Фресковая живопись древней руси презентация. Презентация по истории русского литературного языка на тему "Живопись Древней Руси". Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

Искусство

Составитель Ладова Л.А., 2015 г.



Крещение Руси

Древняя славянская культура + Византийская культура

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Строительство храмов письменность

роспись храмов

АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА


Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.

В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота . Одновременно закладывается собор Успения Богоматери . Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

_______________________________________ ______

Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.


Собор святой Софии в Киеве (София Киевская)

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне



Золотые ворота в Киеве

Магдебургские ворота в Новгороде


Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г.

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.

Успенский собор во Владимире 1185-1189

Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.

В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.

Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи , у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский , Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.

В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси .

Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.


Церковь Покрова на Нерли 1165г.

С военными походами владимирских князей связана церковь Покрова на Нерли , заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.


После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков ) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь ).

На смену плинфе пришел дешевый плитняк , который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.

____________________________________________________


КАНОН – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храма.

ФРЕСКА – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

МОЗАИКА – изображение или орнамент из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и т.д.




Христос Вседержитель (собор св. Софии Киевской

Богоматерь Оранта (собор св. Софии Киевской


Благовещение «Устюжское» . XII век.

Апостолы Пётр и Павел . Икона середины XI века. Новгородский музей.


Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года.



Виды живописи
Монументальная
Мозаика
Фрески
Станковая
Иконы

Мозаика

Мозаика Алтаря
Киевской Софии
Интерьер Киевской Софии
Мозаика – монументальная
живопись с помощью
разноцветных кусочков
слюды.
Мозаичными панно украшались
Византийские храмы и
русские древние храмы,
например, Собор Софии в
Киеве.
В алтарной части храма
сохранилась мозаика 11 века
«Богоматерь».
В связи с набегами кочевников
это искусство был
утрачено.

Фрески

Роспись
растительными
красками на сырой
штукатурке
Пётр Александрийский.
Фреска церкви Спаса на
Нередице в Новгороде.
1199

Иконы

Станковая
живопись,
выполнялась на
досках яичными
красками.
Иконопись нигде не
была так
популярна, как на
Руси.

Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.

Богоматерь Оранта (Знамение)

Особенно на Руси любили изображать
Богоматерь. Существовали различные
виды изображений: Оранта, Умиление,
Одигитрия, Троеручица и Панагия

Богоматерь Знамение Царскосельская

Знамение, или
Оранта,
изображалась по
пояс, с руками,
разведёнными в
стороны. В
центре иконы
изображался Иисус

Одигитрия Синайская

Одигитрия также
изображалась
по пояс. На
руках она
держит
младенца и
указывает
рукой на него

Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление

Богоматерь Троеручица

Великая Панагия Шире Небес и Ярославская

Успение Богородицы

Спас Нерукотворный

Симон Ушаков
Это самое древнее из
канонических изображений.
Согласно легенде, первый
образ Христа чудесно
отпечатался на плате,
поднесённом им к лицу.
Этот плат обладал
чудотворной силой – он
исцелил от проказы царя
города Эдессы Авгаря. Таким
образом, создателем первой
иконы был сам Христос.
Первоначально Святой
Плат хранился в Эдессе до
944 года, затем был
перенесён в
Константинополь.

Добрый пастырь

Второй древнейший образ
Христа, уходящий корнями в
античную живопись, Добрый пастырь. В
Евангелие от Иоанна
написано: «Аз есмь пастырь
добрый, пастырь добрый
полагает жизнь свою за
овец».
Все иконы, изображающие
доброго пастыря,
относятся к эпохе раннего
средневековья. В более
поздние периоды
изображения Доброго
пастыря встречается
редко.

Христос-Эммануил

Много трогательных образов
было создано в рамках
этого канона. Эммануил («С
еами Бог») – Христос в
младенчестве. В Писании
сказано: «И нарекут ему имя
Эммануил»
Маленького Христа обычно
изображают со свитком в
руке. Свиток подчёркивает,
что пришёл именно тот, о
ком говорили
ветхозаветные пророки.
В данном случае Христос
изображён с открытым
Евангелием в руке – как
Судия на Страшном Суде.

Христос - Пантократор

Наибольшее количество икон, фресок и
мозаик создано в рамках этого канона.
Серьёзный, суровый Пантократор
(«Вседержитель») будто обозревает
землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и
Омега, кто Был, кто есть и кто будет,
Всемогущий». Его глаза, кажется,
смотрят не только на вас, но и через вас,
призывая через его глаза смотреть на
небеса.
Согласно канону, в левой руке Христа –
закрытое Евангелие, пальцы правой руки
сложены таким образом, что образуют
греческие символы «IC XC»
(указательный и средний пальцы вверх».
Обычно верхняя одежда Христа
(гиматий) изображалась синей – это
символ человеческого воплощения
Христа; а рубаха (хитон) – красной,
иногда лиловой – это символ
божественной сущности Христа.

Спас на Престоле

Спас на Престоле – разновидность
Пантократора, изображение Царя
Небесного Иерусалима. Христос в
царских одеждах сидит на троне с
открытым Евангелием в руке –
символом Страшного Суда.
Согласно этому канону, Христос
изображается в сверкающей золотом
или алой одежде, часто украшенной
крестами. На голове часто изображают
корону (митру). Фон иконы как правило
золотой.
Данную икону написал Симон Ушаков.
Христос держит открытое Евангелие
от Матфея, и можно прочитать такие
слова: «Придите, вы, кого Отец мой
благословил… Ибо когда я бывал
голоден, вы давали мне еду; я был
измучен жаждой, и вы поили меня
вином; я был странником, и вы давали
мне приют; я бывал раздет, и вы
давали мне одежду…»

Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

Особый вид Спаса на
Престоле – Спас в Силах
– нашёл распространение
в основном в русской
иконописи. Христос в
окружении ангельских сил
также восседает на
троне. На заднем плане
русские иконописцы
изображали наложенные
друг на друга ромб или
четырёхугольник
интенсивного красного
цвета (символ славы) и
сине-зелёный овал.

Спас Ярое око – икона середины 14 века

В русской иконописи периода Золотой
Орды был весьма популярен Спас
Ярое око. Этот лик как бы ссылка
на слова Писания: «Не мир принёс
вам, но меч».
Это оплечное изображение Христа со
скорбным ликом и яростными
глазами.
Данная икона из Успенского собора,
который расписывали греческие
мастера. Здесь видна энергичная
светотеневая и цветовая
моделировка объёмов. Художники
пытаются изобразить
энергичность святого.

Феофан Грек. Христос Вседержитель

Феофан Грек стремится
передать святого в
момент религиозного
подвига или экстаза.
Его работам
характерна
экспрессия,
внутренняя сила.

Фрески Феофана Грека

Фрески Феофана Грека легко
узнать по пастельным тонам и
белым бликам, которые
используются в изображении
волос святых и драпировок их
одежд. Линии достаточно
резкие.

Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

Особую
популярность
получают иконы с
изображением
избранных святых.
Особо почитались
на Руси Николай
Чудотворец,
Святые Борис и
Глеб.

Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского

Чудесное проявление
божественной природы
Христа, ошеломляющее
апостолов и
низвергающее их
наземь, воплощено с
поразительной
энергией.
Взволнованность и
драматизм сочетаются
с композиционной
динамикой.

Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве

Три мастера –
Феофан Грек,
Андрей Рублёв и
Прохор с Городца –
расписывали
Благовещенский
собор в Кремле.
Это фигура из
деисусного чина

Рублёв «Троица»

Эта икона была написана в
похвалу Сергию
Радонежскому. Тихая беседа
ангелов полна дружеской
откровенности. Средний
ангел (Христос)
благословляет жертвенную
чашу, а левый ангел (Боготец) благословляет его
самого на страдания.
Фигуры словно вписаны в
круг, который
символизирует гармонию.
Цвета характерны
творческой манере Рублёва.
Это светлые и яркие тона.

Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век

Черт, присущие
творчеству Дионисия
в Ферапонтовом Каков вид иконы Богоматери, прижимающей ребёнка к себе?Одигитрия
Оранта
Панагия
Умиление

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Вступление Живопись… Сколько эпох, стилей, живописцев, произведений… И как любое другое искусство, живопись имеет свои истоки. Истоком русской живописи является древнерусское искусство. И невозможно вычеркнуть его из контекста истории и развития русской живописи, поэтому чтобы изучать русскую живопись необходимо знать также и этот первоначальный период истории русской живописи

Цель: выявить особенности древнерусской живописи  Изучить и проанализировать информацию о древнерусском искусстве и влиянии на него мирового искусства той эпохи  Проанализировать образцы древнерусской живописи  Сформулировать характерные особенности древнерусской живописи

Происхождение древнерусской живописи Русская живопись получила свое начало вместе с крещением Руси в конце X века. И под понятием древнерусской живописи подразумевается период русской живописи с конца X по конец XVII веков. И понятие «древнерусская живопись» может быть полностью заменено на понятие «древнерусская иконопись», поскольку главенствующее место в древнерусской живописи занимала именно иконопись, пришедшая вместе с крещением из Византии. Богоматерь Оранта. Георгиевский собор Юрьева монастыря, Новгород, пер. полов. 12в.

Домонгольский период Сцена страшного суда. Николо-Дворищенский собор В первые триста лет своего существования русская живопись обнаруживает постоянную слабость внутреннего питания, постоянную необходимость питаться из того же первоначального источника. Судьба русской живописи остается прикованной к судьбе Византии, и ничто не свидетельствует об этом с такой убедительностью, как важнейший перелом в ее истории, который наступил в XIV веке.

Послемонгольский период Но тесная и нерушимая связь древнерусского искусства и Византии оказалась нарушена монгольским нашествием. Во время монгольского нашествия русское искусство переживало упадок. А после – в XIV-XVI веках уже не ощущается столь сильного византийского влияния. И именно это время XV-XVI века считаются расцветом русской иконописи

Возможно, это было связано не столько с переосмыслением русского искусства живописцами, или желанием создавать что-то новое, сколько с тем, что именно в тот период времени на смену Византии пришла Османская империя, а Византия перестала существовать. Икона Святого Георгия. Оборотная сторона двусторонней иконы. Выносная. Успенский собор Московского Кремля

Византийское влияние в фресках Софии Киевской Самый поздний мозаический ансамбль Македонской эпохи создан не на почве Византии, а в Киевской Руси. Это мозаики св. Софии в Киеве, выполненные между 1043 и 1046 годами. Начиная сооружение храма, а затем его внутреннюю отделку, князь Ярослав использовал как заезжих греческих мастеров, так и местные силы. Общая схема декоративного убранства восходит, в своих главных чертах, Христос-пантократор

По-видимому, работавшая здесь артель, в состав которой входило не менее восьми мозаичистов, включала в себя как столичных, так и провинциальных мастеров. Но мы лишены возможности сказать, из какой именно области вышли призванные Ярославом мозаичисты. Бесспорным фактом остается лишь то, что они были греками, и притом такими греками, которые вплотную соприкоснулись с константинопольским искусством. Отсюда они занесли в древнерусскую художественную культуру высокие монументальные традиции и совершенную технику мозаической кладки. Богоматерь-оранта

Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых, исполнены в смелой и энергичной, но несколько архаической манере. Художники отдают предпочтение фронтальному положению фигуры, в лицах они всячески подчеркивают пристально устремленные на Поскольку в Софии Киевской греческие мастера работали бок о бок зрителя большие глаза. с русскими, нетрудно объяснить наличие русских черт в ряде изображений, от которых идет прямая линия развития к росписям Нередицы (например, святые Николай, Надежда, София, неизвестный святой на юго-западном столбе, святители в алтаре придела Михаила Архангела и другие). А это означает, что уже в XI веке началась кристаллизация национальной русской школы.

Церковь Спаса на Нередице В 1199 году, через год после освящения Спаса на Нередице, храм был расписан. До своего разрушения в Отечественную войну он представлял собой уникальный памятник древнерусской монументальной живописи XII века: росписи дошли до XX столетия в превосходном состоянии. Сохранившиеся изображения давали возможность выявить истоки ранней новгородской иконографии, тогда еще только складывавшейся. Обсуждая фрески Спаса на Нередице, плодотворно говорить об особенностях их иконографии, но не о канонической системе храмовой росписи, так как общая программа росписей в Спасской церкви отсутствовала

В. Н. Лазарев видит причину бессистемности расположения спасских фресок в том, «что работавшая в Нередице артель живописцев очень торопилась с выполнением заказа. Поэтому она заведомо отказалась от строго продуманного плана, уточнение которого потребовало бы много времени» (Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI- XV вв. - М.: Искусство, 1973. С. 243.). Интерьер храма до разрушения

Спасская стенопись в целом отличалась ярко выраженной живописностью и быстрой размашистой манерой письма, местами доходящей до небрежности. Нередицкие мастера виртуозно владели фресковой техникой, их цветовая гамма основывалась на сочетании зеленых и голубоватых тонов с сильной, густой белильной разделкой. Иконография росписей Нередицы намного ближе к восточным образцам стенописи, чем к константинопольским. Петр Александрийский

Феофан Грек. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице В 70-х годах XIV века в Новгороде появился выдающийся живописец - приехавший из Константинополя Феофан Грек. Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса.

Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана - фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Эта церковь была построена в 1374 году и расписана четыре года спустя «по велению» боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улице. Роспись церкви Спаса дошла до нас в сравнительно хорошем, но, к сожалению, фрагментарном виде. Троица

Статичное и однообразное рядоположение фронтально поставленных фигур, столь излюбленное мастерами XII века, сознательно нарушается Феофаном ради такой трактовки, в которой моменты эмоционального порядка могли бы получить наиболее полное выражение. Написанные им фигуры как бы выплывают из неярких серебристо-голубых фонов, они кажутся случайно разбросанными по плоскости стены, в их асимметрическом размещении есть свой глубокий смысл, поскольку этот нервный - то учащенный, то замедленный - ритм способствует созданию впечатления драматической напряженности. Божество как бы предстает зрителю в «грозе и буре», готовое в любое мгновение исчезнуть, чтобы затем вновь явиться, но уже в ином виде и при ином освещении. Неизвестный святитель

Андрей Рублев Андрей Рублев (ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы». Апостол Павел, Звенигородский чин

Троица Рублева В к. XIV - н. XV в. Рублев создал свой шедевр - икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.

Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно- вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

Слайд 2

Цели урока:

Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества Узнать о жанрах искусства Узнать имена знаменитых древнерусских иконописцев

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Мозаика

Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено. Интерьер Киевской Софии Мозаика Алтаря Киевской Софии

Слайд 6

Фрески

Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 Роспись растительными красками на сырой штукатурке

Слайд 7

Иконы

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Слайд 8

Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.

Слайд 9

Богоматерь Оранта (Знамение)

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

Слайд 10

Богоматерь Знамение Царскосельская

Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус

Слайд 11

Одигитрия Синайская

Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него

Слайд 12

Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Богоматерь Троеручица

  • Слайд 15

    Великая Панагия Шире Небес и Ярославская

  • Слайд 16

    Успение Богородицы

  • Слайд 17

    Спас Нерукотворный

    Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Симон Ушаков

    Слайд 18

    Добрый пастырь

    Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.

    Слайд 19

    Христос-Эммануил

    Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.

    Слайд 20

    Христос - Пантократор

    Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы«IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.

    Слайд 21

    Спас на Престоле

    Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»

    Слайд 22

    Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

    Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.

    Слайд 23

    Спас Ярое око – икона середины 14 века

    В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.

    Слайд 24

    Феофан Грек. Христос Вседержитель

    Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.

    Слайд 25

    Фрески Феофана Грека

    Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.

    Слайд 26

    Феофан ГрекАвель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

  • Слайд 27

    Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

    Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.

    Слайд 28

    Феофан Грек «Преображение»Икона из Переяславля Залесского

    Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.

    Слайд 29

    Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве

    Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина

    Слайд 1

    Живопись Древней Руси

    Урок литературы в 9 классе

    Слайд 2

    Цели урока:

    Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества Узнать о жанрах искусства Узнать имена знаменитых древнерусских иконописцев

    Слайд 5

    Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.

    Интерьер Киевской Софии

    Мозаика Алтаря Киевской Софии

    Слайд 6

    Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199

    Роспись растительными красками на сырой штукатурке

    Слайд 7

    Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Богоматерь Оранта (Знамение)

    Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

    Слайд 10

    Богоматерь Знамение Царскосельская

    Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус

    Слайд 11

    Одигитрия Синайская

    Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него

    Слайд 12

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Спас Нерукотворный

    Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь.

    Симон Ушаков

    Слайд 18

    Добрый пастырь

    Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.

    Слайд 19

    Христос-Эммануил

    Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.

    Слайд 20

    Христос - Пантократор

    Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.

    Слайд 21

    Спас на Престоле

    Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»

    Слайд 22

    Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

    Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.

    Слайд 23

    Спас Ярое око – икона середины 14 века

    В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.

    Слайд 24

    Феофан Грек. Христос Вседержитель

    Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.

    Слайд 25

    Фрески Феофана Грека

    Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.

    Слайд 26

    Слайд 27

    Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

    Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.

    Слайд 28

    Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского

    Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.

  • Статьи по теме: