Известные писатели кубани. Проклятая кубанская литература: пять писателей, чьи могилы мы уже не найдем. Литература о жизни и творчестве М. В. Тараненко

Краевой конкурс общеобразовательных учреждений по пропаганде чтения среди школьников

Девиз:

«На Кубани новое поколение выбирает чтение!»

Номинация

«Знатоки краеведческой литературы»

Подготовила и провела

учитель МБОУ СОШ №5

Мищенко Л.Д.

3 «Б» класс

Единый Всекубанский классный час. Мини-проект

Тема: Писатели Кубани - детям.

Цель работы: расширить знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать

интерес к литературе родного края и желание ее изучать;

Задачи:

    Расширить знания по теме;

    Собрать биографические сведения о некоторых писателях и поэтах.

    раскрыть значимость кубанской литературы;

Методы исследования:

    чтение различной литературы; работа в интернете;

    опрос; интервью;

1.Введение

Ребята, а как вы думаете много ли людей, которые прославили нашу малую Родину- Кубань?

Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые внесли огромный вклад в историю нашего региона.

Мы очень любим читать. Книги учат нас, заставляют размышлять о самых разных вещах: о добре и зле, о честности и лжи. Книги погружают нас в волшебный мир сказок, ведут за собой в путешествия. У нас в школе ведутся уроки кубановедения. Слово «Кубановедение» – означает знание о своей малой родине, – от слов “ведать”, “знать свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, культуру.

Начиная с 1 класса, мы знакомились с кубанскими писателями и их творчеством . Всего не­сколько строчек - и перед нами портрет родной кубанской земли.

Даль степей сквозная

Гор простор орлиный –

Сторона родная,

Край наш тополиный!

(Виктор Стефанович Подкопаев)

Интересна, богата кубанская земля событиями. Уникальна история Краснодарского края.

Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. Нам нужно как можно больше узнать о « мастерах слова», выдающихся представителей литературы Кубани, о кубанских поэтах, выяснить тайны их мастерства. Нам нужно привлечь внимание и других ребят к литературе родной Кубани. Показать, что «Кубанская литература для детей» очень разнообразна, интересна и может помочь нам лучше узнавать свои истоки, свой казачий народ. Это и определит выбранную тему нашего проекта.

2. Литературный обзор

С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.Пушкина, Ю. Лермонтова,

Л. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А.Толстого и многих др. Вскормила кубанская земля своих сыновей - художников литературного слова. Это - Головатый Антон Андреевич (1732 – 1797) Войсковой судья Черноморского казачьего войска, третий кошевой атаман. Возглавлял депутацию казаков для «поднесения» прошения Екатерине 2 об отводе земель черноморским казакам на Тамань. Активно занимался обустройством казаков – переселенцев на Кубани. Автор стихотворений, ставших популярными казацкими песням. Кухаренко Яков Герасимович(1799 – 1662)- первый писатель и историк Кубани, наказной атаман Черноморского казачьего войска из числа коренных черноморцев. Щербина Фёдор Андреевич(1849 – 1936) Выдающийся кубанский историк, автор двухтомной «Истории Кубанского казачьего войска». Пивень Александр Ефимович, Беляков Иван Васильевич.Обойщиков Кронид Александрович, Гатилов Виталий Васильевич, Подкопаев Виктор Стефанович Иваненко Виктор Трофимович, Логинов Виктор Николаевич, Варавва Иван Фёдорович, Бакалдин Виталий Борисович, Хохлов Сергей Никанорович, Зубенко Иван Афанасьевич, Абдашев Юрий Николаевич, Неподоба Вадим Петрович, Пальман Вячеслав Иванович, Зиновьев Николай Александрович и др.

3. Исследования жизни и творчества кубанских писателей.

Сегодня мы познакомимся с биографией и произведениями некоторых писателей Кубани.

3.1 Краткие биографические сведения.

Отчий край! Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

К. Обойщиков

Обойщиков Кронид Александрович

Родился он 10 апреля 1920 году на донской земле, в станице Тацинской. В десятилетнем возрасте переехал с родителями на Кубань. Жил в станице Брюховецкой, городах Кропоткине, Армавире, Новороссийске. Первое стихотворение «Гибель стратострата» было опубликовано в газете «Армавирская коммуна» в 1936 году, когда Кронид Александрович учился в восьмом классе. После окончания школы работал в порту, на элеваторе. Но всегда мечтал стать летчиком. Его мечта осуществилась в 1940 году, он окончил Краснодарское авиационное училище.

С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в боях на Юго-Западном фронте, потом в составе авиаполка Северного флота прикрывал караваны судов союзников. «…Летать приходилось зимой и летом над тайгой иногда в очень сложных метеоусловиях. Можете мне поверить, что решать все эти сложнейшие задачи уже тогда помогало яркое творческое дарование нашего признанного полкового поэта Кронида Обойщикова», вспоминает Алексей Уранов, лауреат Государственной премии. В течение войны Кронид Александрович совершил сорок один боевой вылет. Два нелегких десятилетия отдал военной авиации, с мужеством, достоинством и честью выполнив свой долг защитника Родины.

Его первый сборник стихов «Тревожное счастье» вышел в Краснодаре в 1963году. В этом же году он становится членом Союза журналистов СССР, а в 1968 – членом Союза писателей СССР. Всего поэт издал 21 поэтический сборник стихов, семь из которых для детей. На стихи Обойщикова написано много песен композиторами Григорием Пономаренко, Виктором Пономаревым, Сергеем Чернобаем, Владимиром Магдалицем.

Стихи Кронида Александровича переведены на адыгейский, украинский, эстонский, татарский и польский языки.

Он один из авторов-составителей коллективных сборников «Кубани славные сыны», посвященных кубанцам-Героям Советского Союза, и альбомов «Золотые звезды Кубани», за что в 2000 году был принят в почетные члены Краевой ассоциации Героев Советского Союза, России и полных кавалеров ордена Славы.

Главная тема его произведений – мужество и героизм летчиков, фронтовое братство, красота земли и человеческих душ.

(Чтение учащимися стихотворения К.Обойщикова «Зайка-пешеход»)

Беляков Иван Васильевич

Родился Беляков 8 декабря 1915 года в деревне Мокрый Майдан Горьковской области, затем с семьей переехал в город Горький. В 1938 году он поступает в Литературный институт имени М. Горького в Москве. А когда началась Великая Отечественная война, Иван Васильевич, не задумываясь, уходит с 3-го курса института на фронт. В 1947 году после демобилизации Иван Васильевич приехал на Кубань. Работал в газетах «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани».Одна за другой выходят его книги, сборники песен, поэмы, сказки. Он печатается в газетах «Пионерская правда», «Литературная газета», журналах «Знамя», «Дружные ребята», «Юный натуралист», «Костер», «Мурзилка», «Крокодил», «Огонек», «Дон».

В 1957 году Беляков был принят в Союз писателей СССР.

Во всех произведениях поэта звучит детская тематика. Боевой офицер, прошедший жестокую, кровопролитную войну, стал писать добрые, светлые книги для детей о «голубоглазых мальчишках», о «маленькой Ларисе», у которой «на лице румяном звездочки-веснушки». Он стал детским поэтом. Ему хотелось, чтобы мальчишки и девчонки знали о своих погибших ровесниках, которые так и не успели возмужать, повзрослеть. Именно это подтолкнуло поэта сочинить стихи о кубанском казачонке Пете Чикильдине из отряда знаменитого Кочубея, о Коле Побирашко – юном разведчике из села Шабельского.

Многие стихи И. Белякова воспевают красоту природы. В них слышится ее вечный голос: шум воды, ветра, гомон птиц, шепот созревающей нивы, видится вся радуга цветов степного раздолья. Циклы «Я маме помогаю», «Летучий огонек», «Солнечные брызги» раскрывают ребятам удивительный мир растений и животных. Автор призывает маленьких читателей не проходить мимо красот природы, постигать ее тайны.

Сказки «Однажды весной» и «Построил заяц дом», включенные в сборник «Веселый хоровод», учат детей любить животных.

Неизменный спутник поэта – юмор. Чувство юмора делает стихи более интересными, помогает раскрытию содержания, создает оптимистический настрой. Воспитанию в детях доброты, сердечности, бережного отношения к пернатым друзьям посвящены стихотворения «Не робей, воробей», «Галка» и другие.

Иван Васильевич написал более 40 книг. Они издавались в Краснодаре, Ставрополе, в центральных издательствах «Молодая гвардия», «Детская литература», «Советская Россия», «Малыш».Умер Иван Васильевич в декабре 1989 года.

(Чтение учащимися стихотворения И.Белякова «Бабочка»)

Владимир Дмитриевич Нестеренко

Родился в 1951 году в станице Брюховецкой. Начал заниматься литературным творчеством в школьные годы и продолжал писать стихи во время учебы в Адыгейском пединституте. В 1973 году в Майкопе на одном из семинаров молодых поэтов путевку в детскую литературу Владимиру Нестеренко дал московский поэт Георгий Ладонщиков. Стихи для малышей В. Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца. Их общий тираж превысил 2 миллиона экземпляров. Произведения В. Нестеренко вошли в хрестоматии и антологии детской литературы, в учебники по кубановедению. На стихи поэта написано более 50 песен. Наш земляк – автор журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Муравейник», многих газет. В. Нестеренко - большой друг детских библиотек. По инициативе краевой детской библиотеки имени Братьев Игнатовых был издан сборник поэта «Наша родина – Кубань», который стал хорошим подспорьем для педагогов и школьников, изучающих историю родного края. Ввиду большой популярности книги, она была в 2008 году переиздана.

(Чтение учащимися стихотворения В.Д.Нестеренко «В море»)

Любовь Кимовна Мирошникова

Родилась в 1960 г. в Краснодаре, в семье простых сельских тружеников. Детство и юность прошли в пригороде Краснодара. Свое первое стихотворение Любовь Кимовна написала в первом классе. Но главным любимым занятием будущей кубанской поэтессы было пение.

Всерьез поэзия пришла к Любови нежданно: первые пробы пера в жанре поэтического творчества были предназначены ее детям: в 1987 году она пишет стихи для первенца Дениса (1980 г.р.) и дочери Юлии (1983 г.р.). Ее творчество заметил известный кубанский поэт, член Союза писателей СССР, Вадим Неподоба и предложил ей работать над выпуском первого сборника стихотворений для детей «Кому быть воробьем. В 1991 г. ее стихи впервые опубликованы в альманахе «Кубань».

В июне 1996 г. Л. Мирошникова окончила Московский Литературный институт им. Горького, а накануне – в апреле сего года, была принята в члены Союза писателей России. В 1998 г. в издательстве «Советская Кубань» вышел в свет сборник стихов для детей «Выручалочка», который был в 2007 г. награжден Почетным дипломом Второго Международного конкурса им. А.Н. Толстого (г. Москва) в числе лучших книг для детей и юношества. По итогам этого конкурса в Москве был издан трехтомник «50 писателей», где во втором томе были опубликованы стихи поэта Любови Мирошниковой. Ранее детские стихи Любови Мирошниковой принесли ей победу в номинации «Детская поэзия», в литературном конкурсе «Неизвестные поэты России. Год 2001-й», который проходил в Интернете.

В 2001 г. по благословению Екатеринодарского и Кубанского митрополита Исидора вышел в свет сборник духовных стихотворений Любови Мирошниковой «У небесных врат».

В настоящее время готовы к изданию рукописи стихи для детей «Как воробей спас солнечного зайчика».

Изучив жизнь и творческий путь этих писателей, мы узнаем, в чём секрет их таланта и разнообразия жанров литературы. У многих из них была сложная, полная опасностей судьба. Любовь к своей малой родине, к людям, к своей истории помогли им создать прекрасные литературные произведения. Они льются, как песня прямо из глубины души и помогают нам увидеть и почувствовать то, что мы не замечали раньше.

(Чтение учащимися стихотворения Л.К.Мирошниковой «Про солнышко, про Аллочку и эскимо на палочке».)

3.2 « Замечательные сборники»

Исследуя литературу Кубани, посещая библиотеки, мы можем познакомиться с замечательными книжными сборниками народных сказок, легендами, содержащими различные сведения о выдающихся людях Кубани.

Сборник «Писатели Кубани – детям» посвящён поэтам и прозаикам Кубани, пишущим для детей. Здесь собраны фотографии, биографии, краткие библиографические сведения об авторах, создавших свои произведения в разных литературных жанрах.

- «Серебряные книги кубанских сказок»- « ….дань любви к родной стороне, к своим предкам с их неповторимой удивительной судьбой» (от автора- составителя)

Удивительный сборник, где представлены оригинальные народные кубанские легенды и сказки. А проиллюстрировал её не профессиональный художник, а группа юных художников детской художественной школы №3 города Краснодара.

Эпизоды из казачьей жизни словно ожили на « полотнах» ребят. У нас в школе и в библиотеке ДК достаточно много разнообразной литературы кубанских авторов и литературы о жизни кубанцев, о прошлом и настоящем нашей малой Родины. Есть уникальные сборники устного фольклорного творчества.

    Работа в группах . Учащиеся составляют стихотворение из отдельных предложений.

« МОЯ ПЕСЕНКА» В.Нестеренко

Лето ходит босиком

По земле нагретой.

К быстрой речке прямиком

Мчится в полдень лето.

Долго плещется в реке,

В мяч, смеясь, играет

И со мною на песке

Лето загорает.

5. Творческая работа . Рисунки учащихся к данному стихотворению.


6. Заключение.

Богата наша кубанская земля талантами. Много создано литературных произведений на Кубани. Они помогают нам осознать, как прекрасна земля, на которой мы живём и необходимо беречь её. Нужно читать потому, что «Тот, кто не знает своего прошлого, не может понять настоящее и предвидеть будущее». Я призываю вас идти в библиотеку и открывать удивительный мир кубанской литературы.

Кубанские

писатели – фронтовики

Биобиблиографический обзор для подростков

и вспомним все походы и бои:

солдаты, лейтенанты, генералы –

Товарищи великие мои.

На всех фронтах

в своих шинелях дымных

за честь родной поруганной земли

сражались вы, солдаты-побратимы,

Кубани нашей славные сыны.

Кронид Обойщиков.

В судьбе многих кубанских писателей была Великая Отечественная война. В данном обзоре отражен лишь небольшой круг писателей, воевавших на фронте. Война – это долгое испытание человека на пределе его сил, всех человеческих возможностей. У каждого из кубанских писателей – была своя война, свой фронт. Каждый знает свою правду о войне и делится ей с новым поколением. Но книги их – не только о войне – они о человеческой жизни, о времени, о себе, о других.

Трудными фронтовыми дорогами прошли кубанские писатели:

Обойщиков Кронид Александрович,

Юрий Абдашев родился 27 ноября 1923 г. в Харбине в Маньчжурии. В то время Харбин – был духовным центром русской эмиграции на Востоке. Это своеобразный русский город, расположенный на территории другой страны. Отец Юры служил на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Детский мир писателя по его

собственным воспоминаниям был прекрасен и казался незыблемым. Но после того, как в 1936 году была продана КВЖД семья Абдашева вернулась в Россию. Год спустя, был арестован и расстрелян отец, мать на 10 лет сослана в Карагандинские лагеря. Оба будут реабилитированы в 1957 году. Тринадцатилетний Юра был определён в Верхотурскую закрытую трудовую колонию на Северном Урале. После школы Юрий Абдашев поступил на английское отделение факультета иностранных языков Калининского педагогического института. Но начавшаяся война нарушила его планы. Из студенческой аудитории Абдашев шагнул в траншеи и окопы.

В начале октября 1941 года он ушёл добровольцем на фронт, принимал участие в зимнем наступлении под Москвой. Битва под Москвой вписала свои страницы в историю Великой Отечественной войны. Московское сражение сорвало планы Гитлера о проведении молниеносной войны. После окончания артиллерийского училища в 1942 году Абдашев получил назначение на Кавказ. Командовал взводом , а затем батареей в истребительном противотанковом полку, освобождавшем Кубань от немецко-фашистских захватчиков.

За время войны Юрий Абдашев был дважды тяжело ранен. Первое ранение он получил под Смоленском, второе, командуя батареей сорокопяток под ст. Крымской в 1943 году. Награждён двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и боевыми медалями.

Писатели, прошедшие войну, как никто другой, умеют ценить мир и бороться за него. Военные повести «Тройной заслон» и «Далеко от войны» были напечатаны в журнале «Юность». В повести Юрия Абдашева «Далеко от войны» встречаешь живые, человеческие характеры. Произведение посвящено молодым солдатам, курсантам военного училища. На наших глазах мальчишки превращаются в офицеров. Каждый учится оценивать себя, свои поступки меркой войны. Никто из этих ребят не знает, что предопределено им завтра фронтовой судьбой, хотя та уже распорядилась: жизнь – одним, смерть – другим.

Повесть «Тройной заслон» тоже о Великой Отечественной войне. События происходят в горах Кавказа. Три необстрелянных солдата в трудном 1942 году оставлены в качестве заслона на высокогорном перевале. Цель заслона – не пропустить по узкой пастушьей тропе вражеских разведчиков и диверсантов. Рядовой эпизод войны, но для трёх солдат это было великим испытанием силы духа. Перевал становится для бойцов не только точкой на карте, это та высота, которая бывает у человека, может быть только раз в жизни. Они погибли один за другим, честно выполнив свой солдатский долг.

Далеко от войны /Ю. Абдашев/Глубокий циклон: повести, рассказы. – Краснодар: Краснодарское кн. изд-во,1983.-431 с. – (Кубанская проза)

Тройной заслон: повесть.- Краснодар: Краснодар. известия, 1994.-71с.

Иван Беляков родился 8 декабря в далёком 1915 году прошлого века в деревне Мокрый Майдан Горьковской области. Когда началась Великая Отечественная война, Иван учился на третьем курсе Литературного института имени в Москве.

Не задумываясь, Иван Беляков уходит на фронт. Это были годы испытаний для всей страны, это были годы испытаний и для молодого поэта, прошедшего путь от рядового бойца до офицера, сначала в штабе 49-го стрелкового корпуса, затем, после ранения, на восстановительных работах в железнодорожных войсках. Куда бы война ни бросала Ивана Белякова – техника роты, старшего техника батальона, корреспондента газеты «Военный железнодорожник», - любовь к поэзии, желание творить, не покидали его.

После окончания кровопролитной войны боевой офицер стал писать добрые, светлые книги для детей о «голубоглазых мальчишках» и весёлых девчонках. Ему хотелось, чтобы они знали о погибших ровесниках, которые так и не успели стать взрослыми. Так появились стихи о кубанском казачонке Пете Чикильдине из знаменитого отряда Кочубея, о Коле Побирашко – юном разведчике из села Шабельского. Беляков сумел показать в маленьких героях взрослое понимание мужества и отваги во имя Родины.


В 1970 году Краснодарское книжное издательство выпускает книгу поэм И. Белякова «Вечная юность». В ней он рассказал о пионерах и комсомольцах, которые погибли в боях за Родину на фронтах Великой Отечественной войны.

В книге «Гори, костёр!» две поэмы. Поэма «Самый первый» посвящена лётчику-испытателю Григорию Бахчиванджи из станицы Бриньковской. Именно ему доверили осуществить испытание первого реактивного истребителя перехватчика, открывшего новую эру в истории авиации. Григорий Бахчиванджи уже показал своё мастерство летчика-истребителя в первые месяцы войны, на его счету был сбит не один фашистский самолёт.

Другая поэма, «Слово о матери» посвящена русской женщине, кубанской колхознице Епистинии Федоровне Степановой, потерявшей на войне девять сыновей. Поэт рисует стойкий, мужественный характер и хочет, чтобы знал об этом подвиге «каждый сын и каждый внук».

Отрывок из поэмы был напечатан в журнале «Крестьянка» в 1971 году. За это произведение поэту была присуждена литературная премия. На текст «Слова о матери» написана оратория композитором Н. Хлопковым.

Беляков юность: стихи.- Краснодар: Кн. изд-во,1965.-103 с.: ил.

Беляков, костёр: стихи.- Краснодар: Кн. изд-во,1975.-87 с.: ил.

Иван Варавва родился 5 февраля в х. Новобатайске Ростовской области . Ивана Варавву знают и гордятся им на Кубани. Его именем названа Краснодарская краевая юношеская библиотека.

Иван Варавва – лауреат литературной премии имени А. Твардовского «Василий Тёркин». Варавва явился прообразом одного из главных героев в советском легендарном фильме «Офицеры».

интересна своими поворотами судьбы. Иван заканчивает десятый класс школы в ст. Староминской, а бои идут уже под Ростовом и Кущёвской, совсем рядом. На выпускном вечере юный Варавва читает свои прощальные лирические стихи. Он становится бойцом районного истребительного батальона, отступив из станицы последним, в предгорьях Кавказа принимает боевое крещение под станицей Хадыженской, в долине реки Пшиш. «Признаюсь, что больше всего на свете – по своему свободолюбивому характеру, доставшемуся мне от казацкого рода, - я страшился фашистского плена. Дважды невредимым выходил из железного окружения, когда в живых оставались считанные единицы. Горел, был засыпан землёй от взорвавшейся бомбы…»

В битве за Кавказ молодой поэт, в звании рядового пехотного стрелка и наводчика ротных минометов, весной 1943 года принимает участие в прорыве вражеской «Голубой линии», в штурме высоты «Сопки героев». Ранения, госпиталь и снова – фронт: бои за освобождение Новороссийска, Украины, Белоруссии, Польши. Двадцатилетним сержантом в мае 1945 года молодой поэт Варавва оставил свой первый автограф на стене рейхстага, в поверженном вражеском Берлине. Конечно же события войны не оставляют равнодушным И. Варавву, его стихи печатаются, западают в душу читателям, запоминаются своим лиризмом.

Первые стихи И. Варавва опубликовал в 1942 г. Восемнадцатилетний автоматчик писал о том, чем была полна его душа, о боях, товарищах, о вере в победу. С 1943 года его стихи стали регулярно появляться в армейской печати. Лирический герой Ивана Вараввы – это его сверстник, из тех, кого «пыльная дорожка» позвала на поля сражений.

Стучали колеса, тревожно скрипели вагоны.

Весна возвращалась в родные казачьи края.

Дрожала планета. На крыше теплушки зелёной

Промчалась по свету солдатская юность моя.

Острым взглядом поэта и воина Иван Варавва видел войну во всех её проявлениях. Вот, отражая танковую атаку, «на дно солдаты оседали, зажав гранаты в рукаве… кто с жёлтым пятнышком медали, кто с медной пулей в голове». А вот короткое сказание о парнишке, который наверняка стал бы замечательным художником. Но не пришлось. Схватился паренёк с вражьим танком…»все пять гранат в него врубил, а сам упал на подорожник. Он честно Родину любил…Он был талантливый художник»

Варавва ИФ. Гомон дикого поля: стихотворения и поэмы.- Краснодар: Сов. Кубань,200.-607 с.

Варавва ИФ. Орлиные стаи: стихи.- М.:Соврременник,1985.-175 с.

Пётр Карпович Игнатов прожил большую жизнь. В ней было многое – большевистское подполье, ссылки, участие в формировании красногвардейских отрядов, в рядах рабочей милиции

Игнатов борется с бандитами. В 1940 году Пётр Карпович назначен заместителем директора Краснодарского химико-технологического института. А потом началась война.

В августе 1942 года фашисты подошли к Краснодару, над Кубанью нависла угроза оккупации. В крае было организовано 86 партизанских отрядов. тоже получил задание создать для борьбы с гитлеровцами партизанский отряд минёров. Под именем «Батя» он был назначен командиром этого отряда. Вместе с ним стали партизанами его сыновья: инженер завода «Главмаргарин» Евгений и ученик девятого класса Гений, а также жена Елена Ивановна. На одном из заданий, при минировании железной дороги геройски погибли сыновья Игнатова. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР братья Евгений и Гений Игнатовы были посмертно удостоены звания Героев Советского Союза. Стремление рассказать о подвиге своих детей, их товарищах-партизанах, всех тех, кто не склонил головы перед ненавистным врагом, заставило взяться за перо. Его книги - «Жизнь простого человека», «Записки партизана», «Наши сыновья», «Братья – Герои», «Подполье Краснодара» - своеобразные заметки человека, много пожившего, повидавшего, выстрадавшего. В то же время это не мемуары, а литературные произведения, в которых обобщен и запечатлен подвиг многих участников партизанской народной войны.

В «Записках партизана» партизанская война с её опасностями, риском изображена в благородстве подвигов и увлекательности приключений. Точно передана атмосфера лесов в кубанских предгорьях. Кабаньи тропы, горные реки, засады, опасности на каждом шагу, неравная борьба одного против многих – всё это ставит повесть в ряд военных приключений.

Книга «Голубая линия» также основана на документальном материале. «Голубой линией» немцы назвали свою систему мощных полевых оборонительных сооружений, отделявших Кубань от Тамани. Она протянулась через весь Таманский полуостров, упираясь левым флангом в приазовские плавни, а правым – в берег Чёрного моря.

Эти книги принадлежат к числу тех книг, которые никогда не устареют. Произведения переведены на 16 языков. Произведения Игнатова – это не просто семейная хроника. Это, прежде всего отражение патриотического порыва советских людей, вставших от мала до велика на защиту своей родины.

Игнатов -герои: повесть.- Краснодар:Кн. изд-во,19с.

Игнатов линия: повесть.- Краснодар:Кн. изд-во,1983.-176 с.

Игнатов партизана: повести.- М.: Московский рабочий, 1973.-696 с.

Игнатов Краснодара: повесть.- Краснодар: Кн. изд-во,1982.-256 с.

пришёл в литературу с Великой Отечественной войны и принёс с собой высокую и суровую правду о юношах, шагнувших в пламя схватки с фашизмом прямо со школьной

скамьи. Великая Отечественная война застала его в армии. Уже в июне 1941 года лейтенант Каспаров принял участие в боях с фашистами. 1941 год был самым трагическим периодом войны. Многое пришлось пережить и Каспарову. Он был ранен, контужен, попал в плен, совершил побег. Сражался с фашистами в партизанском отряде, снова возвратился в действующую армию, ко­мандовал подразделением минометчи­ков, служил в полковой разведке.

Когда после госпиталя он вернулся в родной Армавир, его грудь украшали боевые награды: орден Красной звезды, медали «За отвагу», «За взятие Варшавы» и другие.

Свои первые рассказы «Конец Наири», «Рубиновое кольцо», «Навстречу солнцу» Борис Каспаров посвятил воен­ной тематике. Они были опубликованы в журнале «Советский воин». Эти и дру­гие публикации он представил на кон­курс в Литературный институт им. A. M. Горького, куда и поступил в 1949 году.

Начиная с 1958 года, одна за другой выходят в свет его книги: «На западном берегу», «Копия Дюрера», «Двенадцать месяцев», «Пепел и песок», «Рапсодия Лис­та», «Звезды светят всем», которые вошли в круг детского чтения. В этих повестях Б. Каспаров проявил себя как мастер острого сюжета, умеющий заинтересовать читателя. Но детек­тивный сюжет - не самое главное в творчестве Каспарова. Писатель прояв­ляет себя как человек, «умеющий вести задушевный разговор с читателем, под­нимающий острые моральные вопросы». Его повести пронизаны горячей любовью к Родине, он писал о смелых, добрых и мужественных людях, настоящих пат­риотах своей Отчизны.

Эта направленность в творчестве пи­сателя ярко проявилась и в его пьесах «Память», «День седьмой», «Зубы дра­кона». В пьесе «День седьмой» Б. Кас­паров рассказал о самых трудных пер­вых днях войны. Его пьесы шли с успе­хом в Армавирском и Краснодарском драмтеатрах. Им сделан авторизован­ный перевод на русский язык романа адыгейского писателя Исхака Машбаша «Оплаканных не ждут».

«Копия Дюрера», пожалуй, самое известное произведение Б. Каспарова. Повесть написана настолько ярко и та­лантливо, что события, описанные в ней, воспринимаются как реально про­исходившие. В мае 1945 года, в первые послевоенные дни, молодой офицер Красной Армии назначен помощником коменданта в небольшой немецкий го­родок, чтобы помочь местным жите­лям наладить мирную жизнь. Но про­исходит неприятное событие: застре­лился управляющий имением Грюн­берг. Этот человек пережил фашист­ский режим, лояльно относился к Со­ветской власти и вдруг застрелился, когда город освободили от гитлеров­цев. «Убийство или самоубийство?» - задает себе вопрос старший лейтенант и начинает собственное расследование. Таинственные события, связанные с копией картины Альбрехта Дюрера, великого немецкого живописца эпохи Возрождения, не могут не увлечь читателя. Сюжет книги перекликается с реальной историей спасения картин Дрезденской галереи и других сокровищ мирового искусства советскими солдатами.

Каспаров Дюрера: повесть.- Краснодар: Кн. изд-во,1978.-191 с.: ил.

Каспаров Листа: повесть.- Краснодар: Кн. изд-во,1965.-263 с.

Детские годы и ранняя юность писа­теля прошли в деревне Богородская Репьевка и в родном городе Ульяно­вске, где он появился на свет 30 декабря 1924 года. Поэтический мир Николая Красно

ва опреде­лился рано. Навсегда остались в душе и сельская ребячья вольница, и очарование родным волжским городком, древним Симбирском, с его блестя­щими, с пушкинских времен, литературны­ми традициями, с Карамзинской библиоте­кой - «Дворцом книги», ставшим с 12 лет юному поэту вторым домом. Первая литера­турная публикация была именно в этом воз­расте - стихи в газете «Будь готов!», чуть позднее - в «Пионерской правде». И была у него любимая учительница по литературе - Вера Петровна Юдина. Она ему привила вели­кую любовь к Пушкину, с пятого класса соби­рала листочки с «пробой пера» своего под­шефного, обещая «издать стихи Коли Крас­нова по окончании средней школы отдельной книжкой». Но... как мы теперь говорим, завт­ра была война.


В 1943 году, после окончания шко­лы, Н. Краснов работал на оборонном заводе инструментальщиком, в этом же году стал солдатом. Воевал на Ленин­градском фронте, при штурме Выборга был тяжело ранен. Николай Краснов имеет боевые награды: ор­ден Отечественной войны 1-й степени, медаль «За отвагу» и другие.

Война для Николая Краснова - это солдатские тернистые дороги. Фронт, наступательные бои, ранение, госпи­тали... Перед его глазами предстала картина жизни нашего народа, сража­ющегося с фашизмом. «Я каплей был того большого моря», - напишет он потом. Народный подвиг во время Великой Отечественной войны стал глав­ной темой в его творчестве. Автор признается в своих интервью, что сколько бы ни проходило лет с тех пор, а в памяти фронтовые события так све­жи, словно это было вчера. Николай Степанович рассказывает об удиви­тельном случае, повлиявшем на его судьбу: «Командир пулеметной роты после боя увидел среди убитых солдат очень похожего на меня. И мои друзья-пулеметчики подтвердили, что это я. И я стоял у братской могилы, где в списке погибших значилась моя фа­милия. Кого-то из похороненных здесь я знал... И я плачу, говоря о них обо всех, о том неизвестном пареньке, по ошибке похороненном под моим име­нем. Как и всякий солдат, чей-то сын, брат или любимый. В воображении я часто слышу, как плачет его мать, его невеста, и сердце сжимается от нестер­пимой боли».

Впечатления военной поры стали главным душевным богатством писа­теля. И, видимо, неслучайно первым оценил по достоинству поэзию Нико­лая Краснова классик русской литера­туры. В 1947 году он представил поэтическую подборку мо­лодого литератора с кратким предис­ловием в «Литературной газете», способ­ствовал ему приему в Союз писателей России. А вскоре состоялась и личная встреча с Александром Трифоновичем. В одной из книг Н. Краснова есть прекрасные слова о влиянии этой встречи на его творчество. «Я, подоб­но птице перед дальней дорогой, ждал попутного ветра. И дождался. И он ме­ня подхватил».

В одном из стихотворений Николай Краснов вспоминает о своих старых письмах, разлетевшихся по белу све­ту, и «к друзьям, не пришедшим с вой­ны, и к любимой, ушедшей к друго­му»...

Не убавлю ни слова.

Лишь прибавить могу,

И опять

Ни единой строкой не солгу...

Эти слова по праву можно отнести ко всему творчеству поэта и прозаика Краснова. Каждое его стихотворение, каждый рассказ - своего рода письмо к читателю, безыскусное и доверитель­ное. Здесь ничего не выдумано, все идет от сердца, все - о пережитом, о выстраданном. Память войны, любовь к людям, родным местам, ко всему чистому и прекрасному. Читая его про­изведения, мы ощущаем человека большой души, искреннего и доброго. Жизнь, как она есть, глядит с каждой его страницы.

На семи ветрах: стихи и поэмы.- М.: Современник, 1976.-94с.

Праздник на нашей улице: Повести, рассказы.- Краснодар, Сов. Кубань,2005.-351 с.

Кронид Александро­вич родился 10 апреля 1920 года в станице Тацинской Ростовской об­ласти. Детские и школьные годы про­шли на Дону и Кубани. Жил в Брюховецкой, Кропоткине, Армавире,

Но­вороссийске. После окончания Краснодарского военного авиационного училища в конце 1940 г. направлен в бом­бардировочный полк Одесского военного округа. С

первого дня войны в качестве штурмана самолета участвует в боевых действиях на Бес­сарабском, Юго-Западном фронтах и Северном флоте, куда полк в вари­анте двухместных истребителей был переброшен летом 1942 года для ох­раны конвоев союзников.

Кронид обойщиков всего совершил сорок один бое­вой вылет. Затем, с 1944 года до конца войны, в должности штурмана эскадрильи перегоняет самолеты с сибирских и закавказских аэродро­мов в действующие боевые полки Балтийского и Северного флотов. Награжден тремя орденами и пят­надцатью медалями, в том числе одной английской.

В I960 году К. Обойщиков ушел в запас в звании майора Дальнего Востока, где слу­жил - старшим штурманом наведения истребительной авиации ПВО. Там за перехват американского самолета - шпиона "Локхид-У-2" приказом ко­мандующего ИА ПВО маршала награжден ценным подарком.

Первое стихотворение восьми­классника Кронида Обойщикова «Гибель стратостата» было напечатано в газете «Армавир­ская коммуна» в 1936 году. Но начало творческой биографии относится к послевоенным годам, когда поэт стал систематически печататься в армейских и флотских газетах, в жур­налах "Знамя", "Советский воин", "Дальний Восток", "Эстония"

В 1951 году К. Обойщиков был де­легатом от Балтийского флота на 2-м Всесоюзном совещании молодых пи­сателей. В 1963 году в Краснодаре вышел первый сборник стихов "Тре­вожное счастье", а всего - четыр­надцать, пять из которых для детей.

Кронид Обойщиков - один из авторов и составителей книг о Героях Советского Союза, двух оперетт, многих песен, написан­ных кубанскими композиторами Гр. Пономаренко, В. Пономаре­вым. Крылатым воином был Кронид Обойщиков. Обращаясь к родному краю, он пишет:

Край родной, ты весь на этой карте -

Синь озер, дороги и хребты.

Я летать ушел со школьной парты,

Чтоб тебя увидеть с высоты.

Боевая авиация, голубое безбрежье небес стали для него и жизнью, и поэ­зией. Его герой знает свое место на вой­не. Он понимает, что без него нельзя вести бой:

Стоит нелетная погода,

И Ставка, нервничая, ждет,

И в землю врытая пехота

Без нас в атаку не пойдет.

Военные маршруты водили его и над Киевом, и над речкой Сулой, и над Ле­нинградом, и над Баренцевым морем, и над Прибалтикой. Как и другие фрон­товые поэты, К. Обойщиков не раз обра­щается к образу солдатской матери. Им, матерям, выпала самая горькая доля - провожать на войну сыновей и получать похоронки.

Когда друзей в могилу братскую

Нам приходилось зарывать,

Давали клятву мы солдатскую

Их матерей не забывать.

Он пишет «Слово к матери», посвя­щая его Матрене Константиновне Зикран, матери Героя Советского Союза, пав­шего смертью храбрых; пишет стихотво­рение «Мать» - памяти Епистинии Фе­доровны Степановой.

Нынешний год - год 65-летия вели­кой Победы. И сегодня у памятных обе­лисков и мемориалов рядом с ветерана­ми, молодым поколением в незримом строю стоят и литератур­ные герои, плоть от плоти живых и павших.

Звёзд волшебнее сиянье: Поэтический венок Героям Кубани. – Краснодар: Сов. Кубань, 2001.-192 с.

Именное оружие: Стихи. - Краснодар: Кн. изд-во,1970.-127 с.

Мы были: рассказы, повесть, стихи.- Краснодар: Сов. Кубань,2001.-192 с.

Салют Победы: Солдатам Великой Отечественной посвящаю…: стихи.- Краснодар: Периодика Кубани,2005.-192 с.

родился 3 августа в станице Таманской, в семье ветеринарного врача. Позднее вместе с родителями переехал в город Баку, где окончил школу вто­рой ступени. Василий Попов работал на нефте­промысле, откуда по путевке комсомола был

направлен на учебу в школу военно-воздушных сил им. ВЦИК в Ташкент, которую успешно окончил в 1930 году.

Молодой летчик служил в Средней Азии, в горах Мары, городе Бухаре, принимал участие в боях с басмачами. В это же время Василий Алексеевич увлекся литературным творчест­вом. В печати выходят его очерки о летчиках. По состоянию здоровья он был отправлен в годичный отпуск, работал в милиции, в район­ных и городских газетах Горьковской области и Подмосковья, был корреспондентом Телеграф­ного агентства Советского Союза. В 1936 году у молодого писателя вышла в Ташкенте первая книжка - повесть «Асы».

В годах Василий "Алексеевич опять был призван в ряды военно-воздушных сил. Участвовал в боевых операциях на Халхин-Голе, летал в небе Финляндии, Западной Белоруссии. На третий день Великой Отечест­венной войны уже сражался с фашистскими захватчиками, оборонял небо Москвы, летал к белорусским партизанам. В 1942 году командованием Красной Армии был направлен в борющую­ся Югославию, в Народно-освободи­тельную армию Иосипа Броз Тито.

Больше года воевал он в небе Югос­лавии и был награжден за боевые заслу­ги высшим югославским военным орде­ном Свободы. При бомбежке немцами партизанского аэродрома был тяжело контужен и эвакуирован на родину.

После длительного лечения, осенью 1943 года, Василий Алексе­евич был признан негодным к военной службе и демобилизован. За боевые заслуги в боях с немецко-фашистски­ми захватчиками он был награжден орденом Красной Звезды, двумя орде­нами Отечественной войны и девятью медалями.

Попов пошел работать в газету «Пио­нерская правда» заместителем редакто­ра выездной редакции и собственным корреспондентом.

На счету Василия Алексеевича По­пова 30 книг, изданных в нашей стране. За цикл рассказов о майоре был награжден Почетной грамотой Министерства Внутренних дел СССР. Среди написанных им книг для детей и юно­шества - «Замок железного рыцаря», «Сиреневый остров», «Повести об от­важных», «Республика девяти звезд», «Чужой след», «Они приближали рас­свет».

В 1947 году вышла приключенчес­кая повесть «Замок железного рыца­ря», рассказывающая об испытани­ях, выпавших в годы войны на долю двенадцатилетних ребят. С неослабе­вающим интересом, с живым участи­ем следит читатель за судьбой героев: девчушки из украинского села и мальчишки из-под Брянска. Наравне со старшими товарищами вступили они в борьбу с тщательно законспи­рированной подпольной фашистской организацией «Вервольф» - «Волк-оборотень». Позже эта повесть вошла в сборник «Повести об отважных» под новым названием - «Волчье ло­гово».

Юным анапским подпольщикам, боровшимся в годы Великой Отечест­венной войны с фашистскими оккупантами, посвятил писатель повесть «Они приближали рассвет». «Мне хо­чется,- писал автор, - чтобы Катя Соловьянова, Аза Григориади, Владик Каширин и их боевые друзья веч­но жили в памяти народной и учили новые поколения стойкости, мужест­ву, преданности своей Родине». За эту повесть Василий Алексеевич по­лучил звание лауреата краевой лите­ратурной премии имени Н. Островс­кого.

Попов Кузьменко и другие рассказы.- Краснодар: Кн. изд-во,1980.-155 с.: ил.

Попов приближали рассвет.- Краснодар: Кн. изд-во,1983.-143 с.

Георгий Владимирович Соколов ро­дился 3 декабря 1911 года в поселке Кочкарь Челябинской области . В 1930 году по путевке комсомола уехал на строительство Магнитогорского метал­-

лургического комбината. С первых дней Великой Отечественной войны он находится в действующей армии. Был комиссаром подразделения, командиром разведроты, работал в редакциях фронтовых газет.

Воспоминания о героических сражени­ях на Малой земле, о живых и погиб­ших боевых товарищах легли в основу книги «Мы с Малой земли», которая многократно переизда­валась в нашей стране и за рубежом. Это сборник документаль-

ных новелл. В них названо более двухсот фамилий героев. Все, что пережили десантники, пережил и Соколов. Не понаслышке, не по архивным дан­ным узнал автор полную опасностей боевую жизнь.

Он участвовал в атаках и ночных поисках, в рукопашных схватках и рейдах в тылу против­ника. На Малой земле получил два ранения, был контужен. Отдельная рота разведчиков, которой командовал капитан Соколов, высадилась на Мысхако вслед за отрядом майора Цезаря Куникова и только в первый месяц боев уничтожила более сотни гитлеровцев, привела до двух десятков пленных. Кстати сказать, на личном счету Соколова пять­десят шесть фашистских солдат и офицеров, унич­тоженных им в рукопашных схватках за два с половиной года работы в разведке - сначала комиссаром, затем командиром отдельной разве­дывательной роты. До самого конца героической эпопеи, все семь долгих месяцев боевой страды Соколов находился на Малой земле. На его глазах проис­ходили события, которые не забываются, на его глазах десантники совершали подвиги, которые вошли в летопись Отечественной войны.

После освобождения Новороссийска десант­ным частям, закаленным на Малой земле, при­шлось создавать плацдармы в Крыму, воевать за Севастополь и в Карпатах, на Висле, на Одере и Шпрее, штурмовать Берлин, освобождать Прагу. И в этих боях Соколов принимал участие.

В годы войны Соколов не мечтал о писа­тельской деятельности. Кое-какие записи он, правда, вел. Но во время сентябрьского штурма Новороссийского порта, катер, на котором он находился, был подбит и затонул. Соколов выплыл, а его вещевой мешок с записными книж­ками пошел на дно. Однако после войны ему захотелось рассказать о пережитом, и он взялся за перо. Память сохранила многое, горести и ра­дости фронтовой жизни. В 1949 году вышло пер­вое издание его книги «Малая земля». Написанная по свежим следам событий, она подкупала своей правдивостью, любовью к друзьям и товарищам. Автора приняли в Союз писателей.

Всю свою творческую жизнь, работая над «Малой землей», Георгий Соколов, одновременно создавал главную свою книгу - роман «Нас ждет Севастополь». В романе правдиво и впечатляюще описаны последние дни обороны Севасто­поля, трагедия тех, кто оставался в око­пах и на берегу Херсонеса уже после того, как флот окончательно покинул свою базу. Кажется, все потеряно. Одна­ко это не так. Эпилог севастопольской трагедии стал прологом к сражениям в районе Новороссийска в 1942-1943 го­дах, к боям на Малой земле, на Тамани, к изгнанию гитлеровцев с Кубани, со всего Северного Кавказа. Участвуя в этих боях, герои романа понимают, что иной дороги нет, что нужно пройти весь этот страдный путь с неизбежными поте­рями и утратами, чтобы вернуться в Севастополь.

Георгий Соколов сам прошел этим путем, сначала от Севастополя до Ново­российска, потом от Новороссийска до Севастополя и дальше - до Карпат, че­рез Вислу и Одер - до Шпрее и Влтавы.

Родная земля, народ не забывают своих сынов и дочерей, погибших за Оте­чество. Читая и перечитывая роман «Нас ждет Севастополь», мы, прежде всего, отмечаем то, что в нем запечатлен исто­рический подвиг народа, слава о котором не померкнет в веках.

Соколов ждёт Севастополь: Роман.– М.: Сов. писатель,1981.-656с.

Соколов земля.- М.: Сов. Россия, 1971,-384 с.

Информационная служба ст.Новопокровской

Известные, знаменитые деятели культуры, искусства Краснодарского края, Кубани – артисты, художники, писатели, поэты

Обойщиков Кронид Александрович
Обойщиков Кронид Александрович русский поэт, родился в станице Тацинская, Ростовской области 10 апреля 1920г., умер 11 сентября 2011 в Краснодаре на 92 году жизни.
Обойщиков К.А. окончил Краснодарское авиационное училище, военный летчик. С первых дней участник Великой Отечественной войны, служил в бомбардировочном полку, охранял конвои союзников. Награжден за боевые заслуги двумя орденами Отечественной войны, орденом Красного знамени.
Первое стихотворение восьмиклассника Кронида Обойщикова печатается в газете «Армавирская коммуна» в 1936г. Послевоенные годы стал печататься в армейских и флотских газетах и журналах. В 1963 вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье». Издал более 30 книг, в том числе: Бессонное небо», «Линия судьбы», «Награда», «Мы были». «Салют победы», «Имя твое в небесах пронесу». Кронид Обойщиков автор и составитель четырех томной антологии биографий кубанцев – Героев Советского Союза и трехтомного поэтического «Венка Героям Кубани».
Он много писал для детей замечательных поэтических произведений: «Сфетофорик», «Зойка пешеход», «Как слонёнок учился летать». Делал переводы поэтов Северного Кавказа.
Кронид Обойщиков член Союза писателей СССР и Союза писателей России, член Союза журналистов СССР и Союза журналистов России.
Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Кубани, почетный гражданин Краснодара, лауреат премии Н. Островского, премии Е. Ф. Степановой.
Герой труда Кубани.

Пономаренко Григорий Фёдорович
Пономаренко Григорий Фёдорович, русский композитор, песенник, баянист, родился 02.02. 1921г. в селе Моровск, Остерского района, Черниговской области, УССР, в крестьянской семье. Умер 7 января 1996 на 74-ом году жизни (автокатастрофа). Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.
Учить играть на баяне Григория Пономаренко с пяти лет начал его дядя М.Т Пономаренко, в 6 лет он уже исполнял музыкальные произведения. Самостоятельно постиг нотную грамоту. Дядя, заметив необычайные способности мальчика, определил его в ученики к известному музыканту Александру Кинебсу. В 12 лет Григорий Пономаренко писал музыкальное оформление к спектаклям драматического кружка и в школьные годы был принят на работу в Дом пионеров, затем в Дом культуры ДнепроГЭСа.
В 1941 окончил Киевскую консерваторию по классу баяна. Участник Великой Отечественной войны с первого дня, служил 1941-1947 в погранвойсках, был музыкантом, награжден за боевые заслуги орденом Отечественной войны II степени.
После демобилизации работал баянистом в оркестре русских народных инструментов им. Осипова, руководителем Государственного Волжского русского народного хора в Куйбышеве, художественным руководителем народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода и в 1972 году переехал и связал свою жизнь с Кубанью.
Песни на музыку Григория Пономаренко знает вся страна: «А где мне взять такую песню», «Где-то ветер стучит проводами», «Ой снег- снежок», «Оренбургский пуховый платок», «Подари мне платок», «Тополя», «Что было, то было», «Я назову тебя зоренькой». На слова С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». На слова кубанских поэтов: «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица, родная станица», «Кубаночка», «Посадила я сады». Целый ряд произведений для баяна, марш «Солдатская пехота» для духового оркестра», оперетты. Всего 970 произведений.
С 1971 Григорий Пономаренко член Союза композиторов СССР. Заслуженный артист РСФСР, народный артист СССР, почетный гражданин Краснодара.
В 1997г. имя Григория Пономаренко присвоено Краснодарской филармонии. В Краснодаре установлен ему памятник и мемориальная доска на доме где он жил. В этом доме открыт Мемориальный музей – квартира (улица Красная, 204)

Хохлов Сергей Никандрович
Хохлов Сергей Никандрович, известный русский кубанский поэт, родился 5 июля 1927г. в деревне Мелихово, Смоленской области в крестьянской семье. В 1937г. семья переехала на Кубань, потом на Урал. В 1947г. Сергей Хохлов возвратился на Кубань, живет в г.Краснодаре.
Трудиться и зарабатывать на жизнь С. Хохлов, как и все подростки военных лет, начал рано с 14 лет. Женщины и подростки заменили, ушедших на фронт мужчин. Работал штурвальным на буксирном пароходе, механизатором, строителем. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Первое стихотворение опубликовал в1947г. в газете «Сталинский путь». Первый сборник стихов издал в 1957г. В шестидесятые годы печатается в журналах «Октябрь», «Молодая гвардия», «Наш современник», «Огонёк», «Сельская молодежь», «Литературная Россия», альманах «Кубань», «Семья и школа».
Автор 24 изданий книг стихов, в том числе: «Весенняя зорька», «Синие ночи», «Люди такие родные», «Белые струги», «Долгий день», «Неожиданность», «Берег тишины», «Кубань река», «И хлеб и соль», «Своя земля», «Лицом на лето», «Молнии в окне». Писал для детей: «Лиса рыболов», «Сказка о маленьком пастушонке, смелой цапле и цаплёнке, и о серой волчихе с волченком».
Сергей Хохлов, в соавторстве с композитором Виктором Захарченко, является автором гимна города Краснодар. В соавторстве с композитором Г. Плотниченко, является автором музыкального поэтического шедевра «Кубанские синие ночи».
Хохлов Сергей Никандрович член Союза писателей СССР с 1963г., окончил Высшие литературные курсы-(1963-1965).
Лауреат премии Союза писателей России, премии имени К. Россинского Краснодарской краевой администрации, почетный гражданин Краснодара.

Продолжая цикл материалов об истории Екатеринодара, мы вновь обращаемся к теме утраченного наследия. Одно из мест, хранящих историческую память города, — Всесвятское кладбище, где в XIX и первой половине XX века хоронили военных, государственных и общественных деятелей. Некоторые могилы являются памятниками истории и архитектуры, многие разрушены, часть уже невозможно опознать. Именно здесь в разное время были похоронены известные кубанские писатели, но найти места их захоронений в данный момент невозможно.

Кубанских писателей XIX — начала XX века объединяет то, что писали они по‑украински, на Кубани их практически не печатали, могилы их неизвестны. Специально для портала Юга.ру Владимир Бегунов собрал информацию о пяти авторах, чьи биографии и произведения будут небезынтересны любому, кто интересуется историей Кубани.

Пленный атаман

Исполняющему обязанности наказного атамана Якову Герасимовичу Кухаренко жаловаться вроде бы не на что. Его считают первым кубанским писателем, в Краснодаре есть посвященная ему мемориальная доска, в учебнике по кубановедению за восьмой класс рассказ о жизни и творчестве атамана-литератора занимает целую страницу. А в его бывшем доме сейчас находится Литературный музей Кубани. Однако мало кто из кубанцев читал его книги, да и найти их проблематично. Писал Кухаренко на кубанском диалекте украинского языка. Самое известное его творение — пьеса «Черноморское житье-бытье» (этот поэтический перевод профессора Виктора Чумаченко ближе к сути произведения, чем общепринятое название «Черноморский быт») — написано в 1836 году. Через цензурный комитет пьесу протаскивал Шевченко, который был от нее в восторге, да и вообще писателей связывала крепкая дружба. В Екатеринодаре пьеса была поставлена спустя три года. Это комедия с классическим любовным треугольником: Маруся любит Ивана, но он должен ехать с казаками в поход против горцев. В это время мать девушки хочет отдать ее замуж за богатого старого казака.

Еще до атаманской должности Яков Кухаренко в соавторстве с Александром Туренко написал первый исторический труд о кубанском казачестве: «Обозрения исторических фактов о Черноморском войске». Заказала монографию в 1834 году войсковая канцелярия, однако опубликован текст был более чем через полвека в журнале «Киевская старина». В позапрошлом веке пользовался популярностью очерк атамана «Пластуны». Вот фрагмент из этого очерка в переводе Аркадия Слуцкого:

«Кроме охоты с ружьем пластуны ставят всякие самоловы: капканы, деревянные ловушки <…> Роскоши пластун не знает, одет кое-как, мыкается, бедствует, но пластунства не бросает. Высокие камыши, полома, местами кустарник защищает его. Одно небо видит пластун в плавнях, да и то, как глянет вверх; по ясным звездам ночами он узнает свою дорогу. В непогоду, хмарь — по ветру, который гнет высокие верхи камыша. В ветер, как днем, так и ночью, самая лучшая охота. Задует ветер — шумит, шуршит камыш, пластун идет не таясь. Затих ветер — остановился пластун, прислушивается».

17 сентября 1862 года группа горцев напала на Кухаренко, отправившегося без конвоя в Ставрополь. Дважды раненный в стычке атаман попал в плен. Пока горцы торговались с казаками о выкупе, шестидесятитрехлетний Кухаренко умер от кровопотери. Войско выкупило у горцев тело своего атамана, его похоронили с почестями на Всесвятском кладбище Екатеринодара. В конце XIX века родственники перезахоронили прах Кухаренко на Крепостной площади в ограде Воскресенской церкви. Во время строительства корпусов краевой клинической больницы им. Очаповского в 1960-х годах погост снесли, а вырытые из земли кости первопоселенцев Екатеринодара вывезли на свалку.

Побег из острога

Самым талантливым кубанским автором XIX века был Василий Мова. Писал он на украинском языке под псевдонимом Лиманский. В потере захоронения Мовы, в отличие от Кухаренко, советская власть ни при чем. Еще в 1910 году украинский поэт Михайло Обидный совершил литературное паломничество в Екатеринодар, но могилу писателя на Всесвятском кладбище отыскать не сумел. Обидный тогда написал возмущенные строки о недостойном отношении жителей города к памяти литератора.

Василий Мова родился в 1842 году в казачьей семье на хуторе Сладкий Лиман в Каневском районе. Здесь же кроются истоки его псевдонима — Лиманский. После окончания гимназии Мову в числе нескольких особенно способных учеников Кубанское казачье войско отправило учиться в Харьковский университет за казенный счет. Но к науке у будущего писателя душа не лежала. Из-за частых пропусков занятий войско в какой-то момент отказалось дальше оплачивать обучение нерадивого студента. Еще во время студенческой жизни Василий Мова начал активно печататься в прессе. По возвращении в Екатеринодар он работал судебным следователем, свободное время посвящая литературе.

Повесть «Из нашей роденьки (Из воспоминаний семинариста)» — одно из немногих произведений, написанных по-русски для русскоязычной газеты «Харьков». Вот фрагмент из него с пунктуацией автора:

«На другой день мне доставили долото. Каждую ночь я продалбливал стену, а к утру закладывал слегка кирпичами, замазывал глиной и задвигал койкой. В четыре ночи дело было кончено. Теперь осталось придумать, как выбраться за ворота. Старатели и об этом похлопотали. Наши арестанты носили в пекарню муку, и готовые кули часто стояли под навесом, — через эти-то кули и все дело произошло. Осторожно вылез я ночью, высыпал половину муки в помойную яму, забрался с мешком в самый темный угол и там вобрался в него и со страхом стал ждать утра. Долго тянулась ночь эта, всю жизнь буду помнить ее <…> Показалась заря <…> Скоро меня понесли, меня и мешки с мукою. Товарищ кряхтел подо мной, мне становилось душно: мука лезла в рот и нос, так что я раза два чуть ни чихнул; у самых ворот солдат сдуру саданул меня прикладом, я опять чуть не крикнул. Принесли мешки и свалили в кладовой <…> Жду я час, жду другой, — нет никого! А мука душит, мешки со всех сторон немилосердно давят, — смерть моя да и только! Слышу: скрипнула дверь, кто-то кашлянул и сказал: — Ну, живая мука, поворачивайся».

В 1933 году в Сухуме умер пенсионер из Краснодара Степан Эрастов. Тело покойного привезли на родину и похоронили на Всесвятском кладбище. В Краснодаре, возможно, он и не дожил бы до своих лет. Эрастов был революционером, в царские времена провел четыре года в сибирской ссылке, но к власти в России пришли не социалисты-революционеры, в чьих рядах он состоял, а коммунисты. Отношение к бывшему эсеру вряд ли было бы терпимым.

Впрочем, литературное наследие писателя ценно не только и не столько революционной биографией автора. Степан Иванович Эрастов родился в 1856 году в Екатеринодаре, в семье русского священника и кубанской казачки. Учился в ставропольской гимназии, а затем в Киевском и Петербургском университетах — в обоих городах в полиции числился неблагонадежным из-за своего круга общения, так как уже тогда тесно общался с народовольцами.

Помимо активной политической деятельности Эрастов был прекрасным бытописателем, пропагандировал украинский язык и культуру. Свои мемуары он посвятил родному городу. Печатались они в журналах «Родная Кубань» и «Кубань: проблемы культуры и информатизации» (журнал Краснодарского института культуры).

Эрастов, как Кухаренко и Мова, писал по-украински. Вот фрагмент из «Воспоминаний старого екатеринодарца». Перевод сделан группой лингвистов под руководством Виктора Чумаченко:

«Впрочем, я любил Старый базар и имел на нем свои радости. Малышом я бродил по базару и слушал музыку базарного гомона и звуков. Торговки приглашали меня к своим палаткам, завлекая вкусными пряниками, маковками, солеными огурцами; сластенницы громко зазывали: "А ну-те сластенов! А ну-те сластенов!", — которые тут же шипели у них в пахучем масле на сковородке. (Эх, полакомиться бы сейчас сластенами...). А там — предлагали борщ с салом, пирожки с печенкой; бубличницы тонкими голосами визжат о бубликах с маком, рыбаки степенно указывают на огромные кучи тарани, чабака и иной рыбы; цыгане басовито расхваливают свой товар. Каждый свое. И все это складывалось в густой вокальный коллектив, создавало своеобразную музыку. А особенно любил я пору предвечерья, когда садилось солнце и когда отовсюду на базаре собирался рабочий люд на отдых и ужин. Утомленные люди усаживались группками на скамьях или на земле и вели не спеша тихую беседу. А я глядел на усталые усатые лица и прислушивался к разговорам».

Затравленный меценат

Еще одна неизвестная могила на Всесвятском кладбище принадлежит поэту и писателю Якову Жарко, который тоже писал на украинском языке. В 1912 году в сборнике «Екатеринодарцам» Жарко высмеивал сатирическими стихами городскую думу и местных чиновников. После смерти Федора Коваленко стал директором картинной галереи. В 1928 году, когда в Краснодаре организовали Музей революции, Жарко отдал в дар в отдел христианской религии свою коллекцию икон.

В 30-е годы поэта затравило ОГПУ. Сына Жарко отправили в лагеря строить Беломорканал, сам Яков Васильевич несколько раз подвергался арестам и обыскам, во время которых погибло множество его рукописей. Жарко вместе с Эрастовым и Петлюрой состоял в революционной украинской партии. Было это, правда, до революции, но чекистов данная деталь мало интересовала. Несколько недель поэт провел в краснодарской тюрьме, где следователи пытались выбить из него признания в шпионаже и контрреволюционной деятельности. Жарко отпустили, но сердце не выдержало, и вскоре он умер.

Книги Якова Жарко так и не были переведены на русский язык. Самые крохи выходили в литературных журналах и антологиях. К примеру, автобиография, написанная в конце жизни для сборника стихов, который в последний момент решили не печатать. Вот фрагмент из нее, где автор вспоминает свои юношеские годы в конце XIX века:

«Я доучился приходящим в фельдшерской школе и получил право работать учителем. Мечтал поселиться где-нибудь в селе и жить среди простого народа. Но не удалось! — губернатор "должность не утвердил". Я жил у отца. Отец и мать старели. Я покашливал. Меня никуда не отпускали. Мама пережила так много горя, смерть детей, а потому и слушать не хотела, чтобы я куда-нибудь ехал. Купили корову… Кормили и отпаивали меня теплым молоком "до схочу"… Может быть, оттого и остался в живых до сих пор» («О себе», 1933).

Неопубликованная повесть о Беломорканале

Возможно, где-то на Всесвятском кладбище покоится и Тихон Строкун. Он был поэтом-бандуристом, выступал в 30-е годы XX века с песнями на краевом радио. Играл Строкун на огромной пятидесятиструнной бандуре, сам делал эти музыкальные инструменты. Современники называли его выдающимся бандуристом. В 1931 году он окончил факультет украинской филологии Краснодарского пединститута, преподавал украинский язык и литературу, публиковал стихи и прозу на украинском языке. В 1933 году его арестовали и приговорили к десяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность. Как и сын Жарко, Строкун во время заключения строил Беломорканал. Вернулся в Краснодар Тихон Строкун только после войны, работал учителем русского языка и библиотекарем. В его уголовном деле хранится книга о строительстве Беломорканала, написанная на зоне. Когда-то фрагменты из нее и записи из дела готовили к печати, но до публикации дело так и не дошло.

Профессор Виктор Чумаченко, читавший рукопись, рассказывает:

«Повесть заканчивалась сценой, где зэки стоят на берегу, по водам Беломорканала идет первый пароход, а они кричат: "Слава товарищу Сталину! Слава товарищу Ягоде!" Строкун, как и многие, верил, что, если напишет такой панегирик вождям, его отпустят».

Кстати, в архиве КГБ выяснился и неизвестный литературоведам псевдоним, под которым печатался Тихон Строкун — Дядька Гаврила.

Найти фамилию Строкуна в архивных списках Всесвятского кладбища автору статьи не удалось. Официальный список захоронений заканчивается 3 января 1965 года, Тихон Строкун умер 20 июля того же года. Подхоронили его к родственникам уже после закрытия кладбища или его могила находится на тогда только открытом Славянском кладбище — неизвестно.

Найти фамилию поэта пытались и по спискам захоронений, составленных в 1985 — 1986 годах хранителем Всесвятского кладбища со слов родственников. Списки эти находятся в городском архиве. Но маловероятно, что возможно осилить 41 рукописный том, заполненный бессистемно, порой неразборчивым почерком. Так что четких свидетельств места упокоения поэта на данный момент нет.

Огромные деревья рушат корнями могильные плиты Всесвятского кладбища, все поросло травой, на погосте царит запустение. Возможно, через несколько лет спасать уже будет нечего. Могил писателей, о которых говорится в этой статье, уже не найти, но могут быть потеряны и другие старинные надгробия, напоминающие о людях, чьи жизни стали частью истории города.

Отчий край! Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

К. Обойщиков

родился 10 апреля 1920 года в станице Тацинской Ростовской области. Школьные годы, начиная с 5-го класса, прошли на Кубани – в Брюховецкой, Кропоткине, Армавире, Новороссийске. Вскоре после окончания средней школы поступает в Краснодарское военное авиационное училище и осенью 1940 года в звании младшего лейтенанта направляется в бомбардировочный полк Одесского военного округа.


С первого дня войны в качестве штурмана самолета Су-2 участвует в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Более 30-ти боевых вылетов совершает в дни обороны столицы Украины Киева.
Награжден тремя орденами и семнадцатью медалями.

Первое стихотворение восьмиклассника Кронида Обойщикова было напечатано в газете «Армавирская коммуна» в 1936 году. Но начало творческой биографии относится к послевоенным годам, когда поэт стал систематически печататься в армейских и флотских газетах, в журналах «Знамя», «Советский воин», «Дальний восток», «Эстония».

В 1963 году вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье», а всего до настоящего времени им издано более тридцати книг, семь из которых для детей.

Основные поэтические книги К. Обойщикова «Бесоннное небо», «Линия судьбы», «Награда», «Мы были», «Салют победы», «Имя твое в небесах пронесу» получили хорошие отзывы критики и литературной общественности. Стихи поэта переводились на адыгейский, украинский, эстонский, татарский и польский языки.

В течение нескольких десятков лет поэт-фронтовик собирал материалы о Героях Советского Союза – кубанцах и создавал серию книг о подвигах земляков, за что был принят в Почетные члены краевой ассоциации Героев.

На стихи К. Обойщиков писали музыку известные композиторы Гр. Пономаренко, В. Захарченко, В. Пономарев, С. Чернобай, Н. Некоз, И. Петрусенко и другие. Несколько лет на сцене Краснодарского театра оперетты и многих других городов России шли музыкальные комедии «Невеста по заказу» (композитор В. Пономарев) и «Лебединая верность» (композитор Гр. Пономаренко), одним из авторов которых был К. Обойщиков.

Награжден памятной медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени, а также знаками А. Покрышкина и «За верность казачеству».

С 2005 года Почетный гражданин города Краснодара.

Награда

Да что там орден, что медали —

Уже устали получать!

Награду высшую нам дали:

Рассветы майские встречать.

Прошли такие муки ада,

Такой огонь пришлось гасить,

Что никакой другой награды

Не догадаешься просить.

Мы шли в бои не для наживы,

Нам не нужны похвал слова.

И суть не в том, что сами живы,

А в том, что Родина жива.

Доброта

Я с утра сегодня добрый,

Я избегался совсем.

Целый день хожу по дому,

Помогаю сразу всем.

Вымыл папины ботинки,

С мамой окна протирал.

А потом ещё с Иринкой

В папу-дочку поиграл.

Я принёс больной соседке

Из ларька картошку в сетке.

Целый день одно лишь знал,

Что кому-то помогал.

Был бы я ещё добрее,

Но увидел вдруг Сергея.

Он ведёт себя нечестно

И болтает языком:

Нину дразнит он невестой,

А меня — женихом.

Я поймал его за домом

И немножечко побил.

Хорошо ещё, что добрый

Я весь день сегодня был!

Статьи по теме: