Казахи кто они. Кто такие казахи и откуда они появились

Происхождение казахов интересует многих историков и социологов. Ведь это один из самых многочисленных тюркских народов, который в наши дни составляет основное население Казахстана. Также большое количество казахов живет в соседних с Казахстаном районах Китая, Туркмении, Узбекистана, Киргизии и России. В нашей стране особенно много казахов в Оренбургской, Омской, Самарской, Астраханской областях, Алтайском крае. Казахская народность окончательно сложилась в XV веке.

Происхождение народа

Говоря о происхождении казахов, большинство ученых склоняется к тому, что как народ они сформировались в XIII-XV веках, в эпоху царившей в то время Золотой Орды.

Если говорить о более ранней истории, народах, которые жили на территории современного Казахстана, то нужно отметить, что ее населяли разнообразные племена, многие из которых оставили след в современных казахах.

Так, в северных районах сложилось кочевое скотоводческое хозяйство. Дошедшие до нас письменные источники утверждают, что народы, жившие на территории нынешнего Казахстана, воевали с персами. Во втором веке до нашей эры ключевую роль стали играть племенные союзы. Чуть позже было образовано государство Кангюй.

К первому веку до нашей эры в этих местах поселилось племя хуннов, коренным образом изменившее ситуацию в Центральной Азии. Именно тогда была создана первая империя кочевников в этом регионе Азии. В 51 году до нашей эры империя раскололась. Одна ее половина признала власть китайцев, а вторая была вытеснена в Среднюю Азию.

Больше известное в европейской истории как племя гуннов, оно дошло до стен Римской империи.

Средневековая история

В Средние века место гуннов занимают тюрки. Это племя, вышедшее из евразийских степей. К середине XV столетия они создают одно из крупнейших государств в истории древнего человечества. В Азии оно охватывает территории от Желтого до Черного морей.

Тюрки ведут свою родословную от гуннов, при этом они считаются выходцами с Алтая. Происхождение казахов от тюрков сегодня практически никем уже не оспаривается. Тюрки постоянно воюют с китайцами, также в этот период начинается активная арабская экспансия Средней Азии. Среди земледельческого и оседлого населения активно распространяется ислам.

Происходят существенные изменения в культуре тюрков. Например, на место тюркской письменности приходит арабская, используется исламский календарь, а в быту появляются

Ханство

О происхождении казахов можно говорить после окончательного разгрома Золотой Орды, который произошел в 1391 году. Казахское ханство сформировалось к 1465 году. Научным доказательством происхождения казахов служат письменные источники, в большом количестве дошедшие до нашего времени.

Начинается массовая консолидация тюркских племен в объединенную казахскую нацию. Первым объединить под своим началом большое количество степных племен удается хану Касыму. При нем численность народа достигает одного миллиона человек.

В 30-х годах XVI века в Казахском ханстве начинается междоусобная война, которую также называют гражданской. Победителем из нее выходит Хакназар-хан, который правит больше 40 лет. В 1580 году Есим-хан присоединяет к Казахскому ханству Ташкент, который со временем становится его столицей. При этом правителе происходит реформа политической системы, все земли делят между тремя территориально-хозяйственными объединениями, которые носят название жузов.

Остальные:
220 000 [источник не указан 417 дней ]

Язык: Религия: Родственные народы:

Кроме того, широко расселены в приграничных областях Российской Федерации и Китайской Народной Республики , Узбекистана на западе Монголии , являясь коренным населением (национальным меньшинством) этих стран.

Исторически состояли из трех крупных объединений-жузов: Старшего жуза ,Среднего жуза и Младшего жуза .

Этноним «казах»

Этноним «Қазақ» закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке , когда племёна под предводительством султанов Жанибека и Керея, в конце 50-х годов XV века, перекочевали с берегов Сырдарьи в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу . Эти племена стали именовать себя «Қазақ»(Қазақтар"), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твердое Қ, но в современной русской грамматике укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх) объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака , образовав единое Казахское ханство (1465-1729) от Иртыша до Итиля (Волги).

Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях.

Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»:

  1. В переводе с древнетюркского слово «казак» переводится как «свободные», «вольные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины». На сегодняшний день считается в среде этнографов наиболее распространенной версией.
  2. Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).
  3. Есть мнение, что этноним «казак» происходит от имени кипчаков кыуса́к, куса́к, кубса́к, кипча́к, кып ша́к, что дословно означает жёлтый сак (то есть жёлтокожий), и которые сами носили прозвища сары (жёлтый) и куба́/кума́ (куман).
  4. Самоназвание происходит от сочетании слов «Ка» и «Сак», так как по китайскому диалекту слово «Ка» означает - «Великий». Из этого выходит, что «Казах» - «КаСак» происходит от слов «Великий Сак». Есть еще похожие слова «КаХан»-«КаГан»-«Великий Хан» и «КаГанат»-«КаХанат»-«Великое Ханство».

Численность

В казахской юрте

Общая численность казахов - около 13,8 млн человек.

Казахи в разных странах

Удельный вес казахов в Казахстане согласно различным переписям [источник не указан 207 дней ]

Численность казахов и их доля в населении России постоянно увеличивалась.

В настоящее время в РФ нет обучения в средних школах на казахском казахе, отсутствует такая государственная программа, есть лишь преподавание казахского языка как необязательный факультатив в местах компактного проживания казахского населения. Школы с обучением на казахском языке были закрыты в середине шестидесятых годов во время реформы среднего образования.

Казахи в Узбекистане

Религия

  • Традиционная религиозная принадлежность - мусульмане-сунниты с влиянием суфийского учения Ходжи Ахмеда Яссави . Мазхаб (мусульманская правовая школа) имама Абу Ханифа.

Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи в конце Х века. Например ислам был уже в Империи Караханидов в конце 10 века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет) совершает подавляющая часть казахов, по мусульманским обрядам хоронятся почти все казахи. Хотя следует отметить, что лишь определенная часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.

По мере расширения монгольского ханства распространение ислама замедлилось, так ка к традиционной религией тюрков было тенгрианство . Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам принял Хан Золотой Орды Берке (1255-1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312-1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди казахов внес основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 г. в г. Туркестан (город) .

Тенгрианство возникло естественным историческим путём на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и её стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки и монголы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Тенгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя её частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. Все было взаимосвязано, и тюрки бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озёрам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.

Язык и письменность

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственниками казахов являются каракалпаки (некоторые лингвисты считают каракалпакский язык диалектом казахского [источник не указан 221 день ]), ногаи . Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Исторически язык древних тюрок оказал заметное влияние на русский язык. Значительное количество слов русского языка заимствовано из тюркских языков . Основная масса заимствований приходится на период Золотой Орды .

Данные заимствования говорят о роли тюркских народов, впоследствии ставших предками в том числе и современных казахов, в истории Евразии. Следует отметить, что в период с 5 по 15 век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. На тюркских языках говорили (по крайней мере знали многие) от Киева (а позже и Москвы) до Пекина. [источник не указан 178 дней ]

Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII-XIV вв. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому. Еще при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке. С XIII и до нач. XX века существовал единый литературный тюркский язык - «тюрки », который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии [источник не указан 221 день ] .

Ученые впервые обнаружили памятник древнетюркской письменности на территории современной Хакасии . Позднее - на территории Тувы , Монголии , Алтая , Казахстана, Таласа и др. Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Образцы хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.

Рунический алфавит состоял из 24 букв и словоразделительного знака, к VIII веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем.

По мере распространения и укрепления ислама начала X в. все большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменен и приспособлен к нормам тюркской речи. Основными центрами распространения арабской письменности среди тюркских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Булгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился еще в X-XI вв. Исламизация большинства казахов произошла в XVIII веке.

В советский период (1929-1940 гг.) был осуществлен перевод казахского алфавита на латинскую графику, но затем был осуществлен еще один перевод уже на кириллицу. В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведется обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику.

Все-таки стоит серьезно задуматься о переходе на латинский алфавит, так как он более приспособлен к современным информационным технологиям и более близок нам - тюркам…Н.Назарбаев [источник не указан 221 день ]

Для современных казахов характерно двуязычие . Так 75 % казахов Казахстана свободно говорят по-русски , в Киргизии свободно говорят по-русски 81 % казахов , а в России 98 % казахов свободно владеют русским . Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.

В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов национальной политики .

Национальная кухня

Основные блюда являются мясными, Одно из популярных казахских блюд называется «Ет» (мясо), это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как бешбармак , из вареной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста (камыр). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы - казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта , шужык . Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.

Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)

Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» - нанизаная на ветки ивы, жареная на углях, заправленная овощами рыба.

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кілегей (сливки), сары-май (подсоленое сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), кожЕ (напиток со злаками) и др.

К известным сладостям относится «шертпек» - это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки - жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста, лепешки жаренные в кипящем масле -шелпек и «таба-нан», тандырный - лепешки, испечённые в глиняных сковородах под кизяком. Наиболее распространёнными являются баурсаки, так как они легко готовятся в походных условиях - в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, несомненно являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом Шёлковом Пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау - зимовья).

Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак»

Основные разновидности традиционного хлеба: Таба-нан (таба-сковорода) - хлеб испеченый на углях (тесто печется меж двух сковород),баурсак (маленький колобок), шельпек (тонкая лепёшка), шек-шек (чак-чак) и тандыр-нан.

Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски - это крепкий чай со сливками, также, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире - 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

Национальные виды спорта

  • Байга - скачка на расстояние 10 шакырым (один «шакырым» - приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» - «звать».)
  • Аламан-байга - скачки на длинные дистанции (40 шакырым)
  • Жорга-жарыс - скачки иноходцев
  • Кыз куу (погоня за девушкой) - догонялки на лошадях между девушкой и парнем
  • Кокпар - козлодрание (борьба конников за тушу козла)
  • Тенге алу - подними монету на скаку и прочая джигитовка
  • Саис - борьба сидя на лошадях
  • Казакша курес - национальная казахская борьба
  • Тогыз кумалак - девять шариков (настольная игра)
  • Асык - игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) .
  • Жамбы ату - стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
  • Тартыспак - командная верховая игра на стаскивание с лошадей.

Галерея

Примечания

  1. ОБ ИТОГАХ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 2009 ГОДА. Агентство Республики Казахстан по статистике. Астана 2010
  2. Согласно переписи 2000 г. численность казахов составила 1 250 458 чел. , в последующие годы на численность казахского населения оказывали влияние не только более высокая по сравнению с ханьцами рождаемость, но и наличие определённых ассимиляционные процессы. Приводимые в некоторых источниках оценки, в основном, исходят из более быстрого роста казахского населения по сравнению с ханьским и, соответственно, некоторого увеличения доли казахов в населении КНР (составляла 0,104 % в 2000 г.), но даже при сохранении этой доли численность казахов составит ок.1,4 млн чел.
  3. доля казахов в населении Узбекистана по данным переписей 1959-1989 гг. оставалась стабильной ок.4,1 % (существует оценка, приводимая ЦРУ , согласно которой в 1996 г. доля казахов сократилась до 3 %). Имеется официальная оценка Узбекистана (цит. по книге Е. Ю. Садовской «Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы» ISBN 9965-593-01-9), согласно которой в 1999 г. численность казахов составляла 940,6 тыс. чел. или 3,8 %. Если принять сохранение доли казахов на уровне 4,1 % (без учета репатриации части казахов-оралманов в Казахстан) и численность населения Узбекистана в середине 2008 г. в размере 27,3 млн чел., то численность казахов в Узбекистане составит ок. 1,1 млн чел., если же применить оценку доли казахов в 3 %, их число в середине 2008 составит ок. 0,8 млн чел. По данным Этнического атласа Узбекистана в 2000 г. в стране было 990 022 казахов
  4. ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ С.123
  5. Данные на 2008 год. Официальный сайт хокимията г. Ташкент
  6. Данные переписи населения РФ 2002 года , в последующие годы по данным статистики РК наблюдался выезд небольшого количества казахов-оралманов в Казахстан
  7. Всероссийская перепись населения 2002 года . Проверено 24 декабря 2009.
  8. Данные текущего учёта Государственного центра гражданской регистрации и информации Монголии на октябрь 2007
  9. В 1995 году численность казахов составляла 86 987 чел или 1,94 % населения. Впоследствии наблюдался массовый выезд казахов-оралманов в Казахстан: 22 тыс. до 2001 года и ещё 38-40 тыс. в период 2001-2007 гг. По сообщениям прессы , , значительная часть казахов уже покинула Туркменистан

Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

 [Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками.

 [Современное "казах" - более позднее написание. В примечании к труду В.В. Радлова "Из Сибири" говорится: "Киргизами Радлов именует главным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название и самоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционной литературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназвания народа казах (казак), которое существовало по крайней мере с XV в., а в русских документах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX в. А. Левшин в своей статье "Об имени киргиз-казачьего народа...". Он писал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют... Киргиз есть название народа совсем другого... Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, как полагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать в официальных документах этот народ от русского казачества соседних районов Сибири... С.579-580" - Б.К.]

В ту пору наименование "казак" носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов наименование "казак" закрепилось за нами одними.

В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. Итак:

После смерти Джучи - старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его - Батый. Другое имя его - Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.

 [Берке (1257-1266) - золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашид ад-Дину, начало правления хана Берке - 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашид ад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 - (1255-1266). - Б.К.]

Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля их называлась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это было разделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.

 [Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. - Б.К.]

Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды был сын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и стал называться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также став правоверным. На месте Бурге-хана каганом

 [Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. - Б.К.]

становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек, сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским).

Ставка хана Золотой Орды

 [Династия ханов Золотой Орды:

Батый (1227-1255) - первый правитель Золотой Орды - государства Джучидов со столицей Сарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке (выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правления ханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.

Берке (1257-1266).

Менгу-Тимур (1266-1280).

Узбек-хан (1312-1342).

Джанибек (1342-1357).

Династия ханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.

Тохта, сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.

Тогрул, сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).

Узбек, сын Тогрула.

Джанибек, сын Узбека.

Бердибека, сын Джанибека.

Династия ханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.

Туда-Мунке, сын Нокая, сына Кули, сына Орды.

Сасы-Бука, сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).

Эрзен, сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).

Мубарек-ходжа, сын Эрзена.

Урус-хан, сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)

Токтакия, сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. - История КазССР, т.2, С.167).

Тимур-Мелик, сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.

Токтамыш, сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).

Нузи-оглан, сын Урус-хана.

Тимур-Кутлуг, сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).

Шадибек. Умер в 811 г.х. (1408/09).

Фулад-хан. Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука - Пулат. История КазССР, т.2... С.153-154)

Тимур, сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).

Токтамыш, сын Тимур-Кутлуга.

Джелаль-ад-дин, сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).

Мухаммед-Султан, сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.

Касым-хан, сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.

Хакназар, сын Касым-хана.

См. В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. М.-Л., 1941. С.210

Годы правления ханов:

Чимтай - 1344-1361

Урус-хан - 1361-1376/77

Тимур-Мелик - 1376-1379

Токтамыш - 1380-1395

Барак - 1423/24 - 1248

Касым - 1511-1518 (или 1523)

Хакк-Назар - 1538-1580

История КазССР, Т. 2. С.386

Хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующей последовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Эрзен, Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койчирак и Барак. История КазССР, Т.2... С.151.

У Рашид ад-Дина: Орда, Сартактай, Куинджи, Баян (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.II. М.-Л., 1960. С.67).

Столица улуса Джучи - и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханью и Саратовым. Это - город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свой лад - Царев

 [О Сарае, его истории и местонахождении см.: А.Н. Насонов. Монголы и Русь. (История татарской политики на Руси - М.Л., 1940. С.119) - Б.К.]

В ту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка.

В 1446 г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Орманбет-хана)

 [Эмир Тимур, известный под именем Тамерлан (1336-1405 гг.). - Б.К.]

[По всей видимости ошибка, Тимур не был чингизидом, тем более джучидом. - Рустам Абдуманапов]

в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханства. Настоящее имя Улы Мухаммеда - Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхаир.

 [Абулхаир (годы правления 1428-1468) - потомок джучида Шайбана, сын Давлят-Шайх-оглана. В 1428 г. провозглашен ханом в области Тура (Западная Сибирь). Образовал "государство кочевых узбеков". См История КазССР. т.2. С.176-181 - Б.К.]

Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек.

 [Аз-Жанибек - султан Джанибек, сын Барак-хана, правнук Урус-хана, вместе сос воим родственником Гиреем, объединив часть кочевого населения, откочевал в Моголистан. "Иса-Буга-хан (Есен-Буга - хан Могулистана) охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши". Тарих-и Рашиди. В кн.: История КазССР, т.2. С.256 - Б.К.]

Он был в подчинении Абулхаира. Настоящее имя его - Абу Сагид. Он один из потомков Токай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем,

 [Гирей, Керей. - Б.К.]

будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р.Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так:

Дальний предок аргынов - прославленный Даир-ходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием.

 [Праведным. Ак жол - букв. "светлый путь". - Б.К.]

Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство) равный куну трех человек.

 [Хун у казахов был, по существу, разновидностью виры или головничества, которые возникли при родовом строе. Например, в Древней Руси, Германии и у других народов это был выкупной штраф вместо кровной мести за убийство и увечье. Размер хуна у казахов зависел от классовой принадлежности, пола и возраста убитого и искалеченного. (С.Е. Толыбеков. Кочевое общество казахов в XVII-начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата., Наука, 1971. С.358)

Откуда произошли казахи.

Казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя),от народа Тукю (по-китайски), т.е тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, означает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбеков утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы - из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слова "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын-т.е. наши прямые предки. В последствии Чингисхан покорил всех татар и монголов и поделил весь (плененный)народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингизхана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек-потомок Джучи-принял ислам,все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргызами и казахами. В ту пору наименование"казах"носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов наименование"казах"закрепилось за ним одними. В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека ло нынешних дней о предках наших существует как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. итак: ...после смерти Джучи-старшего сына Чингизхана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его-Батый.Другое имя его-Саинхан. В 1242 г.он подчинил себе всю Русь. После Бату ханом был брат его Бурге. Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. По этому земля их называться Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге хана ханство это было разделенно на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду. Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге хан. Ханом Белый Орды был сын Джучи Шаибан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токайтемира. Вышеупомянутый Бурге хан принял ислам и стал называться Береке ханом. Примеру брата последовал Токаи-Темир, также став правоверным. На место Бурге хана каганом становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтагу. Его сменил хан Озбек, сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась".По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками. Ставка хана Золотой Орды-столица улуса Джучи-и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханью и Саратовым. Это-город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свой лад-Царев. В ту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка. В 1446г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Ормамбет хана)в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханство. Настоящее имя Улы Мухамеда-Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов, правил хан Абулхаир. Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек. Он был в подчинении хана Абулхаира. Настоящее имя его-Абу Сагид. Он из потомков Токай-Тимура, но ханской крови. В 1455г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем, будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из Чагатайского рода, что стоял на р. Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так. ...дальный предок аргынов-прославленный Даирходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием. Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол бий и Кобланды батыр втайне ненавидели друг-друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием передать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство), равный куну трех человек. Но Аз-Жанибек, разгневанный решением хана, откочевывает от него со всем своим элем. С той поры и осталась поговорка среди казахов:"И зачем тебе, мой милый, было связываться с Кара-Кипчаком Кобланды!".Так, по преданию, воскликнул отец Даир-ходжи, Кидан-тайши, проливая слезы над трупом сына. Звали его Кидан, тайши-поэт, певец. Вот почему казахи говорят, что дальний предок аргынов-прославленный акын Котан. Ёще одно свидетельство тому-стихи, сочиненные аргыном Жанак-акыном в споре с уаком Жаркын-бием. Когда Жаркын-бий спросил его, а были ли в твоем роду поэты, так ответил ему Жанак: Когда вышеупомянутый Аз-Жанибек решил увести казахов на юг, то тогда, говорят, все самые знатные люди казахов и ногайцев долго-долго прощались со слезами на глазах. Об этом есть печальный кюй, известный среди домбристов, который они обычно начинают словами: "Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку ногайцы и казахи..."До ухода казахов с Аз-Жанибеком, еще до того как они стали называться казахами, народ наш составляли роды: аргын, найман, керей, канлы, кипчак, уйсын, дулат. Все они и ныне имеются в составе других тюркских народов. когда казахи отмежевались от остальных,те же роды составили новые этнические группы, известные сегодня как ногайцы, башкиры, узбеки. А наши казахи, которые разделяются нынче на три жуза, на самом деле являются потомками небольшого числа людей. Сами казахи так описывают разделение на три жуза: ...после того как хан Аз-Жанибек отдал казахов в подчинение чагатайским правителям Кашгарии, казахами и другими кочевыми племенами правил сын Жунус-хана Ахмет-хан, брат его Жанеке (настоящее имя Махмуд) сидел ханом в Ташкенте. Ахмет-хан составил из казахских джигитов войско для битвы с калмаками, которые разбил на три крыла и назвал их: Великий Жуз (Старший), Средний Жуз и Младший Жуз. За частые набеги на них калмаки прозвали хана Ахмета -Алашы, что значит "душегуб". Прослышав об этом, хан Ахмет приказал казахам для устрашения калмаков отныне, нападая на врага, издавать клич:"Алашы!" Так этот боевой клич стал знаменем казахов. Отсюда поговорка: "когда Алаш Алашем, когда ханом над нами был Алашы, о, чего мы только не сделали калмакам!". В 1499г.,когда Аз-Жанибек, как уже было сказано выше, рассорился с ханом Абулхаиром, внук последнего Шайбак-хан отвоевал Бухару и Самарканд у потомков Амир-Темира. Когда же он в 1508г..захватив весь Мавреннахр, подступил с войском к стенам Ташкента и правивший казахами Ахмет-Алашы-хан вместе со своим братом Жанеке-Махмудом решили дать бой Шайбаку на Уратобе, казахи сказали-де: "Чингизхан еще при жизни отдал нас в улус Джучи. Чагатай не наших кровей, таджики и сарты не родня нам, озбек - вот кто наш брат, сарт-жертвенник", и перешли на сторону Шайбака. В той битве победил Байбак-хан, убил Жанеке-Махмуда и брата его Ахмет-Алашы-хана, и казахи что были в подчинении чагатаидов, вновь воссоединились с основной массой казахов. Сведения об этом есть в книгах Абулгази бахадур-хана, следовательно, (в этом случае) устные рассказы казахов соответствуют истине. К тому времени ханом казахов стал Касым, а подчиненный ему народ составил 1 миллион человек." Столбовая дорога Касым"("каска жол")-так запомнили в народе время правления хана Касыма. Именно он сумел впервые объединить казахов в единое ханство и упрочить его. Вслед за ним ханом стал сын его (Шигая) Тауекел. В 1598г..сигаи-хан отобрал у наследников Шаибака Ташкент и обосновался в Туркестане. но несмотря на это управлять оседлым (городским)населением кочевому люду оказалось на под силу. К тому же не давали покоя бежавшие сюда (в эти края)от притеснения моголов калмаки. Так, при хане Тауекеле Шаибаниды вновь овладели Ташкентом. Ханом их тогда был Турсун-махмуд. На место вышеназванного Тауекеля сел хан Есим. "Высокорослый Ер Есим. "как прозвали его в народе. Он продолжил (политику) Касыма (известную под названием) "каска жол". Время его правления получило название"древни дороги хана Есима".В 1628г. Есим хан убил хана Турсуна-Махмуда и разграбил эль катаганов. вот что известно об этом:...Абулгази Бахадур-хан, автор известной нам"Родословной тюрок",в результате борьбы между родственниками за ханский престол и раскола ургенчских узбеков на три лагеря, по его словам, был вынужден искать убежище у Есим-хана.В это самое время Есим убивает хана Турсуна и нападает на катаганов. Искавший защиты Абулгази, видя такое положение дел, испросив расрешения уесим хана, возвращается к своим. Если это так, то жена нашего девятого предка Сары-дочь хана Турсуна. Выходит, Конырбике была привезена в том самом 1628 году. Казахи рассказывают об этом следующее: ...Али, родной брат нашего предка сары, батрачил у одного сарта (таджика),Услышав (весть)о том, что хан Есим убил Турсуна-хана катаганов и вновь завладел Ташкентом, он, взяв двух откормленных коней этого сарта, бежит на родину. По дороге ему встречаются дочери Турсун-хана, которые, будучи в пути, еще ничего не знали о смерти своего отца. Ничем не выдав себя, Али приезжает домой и, прихватив с собой несколько товарищей, вновь возвращается (той же дорогой).Захватив(дочерей Турсун-хана) Айбике, Нурбике, Конырбике со всей свитой, обозом, шатрами, отдает Аибике своему товарищу, Нурбике со всем имуществом, шатрами и свитой оставляет себе, а Конырбике отдает старшему брату Сары. Вот от этой Конырбике и родятся наши предки пятого колена-Кишик и Мамбет-Софы. После Есима ханом стал его сын-Жахангер, казахи называли его Салкам - Жангир. Затем его сын -Аз Тауке. "Древнюю дорогу Есима" (т.е свод законов)продолжил именно он, хан Тауке. Эта о его правлении сохранилось выражение "каждодневный сбор совета на берегу озера". Тогда с казахами враждовали катаганы(ойраты), калмаки, узбеки, таджики (сарты). Вскоре казахами пришлось покинуть захваченный ранее Ташкент и откочевать в 1652г.к берегам Аму-Дарьи, до самых границ Персии. Аз-Тауке родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек (Валибек) был рожден от дочерей урченского Гайп-хана. Когда на место Жангира ханом сел Аз-Тауке. Уалибек, затаив обиду, ушел к Гайп-хану. В правлений Аз-Тауке. Когда казахи проживали на Амур-Дарье, тюркское племя Акжол, подчиненое ранее Персам, вывело из рода своего сильного человека по имени Надиршах, который сумел завладеть всей Персией. Испугавшись его, казахи вновь откочевывают, теперь уже к берегам Аму-Дарьи. Около 1690г. умирает Аз-Тауке, и к власти приходит сын Аз-Тауке Болат -хан. В правление его казахские племена были захвачены калмаками. Между калмаками и казахами завязываются жестокие сечи. Самое кровопролитное сражение пройзошло в 1723г. Войска калмаков, возглавляемые полководцем Цеван Рпатаном, наголову разбили казахов. Истерзанный, оборванный, голодный люд добрался до озера и пал, усеяв все побережье свойми телами.И тогда (по преданию)один старейшина сказал:"Дети мой, как не забывает человек выпавшие на его долью мгновенья счастья, так и мы должны запомнить великое горе, постигшее нас". И назвал это бедствие "Ак табан шубырынды, алка кол сулама", что означает:"брели, пока не зобелели подошвы, упав (без сил),лежали вокруг озера".Тогда и родился самая старинная казахская песня плач (Елим ай). Когда кош перевалил хербет Каратау, раздался громкий плач. Это верблюжонок оплакивал разлуку с матерью. Плач его подхватили все, чий родные были убиты калмаками. Песню эту,говорят, сочинили в караауле батыры, сопроваждавшие кош и все видевший свойми глазами. В этот (нелегальном)побеге отказали ноги у нашего предка-девяностосемилетнего Анет-бабы, И его оставили на перевале.Не задолго до этого случилась история с родичем его Калкаман-батыром, что полюбил дочь Мамбетая-Мамыра, за что был приговорен Анет бабой к"ок байлау" Калкаман(раненный в бедро)Калкаман в обиде на Анет бабы,ушел в области Бухары. Пятеро же сыновей Анет-бабы-Болаты-все полегли в последней битве с калмаками. В год Великого бедствия Средний жуз перекочевал в области Бухары и Ташкента, Средни дошел до (берегов) Ишима, Нуры и Сарысу.Кипчаки ушли еще дальше-до Аральского моря и Белоо моря. Башкиры и Младший жуз-алшыны-отошли на сероро-запад. Тогда в Младшем жузе ханом был один из сыновей хана Аз-Тауке Карт Абулхайр. В Среднем жузе-хан самеке, сын Болат-хана. В Старшем и самым старшим (над остальными ханами) ханом был сын Болат-хана Абу Мухамед. Казахи зваи его абульмамбет. По словам Аристова, В год Великого бедствия роды Среднего жуза-канлы и дулат-оказались в подчинений калмаков. Упорней и дольше всех сражались(с ойратами)батыры Среднего жуза. Перед тем как разойтись, разделившись с силами, вновь объединиться, чтобы вернуть свой исконеные земли, захваченные калмаками. Казахи, оказавшиеся вблизи границ с руссками, дабы уберечь себя от калмаков, 1731г.решили присоединиться к Россий.Спустя некоторое время Абу-Мухамед разослав гонцов,призывая казахов собраться и пойти на калмаков.В то время в Старшем жузе выдвинулся еще молодой, Впоследствии знаменитый хан Аблай. Это повествуется следующим образом: Выше было сказано, что один из претендентов на ханский престол-сын Салкам Жангира Уалибек ушел в Ургенч, к своему дяде Гайп-хану.Сын Уалибека бек Абылай прославился в поединках своей беспощадностью, за что и получил прозвише Кровопийца. Сын его-Коркем Уали(Красавец Уали)сын которого Абульмансур и есть Аблай,известный под этим именем среди казахов.Все три вышеупомянутых колена его умерли при дворе хана Гайпа,так и не став ханами.В его же время потомки Гайпа лишились власти и мальчик-сирота Абульмансур в пойсках родичей-казахов и отчег края-Сары Арки попадает к уйсыну Толе-бию. У Толе-бия он по началу пасет верблюдов, атем лошадей и в конце концов настолько пришелься по нраву Толе-бию, что тот решил его усыновить. На вопрос, откуда он родом, говорит,не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает- как назовете, так и будет.Тогда Тогда Толе-бий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком. Прослышав о том,что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, (Сабалак)пришел к Толе-бию и попросил у него разрешения пойти на войну. Чем воевать,не лучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толе-бий,на что тот ответил:"Лучше умереть,чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля прогибается под тяжестью войнов".После слов таких Толе-бию ничего не оставалось, как отпустить его. Придя на поле брани,(САбалак)видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга,а посередине перед войсками один лишь сын хунтайжи, зять самого Галдан Церена батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благословение хана, он разогнал коня и,издав клич6"Аблай! Аблай", налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком "Враг сражен!"увлек за собой казахских войнов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был"Аблай"Тогда тот признался. что он внук Аблая Кровопийцы,потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так сказал народу: "Я слышал, что от Улибека остался единственный наследник - и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех казахов". Народ выразил согласения, и девяносто знатных людей из всех трех жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцу шакшаку Жанбеку из рола аргын. По его блогословению Абульмансур был избран старшим ханом казахов.В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай. Ханом всех казахов Аблай стал в 1735 году. Посде этого знатные люди Среднего жуза обратились к Толе-бию со словами: прежде старшие ханы были все в Старшем жузе,а этого у себя сохраним. Если кто и бился больше всех с калмаками, то это мы, Средний жуз. Одарили его подарками и,получив благословения бия,увезли Абульмансура, хана Аблая, к себе. В 1741г. Хан калмаков Галдан Церен, будучи в Ташкенте, посылает тридцатитысячное войско во главе с батыром Жалбы с приказом изловить Аблая и доставить живым, дабы он мог собственноручно казнить его в отместку за смерть батыра Чарыша. Пойски были столь тщательными, что горные тропы, подобные тем, которыми прошли джунгары через перевал меж Чингисскими горами и Тарбагатаем, так и прозвали <жалбы>. Жалбы удается поймать уака Утеген-батыра, охотившегося в горах Улытау. Утеген отказывается сообщить о местонахождении Аблая, тогда его заковывают в кандалы и, продолжив поиски, вскоре находят хана Аблая и,спящего, захватывают в плен. Батыров доставили Галдан Церену. Утеген-батыра бросили в зиндан, а Аблая, усадив на ишака, поставили у городских ворот рядом со стражниками. Казахи Среднего жуза сообщили о пленении Аблая Абулхаиру, хану Младшего жуза, тот в свою очередь обратился к русскому генералу Неплюеву с просьбой во что бы то ни стало высвободить из плена хана Аблая. С этой миссией к Галдан Церену направляется майор Миллер. Со своей стороны казахи посылают к калмакам самых знатных людей из трех жузов. Но им Галдан ответа не дает, хотя и привечает как почетных гостеи. Но вот спустя время Галдан приглашает в орду и русских, и казахов-посланцев, приводит Аблая и Утегена, последнего бросают в цепях у порога. Галдан обращается к Аблаю со словами: я убью тебя заместо Чарыша. Такого же батыра, как ты. Скажи, чего бы ты желал? Тогда Алай сказал: "Таксыр, у меня всего три желания. Первое: я убил Чарыша в честном поединке на поле брани. Вы же меня захватили спящего и хотите казнить. Я мечтал бы умереть в битве казахов с калмаками. Второе: казахи народ кочевой, не оседлый. Найти им землю, научить жить оседло, тогда бы и умереть было б не жаль. Третье: в моем роду в каждом колене рождался лишь один мужчина. Если умру нынче, ни детей, ни родичей не оставлю, исчезну с лица земли, будто вовсе на свет белый не являлся". После этих слов Галдан опустил голову и долго сидел так в задумчивости. Затем обратился на своем языке к визирю: все, что он сказал, все истина. В особенности последнее. Я ведь тоже единственный в пятом колене, случись что с мойм сыном Амирсаной, и мой род прервется."Алдияр!" - воскликнул Аблай и тотчас поднялся на ноги и сложил руки перед грудью." Отчего ты так называешь меня, разве я подарил тебе свободу?"- спросил его Галдан. "Таксыр, я понимаю ваш язык. Вы уподобили меня своему сыну, чем это не свобода". Галдан остался доволен ответом Аблая и простил его. Он подружил Аблая с Амирсаной, одарил казахов ценными подарками и в качестве <кундебау> (по калмыцкому обычаю) отдал Аблаю из своего рода девушку- сироту. "Кундебау" означает "неразрывная дружба". А так как маленький братишка ее никак не хотел расстаться с сестрой и безутешно плакал, его тоже отдали Аблаю, с пожеланием, чтобы он относился к нему как к брату своему. Аблай дал ему имя- Махмуд. Казахи называли его по-своему - Мамбет. Сын его - большеке - нынешний Мамбетай, покровителями его рода матеш считаются торе (чингизиды) Чингизхан, Самихан. Хана Аблая Галдан отпустил в 1743г. Но прежде задал ему три вопроса. Когда на первый: много ли у вас овец, - Аблай ответил: много, Галдан сказал - значит, пастух обманщик, овцы воры. Не збавиться вам никогда от мелких распрей. Когда на второй вопрос, много ли у вас коров и лошадей, Аблай ответил - да, много - Галдан сказал: Коль народ твой, не приложив труда, попивает молоко и кумыс, ест мясо, значит, дети растут неучами. Когда на трети вопрос, сеет ли хлеб твой народ, Аблай ответил - нет, тогда Галдан сказал: народ, отлученный от груди земой, не раз будет согнан и рассеян по земле, прежде чем обретет родину. В 1754 г. после смерти Галдана среди калмаков начались междоусобные распри, этим воспользовались китайцы, напали и разорили калмаков. Аристов пишет, что это случилось из-за того, что не было единодушия между тибетцами и монголами (джунгарами). У казахов существует другая версия. Жена Галдана, мать Амирсаны, была дочерью китайского хана Ежена. За будущей супругой Галдан поехал не сам, а отправил в Китай знатных людей с подарками. Ежен-хан отпустил свою дочь зимой. В дороге их застал буран, который свирепствовал несколько дней. Измученные до смерти люди блуждали по степи, пока не встретились с казахским батыром Толекеем и его войском из Старшего жуза. Они гостят у него дня три и собираются в дорогу, но зима (в тот год) выдалась такая суровая, что, упросив Толекей-батыра, они остаются у него зимовать и лишь в начале лето трогаются в путь. Тогда и пошел слух, что девушка забеременела от Толекея и родила ему Амирсану. После смерти Галдана наследники престола, пустив в ход этот слух, заявляют, что Амирсана (на самом деле) казах и не может быть правителем калмаков. Большинство поддерживают их, и избирают ханом другого (претендента). Тогда Амирсана едет к своему деду Ежен-хану. Ежен-хан просит китайских правители областей, граничащих с землей калмаков, помочь Амирсане воссесть на ханский престол, но вместо этого китайцы совершают нападение на калмаков и разоряют их. Амирсана, видя такое разорение своего народа, порывает с китайцами и бежит к Аблаю. Аблай, решив не ожидать прихода китайцев, выступает во главе 3-тысячного войска на встречу и возле реки Аякоз натыкается на бесчисленные войска китайцев. Он спрашивает, что они делают здесь, на что те говорят: (мы знаем), что Амирсана у тебя, если ты не выдашь нам его, нападем и истребим весь твой народ. Аблай, не зная как быть, дает им обещание в три дня разыскать беглеца и возвращается в ставку. Он говорит Амирсане, что никого не повстречал в пути, но тот, прознав правду, предлагает хану: ты сдай меня китайцам, но передай мои условия. Первое: пусть дадут тебе расписку о моей сдаче. На расписке этой вместо печати пусть поставят отпечатки пальцев девяносто китайцев. В печати могут отказать, а от проставление пальцев не смогут. Второе: я как-никак сын хана, к тому же родной внук Ежен-хана, пусть доставят меня к нему, не связывая по рукам и ногам. Аблай передал волю Амирсаны и отдал его китайцам. На третий день пути туманной ночью Амирсана бежит из-под стражи и вновь приходит к Аблаю, но Аблай не может долго держать его у себя и переправляет к русской императрице Екатерине II. Китайцы вторично приходят к хану Аблаю, но тот показывает им их же расписку, мол, я сдал его вам, и те вынуждены возвратиться с пустыми руками. Русская императрица посылает Амирсану на родину, чтобы он подчинил калмаков русскому государству, сопроводив при этом отряд русских солдат. Но в дороге Амирсана неожиданно умирает от черной оспы, и русские войска возвращаются ни с чем. В 1723 г., в год Великого бедствия, когда Средний жуз дошел до Ишима, Нуры, Сарысу, наш род Тобыкты ушел в сторону Оренбурга в леса под Орском. Прослышав о том что Младший жуз, продвинувшийся еще севернее их, принимает русское подданство, напуганные тобыктинцы вновь откочевывают, теперь уже к берегам рек Иргиз и Тургай. Родившиеся на той земле прадеды наши в четвертом колене - Иргизбай и Тургай - были названы по названиям рек. Оттуда они под предводительством батыра Мамая доходят до нынешных мест - до Куген Орды и Догаланских гор. В то время и Средний жуз собирается подчиниться русскому царю. Узнав об этом, бий Караманде из рода Дадан Тобыкты обращается со стихами к Бию Кенгарбаю: В начале, покинув Сыр-Дарью, пришли на (р.) Орь, Пришли с большим трудом, истощенные, Но как говорят: "встала перед войском крепость", Пришли мы в эти края не на счастье, а на беду свою. Передайте салем Кенгирбаю, - давайте уйдем отсюда, Навьючим мощных наров-верблюдов, в путь снарядим. Направимся к народу мусульманскому, Перейдем вброд через реку с хорошим названием. Когда тобыктинцы прибыли сюда, прежде нас пргнав калмаков. В этих местах, в отрогах Чингиских гор, кочевали найманы матайцы. Уаки (род Среднего жуза) были на берегу Иртыша. Матайцы, полагая, что тобыктинцы истощены дальними перекочевками, стали нападать и отбиарть у них скот и прочее имущество. В свою очередь тобыктинцы, решив вернуть свои исконные пастбища, обрушились на матайцев, прогнали их и утвердились в отрогах Чингиса. Пока они были заняты борьбой с матайцами, уаки захватили пастбища на Кокане. Тогда бий Кенгирбай, собрав людей, прогнал уаков и стал аулом в местечке Тас уйген (Каменная насыпь). Уаки, не сумев вытеснить тобыктинцев с Кокана, призвали на помощь соседей - русских казаков и собрались напасть на аул Кенгирбая. Тогда Кенгирбай сообщает им, что послал гонца к именитым людям аргынского рода, чтобы собраться всем и решить миром, кому где кочевать, - и тем предотвратил нападение. Ночью же, составив из камней фигуры в виде людей, откочевал. Наутро уаки, видя на холме толпу людей и решив, что тобыктинцы обманули их, а сами успели собрать войско, посылают разведчика. Узнав от него, что это всего лишь камни, уходят. Таким образом, тобыктинцы остались хозяевами в отрогах Чингисских гор. По стпринным преданиям казахов, история этих мест такова. Когда-то Чингисхан, одолев всех татаро-монголов, был избран великим каганом, и именно здесь, у подножия Чингисских гор, подвластные ему беки - родоначальники посадили его на белую кошму и, подняв над собой, подняли на гору, что стоит на востоке от р.Караул. От Старшего жуза там был знаменитый оратор уйсын Майкы-бий, про которого говорили "корень всех слов (отец красноречия) - Майкы-бий". От Среднего жуза - Сенгел-бий. Тогда и одорил их Чингисхан знаками отличия, назначив каждому свой клич, птицу, дерево и тамгу. Настоящее имя Чингисхана - Тимучин. Избранный каганом, он получил имя Чингис. Значение его: "высокий, могучий, великий". По имени его и названы были эти горы. Тогда же получили свои названия вершина Хан и река Хан. По словам Абулгази, прежнее название этих - Найман Кери. После распада (Джунгарского) ханства калмаков и его исчезновения бывшие беженцы - каракиргизы вернулись в Большой Алатау, казахи Старшего жуза вновь заняли свои земли от Западного Алатау до р. Каратал. Роды Среднего жуза - керей и найман - пришли в Тарбагатай, затем проникли еще дальше на территорию Китая до озера Ебинур, а кереи вернулись на берег Иртыша. В1757г. хан Аблай и сын Абульмамбета Абульфайзхан едут в Пекин, к кимтайскому императору, чтобы он принял их в свое подданство, и получают от него титул уана (вана). Ван-значит "вассальный князь". Правитель самостоятельный, но подотчетный Китаю. Сдают (налог) из ста лошадей одну, из тысячи овец одну, с правом кочевания и зимой и летом на бывшей территория калмаков (Джунгарии).В 1765 г. Казахи заключили договор с русским царем и занимают левый берег Иртыша на десять километров от реки. За нарушение обозначенной границы должны платить штраф скотом. В 1766 г. хан Аблай и Абульфайз-хан в поддержку казахов Старшего жуза решают прогнать ставленника кокандского хана - ташкентского бека, доходят с войском до Ташкента и захватывают его. В честь освобождения города от кокандцев устраивается той, на котором сопровождаший Аблая наш четвертый прадед Иргизбай вступает в схватку-состязание со знаменитым борцом из рода конраулы и побеждает его. Приз-награда-несколько пудов пшеницы-служит пищей для его войска. В 1780 г. некий Юнус-ходжа побеждает людей Старшего жуза и занимает Ташкент. После смерти Юнус-ходжи в 1810 г. Ташкент вновь оказывается во владении кокандского хан. Опираясь на поддержку русского царя, Аблай приступает к своему плану-сделать казахов оседлым народом, но в это время по мелочной причине аргын Бекболат-бий высказывает неуважение хану Аблаю, и оскорбленный хан уходит в Старший жуз. Казахи обьясняют эту причину так::на тое сын бая стегнул камчой по голове мальчика, не зная, что он внук самого Аблая. Когда от удара с мальчика слетела шапка, то по узорной тюбетейке узнали ханского отпрыска. Бекболат-бий принес извенения мальчику, но не сообщил Аблаю. Аблай узнал об этом сам и послал человека к Бекболату, требуя выдачи байбатши (сын бая)-обидчика, сказав при этом: "Если у хана не будет авторитета, т у черни стыда не останется". Бекболат посылает хану своего сына Тленши со словами: "Пусть выбирает-либо возметь меня, либо мальчика". Хан Аблпй в гневе спросил у Тленши: "Или я для Бекболата не стою какого-то паршивого казачонка?", на что тот ответил-де: "Верблюд сам по себе верблюд, но кто назовет верблюдом его помет?", что еще больше разозлило хана: "Он смеет сравнивать меня с верблюдом, а моего ребенка с пометом!" Захватив Тлениш (в качестве заложника), Аблай переезжает в Старший жуз. Бекьолат следует за ним. Аблай спрашивает его: ты зачем приехал? Тот говорит: за сыном. Тогда аблай говорит: "А я-то подумал-за мной, за своим ханом. Ты задумал унизить ханское достоинство, нарушить единство народа. Забирай сына и уходи немедля!" Так хан Аблай остался в Старшем жузе и там умер. Когда хан Аблай покинул нас, установить точно не удалось. Думается, что произошло это около 1788 г. После ухода Аблая в Среднем жузе ханом стал "Сорокачисленный Барак" . У него был Бокейхан. Это не тот Бокейхан, что был в Младшем жузе. С этим Бокейханом переписывался полководец русского царя Александра Павловича(генерал) Глазнов в 1811 г. Последним ханом Среднего жуза был хан Турсын. Сын Чингиса, внук Бокейхана, он правил в Каркаралы. А упразднение ханства, назначение нового правления ага-султанов, старшин было введено еще до Турсын-хана- в 1822 году. Начинается прямое подчинение казахов русским. В 1824 г. в степи образуются отдельные округа, после этого первые пять лет казахи были свободны от налогов, затем стали платить из ста голов одну, затем больше и.т.д. Наконец, с обьявлением указа 1868 г. окончательно потеряли свою свободу и подчинились русским законам. Казахи всегда были кочевым народом-жили на коне, в седле. Главные правила их выражались в народных поговорках: "чем быть городом, лучше быть могилой", "кто переступит арык (т.е начнет копать), тот умрет от голода". Они ненавидели оседлую городскую жизнь. "Пища мужчины в степи, на воле", говорили они, находя удовольствие в занятиях барымтой (угон лошадей), жили, не зная постоянства, просто, по-казахски.

КАЗАХИ - народ, являющийся основным населением Казахстана. Устаревшее название - киргизы (не следует путать с современным киргизским народом). Общее количество казахов превышает 14 миллионов человек, из них в Казахстане проживают 10,5 миллионов. В Китае живет 1,5 миллиона казахов, в Узбекистане - от 800 тысяч до 1,1 миллиона, в России - 650 тысяч. Казахский язык входит в алтайскую семью (тюркская группа). Для письма казахи используют кириллический алфавит. По религиозным взглядам являются мусульманами суннитского толка.

Предками народа были племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана. Эти племена индо-иранского происхождения в 1 тысячелетии нашей эры подверглись влиянию мигрирующих тюрков. Первоначальное становление казахской народности относится к 12-13 векам. Немного позже монгольские завоевания привели к тому, что казахи ассимилировали некоторое количество монголов. В 15 веке возникло Казахское ханство. В рамках этого государства казахи окончательно сформировались как независимый народ, разделенный на три жуза (племенные группы).

Присоединение казахской территории к Российской империи происходило в 18-19 веках на добровольной основе. После Октябрьской революции возникла Казахская АССР. С распадом Советского Союза в 1991 году обрела независимость Республика Казахстан.

Традиционным занятием казахов является скотоводство кочевого или полукочевого типа. Казахи разводят овец, коз, крупный рогатый скот, коней, верблюдов. Зимой и летом кочевники посещали разные районы с наиболее подходящими к сезону климатическими условиями. Земледелие не было так развито и играло в хозяйстве подспорную роль. Когда Казахстан стал частью России, ситуация с земледелием изменилась. Произошло его развитие, возросла роль таких культур, как пшеница и просо.

Среди ремесленников существовало и по-прежнему существует разделение по половому признаку. Так, женщины работают с шерстью, занимаются шитьем (в том числе золотой нитью), изготавливают коврики и циновки. Мужчины-казахи работают с металлом, деревом, кожей, делают ювелирные украшения.

Оседлые казахи традиционно жили в аулах, кочевники перевозили с собой юрты. Мужчины носили рубашки, штаны и наброшенный на плечи бешмет. У богатых казахов халат мог быть бархатным, с золотым шитьем и меховой оторочкой. На голову надевали тюбетейку, поверх нее мог быть еще один головной убор. Женщины надевали штаны, безрукавку, платье (разноцветное для молодых женщин, черное или белое для пожилых), разнообразные уборы, украшения из драгоценных металлов и стекла.

Пищевой рацион казахов в теплое время года состоял из молока и напитков на его основе (айрана, катыка, кумыса), а также сыра. В холодное время казахи переходили на мясо и растительную пищу. Это было связано с годичным циклом откочевки и выпаса скота и с уборкой урожая.

Единицей общественной организации у казахов является кочующая община. Семьи приняты малые, жена проживает вместе с родственниками мужа. Приняты левират и сорорат. В первом случае вдова может вступать в брак с братьями покойного мужа. Во втором, напротив, вдовец имеет право жениться на сестре жены. Любопытны обычаи сватовства, обязательного выплачивания калыма за невесту. Казахи сохранили национальное искусство, включающее песни, эпос, импровизированную поэзию акынов, истории о предках.

Статьи по теме: