисами? Борьбу с этими «экономическими видами зла» и возлагают чаще всего на государство.

Предметом споров уже не одно столетие является и вопрос о формах вмешательства государства в рыночные отношения . Как мы выяснили а предыдущих параграфах, в рыночной экономике роль регулятора производства, распределения, обмена и потребления играет сам рынок. Именно он диктует, что, как и для кого производить. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества?

В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли экономики (такие фирмы называются монополия ми) и навязывать рынку необоснованно высокие, выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей. (Подумай почему.)

Свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов - богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил. В условиях роста числа людей, ищущих работу, в государственном регулировании нуждались взаимоотношения между работодателями и наемными работниками.

Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполнят гораздо больше функций, чем называл А. Смит.

Мнения. Споры о формах и способах вмешательства государства в рыночные отношения продолжаются до сих пор. Одни утверждают, что государство должно отчасти само решать проблему рационального распределения ограниченных ресурсов. Другие считают, что функции государства должны сводиться к поддержанию правил «рыночной игры«, например ограничивать власть фирм-диктаторов (монополистов) на рынке.

Результатом анализа учеными хозяйственной практики и многочисленных дискуссий стала точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества.

Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т, д.).

Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование государством своих доходов и расходов, механизм налогообложения. Чтобы понять, каким образом государство использует эти средства, познакомимся с понятиями «налоги» и «государственный бюджет».

Почему мы платим налоги. Налоги являются главным источником средств для государства. Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Налоги появились на свет с возникновением, образованием государства. Вспомните, что пошлины и подати уплачивались еще в Древней Руси. Выбор способов взимания налогов имел длительную историю и был поводом для изобретательства различных правителей.

Факты. Петр I ввел налог на бороды, чтобы приучить подданных ежедневно бриться. В Римской империи взималось более двухсот различных налогов: на владение рабами, квартирный, сбор со скота, сбор на установление статуй и т. д. Каждая страна с учетом особенностей экономического развития, обычаев и традиций овладевала искусством налогообложения и вела поиск идеальных способов обеспечения государства необходимыми средствами.

В современном мире существует целая система налогов, но она мало чем отличается от той, которая использовалвсь еще в Римской империи.

Большинство стран мира пользуется прямыми и косвенными налогами.

Прямые налоги (налагаемый непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Плательщиками налога являются все граждане, имеющие какие-либо доходы, независимо от истопников его получения: зарплата, премии, доходы от собственности, от предпринимательской деятельности и др. Не включаются в облагаемую подоходным налогом сумму дохода пенсии, стипендии, доходы от вкладов в банке и некоторые другие виды доходов. С 1 января 2001 г. в нашей стране установлена единая ставка налога на доходы с физических лиц в размере 13%. Прямыми налогами являются также налог на имущество (строение, транспортные средства и др.). налог на землю и т. п.

Налоги на продажу товаров и услуг называются косвенными (по отношению к доходу). Обычно они существуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спиртные напитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. Взимание косвенных налогов» не связано с учетом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определенных товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя этих товаров.

За счет налоговых поступлении государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть этик средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

Система налогообложения имеет древние корни, а люди, работающие в этой сфере, накопили огромный опыт. Однако до сих пор идут споры о том, как ее совершенствовать. С одной стороны, чем большую долю от доходов граждан и фирм государство сосредоточит в своих руках, тем активнее оно может поддерживать развитие в стране образования, науки, помогать пенсионерам, инвалидам, сиротам и т. д. С другой стороны, имеющийся мировой опыт подсказывает, что, нем меньше налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается. Это противоречие практики налогообложения пытается учесть и найти пути оптимального разрешения и Правительство России. Особую остроту эта проблема приобретает в период планирования государством своих доходов и расходов на предстоящий период.

Государственный бюджет. Подобно тому как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план страны. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом. Бюджеты составляют как центральное правительство (государственный бюджет), так и местные органы власти (местные бюджеты).

Государственный бюджет сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за его исполнение. Государственный бюджет очень важный документ, по которому можно судить о состоянии экономики и финансов целой страны, о роли государства в экономике, в перераспределений доходов общества.

Государственный бюджет - это денежный фонд правительства, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Он состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансовую деятельность государства; расходная часть показывает, на какие цели направляются государственные средства.

Источники поступления средств бюджета называются статьями дохода, а то, на что эти средства тратятся,- статьями расхода. Поскольку бюджет составляется заранее, он во многом напоминает прогноз и далеко не всегда исполняется в точности. Но после его принятия и утверждения в качестве закона правительство уже не имеет права использовать средства бюджета, предназначенные на одни цели, для решения других задач.

Один из основных источников доходов государственного бюджета - . Существуют и другие источники государственных средств.

Факты. Статья доходов Федерального бюджета РФ 2006 г.: налоговые доходы - 62,7%, неналоговые доходы - 37,1%. Последние включали доходы от внешнеэкономической деятельности - 32,9%, от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 1,8%. от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 1,7%, административные платежи и сборы - 0,07%, штрафы, возмещение ущерба - 0,05%, доходы от продажи государственного имущества - 0,02%, прочие неналоговые доходы - 0,06%.

Мы познакомились с налогообложением, обеспечивающим значительную часть доходов бюджета; остановимся подробнее на его расходных статьях. Поскольку имеющиеся в распоряжении правительства средства ограниченны, оно вынуждено их тратить лишь на первоочередные задачи.

Например, значительная доля расходов российского бюджета приходится на национальную оборону, государственную поддержку различных отраслей экономики, поддержание правопорядка и обеспечение безопасности. Следующими в порядке уменьшения доли расходов бюджета являются затраты на содержание органов государственного управления, погашение государственного внешнего долга (выплаты, производимые иностранным гражданам, фирмам, государствам, по долгам государства, сделанным ранее), внутреннего долга (взятого у населения своей страны, например, в виде государственных займов), а также финансирование государственных предприятий социальной сферы, прежде всего здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики.

Документ. О том, какие наиболее важные направлении государственных расходов планировало, например, правительство Англии в XVII в. можно узнать из «Трактата о налогах и сборах" ученого-экономиста У. Петти (1023-1687).

«Государственными расходами являются расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее... Другой статьей государственных расходов является содержание правителей, главных и подчиненных... В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия... Следующей статьей являются расходы на школы и университеты... содержание сирот, найденных и подкинутых детей... а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы... Последней статьей расходов могут явиться расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех».

Отличаются ли эти расходы от расходов современного государства? Какое они имеют значение для общества в целом, для отдельного человека?

Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Такая ситуация называется дефицитом бюджета . Это значит, что стране не хватает денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипендии, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами.

Мнения . Существуют две позиции относительно пользы государственных расходов. Согласно одной, чем меньше расходов, тем лучше. Суть другой позиции в том, что рост государственных расходов - общая мировая тенденция, что они тем выше, чем выше уровень развития страны. Какой же уровень увеличения расходов государства является оптимальным? Экономисты полагают, что наилучший вариант для каждой страны, вероятнее всего, зависит от стадии и уровня ее развития.

Наиболее острые споры о будущих доходах и расходах происходят на стадии составления проекта государственного бюджета и его прохождения через парламент для обсуждения и принятия я качеств! закона. И глазным камнем преткновения: является все тот же вопрос: как разработать бездефицитный бюджет - за счет увеличения доходов (это, как правило, рост налогов) пли сокращения расходов (это А удар» по пенсиям, стипендиям:, пособиям II т. п.)?

Как же государство может справиться е дефицитом своего бюджета?

Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: рациональное использование бюджетных средств; сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Последний способ, как ни странно, чаще всего используется государством. У кого же государство берет деньги в долг? Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Другой источник - одолжить у граждан и хозяйственных организации страны, например, через продажу облигаций государственных займов. Облигация - документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определенной суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития экономики страны и решения социальных задач.

Проверь себя

1. Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством.

2. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство?

3. Нужна ли рынку «государственная рука»?

4. Зачем государству необходимы налоги?

5. Какие налоги платят граждане?

6. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?

В классе и дома.

1. Приведи примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы на усмотрение частных фирм .

2. Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Что заставляет их так поступать? Выскажи свое отношение к затронутой проблеме.

3. Подумай, как повлияли бы на жизнь твоей семьи следующие изменения в бюджетной политике государства: сокращение расходов на образование, увеличение подоходного налога с граждан, увеличение расходов на реализацию социальной политики, сокращение расходов из обслуживание государственного долга.

Говорят мудрые

Логинова Ксения Геннадьевна
Учебное заведение: БГПУ им. Акмуллы
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-05-22 Роль государства в экономике Логинова Ксения Геннадьевна БГПУ им. Акмуллы Конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему "Роль государства в экономике" поможет учителю при проведении урока.

Просмотреть свитедельство о публикации


Роль государства в экономике

Конспект пробного урока

Тема урока: Роль государства в экономике.

Класс: 8В (обществознание)

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: смешанный

Цель: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи:

Образовательная – сформировать представление о государстве как субъекте экономических отношений

Развивающая – формировать такие умения как: выстраивать причинно-следственные связи, работать с экономическими понятиями, источниками информации, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

Воспитательная – формирование таких качеств как: ответственность, неравнодушие к собственному народу, сопереживание, предприимчивость.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.

Оборудование: Мультимедиа аппаратур, авторская презентация, созданные на базе Microsoft Office Power Point, учебник«Обществознание» А. И. Кравченко М., 2010.

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова, домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.

План урока:

1. Основные экономические функции государства.

2. Налоги и налогообложение.

3. Государственный бюджет.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.

– Стоит ли учиться предпринимательству?

– Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?

– Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?

3. Изучение нового материала

1. Основные экономические функции государства

Учитель объясняет новый материал.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.

Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.

Фискальная политика – деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.

Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.

Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.

Внешнеэкономическая деятельность – это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт – импорт».

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.

Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.

Вопрос для учащихся: Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.

2. Налоги и налогообложение

Без налогов государство существовать не может.

Вопрос для учащихся: Можете ли вы сказать определение термина «налог»? Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.

Налогообложение – это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Существует несколько видов налогов.

Прямые налоги – это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.

Косвенные налоги – это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз – это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

В современной России используется порядка 40 различных налогов.

Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, – это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

Охрана окружающей среды

Правосудие

4. Закрепление изученного материала

Учитель организует работу с основными понятиями: государственный бюджет, секвестр, дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг, налогообложение, налоги, пошлина, прямые налоги, косвенные налоги, акциз.

– Бывают ли хорошие налоги?

– Какие налоги наиболее эффективны: достаточно низкие или высокие? Почему?

– Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?

Учащиеся выполняют задания практикума, помещенного на с. 121 учебника.

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Выучите § 15 (учебник Кравченко), подготовьтесь к итоговому уроку по модулю «Экономическая сфера».

, . .
Статьи по теме: