Ганс христиан андерсен. гречиха. Где купить посевной материал
^ ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6-8 лет) должны знать:
названия основных деревьев, их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые, лес - бор - чаща - сад;
различия деревьев по внешнему виду;
названия частей дерева;
понятия «елка - дерево», отличие ели от сосны;
понятие «цветущие деревья»;
о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина...);
^ Расширение словарного запаса детей:
названия: деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад;
признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.
^
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Тополь - тополек,
дуб - дубок,
осина - осинка (осиночка),
береза - березка (березонька),
рябина - рябинка (рябинушка),
ива - ивушка,
елка - елочка,
сосна - сосенка,
клен - кленок,
яблоня - яблонька,
шишка - шишечка,
ветка - веточка,
лист - листик, листок, листочек,
лес - лесок,
иголка - иголочка.
^ Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»
Клен - клены - кленов;
тополь - тополя - тополей;
осина - осины - осин;
дуб - дубы - дубов;
липа - липы - лип;
береза - березы - берез;
ива - ивы - ив;
рябина - рябины - рябин;
ель - ели - елей;
елка - елки - елок;
сосна - сосны - сосен;
яблоня - яблони - яблонь;
плод - плоды - плодов;
шишка - шишки - шишек;
желудь - желуди - желудей;
сережка - сережки - сережек;
крона - кроны - крон;
макушка - макушки - макушек;
корень - корни - корней;
ствол - стволы - стволов;
ветка - ветки - веток;
сук - сучья - сучьев;
иголка - иголки - иголок;
лепесток - лепестки - лепестков;
лес - леса - лесов;
чаща - чащи - чащ.
^ Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Одно дерево - два дерева - пять деревьев, одно высокое дерево - два высоких дерева - пять высоких деревьев,
одна ветка - две ветки - пять веток,
одна сосновая ветка - две сосновые ветки - пять сосновых веток,
один могучий дуб - два могучих дуба - пять могучих дубов.
^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
ветка сосны - сосновая; ... ели - еловая; ... тополя - тополиная; ... осины - осиновая; липы - липовая.
Лист березы - березовый; ... рябины - рябиновый; ... дуба - дубовый; ... сосны - сосновый; ... клена - кленовый;
^ Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»
Бор (какой?) - сосновый;
кресло (какое?) - сосновое;
мебель (какая?) - сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
^ Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется - березовая;
если в роще растут дубы - дубовая;
Осина - осиновая;
Ивы - ивовая;
Клены - кленовая.
^ Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»
Желуди растут на - дубе;
яблоки растут на - яблоне;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка у - ели;
грозди рябины растут на - рябине;
сережки растут - на березе, ольхе, иве.
^ Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет... ;
дерево... ;
^ Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный;
если в лесу растут сосны и елки - хвойный;
если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес - смешанный.
^ Классификация понятий «Четвертый лишний»
Клен, рябина, ель, осина (ель);
липа, тополь, ива, яблоня (ива);
береза, дуб, клен, смородина (смородина);
яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
Построение монолога «Опиши дерево по плану»:
как называется дерево;
хвойное, лиственное или фруктовое;
как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
в каком лесу растет.
^ ТЕМА «ВЕСНА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
первые приметы весны в природе;
что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;
как выглядят деревья и трава весной;
как животные и птицы встречают весну;
чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;
признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;
действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.
^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Материал для запоминания «Весной» (детям 6 -8 лет)
Весенние месяцы - март, апрель и май. Весной солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полянах и пригорках появляются проталины.
Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лед и снег. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, калужница, хохлатка.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.
Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появляются малыши.
Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.
Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах - укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.
Построение монолога «Расскажи о весне по плану» (детям 6 -8 лет):
приметы весны;
весенние месяцы;
перелетные птицы;
что делают в этот период дикие животные, чем занимаются люди весной.
Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко - и лед таял.
На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».
^ Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (детям 6 -8 лет)
Дни, а, ночи.
Солнце, поднимается, греет.
Холодов, морозов.
Снег, проталины, набух.
Ручейки, весенние, по полям, лугам.
Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые.
Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.
Воробьи, чирикать, приветствовать.
Грачи, стран, родные края.
Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».
^ Лексико-грамматический строй речи
Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»
Солнышко (какое?) -яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное...;
травка (какая?) - молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная... .
^ Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»
Трава (что делает?) - пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует... ;
солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яблони... .
^ Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Проталина - проталинка,
лужа - лужица,
ручей - ручеек,
льдина - льдинка,
гнездо - гнездышко,
почка - почечка,
лист - листочек,
трава - травка, травушка,
поле - полюшко,
солнце - солнышко,
луч - лучик,
пень - пенек,
весна - веснушка,
огород - огородик,
луг - лужок,
облако - облачко,
дерево - деревце.
^ Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один - много» (детям от 6 лет)
Месяц - месяцев,
весна - весен,
проталина - проталин,
лужа - луж,
ручей - ручьев,
льдина - льдин,
птица - птиц,
гнездо - гнезд,
почка - почек,
листья - листьев,
трава - трав,
подснежник - подснежников,
поле - полей,
сад - садов,
грядка - грядок,
луч - лучей,
сосулька - сосулек,
дерево - деревьев.
^ Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)
Один ручей - два ручья - пять ручьев,
один говорливый ручей - два говорливых ручья - пять говорливых ручьев,
одна сосулька - две сосульки - пять сосулек, одна блестящая сосулька - две блестящие сосульки - пять блестящих сосулек.
Так же со словами: лужа, луч, дерево.
^ Образование существительных множественного числа «Закончи правильно предложение» (детям 6 -8 лет)
На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев... (стволы).
Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»
День (какой?) - весенний, погода (какая?) - весенняя, настроение (какое?) - весеннее.
Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.
^
МИНУТКА ОТДЫХА
Весной
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинки
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
^
ТЕМА «ХЛЕБ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6-8 лет) должны знать:
кто делает хлеб, где и из чего;
из каких зерновых культур делают муку, какую;
кто делает муку и где;
какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные);
для чего нужен хлеб;
^ Расширение словарного запаса детей:
названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты;
признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, с отрубями, диетический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;
действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь.
^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование простых причастий «Назови по образцу»
Убирать - убранный,
печь - печенный,
выращивать - выращенный,
косить - кошенный,
резать - резанный.
^ Образование существительных в родительном падеже «Назови со словом "нет"»
Подсолнечник - нет подсолнечника,
рожь - нет ржи,
зерно - нет зерна,
пшеница - нет пшеницы,
колос - нет колоса,
овес - нет овса,
колосья - нет колосьев,
ячмень - нет ячменя,
сеялка - нет сеялки,
кукуруза - нет кукурузы,
комбайн - нет комбайна,
гречиха - нет гречихи,
каравай - нет каравая,
просо - нет проса,
лен - нет льна.
^ Образование существительных в родительном падеже «Посчитать от двух до десяти парами и обратно»:
Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен - десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна.
То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, сухарь.
^ Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова»
Хлеб - хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод;
булка - булочка, булочная;
колос - колосок, колосья, колосится.
^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»
Поле с рожью - ржаное,
Пшеницей - пшеничное,
Овсом - овсяное,
Ячменем - ячменное,
Кукурузой - кукурузное,
Гречихой - гречишное,
Просом - просяное;
масло из льна - льняное;
Подсолнечника - подсолнечное,
Кукурузы - кукурузное;
хлеб из ржи - ржаной,
Пшеницы - пшеничный;
каша из пшена - пшенная,
Овса - овсяная,
Ячменя - ячневая,
Кукурузы - кукурузная,
Гречихи - гречневая.
^ Поиск определений «Назови, какой бывает хлеб?»
Пшеничный, мягкий,
полезный, душистый,
ароматный, . пропеченный,
ржаной, вкусный,
пышный, пахучий,
аппетитный, сухой,
свежий, подовый,
хрустящий, поджаристый,
поджаренный, черствый.
^ Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»
Откуда хлеб пришел? - ... (Из магазина.)
А в магазин как попал? - ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? - ... (Пекут хлеб.)
Из чего? - ... (Из муки.)
Из чего мука? - ... (Из зерна.)
Откуда зерно? - ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? - ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? - ... (Хлеборобы.)
Построение монолога «Составь рассказ о пшенице»
Например. Пшеница - это злак. Пшеница растет на пшеничном поле. Колос пшеницы - пшеничный. Мука из пшеницы - пшеничная. Колосья золотые, тяжелые, налитые. Стебли тонкие, хрупкие, ломкие. Убирают пшеницу в середине - конце лета комбайнами.
^ Поиск соответствующих понятий и построение монолога «Сравни и назови»
Белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб (по форме, размеру, цвету, запаху, материалу, на ощупь, вкус).
^
МИНУТКА ОТДЫХА
Хлеб
Даже стены тут приятны -
Пахнут хлебом ароматным.
Много дружных пекарей
Хлеб пекут здесь на заре,
А потом его в машины -
И развозят в магазины.
Вот откуда нам на стол
Теплый, вкусный хлеб пришел.
Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнечник.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос.)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (Трактор.)
Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн.)
Весной в землю бросается,
Летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью в печи закаляется,
Люди запахом его привлекаются. (Хлеб.)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб}.
Игра-хоровод
Мы на общем поле нашем
Вешним утром дружно пашем.
Сеем хлеб под птичий край,
^ Поворачиваются друг к другу в затылок, руки к груди, имитируют движения трактора, продвигаются вперед. Имитируют движения сеятеля.
Чтобы вырос каравай.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Показывают.
Выбегают в поле дети:
Дождик, видишь всходы эти?
Их почаще поливай,
Чтобы вышел каравай,
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
^ Поднимают руки вверх и опускают их.
Солнце, шли свой луч волшебный
На растущий стебель хлебный.
Наше поле согревай!
Руки вверх.
Нужен людям каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Много дела с урожаем:
Жнем, молотим, провеваем,
^ Круговые вращения руками, перед собой, вращают руками, как мельница
И летит из края в край
Весть, что будет каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Мы зерно в амбары сложим
И работу подытожим,
Подсчитаем урожай,
^ Движения, будто считают на счетах.
Знаем: будет каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Из пекарни мчат машины.
Руки как будто держат руль, затем разводят их в стороны.
Чьи сегодня именины?
Стол скорое накрывай!
Испекли мы каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Видно солнцу с небосвода -
Дети водят хороводы,
В хоровод и ты вставай.
Хоровод.
Будем славить каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Но, танцуя и ликуя.
Танцуют.
Помни истину такую,
Никогда не забывай:
Береги наш каравай,
Он трудом добыт,
Чтобы ты был сыт.
Каравай, каравай,
Тема «ДЕТСКИЙ САД»..........................................................................
Грамматический строй речи......................................................
Лексико-грамматический строй речи......................................
Минутка отдыха................................................................................
Тема «ИГРУШКИ»...................................................................................
Познавательная часть........................................................................
Дидактические игры и упражнения..............................................
Лексический строй речи.............................................................
Грамматический строй речи....................................................
Лексико-грамматический строй речи.................................... 12
Формирование выразительности речи.................................. 12
Минутка отдыха...............................................................................13
Тема «ОСЕНЬ».......................................................................................18
Познавательная часть......................................................................18
Дидактические игры и упражнения............................................ 19
Грамматический строй речи....................................................19
Лексический строй речи..........................................................20
Минутка отдыха...............................................................................21
Тема «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ».........................................................24
Познавательная часть......................................................................24
Дидактические игры и упражнения............................................24
Грамматический строй речи....................................................24
Лексический строй речи...........................................................26
Минутка отдыха...............................................................................27
Тема «ОВОЩИ».....................................................................................30
Познавательная часть......................................................................30
Дидактические игры и упражнения............................................30
Грамматический строй речи....................................................30
Лексический строй речи...........................................................32
Минутка отдыха...............................................................................33
Тема «ФРУКТЫ» ...........................................................................36
Познавательная часть......................................................................36
Дидактические игры и упражнения............................................37
Часто, когда после грозы идёшь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: «Это её опалило молнией!» Но почему?
А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля, — дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, всё корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зелёные кудри, свешиваются до самой земли.
Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменём и овсом — чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими жёлтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.
Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.
— Я не беднее хлебных колосьев! — говорила она. — Да к тому же ещё красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?
Но ива только покачала головой, как бы желая сказать: «Конечно, знаю!» А гречиха надменно говорила:
— Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растёт!
Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.
— Склони голову! — говорили ей цветы.
— Незачем! — отвечала гречиха.
— Склони голову, как мы! — закричали ей колосья. — Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесёт тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!
— Ну, а я всё-таки не склоню головы! — сказала гречиха.
— Сверни лепестки и склони голову! — сказала ей и старая ива. — Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!
— Ниже? — сказала гречиха. — Так вот же я возьму и загляну в небо господне!
И она в самом деле решилась на это в своём горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освежённые и омытые дождём, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.
Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зелёных листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:
— О чём ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несётся от цветов и кустов! О чём же ты плачешь, старая ива?
Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьёв же услышал эту историю и я: они прощебетали мне её как-то раз вечером, когда я спросил их рассказать мне сказку.
Часто, после грозы видишь, что гречиха в поле опалена дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: «Это ее опалило молнией!» Но почему?
А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля, - дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, все корявое, с трещиною посредине. Из трещины растет трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зеленые кудри, свешиваются до самой земли.
Другие поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменем и овсом - чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими желтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в благочестивом смирении свои головы к земле.
Тут же, возле самой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.
Я не беднее хлебных колосьев! - говорила она. - Да к тому же еще красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?
Но ива только качала головой, как бы желая сказать: «Конечно, знаю!» А гречиха надменно говорила:
Глупое дерево, у него от старости в животе трава растет!
Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепесточки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.
Склони голову! - говорили ей цветы.
Незачем! - отвечала гречиха.
Склони голову, как мы! - закричали ей колосья. - Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесет тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!
Ну, а я все-таки не склоню головы! - сказала гречиха.
Сверни лепестки и склони голову! - сказала ей и старая ива. - Не гляди на молнию, когда разверзаются облака! Сам человек не дерзает этого; в это время можно заглянуть в самое небо господне, но за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Мы, бедные полевые злаки, ведь куда ниже, ничтожнее человека!
Ниже? - сказала гречиха. - Так вот же я загляну в небо господне!
И она в самом деле решилась на это в своем горделивом упорстве. Все кругом заполыхало от молний, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освеженные и омытые дождем, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.
Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зеленых листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:
О чем ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несется от цветов и кустов! О чем же ты плачешь, старая ива?
Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьев же услышал эту историю и я; они прощебетали мне ее как-то раз вечером, когда я просил их рассказать мне сказку.
b6d767d2f8ed5d21a44b0e5886680cb9
Ч асто, когда после грозы идешь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: "Это ее опалило молнией!" Но почему?
А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля - дерево такое большое, почтенное и старое- престарое, все корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зеленые кудри, свешиваются до самой земли.
Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменем и овсом - чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими желтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.
Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.
Я не беднее хлебных колосьев! - говорила она. - Да к тому же еще красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?
Но ива только качала головой, как бы желая сказать: "Конечно, знаю!" А гречиха надменно говорила:
Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растет!
Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.
Склони голову! - говорили ей цветы.
Незачем! - отвечала гречиха.
Склони голову, как мы! - закричали ей колосья. - Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесет тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!
Ну, а я все-таки не склоню головы! - сказала гречиха.
Сверни лепестки и склони голову! - сказала ей и старая ива. - Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!
Ниже? - сказала гречиха. - Так вот же я возьму и загляну в небо господне!
И она в самом деле решилась на это в своем горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освеженные и омытые дождем, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.
Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зеленых листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:
О чем ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несется от цветов и кустов! О чем же ты плачешь, старая ива?
Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьев же услышал эту историю и я: они прощебетали мне ее как-то раз вечером, когда я просил их рассказать мне сказку.
Часто, когда после грозы идешь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: «Это ее опалило молнией!» Но почему?
А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля - дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, все корявое, с трещиною посредине. Из трещины растут трава и ежевика; ветви дерева, словно длинные зеленые кудри, свешиваются до самой земли.
Поля вокруг ивы были засеяны рожью, ячменем и овсом - чудесным овсом, похожим, когда созреет, на веточки, усеянные маленькими желтенькими канарейками. Хлеба стояли прекрасные, и чем полнее были колосья, тем ниже склоняли они в смирении свои головы к земле.
Тут же, возле старой ивы, было поле с гречихой; гречиха не склоняла головы, как другие хлеба, а держалась гордо и прямо.
Я не беднее хлебных колосьев!- говорила она.- Да к тому же еще красивее. Мои цветы не уступят цветам яблони. Любо-дорого посмотреть! Знаешь ли ты, старая ива, кого-нибудь красивее меня?
Но ива только качала головой, как бы желая сказать: «Конечно, знаю!» А гречиха надменно говорила:
Глупое дерево, у него от старости из желудка трава растет!
Вдруг поднялась страшная непогода; все полевые цветы свернули лепестки и склонили свои головки; одна гречиха красовалась по-прежнему.
Склони голову!- говорили ей цветы.
Незачем!- отвечала гречиха.
Склони голову, как мы!- закричали ей колосья.- Сейчас промчится под облаками ангел бури! Крылья его доходят до самой земли! Он снесет тебе голову, прежде чем ты успеешь взмолиться о пощаде!
Ну, а я все-таки не склоню головы!- сказала гречиха.
Сверни лепестки и склони голову!- сказала ей и старая ива.- Не гляди на молнию, когда она раздирает облака! Сам человек не дерзает этого: в это время можно заглянуть в самое небо господне, а за такой грех господь карает человека слепотой. Что же ожидает тогда нас? Ведь мы, бедные полевые злаки, куда ниже, ничтожнее человека!
Ниже?- сказала гречиха.- Так вот же я возьму и загляну в небо господне!
И она в самом деле решилась на это в своем горделивом упорстве. Тут такая сверкнула молния, как будто весь мир загорелся, когда же снова прояснилось, цветы и хлеба, освеженные и омытые дождем, радостно вдыхали в себя мягкий, чистый воздух. А гречиха была вся опалена молнией, она погибла и никуда больше не годилась.
Старая ива тихо шевелила ветвями на ветру; с зеленых листьев падали крупные дождевые капли; дерево будто плакало, и воробьи спросили его:
О чем ты? Посмотри, как славно кругом, как светит солнышко, как бегут облака! А что за аромат несется от цветов и кустов! О чем же ты плачешь, старая ива?
Тогда ива рассказала им о высокомерной гордости и о казни гречихи; гордость всегда ведь бывает наказана. От воробьев же услышал эту историю и я: они прощебетали мне ее как-то раз вечером, когда я просил их рассказать мне сказку.