Капуцины (монашеский орден)

[лат. capuccini; офиц. название - Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, O. F. M. Cap., орден меньших братьев капуцинов], монашеский орден, представляет собой ветвь 1-го (муж.) ордена францисканцев . Монахи-К. носят рясу бурого цвета с коническим капюшоном (итал. cappuccio).

История

Орден К. возник в XVI в. в Италии в рамках движения за церковное обновление, к-рое активизировалось в период подготовки к Тридентскому Собору (1545-1563). Появление К. было связано с реформой францисканского ордена после его разделения в 1517 г. на конвентуалов и обсервантов . Основатель ордена францисканец-обсервант Маттео да Башо (ок. 1495-1552) в 1525 г. покинул обитель в Монтефьорентино и стал странствующим монахом-проповедником, живущим в соответствии с заветами католич. св. Франциска Ассизского и питающимся подаянием. В княжестве Камерино он получил поддержку местного епископа и кнг. Катарины Чибо, племянницы Римского папы Климента VII (1523-1534). Действия М. да Башо не были одобрены провинциальным капитулом обсервантов. Францисканец отправился в Рим, и папа Климент VII бреве «Сum nobis nuper» (от 8 марта 1526) и буллой «Religionis zelus» (от 3 июля 1528) официально признал деятельность М. да Башо и его последователей и их право свободно проповедовать. Новая община получила название «меньшие братья отшельнической жизни» и сначала существовала как конгрегация в рамках ордена францисканцев-конвентуалов. Первым настоятелем К. стал М. да Башо, однако вскоре он отказался от должности и вернулся к обсервантам. В 1535 г. его преемник Лудовико да Фоссомброне также оставил общину К., вернувшись к обсервантам. В 1542 г. следующий настоятель, Бернардино Окино, перешел в кальвинизм. Внутренний кризис в общинах К. удалось преодолеть при настоятелях Марио из Меркато-Сарачено (в миру Андреа Фабиани) и католич. св. Лаврентии из Бриндизи . Орден К. был утвержден буллой Римского папы Пия IV «Pastoralis officii cura» от 2 апр. 1560 г. 28 янв. 1619 г. Римский папа Павел V буллой «Alias felicis recordationis» провозгласил полную автономию К. и присвоил главе ордена титул генерального министра.

Основы устава К. были намечены на капитуле в Альбачине в 1529 г. В 1536 г. в римском монастыре св. Евфимии был составлен 1-й устав К., т. н. Евфимианские конституции, определявшие жизнь ордена до 1552 г. и отличавшиеся крайней строгостью. Призыв к пустынножительству и нищенствующему образу жизни дополнялся необходимостью для членов ордена проповедовать беднейшим слоям населения. Новый устав, принятый в 1552 г. под влиянием идей католич. Контрреформации , смягчил нек-рые требования Евфимианских конституций. Тогда же было предусмотрено создание орденских школ для повышения уровня образования монахов. К. уделяли особое внимание медитации: ее главными темами были Страсти Христовы, конец света, Страшный Суд и спасение человека. Из аскетических упражнений К. практиковали cамобичевание и строгие посты. Внешним проявлением строгого образа жизни были отказ от брадобрития, ношение крестообразного одеяния и сандалий.

В первые годы существования К. были в оппозиции к францисканцам-обсервантам, к-рые пытались добиться ареста М. да Башо и запрета на его проповедь в Анконской марке. Однако при поддержке папы Климента VII новая община продолжила свою деятельность, хотя на нее были наложены ограничения, касавшиеся прежде всего распространения идей К. Буллой «In suprema» от 16 нояб. 1532 г. обсервантам был запрещен переход в общину К. С 1537 по 1574 г. действовал запрет на создание общин К. за пределами Италии. Несмотря на это, число К. быстро росло. В 1535 г. в Италии было ок. 700 членов общин К. (основную их часть составляли бывш. обсерванты). К 1571 г. численность К. достигала 3300, а к 1587 г.- ок. 6 тыс. чел. После отмены запрета на деятельность К. к северу от Альп новые общины возникли во Франции (1574), в Испании (1577-1578), в Швейцарии (1581), в Тироле (1593), в Богемии (1599), в Юж. и Зап. Германии (нач. XVII в.), в Ирландии (1615). В XVII в. общины К. были образованы в Вост. Европе. В 1-й пол.- сер. XVII в. миссии К. появились на территории совр. Канады (1632) и совр. амер. шт. Виргиния (1650). Широкое распространение орденских обителей способствовало укреплению позиций К. в иерархии францисканцев. Быстрый численный рост ордена поставил вопрос об изменении и о приведении в соответствие с новым статусом ордена его устава. Генеральный капитул 1643 г. принял новую редакцию монашеских конституций К. (действовали по 1908) и уравнял в правах предальпийские и заальпийские провинции ордена. В 1626 г. был издан 1-й сборник литургических текстов К.

Во 2-й пол. XVI в. К. удалось создать эффективную 2-ступенчатую систему образования. После 7-летнего обучения в орденских школах (curiculum studiorum), действовавших в центрах провинций ордена под руководством провинциалов, член ордена К. мог продолжить образование в «высшей» школе (studium generale), которой руководил генеральный министр. Развитие собственной системы школ было необходимо ввиду активной миссионерской деятельности ордена как в католических, так и в правосл. и нехристианских государствах. К. приняли участие в реставрации католич. Церкви в странах, охваченных протестантской Реформацией, а также способствовали проведению в жизнь решений Тридентского Собора, распространяли новые формы католич. благочестия (напр., коронование чудотворных образов Божией Матери). К. окормляли заключенных и солдат, заботились о раненых. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии, в Испании и во Франции К. ухаживали за больными и нередко сами погибали от болезни. Самоотверженность К. была удостоена публичной благодарности франц. кор. Людовика XIV.

Много внимания К. уделяли христианской проповеди среди нехристианских народов. Миссионерская деятельность вскоре стала основной для К. Еще находясь в составе ордена францисканцев-конвентуалов, К. смогли организовать ряд миссий в разных странах мира. Члены ордена Хуан Суасо де Медина-дель-Кампо и Хуан де Троя отправились в 1550 г. в Египет. В нач. XVII в. были организованы миссии К. в Иране и Османской империи. В 1600 г. миссионерскую деятельность в Африке начал капуцин Амброджо да Сончино, к-рый опекал католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 г. К. прибыли в Конго, в 1622 г. миссия была перенесена в Тунис и Марокко (миссия К. в Конго возобновилась в 1910). После 1619 г. масштаб проповеднической деятельности К. существенно вырос. С 1622 г. миссии К. были подчинены генеральному прокуратору ордена; специальный комиссар стал заведовать делами миссии испан. К. в Зап. Индии. В 1779 г. аналогичная должность была создана и для миссии франц. К. По инициативе Конгрегации пропаганды веры французские К. отправились в Индию, где в 1641 г. основали миссионерский центр в Мадрасе, а в 1671 г.- в Пондишери (Пудуччери). Неск. миссионерских станций К. было создано в Грузии: в Кутаиси и Гори (1661), в Тбилиси (1697). Франц. К. в 1635 г. основали миссию в Сенегале и на о-вах Зелёного Мыса. Испан. К. открыли в 1645 г. миссию в Нигерии, в 1648 г.- в Бенине, но из-за сопротивления португ. властей в 50-х гг. XVII в. были вынуждены покинуть эти территории. В 1632 г. появились постоянные миссии франц. К. в Сев. Америке, в 1633 г.- на Антильских о-вах, в 1681-1704 гг.- на Гаити (возобновили деятельность в 1768). В 1699 г. они начали проповедовать в Бразилии, но из-за франко-португальской войны К. пришлось уехать из страны; с 1705 г. миссионерскую деятельность там вели итал. К., к-рые организовали апостольские префектуры на территории совр. штатов Баия (1712), Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1737). В 1703 г. Конгрегация пропаганды веры поручила итал. К. вести миссионерскую деятельность в Тибете и Непале, но вслед. политических трудностей К. в 1745 г. отправились в Сев. Индию, где приняли под опеку миссии, созданные ранее кармелитами и иезуитами . К 1761 г. орден поддерживал 238 католических миссий, в 1782 г.- 523. К кон. XVIII в. численность ордена достигла 35 тыс. чел. К. проповедовали в Европе, Азии, Африке и Америке.

Французская революция (1789-1799) и последующие события тяжело отразились на состоянии ордена. В 1790 г. все монашеские ордены и конгрегации на территории Франции были упразднены. Политика секуляризации проводилась также на землях, занятых франц. войсками в период наполеоновских войн. В Австрии в результате церковной политики имп. Иосифа II (1765-1790) местные структуры К. были отделены от ордена. В 1804 г. Римский папа Пий VII выделил из ордена испанские провинции, подчинив их отдельному генеральному викарию. В нач. XIX в. секуляризация капуцинских обителей была проведена в Баварии, Богемии и Венгрии. В 1782-1847 гг. численность ордена сократилась с 28,5 тыс. до 11 тыс. чел. и продолжала уменьшаться. Между 1789 и 1847 гг. не состоялось ни одного генерального капитула К., управление орденом осуществлялось либо викариями, либо генеральными прокураторами, назначавшимися папой Римским.

Несмотря на внешние потрясения, в этот период продолжалась миссионерская деятельность К. в Америке и Азии. В 1787 г. в Анконе (Италия) была открыта миссионерская семинария для К., отправлявшихся в Тибет. В 1795 г. подобная семинария для латиноамер. миссии была создана в Санлукар-де-Баррамеда (Испания). Под руководство К. передан учрежденный в 1820 г. апостольский викариат Тибета и Индостана, впосл. из него были выделены апостольские викариаты Сардхана и Агра. В 1842 г. проповедники-К. прибыли в Китай, однако постоянная миссия появилась только в 1921 г. К. приняли участие в христианизации Филиппин. В 1848 г. К. открыли католич. миссию в Чили, в 1852 г.- в Гватемале, в 1870 г.- в Уругвае. Организатором постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 г. стал Гвильельмо Массая; в 1863 г. проповедь христианства в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 г. была создана ветвь К. эфиоп. обряда (подготовка католических пресвитеров-К. эфиоп. обряда ведется в орденской семинарии в Адди-Грате).

С сер. XIX в. началось восстановление орденских структур в Европе; большую роль в этом сыграли генеральные министры ордена Венанцио Бурдезе (1847-1853) и Бернард Кристен (1884-1908). Последний реорганизовал пастырскую и миссионерскую работу К., подчинив контроль за ней генеральному министру ордена (до этого миссии К. координировал назначаемый папой Римским прокуратор ордена), способствовал воссоединению с орденом его испан. ветви (1885). В 1884 г. был учрежден ежегодник «Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum»; по распоряжению генерального министра ордена в каждой провинции создавались низшие семинарии (серафические коллегии), где могло обучаться местное население. В 1908 г. в Риме основана международная коллегия католич. св. Лаврентия из Бриндизи.

Несмотря на определенные успехи, орден К. не смог восстановить свою деятельность и структуры в прежних масштабах. Во 2-й пол. XIX в. в ордене насчитывалось ок. 7-8 тыс. монахов, в 1910 г. в 55 провинциях действовали чуть более 10 тыс. К. В 1909 г. законодательство ордена было обновлено, принятый тогда новый устав ордена, скорректированный и дополненный в 1925 г. с учетом норм Кодекса канонического права 1917 г., действовал до 1968 г. После кратковременного сокращения численности К., связанного с первой мировой войной, в 1920-1939 гг. орден снова стал быстро развиваться. Наиболее активными оказались нидерланд., баварская, польск., рейнско-вестфальская и испан. ветви ордена. К 1940 г. К. насчитывалось уже более 13 тыс. чел.

После второй мировой войны в странах социалистического лагеря (кроме Польши) обители К. были ликвидированы. Восстановление структур ордена в Вост. Европе стало возможным после 1989 г. В др. странах К. затронул общий кризис католического монашества: в 1965 г. в ордене насчитывалось 15,7 тыс. чел., в 1991 г.- 11 тыс. После Ватиканского II Собора были выработаны новые орденские конституции (1968), которые, претерпев несколько переработок, были утверждены Папским престолом в 1990 г.

В 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII присвоил титул Doctor Ecclesiae члену ордена К. католич. св. Лаврентию из Бриндизи. В 2002 г. папа Иоанн Павел II канонизировал члена ордена К. Пия из Пьетрельчины (Падре Пио). В настоящее время в ордене состоит более 10 тыс. монахов, подвизающихся в 620 обителях (An. Pont. 2011. P. 1430).

К. в Восточной Европе

В 1629-1631 гг. К. начали проповедническую деятельность в Силезии, в 50-70-х гг. XVII в. появились обители К., составившие позднее Силезскую кустодию ордена (организована в 1754). В Польше после нескольких неудачных попыток благодаря стараниям польск. кор. Яна III Собеского (1674-1696) были основаны обители К. в Варшаве и Кракове. Сначала К. в Польше входили в состав орденской провинции с центром в Болонье, в 1754 г. была организована Польская провинция в честь католич. святых Адальберта (Войтеха) и Станислава.

С XVIII в. миссии К. действовали на территории Российской империи - в С.-Петербурге, Москве и Астрахани. В 1705 г. царь Петр I Алексеевич подписал в Гродно грамоту, позволявшую К. селиться в Москве. Однако этим разрешением они смогли воспользоваться только в 1720 г. В июне 1720 г. неск. К. в сопровождении францисканцев-реформатов прибыли в С.-Петербург. Взаимное недопонимание между францисканцами и К. вынудило последних оставить столицу Российской империи и отправиться в Москву. Первые годы миссия К. в Москве находилась в юрисдикции префекта ордена в Грузии, в 1731 г. она получила статус апостольской префектуры (префекту были подчинены также резиденция К. в Астрахани и миссия К. на Украине). В Астрахань К. прибыли в 1710 г. по просьбе местных католиков. При католич. храме они открыли школу, которая более 100 лет оставалась единственной в городе. В 1722 г. ее посетил Петр I; в ней учились А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Усилиями К. в Астрахани были построены каменный храм, госпиталь и аптека. В правление имп. Екатерины II Алексеевны К. уехали из России и продолжили деятельность в Грузии.

На территориях, отошедших Российской империи после раздела Польши, в 1795 г. была образована Русская провинция ордена, объединившая обители К. в Брусилове, в Ходоркове, в Дунаевцах, в Куне, в Лубешове (Польша, ныне Любешов, Украина), в Остроге, во Владимире-Волынском, в Староконстантинове, в Устилуге, в Виннице и Збриже. Несмотря на ограничения, наложенные царскими властями, на территории Российской империи в 1828 г. в составе миссий К. находилось 83 чел., в 1839 г.- 77 чел. Во 2-й пол. XIX в. число К. сократилось. За участие К. в Польском восстании 1863 г. российские власти закрыли обители в Дунаевцах, в Куне, в Любешове, в Остроге, во Владимире-Волынском и Устилуге. Двое К. были казнены, 16 членов ордена отправлены в ссылку. Впосл. также были закрыты мон-ри в Варшаве, Люблине и Закрочиме, относившиеся к Польской провинции.

Ветвь ордена К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого , поддержанная Римским папой Пием XI (1922-1939), по указанию к-рого 2 голл. члена ордена были направлены на учебу в . 16 дек. 1931 г. пресв. К. Гандалф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с 3 членами ордена К. при поддержке Пинского еп. Зигмунда Лозиньского он основал 1-ю общину К. визант. обряда в Лубешове. В 1932 г. К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 г.- новициат. В нач. 30-х гг. XX в. в Эстонии по приглашению апостольского администратора Эдуарда Профиттлиха К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После того как территории Эстонии и Польши во время второй мировой войны были заняты советскими войсками, миссии К. визант. обряда закрылись, а монахи, большинство из к-рых были голландцами, вернулись на родину. В 40-х гг. XX в. им удалось создать несколько пастырских центров в Нидерландах для рус. беженцев и эмигрантов.

С кон. XX в. К. открыли миссии на Украине (в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске). В 2004 г. на территории России и Украины была организована вице-провинция ордена К.

Капуцинки

[лат. cappucinae], общее название неск. жен. конгрегаций.

Клариссы-капуцинки (лат. Moniales Cappucinae S. Clarae, Moniales Clarissae Cappucinae), жен. конгрегация, основательницей к-рой считается испанка Мария Лоренса Лонго (1463-1542), прибывшая в Неаполь ок. 1506 г. и вступившая там в терциарии францисканцев. Вдохновленная благочестием появившихся в городе К., она испросила у Римского папы Павла III (1534-1549) разрешение на создание обители. Насельницы основанной в 1535 г. обители Санта-Мария-ди-Джерузалемме следовали уставу католич. св. Клары Ассизской , дополненному конституциями католич. св. Колетты Буале, и некоторым установлениям муж. общины К. Первое время жен. общину окормляли театинцы. В 1553 г. была основана 2-я обитель кларисс-капуцинок - в Перудже. Благодаря щедрым пожертвованиям обители кларисс-капуцинок появились в Италии, во Франции, а также в Испании, Португалии и Мексике. В XVIII в. конгрегации кларисс-капуцинок принадлежало более 200 обителей, где подвизались ок. 2,5 тыс. монахинь. После II Ватиканского Собора были выработаны новые конституции (1976, утверждены в 1986). Большинство обителей кларисс-капуцинок находится в юрисдикции местных епископов.

Клариссы-капуцинки ведут созерцательный образ жизни, основанный на нестяжательстве, покаянии, смирении, молитвах и размышлениях о Страстях Христовых. В настоящее время они действуют в Мексике (51 обитель), Италии (36 обителей), Испании (32 обители) и в других странах. В 2011 г. конгрегация насчитывала более 2 тыс. монахинь и 151 обитель.

Капуцинки-терциарки (лат. Terciariae Capucinae) следуют уставу францисканских терциариев и конституциям конгрегации, предусматривающим активное социальное служение наряду с созерцательным образом жизни. Первые жен. общины этого типа были созданы Франсуазой Таффен (1581-1642) и Элизабет Шпицлин (1545-1611), к-рые, начав деятельность в Швейцарии, основали много терциарских мон-рей. Обители капуцинок-терциарок действуют в Австрии, Германии, Нидерландах, Италии, Швейцарии и в некоторых африкан. странах.

Кроме того, в наст. время существует 6 жен. конгрегаций капуцинок, присоединенных (с сохранением автономии) к ордену К. Это присоединение предполагает следование общим монашеским идеалам и возможность сотрудничества с др. религ. структурами в социальном служении с сохранением независимости конгрегации. Наиболее крупные конгрегации: Капуцинки-терциарки Св. Семейства, Сестры-капуцинки матери Рубатто, Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии.

Капуцинки-терциарки Св. Семейства (испан. Hermanas Terciarias Capuchinas de la Sagrada Familia), конгрегация была основана в 1885 г. в Масамагреле близ Валенсии пресв. Луисом Амиго-и-Феррером, членом ордена К. Деятельность конгрегации имела целью перевоспитание падших девушек. В 1905 г. присоединена к ордену К. В 2011 г. в составе конгрегации было ок. 200 обителей (гл. обр. в Испании, Колумбии и Венесуэле), в которых подвизались 1292 монахини.

Сестры-капуцинки матери Рубатто (итал. Suore Cappuccine di Madre Rubatto), община основана в Лоано близ Генуи в 1885 г. блж. Римско-католической Церкви Анной Марией (в монашестве Франческа) Рубатто (1844-1904). Генуэзский капуцин Иринео из Стелланелло составил первые правила. Монахини заботились о больных на дому. В 1909 г. новые общины были присоединены к ордену К., в 1916 г. конгрегация была утверждена Римским папой Бенедиктом XV . В 2011 г. конгрегация насчитывала 403 монахини, подвизавшиеся в 63 обителях (в Италии, Уругвае, Аргентине, Бразилии и Эфиопии).

Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии (португ. Irmãs Missionárias Capuchinas de São Fransisco de Assis do Brasil), конгрегация основана монахом-капуцином Клементе Рекалкати (1868-1913), прибывшим для оказания помощи католической миссии сестер-капуцинок матери Рубатто. В 1951 г. конгрегация утверждена Римским папой Пием XII . В 2011 г. в ней насчитывалось 249 монахинь, подвизавшихся в 54 обителях.

Ист.: Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae / Ed. C. Urbanelli. R., 1980-1986. 2 vol.; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1964; I frati cappuccini: Documenti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988-1993. 5 vol. in 6 pt.

Лит.: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. Münch., 1863-1865. 3 Bde; Terzorio C., da. Le missioni dei Minori Cappuccini. R., 1913-1938. 10 vol.; Cuthbert Fr. The Capuchins: A Contribution to the History of the Counter-Reformation. L., 1928. 2 vol.; Liber memorialis Ordinis Fratrum Minorum sancti Francisci Cappuccinorum quarto iam pleno saeculo ab Ordini condito (1528-1928). R., 1928; Aulon I., d". Histoire des frères-mineurs capucins de la province de Toulouse. Tolouse, 1936-1937. 2 vol.; Haarlem Z., van. Les premières tentatives d"une mission des Capucins en Russie // CF. 1941. Vol. 11. N 2. P. 223-255; idem. Le premier diplome concédé par Pierre le Grand aux Capucins // CF. 1941. Vol. 11. N 3/4. P. 438-473; idem. L"Expédition des Capucins en Russie // CF. 1942. Vol. 12. N 1. P. 41-65; idem. Les Capucins en Saint-Pétersbourg (1720-1725) // CF. 1942. Vol. 12. N 2-3. P. 208-247, 351-375; idem. Les Capucins en Astrakhan" (1710-1725) et en Moscou (1720-1725) // CF. 1942. Vol. 12. N 4. P. 530-551; Pobladura M., de. Historia generalis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1947-1951. 4 vol.; Bohdziewicz P. Kościół pokapucyński w Astrachaniu // Roczniki humanistyczne. Lublin, 1949. T. 1. S. 271-288; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen // Franciscaans leven. Utrecht, 1955. Vol. 38. P. 17-30, 47-53, 73-86, 110-120; Graf T. Die Kapuziner. Freiburg, 1957; Abate G. Matteo da Bascio e gli inizi dell"ordine cappuccino // CF. 1960. Vol. 30. P. 30-77; idem. Conferme dei vicari generali cappuccini date dai maestri conventuali (1578-1900) // CF. 1963. T. 33. P. 423-441; Optat de Veghel. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum // Laurentianum. R., 1960. Vol. 1. P. 98-130, 213-244; Gadacz K. Capucins polonais déportés en Russie et en Sibérie pour leur participation à l"insurrection de 1863 // Miscellanea M. de Pobladura. R., 1964. Vol. 2. P. 455-482; Mareto F., da. La cappuccine nel mondo (1538-1969). Parma, 1970; B é rub é C. Les Capucins à l"école de S. Bonaventure // CF. 1974. Vol. 44. P. 275-330; Cargnoni C. Fonti, tendenze e sviluppi della letteratura spirituale cappuccina primitiva // CF. 1978. Vol. 48. P. 311-398; Urbanelli C. Storia dei cappuccini delle Marche. Ancona, 1978-1984. 3 t. in 4 pt.; Le origini della riforma cappuccina: Atti del convegno di studi storici, Camerino, 18-21 sett. 1978. Ancona, 1979; Celestine P. Early Capuchin Missions in India: Pondicherri, Surat, Madras, 1632-1834. Sahibabad, 1982; Saccardo G. Congo e Angola: Con la storia dell"antica missione dei Cappuccini. Venezia, 1982-1983. 3 vol.; La réforme capucine (1525-1625): Un siècle de renaissance franciscaine. P., 1983; Kafel S. J. Bracia mniejsi Kapucyni na mapie współczesnego świata: Szkic faktograficzny // Studia Franciszkańskie. Poznań, 1984. Vol. 1. P. 259-284; Los Capuchinos en la Península Ibérica: 400 años de historia (1578-1978). Sevilla, 1985; Trzysta lat kapucynów w Polsce, 1681-1981: Materiały z Sympozjum w Zakroczymiu, 27-29 października 1981. Zakroczyn, 1987; Antonios A. The Apostolic Vicariate of the Gallas (1846-1938). R., 1993; The Capuchins in Africa. R., 1993; Alatri M., d". I cappuccini: Storia di una famiglia francescana. R., 1994; Dydycz A. P. Kapucyni na Litwie (1756-1993). R., 1994; Iriarte L. Le Cappuсcine: Passato e presente. R., 1997; Fregona A. I frati cappuccini nel primo secolo di vita: 1525-1619. Padova, 2006; Vacca S. Momenti i figure della spiritualità dei cappuccini in Italia. R., 2007; Scarvaglieri G. I Cappuccini e l"impegno nel sociale. R., 2008.

Свящ. Петр Никольский

КАПУЦИНЫ, Орден меньших братьев капуцинов (Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, OFMCap) — , представляющий собой одну из трех ныне существующих ветвей 1-го (мужского) Ордена францисканцев.

Название ордена происходит от капюшона (итал. cappuccio) конической формы, который вместе с рясой бурого цвета и сандалиями является обязательным атрибутом монаха-К.

История. Ордена К. возник в XVI в. в Италии в условиях предшествовавшего Тридентскому собору движения церк. обновления, а также реформ, осуществлявшихся в Ордене св. Франциска после его разделения в 1517 на конвентуальных францисканцев (конвентуализм) и францисканцев-обсервантов (обсерванция).

Францисканец-обсервант из итал. провинции Анконская Марка Маттео да Башио (ум. в 1552) положил начало капуцинской реформе в 1525, однако его идеи не получили поддержки на провинциальном капитуле обсервантов. Тогда Маттео отправился в княжество Камерино, где получил поддержку местного епископа и княгини Катарины Чибо; в 1526 к нему присоединились братья Людовико и Рафаэле да Фоссомброне, вместе с которыми он с 1528 занялся распространением реформы (при этом община К. вплоть до 1619 находилась в юрисдикции конвентуальных францисканцев). Папа Климент VII буллой Religionis zelus (3.07.1528) утвердил новую франциск. общину, получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни», которое было закреплено в монаш. конституции, принятой на первом капитуле в Альбачино в 1529.

Хотя впоследствии Маттео (первый настоятель общины) и Л. да Фоссомброне (позднее также избранный настоятелем) вернулись к обсервантам, а в 1542 глава общины К. Бернардино Окино (ум. в 1564) перешел в кальвинизм (что вызвало серьезное потрясение в ордене), численность К. быстро росла; к 1571 в Италии было 3300 К. В 1574 орден начал свою деятельность во Франции, затем в Испании (1578), Швейцарии (1581), Бельгии (1585), Австрии (1593), Богемии (1599), Баварии (1600), Ирландии (1615). Орден К. был окончательно утвержден буллой Папы Пия IV Pastoralis officii cura от 2.04.1560. Булла Папы Павла V Alias felicis recordationis от 28.01.1619 провозгласила полную автономию К. и признала за главой ордена титул генерального министра. На ген. капитуле 1643 была принята новая ред. монаш. конституции К.

В течение 1-го века своего существования орден принес многочисл. плоды святости. Первым из К. был канонизирован Феликс да Канталиче (ум. в 1587). В числе К., причисленных к лику святых, также Серафим да Монтегранаро (ум. в 1604), Иосиф да Леонесса (миссионер в Константинополе, ум. в 1612), Лаврентий Бриндизийский (Учитель Церкви, ум. в 1619), Фидель Сигмарингенский (ум. в 1622); Иеремия да Валахия (ум. в 1625) был беатифицирован.

Среди дух. писателей-К. — итальянец Джованни да Фано, написавший труд Искусство согласия (1536), англичанин Бенедикт из Канфилда (Правило совершенства, 1609) и француз Лаврентий Парижский (Дворец Божественной любви, 1614). Свящ.-К. Жозеф дю Трамбле (ум. в 1638), ближайший советник кард. Ришелье, прозванный «серым кардиналом», также был известным дух. писателем и ревностным покровителем миссий.

Многие К. помогали заключенным, опекали солдат, оказывая им дух. поддержку и заботясь о раненых. Особыми заслугами отмечена деятельность Марко д’Авиано (ум. в 1699), «ангела-хранителя Гамбурга», вдохновителя императорских антитурецких кампаний и легата нескольких Римских пап.

Орден неуклонно развивался: если в 1650 он насчитывал 21 830 монахов и 1428 монастырей, то в 1761 — уже ок. 35 тыс. монахов и 1730 монастырей.

С кон. XVIII в. для К. наступил период тяжелых испытаний. Политика галликанства и иосифизма, полит. события, последовавшие за Французской революцией (во время которой многие К. приняли мученическую смерть), и гонения со стороны либералов и масонов разрушили структуру ордена; мн. монастыри были ликвидированы, а на вступление в орден новых монахов в ряде стран (в т.ч. Франции и Испании) были наложены жесткие ограничения со стороны властей. Между 1789 и 1847 не состоялось ни одного ген. капитула К., управление орденом осуществляли либо викарии, либо ген. прокураторы, назначавшиеся Св. Престолом. В 1847 ген. настоятелем К. стал Венанцио Бурдезио (1820-64), деятельность которого послужила постепенному возрождению ордена, в т.ч. во Франции, Баварии и Нидерландах, где было основано много новых монастырей. Последующие ген. настоятели К. продолжили расширение деятельности ордена; особенные заслуги в этом принадлежат Э. Христену (1837-1909), реорганизовавшему пастырскую и миссион. работу К. и учредившему в 1884 офиц. печатный орган К. — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

В 1908 К. открыли в Риме междунар. Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского. В 1940 в этой коллегии разместились Исторический ин-т, занимающийся исследованием истории ордена, библиотека Серафико Каппуччино, науч. журнал Collectanea Franciscana, который в библиогр. обозрении с 1929 рецензирует все серьезные труды по францисканству (в области орденского права, богословия, философии, духовности, миссионерства, искусства и т.д.).

Среди К. XX в., причисленных к лику святых, — польский свящ. Гонорат Козьминьский, мученики Гражданской войны в Испании (1936-39), хорватский свящ. Леопольд Мандич, служивший в Падуе и прозванный «узником исповедальни», свящ.-мистик Пий из Пьетрельчины (Падре Пио). В наст. время ведутся процессы беатификации и других К., напр. кард. Гульельмо (Лоренцо Антонио) Массайи (1809-89) и армян. катол. еп. Кирилла Зограбяна (1881-1972).

В 2002 орден насчитывал 11 302 монаха (из них 7165 свящ.) и 1615 монастырей.

Орден К. положил начало более чем 11 500 общинам терциариев, ныне насчитывающим ок. 73 тыс. членов; он опекает монастырские общины капуцинок и неск. десятков конгрегаций, большей частью женских, присоединенных к К.

Духовность. К. характеризуются аскетическим образом жизни, созерцательной формой духовности, проповеднической деятельностью, делами милосердия. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии погибло более 400 К., ухаживавших за больными. Самоотверженность К. в Испании и Франции во время эпидемии 1656-57, когда умерло 311 братьев, в 1663 была удостоена публичной благодарности короля Людовика XIV.

Апост. труды К. были по достоинству оценены простыми людьми, за радушие и щедрость называвшими К. «братьями народа».

К. вели исследования в области библеистики, напр. в Климентинской Академии, основанной монахом-К. Луи из Пуйе (ум. в 1782) в Париже, и богословия, следуя прежде всего традициям Бонавентуры и Дунса Скота.

Проповедническая деятельность К. во мн. странах Европы была настолько плодотворной, что Папа Бенедикт XIV с 1743 закрепил за ними почетную должность проповедников Апост. дворца, которую они исполняют до сегодняшнего дня.

Миссионерская деятельность. Первыми миссионерами из числа К. были Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя, отправившиеся из Италии через Константинополь в Египет и принявшие смерть от рук мусульман в Каире. В 1569 итальянские К. обосновались на Крите, позднее вели миссион. деятельность в Хорватии и Боснии (1594), в Египте среди коптов (1605-06) и Греции (1625). Иосиф да Леонесса вместе со своими сподвижниками из парижской пров. К. в 1587 основал миссион. центр в Константинополе для пастырской опеки католиков, находившихся в плену у турок. В 1626 французские К. начали работать в Алеппо (Сирия), где их миссия сохранилась до XVIII в., а в 1627 — в Армении.

По инициативе Конгрегации по распространению веры франц. К. отправились в Индию, где в 1641 основали миссион. центр в Мадрасе, а в 1671 — в Путтуччери.

В 1703 Конгрегация по распространению веры поручила итальянским К. миссию в Тибете и Непале, но вследствие полит. трудностей они были вынуждены в 1745 отправиться работать в Сев. Индию; в 1820 был учрежден апост. викариат Тибета и Индостана под руководством К.; с 1842 К. работали в Китае. В 1709-60 в Грузию были направлены для миссион. служения 55 К. Один из них, Бернардино да Наполи (ум. в 1707), оставил ряд сочинений на груз. яз., перевел на груз. яз. Катехизис Роберта Беллармина и Филотею Франциска Сальского.

В Африке миссион. служение К. начал в 1600 Амброджо да Сончино (1546-1601), опекавший католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 К. прибыли по просьбе короля Альвара III в Конго, а после его смерти в 1622 стали работать в Тунисе и Марокко (миссия К. в Конго возобновилась лишь в 1910). Французские К., в т.ч. Ж. дю Трамбле, в 1635 основали миссию в Сенегале и на островах Зелёного Мыса (Кабо-Верде). В Эфиопии с 1635 несли миссион. служение франц. К. — Агатангел из Вандома и Кассиан из Нанта, однако после их мученической смерти в 1637 миссия прекратила свое существование. Испанские К. основали в 1645 миссию в Нигерии, в 1648 — в Бенине, но ввиду сопротивления порт. властей в 1650-е были вынуждены покинуть эти территории.

В 1632 франц. К. основали постоянные миссии в Сев. Америке, с 1633 работали на Антильских островах, в 1681-1704 — на Гаити, где возобновили деятельность в 1768. В 1699 они начали работать в Бразилии, но из-за франко-порт. войны были вынуждены покинуть эту страну; с 1705 там несли миссион. служение итал. К., организовавшие апост. префектуры в городах Багио, Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1730). В сер. XVII в. исп. К. стали действовать в Венесуэле. С 1865 итал. К. работали в Уругвае, с 1878 — в Чили. В XIX в. миссии К. существовали также в Гватемале, Пуэрто-Рико и на Кубе.

Создателем постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 стал Г. Массайя; в 1863 миссию в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 была создана ветвь К. эфиоп. обряда, священники которой получают подготовку в семинарии в Адиграте.

В Вост. Европе. В 1705 царь Пётр I подписал в Гродно грамоту, разрешающую К. поселиться в Москве. Однако этим разрешением К. смогли воспользоваться только в 1720, благодаря Патрицию из Милана (ум. в 1753), принадлежавшему к груз. апост. префектуре, вверенной с 1661 итал. К.

Миссия К. в Москве находилась в ведении префекта Грузии до 1722, а в 1731 стала апост. префектурой. В ведении префекта Москвы находились резиденция в Астрахани и осн. в 1731 миссия К. на Украине.

В Астрахань К. приехали в ответ на просьбу местных католиков, направленную 10.09.1710 в Рим, (в хронике катол. прихода Астрахани упоминается также о монахе-К. Соттере, построившем деревянную катол. церковь в этом городе в 1630); первым прибыл Антонио Мария д’Амелия Луалда (ум. в 1741). В 1710 при катол. храме в Астрахани открылась школа, руководимая К., которая более ста лет была единственной школой в городе. В 1722 ее посетил Пётр I; в ней учились А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский. Д-р медицины Ромуальдо а Понто, участник миссии К. в Астрахани, пользовался большим уважением жителей губернии, его покровителем стал калмыцкий хан Дондук-Даши. Усилиями Р. а Понто были построены каменный храм, госпиталь и аптека. К. покинули Астрахань в 1805.

21.06.1720 Венустио из Фрибурга и др. К. в сопровождении францисканцев-реформатов (OFMRef) прибыли (через Вильнюс и Ригу) в С.-Петербург, несмотря на подозрения и недоброжелательство рос. офиц. лиц. В февр. 1719 в С.-Петербург приехал Патриций из Милана, чтобы получить разрешение на строительство каменной церкви в Астрахани. Взаимное недопонимание между францисканцами-реформатами и К. вынудили последних оставить С.-Петербург и отправиться в Москву, за исключением А. да Швица (ум. в 1761), который продолжил апост. деятельность в С.-Петербурге. В правление имп. Екатерины II К. уехали из России и продолжили свою деятельность в Грузии.

Ветвь К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе митр. А. Шептицкого. Это начинание получило поддержку Папы Пия XI, по указанию которого два голланд. К. были направлены в 1925 на учебу в Папский Вост. институт. 16.12.1931 свящ.-К. Гендальф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с тремя собратьями по ордену при поддержке еп. З. Лозиньского он основал первую общину К. визант. обряда в Лубешове (Польша); первая визант. литургия была отслужена 10.12.1933. В 1932 К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 — новициат. К 1939 миссия К. визант. обряда в Польше насчитывала 7 свящ., 2 диаконов и 15 братьев-монахов. В Эстонии по приглашению апост. администратора Э. Профиттлиха в нач. 1930-х К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После занятия сов. войсками терр. Эстонии и Польши во время Второй мировой войны миссии К. визант. обряда были закрыты, а монахи, большинство из которых были голландцами, вернулись на родину. В 1940-е ими были созданы неск. пастырских центров для рус. беженцев и эмигрантов в Нидерландах.

С кон. XX в. К. ведут активную деятельность на терр. Украины, где ныне монахи ордена несут служение в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске; епископом-ординарием Харьковско-Запорожской епархии стал о. Станислав Падевский OFMCap. С авг. 2003 К. работают в Воронеже, где они организовали жизнь катол. общины; в этом приходе служат свящ.-К. Виктор Свидерский (настоятель) и Марек Бакежинский; 3.10.2004 в этом городе состоялось освящение катол. часовни Пресвятой Девы Марии Заступницы. В 2004 К. Украины и России образовали вицепровинцию ордена.

Лит-ра: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. MЯ., 1863-65. 3 Bd.; Haarlem Z. van. Les premiПres tentatives d’une mission des Capucins en Russie // Collectanea Franciscana 11/2 (1941), 223-255; Idem. Le premier diplЩme concОdО par Pierre le Grand aux Capucins // Ibid. 11/3-4 (1941), 438-473; Idem. L’ExpОdition des Capucins en Russie // Ibid. 12/1 (1942), 41-65; Idem. Les Capucins И Saint-Petersbourg (1720-1725) // Ibid. 12/2-3 (1942), 208-247, 351-375; Idem. Les Capucins И Astrakhan’ (1710-1725) et И Moscou (1720-1725) // Ibid. 12/4 (1942), 530-551; Bohdziewicz P. KoжciЧЄ pokapucyfski w Astrachani. Lublin, 1949; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen // Franciscaans leven 38 (1955), 17-30, 47-53, 73-86, 110-120; Asseldonk O. van. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum // Laur 1 (1960), 98-130, 213-244; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis OFMCap. R., 1964; Gadacz K. Capucins polonais dОportОs en Russie et en SibОrie... // Miscellanea Melchior de Pobladura. R., 1964, vol. 2; Cargnoni C. Fonti, tendenze e sviluppi della letteratura spirituale cappuccina primitiva // Collectanea franciscana 48 (1978), 311-398; Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae. R., 1980-86. 2 t.; Iriarte L. Storia del francescanesimo. R., 1982; Los capuchinos en la PenТnsula IbОrica: 400 aЦos de historia (1578-1978). Sevilla, 1985; I frati cappuccini: Do*****enti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988-93. 5 vol.; D’Altari M. I cappuccini: Storia di una famiglia francescana. R., 1994; AnPont 2004.

о. В. Спирито, И. Баранов

Название ордена произошло от итальянского «capuccio», что значит «капюшон». Монахи отделились от францисканского ордена, а коричневая ряса с остроконечным капюшоном стала их традиционной одеждой. В 1525 году францисканский монах Матео де Баскио покинул общину и решил, подобно св. Франциску Ассизскому, жить в бедности, путешествуя и проповедуя. Монах был схвачен и заточен в тюрьму, однако, отпущен благодаря заступничеству племянницы Папы Клемента VII. Осенью этого же года к монаху присоединились еще двое братьев ордена, за что все трое были отлучены от церкви. Но в 1527 году в округе Камерино разгорелась чума, что сыграло роль в образовании ордена. Самоотверженная помощь больным вызвала сочувствие у церковных властей, и в 1528 году новый орден был признан. В это время ряды ордена активно пополнялись. В 1534 году к ним присоединился и глава местного ордена францисканцев — тот самый, который вначале велел заточить де Баскио в тюрьму.

Монахи изначально занимались благотворительной деятельностью: посещали заключенных в тюрьмах, заботились о тяжелобольных и раненых на полях сражений. Во время эпидемии чумы в Италии в XVII веке погибло более 400 монахов, ухаживающих за больными. Но труды были высоко оценены простыми людьми, а членов ордена стали называть «братьями народа»

Монахи придерживались заветов св. Франциска Ассизского и давали обет бедности. Особый узелок на веревчатом поясе означает крепость этого обета. Изначально орден появился на родине святого — в Италии, а затем члены братства распространились по всей Европе.

Еще одним краеугольным камнем была жизнь в отшельничестве — братья поселялись лишь небольшими хуторами и вели самостоятельное хозяйство. Немаловажную роль играла постоянная глубокая молитва, медитация, обучение, чтение. В течение дня монахи работали в хозяйстве — в саду, на кухне и т. д.

В настоящее время в мире насчитывается около 11000 монахов-капуцинов, которые также, как и прежде, помогают обездоленным, больным и нуждающимся.

Один из монастырей находится в австрийском Зальцбурге, на горе с одноименным названием — Капуцинерберг. В 1596 году бишоп Зальцбурга Вольф Дитрих фон Райтенау в противовес Реформации основал в Зальцбурге в дополнение к существующему францисканскому ордену орден капуцинов. Церковь была построена и освещена в 1602 году, а монастырь стал центром церковного образования в регионе. Монахи подчинялись не бишопу, а самому Папе Римскому. В 1810-11 гг. монастырь был занят войсками Наполеона, а прекрасный монастырский сад с лекарственными растениями был вытоптан конницей. Еще тяжелее братству пришлось во времена 3-его Рейха. В 1939 году монастырь и церковь были конфискованы властями; планировался их снос со строительством на этом месте здания для окружного форума. Монахи смогли вернуться на эту землю только в 1945 году.

В 1988 году Папа Иоанн Павел II во время посещения Зальцбурга остановился именно в этом монастыре в знак уважения к братству. В настоящее время в монастыре проживает от 4 до 6 монахов, регулярно проводятся открытые для посещения службы.

"Разутый капуцин, веревкой опоясан, // В истертом рубище, с обритой головой, // Пред раболепною народною толпой, // Восторженный, держал евангельское слово…" , — так описывал представителя древнего католического монашеского ордена русский поэт ХІХ века Аполлон Майков. И далее в его же рифмах звучит то ли легкая горечь, то ли ирония: "Но строгой истины оракул громовой // Не потрясал души моей…". Слова о "строгом оракуле громовой истины" как нельзя лучше передают саму сущность созданного в 1525 году и узаконенного буллой папы Климента VII 3 июля 1528 года ордена капуцинов.

Ведь именно на него возлагалась непростая миссия защиты учения Католической Церкви в условиях Реформации. После отделения от ветви францисканцев-обсервантов капуцины стали одной из важнейших контрреформационных сил Папы. Действовала эта сила и пылким словесным убеждением, и — самое главное — личным примером, преданностью вплоть до самой смерти тому, кого монахи считали наместником Сына Божия.

Протестантскому уничижению Пресвятой Девы капуцины противопоставили неуклонное исповедание Ее Непорочности (в частности, они, как выходцы из францисканцев, защищали догмат о непорочном зачатии Богородицы), приземленности реформатской экзегезы — мистицизм Бонавентуры (синтез теологии которого в конце ХVI века осуществил испанский капуцин Петр Тригозо), потребительской философии сторонников Лютера и Кальвина — суровость собственной аскезы.

Восприняв как духовный идеал жизнь одного из самих известных католических подвижников и аскетов Францизка Ассизкого и его подражателя Матфея Басчио, именуемые "меньшими братьями" смиряли себя с помощью нищеты и добровольного мученичества за веру. Формой одежды капуцинов навсегда стала бурая ряса, подпоясанная веревкой с узлом — символом монашеских обетов, сандалии на босу ногу и, конечно, знаменитый остроконечный капюшон.

В труде В. Задворного "История Францисканского ордена" упоминается о множестве случаев убийства капуцинов реформаторами-протестантами: в Англии их четвертовали и сжигали на вилах на медленном огне, в Нидерландах вешали, повсюду их высмеивали и писали на них памфлеты, но они не сдавались, выступали с кафедр, проповедовали на площади, чтобы спасти хотя бы немногих.

Безусловно, принесение себя в жертву ради ближнего нередко вызывало искреннюю любовь и восхищение. Почитаемо было и самоотверженное социальное служение многих монахов ордена: они всячески помогали больным и страждущим, духовно поддерживали солдат и заботились об их раненых, опекали заключенных в тюрьмах. Известно, что во время эпидемий чумы в Италии (XVII век) погибло более 400 капуцинов, ухаживавших за больными. Подвижничество капуцинских иноков в Испании и Франции во время эпидемии 1656-57 годов, когда умерли 311 братьев, в 1663 году было удостоено публичной благодарности короля Людовика XIV.

Как человек, весьма любимый народом, вошел в историю первый канонизированный капуцин, Феликс из Канталиче ("брат Деогратис") — по верованию Католической Церкви, покровитель матерей и детей. Одного из признанных святыми монахов в остроконечных капюшонах, Марко д"Авиано, умершего в 1699 году, современники называли "ангелом-хранителем Гамбурга". Величайшими были заслуги ордена капуцинов и в миссионерстве. Известно предание о мученической смерти капуцинских миссионеров Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя от рук мусульман в Каире.

Многочисленные миссии капуцинов в разное время действовали на Крите, в Хорватии, Боснии, Египте, Греции, Сирии, Армении, Китае и во многих других отдаленных уголках земного шара. Монахам удавалось создавать и настоящие миссионерские центры. Один из первых был основан Иосифом де Леонессой в 1587 году в Константинополе для пастырского окормления католиков, находившихся в плену у турок. В дальнейшем, спустя несколько десятилетий, усилиями французских капуцинов два таких же центра возникли в Индии — в Мадрасе (1641 год) и Пондишери (1671 год). Чуть позже их проповедь зазвучала в Конго, Тунисе и Марокко, на Гаити и в Бразилии.

Следует отметить, что капуцинский орден с самого начала своего существования развивался стремительно — как свидетельствуют исторические анналы, в 1650 году он насчитывал 21830 монахов и 1428 монастырей, а в 1761 году — уже около 35 тысяч монашествующих и 1730 обителей. Но с конца ХVIII века для последователей Матфея Басчио наступает период тяжких испытаний. На историческую арену выходят два его заклятых врага — иосифизм и галликанство. Множество капуцинских монахов погибло во время Французской революции 1789-94 годов.

Тем же, кому посчастливилось остаться в живых, пришлось жестоко пострадать от гонений либералов и масонов, часто на государственном уровне. Из-за последних значительно нарушилась структура ордена; многие монастыри ликвидировали; в некоторых странах, в том числе и на родине ордена в Италии, вступление новых членов в капуцинскую общину было серьезно ограничено. С 1789 по 1847 годы не прошел ни один генеральный капитул (заседание коллегиального органа, уполномоченного избирать настоятелей или соборно решать самые важные вопросы жизни монашеской общины). Управление орденом в то время осуществлялось викарием или генеральным прокуратором, назначенным Папой.

Лишь в 1847 году, когда орден капуцинов возглавил Венанцио Бурдезио, община стала возрождаться. Возникли новые обители во Франции, Баварии и Нидерландах, была реорганизована пастырская и миссионерская деятельность. Особая роль в этом принадлежит Э. Христену, который основал в 1884 году официальное печатное издание капуцинов — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

Новым этапом служения духовных чад и последователей "братьев народа" (так называли еще древних капуцинов) стало открытие в Риме Международной коллегии святого Лаврентия Бриндизийского в 1908 году, где с 1940 года начали свою работу Исторический институт, занимающийся исследованием истории ордена; библиотека Серафико Каппучино; редакция научного журнала Collectanea Franciscana с 1929 года рецензировала все серьезные труды по францисканству — духовной колыбели ордена капуцинов. Эти традиции просветительства актуальны и для современных капуцинских монахов. Члены общины по-прежнему плодотворно трудятся над сохранением и приумножением своего уникального наследия в области католического богословия, орденского права, философии, миссионерства, искусства и социального служения.

Капуцинство сегодня — это около 14 тысяч монашествующих (по данным открытого общества "Энциклопедия Кольера"), 200 миссий во всем мире (больше всего миссионерских центров сосредоточено в Индии, Эфиопии и Турции), более 20-ти монастырей в странах Западной и Восточной Европы. Можно много говорить и долго спорить о роли этого религиозного движения и во времена контрреформаторской борьбы, и в нынешнем мире с его непростыми духовными коллизиями. Но неоспоримо одно — капуцины явили миру пример поразительной верности своим убеждениям и не менее впечатляющей готовности идти за них до конца. А это качество ценно для человека любых религиозных взглядов. Оно — именно то, чему у капуцинов стоит поучиться.

Виктория Матвеева

Капуцины
Полное название Орден меньших братьев капуцинов
Латинское название Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum
Сокращение O.F.MCap
Церковь Католическая Церковь
Основатель Маттео Басси
Дата основания 1525
Год утверждения 1528
Количество монашествующих 10 659 (2013)
Сайт ofmcap.org

История

В начале XVI века в Католической церкви шло сильное движение церковного обновления, предшествовавшее Тридентскому собору . Многие монашеские ордена в этот период испытали большие потрясения и подверглись серьёзным реформам. Не стали исключением и францисканцы - в 1517 году было официально закреплено разделение единого прежде ордена на францисканцев-обсервантов и францисканцев-конвентуалов . Через 8 лет, в 1525 году началась капуцинская реформа, призванная создать францисканские общины с максимально строгим уставом и максимально приближенные к идеалам святого Франциска . Эти процессы привели к созданию трёх ветвей францисканского ордена, существующих и по сей день .

Капуцинская реформа началась в итальянском регионе Марке по инициативе обсерванта Маттео Басси. Первоначально Басси не ставил перед собой целью создание нового ордена, он хотел распространить свои реформы на всех обсервантов, однако столкнулся с сопротивлением значительной части ордена, включая руководство . Чтобы избежать конфликта папа Климент VII буллой Religionis zelus от 3 июля 1528 года утвердил новую францисканскую общину под названием «Меньшие братья отшельнической жизни». Первый капитул новой ветви францисканцев состоялся в Альбачино в апреле 1529 года. На капитуле был принят строгий устав, закреплявший стремление к максимальной простоте и бедности .

Новый орден чуть не прекратил своё существование в самом начале после того, как в 1537 году Маттео Басси вернулся к обсервантам, а глава общины Бернардино Окино в 1542 году перешёл в кальвинизм . Ордену грозило упразднение, однако он сумел выжить, более того, во второй половине XVI века численность капуцинов резко выросла. В 1571 году в Италии было 3300 капуцинов . В 1574 году орден начал деятельность за пределами Апеннин, капуцинские монастыри основывались во Франции, Испании, Швейцарии, Австрии и других странах. В 1619 году папа Павел V признал за капуцинами полную автономию, а за главой ордена титул генерального министра. На генеральном капитуле 1643 года была принята новая конституция ордена . Ряд капуцинов XVI-XVII веков были канонизированы, наиболее известен среди них Лаврентий Бриндизийский , который получил почётный титул Учителя Церкви .

В 1535 году был основан Второй (женский) орден капуцинов. Так как женские общины францисканского ордена исторически именуются не францисканками, а клариссинками (клариссами) в честь святой Клары Ассизской , женская ветвь капуцинов стала именоваться клариссами-капуцинками или просто капуцинками . К числу капуцинок принадлежала канонизированная в 1839 году монахиня Вероника Джулиани .

Капуцины активно занимались миссионерством и внесли большой вклад в появление новых христианских общин в Америке, Азии и Африке. Первыми миссионерами-капуцинами были итальянцы Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя, проповедовавшие в XVI веке в Египте и погибшие от рук мусульман в Каире . В 1587 году по договорённости между Францией и Османской империей французские капуцины прибыли в Константинополь для опеки над католиками, находившимися в плену у турок. В начале XVII века были основаны первые миссии в Африке, в 1632 году - в Америке. В 1641 году была основана капуцинская миссия в Индии, а в 1842 году - в Китае .

К 1761 году орден насчитывал около 35 тысяч монахов и 1730 монастырей . Однако, как и другие монашеские ордена, капуцины значительно пострадали от секуляризаций и революций конца XVIII - начала XIX веков. Многие монастыри были ликвидированы, после Французской революции многие монахи приняли мученическую смерть. Между 1789 и 1847 годами не состоялось ни одного генерального капитула. Несмотря на это, орден выжил, и к концу XIX века число его членов увеличилось. Бедность часто соединялась у капуцинов с недостатком образования. Особенно известны их шутовские народные проповеди (капуцинады; см. «Валленштейнов лагерь» Шиллера) .

В 1908 году капуцины открыли в Риме Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского, впоследствии преобразованную в институт. В настоящее время при нём функционирует обширная библиотека и издаётся журнал Collectanea Franciscana, посвящённый францисканскому наследию .

Среди наиболее известных святых капуцинского ордена XX века - святой Пио из Пьетрельчины и хорватский священник Леопольд Мандич .

Современное состояние

По данным на 2010 год в ордене состояло 10 519 монахов, из которых 6 939 были священниками . По данным на 2013 год орден насчитывал 10 659 монахов, из которых 7 021 священник . Орден насчитывает 1628 общин .

Одежду капуцинов составляет бурого цвета хабит с пришитым к нему капюшоном, верёвочный пояс с узлом, символизирующим нерушимость монашеских обетов, и сандалии на босых ногах.

Капуцины по-прежнему занимаются миссионерством и имеют около 200 миссий по всему миру, особенно в Индии , Эфиопии и Турции .

Факты

Примечания

  1. Капуцины // Канцелярия конфискации - Киргизы. - М. : Большая российская энциклопедия, 2009. - С. 47. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 13). -
Статьи по теме: