Философия и наука - Дисциплина Философия. Лекции. В.2. Философские дисциплины, изучающие науку

ДИСЦИПЛИНА НАУЧНАЯ (от лат. disciplina – учение) – базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания, сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Представление о научной дисциплине используется как максимальная аналитическая единица исследования науки в работах по науковедению, истории, философии, социологии, экономике науки и научно-технического прогресса.

Формирование научной дисциплины происходило вместе со становлением научной профессии еще в средневековых университетах, своего современного развития эта форма организации науки достигла в 17–19 вв., опираясь на образцы социальной организации, характерные для эпохи Просвещения, а также на организационные инновации внутри европейского естествознания (принципы британской эмпирической школы, академии, научные журналы и т.п.). Эффективность дисциплинарной формы организации науки особенно наглядно проявилась в том, что она оказалась инвариантной относительно социально-экономического и культурного окружения и в настоящее время практически не имеет альтернатив. По дисциплинарному принципу строится организация знания в системе подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности (к примеру, медицина, инженерное дело, искусство), которые в процессе обучения должны обрабатывать для передачи новым поколениям большие массивы знания. Организационные механизмы научной дисциплины успешно обеспечивают ее единство, несмотря на то что формирующие ее конкретные события и процессы рассредоточены в пространстве и протекают в различном социокультурном и организационном окружении.

Столь высокая эффективность дисциплинарной организации обеспечивается постоянной интенсивной работой по поддержанию и развитию организационной структуры дисциплины во всех ее аспектах (организация знания, регулирование отношений в сообществе, подготовка научной смены, взаимоотношения с другими институтами и пр.), причем в эту работу вовлечены практически все участники дисциплинарного сообщества, какой бы конкретной научной или научно-организационной деятельностью они ни занимались в данный момент. Для осуществления этой работы в истории науки сформировались специальные механизмы, которые постоянно совершенствуются и развиваются.

Центральное место занимает методологическая и логическая работа по организации дисциплинарного знания, его актуализации, превращению в набор инструментов для проведения нового исследования. Это необходимо для того, чтобы сформулировать нерешенные проблемы как «вопросы» к изучаемой реальности, т.е. перевести теоретические трудности на язык действий исследователей и тех средств (наблюдения, эксперимента, моделей, логико-математического или текстологического анализа), которыми располагает данная дисциплина. При этом на практическом уровне анализируются также и взаимоотношения между идеологией данной дисциплины и изучаемой ею реальностью.

Когда эта работа завершается успешно проведенным исследованием, начинается следующий этап научной деятельности, на котором полученные ответы «реальности» должны быть приведены в связь с существующим дисциплинарным знанием. Это требует тех или иных изменений системы знания – ее наращивания, уточнения, а иногда и довольно существенной структурной перестройки. В любом случае ее организация подвергается специальному исследованию.

Систематический анализ архитектуры научной дисциплины регулярно проводится и на макроуровне. Он требуется и для решения конкретных практических задач: подготовки учебных курсов, классификации специальностей при проведении крупных научных конгрессов и т.п. Целью методологической работы при этом является уточнение представлений о строении дисциплинарного знания и месте данной научной дисциплины в системе наук, особенно в связи с интенсивными процессами дифференциации и интеграции науки. Спецификой работы по организации знания определяется и характер усилий по поддержанию профессионального единства в научном сообществе дисциплины. Это сообщество объединяет тысячи профессионалов, работающих в разных странах, социально-культурных системах и различном непосредственном организационном окружении (университетские кафедры, академические или федеральные лаборатории и службы, экспедиции и т.п.). В таких условиях эффективная и целеустремленная согласованная работа сообщества не может опираться на какие-либо институты власти и управления, предполагающие прямое принуждение.

Механизмы самоорганизации сообщества, на которых основана система социального управления, вынужденно просты и могут действовать оперативно только из-за высокой степени организованности дисциплинарного знания. Благодаря этому может быть задана общая цель сообщества и каждого входящего в него профессионала – увеличение и развитие дисциплинарного знания. Соответственно определяется и дискретное представление одного шага на пути к этой цели – конкретный вклад в это знание, и главные регулятивы: профессиональное признание, которым вознаграждается автор вклада, или рассеянная санкция – жесткая и немедленная реакция сообщества на действия его членов, случайно или намеренно затрудняющие достижение цели (плагиат, фальсификация результатов, публикация непроверенных данных и т.п.).

В экспертизе, т.е. оценке результата, претендующего стать вкладом в знание, в той или иной форме обязаны принимать участие все члены сообщества. Обеспечить компетентную критику в таких условиях становится возможным только благодаря организованности и четкой структурированности всей системы дисциплинарного знания и соответствующей ей иерархической структуре сообщества. В этом научное сообщество существенно отличается от сообществ других творческих профессий, в которых институт экспертизы (критики) существует отдельно от собственно творческих подразделений.

Это четко прослеживается уже на уровне самоидентификации членов сообщества. Один и тот же ученый с полным правом считает себя, к примеру, членом сообщества микологов в дискуссии с альгологами, ботаником по отношению к зоологам, биологом в полемике с физиком или философом и т.п.

Непреложным условием эффективного взаимодействия участников и институтов научной дисциплины является максимальная прозрачность и доступность сведений о состоянии знания и сообщества для всех его членов. Ключевую роль в этом играет система представления знания, а вместилищем информации о состоянии знания, способах его обработки, группировке и отношениях участников работы со знанием в каждый момент времени выступает массив дисциплинарных публикаций.

Пространственно-временная структура массива дает возможность отделить актуальное знание дисциплины (находящееся в данный момент в обработке) от дисциплинарного архива, а каждому участнику – работать с относительно небольшим фрагментом знания и свой вклад оформлять достаточно экономно как за счет развитой рубрикации дисциплинарных изданий, так и за счет системы ссылок, определяющих пространственные «координаты» каждого фрагмента знания в пространстве более широкого дисциплинарного окружения.

Литература:

1. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980;

2. Научная деятельность: структура и институты. М., 1980;

3. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988;

4. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

Лекция № 1.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема: «Конституционное право как отрасль российского права,

Понятие конституционного права в современной юридической литературе используется в трех значениях. Во-первых, конституционное право – это отрасль права; во-вторых, конституционное право – это наука; в-третьих, конституционное право – это учебная дисциплина.

В основном значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства.

Конституционное право возникло как результат эволюции отрасли государственного права и является высшей формой ее проявления на современном этапе. Возникновение отрасли государственного права было обусловлено появлением государства и права. В этом смысле история государственного (конституционного) права неразрывно связанна с историей человеческой цивилизации. Избрав отправной точкой периодизации истории конституционного права формирование и совершенствование источников и институтов государственного (конституционного) права на различных этапах в развитии государства, права и общества, можно выделить четыре периода в эволюции данной отрасли:

1. государственное право в древности;

2. государственное право в средние века;

3. конституционное (государственное) право в новое время;

4. современное (новейшее) конституционное (государственное) право.

До настоящего времени не разрешен спор о наименовании отрасли. В России долгое время существует конкуренция между двумя терминами, используемыми для наименования отрасли: государственное право и конституционное право. В основном, учеными используется название «конституционное право», но встречается – «конституционное (государственное) право» и «государственное право».

Так же, как и название отрасли, вопрос о понятии конституционного права как отрасли права и проблема определения предмета отрасли сохраняют свою дискуссионность по сей день. С точки зрения объема правового регулирования можно выделить два подхода к предмету отрасли конституционного (государственного) права: широкий и узкий. В России наблюдается тенденция расширения предмета конституционного регулирования. В одних сферах конституционное право непосредственно и в полном объеме регулирует общественные отношения (политическая сфера), а в других – лишь основополагающие, т.е. такие, которые предопределяют содержание остальных отношений в этих сферах (экономическая, духовная, социальная и культурная).



Определение предмета конституционного права России в современный период следует проводить с учетом функционального назначения данной отрасли, ее особенности тенденций развития. Исходя из этого, современное конституционное право РФ можно определить как ведущую фундаментальную отрасль российского права, которая объединяет в единую систему конституционно-правовые нормы устанавливающие:

Основы общественного и государственного строя;

Основы взаимоотношений личности и государства;

Отношения по организации и осуществлению публичной (общественной и государственной) власти.

Конституционное право является именно тем правовым механизмом, который должен гарантировать полноправное участие в этих отношениях личности, общества и государства, их взаимную меру ответственности.

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования.

Для конституционного права характерно разнообразие методов правового регулирования.

В конституционном праве основные методы правого регулирования (императивный и диспозитивный) используется в полном объеме и дополняют друг друга.

Названные методы могут быть подразделены в свою очередь на следующие способы воздействия: предписание, запрет и дозволение.

Предписание или позитивное обязывание – способ правового воздействия, суть которого состоит в предписании совершения определенных обязательных и юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой (ст. 82, ст. 92, ст. 57 Конституции РФ и др.).

Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий (ч.3 ст. 3, ст. 21, ч.2 ст.34 Конституции РФ и др.).

Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействий, которые имеют или могут иметь юридическое значение. Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Но дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права, а предполагает также установления пределов для совершения действий или бездействий (ст. 111, ст. 117, ст. 39 Конституции РФ и др.)

Конституционное право является фундаментальной отраслью публичного права и ведущей отраслью российской системы права. Во-первых, конституционное право отличается особой значимостью и широтой своего предмета регулирования. Во-вторых, главным источником отрасли является Конституция, которая содержит нормы, полностью относящиеся к конституционному праву. В-третьих, нормы конституционного права определяют базовые ценности и принципы для всех отраслей российского права. В-четвертых, посредством конституционного права создается система основных критериев формирования отраслей права. В-пятых, развитие содержания конституционных норм влияет на изменение норм других отраслей права.

Наиболее тесно конституционное право связано с административным, финансовым, муниципальным правом. Конституционное право содержит исходные начала для уголовного права и процесса, гражданского, хозяйственного и других отраслей российского права.

Система отрасли конституционного права в каждой стране формируется, исходя из традиций правовой культуры и особенностей развития. Вместе с тем существуют общие закономерности систематизации отрасли.

У отрасли конституционного права России как системы можно выделить три типа элементов: структурообразующие (нормы права – институты – подотрасли), функциональные (конституционно-правовые отношения функциональные ()рообразующие.в: структурообразующие. одя из традиций правовой культуры и особеннотей развития кого права.

пра) и формальные (источники конституционного права).

Конституционно-правовые нормы – нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей:

1) по степени важности;

3) по источникам, в которых они закреплены;

4) по их юридической силе;

5) своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве встречаются особые нормы общего характера – это нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи (нормы-цели), нормы-программы, нормы-разъяснения, диспозитивные нормы, нормы-справки, нормы-символы;

6) по степени обязательности;

7) особым механизмом их реализации;

8) особенностью структуры.

Конституционное правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям на императивные и диспозитивные; на материальные и процессуальные, на управомачивающие, обязывающие и запрещающие; на постоянные и временные и другие.

Конституционно-правовые нормы образуют институты конституционного права. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Развитие конституционного права и усложнение задач, стоящих перед данной отраслью, приводит к постепенной эволюции того или иного института либо группы институтов и трансформации их в более сложную систему норм – подотрасль конституционного права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения имеют следующие особенности:

1. Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правоотношений.

3. Характеризуются значительным разнообразием.

4. Возникают по поводу особых объектов (государственная власть, свобода и достоинство личности и другие).

В общей теории права под источниками права в широком смысле понимают нормы или факторы возникновения права, в узком значении – юридический способ изложения смысла и содержания права, воплощенный в конкретную ритуальную и формальную оболочки.

Факторами, определяющими систему и иерархию источников права, являются: политико-правовая культура государства, форма государственного устройства.

Место конкретного источника в иерархии определяет его юридическая сила. К числу источников конституционного права РФ относятся Конституция РФ; решения Конституционного Суда РФ, содержащие в себе положение нормативно-доктринального характера; федеральные конституционные и федеральные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ; договоры; постановления Верховного Суда РФ, конституции и уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; решения конституционных и уставных судов субъектов РФ; нормативно-правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

В научной литературе, освещающей проблемы конституционного права, выделяется конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Субъектами конституционно-правовой ответственности в России могут быть следующие участники конституционно-правовых отношений: Президент РФ; Правительство РФ; Государственная Дума РФ; субъект РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы МСУ; общественные отношения; участники избирательного процесса. Основанием конституционной ответственности является конституционный деликт.

Конституционно-правовые санкции – это предусмотренные федеральным законом меры государственного принуждения, влекущие наступление неблагоприятных последствий морального и материального характера для правонарушителя, наступающие за совершение им конституционно-правового деликта. Виды конституционно правовых санкций:

Лишение общего или специального конституционно-правового статуса, досрочное прекращение (лишение) полномочий, например: роспуск, отзыв, расформирование, отстранение от должности, отмена регистрации и другие;

Отказ, например: в регистрации, в назначении референдума и другие;

Ограничение, лишение субъективного конституционного права;

Оценочные санкции (выражение недоверия, предупреждение);

Принуждение к исполнению конституционных обязанностей;

Отмена (приостановление) правовых актов.

Конституционное право является отраслевой наукой, т.к. ей соответствует отрасль в системе российского права.

Наука конституционного права – совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституционного права как отрасли права.

Наука конституционного права использует различные методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический и другие.

Источниками науки конституционного права являются факторы, составляющие основы научного познания: труды отечественных и зарубежных ученых; конституционное законодательство, государственно-правовая практика и общественно-политическая деятельность.

Наука российского государственного (конституционного) права сформировалась значительно позже первых западных школ.

В развитии и формировании российской науки конституционного (государственного) права можно выделить три этапа:

I. развитие науки дореволюционного государственного (конституционного) права России;

II. эволюция науки советского государственного (конституционного) права;

III. формирование современной науки конституционного (государственного) права РФ.

Конституционное право как учебный курс представляет собой систему знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемую в образовательных целях, эти знания необходимы специалистам в области государствоведения и юриспруденции для понимания основ и сущности государственно-правовой материи, механизмов ее функционирования в политической и общественной жизни страны.

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

основная организационная единица профессиональной науки, объединяющая когнитивные и соц.-куль-турные ин-ты, обеспечивающие относительно самостоятельное функционирование и развитие нек-рой отрасли науки. В качестве Д.н. выступает объект изучения науковедения, социологии науки (см.), методологии науки. Формирование Д.н. и дисциплинарной структуры европейской науки относится к концу XVII в. Согласно современным представлениям, к соц.-культурным ин-там Д.н. принадлежат: фиксированный корпус научн. знания; набор явлений и процессов, считающихся традиционными объектами изучения данной Д.н.; совокупность филос. и теоретико-методологич. представлений о природе исследуемой реальности, а также средств и методов ее эмпирич. изучения; определенные схемы и каналы коммуникации между коллегами; профессиональные ассоциации, журналы, издания, кафедры и науч. собрания; сфера специальной подготовки и определения профессиональной квалификации специалистов; единая писаная история успехов и неудач Д.н. и представления о перспективах ее развития (включая сюда как список проблем, так и обсуждения подходов к их постановке и решению). Системное объединение этих ин-тов в Д.н. достигается за счет активной экспертной деятельности членов научн. сооб-ва по оценке, организации и кодификации полученных на переднем крае исследований рез-тов, постоянной работы по обновлению дисциплинарного знания при сохранении его единства и целостности (а в случае необходимости - его дифференциации с выделением новой Д.н.), по трансляции элементов знания Д.н. в практику и образование. В этой связи центральная роль в соц. и когнитивном регулировании внутри Д.н. принадлежит системе дисциплинарной коммуникации и ее ядру - единому и доступному всем членам сооб-ва массиву дисциплинарных публикаций, содержание к-рого в каждый момент времени и представляет собой корпус знания данной Д.н. Многослойное строение публикационного массива предполагает возможность многократной экспертизы каждого сообщения о новом рез-те, претендующем на статус фрагмента дисциплинарного знания: обсуждение доклада, рецензирование рукописи; ссылки на статью и отбор статей для обзора проблемы; включение сообщений в монографию, учебник, хрестоматию и т.п. с обязательным указанием автора. Подобная организация публикационного массива обеспечивает встраивание отдельного рез-та в ткань знания Д.н., а его автору - соответствующий ранг в структуре научн. сооб-ва, что гарантирует мотивацию к оформлению и публикации полученных рез-тов. В отличие от довольно стабильных соц.-организационных и культурных норм и стандартов дисциплинарной экспертизы,закрепленных в традиции Д.н., содержание когнитивных стандартов и критерии оценки (представления о научности, достоверности, релевантности, значимости вклада) постоянно меняются и обновляются по мере развития дисциплинарного знания. Эффективность дисциплинарных ин-тов обеспечила устойчивость Д.н. в качестве основной организационной единицы науки, быстрый рост и дифференциацию Д.н., выразившиеся прежде всего в усложнении структуры науки в целом, появлении новых неклассических наук (технич., сельскохозяйственных, военных и т. д.), отличавшихся по предмету и ориентации, но четко воспроизводящих основные черты дисциплинарной организации. В настоящее время списки Д.н. включают значительное их число (от 300 до 5000 в зависимости от дробности классификации). Дисциплинарная организация знания способствует междисциплинарному сотрудничеству на переднем крае исследований, формированию так называемых гибридных сооб-в, члены к-рых заинтересованы не только в решении междисциплинарной проблемы, но и в выделении, оформлении и публикации рез-тов, служащих развитию отдельных Д.н. Лит.: Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980; Научная деятельность: структура и институты. М., 1980; Взаимодействие наук: теоретические и практические аспекты. М., 1984; Дисциплинарность и взаимодействие наук. М., 1986; Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М., 1988. Э.М. Мирский.

Статьи по теме: