Архитектура эллинизма. Пергамский Альтарь. Эллинистическая архитектура

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 20.08.2016 13:09 Просмотров: 3579

Пергамский алтарь – одно из самых знаменитых произведений эллинистического искусства, сохранившихся до наших дней.

Эллинизмом называется период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, со времени смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях (приблизительно 30 г. до н. э.). Особенность эллинистического периода: распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных культур (в особенности персидской), а также возникновение классического рабства. Культурная и экономическая активность сместились в этот период из Греции в Малую Азию и Египет. Именно в Малой Азии, в городе Пергаме, и был создан этот алтарь.
Но сначала несколько слов о значении слова «алтарь».

Алтарь

Алта́рь (от лат. altarium) – жертвенник, приспособление для сжигания жертвы. Первоначально такие сооружения создавались для совершения ритуальных жертвоприношений.
В Древней Греции алтарь приобрёл вид храмов, как известный Пергамский алтарь.
На православном христианском Востоке алтарём называют возвышенную восточную часть христианского храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтаря находится престол.

Алтарь Владимирского скита на Валааме

История Пергамского алтаря

Пергамский алтарь создан как мемориальный памятник в честь победы пергамского правителя Аттала I над галатами (союз кельтских племён, вторгшихся на Балканский полуостров и в Малую Азию в 279-277 гг. до н. э.).

Бюст Аттала I Сотера. Пергамский музей (Берлин)
Алтарь был построен пергамским царём Эвменом II в период между 180-159 гг. до н. э. В его царствование Пергамское царство достигло зенита своего могущества, а Пергам стал соперничать с Александрией за статус главного центра эллинистической культуры.
Считается, что алтарь был посвящён Зевсу (или «двенадцати олимпийцам»), царю Эвмену II, Афине. По некоторым сохранившимся на алтаре надписям невозможно установить точное посвящение этого сооружения. Античные авторы оставили свои упоминания об алтаре: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами...» (Луций Ампелий). Этот же автор причисляет алтарь к чудесам света. Но вообще в письменных источниках античности удивительно мало упоминаний о Пергамском алтаре, что является загадкой.
В 713 г. город Пергам был разрушен арабами, а после землетрясения в период Средневековья алтарь, как и многие другие сооружения, был погребён под землёй.
Его обнаружили только в XIX в., когда немецкие специалисты строили дороги в Турции.

Инженер Карл Хуман , который руководил работами, понял значение открытых мраморных руин и делал попытки предотвращения их уничтожения. Но для настоящих археологических раскопок требовалась поддержка из Берлина, которую он получил только в 1878 г. Первые раскопки длились один год, в результате были обнаружены крупные фрагменты фриза (обрамляющая декоративная композиция) алтаря большой художественной ценности и многочисленные скульптуры.

Фриз Пергамского алтаря
Автор: Gryffindor – собственная работа, из Википедии
Вторая и третья археологические кампании состоялись в 1880-1881 гг. и в 1883-1886 гг. Всё найденное по соглашению с османской стороной переходило в собственность Германии. Немецкие археологи смогли отыскать почти все основные фрагменты алтаря. Восстановленный Пергамский алтарь был выставлен в Берлине.
Впоследствии турки требовали возвращения ценности, но разрешение на вывоз алтаря было получено от султана, вывоз считается законным.
После Второй мировой войны алтарь был вывезен из Берлина советскими войсками и с 1945 г. хранился в Эрмитаже: в 1954 г. для него был открыт специальный зал, алтарь стал доступен посетителям.

Музей Штиглица
В 1958 г. алтарь жестом доброй воли Н.С. Хрущева был возвращён Германии. Гипсовая копия алтаря находится на галерее главного зала Музея барона Штиглица (Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица) под стеклянным куполом.

Описание Пергамского алтаря

Западный фасад алтаря. Экспозиция в Пергамском музее
Автор: Lestat (Jan Mehlich) – собственная работа, из Википедии
Пергамский алтарь отличается особенностью (или новаторством) – он был превращён в самостоятельное архитектурное сооружение.
Воздвигнутый на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, алтарь находился почти на 25 м ниже других зданий и был виден со всех сторон. С горы открывался вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и д. сооружениями.


Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. На пятиступенчатом фундаменте находился высокий цоколь (36,44 × 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался жертвенник высотой 3-4 м. Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. На крыше сооружения помещены статуи. Полная высота строения около 9 м.
По периметру цоколя тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной в 120 м. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря – Малый, высотой 1 м, посвященный истории Телефа, сыну Геракла и Авги.
В берлинском Пергамском музее экспонируется модель-реконструкция алтаря, которая не является абсолютно идентичной копией античного алтаря. Воссоздана только основная, западная сторона.

Большой фриз алтаря

Тема Большого фриза алтаря – гигантомахия , битва богов-олимпийцев с гигантами. На стороне богов борется ряд древних и вымышленных скульпторами божеств: крылатых и змееногих гигантов которых, возглавляет царь Порфирионом (один из сильнейших гигантов, сын Урана и Геи. Отличался особой силой среди гигантов).

Зевс сражается с Порфирионом. Пергамский алтарь в Пергамском музее (Берлин)
– распространённый сюжет античной скульптуры: битва богов-олимпийцев с гигантами . Но данный сюжет на большом фризе Пергамского алтаря был осмыслен как победа греческой культуры над варварством.

Три мойры (духи судьбы) бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту. Пергамский алтарь в Пергамский музее (Берлин)
боги олицетворяют собой мир греков, гиганты – галлов. Боги воплощают идею устроенной упорядоченной государственной жизни, гиганты – традиции пришельцев, их агрессивность. Зевс, Геракл, Дионис, Афина – олицетворение династии пергамских царей».
На фризе изображено около 50 фигур богов и столько же гигантов. Боги располагаются в верхней части фриза, их противники – в нижней, что подчеркивает противопоставление двух миров: «верхнего» (божественного) и «нижнего». Гиганты имеют черты животных и птиц: змеи вместо ног, крылья за спиной и т.д.
На восточной (главной) стороне алтаря размещены олимпийские боги, на северной – боги ночи и созвездия, на западной – божества водной стихии, на южной – боги небес и небесных светил.
Скульптурные фигуры выполнены в высоком рельефе (горельефе) и отмечены высокой степенью экспрессивности. Рельефы Пергамского алтаря – лучший пример эллинистического искусства, отказавшегося от спокойствия классики. «Хотя битвы и схватки были частой темой античных рельефов, но их никогда ещё не изображали так, как на Пергамском алтаре, - с таким вызывающим содрогание ощущением катаклизма, битвы не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба».

Слайд 2

Древняя Греция

В этом греческом зале происходят удивительные истории: порой, статуи «оживают» и ведут беседы.

Слайд 3

Определи: кто эти собеседники, в каком веке они жили?

Слайд 4

  • V в. до н. э.
  • IV в. до н. э.

А что думаешь об этом споре ты?

  • культура классической Греции
  • культура эллинизма
  • Слайд 5

    Слайд 6

    Архитектура эллинизма

    Слайд 7

    Мавзолей - величественная гробница.

    Все познается в сравнении!

    • Афины
    • Мавзолей
    • Галикарнасский мавзолей

    Сравним мавзолей с храмом классической Греции!

    Слайд 8

    План сравнения зданий:

    • основание здания
    • его основная часть
    • завершение сооружения
    • его украшения
  • Слайд 9

    Слайд 10

    • Мавзолей в Галикарнасе
    • Храм Мардука
    • Вавилон
    • Семь чудес света
    • Парфенон
    • Афины
    • Греческая архитектура
    • Архитектура Востока
    • Архитектура эллинизма
  • Слайд 11

    Фаросский маяк

    На основе данных источников расскажи о Фаросском маяке.
    Какие еще сведения о маяке ты бы хотел получить?
    Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат, Зодчий из Книда, воздвиг…
    И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,
    Всюду за множество верст видная путнику днем,
    Ночью же издали видят плывущие морем все время
    Свет от большого огня в самом верху маяка...

    Греческий поэт Посидип Фаросский маяк

    Слайд 12

    Фаросский маяк

    Как различались по архитектурной форме эти две постройки?

    Какой разный смысл вкладывали люди в представление «о чудесах света», восхищаясь храмом Артемиды в Эфесе и Фаросским маяком?

    • Храм Артемиды в Эфесе
    • Храм Артемиды восхищал величием и красотой убранства!

    Маяк поражал современников техническими изобретениями!

    Слайд 13

    Как различались размеры строений классической и эллинистической Греции?

    • План Пергамского акрополя и алтарь Зевса в Пергаме. II в. до н. э.
    • План афинского Акрополя и храм Ники в Акрополе V в. до н. э.
    • Пергамский акрополь и алтарь Зевса II века до н. э.
    • Алтарь –место для жертвоприношений.

    Памятники архитектуры эллинизма огромны по своим размерам, разнообразны по планировке.

    Слайд 14

    • Алтарь Зевса в Пергаме
    • Храм Ники в Акрополе

    Наши здания были изящны и соразмерны по величине человеку!

    Величие зданий – это величие построивших его людей и его страны!

    Слайд 15

    Храм Зевса в Афинах VI в. до н. э. – II в. н. э.

    • Что нового появилось в убранстве колонн?
    • Колонны Парфенона и храма Ники в афинском Акрополе
    • Почему такое убранство более соответствовало чертам новой архитектуры?

    Коринфский стиль

    В период эллинизма отказываются от строгого классического стиля, это архитектура нарядных, пышных украшений, свойственных Востоку.

    Слайд 16

    1. Классическая архитектура
    2. Классическая архитектура
    3. Эллинистическая архитектура

    Кто прав в этом споре?

    Архитекторы какого периода тебе больше нравятся?

    Слайд 17

    Скульптура эллинизма

    Слайд 18

    Скульптура архитектурных сооружений

    …эти то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки,- все эти разнообразнейшие выражения лиц, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость - это мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам...

    И.С. Тургенев

    Слайд 19

    Сравни два фриза. Что общего, в чем их различия?

    • Фриз Парфенона
    • Битва с кентаврами. V в. до н. э.
    • Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н. э.
  • Слайд 20

    Слайд 21

    Не пишут душу, коль прекрасно тело, Душа сама светится изнутри. И чтоб представить Ники взгляд Победный, не нужно даже видеть головы:

    Хитона складки обвивают бедра, Уверен шаг, орлиный – крыльев взлет... Она – как символ своего народа, Вся суть – в крови, что в эллинах течет!

    Та кровь в ногах ее, в плечах играет И полнит тело (словно амфору вином), Собой восторг победы воплощает,

    Взмахнув своим божественным крылом.

    Лика. Израиль.

    Почему эту несохранившуюся скульптуру считают шедевром мирового искусства?

    Слайд 22

    • Что общего в тематике этих скульптур?
    • В чем различие в мыслях о человеке этих авторов?
  • Слайд 23

    Объясни, в чем проявилось мастерство скульптора в создании многофигурных скульптур? Какие идеи и чувства они выражали?

    • Скульпторы Агесандр, Полидор,
    • Афинадор. Лаокоон. I в. до н. э.
    • Скульптор Критий (?)
    • Тираноубийцы. V в. до н. э.
    • Лаокоон
  • Слайд 24

    Почему рядом с Колоссом даны эти два изображения?

    Слайд 25

    Если бы тебе предложили в списке семи чудес света заменить Колосс Родосский другой эллинистической скульптурой, что бы ты выбрал?

    Слайд 26

    В мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»!

    Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы!

    Что думаешь об этом споре ты?

    Слайд 27

    Эллинистическая культура

    • развивалась на основе классического наследия Древней Греции
    • вобрала в себя традиции архитектуры и скульптуры эллинов, а также достижения других народов, вошедших в державу Александра Македонского
    • в это время были созданы многочисленные памятники культуры, поражавшие размерами, многообразием архитектурных форм и видов скульптур

    Но это было «пышное» увядание культуры Древней Эллады, которая основывалась на прославлении Человека.

    Слайд 28

    Какие из семи чудес света не указаны на карте?

    Слайд 29

    Семь чудес света

  • Слайд 30

    Галикарнасский мавзолей

    В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э. по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия.

    Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания –

    ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы.

    Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас.

    Слайд 31

    Фаросский маяк

    Фаросский маяк

    Фаросский маяк был создан в III веке до н. э. архитектором Состратом Книдским. Он свое творение «посвятил богам-спасителям ради мореходов». Днем путь кораблям указывал столб дыма на вершине сооружения. Ночью на маяке загорался огонь. Для его поддержания были устроены подъемные механизмы. Система металлических зеркал усиливала свет маяка и позволяла вести наблюдения за пространством моря.

    Четыре грани нижнего этажа строго смотрели на север, восток, запад и юг. Восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра.

    Завершал маяк поддерживаемый колоннами купол с семиметровой статуей Посейдона.

    Слайд 32

    Большой алтарь Зевса в Пергаме

    Прославленным образцом эллинистической архитектуры и скульптуры является алтарь, построенный в честь верховного греческого

    бога Зевса в 180 г. до н. э. на акрополе в Пергаме. В классический период алтари, как правило, были достаточно скромными по своим размерам. Пергамский алтарь поражает своими размерами и пышным убранством.

    Внизу алтарь был богато украшен скульптурным рельефом на мифологические сюжеты, его длина составляла 120 м.

    Необычное для классического памятника расположение рельефа не над колоннадой, а под нею давало возможность человеку рассмотреть скульптуру, глубже ощутить те трагические мысли и чувства, которые передавали создатели алтаря.

    Слайд 33

    Ника Самофракийская

    • Скульптура была найдена на Самофракийском острове во Фракийском море (отсюда ее название).
    • Сохранились монеты с изображением Ники. По ним установили, что изваяние богини помещалось на постаменте, уподобленном носу военного корабля. В правой руке Ники была зажата труба, звуками которой она возвещала победу.
    • Порывистость стремительного широкого шага Ники
    • передает радостное чувство победы. Могучие тяжелые крылья, распахнутые за ее спиной, будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета.
    • Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини и заставляют вихриться край ее плаща.
    • Статуя Ники Самофракийской – признанный шедевр мировой художественной культуры.
    • Попытка восстановить недостающие части скульптуры закончилась неудачей.

    Ника Самофракийская. III–II в. до н.э.

    Слайд 34

    Афродита Милосская

    Скульптура Афродиты (Венеры) создана ваятелем Агесандром (Александром), творившим во II в. до н. э. в Малой Азии. Статуя найдена на острове Милос (в Эгейском море) в XIX веке, откуда и пошло ее название. Искусствовед Л. Любимов отмечает, что в этой статуе нет ничего оригинального, чего бы уже не создавали скульпторы предшествующих эпох. Но при этом «в ней все так стройно и гармонично… царственно величаво, так чист весь ее облик...что резец ваятеля самой великой эпохи греческого искусства не мог бы высечь ничего более совершенного!»

    Не только физическая природа человека прекрасна, утверждает мастер Афродиты Милосской, но и его духовное совершенство.

    Слайд 35

    Лаокоон с сыновьями

    Скульптурная группа Лаокоона с сыновьями была найдена в XVI в. Некогда она украшала дворец императора Тита. Теперь хранится в музее Ватикана.

    Во время осады Трои жрец Лаокоон предупреждал своих сограждан о хитрости ахейцев, собиравшихся ввести в город троянского коня. За это он навлек гнев Афины, пославшей на него и сыновей огромных ядовитых змей.

    Мастерство скульпторов проявилосьв создании многофигурной композиции, в таком расположении скульптур, когда с любой точки обзора они просматриваются, производя сильное впечатление.

    Лаокоон погибает в мучительной безнадежной борьбе, один из его сыновей, еще живой, борется, снимая с ноги кольца змей.

    Другой, полузадушенный, теряет последние силы. Змеи соединяют цельную трехчастную группу: как канатами, скульптор змеями связывает воедино статуи борющихся.

    Эта работа вобрала в себя характерные черты искусстваскульптуры: передачу трагических моментов жизни, сильных эмоций, сложных движений

    Слайд 36

    Аполлон Бельведерский

    Эта копия статуи Леохара хранилась в Бельведере Ватикана. Отсюда и произошло ее название. Хранитель античной коллекции в Ватикане ученый Винкельман писал об этом произведении: «Статуя Аполлона – есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности». Современные искусствоведы, которые шире и глубже изучают античность, не столь высоко оценивают художественное значение этой скульптуры. Они считают, что она только «отсвет великого искусства Греции». При всей внешней привлекательности образа Аполлона в этом произведении нет глубины передачи образа, свойственной подлинно великим произведениям эллинов.

    Слайд 37

    Легендыо Колоссе

    Вокруг лежавшего на земле после землетрясения Колосса возникли легенды. В рассказах тех, кто его видел, он представлялся гораздо большим, чем был на самом деле. В I в. н. э. Плиний Старший, римский ученый, увидев статую, написал, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец Колосса. Римляне писали, что он стоял у входа в гавань и был так огромен, что между его ног проходили корабли.

    Однако современные ученые опровергают эту легенду. Они считают, что Колосс все-таки был гораздо меньше ширины гавани Родоса. Статуя стояла в центре города и смотрела на гавань и море.

    Бог Солнца пролежал на берегу бухты тысячу лет. Но в 977 г. арабский наместник продал Колосс какому-то купцу. Тот разрезал Колосса на части, и 900 верблюдов увезли бронзовые листы на переплавку.

    Колосс Родосский

    Одна из версий- реконструкций.

    Слайд 38

    Демосфен

    Автор скульптурного портрета общественного деятеля и оратора Демосфена – Полиевкт. В этой его работе ярко проявляется растущий интерес скульпторов к внутреннему миру человека, к правдивой передаче натуры, а не идеальных образов людей.

    При этом скульптор стремится к изображению не общего духовного состояния, а конкретного переживания своего героя. Мастер представил Демосфена не в момент торжества, а после того, как оратор изведал горечь поражения.

    Скульптор воплотил печаль и горькое чувство упрека в выражении лица, в жестах рук.

    Слайд 39

    Коринфскийордер (легенда)

    Создание пышного коринфского ордера,

    согласно преданию, произошло так: скульптор Каллимах, проходя мимо гробницы, обратил внимание на соломенную корзинку, поставленную на растущий аканф, и на нежность обвивших ее молодых листьев.

    Восхищенный, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу. Так сложился коринфский стиль (ордер).

    Он отличается высокой колонной с базой и стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших завитков – волют.

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Синтез восточных и античных традиций в эллинизме Презентацию подготовила Бекасова И.А., учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №1, г. Чехов Московская обл.

    Эллинизм – (греч. Hellenes – упо добляться эллинам) период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта Эллинизм - завершающий этап в развитии древнегреческой культуры. Искусство эллинизма представляет собой некий симбиоз греческого ордера и восточных традиций Характерные черты – декоративность, эмоциональное напряжение, патетика.

    Бронзовая статуя Александра Македонского. Римская копия с греческого оригинала из Геркуланума. Неаполь. Археологический музей. 330-320 гг. до н.э.

    Эллинистический храм Солнца (1 век) в Гарни на территории современной Армении. Эллинизм При строительстве общественных зданий использовался Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, достигая почти 18 м.

    Алтарь Зевса в Пергаме является мемориальным памятником, возведённым во 2 в. до н.э.(?) в честь победы, одержанной пергамским царем над варварами-галлами.

    Фриз алтаря Зевса в Пергаме. II в. до н.э. фриз Пергамского алтаря Зевса. Борьба богов и гигантов, изображенная на фризе, должна была напоминать о победе, одержанной Пергамом над варварами-галлами. В рельефе показаны принимающие участие в битве огромные змеи, хищные звери. Шелест широко распахнутых крыльев, шорох змеиных тел, звон мечей и щитов создают звуковой аккомпанемент битвы. Мастера используют горельефные формы, показывая некоторые фигуры почти в круглой скульптуре: резец и бурав ваятеля глубоко врезаются в толщу мрамора, обрисовывая тяжелые складки одежд. Рельеф приобретает контрастность освещенных и затененных поверхностей. Светотеневые эффекты усиливают впечатление напряженности боя, ощущение трагизма обреченных гигантов и восторга победителей. Эпизоды борьбы, исп. Борьба богов и гигантов, изображенная на фризе, должна была напоминать о победе, одержанной Пергамом над варварами-галлами. В рельефе показаны принимающие участие в битве огромные змеи, хищные звери. Мастера используют горельефные формы, показывая некоторые фигуры почти в круглой скульптуре: резец и бурав ваятеля глубоко врезаются в толщу мрамора, обрисовывая тяжелые складки одежд. Рельеф приобретает контрастность освещенных и затененных поверхностей. Светотеневые эффекты усиливают впечатление напряженности боя, ощущение трагизма обреченных гигантов и восторга победителей.

    Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту.

    “ Битва Афины с Алкионеем ”

    Лаокоон. Родосск и е ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор. Мрамор. Нач. 3 в. до н.э.

    Статуя Афродиты с о.Мелос (Милос) или Венера Милосская. 2 в. до н.э. Белый мрамор. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский. Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Была найдена в 1820 г. на о. Мелос (Милос) в Южной Греции, одном из Кикладских островов Эгейского моря крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение. Венера Мелосская

    Нике Самофракийская 3 в. до н.э. Стояла в виде победного монумента на о.Самофракия. Как бы взлетает с постамента, оформленого в виде носа корабля.

    Источники Спасибо за внимание http://works.tarefer.ru/42/100420/index.html http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/3_1_2_Iskusstvo_Drevnej_Grecii_Jellinizm.html http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&sa=X&tbo=d&biw=1228&bih=879&tbm=isch&tbnid=xzP0c7yTacXnFM:&imgrefu


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

    Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

    Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

    Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    В этом греческом зале происходят удивительные истории: порой, статуи «оживают» и ведут беседы. Древняя Греция

    Cлайд 3

    Определи: кто эти собеседники, в каком веке они жили? ? ? Интересно, о чем они говорят? V в. до н. э. Век Перикла IV в. до н. э. Век Александра

    Cлайд 4

    V в. до н. э. IV в. до н. э. В мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»! Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы! А что думаешь об этом споре ты? культура классической Греции культура эллинизма

    Cлайд 5

    культура классической Греции культура эллинизма V в. до н. э. IV в. до н. э. Ты можешь согласиться с Периклом. Ты можешь согласиться с Александром. У тебя может сложиться иное мнение.

    Cлайд 6

    Cлайд 7

    Мавзолей - величественная гробница. ? Парфенон Афины Мавзолей в г. Галикарнас Персия. IV в. до н. э. Галикарнасский мавзолей Сравним мавзолей с храмом классической Греции! Ты узнал его? Все познается в сравнении! V в. до н. э. IV в. до н. э.

    Cлайд 8

    V в. до н.э. IV в. до н. э. Парфенон. V в. до н. э. Мавзолей На колеснице царь Мавсол с женой План сравнения зданий: основание здания его основная часть завершение сооружения его украшения

    Cлайд 9

    Парфенон Мавзолей Прямоугольное основание зданий Колонны по всему периметру здания Здания украшены скульптурой Мавзолей – гробница Здание имеет несколько ярусов, устремлено вверх Завершено ступенчатой пирамидой Нет фронтона Общие черты Отличия Мавзолея от Парфенона

    Cлайд 10

    Мавзолей в Галикарнасе Храм Мардука Вавилон Семь чудес света Парфенон Афины Греческая архитектура Архитектура Востока + Архитектура эллинизма А люди оценили этот памятник! Сколько сил и средств затрачено на прославление одного человека!

    Cлайд 11

    Семь чудес света Фаросский маяк На основе данных источников расскажи о Фаросском маяке. Какие еще сведения о маяке ты бы хотел получить? Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат, Зодчий из Книда, воздвиг… И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видная путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время Свет от большого огня в самом верху маяка... Греческий поэт Посидип Фаросский маяк

    Cлайд 12

    Семь чудес света Фаросский маяк Как различались по архитектурной форме эти две постройки? Какой разный смысл вкладывали люди в представление «о чудесах света», восхищаясь храмом Артемиды в Эфесе и Фаросским маяком? Семь чудес света Храм Артемиды в Эфесе Храм Артемиды восхищал величием и красотой убранства! Маяк поражал современников техническими изобретениями!

    Cлайд 13

    Пергамский акрополь и алтарь Зевса II века до н. э. Алтарь – место для жертвоприношений. Пергамский алтарь Памятники архитектуры эллинизма огромны по своим размерам, разнообразны по планировке.

    Cлайд 14

    Алтарь Зевса в Пергаме II в. до н. э. Храм Ники в Акрополе V в. до н. э. Наши здания были изящны и соразмерны по величине человеку! Величие зданий – это величие построивших его людей и его страны!

    Cлайд 15

    Храм Зевса в Афинах VI в. до н. э. – II в. н. э. Что нового появилось в убранстве колонн? Колонны Парфенона и храма Ники в афинском Акрополе Почему такое убранство более соответствовало чертам новой архитектуры? Коринфский стиль В период эллинизма отказываются от строгого классического стиля, это архитектура нарядных, пышных украшений, свойственных Востоку.

    Cлайд 16

    Классическая архитектура Классическая архитектура Эллинистическая архитектура Кто прав в этом споре? Архитекторы какого периода тебе больше нравятся?

    Cлайд 17

    Cлайд 18

    Скульптура архитектурных сооружений Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н. э. …эти то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки,- все эти разнообразнейшие выражения лиц, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость - это мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам... И.С. Тургенев

    Cлайд 19

    Сравни два фриза. Что общего, в чем их различия? Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н. э. Фриз Парфенона Битва с кентаврами. V в. до н. э.

    Cлайд 20

    Как ты представляешь себе отсутствующие части фигуры Ники? Попробуй воссоздать образ богини. Ника Самофракийская III–II в. до н. э. Что хотели выразить своими произведениями скульпторы? Опиши скульптуры. Ника Афина V в. до н. э. Реконструкция

    Cлайд 21

    Не пишут душу, коль прекрасно тело, Душа сама светится изнутри. И чтоб представить Ники взгляд Победный, не нужно даже видеть головы: Хитона складки обвивают бедра, Уверен шаг, орлиный – крыльев взлет... Она – как символ своего народа, Вся суть – в крови, что в эллинах течет! Та кровь в ногах ее, в плечах играет И полнит тело (словно амфору вином), Собой восторг победы воплощает, Взмахнув своим божественным крылом. Лика. Израиль. Почему эту несохранившуюся скульптуру считают шедевром мирового искусства?

    Cлайд 22

    Что общего в тематике этих скульптур? В чем различие в мыслях о человеке этих авторов? Демосфен Поликлет. Копьеносец (Дорифор) V в. до н. э. Копия Скульптор Полиевкт Демосфен. I в. до н. э.

    Cлайд 23

    Объясни, в чем проявилось мастерство скульптора в создании многофигурных скульптур? Какие идеи и чувства они выражали? Скульпторы Агесандр, Полидор, Афинадор. Лаокоон. I в. до н. э. Лаокоон Скульптор Критий (?) Тираноубийцы. V в. до н. э.

    Cлайд 24

    Скульптор Харес, ученик Лисиппа Бог солнца Гелиос «Колосс Родосский» Реконструкция Семь чудес света Колосс Родосский Зевс Олимпийский Фараон Рамзес Почему рядом с Колоссом даны эти два изображения?

    Cлайд 25

    Лаокоон с сыновьями Скульптор Агесандр и др. 40 г. до н. э. Аполлон Бельведерский Скульптор Леохар IV в. до н. э. Римская копия Ника Самофракийская III–II в. до н. э. Афродита Милосская Скульптор Агесандр II в. до н. э. Статуя Демосфена Скульптор Полиевкт I в. до н. э. Колосс Родосский Скульптор Харес Если бы тебе предложили в списке семи чудес света заменить Колосс Родосский другой эллинистической скульптурой, что бы ты выбрал?

    Cлайд 26

    культура классической Греции культура эллинизма V в. до н. э. IV в. до н. э. В мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»! Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы! Что думаешь об этом споре ты?

    Cлайд 27

    Эллинистическая культура развивалась на основе классического наследия Древней Греции вобрала в себя традиции архитектуры и скульптуры эллинов, а также достижения других народов, вошедших в державу Александра Македонского в это время были созданы многочисленные памятники культуры, поражавшие размерами, многообразием архитектурных форм и видов скульптур Но это было «пышное» увядание культуры Древней Эллады, которая основывалась на прославлении Человека.

    Cлайд 28

    Можно ли считать, что в эллинистический период Аттика перестала играть роль центра греческой культуры? Какие из семи чудес света не указаны на карте?

    Cлайд 29

    Cлайд 30

    Галикарнасский мавзолей В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э. по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия. Авторами гробницы принято считать архитекторов Пифия и Сатира и скульпторов Бриаксиса, Леохара, Скопаса, Праксителя. Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания – ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы. Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас. Галикарнасский мавзолей IV в. до н. э. Рисунок-реконструкция Семь чудес света

    Эллинистическая архитектураЧрезвычайно характерным произведением
    эллинистической архитектуры была приенская
    агора
    Большая прямоугольная площадь (размером
    примерно 76x46 м) была с трех сторон окружена
    непрерывным дорическим портиком
    С четвертой стороны агора замыкалась
    двухнефной «священной стоей»
    Стоя - длинная открытая галерея, колоннада,
    служившая местом прогулок
    Сочетание таких галерей, обрамлявших площадь
    по двум-трем, а изредка и по четырем сторонам,
    превращало их в характерные для эллинизма
    перистили
    Наружная колоннада стои была дорического,
    внутренняя - ионического ордера

    Эллинистическая архитектура

    Более торжественным
    зданием с развитым
    внутренним
    пространством был
    булевтерий (место
    заседаний буле -
    городского совета) в
    крупном
    эллинистическом центре
    - Милете
    Построенный около 170 г.
    до н.э., булевтерий
    представлял собой опыт
    переработки элементов
    открытого античного
    театра
    Как и в театре, места
    (числом около 1500),
    постепенно возвышаясь,
    располагались по
    полукругу
    Эллинистическая
    архитектура

    Булевтерий в Милете Реконструкция

    Торжественным зданием с развитым внутренним пространством
    был булевтерий (место заседаний буле - городского совета)
    в крупном эллинистическом центре - Милете
    Булевтерий построен около 170 г. до н.э.

    Пергамский акрополь

    Наиболее полное
    представление об
    ансамбле
    монументальных
    сооружений
    Эллинистического
    столичного центра
    дают постройки
    Пергама
    Пергамский акрополь блестящий пример
    использования
    естественных
    природных условий для
    создания комплекса
    монументальных
    архитектурных
    сооружений
    Эстетическая
    выразительность ансамбля
    пергамского акрополя
    строилась на смене
    архитектурных
    впечатлений
    Уже издали мощно
    вздымающиеся ярусы
    архитектурных сооружений,
    сияние мрамора, блеск
    позолоты, многочисленные
    бронзовые скульптуры,
    игра света и тени
    создавали яркую
    впечатляющую картину

    План пергамского акрополя

    Пергамский акрополь

    Город был расположен у подножья крутого холма
    На вершине холма и по его склону, спускающемуся
    к югу, по гигантской лестнице веерообразно
    раскинутых террас расположился акрополь
    Самая высокая точка акрополя поднималась на 270
    м над уровнем города
    На вершине холма находились арсенал и казармы -
    это была цитадель города
    Несколько ниже арсенала располагались дворцы
    пергамских царей
    Ниже, на широкой террасе было воздвигнуто
    пышное святилище Афины и примыкавшее к нему
    здание знаменитой Пергамской библиотеки,
    второй по значению после Александрийской

    Пергамский акрополь

    Площадь у святилища Афины была окружена с
    трех сторон двухъярусными мраморными
    портиками стройных, изящных пропорций
    Колонны нижнего яруса были дорического
    ордера, верхнего яруса - ионического
    Балюстрада между колоннами верхнего яруса
    была украшена рельефами с изображениями
    трофеев
    Затем следовала терраса с алтарем Зевса
    Еще ниже, у самого города, была
    распланирована агора
    На западном склоне находился театр на 14 тыс.
    мест

    Пергамский алтарь Зевса – великий памятник эллинизма

    Пергамская школа
    тяготела к патетике и
    драматизму, продолжая
    традиции Скопаса
    Широко использовали
    мифологические сюжеты
    Грандиозный мраморный
    фриз запечатлел
    трагические сцены войны
    Пергама с галлами
    Отличительная черта
    античного искусства –
    синтез – характерна
    Пергамскому алтарю

    Пергамский алтарь Зевса

    Алтарь Зевса,
    сооруженный при царе
    Эвмене II в честь
    окончательной победы
    над галлами, - один из
    главных памятников
    пергамского акрополя
    На широком, почти
    квадратном стилобате
    возвышался высокий
    цоколь
    С одной стороны цоколь
    был прорезан
    лестницей, ведущей к
    верхней площадке
    В центре площадки
    находился алтарь,
    обрамленный с трех
    сторон портиком
    ионического ордера
    Пергамский
    алтарь Зевса

    Пергамский алтарь Зевса

    Портик был украшен статуями
    Вдоль цоколя, служившего основанием для
    портика, тянулся грандиозный фриз,
    изображавший битву богов с гигантами
    Различные эпизоды этой битвы
    изображены на всем протяжении фриза
    В борьбе участвуют не только главные,
    олимпийские божества, но и
    многочисленные божества воды и земли и
    небесные светила
    Им противостоят крылатые и
    змеиноногие гиганты, возглавляемые
    царем Порфирионом

    Галикарнасский Мавзолей -архитектура эллинизма

    Галикарнасский Мавзолей архитектура эллинизма

    Галикарнасский Мавзолей

    Мавзолей - гробница Мавсола, правителя персидской
    провинции Карий
    Построен ок.353 г. до н.э. архитекторами Пифеем и Сатиром
    Галикарнасским
    Мавзолей поражал не столько величавой гармонией
    пропорций, сколько грандиозностью масштабов и пышным
    богатством убранства
    В древности он был причислен к семи чудесам света
    Высота Мавзолея, вероятно, достигала 40 - 50 м
    Само здание представляло собой довольно сложное
    сооружение, в котором сочетались местные малоазийские
    традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы,
    заимствованные у классического Востока
    В 15 в. Мавзолей был сильно разрушен, и точная
    реконструкция его в настоящее время невозможна; лишь
    некоторые самые общие его черты не вызывают
    разногласий ученых

    Фаросский маяк- архитектура эллинизма Разные варианты реконструкции

    Фаросский
    маякархитектура
    эллинизма
    Разные варианты
    реконструкции
  • Статьи по теме: