Философские школы древнего китая презентация. Философские школы древнего китая. Даосизм в настоящее время

Философия древнего Китая. Предпосылки зарождения китайской древней философии Классические книги китайской образованности Особенности древней китайской философии Философские школы древнего Китая Информация о некоторых философах древнего Китая - таблица, - тексты. Значение древней китайской философии Отрывки из текстов Создаем образы философа Великие афоризмы Проверь себя Основные понятия китайской философии.


ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Мифологическое мышление китайского народа стало источником философского мировоззрения. 2. Мифология выделила главные принцип, который правит миром - это персонифицированный принцип, обозначенный словом "тянь" - небо; условия существования "тянь" домыслили философские школы. 3. Замкнутость и автономность древнего Китая способствовали развитию философии, которая носила консервативный и патриархальный характер. 4.Экономическое развитие приводило к медленному изменению традиционных общественных отношении, а это, в свою очередь, выдвигало вопросы управления обществом, вопросы социально - политических и морально – этических отношения в обществе в условиях коллективного способа существования. 5. Существование в I тысячелетии до н.э. классических книг китайской образованности, в которых были заложены философские вопросы, способ-ствовали развитию различных философских школ, течений и направ-лений. 6. Товарно-денежные отношения, частная собственность требовали новых знаний, новых систем управления китайским обществом. 7. Желания объединить страну способствовали созданию особой картины мира.


КЛАССИЧЕСКИЕ КНИГИ КИТАЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ. 1. И цзин-Книга перемен.(XII-VI века до н.э.). Это гексаграммы для гаданий, комментарии к гаданиям, предсказания, в которых даются первые философские представления о мире. 2. Ши цзин-Книга песен или "Канон стихов" (XI-VI века до н. э.). Сборник древнейшей народной поэзии. 3. Шу цзин-Книга истории, "Шан-шу" - Шанские документы. (нач. I тыс. до н.э.) 4. Чунь цю - Книга Весны и Осени (IV век до н.э.). Хроника государства Лу VII – V веков до н.э. 5. Ли шу - Книга порядка (IV-V века до н.э.).Описание церемонии, правил и норм общества. В этих книгах содержится древнейшая поэзия, мировоззрение, философия, вопросы законодательства, предсказания, история. Эти книги писались разными авторами в разное время, но знание их содержания долгое время, вплоть до XX века, было необходимым условием образованного интеллигентного человека, претендующего на место в государственной системе управления.


ОСОБЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Китайское общество создало уникальные философские системы взглядов в условиях автономного, закрытого общества. 2. Китайская философия в отличие от других внутренне очень стабильна и не впускала в себя другие философские системы, имея критическое отношение к инакомыслящим. З. В китайской философии дается глубокий анализ ценностных отношении патерналистского общества. 4. Китайская древняя философия носила социально-этический характер и формировала систему нормативной иерархии вещей. 5. Китайская древняя философия создала представления о мире и человеке как созвучных реальностях. 6. Древняя китайская философия имела множество направлений, течений и учения (даосизм, конфуцианство, теории индивидуализма, натурфилософию, материалистические, идеалистические и дуалистические учения), но они не разорвали китайскую философию, сохранилось единство. 7. Китай в I тысячелетии до н. э, представлял собой множество отдельных государств, среди которых семь были наиболее крупными. Все царства вели между собой борьбу за идею. Поднебесной империи. Эта борьба определила детали специфической модели мира, созданной китайскими философами. Китаецентризм, возникший в результате замкнутости Китая, способствовал развитию критических философских взглядов относительно иных картин мира.


ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Автономная китайская философия, созданная в условиях изоляции от западного мира, представляет собой уникальную систему философских идей, принципов и понятий. Созданная в условиях раздробленного государства, но объединенного идеей создания единой Поднебесной империи, китайская древняя философия представляет собой совокупность различных учений, течении, направлений, но, все-таки, объединенных социально-политической и морально- нравственной тематикой. Различные философские школы создали особенные картины мира: натурфилософские, материалистические, идеалистические, дуалистические, однако все эти картины мира представляли собой китаецентристское видение проблемы. В период небывалого расцвета культуры в I тысячелетии до н. э., в эпоху воюющих государств китайские философы смогли создать теории, которые привели к административно-государственным переустройствам и реформам; система законодательства и судопроизводства опередила европейскую. Практические потребности китайского общества всколыхнули философов, которые сформулировали свои мировоззренческие системы, базирующиеся на принципах подчиненности и соблюдения нравственных общественных норм. И не смотря на огромные противоречия, сформулированные в западных и восточных философских системах, китайская древняя философия оказала и оказывает заметное влияние на всю мировую философскую мысль, поражая своей глубиной, практической обоснованностью и нравственной направленностью.


ОТРЫВКИ ИЗ ТЕКСТОВ. 1.Высказывания Конфуция. Благородный человек научен справедливостью, малый человек научен выгодой. Становится известно, как стойки сосна и кипарис, лишь с наступлением холодного сезона. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей. Можно с полководцем разлучить солдат, но нельзя стремлений у простых людей отнять. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. -М., Высказывания Конфуция. Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей. Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль- большое. Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке? Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить. Как на небе не может быть двух солнц, гак и у народа не может быть двух правителем. Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе, Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь,-конченый человек. Достойный человек не идет по следам других людей. Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать Павел Таранов. Золотая философия. -М., С


3. Высказывания Мэн-цзы. 10. Корзинка риса, миска похлебки: получишь - будешь жить, не получишь - умрешь. Но предложи их с грубым окриком - и не возьмет даже бродяга. А предложи их, пнув ногою, - откажется и нищий. 11. Мэн -цзы говорил: - Человечность - это сердце человека. Долг - это путь человека. Как жаль, когда люди бросают свой путь и не идут по нему, теряют свое сердце и не знают, как отыскать! Когда теряют кур или собак, знают, как их отыскать, а когда сердце теряют, не знают! Смысл ученая только в том, чтобы отыскать свое потерянное сердце. 12. Мэн-цзы говорил: - Вот безымянный палец - он согнут и не разгибается. Боли это не причиняет, работать не мешает. А ведь найдись где-нибудь человек, способный разогнуть вам этот палец, и даже путь от Цинь до Чу не показался бы далеким. А все лишь оттого, что палец не как у людей. Когда палец не как у людей, - на это досадуют. А вот если сердце не как у людей - это досады не вызывает! Стало быть, не понимают, что важнее. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. -М., С Высказывания Лао-цзы. Даодецзин." Когда Великий путь утрачен - появляются "человечность" и "долг". Вместе с остротой ума рождается и великое коварство. Когда шесть родичей не ладят - появляется "сыновья почтительность" и "родительская любовь". Когда в государстве смута - возникают "верноподданные"...


Человек при рождении нежен и слаб, а когда умирает- тверд и крепок. Все существа, и трава, и деревья при рождении - нежны и мягки, а когда гибнут - сухи и ломки. Ибо твердость и крепость - спутники смерти, а нежность и слабость - спутники жизни. Вот почему сильное войско не побеждает, а крепкое дерево гибнет. Большое и крепкое оказывается внизу, а нежное и слабое - наверху. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. -М.,-1987.С Высказывание Мо-цзы. Мо-цзы говорит: "Какую питают любовь - всеобщую или отдельную- злые люди Поднебесной, ненавидящие людей? Ответим: непременно отдельную любовь. Таким образом сторонники отдельной любви в результате порождают великое зло в Поднебесной. Поэтому следует отвергнуть отдельную любовь..." Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу; отдельная корыстная выгода, за счет общей выгоды, есть большое зло для Поднебесной. Во всеобщей пользе лежит истина... Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой... Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.-М., С. 47.


СОЗДАЕМ ОБРАЗ ФИЛОСОФА. 1. Конфуций. Основоположник китайского ритуала, китайской традиции. Учитель Кун удивлял всех с рождения. Да и рождение его было необычным. Сын обедневшего дворянина, потомок одной из царственных ветвей, сын старого солдата. Шулян Хэ было 70 лет, когда он женился в третий раз на девочке (Чжэн-цзай не было 16 лет) из простой семьи. А что делать? Любимая жена подарила Хэ восемь дочерей, вторая – сына - уродца, но только полноценный мужчина - потомок мог подносить жертвенное мясо и вино душам усопших, иначе всему роду Шулян Хэ быть в царстве мертвых злыми духами, вечно мучимыми голодом и жаждой. Отец девушки уже готовил дочь в шаманки, "девушку духов"- посредницу между живыми и мертвыми при родовом храме предков... И вот просьба старого солдата (возможно, однополчанина) все изменила. Младшая дочь простолюдина смирилась с поворотом судьбы.


И в день осеннего равноденствия 22 сентября 551г. до н.э. родила удивительного мальчика, впоследствии мудреца Китая … Известно, что будучи мальчиком, и живя вдвоем с матерью (отец не протянул и трех лет после рождения сына), он целыми днями развлекался игрой в заупокойные обряды и был большим их знатоком. Да лицо малыша напоминало маску божества, которую во время погребальных церемоний несли впереди гроба, чтобы отгонять нечистую силу. Голова ребенка с вмятиной на темечке напоминала контуры горы, где он родился. (Правда, мужчины в Китае того времени обязаны были носить шапку и снимать ее только на ночь. Появиться на людях без головного убора считалось большим позором).... Сильный и крепкий ребенок рос быстрее сверстников и в зрелые годы отличался необычно высоким ростом и могучим телосложением. Лицо его было необычным и с возрастом удивляло, мягко говоря, некрасивостью: массивный лоб, очень длинные уши, вздернутая верхняя губа, из под которой выступали два неестественно крупных передних зуба, густые брови и борода, мясистый нос с широкими ноздрями, выпученные и белесые глаза. Он считался бы при такой внешности уродом, если бы не природная грация и хорошие манеры... Сам Конфуций утверждал, что внешность человека, не так уж важна, надо судить о человеке по его делам и силе духа - и это было новым для учеников Куна... Одевался учитель более чем скромно и практично. Из статьи Г.В. Арзямовой. Нравственные портреты пророков. -М., С


2. Лао-цзы. Сказания о Лао-цзы расцвечены самыми яркими цветами народной фантазии, несущими явные следы буддийских легенд. Согласно преданий, Лао, как воплощение дао, подобно Дудде, с незапамятных времен являлся в мир то в одном, то в другом облике, пока однажды не очутился в чреве Божественной девы Юн-нюи. Случилось это самым неожиданным образом. Когда чудесной ночью прекрасная дева, вдыхая полуночные ароматы, прислонилась к сливе, с небес на ее приоткрытый рот спустился светящийся шарик – едва заметная капелька Солнца, похожая на падающую звезду. Юн-нюй, проглотила шарик, после чего зачала дитя, которое носила в своем чреве 81 год. Вполне понятно, что Лао родился не несмышленым младенцем, а мудрым, как старик. Поэтому и имя его означает "Старый ребенок". У новорожденного было золотистое лицо, белые волосы и большие уши, считавшиеся в Китае признаком особого ума. Сразу же после рождения Лао сел, скрестив ноги, под ту самую сливу, где был зачат и указал на нее пальцем со словами: "Это мой род". Подростком он ступил на стезю ученичества, постигая сокровенные тайны волжбы и оккультных наук. Научился продлевать жизнь и многие годы странствовал по Китаю... Ю.Я.Бондаренко. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов.-М.,-1994.С.145.


Великие афоризмы древнего Китая. 1. Мэн-цзы: - "Если уважать мудрых и использовать способных, на постах окажутся выдающиеся мужи". -"Правители имеют три драгоценности: землю, народ и дела управления". 2. Хуэй Ши: -"Тень летящей птицы никогда не движется". 3. Сюнь- цзы: -"Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания". -"Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга -это называется величайшей подлостью". 4. Конфуций: -"Подлинная доброта вырастает из сердца человека". -"Достойный человек не идет по следам других людей". 5. Лао-цзы: -"Под небом все лишь временно бывает". -"Кто много обещает, тот не заслуживает доверия". 6. Хань фй: -"Для беды и счастья не существует ворот, они порождаются самим же человеком". 7. Мо-цзы: -"Жизнь- это совмещенность тела и сознания". 8. Чжуан-цзы утверждал, что "большой человек лишен самого себя". -"Восток и Запад взаимно противоположны, но друг без друга существовать не могут".




ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ТЕМЫ. «Философия древнего Китая». 1. Каковы предпосылки возникновения философии в древнем Китае? 2. Каковы исторические условия существования философии в древнем Китае? З. В каких древних китайских источниках заложены основы философско мировоззрения Древнего Китая? 4. В чем особенность древней китайской философии? 5. Какие философские школы древнего Китая Вы знаете? б. В чем значение даосизма в развитии древней китайской философии? 7. В чем значение конфуцианства в философии древнего Китая? 8. Какие элементы составляет основу мира по взглядам философской школы пяти элементов? 9. Что обозначают в китайской философии понятия "ян" и "инь"? 10.Что в философии Лао-цзы обозначается словом "дао"? 11. Каково значение школы натурфилософов в древней философии Китая? 12. Каковы основные идеи моизма? 13. В чем особенность школы эклектиков в философии древнего Китая? 14. Дайте характеристику Конфуцию, как личности. 15. Дайте характеристику Лао-цзы, как личности. 16. Чем философия древнего Китая отличалась от индийской философии? 17. В чем историческое значение Книги перемен (И цзин) в китайской философии? 18. Какими явлениями вошла в историю "эпоха воющих государств"? 19. Что в китайской философии и культуре понимается под словом "сяо ти"? 20. В чем значение древней китайской философии?


ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 1. Прокомментируйте высказывание китайского философа V-IV вв до н.э. МО-Цзы: "На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое" 2. Прав ли, по-вашему, МО-Цзы, сказавший, что "как бы ни была хороша чья-то мудрость, но стремление к ней не всегда благо"? 3. Как Вы думаете, к чему призывал китайский философ IV-III вв. до н.э.ЧЖуан-цзы, говоря: "Научись видеть, где все темно, и слышать, где все тихо"? 4. Как Вы думаете, какие шесть чувств, по мнению Чжуан-цзы приводят в хаос дэ? 5. В одном из своих парадоксов Хуэй Ши, китайский философ IV-III вв до н.э. сказал: "Тень летящей птицы никогда не движется".Объясните, как Вы это понимаете. 6. Продолжите мысль китайского философа III века до н.э. Хань Фэя: "Лепешка, оставленная на время, черствеет и потом оказывается непригодной в пищу, так же происходит и с..." 7. Китайский философ III века до н.э. Хань Фэй воскликнул: "О несчастье! Оно является опорой счастья!" Как Вы это понимаете? 8. Великий китайский мыслитель VI века до н.э. Лао-цзы говорил: " Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе-бережливость, а третье состоит в том..." В чем же? 9. Лао-цзы высказал удивительную мысль: "Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними" Как Вы это понимаете? 10. Лао-цзы уверял, что по себе можно познать других. Вы согласны с ним? 11. Продолжите мысль великого китайского мыслителя VI века до н.э. Конфуция: "Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве..."? 12. Как Вы думаете, какие пять вещей, по мнению Конфуция, составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души,- а еще три? 13.Однажды Конфуция спросили: "Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь?" Как Вы думаете, что он ответил? 14. Однажды Конфуция спросили, существует ли бессмертие. Как Вы думаете, что он ответил?


ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ "Подбери правильное понятие" (философский диктант) 1. Этим словом обозначалась в древней китайской философии персонифицированная высшая сущность. 2. Этим понятием в китайской древней философии обозначалось слово "небо". 3. Как называется в китайской философии принцип темного начала, которому отведена роль пассивного ожидания? 4. Как называется в китайской философии принцип, представляющий собой светлое начало, которому отведена активная роль? 5. Этим понятием в китайской философии обозначен путь вещей и путь мира движении? 6. Каким термином в конфуцианстве обозначен порядок как этическая категория? 7. Каким понятием обозначено слово добродетель в китайской философии? 8. Под этим термином в китайской философии употребляется понятие "человечность". Что это за термин? 9. Каким понятием обозначено в китайской философии сыновнее почитание? 10. Как на письме обозначается исправность в китайской философии? 11. Что получится, если соединить вместе ""жэнь", "и", "ли", "чжи"? 12. Как звучит по-китайский понятие "материальное вещество"? 13. Если соединить вместе ян и инь, какой диалектический процесс получится? 14. Как называется в философии учение, признающее в качестве первооснов одновременно два начала? 15. Какая философская школа древнего Китая смогла показать роль законов в обществе? Выбери нужные ответы из предложенных понятий: легисты, "шан-ди", дуализм, инь, тянъ", ци, ян, благо, дао, и, ли, сяо ти, дэ, жэнь, соединение неба и земли,


НАЙДИ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ. 1. Другой влиятельной школой в древнекитайской философии был даосизм (Кун ФУ-цзы и др), представляющий собой строго идеалистическое направление. Основным в даосизме является понятие "дао", обозначающее сыновнюю почтительность и братское уважение. В поле внимания даосов были так же проблемы бытия и небытия. Движении мира и его познаний, т.е. общие вопросы мировоззрения. Дао рассматривался как вечный источник всех вещей и их внутренняя сущность. Он есть всегда и везде. 2.Основной школой в философии древнего Китая считается натурфилософская школа, основателем которой был Кун Фу-цзы, который в возрасте 50 лет создал свою школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой является небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире (Поднебесное). Большое внимание в данной философской школе уделялось теме воспитания. Считалось, что образцом воспитанности является "благородный муж".


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКЛЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Дао - правильный путь, высший закон, которому подчиняется все сущее. 2. Дэ - добродетель, нравственная сила. 3. Жэнь - человечность. 4. Инь - принцип, представляющий собой темное, пассивное начало. 5. И - принцип справедливости и исправности. 6. Ли - порядок, норма конкретных отношений. 7. Мера вещей - принцип, провозглашенный даосизмом для существования человека в обществе. 8. Пять элементов - огонь, вода, дерево, металл, земля как единая гармония. (в философской школе пяти элементов) 9. Сяо ти - сыновняя и братская добродетель, почитание. 10. Тянь - Небо, высший правитель всего сущего. 11. Ци - материальное вещество. 12. Цжи - мудрость. 13. Чжи - сознание. 14. Шан - ди - наивысший правитель, персонифицированный принцип. 15. Шэн - жизнь. 16. Эпоха воюющих государств- эпоха I тысячелетия до н. э., когда Китай представлял собой множество отдельных государств, которые вели между собой борьбу за идею Поднебесной империи, создавая специфическую модель мира. 17. Ян - принцип, представляющий собой светлое, активное начало.


ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ШКОЛА ИМЕН «МИН-ЦЗЯ» (IV-III вв. до н.э.) МОИЗМ (V в. до н.э. – II в. до н.э.) - Хуэй Ши (). - Гунсунь Лун (). - Инь-Вэнь-цзы. - Дэн Си-цзы, который сказал: «Истина, открывающаяся исследованием имен, является вы шей истиной». - Мо Ди (). ЛЕГИЗМ (IV-III вв. до н.э.) ДАОСИЗМ (VI. до н.э.) -Кун Фу-цзы () - Мэн-цзы () -Сюнь-цзы () -Дун-Джун-шу () -Лао-цзы (VI в. до н.э.) -Чжуан-цзы () -Ян Чжу. -Сунь Цзян. -Ин Вэнь. НАТУРФИЛОСОФЫ «ИНЬ-ЯН» (X-VI вв. до н.э.) ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III в. до н.э.) - Цзоу Янь (III в. до н.э.) - Дун Джун-шу () ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.) - Гуань – цзы - Люй Бувэй (ум. в 235 г. до н.э.) КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н.э.) -Шэнь Бухай () - Шан Ян - Хань Фей-цзы (ум. в 233 г. до н.э.)


1. ШКОЛА ИМЕН - "МИН-ЦЗЯ". (IV-III вв. до н.э.), философская школа древнего Китая, которая решала задачи языкового выражения действительности. Представители школы: Хуэй Ши (), который был уверен в том, что наименование любою вещи должно происходить в соответствии с реальными характеристиками этой вещи. Гунсунь Лун (), который тоже исследовал вопросы правильного наименования вещей. ИНЬ-ВЭНЬ-ЦЗЫ, ДЭН СИ-ЦЗЫ, который сказал: "Истина, открывавшаяся исследованием имен, является высшей истиной".


2. МОИЗМ (V-II века до н.э.), философская школа в древнем Китае, основателем которой считается МО-ЦЗЫ (или МО ДИ,). По своим взглядам моисты были противниками конфуцианцев. Основные идеи моистов: - предопределенной судьбы нет; - пропаганда в обществе в качестве нравственного принципа- "всеобщей любви" и "взаимной пользы"; - пропаганда социально- этических отношений; - мистицизм, признание "небесной воли"; - наивный материализм; - теория познания истины через сенсуализм.


3. ЛЕГИЗМ, ЛЕГИСТЫ (IV-III века до н.э.), философское учение, которое развивало вопросы социальной теории и проблемы государственного управления. Основателем школы считается ШЭНЬ БУХАЙ (). Учение явилось продолжением конфуцианства, и в то же время в нем имелась критика конфуцианских идеи. Представители легизма: ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, интерпретатор этого учения, по своему увидел общество; - продолжил разговор о дурной природе человека; - показал роль законов в обществе; - показал место правителя в обществе, определенное небом; - критически относился к другим учениям.


4. ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.), философская школа древнего Китая, для мыслителей которой характерно соединение разнородных взглядов, идей и концепций для создания собственной универсальной системы познания мира. Представители философской школы: ГУАНЬ-ЦЗЫ. ЛЮЙ БУВЭЙ (ум. в 235 г. до н.э.).


5. ДАОСИЗМ (VI век до н.э.), философская школа древнего Китая, учение о "дао" - пути. Основатель учения ЛАО-ЦЗЫ, настоящее имя ЛАО-Дань. Его идеи изложены в книге "Дао дэ цзин". Это одно из важнейших направлений философской мысли древнего Китая наряду с конфуцианством, характеризующееся как наивная диалектика. Суть даосизма в следующем: - все в мире имеет собственный путь- дао; - в центре внимания даосизма - природа, космос, человек и их отношения; - в учении рассматривались идеи бытия, движения мира, теории познания; - человеческая жизнь предопределена; - в даосизме разработано политическое учение о мудром правителе; - главный принцип даосизма - "мера во всем" Представители даосизма: ЯН ЧЖУ, СУНЬ ЦЗЯН(III в. до н.э.),ИН ВЭНЬ,ЧЖУАН ЦЗЫ() Со временем даосизм разделился на три основных вида: - философский, - религиозный, -даосизм бессмертных


6. КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н. э.), одно из важнейших идейных течений в древнем Китае. Основоположник - Конфуций (КУН ФУ-ЦЗЫ,), взгляды которого изложены его последователями в книге "ЛУНЬ ЮЙ" - "Беседы и суждения". Учение представляло собой нравственно-философские рассуждения об иерархии ценностей в китайском обществе. Конфуцианство со временем стало государственной идеологией Китая. Большое внимание в конфуцианстве уделено Небу (Тян), которое является верховной сущностью. Основные темы конфуцианской теории: - воспитание на добродетелях; - общество существует на принципах хорошей семьи; - человек - "добродетельный муж", который обладает подлинным благородством, имеющий высокую нравственность; - идея общественной иерархии; - идеи добродетельного управления; - идея коллективизма и подчинения. В конфуцианстве пропагандировалось следующее правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Представители конфуцианства: МЭН ЦЗЫ, СЮНЬ-ЦЗЫ (), ДУН ДЖУН ШУ (II в. до н.э.).


7. НАТУР ФИЛОСОФЫ. (XII-VI века до н.э.), одна из первых философских школ в древнем Китае, возникла одновременно с Книгой перемен. Основу натурфилосовкого мировоззрения составляло представление о двух принципах - инь и ян, которые показаны не как дуалистические начала, а как единая сила, состоящая из двух начал: ян - активное, светлое начало, инь- пассивное, темное начало, но вместе они-диалектическое движение.


8. ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III век до н. э.), одна из ранних философских школ древнего Китая, основателем школы считают ЦЗОУ ЯНЯ, труды которого не сохранились, но в пересказе китайского историка Сыма Цяня можно увидеть, что в школе имелись представления об элементах материального характера: воде, огне, дереве, металле, земле, которые сменяются, преодолевают сопротивление друг друга, развиваются в соответствии со своими характеристиками, что создает гармонию в мире.


КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛОСОФАХ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. 1. ВЭНЬ-ЦЗЫ (VI век до н.э.), ученик Лао-цзы, последователь Конфуция. 2. КУН ФУ-ЦЗЫ (), Конфуций: - создал свою школу; - развил социально-этическую теорию отношения в обществе древнего Китая. - призывал к воспитанию "благородного мужа", воспитанного на добродетелях; - считал важным в китайском обществе соблюдение иерархии и подчинения; - широко пропагандировал идеи воспитания в коллективистских условиях существования китайского общества; - считал верховной силой – Небо. - был низшим чиновником в государстве, странником, учителем; - с его именем связывают трепетное отношение к традициям страны и семьи. 3. ЛАО-ЦЗЫ (VI век до н.э.), настоящее имя ЛАО ДАНЬ, основатель даосизма, автор книги "Дао дэ цзин". - по возрасту был старшим современником Конфуция, хотя по легенде он прожил 200 лет; - развил учение о дао-пути, понятии очень сложном: "Дао – есть тождественность, одинаковость, предполагающая все остальное, а именно: дао не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира" (из книги история философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богуты. -М., С.53) - говорил в своем учении о вечном движении мира; - говорил о гармонии человека в природе; - видел главную задачу человека в соблюдении "меры вещей".


4. МО ДИ (), МО-ЦЗЫ, основатель философской школы в древнем Китае, которая не принимала конфуцианство. Главные идеи моизма: - считал, что судьба не предопределена; - пропагандировал в обществе принцип "всеобщей любви"; - призывал людей к добродетельной жизни; - склонялся к мистицизму; - моизм; как философская школа содержал в себе наивно материалистические идеи. 5. МЭН-ЦЗЫ (МЭН КЭ,), представитель конфуцианства. - защищал конфуцианство; - вырабатывал концепцию человеческой природы; - продолжал развивать конфуцианскую идею о моральном благе; - придерживался принципа сыновней добродетели (сяо ти); - пропагандировал в обществе принцип человечности; - в теории познания стоял на идеалистических позициях, основой процесса познания считал свидетельства разума; - подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя; 6. СЮНЬ-ЦЗЫ (СЮНЬ ЦИНЬ, III в. до. н.э.), представитель конфуцианства. - выступал против концепции человеческой природы, выдвинутой МЭН ЦЗЫ; - был продолжателем идей Конфуция; - под небом он понимал нечто постоянное, имеющее свой путь (Тянь дао) - выдвинул тезис о дурной природе человека; - развивал теорию о человеческом разуме; -в теории познания придерживался взгляда, что познание мира возможно при помощи чувственного опыта и размышления;


Много внимания в своей теории уделял проблемам воспитания; - по взглядам был близок к материалистам. 7. ХАНЬ ФЕЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, легист. - критически относился к конфуцианству; - занимался интерпретацией конфуцианства; - показал роль законов для регулирования отношений в обществе; - критически относился к другим философским школам; - считал, что место правителя определено небом. 8. Хуэй ШИ (), по другим источникам годы жизни до н.э. Занимал пост главного помощника правителя царства Вэй, пользовался славой искусного спорщика. - стал известен как автор 10 тезисов о проблемах в Поднебесной; - пропагандировал по отношению к природе и обществу "всеобщую любовъ". - в его учении видны диалектические идеи; - известен как автор парадоксов, например: "Лошадь несет яйца", "Черепаха длиннее змеи". 9. ЧЖУАН-ЦЗЫ (), последователь и пропагандист даосизма, - по своим убеждениям был фаталистом; - отрицал возможность познания истины, но разработал теорию, в которой процесс забывания приводит к познанию истины; - считал, что ценность всех вещей одинакова, так как все вещи происходят от дао и их нельзя сравнивать.

Слайд 1

Философия Древнего Китая

Т. Ю. Быстрова Екатеринбург 2011

Слайд 3

Прокомментировать, используя таблицу о диалектике: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом» // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 2. Найти еще два фрагмента в книге о Дао, где диалектика ярко выражена. Вставить в презентацию. Подчеркнуть или прокомментировать их.

Слайд 4

Дао как субстанция. Выделить онтологический и гносеологический аспекты: «Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его» // Лао цзы. Додэцзин. Фрагмент 14.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. «Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет запор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, [но завязывает так прочно], что развязать невозможно» // Там же. Фрагмент 27.

Слайд 9

Дао как закон. Мир как процесс. Текучесть бытия: «Весною – рассвет. Все белее края гор, вот они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу. Летом – ночь. Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки. Если один-два светляка тускло мерцают в темноте, все равно это восхитительно. Даже во время дождя – необыкновенно красиво. Осенью – сумерки. Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор. Вороны, по три, по четыре, по две, спешат к своим гнездам, - какое грустное очарование! Но еще грустнее на душе, когда по небу вереницей тянутся дикие гуси, совсем маленькие с виду. Солнце зайдет, и все полно невыразимой печали: шум ветра, звон цикад... Зимою – раннее утро. Свежий снег, нечего и говорить, прекрасен, белый-белый иней тоже, но чудесно и морозное утро без снега. Торопливо зажигают огонь, вносят пылающие угли, -- так и чувствуешь зиму! К полудню холод отпускает, и огонь в круглой жаровне гаснет под слоем пепла, вот что плохо!» // Сей-Сенагон. Записки у изголовья. http://lib.ru/INPROZ/SENAGON/pillowbook.txt

Слайд 10

Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. Искусность Во всех своих действиях опытный человек не использует силу. Сила не требуется, если вы следуете принципу во всех своих действиях. Так, нанося противнику удар мечом, вы не используете физическую силу, каким бы тяжелым ни был ваш меч. (…) Когда во время полирования из дерева, бамбука или драгоценных камней вы нажимаете на них слишком сильно, отполировать их хорошо – невозможно // Такуан Сохо. Вечерние беседы в храме Токайдзи. СПб., 2005. С. 132–133.

Слайд 11

Слайд 12

Даосизм. Гносеология спонтанности

Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и Земля. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит дао. Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 23.

Слайд 13

«Правильный ум не останавливается ни в одном месте. Это ум, который охватывает все тело и личность. Смущенный ум сосредоточивается в каком-либо одном месте и застывает в нем. Когда правильный ум застывает и оказывается в каком-то одном месте, его можно назвать смущенным умом. (…) Не оставаясь в одном месте, правильный ум подобен воде. Смущенный ум подобен льду, которым нельзя вымыть ноги или голову…» // Такуан Сохо. Письма мастера дзен мастеру фехтования. СПб., 2003. С. 48.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 17

Слайд 18

Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 47. Ответьте на вопросы: из чего следует возможность познания мира, «не выходя со двора»? почему естественное Дао можно видеть, «не выглядывая из окна»? Почему не стоит «идти дальше» для познания?

Слайд 19

Слайд 20

Дао как пустота: «Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты» // Там же. Фрагмент 11.

«Философия Древнего Востока» - Ведический период. Общее понятие всей древнеиндийской философии. Характерные черты китайской философии. Закон кармы. Астика. Содержание «восьмеричного пути». Инь и ян. Праведное усилие. Праведная речь. Философия Древнего Востока. Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Праведное сознание.

«Культура стран Арабского халифата» - Своеобразие культуры халифата. Ислам. Особенности арабского искусства. Арабская литература. Культура. Влияние культуры халифата. Культура стран Халифата. Научные представления арабов. Медресе. Карта Аравийского полуострова. Развитие образования. Коран. Научные представления.

«Искусство индийского танца» - Национальный танец. Катхакали. Правила позиций ступней. Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Традиции индийского танца. Религиозные танцы. Страна. Народные танцы. Индийцы. Танцевальное искусство. Танец со свечами. Манипури. Танец тесно связан с проявлением эмоций. Бхарата-Натьям.

«Культура Древнего Востока» - Религиозные представления в Древнем Китае. Храм на вершине. Гармония человека и природы. Молитвенные залы. Художественная культура Индии. Отражения. Раскопки. Правитель Гудеа. Множество шедевров. Великая китайская стена. Религиозные верования. Почему так много животных, растений связано с перевоплащеним Будды.

«Восточные танцы» - Культура в восточном танце. История зарождения восточного танца. Нубия. Халижи. История зарождения восточных танцев. Арабские танцы. Бэлади. Александрийский танец. Из истории арабского танца живота. Асая. Мужской танец.

«Культура Арабского халифата» - Школы - медресе. Минареты. Мечети. Культура стран халифата. Медицина. Архитектура. Внутри мечеть представляла квадратное помещение. Образование. «Тысяча и одна ночь». Арабы заимствовали индийские цифры. Наука. Ученый аль-Бируни. Значение арабской культуры. Арабеска. Альгамбра.

Всего в теме 19 презентаций


  • Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры.
  • Древнекитайское государство представляло собой иерархическую деспотию. Во главе государства стоял монарх. Наследственный монарх являлся также первым жрецом и единственным землевладельцем. Далее по иерархии стояла земельная аристократия, за аристократами находились простолюдины.
  • Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.

  • По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.
  • В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци . В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци . Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.

  • Это следующие первоначала:
  • Огонь
  • Дерево
  • Металл
  • Земля
  • В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао . Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди
  • В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры в Китае насчитывалось 156 княжеств.
  • Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе.
  • Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:
  • Мин-цзя
  • Фа-цзя

  • Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.
  • Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.
  • Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

  • Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.
  • Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния .
  • Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.


  • Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.
  • Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом.
  • Кун-Цзы основал идею «исправления имён» . Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.
  • Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)
  • Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.
  • Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.
  • Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:
  • Жестокости
  • Грубости
  • Разбоя
  • Жадности
  • В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.
  • Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.
  • В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить:
  • Ритуал
  • Музыка
  • Искусство стрельбы из лука
  • Управления лошадьми
  • История и математика
  • О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое».

  • Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы ), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.
  • Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку».
  • Мо-Цзы , как и Кун-Цзы , близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.

  • Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…
  • Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».
  • Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.

Фа-цзя (Легисты) и Мин-цзя (школа имён)

  • Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.
  • Легисты Шан Ян , Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви и так далее…
  • Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.
  • Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо: Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград
  • Карать жёстко, внушая трепет
  • Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится
  • Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами
  • Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном , который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат.

Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры.

Идеей последователей мин-цзя была следующая идея: В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию – «начинают враждовать между собой названия и сущность вещей». Считалось, что непристойные, беспутные речи приводят к утрате смысла имени (Инь Вэнь).

Представители школы считали, что понятия глубже охватывают существенное в вещах, чем чувственные представления.

Последователи учения мин-цзя много занимались анализом значений понятий. Но постепенно дискуссия о значениях понятий принимает софистический характер. В итоге они приходят к выводу о невозможности достижения истины.


Сравнительный анализ учения моизма и легизма

Моисты

Легисты

Выражали интересы мелких собственников, свободных землевладельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате.

Отстаивали интересы имущественной знати.

Считали, что управление государством не требует специального обучения. Способность человека к государственному управлению определяется его деловыми качествами - желанием служить простому народу и усердием в делах.

Считали, что для управления государством необходимо знать обстановку в стране, использовать точные расчёты, а также опыт предшествующих поколений. То есть необходимо обладать определёнными знаниями и навыками.


Ссылались на пример предков. «Древние правители», утверждал Мо-Цзы , «приносили пользу всему народу». Хотя среди них были не только выходцы из знати, но и выходцы из низших сословий.

Доказывали невозможность возврата к старине. Для пользы государства не обязательно подражать древности. За преодолением традиционалистских воззрений следует расшатанность религиозных предрассудков. Следовательно. Появляются условия для создания светской политической теории.

Выступали за управление страной на основе принципов справедливости.

Основным принципом создания порядка в государстве для них было разобщение людей взаимной подозрительностью и доносами.

Учение основывалось на любви неба к людям, к простому народу. Следовательно, и правители, по их мнению, должны любить народ и заботиться о нём. Основной принцип учения - всеобщая любовь.

Такие понятия как «человеколюбие», «братская любовь» - всего-навсего игра слов, приравниваемая к детской игре «приготовление изящных яств из песка».


  • В 213-ом году до нашей эры произошло массовое сожжение книг, а в 212-ом году до нашей эры было организовано избиение философов. Традиция в культуре была прервана. Только после смены правящей династии, когда династия Хань пришла к власти, традиция была восстановлена.
  • В 136-ом году до нашей эры имепратор У-Ди возвёл конфуцианство в ранг государственной идеологии, введя в неё элементы легизма, создав слияние ритуальных взглядов и закона.
  • Даосизм постепенно выродился в религиозную систему суеверий и волшебства, имеющую мало общего с философским даосизмом. Другие школы постепенно пришли в упадок.
  • После прихода в Китай буддизма, в стране образуются три сосуществующих и соперничающих религиозно-философских течения: конфуцианство, даосизм и буддизм. Эти течения определяют идеологические взгляды Китая вплоть до XX-го века.

Статьи по теме: