Имя существительное. Части речи. Имя существительное Имя существительное как часть речи презентация

Тема: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».



  • - Говорим вполголоса!
  • - Общаемся культурно!

Актуализация знаний. Кластер.

Имя

существительное

Непостоянные

признаки

Постоянные

признаки

Часть речи

Падеж,

число

Собственное или

нарицательное

Род:

женский, мужской,

средний

Синтаксическая

роль в

предложении

Одушевлённое или

неодушевлённое

Склонение: 1, 2, 3


Лингвистическая разминка

Исключи одно лишнее:

а) портрет, акварель, кисть, портьера

б) шкаф, ковёр, диван, полки

в) конверт, телеграмма, марка, деньги

г) племянник, школьник, сестра, мачеха.

Объясни смысл высказываний:

Подарок Коле

Подарок Коли

Какие слова оказались здесь случайно?

Сани, кефир, реки, воздух, грабли, сахар, уши, брюки, ножницы, Москва, ворота.


  • Хомячок, попугай, бурундучок, белая крыса Матильда с маленьким крысёнком…
  • Докажите, что все записанные вами существительные одушевлённые.
  • Какие из одушевлённых существительных являются собственными?
  • Приведите примеры собственных неодушевленных существительных.

  • Сгруппируйте имена существительные:
  • А) по родам;
  • Б) по типам склонения;
  • В) найдите существительные только множественного числа;
  • Г) найдите существительные только единственного числа.
  • Объясните знаки препинания.

Подарки весны. Г. Сапгир.

-Что, Весна, ты принесла?

И ответила Весна:

-Принесла я вам, ребятки,

Лейки, грабли и лопатки,

Первые подснежники, жёлтые скворечники.

Принесла я вам грачей, и скворцов, и зябликов.

И несёт любой ручей

Целый флот корабликов.

И ещё я принесла много света и тепла,

Прыгалки и салки, новые считалки.

Все ребята удивились:

Как-то сразу появились

Почки клейкие в лесу,

Травка на опушке

И у Маши на носу

Первые веснушки.

Грабли, прыгалки, салки.

Свет, тепло.

Объясните знаки препинания.


Образуйте форму от существительных родительного падежа множественного числа.

рельсов

  • Рельс –
  • Сапоги –
  • Место –
  • Кружево –
  • Километр –
  • Санаторий –
  • Дело –
  • Грузины -

сапог

мест

кружев

километров

санаториев

дел

грузин


  • Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.
  • Используя схему построения текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод, докажите, что данные слова являются существительными.

  • Гулять по улиц…, отдыхать в санатори…, заботиться о молодёж…, строить на побережь…, жить в селени….

  • Собраться на площад….
  • Писать о геро…. Расположиться в рощ….
  • Росли в тепл….
  • Прогуляться по алле…

Синтаксическая роль

В предложении может быть:

сущ. в Им.п.

сущ. в Т.п.

сущ. в Р.п.

сущ. в В.п .

подлежащее

дополнение

обстоятельство

определение


Зимой, чтобы не простудит ь ся, нужно надевать тёплое пальто.

Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горячий кофе.

Кто-то играл на п и анино, которое стояло

в большой комнате.

Исход игры решил досадный п е нальти.

В комнате отдыхала пожилая мадам.

ср. р.

м. р .

ср. р.


По какому признаку, кроме морфологических, можно распределить эти существительные?

В какие по значению группы объединяются эти существительные?

2

конкретные

4

3

собирательные

вещественные

1

отвлечённые

молодёжь

мечта

детвора

комар

сливки

грач

бег

бензин


  • Вставьте о-е-ё!
  • Плеч_м, чиж_м, ж_лудь, куниц_й, пальц_м, ш_в, 5 пальц_в, плащ_м, крыж_вник, ч_рточка, ш_пот, ш_колад, ч_лн, расч_ска, ш_рстка.

Надо подумать

  • Превратите имена нарицательные в имена собственные.
  • Цветок роза –
  • Плодородная земля –
  • Воздушный шарик –
  • Чёрная ворона –

Роза, Черноземье, пёс Шарик, река Ворона


  • 1. Какие существительные имеют только одну форму числа?
  • А) сметана; Б) очки; В) линейка; Г) страница.
  • 2. Найдите слова с окончанием –ие:
  • А) решение; Б) далёкие; В) предупреждение; Г) большие.
  • 3.Найдите существительное, на конце которого пишется мягкий знак:
  • А) (много) сокровищ…; Б) горячий ключ…; В) из-за туч…; Г) красивая брош… .

  • 4.В каком слове ударение падает на первый слог?
  • А) боязнь; Б) щавель; В) фарфор; Г) ненависть.
  • 5. В окончаниях каких существительных во множественном числе именительного падежа пишется ?
  • А) шофер; Б) директор; В) инженер; Г) столяр.

  • 6. Укажите НЕПРАВИЛЬНУЮ форму употребления родительного падежа множественного числа:
  • А) песни грузин; Б) много солдат; В) много дел; Г) нет носок; Д) нет полотенцев.
  • 7. Выберите ответ.
  • В предложении На вершине сосны сидел дятел и долбил ствол подчеркнутое слово является:
  • А) подлежащим; Б) сказуемым; В) дополнением; Г) обстоятельством.

  • 1. А. Б.
  • 2. А. В.
  • 3. Г.
  • 4. Г.
  • 5. А. Б.
  • 6. Г. Д.
  • 7. В.

  • повторить, что такое имя существительное
  • различать морфологические признаки имени существительного
  • определять синтаксическую роль имени существительного
  • использовать полученные знания для правописания и образования имён существительных.
  • употреблять имена существительные в речи.

Итоги

«5» 15-16 б

«4» 12-14 б

Цель урока :

Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу.

Задачи:

    Образовательная .
    Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.

    Развивающая .
    Обучать выделять в текстах, учебном материале главное.
    Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

    Воспитательная .
    Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, обеспечит в ходе урока понимание слов: гуманизм, патриотизм, товарищество, этические нормы поведения.

Ход урока

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.
    Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?

Вспомните определение этой части речи

    Работа с текстом. Текст записан на доске. Прочитать, вставить и объяснить пропущенные буквы. Определить общее значение существительных в тексте. Найти слова, которые не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос Что? и имеют значение предметности.

Доброта.

Стираются лица и даты ,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда – то

Хоть чем – то согрели меня.

Согрели своей плащ – п…латкой ,

Иль тихим шутливым сл…вцом ,

Иль чаем на столик… шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник , как счастье , как чудо

Идет Доброта по з…мле .

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле (Ю. Друнина)

    Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»

    Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?

Имя существительное сказало о себе так:

«Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам???»

    Гипотеза

Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.

    Ход исследования

    Проанализировать определения имени существительного

    Провести наблюдения в окружающем мире .

    Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи

    Анализ определений имени существительного

    Имя существительное - часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что» . Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения (Определение из Википедии)

    Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

( Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя )

    Вывод: В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете.

    Ответить на вопросы, привести примеры

    Существительные могут обозначать людей и животных ?

    Существительные могут обозначать географические названия ?

    Существительные могут обозначать явления природы ?

    Существительные могут обозначать события ?

    Существительные могут обозначать качества человека ?

    Существительные могут обозначать предмет действия ?

    Существительные могут обозначать состояние человека ?

    Существительные могут обозначать предмет признака ?

    Вывод: Существительное обозначает не только предмет.

Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы.

Существительные обозначают людей и животных,

географические названия (Москва),

явления природы (радуга, дождь),

события (праздник, война),

состояние человека (грусть, волнение),

качества человека (смелость, доброта),

предмет действия (бег, ходьба),

предмет признака (желтизна, красота) .

    Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие

    Землю, ее недра, водную поверхность

    Космические тела и явления

    Растения

    Животных

    Явления природы

    Вещества

    Факты, события

    Обоснуй ответ. Распределительное письмо.

Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол).

При проверке слова из первого столбика сопровождаются комментарием.

Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.

    Подбери имя, определи признаки. Коллективная работа

К названным нарицательным именам существительным подберите собственные. Запишите в два столбика. Определи все признаки существительного

Город, река, деревня, озеро, журнал, собака, поэт, кошка, писатель, сказочник, книга, имя, фамилия, мультфильм, отчество, океан, государство, газета, передача.

Какие существительные относятся к нарицательным, а какие – к собственным?

Как они пишутся?

    Подведение итога

Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?

    Домашнее задание.

Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм

Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

1 слайд

2 слайд

Русский язык Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов

3 слайд

4 слайд

Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи

5 слайд

Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой. Русский язык На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика

6 слайд

Проверь себя арбуз солнце медведь собака весёлый большой хороший золотой думать играть бежать рисовать Русский язык Что обозначают слова каждой группы?

7 слайд

Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие. СУЩИЙ-существительное имя, грамматическое слово, означающее предмет, т. е. лицо, вещь или отвлеченность. -вовать, быть, пребывать, находиться… В. Даль

8 слайд

Давай подумаем! Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют …………………………….. Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют……………………………….

9 слайд

Добавь словечко Явления природы: что? мороз, …. События: что? праздник, …. Состояние: что? обида, …. Русский язык В каждую группу существительных напишите ещё по три слова

10 слайд

Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

11 слайд

Раздели на группы Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка. Русский язык

12 слайд

Проверь себя кто? врач голубь воробей стрижи девочка чайка что? свеча кувшин пальто карандаш встреча класс Русский язык одушевлённые неодушевлённые

13 слайд

Число имён существительных Русский язык Сколько предметов может обозначать имя существительное?

14 слайд

Запомни! Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.). Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)

Статьи по теме: