Фигура человека в истории искусств. Изображение фигуры человека в античном искусстве Античное искусство – это искусство Древней Греции и Древнего Рима. Художники добивались реалистически правдивого изображения в греческой вазописи и скульптуре, которая об

Изображение человека в древней культуре Египта. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Художники и скульпторы передают свое отношение к миру при помощи определенных образов. Изо­бражая человека, мастер показывает нам свои представления о красоте. Однако эти представления менялись с течением вре­мени, и подтверждение этому - древние памятники искусства.

С течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека. Давайте посмотрим, каким образом изображался человек в эпоху Древней Греции.

Скульптура VI - начала V в. до н. э.

Если мы посмотрим на иллюстрации с изображением скульп­туры эпохи Древней Греции, то заметим, что тогда мастера чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Выбранная поза была неслучай­ной. Греческие скульпторы, создавая свои произведения искусств, многое заимствовали из Древнего Египта. Так. этот образ полно­стью соответствовал египетским скульптурным канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие греческого искусства. Канон - это свод правил, господствующих в искусстве какого-ли­бо периода или направления, а также определенное произведение, служащее образцом. Считается, что канон - это «закон и мера прекрасного».

В VI-V вв. до н. э. греческие мастера обращались и к другому виду скульптуры, который имел название «кора», т. е. «девушка». Богини, изображенные в эпоху архаики, напоминают смертных красавиц, их фигуры пронизаны женственностью и лиризмом.

Скульптура первой половины Vв. до п. э.

В это время мастера обычно изображали атлетов - победи­телей Олимпийских игр. Именно эта тема оставалась ведущей в искусстве пластики в течение всего века. Небольшая бронзовая фигурка юноши, приготовившегося к прыжку, является образ­цом скульптуры начата V в. до н. э. Великим ваятелям поруча­лось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого горо­да - полиса.

Скульптура Мирона

Одним из лучших мастеров Древ­ней Греции является Мирон. Афин­ский скульптор отличался удивитель­ным даром передачи человеческой красоты. Наиболее известная его работа - «Дискобол» поражает своей грандиозностью

Обратите внима­ние. как мастер изобразил внешность человека. Образ дискобола выглядит естественным, настоящим. Мирон - первый скульптор древности, изобра­зивший человека в движении.

К другим произведениям Миро­на относится скульптурная группа «Афина и Марсий»

Скульптура Поликлета

Вторым крупнейшим скульптором V в. до н. э. был выдаю­щийся ваятель Поликлет. Главной темой его творчества также служил человек, атлет-победитель. Именно Поликлет в класси­ческий период воплотил образ прекрасного и доблестного гра­жданина полиса, волновавший скульпторов древности. В своих статуях Поликлет старался передать совершенные пропорции че­ловеческого тела, исходя из математических вычислений. Древние приписывали скульптору прославленное сочинение, носившее название «Канон». Поликлет строил строго продуманную систему

соотношений всех частей статуи. Одной из самых прославленных статуй того времени по праву считается его «Дорифор» - юноша, несущий копье.

Взгляните на эту статую: как тонко пе­редана пластика здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к дей­ствию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направле­на на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повер­нутая к правому плечу голова создает впе­чатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч. В древности самого «Дорифора» иногда называли «каноном Поликлета», считая, что мастер создал статую для того чтобы другие художники пользовались ею к ак моделью.

Скульптура Фидия

Цицерон о Фидии: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона»,

Выдающимся представителем древнегреческой скульптуры V в. до н. э. является Фидий, великий мастер зрелой классики. Под его руководством было выполнено оформление Парфенона - центрального здания афинского Акрополя. Внутри храма распо­лагалась известная скульптура Афины-Девы, созданная Фидием из золота и слоновой кости. Вторая скульптура Афины находилась перед святилищем и была выполнена из бронзы. Эти произведения поражают своей естественностью.

Скульптура Праксителя

Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих образах. Взгляните на его статую «Афродита Книдская» (рис. 3). Эта рабо­та пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородством, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель пер­вым изобразил всю красоту женского тела.

Творчество JIucunna

Творения этого мастера также инте­ресны. Лисипп стремился к созданию об­раза идеального человека. Замечательна его статуя «Апоксиомена» - атлета, очищающего тело скребком. Скульптура имеет довольно сложное построение, в ней отражены все законы пропорции.

Поражает своей красотой группа скульптур с изображе­нием подвигов Геракла. Самая знаменитая из них - «Геракл в борьбе со львом». Красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Противники изображены в ди­намике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек, напротив, держится твердо и уверенно, открыто демон­стрируя красоту и силу своего идеального тела.

Таким образом, античное искусство было направлено на то, чтобы показать зрителю красоту физически совершен­ного человека.

План-конспект урока по искусству (изо) в 7классе.

Тема: « ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель : познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.

Образовательные задачи :

1) развивать творческую и познавательную активность;

2) учить использовать тёплые и холодные оттенки для выражения характера и образа человека;

3) познакомить с шедеврами античного времени;

4) укреплять меж предметные связи;

Развивающие задачи:

1)развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;

2)активизировать познавательный интерес учащихся через исторические события;

3)обогащать лексический запас терминами и понятиями по изо;

Воспитательные задачи:

1) воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству;

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : беседа, самостоятельная работа.

Методы обучения : диалогический, репродуктивный, сравнения.

Приёмы преподавания : беседа, постановка вопросов, демонстрация.

Приёмы учения : наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной графической работы.

Зрительный ряд : иллюстрации и репродукции произведений различных жанров и периодов с изображением фигуры человека.

1. Наскальная живопись эпохи мезолита.

2. «Палеолические Венеры».

3. Фрески Древнего Египта.

4. Рельефное изображение на парадном троне Тутанхамона.

5. Мирон. «Дискобол». Древняя Греция.

6. Голова императора Каракаллы. Рим.

7. Скульптуры с изображением древнегреческих атлетов.

8. Микеланджело «Давид».

9. Микеланджело «Автопортрет».

10. Джорджоне «Юдифь».

11. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна».

12. Пластов «Весна».

Задание для самостоятельной работы: написать мини-сочинение на тему «Красивый человек – какой он?».

Ход урока

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие учащихся.

II. Актуализация мотивации опорных знаний.

Учитель. Тема сегодняшнего урока – «Изображение фигуры человека в истории искусства». В ходе нашей беседы мы узнаем, как представляли разные народы в разные времена красоту человека в жизни и искусстве. Задумайтесь и вы над вопросом: «Красивый человек – какой он?»

III. Изучение нового материала.

Учитель. Человек всегда был и остаётся главной темой изобразительного искусства. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.

Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолитических Венер». (Показ статуэток или их изображений.)

Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность. Широкие бёдра, увеличенные груди, большой живот, нет даже лица. Как вы думаете, почему женщину изображали таким образом?

Ученики. Потому что в отличие от мужчин женщина могла рожать детей. Широкие бёдра и увеличенные груди как раз говорят об этом.

Учитель. Совершенно верно. Высеченные из мягкого камня «палеолитические Венеры» носили культовый характер и почитались как святыни. Это обобщённый образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине.

Мужской образ встречался только в наскальных росписях в сценах охоты. Их фигуры изображались условно, схематично. Для древнего художника человек был воплощением движения.

А вот совсем другое изображение человека. В своём искусстве древнеегипетские художники перешли от обобщённого образа к конкретному. Что в изображении человека вам кажется неестественным? (Демонстрация видеоряда.)

Ученик. Неестественными кажутся позы людей. На изображении они слишком скованны.

Учитель. Действительно, нас как зрителей смущает необычная на первый взгляд «пластичность» фигуры – плечи развёрнуты в фас, а голова и ноги в профиль. Однако такое положение фигуры не лишает её выразительности, даёт возможность рассмотреть человека с разных точек зрения, способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображённом. Однако при всём техническом совершенстве явственно просматривается схематичность в построении всей фигуры.

Художники Древнего Египта изображали людей по канонам. Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, – регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Учитель. Перед вами произведения уже другой эпохи. Где и когда они были созданы? (Демонстрация видеоряда.)

Ученик. Это произведения античной Греции.

Учитель. Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остаётся спокоен и сдержан. Создаётся впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. В III в. в скульптурных портретах Римской империи всё чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.

С иным акцентом выполнена римская статуя Октавиана Августа – это идеализированный памятник могущественному правителю.

Тщедушный болезненный первый император изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком».

В 27 г. до. н. э. Октавиан получил от сената титул Августа, то есть «священного, сына божественного отца отечества, потомка Энея и Венеры». Для усиления эффекта величия скульптор позаимствовал композиционное решение у скульптора Фидия, изваявшего статую бога Зевса из Олимпии. Несмотря на всю монументальность и парадность статуи Октавиана, скульптор сумел запечатлеть портретное сходство, своеобразный тип лица и характерную причёску императора, подчеркнуть его решительность и целеустремлённость.

Духовная и физическая красота человека – главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело. Его «Давид» – величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия для борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. (Демонстрация видеоряда.)

Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил, что из этой громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ. Давид – известный библейский герой, каким подвигом он себя прославил? Как вы думаете, почему для осуществления своего замысла Микеланджело обратился к древним образам?

Ученик. Согласно легенде Давид (всего лишь пастух, впоследствии мудрый правитель) убил великана Голиафа, сразив его камнем, пущенным из пращи. Он защитил свой народ и стал его справедливым правителем. Микеланджело создал статую как идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной Родины.

Учитель. Эпоха итальянского Возрождения подарила миру множество живописных произведений. Написанная Джорджоне «Юдифь» утверждает идеал эпохи, который нашёл выражение в картине через красоту и утончённость женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний. (Демонстрация репродукции.)

«Юдифь» – одна из ранних работ художника. Она посвящена библейской героине. Кто может рассказать о её подвиге?

Ученик. Юдифь спасла свой народ от нашествия врагов. Тайно пробравшись во вражеский лагерь и пробыв там три дня, она сумела обезглавить опьянённого полководца Олоферна. Войско неприятеля отступило. Отрубленную голову противника героиня преподнесла в дар жителям своего города.

Учитель. Прекрасная и кроткая Юдифь вовсе не воинственна. Её взор обращен к земле, а в смиренной позе нет и намёка на жестокость и насилие. Напротив, она воспринимается как олицетворение высшей справедливости и милосердия. В этом одухотворённом образе есть всё: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.

Говорят, легенда о Юдифи пользовалась особой любовью в Венеции. Её образ стал своего рода символом любви к отечеству, самопожертвования.

Тема материнства воспевалась художниками во все времена. На картине итальянского художника Рафаэля «Сикстинская мадонна» прекрасная женщина спокойно, царственно несёт нам своего младенца, хоть и предчувствует его тяжёлый путь. Младенец – это Христос. Мать исполнена любви, чувства гордости, кротости и тревоги.

Символ духовной женской красоты мы видим в произведении итальянского художника Леонардо да Винчи «Мадонна Лита». (Демонстрация репродукции.)

И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казахского художника Е. Сидоркина.

Е. Сидоркин. «Колыбельная». Из серии «Читая Сакена Сейфуллина».
Автолитография. 1964 г.

Они словно единая скульптура – их не разлучить, не расколоть. Великое счастье быть вместе! (Демонстрация репродукции.)

Внутреннее спокойствие и тишину излучает «Весна» А. Пластова. Это своего рода маленькая новелла, в которой раскрывается идея добра и красоты. (Демонстрация репродукции.)

IV. Закрепление изученного.

Да, человек – главная тема в искусстве. В каждой исторической эпохе было понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии есть что-то общее.

Посмотрите ещё раз на те произведения, о которых мы говорили, и постарайтесь ответить на мои вопросы.

Учитель. Что объединяет эти произведения?

Ученик. Все они рассказывают о человеке, его красоте.

Учитель. Какое у вас сложилось представление о красоте человека?

Ученик. Красота – это не только внешние качества человека, но и его духовный мир.

Учитель. Как вы понимаете выражение «духовная красота»?

Ученик. Духовная красота – это чувство самопожертвования, сопереживания, любви и добра.

Учитель. Какое из показанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление? (Ответы учащихся.)

V. Творческая работа.

– Предлагаю написать вам мини-сочинение на тему «Красота – это...» (Выполнение творческой работы.)

VI. Подведение итогов урока.

Учащиеся зачитывают свои мини-сочинения. Учитель оценивает работы учащихся.

Домашнее задание: подобрать выполненные в различные исторические периоды репродукции с изображением фигур людей личной пропорции.

План - конспект урока в соответствии с ФГОС. ИЗО.

7 класс

Личностные УУД : Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Восприятие произведений изобразительного искусства, освоение новых видов творческой деятельности; выполнение рисунка по собственному замыслу.

Регулятивные УУД : придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция :А. С. Питерских, Г.Е. Гуров, «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под ред. Б.М. Неменского. М.: - Просвещение, 2014.

Зрительный ряд : презентация по теме урока.

Технологическая карта урока

Технология изучения

Учитель организует деятельность учащихся, предлагая тему и серию вопросов:

Какова же цель нашего урока?

Что мы будем учиться делать?

Что нам для этого потребуется?

Слушают, формулируют цели урока, планируют последующую деятельность.

Открытие нового знания

Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Уметь воспринимать произведения изобразительного искусства.

Сравнение способов изображения человека в истории искусства

Обучающиеся под руководством учителя анализируют зрительный ряд и задание для определения уровня сложности.

Примене-ние нового знания

Анализ полученной зрительной информации, впечатлений, выделение этапов работы над рисунком

Демонстрирует пропорциональные соотношения человека по канонам Древнего Египта.

Направляет восприятие информации учащимися.

Выполняют рисунок в карандаше. Затем самостоятельно, согласно определенным этапам работы, завершают рисунок в цвете

Релаксация

Проведение динамической паузы

Рефлексия учебной деятель-ности

Анализ и самоанализ деятельности.

Экспресс-выставка лучших работ.

Учитель создает условия для благоприятного анализа собственной деятельности учащихся на уроке для подведения итогов.

Выставляются оценки.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников, собственную деятельность.

Приложение 1.

Человек – мера всех вещей. (Протагор)

Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека менялись в истории искусства.

Произведения живописи, скульптуры и графики как уникальные документы истории в ярких образах доносят до нас представления о красоте человека в различные исторические эпохи.

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию по страницам истории, по страницам цивилизаций и увидим, какими были представления о красоте человека.

Посмотрите внимательно на название нашей темы. Как вы думаете, с чего логичнее всего начать характеризовать способы изображения человека в истории искусства?

Итак, мы пришли к выводу, что начинать экскурсию следует с первых дней жизни древних людей.

Представьте, что мы оказались в музее изобразительного искусства. Я буду вашим экскурсоводом, ну а вы – внимательными слушателями. В конце урока у меня возникнут вопросы об услышанном, поэтому слушайте очень внимательно.

Мы входим в зал «Древнеегипетские рельефы и изображения человека».

Как вы считаете, древнеегипетский художник стремился изобразить конкретный образ или обобщенный? Что в изображении фигуры вам кажется неестественным?

Однако такое положение фигуры не умаляет ее выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения.

Существовал определенный канон – свод правил и законов, которыми должен был пользоваться художник при построении рисунка.

Как вы думаете, кого древнеегипетский художник должен был изображать наиболее старательно и строго по правилам?

Идеалом красоты, верхом совершенства в Др. Египте был фараон. Его изображали строго по канонам, чтобы показать все величие и богоизбранность фараона – ведь правитель считался сыном богов и приравнивался им. Хотя в действительности фараоны были далеки от идеала.

Следующий зал – «Искусство Древней Греции».

В искусстве Др. Греции сложился образ идеального человека, доблестного воина, в котором красота атлетического тела сочетается с духовным богатством.

Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику в движении, особенно во время олимпийских игр. Изображением человека украшались вазы, интерьеры украшали скульптурами.

Проследуем в зал под названием «Искусство Древнего Рима». В этот период наиболее развит скульптурный портрет. Если Др. Греция – мир эстетов, то Др. Рим – мир воинов, мир завоевателей. В скульптурных портретах этого времени главное – изображение характера, духа человека.

Эпоха Возрождения, наряду со скульптурными образами, подарила миру множество живописных произведений. Перед вами две работы выдающихся мастеров того времени: Джорджоне и Леонардо да Винчи. Юдифь и Мона Лиза.

Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. И представления о его красоте, об отношении к богу, о характере и эталоне менялись в истории искусства.

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека

2. Развивать навыки овладения техникой рисования

3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

4. Учить выполнять рисунок карандашом

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цели:

  1. познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
  2. развивать навыки овладения техникой рисования;
  3. воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  4. учить выполнять рисунок карандашом.
  5. научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению

Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» 2) «Великие художники. Микеланджело» 3)схема1, схема2

План урока.

  1. Беседа рисунке, о канонах изображения человека.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Образец педагогического рисунка.
  4. Практическое выполнение.
  5. Подведение итогов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения лица и человеческого тела.

III. Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.

Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.

Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.

Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову. У человека высокого роста обычно нижняя часть тела (от лобка до следка) равна верхней (от темени до лобка); у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

IV. Практическая работа.

Задание.

Используя предложенные схемы рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказа ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

V. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Схема1 Схема2


Статьи по теме: