Философская антропология презентация. Презентация на тему: философская антропология. Презентация на тему: Философская антропология

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком". В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.". По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.".

Слайд 17

Описание слайда:

И.М.Шеллер: "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. И.М.Шеллер: "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.

Слайд 18

Описание слайда:

Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру". Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру".

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. "Труд создал человека". В этом высказывании отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека.

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

4. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия. Марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем отмечается, что человечества как такового не существует- живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид". Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в марксисткой философии, на ряду с понятием "индивид" используется понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия. Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия.

Слайд 28

Описание слайда:

Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то". Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то".

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Презентацию на тему "Философская антропология" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Философская антропология

Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна

Для всех специальностей

Слайд 2

План лекции Философская антропология: проблема человека

Проблема сущности человека в истории философии Преемственность взглядов на сущность человека Образ человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях. Философия о происхождении человека и его природе Антропосоциогенез Теория символизации Социобиология Гендер Социализация личности

Слайд 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Знания Проблемы антропосоциогенеза Проблемы различения социального и биологического в человеке Темы образа человека в истории философии Темы ценности человеческого существования Умения и навыки Различение типов философских позиций в понимании отношений личности и общества Понимание причин изменений представлений о человеке Ориентация во множестве соврем енных теорий личности

Слайд 4

Материал для восстановления знаний

Для подготовки к теме «Философская антропология» необходимо повторить основные проблемы человека по темам: история философии постклассическая философия прагматизм иррационализм марксизм психоанализ экзистенциализм

Слайд 6

Ключевые понятия Философская антропология: проблема человека

Аксиология Гедонизм Дух и душа Личность Мораль Прагматизм Ответственность Свобода Судьба Фатализм Ценность Человек

Слайд 7

Учебный материал Проблема сущности человека в истории философии

Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека. В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе. Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в Бога Образ человека Нового времени антропоцентричен.

Слайд 8

В ХХ веке: Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм).

В XIX веке: Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным.

Учебный материал Понимание человека в Новейшей философии

Слайд 9

Антропогенез и антропосоциогенез Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа.

Учебный материал Философия о происхождении человека и его природе

Трудовая теория происхождения человека В XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Слайд 10

Слайд 11

Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации.

Учебный материал Социобиология и гендер

Слайд 12

Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Учебный материал Свобода и ответственность

Слайд 13

Учебный материал Понятия философской антропологии

Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду

Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества

Индивид – термин, Обозначающий отдельного человека

Ценность – отношение индивида к явлению как значимому

Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека

Социализация личности – процесс формирования социальных

Слайд 14

Приобретенные знания

Знание различных философских представлений о сущности и природе человека Знание различных теорий антропогенеза Знание о конкретных выходах в области психологии и педагогики, которые имеет проблема биологического и социального в человеке. Знание современных теорий, посвященных проблеме личности.

Слайд 15

Вопросы для самопроверки

Как менялись представления о сущности человека в истории философии? В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека? Что такое социобиология? Ваше отношение к ней. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

Слайд 16

Задания для самопроверки Ответить на вопросы теста

Свобода – это: Возможность человека делать то, что он хочет Умение действовать на основе познанной необходимости Умение подчинять все своей воле Правильное понимание сущности человека Сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении Сущность человека это «ансамбль» всех общественных отношений Сущность человека творится самим индивидом в процессе жизнедеятельности Сущность человека зависит от божественной благодати.

1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001 4. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998. 5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991. 6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

Слайд 18

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.




Философская антропология - это раздел философии, посвящённый изучению человека Витрувианский человек. Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в гг.






Философская антропология изучает природу и сущность человека антропогенез происхождение и сущность сознания у человека психический мир человека скрытые духовные силы человека проблему существования человека проблему жизни после смерти духовное развитие человека перспективы эволюции человека смысл жизни человека проблему свободы и ответственности человека проблемы антропологической биоэтики






Таблица «Принципы понимания человека» Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе, является её частью СредневековьеТеоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него ВозрождениеАнтропоцентризм Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом


Представления о человеке в Древнем мире В мифологических системах Древнего Мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же законам, что и окружающий его мир Цель жизни человека – достижение гармонии с природой Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира






Августин Аврелий (гг.) «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?»






Уильям Шекспир () Английский драматург, поэт эпохи Возрождения «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож не некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»


Представление о человеке в Новое время Философия Нового времени определяет человека как носителя разума Человек отличается от животных своей способностью к мышлению Благодаря разуму человек способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя


Рене Декарт () «Мыслю, следовательно, существую»


Представление о человеке в конце XIX – XX вв. С XIX века всё большую популярность приобретает иррационализм Сущность человека усматривается вне его разума – в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX века иррационализм привёл к отрицанию антропологии


Мишель Фуко () Французский философ, теоретик культуры и историк Мишель Фуко провозгласил «смерть человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он – марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.




Фрэнсис Фукуяма (р.1952 г.) Американский политолог, философ, политэконом и писатель Фрэнсис Фукуяма считает, что развитие биотехнологий – генной инженерии, клонирования способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждёт ли нас «постчеловеческое будущее»?




Философская антропология XX века У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы Макс Шелер – «надмирность» и самосознание Гельмут Плеснер – эксцентричность и неопределённость Арнольд Гелен – недостаточность и деятельность


Макс Шелер () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». М.Шелер. Положение человека в Космосе.


Макс Шелер о человеке Животные замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек – вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его Дом человека – не окружающий мир, а бесконечность Важное отличие человека от животного – его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя


Гельмут Плеснер () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний


Гельмут Плеснер о человеке Место человека – не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя – в неопределённом месте за их пределами, в ничто Сущность человека ускользает от науки Только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» - вечно ускользающее месторасположение человека


Арнольд Гелен () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек – «недостаточное существо». Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя


Все трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является недостатком Это означает, что образ человека открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека






Биологизаторский подход Сущность человека сводится к природному началу, т.е. биологическому телу, от которого зависят различные аспекты существования человека Школа чарвака Томас Гоббс () Людвиг Фейербах ()


Теологический подход Фома Аквинский () Сущность человека сводится к его душе, понимаемой как отражение духовного начала (духа). Душа противопоставляется природному началу (телу), которое считается греховным. Человек есть комбинация духа (божественное начало), души (отражение божественного начала, сознание человека), тела (природное начало).


Социологизаторский подход Карл Маркс () Сущность человека сводится к социальным отношениям. Человек есть разумное биологическое тело (существо), включённое в социальные отношения, от которых целиком зависит формирование и развитие сущности человека.


Социо-космический подход Е.П.Блаватская () основатель Теософического общества Сущность человека имеет три аспекта: духовный (космический) – связан с бессмертным духом; социальный – связан с личностью человека, формирующейся в обществе, благодаря его культурному влиянию; биологический (материальный) – связан с биологическим телом человека и природными стремлениями.


Социо-космический подход Франчиа Ла Дью () Основатель учения Храма Человек состоит из: биологического тела, низших энергетических тел и высших энергетических тел, или духовных оболочек. Они составляют духовно- космический аспект сущности человека, являются бессмертными и переселяются из одной материальной формы в другую.




Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что следует говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости человека Человек не сводится к совокупности своих качеств или к какому-либо одному из них. В философском смысле человек принципиально неопределим Ф.М.Достоевский () «Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский






Теологическая концепция (креационизм) Альбрехт Дюрер () Адам и Ева Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу.


Концепция биологической эволюции Чарльз Дарвин () - основоположник эволюционного учения Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора








Австралопитек Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн.лет назад. Это наиболее близкий предок человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами.


Человек умелый Первый представитель рода Homo – Человек умелый. Назван так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия. Жил 2,4- 1,5 млн. лет назад. Мозг человека умелого на треть больше мозга австралопитека, биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи.




Человек разумный древнейший Человек разумный древнейший жил тысяч лет назад. Переходный этап от прямоходящего человека к современному. Основные признаки: среднеразвитая речь формы коллективной деятельности


Человек разумный - неандерталец Жил тыс. лет назад. Основные признаки: продвинутые формы речи сложные формы коллективной деятельности (загонная охота) забота о членах племени добывание огня












Концепция биологической эволюции Сознание – это продукт высокоорганизованной материи (мозга человеческого существа). Сознание есть особая способность психического мира человека, приобретённая в процессе эволюции. Такая способность есть следствие биологической изменчивости и наследственности, а также трудовой и социальной деятельности первобытных человеческих существ.


Концепция космической эволюции человека Сознание есть особая информационно-энергетическая функция материи, которая может развиваться только при участии объектов, имеющих такую же развитую функцию. Происхождение человеческого разума связано с влиянием Разума Космического. Причём интенсивность воздействия на различные группы организмов была далеко не однородной.


Теория психоанализа Зигмунд Фрейд () Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа Теория психоанализа – это психологическая теория, разработанная в конце XIX- начале XX века австрийским психиатром З.Фрейдом. Исследуя сферу бессознательного, З.Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности.


Модель психической структуры личности Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль Я (Эго) – сознание Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль Оно (Ид) – подсознание = бессознательное Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля


Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и низших (животных инстинктов) бессознательных сил Победа инстинктов ведёт к потере человеком своего человеческого облика, к подчинению сознания бессознательным влечениям Победа духовных принципов ведёт к ограничению инстинктов, к торжеству сознания над низшим бессознательным Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного

Cлайд 1

Cлайд 2

Философская антропология философское понимание природы и сущности человека; направление (школа) в западноевропейской философии XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке.

Cлайд 3

Древняя Греция Человек является частью природы. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Софисты: поворот к антропологической проблематике. Протагор: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Сократ: Принцип этического рационализма - «добродетель есть знание». Человек, познавший добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека состоит в стремлении к нравственному совершенству на основе познания истины. Демокрит: Человек состоит из атомов, в том числе и душа - душа смертна. Цель жизни – счастье, заключающееся в хорошем расположении духа (эвтюмия). Важное условие счастья – соблюдение меры. «Желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу». Платон: Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Человеческая душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. От качества души зависит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем - душа тирана. Душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного. Аристотель: Человек - общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность - две основные характеристики, отличающие его от животного.

Cлайд 4

Средневековье Человек - часть мирового порядка, установленного Богом. Существо, сотворенное по «образу и подобию Бога». В социальном плане человек - пассивный участник божественного порядка, существо тварное и ничтожное по отношению к Богу. Главная задача человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. Августин Блаженный «О граде божием», «Исповедь» (христианский неоплатонизм): Человек - это противоположность души и тела. Именно душа делает человека человеком. В «Исповеди» раскрывает противоречивый характер развития человеческой личности. Стал предшественником экзистенциализма. Фома Аквинский «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (христианский аристотелизм): По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. Он представляет собой единство души и тела. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответственен за свои поступки. А корень его свободы - разум.

Cлайд 5

Возрождение Принципы: гуманизм и антропоцентризм. Человек – творец самого себя и окружающего мира. Пико делла Мирандоле («О достоинствах человека», «О сущем и едином») Человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. Николай Кузанский Идея единства всех вещей: «всё успокаивается в каждом» и «все удовлетворяются всеми». Мир - прекрасное творение Бога, созданное наилучшим возможным образом. Главное общее свойство всех тварных элементов бытия -удовлетворенность своим положением в мироздании. Соответственно и человек должен ощущать совершенство и гармонию своего бытия.

Cлайд 6

Новое время Механистическое толкование природы и общества. Антропологический рационализм. Метафизическая картина мира: все явления природы трактуются как машины или системы машин. Функция бога – создание материи и сообщение ей первоначального толчка. Все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов. Всеобщая причинная необходимость определяет всю человеческую деятельность. «Воля…лишь фикция» (Спиноза). Человек – машина, обладающая способностью мыслить. Способность мыслить – основное достоинство человека. Вера в безграничные возможности разума – неограниченный рационализм. Эгоистическая природа человека порождает необходимость «общественного договора» – установления государственной власти как соглашения между людьми. Философы Нового времени: Т. Гоббс, Ф. Бекона, Д. Локк, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Декарта, Г.В. Лейбниц, Д. Беркли и Д. Юма. .

Cлайд 7

Немецкая классическая философия Самосознательность человека как модель организации индивидуального процесса жизни, общественного устройства и миропорядка. Кант «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» «Основа метафизики нравственности» и др.: «Что такое человек?» - основной вопрос философии. Нравственно-природный дуализм. Человек – автономное и независимое начало и законодатель своей деятельности. Основное отличие человека от других существ – самосознание. Гегель «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.: Основное отличие человека от животного в мышлении. Человек – субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного».

Cлайд 8

Современная философская антропология Выделение философской антропологии как отдельного учения о человеке, его природе и сущности. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Человек – центр мира.

Cлайд 9

Макс Шелер Задача философской антропологии – показать, как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека. Философская антропология - это наука о сущности и структуре сущности человека. Первичным в системе "человек-общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, выступает любовь (любящее бытие). Два атрибута составляют сущность человека: "порыв" - некое витальное ядро (влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух" как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание - все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения и давления органической жизни). Личность - это конкретное единство, пересечение ценностей. При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности, но исходит от Бога. Таким образом, основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.

Cлайд 10

Арнольд Гелен Биологическая, или натуралистическая ветвь философской антропологии. Сущность человека не в том что человек в первую очередь разумное существо, а в том, что он - существо биологическое, инстинктивное. Человечество - лишь этап в грандиозном эволюционном процессе. Конфликт между началом самоорганизации и базисным бессознательно-витальным началом. Арнольд Гелен: Человек -ущербное животное, плохо оснащенное биологическими инстинктами, вследствие чего не может вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически. Чтобы выжить, человек, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Ведущие инстинкты Этосы инстинкт заботы о потомстве идеология гуманизма инстинкт восхищения перед цветущей жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей идеология потребительства инстинкт безопасности государство, этика "закона и порядка"

Cлайд 11

Хельмут Плеснер “Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию” (1928), “Единство чувств” (1923), “Смех и плач” (1941) Позициональность - общая базисная структура любого живого тела, включая человека - способность организма во взаимодействии с окружающей средой (”позициональным полем”) поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно пребывать в становлении и развитии. Растение – простое “вчленение” в среду. Животное –определенная самостоятельность по отношению к среде и способность отличать себя от “чужого”. Человек – «экс- центричность»: способен занять дистанцию по отношению к собственной жизненной среде, способен осознать себя как “тело”, как “я в теле” и как “я”. Три базисных антропологических закона: Закон «естественной искусственности» характеризует связь эксцентричности с витальной сферой человека. Закон «опосредованной непосредственности» раскрывает роль эксцентричности в познавательной и практической деятельности людей. Закон «утопического местоположения» показывает, что из-за эксцентричности человек нуждается в вере в трансцендентные идеи.

Cлайд 12

Эрнст Кассирер «Познание и действительность» (1922) Социокультурная ветвь философской антропологии Человек - существо, определяемое культурой, создатель культуры и ее создание. Человек живет в символическом мире. Культура, язык, мифы, искусство, религия -части символической Вселенной. Символ – посредник между человеком и миром. Человек - существо культурное, а культура есть совокупность символов. При этом символ - продукт человека. Человек созидает символы, символы порождаются фундаментальными структурными элементами самого человеческого чувственного опыта. Без символов жизнь человека была бы блокирована (ограничена) границами его биологических потребностей и его практическими интересами. Человек - это не столько Homo sapiens, - человек разумный, сколько Homo simbolicum - человек символический. Таким образом, человек и вся его общественная жизнь сводится к культуре. Культура выступает самодовлеющим основанием определения человека в теории Э. Кассирера.

Cлайд 13

Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности Признаки техногенной цивилизации (по В.С. Степину): приоритет науки, техники и технологий; ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества; идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир; установка на отношение господства/ подчинения к миру природы или миру людей; прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему; увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей. Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, от их решения зависит его будущее существование.

Cлайд 14

Классификация глобальных проблем по сферам их проявления: Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие между социальными общностями. Взаимодействие человека и общества. Экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового океана и др.) Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.) Демографические (проблема роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия).

Cлайд 15

Технократизм Технологический детерминизм- теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Представители: Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.

Cлайд 16

Теория постиндустриального общества Д. Белла "Новое американское право" (1955), "Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976) Три основные стадии развития человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Основные черты постиндустриального общества: центральная роль теоретического знания; создание новой интеллектуальной технологии; рост класса носителей знания; переход от производства товаров к производству услуг; изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми); роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости); наука достигает своего зрелого состояния; ситусы как политические единицы; меритократия – власть лучших специалистов в своих областях; конец ограниченности благ; экономическая теория информации

Cлайд 17

Концепция Алена Турена "Социология действия" (1965), "Движение Мая и коммунистическая утопия" (1968), "Постиндустриальное общество" (1969), "Производство общества" (1973), "К социологии" (1974), "После социализма" (1980) «Социетальный тип»: сдвиги в человеческой деятельности от одного типа общества к другому. Основной социальный конфликт в программированном обществе: между механизмом производства и управления и самим потребителем. Постиндустриальное общество на управленческом уровне использует две главные формы: нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику и самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.

Cлайд 18

Концепция «Третьей волны» О. Тоффлера "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) Историческая эволюция осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. Три волны (стадии) развития цивилизации: Первая – переход от доаграрного общества к аграрному. Вторая – переход от аграрного общества к индустриальному. Третья – переход к «супериндустриальной» (постиндустриальной и информационной) цивилизации: знание становится определяющим фактором осуществления власти; система быстрых и медленных экономик; множество социальных групп с собственными ценностями и культурой. Концепция угнетения Геберта Маркузе «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» и др. Синтез марксизма (классовое угнетение) и фрейдизма (любовь и смерть, эрос и танатос) В современном обществе все люди подчиняются одним и тем же желаниям. Культ потребления стал формой общественного контроля. Единственный выход – Великий Отказ.

Определение
Филосо́ фская антрополо́ гия (от философия и
антропология; филосо́ фия челове́ка) в широком
смысле - философское учение о природе и сущности
человека; в узком - направление (школа) в
западноевропейской философии (преимущественно
немецкой) первой половины XX века, исходившее из
идей философии жизни Дильтея, феноменологии
Гуссерля и других, стремившееся к созданию
целостного учения о человеке путём использования и
истолкования данных различных наук - психологии,
биологии, этологии, социологии, а также религии и др.


Начало философской
антропологии связано с
появлением классических
для этого направления
работ Макса Шелера
«Положение человека в
космосе» (1928)
Хельмута Плеснера «Ступени
органического и человек» (1928), в
центре внимания которых
проблема природы человека,
специфическое отличие в
способе существования человека
и животных.

Философская антропология как школа
В более позднее время
вышли классические
работы Арнольда Гелена
«Человек. Его природа и
положение в мире» (1940)
и «Первобытный человек
и поздняя культура»
(1956).

Философская антропология как школа
К этим основным работам примыкают
сочинения П.Л.Ландсберга («Введение в
философскую антропологию», 1934),
Л.Бинсвангера («Основные формы и
познание человеческого бытия», 1941),
Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г.
Липпса(«Человеческая природа», 1941),
Больнова («Сущность настроений», 1941),
Ротхакера(«Проблемы культурной
антропологии», 1942) и другие.

Макс Шелер-основоположник
философской антропологии
Макс Шелер (1874-1928)
проделал серьезную
философскую эволюцию в
своих взглядах, был
неокантианцем,
феноменологом и в конце
своей жизни он все же
попытался соединить все
свои предыдущие искания с
главным - изучением
проблемы человека.

Макс Шелер
Время 20-х годов было очень неспокойным, и
возникновение философской антропологии (так
же, как персонализма и экзистенциализма)
весьма тесно связано с духовной и
экономической ситуацией в Европе. В частности,
Шелера не могли не беспокоить те социальноэкономические потрясения, происходившие в
странах Европы в 10-х годах: Первая мировая
война, революционные волнения в Германии и
России и т. д. В этом кризисе Шелер видел
прежде всего кризис понимания человека.
Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от
человека.

Макс Шелер
Шелер считал, что незнание сущности
человека приводит к кризису в культуре, к
отказу от самого человека. Кризис
общества - это кризис человека, кризис
личности. Причина этого в неправильном
подходе к познанию.
Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний
контроля и недооценка знаний культуры.
Знания контроля - это естественнонаучные знания,
знания культуры играют гораздо большую роль, но их
недооценивают. Но главное значение имеют знания
спасения, но ими люди полностью пренебрегают.

Макс Шелер
Таким образом, Шелер выстраивает
иерархию наук: естественные науки,
науки о культуре (в том числе
философия) и, наконец, учение о
спасении, то есть религия. Знание о
человеке должно предполагать некое
синтетическое знание, включающее в
себя знание всех трех наук: знание
естественнонаучное, философское и
религиозное.

Макс Шелер
Человек - единственное существо, которое
подпадает под все эти учения, но
оказывается, что познать человека во всем
этом синтезе нереально.
Человек, по выражению Шелера,
«вещь столь обширная», что все его
определения неудачны. Человека
нельзя определить, он превосходит
любое определение, любую науку.

Человек и Бог
Шелер был католиком, хотя и не всегда
ортодоксальным. Но при всех
сложностях его религиозных исканий,
христианская направленность
оставалась, и поэтому особенностью
человека Шелер считал его
направленность к Богу. Бог - это
высшая ценность, и человек - есть
существо, живущее в ценностном мире.
На эти взгляды Шелера повлияло его
увлечение неокантианством.
Направленность человека к Богу и
определяет его жизнь среди ценностей.

Человек и Бог
Всего Шелер насчитывает четыре класса
ценностей:
ценности удовольствия,
ценности жизни,
ценности духа и
ценности религии.

Природа и человек
В человеческой природе Шелер
насчитывает два основных начала:
это жизненное начало, некий
жизненный порыв,
и дух, идущий от Бога.
По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо,
но также и существо разумное, обладающее духом - поскольку Бог его
им наделяет. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или
волнении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, - это акт духовного
единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Природа и человек
Достояние духа достигается благодаря
человеческому слову. В словах выражается вся
мысль и вся культура
Для самого себя человек всегда является
центральной проблемой, но понимаемый с точки
зрения взаимоотношения с Богом, человек может
познать сам себя, познавая в себе духовные
Божественные проявления сквозь символы.
Поэтому философская антропология, по Шелеру,
должна быть не разделом какой либо
философской системы, а наоборот, вся
философия должна выводиться из человека. Из
знания о человеке через знание символов
возможно и познание всего мироздания.

Развитие философской
антропологии
Сейчас философская антропология
является одним из наиболее влиятельных
направлений в западной философии.
Существует множество различных ее
направлений, из которых выделяются два
основных: биологическое и
функциональное. Разделяются эти
направления философской антропологии
по следующему критерию: познание
человека или по его сущности, или по его
проявлениям.

Биологическое направление
философской антропологии
Сущность человека многогранна. И сам
Шелер говорил, что человека невозможно
познать, человек слишком широк. Поэтому
последующие направления философской
антропологии стали разрабатывать учение
о человеке с точки зрения биологической,
находя сущность человека в его
жизненном начале. Человек - это прежде
всего начало жизненное (но не следует
сводить его только к животному началу).

Биологическое направление
философской антропологии
Основным представителем биологического
направления в философской антропологии
является немецкий философ Арнольд Гелен
(1904-1976). Согласно этому направлению,
человек - это животное, но животное
особое в силу своего биологического и
социального предназначения.

Биологическое направление
философской антропологии
Это животное, способное создавать совершенно
особые творения. Поэтому человек отличается от
других животных, и это свое отличие от них он
ощущает как некоторую ущербность. Отсюда
извечное недовольство человека своими
творениями, будь то культура, наука и т. п.
Человек вечно недоволен, он отчуждается от
этих творений и в прямом смысле воюет с этими
своими творениями.

Функциональное направление
философской антропологии
Однако большинство представителей философской
антропологии после Шелера (и одновременно с
Шелером) рассматривали человека с точки зрения
не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так
возникает функциональная, или функционалистская
школа философской антропологии, одним из
основных представителей которой является Эрнст
Кассирер (1874-1945). Он утверждал, что поскольку
сущность человека непознаваема, то познать его
можно через его проявления, через те функции,
которые человек выполняет. Основное отличие
человека от животного - это его деятельный труд.

Функциональное направление
философской антропологии
Трудовая деятельность может быть самой разнообразной.
Человек создает вещественные предметы, создает науки,
религию, искусство, язык и т. п. - все это есть продукты
человеческой деятельности.
Объединяет всю деятельность и все проявления человека то,
что все они - и язык, и наука, и религия - есть символы
некоей действительности. Но, в отличие от Шелера,
Кассирер утверждает, что человеку доступны только
символы.
Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны
человеку только они, и познание человека возможно только
через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер
не призывает восходить через символы к бытию Бога.
Статьи по теме: