Что такое театральный жанр. Театральное искусство и его особенности. Большие куклы «Живая рука»

Театр – это прекрасный способ совершенствования собственного внутреннего мира. Он является отражением нашей реальности, а потому лучшим образом помогает взглянуть на собственное “я” со стороны, отыскав его во всем многообразии образов и явлений. Сделать это можно только путем глубокого познания сути сценического мастерства, постичь азы которого поможет .

Первым шагом на пути к открытию себя считается знакомство с жанрами и видами театрального искусства. Ниже мы расскажем об особенностях и различиях наиболее популярных жанров, с большей частью которых активно работает каждая , в том числе и наша.

Виды театрального искусства

  • Водевиль. Является разновидностью легкой пьесы комедийного характера. Родина данного жанра – Нормандия. В водевиле используют легкие, сатирические куплеты, в которых высмеивают мелкие человеческие пороки: жадность, недоброжелательность и так далее. Поскольку в данном жанре недопустима грубость и напористость, все действия носят подчеркнуто мягкий характер.
  • Буффонада. Это спектакль комического, карикатурного характера, в котором главными героями обязательно должны быть несколько Арлекино. В основу действий буффонады положены народные приемы, поэтому действо спектакля всегда происходит на площади. Высмеивание человеческих недостатков осуществляется за счет постоянного преувеличения негативных сторон.
  • Комедия. Это жанр, который достаточно часто использует , и который всегда нравится зрителям. Комедии носят легкий характер, а основной целью действа является ответная улыбка зрителя. В комедийных спектаклях высмеивают отрицательные черты характера и привычки, а также курьезные жизненные ситуации.
  • Драма. Является промежуточным звеном между трагедией и комедией. В драматических спектаклях освещаются всевозможные конфликты личности с окружающим ее миром или с собственным “я”. Из-за серьезности содержания, более сложного устройства характеров персонажей и более запутанной сюжетной линии драматические спектакли являются одним из любимых жанров зрителя и режиссера.
  • Мелодрама. Это пьеса, направленная на раскрытие чувственного мира героя. В спектакле обязательно присутствует острая интрига, раскрытие которой обычно происходит ближе к концу истории.
  • Трагедия. В основе спектаклей данного жанра лежит катастрофический исход, причиной которого является то, что главный герой идет против собственного мира, обрушая привычные устои и правила. Борьба длится на протяжении всего спектакля, а в конце драмы герой погибает. Большая часть трагедий написана в стихах, в которых реальность отображена в особо суровых красках.
  • Мюзикл. Весьма сложный и дорогостоящий для постановки жанр. Спектакль строится на отточенности актерского мастерства. Актеры стремятся донести до зрителя основную идею, используя хореографию, песни и диалоги.

Мы перечислили лишь часть жанров, которые может использовать для постановки спектаклей и обучения воспитанников. Постигнув основу каждого из перечисленных видов, Вы сможете взглянуть на мир другими глазами, дав объективную оценку всему происходящему вокруг Вас не только как основной участник событий, но и как сторонний наблюдатель.

Разновидности театра

Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными "но мерами". Подобные действа отличались синкретизмом (от греч. "синкретисмос" - "соединение"), т. е. такой степенью слитности составных частей (музыки и слова в первую очередь), что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом - намеренным соединением разных форм.

По видам действий актёра во время представления различают следующие виды театров:

  • абсурда
  • авторский
  • балет
  • детский
  • драматический
  • зверей
  • инвалидов
  • крепостной
  • кукольный
  • мюзикл
  • одного актёра
  • оперный
  • оперетта
  • пантомима
  • пародии
  • песни
  • поэзии
  • сатиры
  • танца
  • света
  • теней
  • уличный
  • эстрады

Самый распространённый и популярный вид - драматический театр . Главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным).

Ещё один вид театрального искусства – опера . В опере условность театра особенно очевидна - ведь в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах. Главное в опере - музыка. Однако партитура (нотная запись музыки) должна быть представлена, разыграна на сцене: содержание произведения раскроется полностью только в сценическом пространстве. Такой спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны не только уметь петь, но и обладать актёрскими способностями. При помощи звуков актёр певец способен выразить самые сложные чувства. Воздействие музыкального спектакля - при сильном составе певцов, хорошем оркестре, профессиональной режиссуре - может быть мощным, даже опьяняющим. Оно подчиняет зрителя, уводит его в мир божественных звуков.

В XVI в. на основе придворных и народных танцев начал формироваться балетный театр . Само слово "балет" происходит от позднелатинского ballare - "танцевать". В балете о событиях и взаимоотношениях персонажей рассказывают движения и танцы, которые артисты исполняют под музыку, сочинённую на основе либретто. В конце XX в. стали распространёнными бессюжетные спектакли, созданные на музыку симфонических произведений. Ставит подобные представления хореограф. "Хорея" в переводе с древнегреческого значит "пляска", а "графо" - "пишу". Следовательно, хореограф "пишет спектакль" при помощи танца, строит пластические композиции в соответствии с музыкой и сюжетом. В балетных спектаклях, как правило, заняты солисты, а также корифеи - именно так в русском театре называли главного артиста кордебалета, танцевавшего на первой линии, ближе к зрителям. Кордебалетом именуют участников массовых сцен.

История оперетты насчитывает чуть больше полутора веков. В науке существуют две точки зрения на оперетту. Некоторые учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства, другие - жанром (то же можно сказать о мюзикле). Первые спектакли, преимущественно комического содержания, по явились во второй половине XIX в. в парижском театре "Буфф Паризьен". Сюжеты оперетт обычно комедийные, разговорные диалоги чередуются с пением и танцами. Иногда музыкальные номера не связаны с сюжетом, являются интермедиями (см. статью "Жак Оффенбах, Иоганн Штраус и лёгкая музыка второй половины XIX века" в разделе "Музыка").

В конце XIX столетия в США появился мюзикл . Это сценическое произведение (как комическое, так и драматическое по сюжету), в котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, бале та и оперы, бытового танца. В оперетте музыкальные фрагменты могут быть вставными, в мюзикле -. никогда, они "растворены" в действии. Мюзикл - искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами. История мюзикла началась в 1866 г. - тогда в Нью-Йорке было показано музыкально драматическое представление "Чёрный плут" (в другом переводе "Злодей мошенник"). Успех был ошеломляющим и неожиданным. Однако полноправное место среди других видов театрального искусства мюзикл занял только в 20х гг. XX столетия. Подобные спектакли стали появляться сначала в США, а после Второй мировой войны - на сценах Англии, Австрии, Франции. Наиболее удачные мюзиклы были экранизированы ("Кабаре", "Шербурские зонтики", "Звуки музыки").

Самый древний вид театральных представлений - пантомима (от греч. "пантбмимос" - "всё воспроизводящий подражанием"). Это искусство зародилось ещё в античности. Современная пантомима - спектакли без слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с сюжетом. В XIX столетии искусство пантомимы прославили английский клоун Джозеф Гримальди (1778-1837) и французский Пьеро - Жан Гаспар Дебюро (1796-1846). Традиция была продолжена Этьеном Декру (1898- 1985) и Жаном Луи Барро (19 10- 1994). Декру основал школу так называемой чистой пантомимы - чтобы делать на сцене "только то, что не под силу другому искусству". Сторонники таких представлений считали, что жест правдивее и ярче слова. Традиции Барро и Декру про должил знаменитый французский мим Марсель Марсо (родился в 1923 г.). В Москве Генрих Мацкявичюс организовал Театр пластической драмы, репертуар которого включает сложные и глубокие спектакли на мифологические и библейские темы.


Театр пантомимы "PlasticOn"

В последнюю четверть XIX в. по всей Европе, но в первую очередь во Франции, стали создаваться театры кабаре , в которых соединились формы театра, эстрады, ресторанного пения. Наиболее знаменитыми и популярными были "Чёрная кошка" в Париже, "Одиннадцать палачей" в Мюнхене, "Пропади всё пропадом" в Берлине, "Кривое зеркало" в Петербурге. В помещениях кафе собирались люди искусства, и это создавало особую атмосферу. Пространство таких представлений могло быть самым необычным, но чаще всего выбирался подвал - как нечто обыкновенное, но в то же время таинственное, немного запретное, подпольное. С кабаретными представлениями (короткими сценками, пародиями или песнями) и для публики, и для исполнителей было связано особое переживание - чувство ничем не скованной свободы. Ощущение тайны обычно усиливалось тем, что такие представления давались поздно, иногда ночью. По сей день в разных городах мира встречаются настоящие кабаре.

Особый вид театрального представления - кукольный театр . В Европе он появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли. С того времени театр, конечно, изменился, но осталось главное - в таких представлениях участвуют только куклы. Впрочем, в последние годы куклы часто "делят" сцену с актёрами. У каждого народа свои кукольные герои, в чём то похожие, а чем то разные. Но всех их объединяет од но: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей. Куклы отличаются друг от друга, и по "внешности", и по устройству. Наиболее распространены куклы, управляемые при помощи ниток, перча точные и тростевые куклы. Представления кукольного театра требуют специального оборудования и особой сцены. На первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями. В Средние века спектакли устраивались на площади - тогда между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды. В XIX в. представления стали играть в специально выстроенных помещениях.

Особая форма кукольного театра - театр марионеток, деревянных кукол. Для кукольного театра сочинялись специальные сценарии. История мирового театра кукол знает много известных имён. Огромным успехом пользовались спектакли С. В. Образцова. Новые решения предлагает в своих фантазиях Реваз Леванович Габриадзе (родился в 1936 г.), грузинский кукольник и драматург.

Урок по теме: «Виды театрального искусства»

Тема: «Виды театрального искусства».

Цели и задачи урока:

Формировать понятие про театр как синтез искусства, определить его особенности;

Рассмотреть виды театрального искусства;

Определить их сходство и специфические особенности, охарактеризовать выразительные средства театрального языка для создания сценического образа;

Расширить знания о жанрах драматургии;

Познакомить с выдающимися театральными произведениями;

Воспитывать любовь и уважение к театральному искусству.

Оборудование: проектор, компьютер, видеоматериалы.

Ход урока.

І. Организация класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний в форме повторение пройденного материала.

ІІІ. Мотивация учебных знаний.

Посещение театра – всегда праздник. Чувство праздничности усиливается и нарядными одеждами зрителей, и прекрасным настроением. Встреча со сценическим искусством требует, чтобы люди были готовы к нему, относились к театру с уважением. Прозвучат звонки, погаснет свет, свободно поплывёт вверх занавес… Начался спектакль. Что же за искусство – театр?

І V . Объявление темы урока.

Вопросы для рассмотрения.

    Театр как вид искусства.

    Виды театра: драматический театр, музыкальный театр, пантомима, театр – кабаре, театр кукол.

    Художественно - образный язык театрального искусства.

V . Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

«Весь мир – театр, а люди в нём – актёры» (В. Шекспир)

Театр – вид искусства, особенностью которого является художественное отображение жизни посредством сценического действия актёров перед зрителями. В переводе с греческого театр – это зрелище. Считается, что именно в Греции возник профессиональный театр (V ст. до нашей эры), но истоки театра следует искать в старинных обрядах первобытных людей, где в единое целое объединялись ритуальные действия, ритмичная музыка, соответственные ритмические движения, специфические одежды участников, маски, татуировки.

Театром называют учреждение, осуществляющее сценические постановки определённым коллективом артистов (трупа), а также само помещение, дом в котором происходят представления.

Одна из главных особенностей театрального искусства – синтетичность. Театр стремится к объединению различных видов искусства:

Литературного;

Музыкального;

Изобразительного;

Хореографического.

Это коллективное искусство, а спектакль – произведение, которому присуще художественное единство, гармония элементов. Коллективное восприятие – это ещё одна характерная особенность театра – зритель, его реакция – компонент действия, их сотворчество.

От реакции зрителей, от их отношения к тому, что происходит на сцене, зависят игра актёров, ход представления и его успех.

«Драматург – пьеса – актёрская игра – зритель»

Вот формула театра.

Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств.

Спектакль – это эмоциональный дуэт актёра и зрителя.

В основе театральной постановки лежит текст (пьеса для драматического спектакля), даже в тех спектаклях, где текст отсутствует (балет, пантомима), обязательно нужен сценарий – либретто. Процесс работы состоит из переноса драматургического текста на сцену. В результате литературное слово превращается в слово сценическое.

Игровая сущность театра исторически меняется. Веками накапливался опыт актёрского мастерства, совершенствовалась театральная техника, сочетались различные формы. Эти факторы привели к образованию новых видов театрального искусства.

Виды театрального искусства.

Драматический театр, музыкальный театр, театр кукол, пантомима.

Опера, оперетта, балет, кабаре, мюзикл.

Драматический театр.

Его главное выразительное средство – слово.

Самые известные драматурги мира: Уильям Шекспир, Антон Павлович Чехов, Лопе де Вега, Островский и т.д.

(показ примера)

Музыкальный театр.

К музыкальному театру относят оперу, балет, оперетту, театр – кабаре, мюзикл.

(характеристика каждого искусства, показ примеров).

Пантомима – спектакль без слов: короткие номера или развёрнутые действа с сюжетом (жесты, мимика, движения тела).

Театр кукол.

В таких театрах участвуют только куклы (куклы – марионетки, тростниковые, перчаточные, плоские и др.

Вывод: Театр – искусство, которое способно говорить о том, что

волнует людей. Оно умеет заставить их пережить и переосмыслить увиденное, сравнить со своим жизненным опытом и получить эстетическое наслаждение.

VI . Закрепление новых знаний.

Объясните по таблице особенности каждого вида театра.

VII . Словарь основных понятий:

Трагедия – жанр драматургии, в основе которого – трагическое событие, которое заканчивается чаще всего гибелью героя.

Комедия – жанр драматургии, в котором действие и характеры представлены в комическом, смешном виде.

Трагикомедия – драматическое произведение, где объединены черты трагедии и комедии.

Мелодрама – жанр драматургии, в котором страшные события завершаются на оптимистической ноте.

Монодрама – произведение для одного актёра.

Д/З – подготовка сообщения про выдающегося театрального актёра

Наталья Наумова

Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Для успешной работы в группе создана предметно-пространственная среда: руками воспитателей и родителей оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров. Кукольный театр - это волшебный мир. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами любую роль.

И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра, которые использую в своей работе с детьми.

Театр би-ба-бо

Куклы би-ба-бо надеваются на три пальца руки – вроде перчатки.

Самая простая кукла состоит из тельца-рубашки, головы и ручек.

Эти куклы можно приобрести в магазинах или сшить самим. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, пластмассового шарика, папье-маше. Можно также использовать старые куклы и резиновые игрушки.

Театр мягкой игрушки.

Эти куклы сшиты из ткани с ворсом.

Плоскостной театр

Персонажи рисуются на тонком картоне (фанере, вырезаются, изображение кладется на картон (фанера, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части. Устанавливаются фигурки на пластмассовые пробки, детали из лего.

Пальчиковый театр.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Маски-шапочки

Самый любимый вид театра у детей. Изображение персонажей обычно рисуют, вырезают из картона и приклеивают на ободок.

Большие куклы «Живая рука»

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы. Руки куклы ребенок прикрепляет к запястьям. надев резиночки, пришитые к рукам куклы.

Театр ложек

Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

Театр игрушек

Необходимо сначала подобрать резиновые игрушки. Они должны быть приблизительно одного размера, то есть так, чтобы мышка не была выше кошки. Затем придумывают или подбирают сказку, где бы участвовали эти персонажи.

Театр резиновой игрушки помогает более яркому восприятию, развивает

пространственное и образное видения детей.

Конусный театр

Куклы надо вырезать и склеить в виде конусов (это их основа). Затем прикрепить дополнительные детали, они обычно также выполнены в виде геометрических фигурок – круглая голова, треугольные ушки у животных, прямоугольные усы. При желании украсить одежду кукол небольшими аппликациями или разрисовать. В комплекте к куклам желательно подготовить декорации – забор, дерево, дома, облака.

Этот вид театра помогает учить детей координировать движения руку и глаз.

Публикации по теме:

Конспект заседания родительского клуба «В мире театров» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 330 городского округа город Уфа Республика Башкортостан.

Цель: Способствовать умению детей называть,различать, классифицировать разные виды транспорта. Игру можно использовать в разных вариантах.

Основные виды педагогической деятельности Педагогика – это наука о человеке. Она изучает не только человека, как биологический вид, но и человека, как личность. А. С. Макаренко –.

Проект «Зимние виды спорта» Визитная карточка проекта: Проект реализовывался в условиях детского сада в старшей группе № 6. Основные участники – дети и воспитатели.

Для эффективного решения задач программы "Потешники" по театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста (смотри предыдущие.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Для достижения поставленных целей, нужно постоянно работать над собой, то есть развивать себя разносторонне. Раскрыть творческое «я» возможно не только за счёт литературы, музыки и живописи, но и также изучая тонкости сценического мастерства, где первый шаг – это знакомство с видами и жанрами театрального искусства.

Театр – это школа жизни: удивительная, эмоциональная и воодушевляющая. Театральное искусство – это зеркало нашей жизни. Театр посредством драматических действий освещает нам мир, ведя с нами диалог путём сердца с сердцем, души с душой, глаза в глаза.

Какие бывают жанры?

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию не только самые популярные жанры, которыми живёт театр, но и показать их различия.

Буффонада (от итал. слова « buffonata », что значит «шутовство) – это комический спектакль (комическая актёрская игра), действия которой разворачиваются, как правило, на площадях. В основе жанра -народные приёмы, где главное действующее лицо – «Арлекино» ,причём: не один, не два, а целая труппа подобных персонажей. Строиться все представление на окарикатуривании, то есть резком преувеличении черт характера персонажа или явлений действительности.

Водевиль (с франц. « val de Vire » означает Вирская долина) – это жанр, который получил своё название от реки Вир (Нормандия). Водевиль — лёгкая, комедийная пьеса с куплетами; шутливые, насмешливо — сатирические песенки, которые высмеивают незначительные нарушения общественных норм (не гостеприимство, недоброжелательность соседских отношений). Особенность жанра: комедийная борьба должна быть мягкой – данный жанр, ни в какой форме не допускает проявления жёсткости.

Драма (с греч. « drama » означает «действие») — это сценический жанр, освещающий социальные конфликты человека с обществом или же с самим с собой. Драма – это ещё не трагедия, но уже и не комедия, а что-то среднее между ними. Отличается от всех остальных жанров более серьёзным содержанием, здесь и характеры героев более сложные, и сюжет значительно «весомее и запутаннее», нежели отображаемые в комедиях.

Комедия (родина жанра Древняя Греция, буквальный перевод – «песня ») – это жанр, сюжет которого выстраивается так, чтобы откликом зрителя служила улыбки или смех. Цель: высмеять пороки людей, их характеры, заблуждения, курьёзные жизненные ситуации. Смотреть такой спектакль довольно легко, как за счёт сатиры, так и несложности сюжета и характеров персонажей.

Мелодрама (с греч. melos - «музыка», drama — «действие») — жанр театрального искусства (пьеса с острой интригой), раскрывающая чувственный мир героя — отражающая внутреннюю борьбу добра и зла.

Мим (с греч. означает «подражание») — короткие комедийные, развлекательные импровизированные сценки.

Моралите (от лат. moralis – нравственный) — драматические преставления в Средние века, действующие лица которых не сами люди, а отвлечённые, абстрактные понятия (например: добродетель, порок).

Мюзикл (англ. Musical от music – музыка) – это музыкальный жанр. Здесь важная роль отводиться хореографии (отличается особой отточенностью актёрских действий), также составляющими элементами данного жанра является: музыка, песня, диалог. Данный жанр очень сложный в плане постановки и при этом весьма дорогой (за счёт спецэффектов).

Пародия – зародилась в антич. литературе (спектакль — насмешка). Цель – создание комического эффекта, путём повторения уникальных черт персонажей, их манер, стиля речи, поведения. Данный жанр получил широкое распространение не только в театре, но и на эстраде.

Пастораль (с франц. pastorale переводиться как «сельский») — это театральный жанр (опера или балет) раскрывающий простую пастушескую, сельскую жизнь.

Трагедия – с греч. дословно переводиться как «песня козла» («tragos» — козел, «ode» — песнь). В основе жанра – катастрофический исход. Главный герой – это человек, идущий против себя, общества, рушащий устоявшиеся правила и устои. Герой (артист) на протяжении всего спектакля ведёт борьбу, а в финале — гибнет. Большинство трагедий написано в стихах, в них отражена действительность сурово, остро, серьёзно.

Фарс (франц. Farse – грубая шутка, эпатажная выходка) — комический жанр средневекового театра. Комедия несложного содержания (развлекательные сценки показываемые актёрами в масках). Как правило, изображается городской быт со всеми его темными сторонами (скандальностью, грубостью, пьянкой).

Феерия (от франц. fee ) – волшебница, фея. Для передачи зрителю полноты сюжета используется некое волшебство, которое создаётся за счёт красочных и необычных декораций, костюмов героев, трюков и спецэффектов.

Флиаки (с греч. phlyax – шутка) – театральные представления в Древней Греции в виде коротких шуток-сцен взятые из повседневной жизни о похождениях героев и богов.

Благодаря существующему многообразию видов и жанров театрального искусства человек идёт в театр и по-настоящему открывает для себя его — становиться преданным зрителем. Театр всегда предстаёт перед нами ярким, проникновенным, глубоким и завораживающим, за это мы его и любим.

Искусство театра, по сравнению с другими видами искусств – живое искусство. И в этом его неоспоримое преимущество.

Статьи по теме: