Анализ стихотворения Маяковского “Ночь”. Анализ стихотворения «Ночь» (В. Маяковский)

Анализ стихотворения – Ночь

Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение “серебряного века” – – отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался “Пощечина общественному вкусу”. С футуризмом было связано раннее творчество Владимира . В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Посмотрим на самые первые стихи о городе – “Ночь” и “Утро”. День, “багровый и белый, отброшен и скомкан”, вечера зеленый сумрак собрал причитающуюся ему “горсть дукатов”, “а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты”, “синие тоги” набросилась ночь на городские площади и бульвары, на здания в браслетах огней. По ночным улицам “толпа – пестрошерстая быстрая кошка – плыла, изгибаясь, дверями влекома” в поисках развлечений и удовольствий. Это описание города в стихотворении “Ночь” не может вызвать у нас ассоциаций: наши города уже вечером пустынны, страшны, угрюмы, но ведь Маяковский описывает город 1912 года, не тронутый ни войной, ни революцией. Но позади ночь развлечений, “угрюмый дождь скосил глаза”, гибнут фонари, “цари в короне газа”, и то, что было красиво ночью, – почти безобразно при утреннем свете, который “для глаза сделал больней враждующий букет бульварных проституток”. И вот восток бросает в одну пылающую чашу все, что осталось от ночного пира (стихотворение “Утро”). Часто современность в стихах Маяковского предстает в мрачных, окрашенных трагическим колоритом картинах (“Из улицы в улицу”, “Адище города”, “Послушайте!”).

В 1917 году в творчестве В. В. Маяковского еще не доминировали революционные идеи, и в своих произведениях он провозглашал полный отказ от привычных поэтических образов. Ночь всегда вызывала у поэтов неоднозначные чувства. Для некоторых она была притягательна и хранила множество тайн. Другие считали, что это пора сомнений и страхов, рассеивающихся с наступлением утра. В стихотворении Маяковского "Ночь", анализ которого представлен ниже, это время суток олицетворяет человеческие пороки, притворство. В нем описывается город, в котором все люди жаждут власти и богатства.

Направление произведения

В анализе "Ночи" Маяковского нужно обязательно отметить, что произведение относится к популярному тогда направлению футуризму. Его поклонники противопоставляли свое творчество приверженцам классицизма. Они возвели в абсолют образность слова, иногда даже пренебрегая его смысловой составляющей.

Маяковскому импонировала экспрессия футуристов, но их стиль он считал неподходящим для написания лирических стихотворений. Хотя яркость и некую эпатажность образов в описываемом стихотворении можно наблюдать.

Образ игорного дома

Делая анализ "Ночи" Маяковского, нужно раскрыть один из важных образов стихотворения - игорный дом. Это символ праздности, разврата городских жителей, любителей легких денег. Для таких людей ночь - это не загадочное время суток, когда можно задуматься о смысле бытия.

Для них это время, когда можно попытаться стать богаче, когда можно притворяться и быть тем, кем хочется. Как же читатель может понять, что речь идет об игорном доме? Строка "в зеленый бросали горстями дукаты" подразумевает сукно, а дукаты - это монеты или фишки, которые игроки получали, сделав нужную ставку.

Многие непонятные на первый взгляд эпитеты подчеркивают названный образ. Например, под "синими тогами" поэт мог иметь в виду то, что все административные здания и другие учреждения, работающие днем, закрывались в ночное время, уступая места увеселительным заведениям.

Возможно, что под игорным домом поэт имел в виду не казино, а сравнение ночи с притворством, некой игрой. Люди, отправляясь развлекаться, надевали маски и праздно проводили время, не пытаясь увидеть и понять красоту ночного времени суток.

Образ толпы

Также в анализе "Ночи" Маяковского следует отметить, что не менее важным образом является толпа. Ее поэт сравнивает с "пестрошерстой быстрой кошкой". Ночью развлекались богатые слои населения, дельцы и другие представители буржуазии.

Понятие пестрошерстости создает впечатление праздных людей, готовых веселиться всю ночь. Таким личностям ничего не нужно, кроме денег, они тщеславны, они фальшивы. Люди стремятся взять себе побольше с этого притворного праздника счастья.

Главная тема стихотворения

В анализе "Ночи" Маяковского главная тема - это одиночество поэта среди разгульной толпы. Лирический герой отмечает, что на городских улицах уже главенствует не таинственная и прекрасная ночь, а наступает время разврата и притворства. Но не нужно забывать, что такой она стала лишь из-за людей.

Герой понимает все это, но не находит среди пестрой толпы единомышленников. Общество пришло в упадок, и никто этого не замечает. И поэтому герой чувствует себя беспомощным, и даже фонари для него не способны рассеять ночной сумрак.

Но он не оставляет попыток достучаться до толпы, надеясь увидеть, что хоть кто-то осознает упадок общества. Увы, людям неинтересны его размышления, они не хотят усложнять себе жизнь. Они продолжают безудержно веселиться, не замечая героя.

Другие характеристики произведения

В анализе стиха Маяковского "Ночь" нужно отметить, что большую роль здесь играют художественные средства выразительности. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры и необычные сравнения, которые не всегда понятны читателям. Но это соответствует футуристическому направлению.

Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой, в которой ударным является первый слог. - перекрестный. Это основные характеристики звуко-ритмической структуры произведения.

В стихотворении поэт описывает ночной город, его причудливый пейзаж. В отличие от приверженцев классицизма, для него ночь не была источником вдохновения и восхищения. Владимир Владимирович видел, как многие степенные и уважаемые люди с наступлением тьмы становятся другими - теми, кому нужны только деньги и развлечения.

Кстати, интересно и то, что образ арапа - это не просто дополнение к облику ночного города. В то время казино часто нанимали темнокожих людей как швейцаров, чтобы привлечь больше публики.

В кратком анализе "Ночи" Маяковского нельзя не упомянуть и о том, что в стихотворении еще нет смелых экспериментов с рифмами и образами, присущих поэту, но строки отличаются динамичностью. А экспрессия и непонятные метафоры добавляют произведению особенной выразительностью, свойственной футуристам. В то же время поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась.

Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев , поэт XIX века, ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна. Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.

Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан» . О чем это? Можно предположить, что это день - контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.

Однако следующая строка до сих пор рождает споры:

В зеленый бросали горстями дукаты …

Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями. Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом. Этот образ игрового дома , казино дополняют и «горящие желтые карты» , которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон» .

Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» - одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении. Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу. В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.

Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ«толпа – пестрошерстая быстрая кошка» . Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.

Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома» . Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы - агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь» , ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул» . Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.

Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение. Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.

Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.

Самосадкина Екатерина

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка —
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.

Анализ стихотворения «Ночь» Маяковского

В. Маяковский вошел в историю в качестве яркого представителя и одного из основателей футуризма. Это литературное течение провозглашало полный отказ от поэтических канонов и классических образцов. Главной ценностью произведения объявлялась его насыщенность необычными и яркими образами. Даже смысловое содержание отодвигалось на задний план. Ярким примером такого подхода к поэзии является стихотворение «Ночь» (1912 г.).

В произведении на первое место выходит игра слов. Неискушенному читателю оно представляется абсолютно бессмысленным. Да и попытка проникнуть через нагромождение образов становится нелегкой задачей. Маяковский не стремился к тому, чтобы у читателя сложилось какое-то определенное мнение. Каждый может дать волю своему воображению и по-своему понять автора. С уверенностью можно выделить лишь образы ночного города и человеческой толпы.

Сам Маяковский не раскрывал смысла своего стихотворения. На сегодняшний день наиболее распространенным является мнение, что поэт описал ночной игорный дом. Он испытывал к буржуазному обществу огромную ненависть и презрение и не скрывал своих чувств. Ночная жизнь в то время, да и всегда, была связана с порочными увеселениями богатых слоев, проматывающих целые состояния. Это возмущало Маяковского до глубины души.

В произведении чувствуется негативная оценка автора. Эпитеты «багровый» и «белый» могут относиться к закату и дню. Наступившая ночь «отбросила и скомкала» их. «Зеленый» — традиционный цвет сукна на игорном столе. Далее следует более или менее ясный образ ночного дома с освещенными в темноте окнами («желтые карты»).

Во второй строфе стиха, возможно, Маяковский изображает погрузившийся в сон город. Здания оделись в «синие тоги». Но в это время просыпается другая жизнь. «Бегущие» — собирающиеся вокруг игорного дома люди. «Браслеты» — тяга к азартной игре, которая приковывает людей к себе.

Толпа, напоминающая «пестрошерстную быструю кошку», стремится урвать свою долю из предстоящего развлечения («смеха отлитого кома»). Поэт случайно попадает в это людское сборище и пытается из него вырваться («улыбку протиснул»). «Удары в жесть» могут символизировать ночной музыкальный ансамбль в ресторане, а «арапы» — музыкантов, исполняющих экзотические мелодии.

Стихотворение «Ночь» не может быть истолковано однозначно. Чистый футуризм так и не получил широкого распространения. Сам Маяковский уже в скором времени стал уделять больше внимания смыслу своих произведений.

В 1917 году в творчестве В. В. Маяковского еще не доминировали революционные идеи, и в своих произведениях он провозглашал полный отказ от привычных поэтических образов. Ночь всегда вызывала у поэтов неоднозначные чувства. Для некоторых она была притягательна и хранила множество тайн. Другие считали, что это пора сомнений и страхов, рассеивающихся с наступлением утра. В стихотворении Маяковского "Ночь", анализ которого представлен ниже, это время суток олицетворяет человеческие пороки, притворство. В нем описывается город, в котором все люди жаждут власти и богатства.

Направление произведения

В анализе "Ночи" Маяковского нужно обязательно отметить, что произведение относится к популярному тогда направлению футуризму. Его поклонники противопоставляли свое творчество приверженцам классицизма. Они возвели в абсолют образность слова, иногда даже пренебрегая его смысловой составляющей.

Маяковскому импонировала экспрессия футуристов, но их стиль он считал неподходящим для написания лирических стихотворений. Хотя яркость и некую эпатажность образов в описываемом стихотворении можно наблюдать.

Образ игорного дома

Делая анализ "Ночи" Маяковского, нужно раскрыть один из важных образов стихотворения - игорный дом. Это символ праздности, разврата городских жителей, любителей легких денег. Для таких людей ночь - это не загадочное время суток, когда можно задуматься о смысле бытия.

Для них это время, когда можно попытаться стать богаче, когда можно притворяться и быть тем, кем хочется. Как же читатель может понять, что речь идет об игорном доме? Строка "в зеленый бросали горстями дукаты" подразумевает сукно, а дукаты - это монеты или фишки, которые игроки получали, сделав нужную ставку.

Многие непонятные на первый взгляд эпитеты подчеркивают названный образ. Например, под "синими тогами" поэт мог иметь в виду то, что все административные здания и другие учреждения, работающие днем, закрывались в ночное время, уступая места увеселительным заведениям.

Возможно, что под игорным домом поэт имел в виду не казино, а сравнение ночи с притворством, некой игрой. Люди, отправляясь развлекаться, надевали маски и праздно проводили время, не пытаясь увидеть и понять красоту ночного времени суток.

Образ толпы

Также в анализе "Ночи" Маяковского следует отметить, что не менее важным образом является толпа. Ее поэт сравнивает с "пестрошерстой быстрой кошкой". Ночью развлекались богатые слои населения, дельцы и другие представители буржуазии.

Понятие пестрошерстости создает впечатление праздных людей, готовых веселиться всю ночь. Таким личностям ничего не нужно, кроме денег, они тщеславны, они фальшивы. Люди стремятся взять себе побольше с этого притворного праздника счастья.

Главная тема стихотворения

В анализе "Ночи" Маяковского главная тема - это одиночество поэта среди разгульной толпы. Лирический герой отмечает, что на городских улицах уже главенствует не таинственная и прекрасная ночь, а наступает время разврата и притворства. Но не нужно забывать, что такой она стала лишь из-за людей.

Герой понимает все это, но не находит среди пестрой толпы единомышленников. Общество пришло в упадок, и никто этого не замечает. И поэтому герой чувствует себя беспомощным, и даже фонари для него не способны рассеять ночной сумрак.

Но он не оставляет попыток достучаться до толпы, надеясь увидеть, что хоть кто-то осознает упадок общества. Увы, людям неинтересны его размышления, они не хотят усложнять себе жизнь. Они продолжают безудержно веселиться, не замечая героя.

Другие характеристики произведения

В анализе стиха Маяковского "Ночь" нужно отметить, что большую роль здесь играют художественные средства выразительности. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры и необычные сравнения, которые не всегда понятны читателям. Но это соответствует футуристическому направлению.

Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой, в которой ударным является первый слог. Способ рифмования - перекрестный. Это основные характеристики звуко-ритмической структуры произведения.

В стихотворении поэт описывает ночной город, его причудливый пейзаж. В отличие от приверженцев классицизма, для него ночь не была источником вдохновения и восхищения. Владимир Владимирович видел, как многие степенные и уважаемые люди с наступлением тьмы становятся другими - теми, кому нужны только деньги и развлечения.

Кстати, интересно и то, что образ арапа - это не просто дополнение к облику ночного города. В то время казино часто нанимали темнокожих людей как швейцаров, чтобы привлечь больше публики.

В кратком анализе "Ночи" Маяковского нельзя не упомянуть и о том, что в стихотворении еще нет смелых экспериментов с рифмами и образами, присущих поэту, но строки отличаются динамичностью. А экспрессия и непонятные метафоры добавляют произведению особенной выразительностью, свойственной футуристам. В то же время поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась.

Статьи по теме: