Как выглядит штатив. Как выбрать штатив: полное руководство

Многие фотографы часто в своей деятельности используют штативы. Ведь практически не возможно делать снимки на очень длинных выдержках снимая с рук. Поэтому в этой статье я расскажу вам как выбрать штатив для фотоаппарата, чтобы вы могли перейти на новую ступень в своем фото творчестве. Для начала посмотрим где и как применяется штатив, а затем узнаем какие разновидности бывают и научимся выбирать штатив для своих нужд.

Применение штатива в фотосъемке

Фотосъемка со штативом применяется когда нужна хорошая стабилизация изображения и неподвижность фотоаппарата например в таких случаях как:

  • Съемка в темное время суток на очень длинных выдержках. Таким методом вам получится снять ночной город с красочной подсветкой. Без штатива такая съемка не возможна, так как требует неподвижности фотоаппарата в течении 30сек, а иногда и даже больше.
  • Съемка HDR фото с широким динамическим диапазоном. При такой съемке нужна неподвижность фото, чтобы снять 3 одинаковых кадра с разной экспозицией
  • Съемка панорамных фотографий на 180 и более градусов. Для панорам требуется фотографировать местность крутя камеру вокруг своей оси, что будет наиболее удобно делать на штативе, чтобы потом можно было легко сшить все фото в редакторе.
  • Съемка звездного неба. Для такой съемки фототехнике предстоит снимать без движения больше 2 часов, чтобы добиться эффекта движения звезд на ночном небе.
  • Съемка репортажей и интервью, где нужна так же неподвижность камеры и плавные ее повороты к снимаемому объекту.
  • Фризлайт или по другому рисование светом. Люди фонариками на темной местности рисуют силуэты, которые при длительной выдержке превращаются в красивое фото.

Какие бывают типы штативов

Перед тем как сделать выбор штатива для зеркального фотоаппарата, давайте рассмотрим какие они вообще бывают и для чего служат. Штативы можно разделить на 3 вида: карманные мини-штативы, моноподы и триподы.

Карманные мини-штативы

Настольные мини-штативы созданы для легки и миниатюрных фотоаппаратов. Они подходят для цифромыльниц и легких бюджетных зеркалок. Они рассчитаны на то чтобы устанавливать их на землю, стол, и другие поверхности где не нужна большая высота. Эти штативы имеют легкую и миниатюрную конструкцию которую можно легко положить во внутренний карман вашей куртки или с легкостью разместить в рюкзаке. Чаще всего они обладают весом 150-200 грам и имеют высоту 20-30 см. У таких штативов ножки бывают раздвижные или гибкие, второй вариант более привлекательный так как его можно не только поставить на стол но и прикрутить к ветке дерева или забору. Максимальная нагрузка таких мини-штативов примерно 1кг, то есть он может выдержать зеркалку начального уровня с небольшим объективом общий вес которого не будет превышать допустимую нагрузку штатива. Но увы профессиональную тяжелую технику он не выдержит и просто согнется или упадет. Данный тип больше подходит для макросъемки.

Трипод (треног)

Это пожалуй самый распространенный вид штатива. У него есть три ноги потому его и называют треногом или триподом. Эти штативы имеют хорошую прочную конструкцию в зависимости от модели и цены они могут быть изготовлены как с пластика так и с алюминия и даже карбона. Допустимая нагрузка колеблется от 3 до 10кг в зависимости от модели. Высота может колебаться от 140см до 190см. Длинна в сложенном состоянии колеблется от 50см до 70см, а вес от 1.5кг до 2.5кг. На таком типе штатива может использоваться как съемная головка так и обычная. Триподы подходят практически для любой фототехнике. Бюджетные модули которые рассчитаны на вес 1-1.5кг обойдутся вам в 30-60$, а вот профессиональные штативы для фотоаппаратов посерьезней очень сильно отличаются в цене и могут достигать ценника в 400$.

Монопод

Моноподы имеют всего лишь одну ногу в отличие от своего собрата Трипода. Он дает возможность снизить нагрузку с рук и возложить ее на монопод. Чаще всего таким типом пользуются в репортажной съемке когда нужно быстро и оперативно установить камеру и снимать репортаж. Однако данный тип не подойдет для съемки на длительных выдержках.

Как выбрать штатив для фотоаппарата

После того как вы определились какой тип штатива вам нужен и задаетесь вопросом "Как выбрать штатив для зеркалки?", вам нужно знать основные критерии по выбору фото штатива и его характеристики.

Нагрузка на штатив

В первую очередь вы должны знать для каких целей и какая фототехника будет устанавливаться на штатив. Ведь от этого напрямую зависит какой вам штатив нужен. Чем больше штатив выдерживает нагрузку, тем он должен быть прочней и в связи с этим дороже. Для обычной бюджетной зеркалки весом 600 грам и зум объектива весом 500грам хватит любого недорого штатива в ценовом диапазоне 30-50$. Но если вы используете фотоаппарат профессионального уровня который в среднем весит 1.5 кг, а с ним еще телеобъектив и вспышка то все это может весить около 4кг. Для такой нагрузки понадобится более прочная опора. Ведь вам же не хочется чтобы ваша техника упала со штатива от дуновения ветра. Рекомендуется брать штатив который в 2-2.5 раза тяжелее фототехники которая будет на него устанавливаться.

Высота штатива

В зависимости от того какие вы фотографии собираетесь делать вы должны знать какая вам нужна высота штатива. В идеале для комфортного использования фотоаппарат установленный на штативе должен быть на уровне глаз. Согласитесь будет очень не удобно работать со штативом если вы ростом 195см а штатив с максимальной высотой 140см.

Если вы решили подобрать штатив точно под свой рост то давайте разберем это на небольшом примере. Допустим ваш рост равен 175см - это не значит что вам нужен штатив с максимальной высотой 175см. Учитывая то что высота штатива рассчитывается от пола до головки штатива на которую еще сверху ставится фотокамера, то к высоте штатива прибавляем еще 6-7 см - это расстояние от низа фотоаппарата до ее видоискателя. Так же не забываем что глаза находятся у вас не на самой верхушке головы а на 10-12 см ниже вашего роста. В итоге получаем: 175см(ваш рост) - 11см - 6см = 158см. то есть для вашего роста вам вполне подойдет штатив с максимальной высотой 160см. Этот пример я привел на основе своего роста 176см и моего штатива высотой 161см, который идеально мне подходит по высоте.

Не стоит забывать и про высоту штатива в сложенном состоянии ведь будет тоже не очень приятно если он не будет вмещаться в вашу дорожную сумку.

Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выбрав трипод с двумя секциями вы получите довольно длинный штатив в собранном состоянии, который влезет не в каждую сумку. Три и четыре секции более распространенный вариант в сложенном виде будем занимать меньше места и считается что такая конструкция более устойчивая и крепкая.

Материал штатива

В дешевых бюджетных штативах ручки площадки и фиксаторы делаются из пластика. Он бывает разный и в бюджетным вариантах он может сильно люфтить и двигаться даже если вы сильно закрутите все фиксаторы.

Ноги изготавливаются из алюминия что делает их легкими и прочными. Более прочные и профессиональные штативы используют такие материалы как Карбон, титан, магний. Эти материалы почти не уступают по прочности алюминию но они более легкие. И пластик в в таких моделях более качественный и надежный. Он не будет люфтить и вы даже на миллиметр не сдвинете площадку если закрутить все фиксаторы.

Штативная головка

Головка штатива довольно важная часть штатива и она бывает как съемная так и такая которая идет вместе со штативом и ее не возможно заменить.

Головки бываю нескольких типов: 2D и 3D головка, шаровая и панорамная.

2D головка штатива дает возможность наклонять площадку с камерой только вниз и вверх, что не очень удобно и мало где применяется.

3D головка может наклоняться и поворачиваться как по горизонтали так и по вертикали что дает вам свободу для действий и легко позволит снимать панорамные фото. в Таких головках чаще всего можно фиксаторами закреплять площадку в нужной плоскости оставляя при этом другую плоскость подвижной. То есть вы можете зафиксировать головку в вертикальном положении и вы не сможете ее двигать вверх или вниз но по горизонтали свободно можете крутить площадку с фототехникой.

Шаровая головка это по сути площадка которая крепится к шару которые может двигаться во всех плоскостях зажимая и расслабляя всего лишь один фиксатор в отличие от 3D головки где там их может быть 2-3. Однако с такой головкой не очень удобно снимать панорамные снимки, так как вы не можете зафиксировать площадку с камерой по вертикальной оси то вам трудно будет снимать ровно без перепадов углов поворачивать камеру по горизонтали.

Панорамная головка как ни странно по названию идеально подходит для съемки панорам. Использую такой вид головки вы сможете избегать проблем при сшивании снимков в редакторе. Суть в том что при съемке на любых других типах головки вращение камеры на штативе происходит вокруг гнезда площадки штатива. Из за этого возникают проблемы стыковки кадров вызываемые параллаксом. Используя панорамную головку фотоаппарат будет вращаться вокруг конечной точки объектива что позволит избежать проблем при склейке кадров и искажений.

Площадка для крепления фотоаппарата

Хорошо когда есть площадка для крепления зеркалки. Площадка накручивается на фотоаппарат и затем крепится на головку штатива. Она будет очень полезна когда допустим вы снимаете что-то со штатива и вам надо быстро снять камеру и запечатлеть что-то интересное. В противном случае вам придется долго откручивать аппарат от площадки из за чего вы можете упустить интересный момент. Если вы думаете что для вашей фирмы фотоаппарата используется какое то особое крепление площадки то вы ошибаетесь. Штатив для фотоаппарата Canon или Nikon абсолютно ничем не отличается так же как и для другим фирм фототехники. У всех фотоштативов и самих камер используется абсолютно одинаковое гнездо крепления.

Какой фирмы брать штатив

Если вам важно какой фирмы брать штатив и что на нем будет написано то вам следует обратить внимание на такие фирмы как: Manfrotto (Италия), Gitzo, Benro (Китай), Slik (Япония), Cullmann, а также Hama, Arsenal (Китай) , Unomat, Soligor и Rekam, Velbon (Китай). Лично для меня не имеет значение какой фирмы штатив, я выбирал его исходя из моих требований по характеристикам, удобству эксплуатации и цене. Пользуюсь я штативом Arsenal ARS-3750 , который имеет 3D головку, съемную площадку крепления и вполне подходит для меня.

Заключение

Теперь после всего прочитанного вы должны понимать как выбрать штатив для зеркального фотоаппарата и надеюсь не будете спрашивать в комментариях какую модель купить для вашей камеры. При покупке штатива в магазине обязательно проверьте работу всей конструкции. Разложите и сложите проверьте плавность хода секций ног штатива и поворота головки объектива, надежность зажимов секций ног штатива и фиксаторы головки. Убедитесь что штатив подходит вам по высоте, напомню что максимальная высота штатива должна быть не меньше чем на 15 см ниже вашего роста. И конечно его следует брать исходя из вашего бюджета и нужд. И запомните, лучший штатив для фотоаппарата не тот который самый дорогой и от известной фирмы, а тот который вам подходит по эксплуатации, техническим и качественным характеристикам.

Что такое штатив? Определение не сложно: штатив — это специальное приспособление (как правило, с выдвижными опорами) для жёсткой фиксации фотокамеры. Славное немецкое слово Stativ называют ещё греческим трипод ("три ноги"), а по русски просто тренога:) Применяется для устранения вибрации, дрожания, и, соответственно, смаза снимка. Штатив обеспечивает наилучшую устойчивость фотоаппарата на любом диапазоне выдержек, кроме того, служит для точного наведения (в цель!) и удержания камеры в нужном положении. Как правило, трипод используют при съёмки на длинных выдержках, необходимых при недостатке освещения.

Штатив незаменим в условиях слабого или ночного освещения и является лучшим стабилизатором изображения!

Подобное освещение враг любого фотографа. И здесь нелишне добавить: при съёмке ночью (без высоких ISO, без вспышки!) штатив равняет в возможностях и зеркальные фотокамеры и компакты. Ну, почти равняет!

Кроме того, штатив и автоспуск — верные друзья фотографа, когда нужно сделать автопортрет, или запечатлеть себя вместе с одноклассниками, семьей, или сослуживцами.

И, конечно, макросъёмка! Многие треноги оборудованы богатым функционалом для макрофотографии. Как правило, это возможность съёмки с низких (или необычных) точек, а также возможность точных подвижек камеры, о чём ещё будет упоминаться по ходу данной статьи.

Штатив следует выбирать не только по функционалу. Безусловно, начинать следует не с этого, а с характеристик, присущих всем моделям без исключения: это устойчивость к вибрациям, грузоподъёмность, высота и, разумеется, собственный вес треноги и размеры в сложенном виде.

Штатив — разновидности и устройство

Штативы существуют давно, со времён появления первой фототехники. Тогда длительность выдержки даже при хорошем освещении могла достигать огромных величин (первоначально часов, потом минут!), поэтому штатив и фотоаппарат были единым целым. Эта неразлучная парочка требовала от фотографа недюжиной выносливости и навыков профессионального грузчика:)

С тех пор светочувствительность материала возросла в разы, светосила объективов тоже, фотоаппараты стали компактными, а тренога как была, так и осталась верным спутником фотографа (а иногда и любителя-энтузиаста), ибо при плохом освещении длинные выдержки всё равно могут испортить шедевр!

Сегодня встречаются следующие виды штативов:

и масса разновидностей...

Штативы бывают самые разные — высокие и маленькие, тяжёлые и легкие, настольные и карманные, профессиональные и любительские, с поворотным механизмом и (или) съемкой площадкой и без таковых. Изготавливаются из металла (часто — алюминиевый сплав), пластика, или углепластика (карбон).

Слева мы видим обычный штатив с максимально выдвинутой центральной колонной. Это увеличивает высоту треноги, однако в таком состоянии вибрация при съёмке может усиливаться сильнее. Смазанные снимки могут заставить вас опустить штангу (а возможно и ноги штатива) пониже.

Штатив, как и камеру, выбирают по своим потребностям: здесь наибольшее значение имеют такие характеристики, как рабочая высота, высота в сложенном состоянии, собственный вес, заявленная производителем грузоподъёмность... Характеристик много и мы ещё рассмотрим их более подробно.

Как устроен штатив
Тренога, как правило, состоит из складных ног-опор, поворотного механизма (штативная головка) и съёмной площадки, куда крепится фотоаппарат. "Ноги" представляют собой телескопические штыри (задвигаются друг в друга) и могут иметь несколько сочленений с фиксаторами. В итоге, штатив имеет возможность регулировки высоты — как складыванием-выдвиганием ног-опор, так и выдвиганием вверх-вниз центральной штанги.

Существуют два основных крепления фотоаппарата на штатив: резьба 1/4 (диаметр четверть дюйма) и 3/8 (диаметр три восьмых дюйма). Стандартная и более компактная резьба 1/4" применяется, как правило, на всех 35 мм (и меньших "по рангу" и весу) фотоаппаратах — вплоть до мыльниц. Мощная резьба 3/8" применяется при более значительных нагрузках.

Простой штатив уже имеет в своём составе встроеную штативную головку, но бывают и съёмные головы для разных задач, например, для фотосъёмки панорам. В этом случае ноги и головка покупаются раздельно:) Съёмные могут иметь резьбу разных типов (1/4" и 3/8"), поэтому для использования голов с иным креплением штатива нужен адаптер. Голову мы ещё рассмотрим более подробно, а сейчас вернёмся к выбору штатива.

Как выбрать штатив

По высоте
Какова должна быть максимальная (рабочая) высота штатива? По идее, максимальная высота может достигать уровня вашего роста. Но для путешествий лучше брать штатив с меньшей рабочей высотой, зато более компактный в сложенном виде. В конечном итоге, всё зависит от ваших целей и желаний. Поэтому брать самый низкий штатив для съёмки людей (и даже пейзажа), видимо, не стоит:)

По жёсткости, весу и конструкции
Что касается жёсткости, то главное правило одно — чем жёстче (и тяжелее!) штатив, тем лучше, поскольку лучше гасит вибрации. По идее, хороший штатив должен соответствовать, как минимум, весу фотокамеры. Но при фотосъёмке с телеобъективом желательно, чтобы вес нашей треноги превосходил массу фотоаппарата вместе с объективом. Смешно, но основной недостаток штатива это его габариты и вес:) Развитие композитных материалов позволяет изготавливать штативы небольшого веса, которые выдерживают значительную нагрузку.

Конструкции тоже разнообразны. Есть совсем крохотные, где придуманы опоры состоящие из множества гибких шарнирных узлов, что позволяет установить трипод на любой поверхности, и даже закрепить камеру на столбе, или ветке дерева. В общем, вариантов много, а чтобы не запутаться выпишем характеристики на бумажку, прежде чем идти в магазин и выбрать штатив.
По старшинству примерно так:

грузоподъёмность штатива
вес штатива
рабочая высота штатива
высота в сложенном состоянии
количество секций
минимальная рабочая высота
материал.

Ну с, приступим...

Выбор штатива по характеристикам

грузоподъёмность штатива
Это вес нагрузки в кг, указанный производителем. Например, 8 кг. Значит, такую нагрузку выдержит штатив — скажет продавец. Последнее не всегда понятно: это максимальная нагрузка на слом штатива, самопроизвольное его складывание (с убийством фотоаппарата), или просто предел вибраций от веса камеры для получения чёткой фотографии:) Можно смело делить цифру на 2, а то и на 3, но лучше всего провести эксперимент перед покупкой прямо в магазине: портит вибрация резкость на фото или нет. Грузоподъёмность штатива входит в число трёх самых важных его характеристик — наряду с весом и рабочей высотой.

вес штатива
Вес имеет значение! Чем тяжелее штатив, тем выше его грузоподъёмность (лучше держит камеру) и наоборот:) Кроме того, следует ещё учитывать штативную головку (если покупаете отдельно), иногда её вес сопоставим весу самого штатива. И только вы можете определить, сколько времени готовы таскать за собой эту ношу и готовы ли таскать вообще — известно, треноги сами не ходят:) В любом случае следует исходить из своих возможностей, и не только физических или финансовых: если у вас компактная камера, то нет смысла покупать дорогой и тяжёлый профессиональный штатив, выдерживающий 10 кг навешанной аппаратуры. Всё сказанное о весе и грузоподъёмности относится и к штативной головке.

рабочая высота штатива
Или максимальная рабочая высота. Подбираем по своему росту (чуть ниже, ибо камера на штативе увеличивает высоту), штатив в полный рост обеспечит комфорт при съёмке, ибо не нужно нагибаться:) Кстати, поворотный экранчик камеры хорошо решает проблему. Помним следующее: максимально выдвинутая штанга здорово увеличивает высоту штатива, но сильно уменьшает устойчивость фотоаппарата к вибрациям. Поэтому, выбирая штатив, следует уточнить: рабочая высота с выдвинутой штангой, или нет.

высота в сложенном состоянии
Проще говоря, это габариты штатива для переноски:) Чаще всего зависит от количества выдвжных секций. Чем больше секций, тем меньшую длину имеет штатив в сложенном состоянии.

количество секций
"Ноги" штатива представляют собой телескопические штыри, которые задвигаются друг в друга. Имеют чаще всего от 3-х до 5 секций (сочленений с фиксаторами). А сколько нужно? Правило простое: чем меньше сочленений, тем лучше устойчивость фотоаппарата к вибрации. А чем больше — тем меньше габариты штатива! Пять секций могут создать минимальный размер в сложенном положении и большую рабочую высоту, но такая конструкция гораздо хуже противостоит вибрациям, поскольку не может устойчиво держать большой вес фотооборудования. Для лучшей устойчивости (при прочих равных) 3 секции имеют преимущество!

минимальная рабочая высота
Минимальная высота, с которой возможна фотосъёмка. В случае с переворачивающейся штангой высота может быть совсем маленькой, что создаёт дополнительные возможности фотографу. В макросъёмке это бывает незаменимо! Кроме того, поворотная колонна может создать совершенно необычные точки съёмки.

материал
Алюминий, сплавы, композиты, карбон. Правило всегда одно: чем тяжелее штатив, тем лучше держит камеру. Но исключение, конечно есть! Штатив, сделанный из композиционных материалов (например, из карбона), легче и прочнее штатива из алюминия, а нагрузку держит такую же (и даже бóльшую). Это понятно. Из всякого правила всегда найдётся исключение, которое лишь подтверждает правило:) Цена штатива из карбона, разумеется, не радует, отсюда анекдот: мне пришлось продать свой фотоаппарат, чтобы купить хороший штатив...

Штативная головка (фотографы называют куда проще: «голова») штука весьма и весьма полезная — без головы, сами понимаете, никуда! :) Она служит для крепления фотоаппарата к штативу, для изменения его ориентации (в пространстве, разумеется!) и жёсткой фиксации.

Голова бывает 3D, панорамная и шаровая.

3D головка
Эта "голова" позволяет изменять положение фотокамеры в пространстве, как правило, по трём осям — наклоняться вверх-вниз с помощью длинной рукоятки, наклоняться вбок, вращаться по горизонтали — и без перемещения штатива, что очень удобно. В общем, 3D пришло в фотодело, видимо, раньше всех:) Фотокамера надёжно крепится (все положения фиксируются винтами, замками), и прекрасно ориентируется в пространстве в 3-х измерениях.

Панорамная голова
Для съёмки панорам применяется специальная панорамная головка, которая очень хорошо приспособлена для поворота на различные углы. Среди них имеются градуированные головки с установленным механизмом перемещения фотоаппарата, причём не вокруг своей оси (как в недорогих панорамных головках), а вокруг т.н. нодальной точки, что даёт беспараллаксную съёмку панорам (из нескольких кадров), и их качественную сшивку в редакторе. Стоить панорамные головы могут очень дорого, от $300 и гораздо выше.

Головки на шаровой опоре.
главное их отличие от "3D" — фиксаторов гораздо меньше, а камера гораздо быстрее устанавливается в нужное положение, чем 3D-голова. Конструкция плавно вращается вокруг шара — раз повернул и закрепил! Легко и оперативно. Недостаток шаровых головок: сложнее точно откорректировать наклон фотоаппарата по каждой из трёх осей; не все модели приспособлены для съёмки панорам.

Кроме того. Штативная головка может быть оборудована жидкостным уровнем (для "ровного горизонта" при съёмке пейзажей), и специальными механизмами для дополнительных перемещений. Например, для макросъёмки может пригодится направляющая фокуса (рельсовая или макро-головка), в некоторых штативах можно вынуть центральную колонну и перевернуть её, при этом камера оказывается между его ног, что очень удобно для съёмки макро с нижних точек.

Съёмная площадка.
Служит для быстрой установки или снятия фотокамеры на штатив (штативную головку). Для крепления фотоаппарата применяется резьба на 1/4" или 3/8". С одной стороны площадки имеется штырёк с резьбой, с другой — затягивающий винт, слегка утопленный в корпусе (видно на снимке слева). Затягивать можно обычной монеткой.
Иногда съёмная площадка бывает несъёмной:) Т.е. представляет собой единое устройство вместе со штативной головкой.

Производители штативов

Дешёвые штативы стоят менее $60-70, они сделаны из алюминия и отличаются слабым функционалом. К таким более тяготеют Arsenal, Continent, Velbon и др. Это не значит, что они плохие — для лёгких фотоаппаратов (например, компактов) и простых задач — самое то. Особенно, если не подвергаете штатив сильным нагрузкам (предельный вес камеры + съёмка при сильном ветре), не роняете, не используете каждый день беднягу на износ, то может прослужить долго, возможно без поломок. Разумеется, само деление по фирмам и ценам весьма условно, у каждой фирмы могут быть штативы разного класса и ценового диапазона, но тенденция всё же есть.

Однако нельзя утверждать, что с помощью дешёвой треноги невозможно сделать очень красивые фотографии.

Штативы для требовательных любителей и энтузиастов имеют бóльшие возможности, которыми снабжают свои триподы фирмы Benro, Cullmann, Gitzo, Giotto´s, Manfrotto, RRS, Slik. Как правило, при цене более $100-150 это уже полупрофессиональный класс со съёмными головками (последние могут быть в комплекте, или за отдельные деньги). Отличаются высоким функционалом, головками для различных задач, разнообразными углами наклона ног (это позволяет быстро установить камеру не на ровной поверхности), поворотными и переворотными колоннами для макросъёмки... Материал — от алюминия до титана и карбона.

В верхнем ценовом диапазоне от $500-700 и выше (только за треногу!) могут быть профессиональные штативы: выдерживают большой вес, рассчитаны на интенсивную ежедневную работу, имеют высококачественные сочленения (и даже силиконовую смазку). Не взирая на использования дорогих композитных материалов могут быть очень тяжёлые (до 5 кг и более), и предназначены для съёмки в экстремальных условиях — например, при сильном ветре. В этом классе следует выделить Gitzo и RRS, хотя повторяю: чёткой границы не существует.

Штатив — навыки работы

Навыки работы не сложны. Закрепляем фотоаппарат в нужном положении, отключаем стабилизатор изображения (если есть), делаем предварительный подъём зеркала (если фотокамера позволяет), устанавливаем нужную выдержку, и снимаем с помощью автоспуска (или пульта дистанционного управления). Все эти "меры предосторожности" необходимы для того, чтобы исключить возможное колебание от нажатия пальца, или хлопка зеркала — особенно если штатив лёгкий, или не очень жёсткий. Слева мы видим пример ночной съёмки — с выдержкой в 3 сек. Время экспозиции весьма почтенное. Если снимать с рук, не используя штатив, то за такое время смазались бы не только огни и силуэт промчавшейся мимо фуры, но и весь Великий Новгород в придачу...

Как выбрать штатив в магазине

Как выбрать штатив? Очень просто. В магазине обязательно выдвигаем ноги штатива на максимальную высоту, ставим на него фотоаппарат. Если штатив не сломался под тяжестью вашей камеры, не упал, и не сложился — уже хорошо:) Но это ещё не всё: снимаем на длинной выдержке, например, 2 сек. Если освещение хорошее и такая длинная выдержка не получается, то проще всего перевести камеру в режим "приоритет выдержки" и установить её принудительно (тогда автомат поставит нужную диафрагму самостоятельно). Щёлкнули, увеличиваем, смотрим...

Далее выдвигаем штангу и повторяем эксперимент. Не всегда будет резкость (полностью выдвинутая штанга может всё же вибрировать), и тогда придётся решать чисто Шекспировский вопрос: быть или не быть? Вообще, принято довольствоваться выдвижением штанги сантиметров на 10, не более (при чётких снимках), но если у вас лёгкий компакт, то почему бы не поднять и выше: здесь всё зависит от вашей требовательности.

Если снимки получились резкие и не размазанные, то штатив подходит весу вашего фотоаппарата. Или фотоаппарат штативу... Проверяем работу замков, винтов...

Если устраивает по размеру, весу, цене, удобствам и
резким фотографиям — можно смело брать!

Придя в фотомагазин вы столкнетесь с широким выбором вариантов штативов. Они бывают самых разных форм, размеров, веса, и имеют массу аксессуаров и опций. Как выбрать штатив для фотоаппарата из множества предложенных вариантов? Вот шесть моментов, которые нужно иметь в ввиду:

1. Вес

Вес штатива следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, не забывайте, что вам (или кому-то ещё) предстоит носить его с собой. Если вы собираетесь брать штатив с собой в путешествие или очень помногу носить при себе - следует рассматривать облегченные варианты. Во-вторых, вес штатива имеет отношение к тому, что вы будете на него устанавливать. Если у вас компактная камера без аксессуаров - вам не понадобится тяжелый штатив, но если у вас зеркалка, вы используете большие объективы и вспышку - вам, возможно, придётся вложиться в более тяжелый штатив.

2. Устойчивость

Вес не всегда напрямую связан с устойчивостью. Если это возможно - протестируйте штатив со своей камерой. Полностью раскройте его чтобы посмотреть насколько он устойчив. Будет ли он прочно стоять в ветреный день? Пострадает ли он, если кто-то наткнется на него?

3. Фиксаторы ножек

Существует множество подходов производителей к механизму фиксации ножек штативов. Это во многом вопрос личных предпочтений, но пожалуйста выбирайте то, что будет легко использовать и подстраивать, и в тоже время это будет обеспечивать прочность и хорошую фиксацию с установленной полновесной камерой. Мне лично нравится защелкивающийся механизм, используемый в штативах Manfrotto (кажется у Bogen есть что-то подобное).

4. Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выберите вариант с двумя секциями и в сложенном состоянии у вас будет длинная штуковина при себе. С другой стороны с двумя ножками вам наверное придется меньше возиться с раскладыванием и фиксацией ног. Три секции позволят вам лучше складывать штатив (и есть мнение, что такая конструкция более прочна).

5. Высота

В зависимости от того, какого вида фотографии вы делаете, у вас могут быть разные требования к высоте. Решите заранее, какая максимальная высота вам потребуется, но также не забывайте проверить работу штатива на минимальной высоте и посмотреть насколько он велик в полностью разложенном состоянии. Я вообще предпочитаю, чтобы штатив имел такую максимальную высоту, на которой можно было бы работать с камерой не нагибаясь (нет ничего хуже, чем весь день провести в изогнутом положении, выстраивая свои снимки).

6. Штативные головы

Один из ключевых моментов в выборе штатива - это его стыковка с камерой. Существует множество вариантов и стоит заранее проработать этот вопрос для себя поскольку штативная головка не только держит камеру на штативе, но и определяет насколько гибким будет управление установленной на штативе камерой.

Я отдаю предпочтение штативным головкам, имеющим съемную площадку, позволяющую быстро забрать камеру в руки со штатива, а также мне хочется, чтобы головка обеспечивала максимальную гибкость в использовании камеры, установленной на штативе.

Существуют два основных типа штативных головок:

  • Шаровые - замечательны с точки зрения гибкости и поворота камеры, но я лично нахожу их несколько неудобными. У них очень гладкий ход и высокая чувствительность. Пример шаровой головки - Bogen - Manfrotto Midi Ball Head с быстросъемной площадкой RC2.
  • 3D-головки - замечательны для блокировки положения камеры и в целом более доступны по цене. С ними не так легко перемещать камеру и нужно привыкнуть к работе, но мне они больше нравятся. Пример такой головки - Bogen - Manfrotto 3029 3-Way Pan/Tilt Head.

Штативную голову можно купить как вместе со штативом в наборе, так и отдельно.

Надеюсь, что написанное выше поможет вам разобраться с подходящим для вас типом штатива. Если у вас уже есть штатив - смело добавляйте в комментариях свои советы по выбору и покупке и рассказывайте о своих предпочтениях в штативах и штативных опциях.

PS: Люди спрашивают меня, какой штатив я сам использую. Я всегда пользовался штативами и моноподами Manfrotto, хотя есть множество других хороших марок. Используемая мной модель уже не производится, так что я посоветую вам посмотреть рейтинг покупок штативов на Амазоне , чтобы узнать, что выбирают другие покупатели.

Среди множества статей на тему: "Как выбрать штатив для фотоаппарата?" почему-то мало внимания уделяется самим брендам, под которыми выпускаются штативы. А ведь правильный выбор производителя, зачастую определяющий в процессе выбора штатива.

Штатив для фотоаппарата давно стал неизменным спутником любого фотографа. И этому есть как минимум две причины. Во-первых, практически все фотографы осознали его необходимость. Во-вторых, купить штатив для фото сегодня чрезвычайно просто и доступно – цена на бюджетную модель начинается с 30$.
Но, несмотря на это, фотолюбитель или даже опытный профи, заходя в магазин фототехники , невольно может растеряться, увидев огромный ассортимент треног. Однако мы не будем останавливаться на набившем оскомину вопросе «Как выбрать штатив для фотоаппарата ?», предполагая, что читатель ознакомился с горой соответствующей литературы. Подойдем к вопросу выбора с другой стороны, осветив основные бренды, под которыми они производятся. Стоит сразу обозначить, что речь идет о рынке Украины, и рассматривать будем только известные бренды. У каждого из них есть своя изюминка, а также есть моменты, о которых они предпочитают умалчивать. Итак, начнем по возрастанию.

Штативы Arsenal.

Производитель – Китай. Продукция Arsenal относится к бюджетной ценовой категории. Материал – алюминий и пластик. Достаточно функциональны и практичны в использовании, все модели комплектуются чехлами для переноски. Самое слабое место – их качество. Все-таки китайская сборка оставляет желать лучшего. Поэтому при покупке нужно обратить внимание на полноценную работу всех ножек, защелок, фиксаторов. Проверить работу элеваторного механизма. Положительный момент – достаточно низкая цена. Хороший трипод для зеркалки со штатным объективом, например, Arsenal ARS-3770, можно купить всего за 35$. Радует тот факт, что перебоев с поставками треног Arsenal практически не бывает, и это очень весомый аргумент в пользу данного производителя перед другими конкурентами в этой ценовой категории. С каждым годом качество продукции растет на глазах, и штативы Arsenal двухлетней давности совсем не то же самое, что современные собратья. Так что если Вы ограничены бюджетом, есть смысл обратить внимание на штатив для фотоаппарата Arsenal.

Штативы Velbon.

Производитель – Китай. Продукция Velbon включает как бюджетную линейку, так и профессиональную. В двух словах о бюджетной серии. Материал - алюминий и пластик. Качество Velbon немногим лучше, чем у Arsenal. Цена на 15-20% выше, чем на Arsenal. Штативы Velbon функциональные и удобные в эксплуатации. К любительской серии относятся серии CX- и DF-. Наиболее популярный - Velbon CX-444. Что касается проф линейки, то нужно отметить отличное качество сборки, прочность и легкий вес конструкции, выполненной из алюминия, композитного сплава из углеродного волокна и базальта. Цена на него начинается от 350$. Есть один минус, который способен затмить большинство положительных моментов. Постоянный дефицит и пустующие склады по штативам Velbon заставляют поклонников данного бренда переориентироваться либо на производителя Slik, либо на Arsenal.

Штативы Slik.

Компания Slik – это один из старейших производителей штативов, родина которого – Япония. Бюджетная линейка этого бренда изготовлена в Китае и ничем не отличается от соответствующей серии Velbon. Триподы Slik среднего ценового диапазона изготовлены в Тайланде. Топ-линейка сделана в Японии. В двух словах: традиционно хорошее качество, приятная сборка. Неадекватно завышена цена. Это значит, что по качеству продукция Slik ближе к Velbon, а по цене – ближе к Manfrotto.

Штативы Benro.

Страна-производитель – Китай. Китайские инженеры не стали изобретать велосипед. Они взяли все самое лучшее у существующих брендов и реализовали все технические и функциональные новшества в каждом из своих треног. При изготовлении Benro применены технологии инженеров Gitzo и Manfrotto. Поклонники корейского бренда Markins обнаружат удивительное сходство головок Benro и головок Markins. Приятен тот факт, что от этой «гибридизации» выигрывает конечный пользователь. К функциональности Benro вопросов нет, ведь при их производстве взято все самое лучшее из придуманного ранее. Качество сборки приятно удивляет, несмотря на то, что продукция Benro сделана в Китае. Цена на трипод достаточно высока, всего на 20-25% ниже, чем на всемирно известный бренд Manfrotto. Выгодно приобретать комплект в наборе с головкой. Популярная модель - BENRO A350EX с головкой BENRO BH-0. Стоимость набора – 125$. Приятный момент – наличие качественного жесткого чехла и набора шестигранников в комплекте. Стоит купить штатив Benro в случае, если Вы строго ограничены конкретным бюджетом – и это будет достойный выбор. Если же нет - смотрим ниже: на очереди продукция, родителем которой стал итальянец Лино Манфротто (Lino Manfrotto).

Штативы Manfrotto.

Продукция Manfrotto сделана в Италии, лишь небольшая партия бюджетных моделей произведена на заводе Manfrotto в Китае. Как видим, даже гранды стремятся удешевить свое производство. Нет оснований сомневаться в качестве Manfrotto. При производстве используются только самые последние технологии, зачастую разработанные и запатентованные инженерами компании, и сверхнадежные материалы. Треноги Manfrotto охватывают весь спектр применения фототехники. Для съемки компактной камерой или небольшой зеркалкой подойдет Manfrotto серия MY, которая совмещает в себе легкий вес, компактные размеры, универсальность и надежность конструкции. Для профессионального применения существует несколько линеек штативов, как карбоновых, так и алюминиевых, и большой выбор штативных головок под различные задачи. Отличаются они весом, размерами и рекомендуемой нагрузкой, однако объединяет их безупречная устойчивость, жесткость конструкции, надежность всех механизмов, универсальность и гибкость в использовании. Наибольшей популярностью пользуются модели Manfrotto 055XPROB и Manfrotto 190XPROB. Они рассчитаны на увеченных фотолюбителей и профессионалов, которые понимают толк в фототехнике. Если Вам нужен хороший трипод для фотоаппарата, продукция бренда Manfrotto – это лучший выбор по соотношению цена/качество.

Общеизвестный факт, что для настоящего фотографа не имеет значения, чем снимать и каким оборудованием пользоваться. Но коль уж есть возможность, не стоит отказывать себе в качественных фото аксессуарах, которые сделают Вашу съемку комфортнее и приятнее.


Еще на заре появления фотографии штативы стали повсеместно использоваться фотографами при осуществлении съемок. Ведь низкая светочувствительность фотоматериалов требовала применения длительных выдержек, доходивших порой до нескольких минут. Штатив же обеспечивал максимальную неподвижность камеры во время съемки. Сами фотоаппараты в то время имели весьма внушительные размеры и вес, поэтому просто не могло быть и речи о съемке с рук.

С уменьшением размеров оптики и совершенствованием фотоматериалов у фотографов появилась возможность снимать с рук, без использования штатива. Это дало новый толчок развитию фотографию, однако штатив по-прежнему являлся важным аксессуаром в арсенале фотографа. Казалось, что с появлением компактной цифровой фототехники штативы уйдут, наконец, безвозвратно в прошлое.

Но, несмотря на качественное улучшение характеристик фотопленки и оптики, многие фотографические сюжеты по-прежнему не могут обойтись без применения штатива. Сегодня штативы часто используются для съемки ночных сцен, пейзажей, студийной и макросъемки.

Штатив – это приспособление для установки камеры и обеспечения ее неподвижности во время съемки. Конструктивно, штатив состоит из «ног», обычно в виде треножной конструкции, и штативной головки. Штатив обеспечивает точное позиционирование камеры, что представляет особую важность при осуществлении, например, ночных съемок или других сюжетов на длинных выдержках.

С помощью штатива и длинных выдержек можно сделать по-настоящему яркие и необычные снимки ночного города. Кроме того, штатив помогает бороться с так называемой «шевеленкой», то есть смазанными изображениями, лишенными четких контуров. Такие некачественные снимки получаются как за счет вибраций самой камеры при съемке, так и за счет незначительной дрожи рук фотографа. В результате, такое «шевеление» существенно снижает резкость самого фотоизображения. Штатив же дает возможность предотвратить любое смещение фотоаппарата при съемке.

Большинство современных штативов имеет трехногую конструкцию. Каждая из таких «ног» состоит из нескольких телескопических труб, обладающих различным диаметром и сечением. Телескопические «ноги» могут быть из двух-пяти секций: причем чем меньше секций у «ноги», тем она крепче, но менее компактна. Трубы изготавливаются из алюминиевых сплавов, базальта, сплавов титана или магния, углепластика, дерева и других материалов.

Наибольшее распространение в последние годы получили штативы, выполненные с использованием труб из углепластика (карбона). Они отличаются прекрасной прочностью, жесткостью и грузоподъемностью, но одновременно значительно легче по весу алюминиевых штативов. В свою очередь, деревянные штативы не могут похвастаться компактностью, но отличаются высокой эстетичностью, отлично переносят морозы и хорошо гасят любые вибрации. Поэтому здесь все зависит от целей съемки и, конечно, личных предпочтений фотографа.

Например, если Вы планируете съемку на открытом воздухе, то лучше выбрать более легкие и удобные конструкции, изготовленные из углепластика или базальта. В любом случае «ноги» являются залогом устойчивости штатива, поэтому при выборе штатива им стоит уделить первостепенное внимание.

Среди важных характеристик штатива можно выделить прочность, компактность, предельную нагрузку и высоту в рабочем состоянии. Эти величины напрямую связаны друг с другом: легкий и высокий штатив не будет в большинстве случаев обладать значительной жесткостью и грузоподъемностью, если только он не изготовлен из высокопрочных современных материалов (углепластика).

Для любительского применения выпускаются штативы, имеющие облегченную конструкцию. Такие легкие и компактные штативы позволяют быстро установить камеру на ровной горизонтальной поверхности. Однако для профессионального использования они вряд ли годятся, ведь профессиональная фототехника отличается более серьезной массой и габаритами.

Профессиональный штатив должен быть высоким и крепким в целях повышения резкости фотографий. К сожалению, подобные штативы отличаются несколько большим весом и сравнительно большими размерами. Зато они идеально выполняют свою функцию при ночных съемках или любых других съемках, требующих длинных выдержек.

Выбор конструкций штативов, обладающих различной грузоподъемностью, прочностью и компактностью, в настоящее время практически неограничен. Самое главное – это подобрать такой штатив, который бы стоял устойчиво, не падая под весом укрепленного на нем фотоаппарата, и был максимально удобным в использовании. Всегда лучше остановить свой выбор на штативе более мощном и крепком, чтобы он не «складывался» под нагрузкой и обладал широкой областью применения.

Фотокамера надежно крепится к штативу с помощью штативной головки. Однако функции штативной головки этим не ограничиваются: она также обеспечивает возможность различного рода наклонов и поворотов камеры относительно штатива. Сегодня распространены штативные головки двух типов — 3D-головки и шаровые головки .

Что касается 3D-головки, то она позволяет наклонять и разворачивать фотокамеру относительно «ног» штатива в трех независимых плоскостях. В ней предусмотрено три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, что, в частности, обеспечивает 360-градусное вращение камеры вокруг вертикальной оси. Кроме того, с помощью 3D-головки Вы сможете наклонять камеру вперед на угол не менее 90 градусов, либо отклонять назад – на угол в 30 градусов. Также возможно наклонять фотоаппарат вбок, не менее 90 градусов в одну сторону. Все это открывает перед фотографом широкие перспективы для обеспечения различного рода съемок и кадрирования.

В основе шаровых штативных головок лежит металлический шар, закрепленный в особой обойме, которая оснащается регулируемым устройством фиксации. К этому шару, способному вращаться в любой плоскости, прикрепляется специальная площадка, на которую, собственно, и устанавливается фотоаппарат. Шаровые головки могут оснащаться дополнительными устройствами контроля прижима шара, расширяющими возможности применения таких головок.

Какие штативные головки лучше – 3D или шаровые? На этот вопрос однозначного ответа нет. Шаровые головки традиционно отличаются большей компактностью и оперативностью в работе, в тоже время они менее надежны. Главное же преимущество 3D-головок заключается в том, что они позволяют фотографу более точно позиционировать камеру по каждой из осей.

С точки зрения удобства пользования штативом важно, чтобы 3D или шаровая головка была оснащена платой крепления фотоаппарата (Quick-release). Благодаря такой плате можно в считанные секунды зафиксировать или снять фотокамеру со штатива. Этим достигается максимальная оперативность и легкость работы со штативом.

Отдельно нужно остановиться на такой разновидности штатива как монопод. Он представляет собой «одноногую» телескопическую конструкцию с торцевым креплением для фотоаппарата. Монопод более легок и удобен в использовании, чем традиционные штативы.

Выбор монопода, в целом, аналогичен выбору штатива – необходимо лишь, чтобы его длина обеспечивала максимальное удобство в работе, а характеристики жесткости и прочности позволяли выдерживать массу фототехники. Фотоаппарат может крепиться к моноподу напрямую, а может через специальную моноподную головку, дающую дополнительную возможность наклонять камеру в одной плоскости. Монопод также может быть оснащен легкосъемной платой, что обеспечивает высокую оперативность работы со штативом.

При выборе штатива все определяется стоящими перед фотографом целями и задачами. Если у Вас легкая, компактная камера, у Вас нет фотостудии, и Вы не планируете тратить много времени на съемку ночных сюжетов, то вполне можно обойтись небольшими телескопическими моделями.

Для обеспечения профессиональных студийных или ночных съемок Вам потребуется более тяжелый и прочный штатив, обладающий широкими возможностями для изменения положения фотокамеры. В тоже время здесь стоит грамотно оценить свои силы, ведь такой громоздкий, крепкий и дорогой штатив может быть очень неудобным в переноске.

Статьи по теме: