История создания мастер маргарита презентация. Презентация - История создания романа «Мастер и Маргарита. Нравственно-эстетическая модель общества

МАСТЕР И МАРГАРИТА

ИСТОРИЯ РОМАНА.

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

«Мастер и Маргарита» – главный роман в творчестве Булгакова. Это «закатный» роман.

Время написания – с 1928 по 1940 год.

Сделано 8 (!) редакций.

Впервые напечатан (в урезанном виде) в журнале «Москва» (№11 за 1966 и №1 за 1967 год).

Роман вызвал острую полемику, которая продолжается до сих пор.


Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда».

Судьба черновиков романа:

1929 – первая редакция

1932 – возвращение к роману


Автобиографичность романа:

  • Обстановка травли.
  • Отсутствие средств к существованию.
  • Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
  • Постоянное ожидание ареста.
  • Статьи-доносы. Гонения ( «Ударим по пилатчине!» - «Ударим по булгаковщине!»).
  • Преданность и самоотверженность любимой женщины.

Прототипы героев:

  • Мастер – Булгаков
  • Маргарита – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская)
  • Берлиоз, глава литературного объединени МАССОЛИТ – Леопольд Авербах, литературный критик, глава литературной группировки РАПП.
  • Иван Бездомный – Демьян Бедный
  • Жорж Бенгальский – конферансье Московского мюзик-холла Георгий (или Жорж) Раздольский.
  • Александр Рюхин – «левый» поэт, член МАССОЛИТа –Владимир Маяковский

ЖАНР РОМАНА

  • Бытовой?
  • Фантастический?
  • Философский?
  • Автобиографический?
  • Любовно-лирический?
  • Сатирический?
  • Многожанровое и многоплановое произведение

Композиция романа

Это «РОМАН В РОМАНЕ»

Булгаков – Мастер – Иешуа…

  • Ряд отражений создаёт ощущение перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность…

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»


МОДЕЛЬ МИРА

в романе

Внутреннее пространство

Внешнее пространство

Маргарита

Ершалаим

Мастер

Москва

Вечность

Иван Бездомный


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

Мифологическое

Вечность

Историческое

Царство света и тьмы

Ершалаим

Москва 30-х гг.

Финальные главы

Ершалаимские главы

Московские главы

Хотя действие московского романа часто пытаются привязать к определенному году и даже точным дням (1-5 мая 1929 года, по версии Б.Соколова; 15-18 июня 1936 года, по версии А.Баркова), доминирующим в нем, кажется, является противоположный принцип: конкретность места при размытости художественного времени .

И.Н.Сухих


ПУТЬ ГЕРОЯ

Мифо-поэтическое пространство

Локальное пространство Москвы

Потусторонний мир

Роман о

Исторические и бытовые реалии

Понтии Пилате

На балу у сатаны

Психологические портреты героев

История любви Мастера и Маргариты

Вечный приют


Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Москва как локальное пространство советской действительности

Москва как место действия реальных исторических событий

Социально-бытовая

модель

общества

Москва как художественный объект

Нравственно-эстетическая модель общества

Индивидуально-художественная

Москва как граница миров

Москва как семиотическое пространство

картина мира


Попытка описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для Булгакова смертельно опасной. Эта современность входит в книгу в «гомеопатических дозах и карнавально трансформируется». Точечные детали (Канта – в Соловки; «Сдавайте валюту!»; «Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно…» ) дают лишь «ощущение времени, а не его изображение». Тогда как пространство – портрет Москвы 30-х гг. – дается в романе в изобразительном ключе с точными характеристиками и наименованиями. Этот прием не только позволяет говорить об интертекстуальных связях , например, аллюзиях на «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Но благодаря этому приему, « роман-миф становится для Булгакова единственным убежищем, единственным способом избежать принципиального выяснения отношений с современностью, попыткой подняться над ней, обойти страшную историю на повороте».

(По статье И.Н.Сухих «Евангелие от Михаила»).


РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА

Реальность

Множество фантастических событий

«Московские» главы

Особое повествование подчёркивает реалистичность

Вымысел мастера

«Ершалаимские» главы

  • Древний мир не ушёл безвозвратно
  • он существует параллельно с современным.
  • Он более реален!

Проблематика романа

  • Вера и религия
  • Искушение
  • Неотвратимость расплаты, овтветственность за сказанное и содеянное
  • Добро и зло, нарушение баланса между добром и злом
  • Взаимоотношения личности (Мастера) и власти
  • Духовный выбор
  • Духовная свобода
  • Духовное пробуждение
  • Любовь
  • Душевное одиночество
  • Какие проблемы поднимаются в романе?

Образ иешуа

«ершалаимкие» главы романа

Философские проблемы


«ершалаимские « главы

  • Сколько глав в романе о Понтии Пилате и Иешуа?
  • Каково краткое содержание этих глав?
  • Как они введены в роман?
  • Кто ведет повествование?

Глава

Повествователь

Основное содержание

  • Заполните таблицу

Глава

Повествователь

Основное содержание

Сон Иванушки в сумасшедшем доме (от лукавого)

Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри

Маргарита (ведьма)

Азазелло

Погребение,

«Спасение» Иуды, раскаяние Пилата

Мастер, с разрешения Воланда

Несколько строк о грозе над Ершалаимом

Заканчивает роман одной фразой


Образ бога или человека?

Иисус

Происхождение, семья

Появление в Ершалаиме

Иешуа

Ученики

Проповеди

Мотивы поведения


Образ бога или человека?

Иисус

Происхождение, семья

Иешуа

Сын Бога, БОГ. Богородица.

Появление в Ершалаиме

На осле в окружении народа

Ученики

Проповеди

Не убий...

Мотивы поведения

Искупление людских грехов

Последнее слово перед смертью

Отче!

В руки Твои

предаю дух мой.


Образ бога или человека?

Иисус

Происхождение, семья

Иешуа

Сын Бога, БОГ. Богородица.

Появление в Ершалаиме

Ученики

Человек

На осле в окружении народа

Проповеди

Один, никому не известный

один

Не убий...

Мотивы поведения

Последнее слово перед смертью

Все люди добрые…

Искупление людских грехов

Смерть

В руки Твои

Один из самых страшных пороков - трусость

Распят на кресте

предаю дух мой.

Смерть на столбе


Иисус и иешуа

  • Кто такой Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова? Бог? Человек?
  • Зачем автор провёл параллель с Иисусом?
  • Каковы были мотивы у Булгакова для создания образа Иешуа Га-Ноцри?

Иисус и понтий пилат

  • Какие истины раскрывает Иешуа Понтию Пилату? (гл. 2 «Понтий Пилат»)
  • «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»

Прежде всего – сострадание, сочувствие к ближнему

  • Все люди добры

Добро изначально и всесильно

  • Рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины.

Истина – вера.

  • Всякая власть является насилием над людьми.
  • Какова пятая истина, которую недопонял Понтий Пилат? (Сцена допроса: что предлагает игемон Иешуа?)

Иисус и понтий пилат

  • Сцена допроса:

что предлагает игемон Иешуа?

  • Дилемма:

Отказаться от правды и быть помилованным

Сказать истину и погибнуть

Колеблется ли Иешуа?

  • Он свободен. Для него не существует власти искушения.

Иисус и понтий пилат

  • За что же был наказан Понтий Пилат?
  • Какие проблемы раскрывает автор в сцене допроса?
  • Истина
  • Добро и зло
  • Искушение и справедливое воздаяние
  • Сила духа, которая сильнее любого насилия, любой власти

Ответьте на вопросы:

  • Так почему же Булгакову был нужен именно такой Иешуа Га-Ноцри?
  • Можем ли мы упрекнуть автора романа за искажение Библии, за искажение истины?
  • О чем могли беседовать Пилат и Иешуа, идя по лунной дорожке к свету?

Мастер

человек и власть в романе «Мастер и Маргарита.


мастер

Мастер“ – слово, бытовавшее в обществе „свободных каменщиков“, масонов прошлого века, которые хранили «тайное знание».

«Тайна, которой владеет Орден на своей высшей ступени, заключается „в том, что он доставляет надлежащим образом подготовленному брату практические средства воздвигнуть в человеке истинный храм Соломонов , найти утраченное слово, т. е.: Орден хочет дать посвящённому и избранному брату средства уже теперь, в этой земной жизни, добыть доказательства своего бессмертия“».

Речь идет о так называемом Союзе Матфеевых лож. Мастер – в иерархии этого братства – третья ступень познания; первые две – ученик и подмастерье.


Мастер и ученик

Мастер выполняет ещё одно предназначение на земле: оставляет ученика, продолжателя . Вопросы и ответы в диалоге мастера и Ивана напоминают своеобразное посвящение, как в тайных союзах.

Неофит на первой ступени обязан пройти стадию отречения от прошлой жизни, очищения от груза прошлых привычек, связей и т. д.

Перед Иваном открывается вся несостоятельность его собственных поэтических опусов, он начинает думать, отрекается от литературной деятельности.

Ступень преодолена – уходящий из реального мира мастер прощается не просто с соседом по палате, но с «учеником»


мастер

Мастером у раскольников и на орловском областном диалекте звался исстари учитель грамоты по церковным книгам, то есть знаток библейских сюжетов.

Орловский диалект для семьи Булгакова был родным (дед писателя – орловский священник, отец окончил орловскую духовную семинарию).

Мастер посвящен в тайну – эта посвященность и открылась Маргарите.


Тема власти в романе

Назовите ассоциации со словом ВЛАСТЬ

  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая
  • Власть страха
  • Власть памяти
  • Власть любви
  • Власть совести

Тема власти в романе

Тема отношений власти и человека у Булкагова выражается через отношения власти и творца

ЛИТЕРАТОРЫ В РОМАНЕ:

  • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
  • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
  • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
  • Мастер
  • Берлиоз
  • Иван Бездомный
  • Литературные критики (Латунский)
  • Члены общества МАССОЛИТ

судьба духовных ценностей

«Грибоедов», этот «храм искусства», – ад и кумирня;

Духовный подлог совершается и в отношении к искусству: Пушкин воспринимается Рюхиным как «металлический человек» и тем самым ассоциируется с идолами Ершалаима;

Бессмертие стихов Пушкина вызывает приступ острой зависти при абсолютной неспособности почувствовать их гениальность: «Повезло, повезло!» Для Рюхина важно то, что есть памятник и есть слава.

Этой же славы всеми силами добиваются посредственности из МАССОЛИТа, которые, забыв о творчестве и думая только о выгоде и «теплом месте», подменяют искусство и служение ему все тем же «золотым тельцом».

Булгаков явственно дает понять, что традиционные духовные ценности полностью уничтожены.


Судьба творца по м.булгакову

Чтобы быть писателем, нужно иметь только членское удостоверение?

НЕТ!

«…вовсе не удостоверением определяется писатель, тем, что он пишет»


Испытание мастера

Травля критиков – проявление замыслов сатаны, испытание мастера.

Критик Ариман носит имя зороастрийского духа тьмы и зла, фамилия Латунский вызывает ассоциации с латунью, «золотым» блеском – символом Воланда, секретарша Лапшённикова « со скошенными к носу от постоянного вранья глазами » носит Воландову печать во взгляде – ср. с «ведьминским косоглазием» Маргариты и дефектами глаз Воланда и Азазелло. Алоизий Могарыч – одна из проекций Иуды из Кириафа – своей «денежной» фамилией скреплен с Воландом.


Только любовь!

Спасти творение Мастера (он сам от него отступается!) оказалось подвластным Маргарите

Власть любви оказывается сильнее всего


«Я знаю, что мы оба жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе… Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!

Ну, что ж, согласен искать там»


«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Яко исчезает дым, да исчезнут».

В пасхальную полночь исчезают все главные герои булгаковского романа: сатана со свитой, Понтий Пилат, мастер и Маргарита. Все – во вражеском стане.

Мастер верит в бессмертие души, но не верит в спасение, потому он и обращается к сатане, потому-то он и сломлен, разбит, пуст.


«Это рассказ о мире, который погиб, сам того не ведая… И тем самым – это пророчество о гибели, которое одновременно и сбылось, и сохранило свою актуальность на будущее – так сказать, конец света, не имеющий конца».

Борис Гаспаров


Свет и покой? Или свет или покой ?

Христос Сам в Себе содержит Божественный Свет:

«Христе, Свете истинный, освещая и просвещая всякого человека, грядущего в мир…»


«Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви»

Ю.М.Лотман.


Темы для сочинений:

  • В чём сущность любви по М.Булгакову?
  • Как автор раскрывает проблему выбора в романе?
  • Человек-творец и власть в романе «Мастер и Маргарита»
  • Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»

Слайд 2

«Мастер и Маргарита» - роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Вид романа трудно однозначно определить, поскольку произведение многослойно и содержит в себе множество элементов таких жанров, как сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, роман-миф. На его сюжет сделано множество театральных постановок и несколько фильмов.

Слайд 3

Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Слайд 4

Высказывались соображения, что замысел романа возник у Булгакова после посещения редакции газеты «Безбожник». Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. В первой редакции роман имел варианты названий «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причём здесь уже фигурировали Маргарита и её тогда безымянный спутник - будущий мастер, а Воланд обзавёлся своей буйной свитой.

Слайд 5

Вторая редакция, создававшаяся до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто инженера» Третья редакция, начатая во второй половине 1936 года, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось заглавие «Мастер и Маргарита». 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой).

Слайд 6

В произведении - две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. нашего века. Действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад - в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

Слайд 7

Мастер

Мастер - профессиональный историк, выигравший крупную сумму в лотерею и получивший возможность попробовать себя в литературном труде. Лицо, достигшее наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Мастер пишет роман об Иешуа (Иисус) и Пилате. Мастер пишет роман, по-своему интерпретируя евангельские события, без чудес и силы благодати - как у Толстого. Мастер общался с Воландом - Сатаной, свидетелем, по его словам, произошедших, описываемых событий романа.

Слайд 8

Маргарита

Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с мессиром сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита - это символ любви и самопожертвования во имя другого человека

Слайд 9

Воланд

Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». При первом же появлении повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате). Основной чертой внешности являются дефекты глаз. Внешний вид: «росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Носил дорогой серый костюм, дорогие заграничные туфли под цвет костюма, всегда при себе имел трость, с черным набалдашником в виде головы пуделя; правый глаз черный, левый почему-то зеленый; рот какой-то кривой. Выбрит гладко». Курил трубку и постоянно носил с собой портсигар.

Слайд 10

Свита

Фагот. Один из персонажей свиты Сатаны, всё время ходящий в нелепой клетчатой одежде и в пенсне с одним треснутым и одним отсутствующим стеклом. В своём истинном облике оказывается рыцарем, вынужденным расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то сказанный неудачный каламбур о свете и тьме.

Слайд 11

Азазелло. «Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. „Совершенно разбойничья рожа!“ - подумала Маргарита». Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

Слайд 12

Кот Бегемот. Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота. Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.

Слайд 13

Слайд 14

Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жестокий и властный человек, тем не менее успевший проникнуться симпатией к Иешуа Га-Ноцри во время его допроса. Пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление кесаря, но не сумел этого сделать, о чём всю жизнь впоследствии раскаивался. Страдал сильной мигренью, от которой избавил его во время допроса Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат

Слайд 15

Иешуа Га-Ноцри

Странствующий философ из Назарета, описываемый Воландом на Патриарших прудах, а также Мастером в своём романе, сопоставляемый с образом Иисуса Христа. Имя Иешуа Га-Ноцри обозначает на иврите). Однако данный образ значительно расходится с библейским прототипом. Характерно, что он говорит Понтию Пилату, что Левий-Матвей (Матфей) неправильно записал его слова и что «путаница эта будет продолжаться очень долгое время». Гуманист, отрицающий противление злу насилием.

Слайд 16

Единственный последователь Иешуа Га-Ноцри в романе. Сопровождал своего учителя до самой смерти, а впоследствии снял его с креста, чтобы похоронить. Также имел намерение зарезать ведомого на казнь Иешуа, чтобы избавить его от мук на кресте, но в итоге потерпел неудачу. В конце романа приходит к Воланду, посланный своим учителем Иешуа, с просьбой о даровании покоя для Мастера и Маргариты. Левий Матвей

Слайд 17

Пилат и другие (телефильм, ФРГ, 1971, 90 мин.) Мастер и Маргарита (Россия, 1994) Мастер и Маргарита (телесериал, Россия, 2005, 10 серий ~500 мин.) - реж. Владимир Бортко. Кинокомпания Скотта Стейндорфа, StoneVillageProduction, купила права на экранизацию романа у Сергея Шиловского, внука Е. С. Булгаковой, под названием «Master & Margarita». Роли Мастера и Маргариты могут сыграть Джонни Депп и АнджелинаДжоли. Экранизации

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Мастер и Маргарита
История создания романа

Слайд 2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Слайд 3

Время начала работы
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий:
«Черный маг» «Копыто инженера» «Жонглер с копытом» «Сын В.» «Гастроль»

Слайд 4

Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Слайд 5

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок«Фантастический роман» и варианты названий:
«Великий канцлер» «Сатана» «Вот и я» «Черный маг» «Копыто консультанта»

Слайд 6

Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы»
Но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Слайд 7

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…

Слайд 8

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…

Слайд 9

Роман «Мастер и Маргарита»
Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров:
человеческого (все люди в романе) библейского (библейские персонажи) космического (Воланд и его свита)

Слайд 10

Самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира – частные. Один из них – человеческий, микрокосм; другой – символический, т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает, как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть «внешний» и «внутренний». И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего зем-ного тела.

«Мастер и Маргарита Булгакова» - Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное Слово. Аннушка пролила растительное масло. Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Проект 2. 1 – 1 2 – 7 3 – 6 4 – 3 5 – 2 6 – 4 7 - 5. Вернись к себе! Проект 1. Закончите текст. М.А.Булгаков. Преподаватель литературы Кардаш Разалия Фариевна.

«Роман Булгакова Мастер и Маргарита» - Рукописи не горят! 1930 сжёг рукопись. Реальное Москва 20 – 30 годы ХХ века. Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966 – 1967 годах. 1931 – 1932 Продолжение работы, появление образов Мастера и Маргариты. Библейское (мифологическое) Ершалаим 1 год н.э. 1928 – 1938 8 редакций. Рисунок Нади Рушевой.

«Михаил Булгаков Мастер и Маргарита» - Азазелло. Воланд - тайна и загадка. Бегемот. Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Свет и тьма: Иешуа и Воланд. Содержание. Гелла. Биография. Повесть "Роковые яйца". Булгаков оставляет медицину и занимается только журналистикой и литературной работой. Иешуа Га-Ноцри.

«Любовь Мастера и Маргариты» - Библейский, 1 век н. э. Мистическая. Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Силы ада в романе. Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Какие слова пропущены в данном афоризме? Сатирическая. Особенности композиции и прблематика. Римский прокуратор Иудеи.

«Мастер и Маргарита» - Заключение. В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. В. Гюго. Самопожертвование Маргариты. Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита». Саади. Творчество. Массолит. Символом писателей – лакировщиков действительности – в романе является МАССОЛИТ. Мастер делает свой выбор.

«Роман Мастер и Маргарита» - Кличка собаки Понтия Пилата? Тест по содержанию романа М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита». Любовная. Особенности жанра и композиции романа. Какими языками владел Иешуа Га-Ноцри? Я сказала: «Мастера и Маргариту»? Из письма И. В. Сталину Июль 1929 г. Москва. Какими словами заканчивался роман Мастера?

Всего в теме 7 презентаций

Важнейшей целью познания является обретение Истины. Процесс обретения истины Флоренский разделяет на три этапа. Первый этап логистики, когда человек пользуется способами рациональной философии. На этом этапе Истину обрести невозможно, ибо рациональная философия бессильна перед раздробленностью и множественностью мира. Второй этап этап пробабилизма, т. е. осмысление определенных качеств истины, в том случае, если она существует. На этом этапе, достигается познание главных свойств Истины, к каковым Флоренский относит следующие характеристики: Истина есть " интуиция - дискурсия ", " актуальная бесконечность ", " совпадение противоположностей " и др. И наконец, Истина предстает, как важнейший христианский догмат: " Истина … Отец, Сын, Дух … истина есть единая сущность о трех ипостасях … Троица единосущная и нераздельная ". На третьем этапе, который Флоренский характеризует понятием " подвижничество ", как данность уже полностью принимается необходимость существования Истины. В данном случае познание истины невозможно без веры и религиозно - духовной практики. С помощью веры и евангельской любви Истина утверждается как Святая Троица. Но здесь важен еще и сам процесс познания Истины совершая восхождение по этапам познания Истины, человек познает любовь и включается в связуемую любовью общность людей. Павел Флоренский








Ершалаим. С Ершалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Разгадать все загадки «Мастера и Маргариты» невозможно без детального рассмотрения образов в романе.


Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того по земному живой, что в её реальности невозможно усомниться. И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу. Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Это странствующий философ, несущий в себе, как и Мастер, ИСТИНУ, СВОБОДУ, НЕЗАВИСИМОСТЬ и СИЛУ. Секрет этой силы - в абсолютной независимости его разума и духа. «Злых людей нет на свете», - утверждает герой Мастера.


Понтий Пилат - один из главных героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита".Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жестокий и властный человек. Пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление величества, но не сумел этого сделать, о чём всю жизнь впоследствии раскаивался. В образе Пилата запечатлены черты правителей советской эпохи – Сталина, Суслова, Ягоды, Ежова и других- хорошо знакомых Булгакову организаторов и исполнителей Большого террора, арестов и допросов многих его друзей.




Иосиф Каифа Иудейский первосвященник, президент Синедриона, осудивший на смерть Иешуа Га-Ноцри. Каифа - умный, расчетливый человек, защищающий свой народ и свои интересы от римского диктата, использующий в качестве орудия защиты обычаи отцов и собственную религию,что для него почти идентично.


Иуда Один из молодых иерусалимских жителей, передавший Иешуа Га-Ноцри в руки Синедриона. Булгаков превратил Иуду Искариота в Иуду из Кириафа, следуя принципу транскрипции евангельских имен. Автор прежде всего подчеркнул в этом персонаже бездуховность и отсутствие всякой морали.Он бездумный юный красавец, стремящийся к легкой жизни и любви.


Марк Крысобой Кентурион, охранник Пилата, покалеченный когда-то при битве, исполняющий обязанности конвоира, и непосредственно проводивший казнь Иешуа и ещё двух преступников. Когда на горе началась сильная гроза, заколол Иешуа и других преступников, чтобы иметь возможность покинуть место казни. Другая версия гласит, что Понтий Пилат приказал заколоть осуждённых (что не допускается законом) дабы облегчить им их страдания.


Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным. Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.



Действие происходит в Москве 30. х годов, которая населена обыкновенными людьми, которых автор видел вокруг себя в действительности. Но в этой Москве появляется великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя Тьмы, но и самого Булгакова Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя назвать исключительно субъективным. Именно реальная Москва была тем фоном, на котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Надо было только взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей. И тогда становилось ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной человеческой жизни.


Москва населена бездумными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивается одной фразой: «Этого не может быть». Беспощадна сатира автора в отношении московских литераторов и литературных чиновников, которых Булгаков знал не понаслышке. Писатели ассоциации МАССОЛИТ не занимаются поиском истины, не стремятся к совершенствованию, потому что они знают, что реальная правда это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт. Критики- конъюнктурщики изображены в лице Латунского, мастера печатной ябеды. досталось в романе и руководителям театра Варьете Степе Лиходееву, Римскому и Варенухе. Они лживы, корыстны, хамоваты.


Михаил Александрович Берлиоз Председатель МАССОЛИТа, литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в « нехорошей квартире » на Садовой, 302- бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. Ему было назначено самое суровое наказание. За неверие, проявленное во время первой беседы с Воландом, его голова попала на бал сатаны, при нем была опровергнута его теория и доказано существования дьявола и, следовательно, Бога. После этого, согласно своей теории, Берлиоз отправляется не в Ад и не в Рай, а в небытие.


Иван Николаевич Бездомный Поэт, член МАССОЛИТа. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. Потом излечился, перестал заниматься поэзией и стал профессором Института истории и философии.


ВОЛАНД Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, « историка ». При первом же появлении (в романе Мастер и Маргарита) повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате). Основной чертой внешности являются дефекты глаз. Внешний вид: Носил обычный советский костюм, дорогие заграничные туфли, чёрный плащ, всегда при себе имел трость, на которой был вырезан пудель, один глаз был зеленый, другой чёрный, был кривой рот из - за шрама, курил трубку и постоянно носил с собой табакерку.


Так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете " Фауст "




Сатирические персонажи Степан Богданович Лиходеев Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в « нехорошей квартире » на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За « служебное несоответствие » был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда Иван Савельевич Варенуха Администратор театра Варьете. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. В наказание за « ложь и хамство по телефону », был превращён Геллой в вампира - наводчика. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. По завершении всех событий, описанных в романе, Варёнуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком. Интересный факт: наказание Варенухи было « частной инициативой » Азазелло и Бегемота.




Нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался. Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество … Воланд подводит итоги: « Ну что же, они люди как люди … Любят деньги, но ведь это всегда было … Обыкновенные люди.. в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их … Сеанс разоблачения




Мастер и Маргарита Мастер Писатель, автор романа о Понтии Пилате, человек, не приспособленный к эпохе, в которой живёт, доведённый до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение. Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря « Не будем об этом ». Известен только под прозвищем « Мастер », данным Маргаритой. Сам считает себя недостойным такого прозвания, считая его капризом возлюбленной. Мастер лицо, достигшее наивысших успехов в какой - либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности.


Маргарита Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то « Мастер и Маргарита » трансформируется в « Творчество и Любовь ».


Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда на сцене один Мастер, рассказывающий Ивану горькую историю своей жизни, весь его рассказ пронизан воспоминанием о возлюбленной. Даже тогда, когда мы видим одинокую Маргариту, потерявшую своего Мастера, все ее действия оказываются подчинены заботе о возлюбленном. Маргарита, даже, начинает « оттеснять » Мастера во второй части романа: берет на себя активную роль и пытается вести борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отказался Мастер.


Роман « Мастер и Маргарита » - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Делая свой собственный выбор, помните: « Каждому будет дано по его вере ».





Воланд и его свита связана с сатирическим аспектом в романе. Они жестоки по отношению к злу, они вскрывают его и высмеивают. Они создают фантасмагорическую картину Москвы 30- ых годов. Воланд - объективно творит добро, наказывая доносчиков, преступников, восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сгоревшую рукопись, давая ему покой как награду за творчество. Воланд не против Иешуа. Это сила, которая " вечно хочет зла, но творит добро ". Он показывает всё что осмеивает людей (напр. деньги на самом деле это бумажки, нет деньги). Воланд это сила которая видит будущие. Он не наказывает невинных людей, он карает тех, которые заслужили на это наказание (напр. Берлиоз умер под колесами трамвая, потому что распространял атеизм до масс, он был редактором журнала.) Нельзя распространять неверия, это его личное дело. Воланд помогает добрым лицом. Демон это падший ангел, Бог и дьявол связаны. Что было бы добро если бы не было зла? Воланд не враг мира, он так же неотделим от мира, как тень неотделима от света. Воланд не творит зла, он творит справедливость, но своими дьявольскими способами. Он мудр. Воланд помогает вернуть Мастера, в благодарность за то, что была королевой на его балу. В его руках прость с головой пуделяна, на рукояткие - чёрный пудель - знак сатаны, у него разные глаза: правый с золотую искрой на дне и левый - пустой и чёрный, кожа у него очень смуглая.


Бегемот - входит в свиту Воланда, это огромный чёрный кот, ходящий на двух лапах и разговаривающий, но временами появляется в обличении человеческом - тогда это маленький толстяк, чьё лицо напоминает кошачью морду. Вызывает у читателей симпатию. После преображения во время полёта под лунным светом мы видим, что Бегемот это " худенький юноша ". На самом деле он был " демоном - пажом ".


Азазелло. У него огненно - рыжие волосы. Он небольшого роста, изо рта у него торчит клык, а на глазу бельмо, он в основном исполняет поручения связанные с физической силой: спускает с лестницы Поплавского, избивает Варенуху. Даёт крем Маргарите. Это демон " безводной пустыни - демон убийца ".







Великий бал у Сатаны - бал, который в романе " Мастер и Маргарита " дает Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 году. Для того, чтобы вместить Великий бал у Сатаны в Нехорошую квартиру, потребовалось раздвинуть ее до сверхъестественных размеров. Как объясняет Коровьев - Фагот, " тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов ". Обильно украсив бальные залы розами, Булгаков учитывал сложную и многогранную символику, связанную с этим цветком. Писатель, без сомнения, был знаком со статьей имевшегося в его библиотеке Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона о розах в этнографии, литературе и искусстве. Там отмечалось, что в культурной традиции западноевропейских народов древности и Средневековья розы выступали олицетворением как траура, так и любви и чистоты.



Автор в потустороннем мире поднимает проблему смысла жизни. Воланд и его свита, пришельцы из мира Тьмы, обрушивают наказание на человеческие пороки. Автор в потустороннем мире поднимает проблему смысла жизни. Воланд и его свита, пришельцы из мира Тьмы, обрушивают наказание на человеческие пороки.







Статьи по теме: